СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс к УМК "Школа России"
Приложение к ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 П.ВЕСЁЛЫЙ
ЧУНСКИЙ РАЙОН ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературное чтение
название учебного предмета
1-4 класс
Предметная область: русский язык и литературное чтение
Личностные результаты
1 КЛАСС
ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, природа,семья;
уважать свою семью, своих родственников, любовь к родителям;
освоить роли ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм.
2 класс
ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, природа,
семья, мир, настоящий друг;
уважать свой народ, свою родину;
освоение личностного смысла учения, желания учиться;
оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм.
3 класс
ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, природа,
семья, мир, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга, понимать позицию другого;
уважать свой народ, другой народ, терпимость к обычаям и традициям других народов;
освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу;
оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
4 класс
ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, природа,
семья, мир, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга, понимать позицию другого, народ, национальность и т.д.;
уважать свой народ, другой народ, терпимость к обычаям и традициям других народов;
освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей
гражданина России.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1 класс
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в
жизненных ситуациях под руководством учителя;
использовать в своей деятельностипростейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.;
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя.
2 класс
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
следовать режиму организации
учебной и внеучебной деятельности;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя; соотносить выполненное задание с образцом,
предложенным учителем;
использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль);
корректировать выполнение задания в дальнейшем; оценка своего задания по
следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3 класс
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения
заданий;
самостоятельно определять важность или необходимость выполнения
различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;
определять цель учебной деятельности;
с помощью и самостоятельно определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения,
результатом действий на определенном этапе; использовать в работе литературу,
инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
4 класс
самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его
выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать
использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу,
ИКТ, инструменты и приборы;
определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД:
1 класс
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить
нужную информацию в учебнике;
сравнивать прдметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы,
объекты на основе существенных признаков;
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему
2 класс
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на
простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную
информацию в учебнике;
сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;
составлять простой план определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях и учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
3 класс
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою
работу по изучению незнакомого материала;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
экспонат, модель, иллюстрация и др.); анализировать, сравнивать, группировать
различные объекты, явления, факты самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ
4 класс
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет; анализировать,
сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде
Коммуникативные УУД:
1 класс
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы
учителя, товарищей по классу
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
слушать и понимать речь других; участвовать в паре.
2 класс
участвовать в диалоге;
слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций;
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-
популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе,
совместном решении проблемы (задачи)
3 класс
участвовать в диалоге;
слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; участвовать в работе группы, распределять роли; договариваться друг с другом оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично
относиться к своему мнению.
4 класс
участвовать в диалоге;
слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи);
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений
критично относиться к своему мнению.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; понимать точку зрения другого;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; Предвидеть последствия коллективных решений.
Планируемые предметные результаты освоения
учебного предмета «Литературное чтение»
1 класс
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-
познавательные, учебные, справочные);
осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов, и сказок;
отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»;
«Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения,
обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их
особенности под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении
отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в
книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной
информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои
читательские успехи в рабочей тетради;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений
русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки
на основе предложенного в учебнике алгоритма;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под
руководством учителя.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством
учителя;
восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под
руководством учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений
под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц
и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в
соответствии с задачами, поставленными учителем;
сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими
группами, используя средства художественной выразительности.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие
фольклорные жанры (сказка);
отличать прозаический текст от поэтического;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
называть героев произведения, давать характеристику.
Учащиеся получат возможность научиться:
отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов,
осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами,
распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в
соответствии с тематическими группами;
находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с
историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт,
праздники, верования и пр.);
использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки,
небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой
деятельности.
Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение». 2 класс
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под
руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное
чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать
художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в
книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной
информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские
успехи в «Рабочей тетради»;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений
русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на
основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания
текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных
героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё
отношение кпрочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы
между предложениями и частями текста; понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции
семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о
самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,
делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную
тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять
данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать
свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию
главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому
доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в
тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или
подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь
на составленный под руководством учителя план;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое) в зависимости от цели чтения;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной,
домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации
опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями o
прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к
чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или
опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая
собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в
соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их
культурную ценность для русского народа;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-
познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки,
загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в
своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её
своими словами;
находить в произведении средства художественной выразительности;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
доказательство этому в тексте.
Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение». 3 класс
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё
отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы
между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее,
поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции
семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять
высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных
праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную
тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные
понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои
варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую
аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное
произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить
главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого
героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в
тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или
подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней,
городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на
аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,
участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов
(Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение,
паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством,
басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в
предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям
произведения;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и
осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и
эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);
эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в
поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно
создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из
прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно
план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях
и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь
на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую
последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать
текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида
героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного
творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни
человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные
ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в
народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на
основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые
мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее
понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на
тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды»,
«Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах,
конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;
участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её
своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки,
рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки,
находить в тексте доказательства сходства и различия;
находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности
(сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского
текста, используя средства художественной выразительности.
Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение». 4 класс
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов
(Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в
предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям
произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение,
паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня
читается с сатирическими нотками и пр.);
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и
осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и
эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически
воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом
тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из
прочитанных произведений;
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту;
находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие
собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план
пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и
выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим
предметам;
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении
справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в
произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в
произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и
зле;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на
вопрос, описание – характеристика героя);
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь
на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую
последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст;
пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя,
обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на
основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые
мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее
понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему
праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды»,
«Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах,
конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;
участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами
произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка
живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского
текста, используя средства художественной выразительности.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта
чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,
автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для
всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного
текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое
отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на
них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на
контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,
фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на
содержание текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными
фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст,
опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать
связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и
поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием
текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно
делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-
популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать
вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого
этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех
видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста
и высказывать суждение;
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста
и высказывать собственное суждение;
– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)
произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от
восприятия других видов искусства;
– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по
заданной тематике или по собственному желанию;
– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и
внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по
заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой;
– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
– распознавать некоторые отличительные особенности художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств художественной
выразительности);
– отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка,
загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
– находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,
эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить
примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности
(иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его
событиями;
– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе
личного опыта;
– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного
литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например,
рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих
лиц или неодушевленного предмета;
– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения;
– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное,
созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе.
Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение» 1 класс
136 часов в год 4 часа в неделю
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
1 | Добукварный период (14 ч.) «Азбука» — первая учебная книга.(Реализован в модуле «Введение в школьную жизнь») | 1 | |
2. | Речь устная и письменная. Предложение.(Реализован в модуле «Введение в школьную жизнь») | 1 | |
3.
