СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс к УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс к УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс к УМК "Школа России"»

Приложение к ООП ООО


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 П.ВЕСЁЛЫЙ

ЧУНСКИЙ РАЙОН ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Литературное чтение

название учебного предмета


1-4 класс


Предметная область: русский язык и литературное чтение

































Личностные результаты

1 КЛАСС

  • ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, природа,семья;

  • уважать свою семью, своих родственников, любовь к родителям;

  • освоить роли ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;

  • оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки

зрения общечеловеческих норм.


2 класс

  • ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, природа,

  • семья, мир, настоящий друг;

  • уважать свой народ, свою родину;

  • освоение личностного смысла учения, желания учиться;

  • оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки

зрения общечеловеческих норм.


3 класс

  • ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, природа,

  • семья, мир, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга, понимать позицию другого;

  • уважать свой народ, другой народ, терпимость к обычаям и традициям других народов;

  • освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу;

  • оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки

зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.


4 класс

  • ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина, природа,

  • семья, мир, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга, понимать позицию другого, народ, национальность и т.д.;

  • уважать свой народ, другой народ, терпимость к обычаям и традициям других народов;

  • освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;

  • оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки

зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей

гражданина России.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1 класс


  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  • определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в

  • жизненных ситуациях под руководством учителя;

  • использовать в своей деятельностипростейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.;

  • определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных

  • ситуациях под руководством учителя.

2 класс


  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;

  • следовать режиму организации

  • учебной и внеучебной деятельности;

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

  • определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных

  • ситуациях под руководством учителя; соотносить выполненное задание с образцом,

  • предложенным учителем;

  • использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль);

  • корректировать выполнение задания в дальнейшем; оценка своего задания по

  • следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


3 класс


  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения

  • заданий;

  • самостоятельно определять важность или необходимость выполнения

  • различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;

  • определять цель учебной деятельности;

  • с помощью и самостоятельно определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;

  • определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов;

  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения,

  • результатом действий на определенном этапе; использовать в работе литературу,

  • инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.


4 класс


  • самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его

  • выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать

  • использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу,

  • ИКТ, инструменты и приборы;

  • определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.


Познавательные УУД:

1 класс


  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на

  • основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить

  • нужную информацию в учебнике;

  • сравнивать прдметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы,

  • объекты на основе существенных признаков;

  • подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему


2 класс


  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на

  • основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на

  • простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную

  • информацию в учебнике;

  • сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;

  • находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;

  • составлять простой план определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях и учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

3 класс


  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на

  • основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою

  • работу по изучению незнакомого материала;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,

  • экспонат, модель, иллюстрация и др.); анализировать, сравнивать, группировать

  • различные объекты, явления, факты самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

4 класс


  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на

  • основе изучения данного раздела;

  • определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,

  • энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет; анализировать,

  • сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде


Коммуникативные УУД:

1 класс

  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы

  • учителя, товарищей по классу

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

  • слушать и понимать речь других; участвовать в паре.


2 класс

  • участвовать в диалоге;

  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на

  • события, поступки;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и

  • жизненных речевых ситуаций;

  • читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-

  • популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе,

  • совместном решении проблемы (задачи)


3 класс

  • участвовать в диалоге;

  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; участвовать в работе группы, распределять роли; договариваться друг с другом оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично

  • относиться к своему мнению.


4 класс

  • участвовать в диалоге;

  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на

  • события, поступки;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

  • (задачи);

  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

  • аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

  • критично относиться к своему мнению.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; понимать точку зрения другого;

  • участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; Предвидеть последствия коллективных решений.


Планируемые предметные результаты освоения

учебного предмета «Литературное чтение»


1 класс

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-

  • познавательные, учебные, справочные);

  • осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

  • читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;

  • различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов, и сказок;

  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»;

  • «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения,

обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их

  • особенности под руководством учителя;

  • анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении

отражать настроение автора;

  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в

книге художественной;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной

информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои

  • читательские успехи в рабочей тетради;

  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений

русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки

на основе предложенного в учебнике алгоритма;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под

  • руководством учителя.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством

учителя;

  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под

руководством учителя;

  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений

под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц

и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в

соответствии с задачами, поставленными учителем;

  • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими

группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие

фольклорные жанры (сказка);

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

  • называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов,

осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами,

распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в

соответствии с тематическими группами;

  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с

историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт,

праздники, верования и пр.);

  • использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки,

небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой

деятельности.

Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение». 2 класс

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под

руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное

чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать

художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в

книге художественной;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной

информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские

успехи в «Рабочей тетради»;

  • осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений

русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

  • распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на

основе предложенного в учебнике алгоритма;

  • соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания

текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных

героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё

отношение кпрочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы

  • между предложениями и частями текста; понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции

семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о

самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,

делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную

тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом

испытывает;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять

данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать

свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

  • осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию

главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;

понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому

доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в

тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или

подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь

на составленный под руководством учителя план;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,

поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной,

домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации

опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями o

прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к

чтению) на художественное произведение по образцу.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или

опорных слов под руководством учителя;

  • составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая

собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в

соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их

культурную ценность для русского народа;

  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-

познавательному или художественному; составлять таблицу различий;

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки,

загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в

своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её

своими словами;

  • находить в произведении средства художественной выразительности;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить

доказательство этому в тексте.

Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение». 3 класс

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё

отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы

между предложениями и частями текста;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее,

поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции

семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять

высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных

праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную

тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом

испытывает;

  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные

понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои

варианты разрешения конфликтных ситуаций;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую

аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное

произведение по образцу;

  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить

главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого

героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в

тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или

подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на

составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней,

городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на

аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,

участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

 понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов

(Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

 выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение,

паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством,

басня читается с сатирическими нотками и пр.);

 читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в

предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям

произведения;

 пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и

осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и

эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);

эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в

поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно

создавать яркий образ;

 участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из

прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

 делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно

план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

 находить в произведениях средства художественной выразительности;

 готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях

и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

 пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь

на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую

последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать

текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида

героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

 сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного

творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

 писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни

человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;

 пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

 сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные

ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в

народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

 составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на

основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

 подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые

мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее

понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на

тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды»,

«Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах,

конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;

участвовать в читательских конференциях;

 писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

 понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

 определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её

своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

 понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить

доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки,

рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки,

находить в тексте доказательства сходства и различия;

 находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

 сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,

используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,

структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности

(сравнение, олицетворение, метафора);

 определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

 создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского

текста, используя средства художественной выразительности.

Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение». 4 класс

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

 понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов

(Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

 читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в

предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям

произведения;

 выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение,

паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня

читается с сатирическими нотками и пр.);

 пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и

осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и

эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически

воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом

тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

 участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из

прочитанных произведений;

 формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту;

находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие

собственный взгляд на проблему;

 делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план

пересказа, продумывать связки для соединения частей;

 находить в произведениях средства художественной выразительности;

 готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и

выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

 осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим

предметам;

 приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении

справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

 воспринимать художественную литературу как вид искусства;

 осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в

произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;

 соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в

произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и

зле;

 на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи

(повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на

вопрос, описание – характеристика героя);

 работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

 пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь

на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую

последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст;

пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя,

обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

 составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на

основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

 подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые

мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее

понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему

праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды»,

«Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах,

конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;

участвовать в читательских конференциях;

 писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

 создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами

произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка

живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

 сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,

используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,

структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,

олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

 определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

 создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского

текста, используя средства художественной выразительности.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта

чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,

автору, жанру и осознавать цель чтения;

– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,

справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические

произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной

подготовки;

– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,

выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для

всех видов текстов);

– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного

текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;

воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,

изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое

отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их

последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;

находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),

заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на

них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на

контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;

озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;

находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания

явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и

отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с

опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,

фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на

содержание текста;

– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными

фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями

текста, опираясь на его содержание;

– использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на

содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст,

опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать

связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и

поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на

тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,

объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием

текста;

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно

делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для

художественных текстов);

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-

популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики

текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать

вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого

этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех

видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста

и высказывать суждение;

– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста

и высказывать собственное суждение;

– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)

произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от

восприятия других видов искусства;

– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,

описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по

заданной тематике или по собственному желанию;

– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и

внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по

заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

– работать с тематическим каталогом;

– работать с детской периодикой;

– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

– распознавать некоторые отличительные особенности художественных

произведений (на примерах художественных образов и средств художественной

выразительности);

– отличать на практическом уровне прозаический текст

от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка,

загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

– находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,

эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить

примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,

используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,

структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности

(иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

– определять позиции героев художественного текста, позицию автора

художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его

событиями;

– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе

личного опыта;

– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом

коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного

литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например,

рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих

лиц или неодушевленного предмета;

– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или

отзыва;

– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию

прочитанного (прослушанного) произведения;

– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной

поддержкой и пояснениями;

– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное,

созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе.




Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение» 1 класс

136 часов в год 4 часа в неделю

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Добукварный период (14 ч.)

«Азбука» — первая учебная книга.(Реализован в модуле «Введение в школьную жизнь»)

1

2.

Речь устная и письменная. Предложение.(Реализован в модуле «Введение в школьную жизнь»)

1

3.


Слово и предложение. (Реализован в модуле «Введение в школьную жизнь»)

1

4.