| Слово и предложение. (Реализован в модуле «Введение в школьную жизнь») | 1 | |
4. | Слово и слог.(Реализован в модуле «Введение в школьную жизнь») | 1 | |
5. | Слог. Ударение. |
| |
6. | Звуки в окружающем мире. | 1 | |
7. | Гласные и согласные звуки. | 1 | |
8. | Слог-слияние. | 1 | |
9. | Предложение, слово и слог. | 1 | |
10 | Гласный звук [а], буквы А, а. | 1 | |
11 | Гласный звук [о], буквы О, о. | 1 | |
12 | Звук [и], буквы И, и. | 1 | |
13 | Звук [ы], буква ы. | 1 | |
14 | Звук [у], буквы У, у. | 1 | |
15 | Букварный период (70 ч.) Звуки [н], [н’], буквы Н, н. | 1 | |
16 | Звуки [с], [с’], буквы С, с. | 1 | |
17 | Звуки [к], [к’], буквы К, к. | 1 | |
18-19 | Звуки [т], [т’], буквы Т, т. | 2 | |
20 | Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. | 1 | |
21 | Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р. | 1 | |
22 | Звуки [в], [в’]. Буквы В, в | 1 | |
23-24 | Звуки [й’ э] [‘ э] . Буквы Е.е. | 2 | |
25 | Звуки [п], [п’]. Буквы П, п. | 1 | |
26 | Звуки [п], [п’]. Буквы П, п. | 1 | |
27 | Звуки [м], [м’]. Буквы М, м. | 1 | |
28-29 | Упражнение в чтении различных текстов | 2 | |
30-31 | Звуки [з], [з’]. Буквы З, з. | 2 | |
32-35 | Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б. | 4 | |
36-37 | Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д. | 2 | |
38-40 | Буква Я,я. | 3 | |
41-42 | Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г. | 2 | |
43 | Сопоставление слогов и слов с буквами г и к | 1 | |
44-45 | Звук [ч’]. Буквы Ч, ч. | 2 | |
46-47 | Буква ь. | 2 | |
48-50 | Звук [ш]. Буква Ш, ш. | 3 | |
51-52 | Звук [ж]. Буква Ж, ж. | 2 | |
53-55 | Звуки [йо].Буквы Ё, ё. | 3 | |
56-57 | Звук [й], буква й. | 2 | |
58-60 | Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. | 3 | |
61-62 | Чтение слов с изученными буквами. | 2 | |
63-65 | Буквы Ю, ю. | 3 | |
66-67 | Звук [ц]. Буквы Ц, ц. | 2 | |
68-69 | Чтение слов с изученными буквами. | 2 | |
70-71 | Звук [э]. Буквы Э, э. | 2 | |
72-73 | Чтение слов с изученными буквами. | 2 | |
74-75 | Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. | 2 | |
76-77 | Чтение слов с изученными буквами. | 2 | |
78-79 | Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. | 2 | |
80-82 | Буквы ь, ъ. | 3 | |
83 | Алфавит. | 1 | |
84 | С. Маршак «Как хорошо уметь читать». | 1 | |
85-86 | Послебукварный период (8 ч.) Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 2 | |
87-88 | Чтение текстов. ВКуприн «Первоучители словенские» | 2 | |
89 | Л Толстой –автор «Азбуки для детей» | 1 | |
90 | К Ушинский « Азбука для малышей» | 1 | |
91 | Стихи А Барто ,Заходера. и др. | 1 | |
92 | Наши достижения | 1 | |
93 | Литературное чтение (40 ч.) Вводный урок. В.Данько «Загадочные буквы». | 1 | |
94. | Жили-были буквы … (6 ч.) И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А». С.Чёрный «Живая азбука» | 1 | |
95. | Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» | 1 | |
96. | Г.Сапгир «Про медведя». М.Бородицкая «Разговор с пчелой». И.Гамазкова «Кто как кричит?» | 1 | |
97. | И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука» С.Маршак «Автобус №26» | 1 | |
98. | Из старинных книг. | 1 | |
99. | Проверим себя. Проект №1 «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок» | 1 | |
100. | Сказки, загадки, небылицы (8 часов) Е.Чарушин «Теремок». | 1 | |
101. | Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 | |
102. | Загадки. Песенки. | 1 | |
103. | Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». | 1 | |
104. | Стихотворения А.С.Пушкина. | 1 | |
105. | Русская народная сказка «Петух и собака» | 1 | |
106. | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». | 1 | |
107. | Разноцветные страницы. Проверим себя. | 1 | |
108. | Апрель, апрель. 3венит капель! (5 часов) А. Майков «Ласточка примчалась…» А. Плещеев «Травка зеленеет..» | 1 | |
109. | А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники» | 1 | |
110. | Стихи-загадки писателей И.Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л.Яхтина, Е.Трутневой. Проект №2«Составляем азбуку загадок» | 1 | |
111. | Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг. | 1 | |
112. | Обобщение по теме. Оценка своих достижений. | 1 | |
113. | И в шутку и всерьёз (6 часов) И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г.Кружков «Ррры». | 1 | |
114. | Н.Артюхова«Саша-дразнилка» | 1 | |
115. | К.Чуковский «Федотка» О. Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук». | 1 | |
116. | И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | 1 | |
117. | К. Чуковский «Телефон» | 1 | |
118. | М.Пляцковский «Помощник». | 1 | |
119. | Из старинных книг. Обобщающий рок. Оценка своих достижений. | 1 | |
120. | Я и мои друзья (7часов) Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е.Благинина «Подарок» | 1 | |
121. | В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков «Бараны». Р.Сеф «Совет» | 1 | |
122. | Стихотворения В. Орлова, В. Берестова, И.Пивоваровой, Я. Акима. | 1 | |
123. | Проект «Наш класс - дружная семья». С.Маршак «Хороший день» | 1 | |
124. | М.Пляцковский «Сердитый дог Буль» Ю.Энтин «Про дружбу». | 1 | |
125. | Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчик и лягушки», «Находка». Разноцветные страницы. | 1 | |
126. | Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья» | 1 | |
127. | О братьях наших меньших (6) С.Михалков «Трезор» Р.Сеф «Кто любит собак…» | 1 | |
128. | В.Осеева «Собака яростно лаяла» И.Токмакова «Купите собаку» | 1 | |
129. | М.Пляцковский «Цап Царапыч». Г.Сапгир «Кошка». В.Берестов «Лягушата»
| 1 | |
130. | В.Лунин «Никого не обижай» С.Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый ёж» | 1 | |
131. | Н.Сладков «Лисица и ёж». Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо» | 1 | |
132. | Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших» | 1 |
Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение», 2 класс
136 часов в год 4 часа в неделю
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю». | 1 |
2 | Устное народное творчество (12 часов) Русские народные песни. Вводная диагностическая работа. | 1 |
3 | Потешки и прибаутки, считалки и небылицы. | 1 |
4 | Загадки, пословицы и поговорки. | 1 |
5 | Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт». | 1 |
6 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1 |
7 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1 |
8 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Проверка техники чтения. | 1 |
9 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | 1 |
10 | Русская народная сказка «Каша из топора». | 1 |
11 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | 1 |
12 | А.А. Шибаев «Вспомни сказку». | 1 |
13 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Тест №1. | 1 |
14 | Люблю природу русскую! Осень (7 часов) Нравится ли вам осень? Осенние загадки. | 1 |
15 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» К. Бальмонт «Поспевает брусника…» А. Плещеев «Осень наступила …» | 1 |
16 | А. Фет «Ласточки пропали…» А. Толстой «Осень». | 1 |
17 | С. Есенин «Закружилась листва золотая». В. Брюсов «Сухие листья». И. Токмакова «Опустел скворечник». | 1 |
18 | В.Д. Берестов «Хитрые грибы». | 1 |
19 | М.М. Пришвин «Осеннее утро». | 1 |
20 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень». Проверочная работа №1. | 1 |
21 | Русские писатели (16 часов) А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта. | 1 |
22 | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …» | 1 |
23 | А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» | 1 |
24 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
25 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
26 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
27 | И.А. Крылов. Биография. | 1 |
28 | И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука». | 1 |
29 | И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». | 1 |
30 | Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». | 1 |
31 | Л.Н. Толстой «Филипок». | 1 |
32 | Л.Н. Толстой «Филипок». | 1 |
33 | Л.Н. Толстой «Правда всего дороже». | 1 |
34 | Л.Н. Толстой «Котёнок». | 1 |
35 | Разноцветные страницы. Проверка техники чтения. | 1 |
36 | Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Контрольная работа № 1. | 1 |
37 | О братьях наших меньших (11 часов) Н.И. Сладков «Они и мы». А.А. Шибаев «Кто кем становится?» | 1 |
38 | Б. Заходер «Плачет киска …» И. Пивоварова «Жила-была собака…» | 1 |
39 | В. Берестов «Кошкин щенок». | 1 |
40 | М.М. Пришвин «Ребята и утята». | 1 |
41 | М.М. Пришвин «Ребята и утята». | 1 |
42 | Е.И. Чарушин «Страшный рассказ». | 1 |
43 | Б.С. Житков «Храбрый утёнок». | 1 |
44 | В.В. Бианки «Музыкант». | 1 |
45 | В.В. Бианки «Сова». | 1 |
46 | Разноцветные страницы. | 1 |
47 | Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Контрольная работа № 2. | 1 |
48 | Из детских журналов (9 часов) Знакомство с детским и журналами. | 1 |
49 | Д. Хармс «Игра». | 1 |
50 | Д. Хармс «Вы знаете?..» | 1 |
51 | Д. Хармс «Весёлые чижи». | 1 |
52 | Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог». | 1 |
53 | Ю.Д. Владимиров «Чудаки». А.И. Введенский «Учёный Петя». | 1 |
54 | А.И. Введенский «Лошадка». | 1 |
55 | Д. Хармс «Весёлый старичок». | 1 |
56 | Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Тест № 2. | 1 |
57 | Люблю природу русскую! Зима (10 часов) Нравится ли вам зима? Зимние загадки. | 1 |
58 | И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…» К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…» | 1 |
59 | Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…» Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 |
60 | С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза». | 1 |
61 | Русская народная сказка «Два Мороза». | 1 |
62 | С.В. Михалков «Новогодняя быль». | 1 |
63 | А.Л. Барто «Дело было в январе …» С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет …» | 1 |
64 | Разноцветные страницы. | 1 |
65 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Контрольная работа №3. | 1 |
66 | Проверка техники чтения. | 1 |
67 | Писатели – детям (20 час) К.И. Чуковский. Биография. | 1 |
68 | К.И. Чуковский «Путаница». | 1 |
69 | К.И. Чуковский «Радость». | 1 |
70 | К.И. Чуковский «Федорино горе». | 1 |
71 | К.И. Чуковский «Федорино горе». | 1 |
72 | К.И. Чуковский «Федорино горе». | 1 |
73 | С.Я. Маршак «Кот и лодыри». | 1 |
74 | С.В. Михалков «Мой секрет». | 1 |
75 | С.В. Михалков «Сила воли». | 1 |
76 | С.В. Михалков «Мой щенок». | 1 |
77 | А.Л. Барто «Верёвочка». | 1 |
78 | А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | 1 |
79 | А.Л. Барто «Вовка – добрая душа». | 1 |
80 | Н.Н. Носов «Затейники». | 1 |
81 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». | 1 |
82 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». | 1 |
83 | Н.Н. Носов «На горке». | 1 |
84 | Н.Н. Носов «На горке». | 1 |
85 | Скороговорки. | 1 |
86 | Обобщающий урок по теме «Писатели – детям». Контрольная работа № 4. | 1 |
87 | Я и мои друзья (14 часов) Я и мои друзья. Развитие речи. | 1 |
88 | В.Д. Берестов «За игрой». Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду». | 1 |
89 | В.Д. Берестов «Гляжу с высоты». В.В. Лунин «Я и Вовка». | 1 |
90 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 |
91 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 |
92 | Ю.И. Ермолаев «Два пирожных». | 1 |
93 | В.А. Осеева «Волшебное слово». | 1 |
94 | В.А. Осеева «Волшебное слово». | 1 |
95 | В.А. Осеева «Хорошее». | 1 |
96 | В.А. Осеева «Почему?» | 1 |
97 | В.А. Осеева «Почему?» | 1 |
98 | В.А. Осеева «Почему?» | 1 |
99 | Е.А. Благинина «Простокваша». В.Н. Орлов «На печи». | 1 |
100 | Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». Проверочная работа №2. | 1 |
101 | Люблю природу русскую! Весна (9 часов) Нравится ли вам весна? Весенние загадки. | 1 |
102 | Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». | 1 |
103 | А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». | 1 |
104 | А.А. Блок «На лугу». | 1 |
105 | С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…» | 1 |
106 | И.А. Бунин «Матери». Проверка техники чтения. | 1 |
107 | А.Н. Плещеев «В бурю». | 1 |
108 | Е.А. Благинина «Посидим в тишине». Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел». | 1 |
109 | И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». Проверочная работа №3. | 1 |
110 | И в шутку, и всерьёз (13 часов) «Мозговая атака». Развитие речи. | 1 |
111 | Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1 |
112 | Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха. | 1 |
113 | Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха. | 1 |
114 | Э.Н. Успенский «Чебурашка». | 1 |
115 | Э.Н. Успенский «Чебурашка». | 1 |
116 | Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». | 1 |
117 | В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». | 1 |
118 | И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране». | 1 |
119 | Г.Б. Остер «Будем знакомы». | 1 |
120 | В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». | 1 |
121 | В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». | 1 |
122 | Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз». Проверочная работа №4. | 1 |
123 | Литература зарубежных стран (14 часов) Викторина. Развитие речи | 1 |
124 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». | 1 |
125 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». | 1 |
126 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». | 1 |
127 | Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». | 1 |
128 | Ш. Перро «Кот в сапогах». | 1 |
129 | Ш. Перро «Кот в сапогах». | 1 |
130 | Ш. Перро «Красная Шапочка». | 1 |
131 | Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | 1 |
132 | Э. Хогарт «Мафин и паук». | 1 |
133 | Э. Хогарт «Мафин и паук». | 1 |
134 | Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». Контрольная работа №5. | 1 |
135 | Итоговая диагностическая работа. | 1 |
136 | Проверка техники чтения. | 1 |
Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение», 3 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | ||
1 | Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. | 1 | ||
2 | Рукописные книги Древней Руси. | 1 | ||
3 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | ||
4 | О первопечатнике Иване Фёдорове. | 1 | ||
5 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». Тест №1. | 1 | ||
6 | Русские народные песни. | 1 | ||
7 | Шуточные народные песни. | 1 | ||
8 | Докучные сказки. | 1 | ||
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. | 1 | ||
10 | Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка. | 1 | ||
11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | ||
12 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | ||
13 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Проверка техники чтения. | 1 | ||
14 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | 1 | ||
15 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1 | ||
16 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1 | ||
17 | Проект: Сочиняем волшебную сказку». | 1 | ||
18 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1 | ||
19 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа № 1. | 1 | ||
20 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | ||
21 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | ||
22 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 | ||
23 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». | 1 | ||
24 | А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». | 1 | ||
25 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…» | 1 | ||
26 | И.С. Никитин «Встреча зимы». | 1 | ||
27 | И.З. Суриков «Детство». | 1 | ||
28 | И.З. Суриков «Зима». | 1 | ||
29 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Контрольная работа № 1. | 1 | ||
30 | Первый снег. | 1 | ||
Великие русские писатели (24 часа) | ||||
31 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы…». | 1 | ||
32 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». | 1 | ||
33 | А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». | 1 | ||
34 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Проверка техники чтения. | 1 | ||
35 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 | ||
36 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1 | ||
37 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1 | ||
38 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас- Царевне Лебеди». | 1 | ||
39 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас- Царевне Лебеди». | 1 | ||
40 | И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове. | 1 | ||
41 | И.А. Крылов «Мартышка и очки». | 1 | ||
42 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | 1 | ||
43 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | 1 | ||
44 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | ||
45 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 1 | ||
46 | М.Ю. Лермонтов «Утёс». | 1 | ||
47 | М.Ю. Лермонтов «Осень». | 1 | ||
48 | Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 1 | ||
49 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | ||
50 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | ||
51 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | ||
52 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 1 | ||
53 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 | ||
54 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Контрольная работа № 2. | 1 | ||
55 | Н.А. Некрасов «Славная осень!» | 1 | ||
56 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | 1 | ||
57 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | ||
58 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | 1 | ||
59 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». | 1 | ||
60 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа №3. | 1 | ||
61 | Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. | 1 | ||
62 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» | 1 | ||
63 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | ||
64 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | ||
65 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | ||
66 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | ||
67 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | ||
68 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Диагностическая работа. | 1 | ||
69 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | ||
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | ||
71 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | ||
72 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | ||
73 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | ||
74 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | ||
75 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | ||
76 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | ||
77 | А.И. Куприн «Слон». | 1 | ||
78 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа № 2. | 1 | ||
79 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» | 1 | ||
80 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | 1 | ||
81 | А.А. Блок «Ветхая избушка». | 1 | ||
82 | А.А. Блок «Сны», «Ворона». | 1 | ||
83 | С.А. Есенин «Черёмуха» | 1 | ||
84 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».Тест №2. | 1 | ||
85 | М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). | 1 | ||
86 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 | ||
87 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 | ||
88 | В.И. Белов «Малька провинилась». | 1 | ||
89 | В.И. Белов «Ещё про Мальку». | 1 | ||
90 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | ||
91 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | ||
92 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 | ||
93 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | ||
94 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | ||
95 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | ||
96 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 | ||
97 | В.Л. Дуров «Наша Жучка». | 1 | ||
98 | В.П. Астафьев «Капалуха». | 1 | ||
99 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 1 | ||
100 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Контрольная работа № 4. | 1 | ||
101 | С.Я. Маршак «Гроза днём». | 1 | ||
102 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…». | 1 | ||
103 | А.Л. Барто «Разлука» Проверка техники чтения. | 1 | ||
104 | А.Л. Барто «В театре». | 1 | ||
105 | С.В. Михалков «Если». | 1 | ||
106 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 | ||
107 | Проект: «Праздник поэзии» | 1 | ||
108 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».Тест № 3. | 1 | ||
109 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 | ||
110 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1 | ||
111 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1 | ||
112 | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1 | ||
113 | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1 | ||
114 | М.М. Зощенко «Золотые слова». | 1 | ||
115 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | ||
116 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | ||
117 | Н.Н. Носов «Федина задача». | 1 | ||
118 | Н.Н. Носов «Телефон». | 1 | ||
119 | В.Ю. Драгунский «Друг детства». | 1 | ||
120 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» .Проверочная работа № 3. | 1 | ||
121 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. | 1 | ||
122 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился». | 1 | ||
123 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». | 1 | ||
124 | Г.Б. Остер «Вредные советы». | 1 | ||
125 | Г.Б. Остер «Как получаются легенды». | 1 | ||
126 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 | ||
127 | Создание сборника добрых советов. | 1 | ||
128 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Проверочная работа № 4. | 1 | ||
129 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».
| 1 | ||
130 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1 | ||
131 | Итоговая диагностическая работа. | 1 | ||
132 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 | ||
133 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 | ||
134 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 | ||
135 | Проверка техники чтения. Контрольная работа №5. | 1 | ||
136 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». | 1 |
Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс
136 часов 4 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 |
2 | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом. | 1 |
3 | Из летописи «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда». | 1 |
4 | События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических событий. | 1 |
5 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». | 1 |
6 | Летопись – источник исторически фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». | 1 |
7 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». | 1 |
8 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | 1 |
9 | Герои былины – защитники Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри». | 1 |
10 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». | 1 |
11 | Житие Сергия Радонежского. | 1 |
12 | «Летописи, былины, сказания». Оценка достижений Проект «Создание календаря исторически событий». | 1 |
13 | П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове. | 1 |
14 | П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» | 1 |
15 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | 1 |
16 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика героев. | 1 |
17 | А.С. Пушкин. «Няне». | 1 |
18 | А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!...» | 1 |
19 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 |
20 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» . Характеристика героев. | 1 |
21 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. | 1 |
22 | КВН по сказкам А.С. Пушкина | 1 |
23 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». | 1 |
24 | М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». | 1 |
25 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | 1 |
26 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев. | 1 |
27 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. | 1 |
28 | Л.Н. Толстой «Детство». | 1 |
29 | Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня. | 1 |
30 | Внеклассное чтение. Творчество Л.Н.Толстого | 1 |
31 | А.П. Чехов.«Мальчики». | 1 |
32 | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | 1 |
33 | КВН «Чудесный мир классики». | 1 |
34 | Оценка достижений. | 1 |
35 | Знакомство с разделом. Ф. И. Тютчев | 1 |
36 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | 1 |
37 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». | 1 |
38 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» | 1 |
39 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 |
40 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | 1 |
41 | Н.А. Некрасов «Школьник» | 1 |
42 | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» | 1 |
43 | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | 1 |
44 | Внеклассное чтение. Родные поэты. | 1 |
45 | Игра «Поэтическая тетрадь». | 1 |
46 | Оценка достижений.. | 1 |
47 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 |
48 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». План сказки. | 1 |
49 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. | 1 |
50 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | 1 |
51 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения. | 1 |
52 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. | 1 |
53 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 |
54 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | 1 |
55 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | 1 |
56 | С.Т. Аксаков«Аленький цветочек» | 1 |
57 | С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Герои произведения. | 1 |
58 | С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Деление текста на части. | 1 |
59 | С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование. | 1 |
60 | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. | 1 |
61 | Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 |
62 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». | 1 |
63 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 |
64 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. | 1 |
65 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 |
66 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 |
67 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. | 1 |
68 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. | 1 |
69 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. | 1 |
70 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». | 1 |
71 | Оценка достижений. | 1 |
72 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 |
73 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения | 1 |
74 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 |
75 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения | 1 |
76 | М.М. Зощенко «Елка». | 1 |
77 | Обобщение по разделу «Страна детства». | 1 |
78 | Оценка достижений. | 1 |
79 | Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение. | 1 |
80 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 1 |
81 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 |
82 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | 1 |
83 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. | 1 |
84 | Устный журнал «Поэтическая тетрадь». | 1 |
85 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 |
86 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. | 1 |
87 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 |
88 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. | 1 |
89 | М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 |
90 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. | 1 |
91 | Е.И. Чарушин «Кабан». | 1 |
92 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | 1 |
93 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. | 1 |
94 | Урок – конкурс «Природа и мы». | 1 |
95 | Проект «Природа и мы». Оценка достижений. | 1 |
96 | Знакомство с разделом. | 1 |
97 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень». | 1 |
98 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | 1 |
99 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | 1 |
100 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | 1 |
101 | С.А. Есенин «Лебедушка» | 1 |
102 | Обобщающий урок «Поэзии прекрасные страницы». | 1 |
103 | Оценка достижений. | 1 |
104 | Знакомство с разделом. | 1 |
105 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | 1 |
106 | С.Д. Дрожжин«Родине». Авторское отношение к изображаемому. | 1 |
107 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». | 1 |
108 | Обобщающий урок «Родина». | 1 |
109 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | 1 |
110 | Проект «Они защищали Родину». | 1 |
111 | Оценка достижений. | 1 |
112-113 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 |
114-115 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | 1 |
116 | Путешествие по стране Фантазия. | 1 |
117 | Оценка достижений. | 1 |
118 | Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» | 1 |
119-121 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 |
122-126 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 1 |
127-128 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 |
129-130 | С. Лагерлев «Святая ночь». | 1 |
131-132 | С. Лагерлев «В Назарете». | 1 |
133 | Внеклассное чтение. Путешествие по дорогам любимых книг. | 1 |
134 | Контрольная работа за 2 полугодие. | 1 |
135 | Обобщающий урок «Зарубежная литература». | 1 |
136 | Урок – игра «Литературные тайны». | 1 |