Слово и слог.(Реализован в модуле «Введение в школьную жизнь»)

1

5.

Слог. Ударение.


6.

Звуки в окружающем мире.

1

7.

Гласные и согласные звуки.

1

8.

Слог-слияние.

1

9.

Предложение, слово и слог.

1

10

Гласный звук [а], буквы А, а.

1

11

Гласный звук [о], буквы О, о.

1

12

Звук [и], буквы И, и.

1

13

Звук [ы], буква ы.

1

14

Звук [у], буквы У, у.

1

15

Букварный период (70 ч.)

Звуки [н], [н’], буквы Н, н.

1

16

Звуки [с], [с’], буквы С, с.

1

17

Звуки [к], [к’], буквы К, к.

1

18-19

Звуки [т], [т’], буквы Т, т.

2

20

Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.

1

21

Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.

1

22

Звуки [в], [в’]. Буквы В, в

1

23-24

Звуки [й’ э] [‘ э] . Буквы Е.е.

2

25

Звуки [п], [п’]. Буквы П, п.

1

26

Звуки [п], [п’]. Буквы П, п.

1

27

Звуки [м], [м’]. Буквы М, м.

1

28-29

Упражнение в чтении различных текстов

2

30-31

Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.

2

32-35

Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б.

4

36-37

Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д.

2

38-40

Буква Я,я.

3

41-42

Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г.

2

43

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к

1

44-45

Звук [ч’]. Буквы Ч, ч.

2

46-47

Буква ь.

2

48-50

Звук [ш]. Буква Ш, ш.

3

51-52

Звук [ж]. Буква Ж, ж.

2

53-55

Звуки [йо].Буквы Ё, ё.

3

56-57

Звук [й], буква й.

2

58-60

Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.

3

61-62

Чтение слов с изученными буквами.

2

63-65

Буквы Ю, ю.

3

66-67

Звук [ц]. Буквы Ц, ц.

2

68-69

Чтение слов с изученными буквами.

2

70-71

Звук [э]. Буквы Э, э.

2

72-73

Чтение слов с изученными буквами.

2

74-75

Звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

2

76-77

Чтение слов с изученными буквами.

2

78-79

Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф.

2

80-82

Буквы ь, ъ.

3

83

Алфавит.

1

84

С. Маршак «Как хорошо уметь читать».

1

85-86

Послебукварный период (8 ч.)

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

2

87-88

Чтение текстов. ВКуприн «Первоучители словенские»

2

89

Л Толстой –автор «Азбуки для детей»

1

90

К Ушинский « Азбука для малышей»

1

91

Стихи А Барто ,Заходера. и др.

1

92

Наши достижения

1

93

Литературное чтение (40 ч.)

Вводный урок. В.Данько «Загадочные буквы».

1

94.

Жили-были буквы … (6 ч.)

И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А».

С.Чёрный «Живая азбука»

1

95.

Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»

1

96.

Г.Сапгир «Про медведя». М.Бородицкая «Разговор с пчелой». И.Гамазкова «Кто как кричит?»

1

97.

И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука»

С.Маршак «Автобус №26»

1

98.

Из старинных книг.

1

99.

Проверим себя. Проект №1 «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок»

1

100.

Сказки, загадки, небылицы (8 часов)

Е.Чарушин «Теремок».

1

101.

Русская народная сказка «Рукавичка».

1

102.

Загадки. Песенки.

1

103.

Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

1

104.

Стихотворения А.С.Пушкина.

1

105.

Русская народная сказка «Петух и собака»

1

106.

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».

1

107.

Разноцветные страницы. Проверим себя.

1

108.

Апрель, апрель. 3венит капель! (5 часов)

А. Майков «Ласточка примчалась…»

А. Плещеев «Травка зеленеет..»

1

109.

А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники»

1

110.

Стихи-загадки писателей И.Токмаковой,

Л. Ульяницкой, Л.Яхтина, Е.Трутневой. Проект №2«Составляем азбуку загадок»

1

111.

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг.

1

112.

Обобщение по теме. Оценка своих достижений.

1

113.

И в шутку и всерьёз (6 часов)

И.Токмакова «Мы играли в хохотушки».

Я. Тайц «Волк». Г.Кружков «Ррры».

1

114.

Н.Артюхова«Саша-дразнилка»

1

115.

К.Чуковский «Федотка»

О. Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук».

1

116.

И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»

И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

1

117.

К. Чуковский «Телефон»

1

118.

М.Пляцковский «Помощник».

1

119.

Из старинных книг. Обобщающий рок. Оценка своих достижений.

1

120.

Я и мои друзья (7часов)

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е.Благинина «Подарок»

1

121.

В.Орлов «Кто первый?»

С.Михалков «Бараны». Р.Сеф «Совет»

1

122.

Стихотворения В. Орлова, В. Берестова, И.Пивоваровой, Я. Акима.

1

123.

Проект «Наш класс - дружная семья». С.Маршак «Хороший день»

1

124.

М.Пляцковский «Сердитый дог Буль»

Ю.Энтин «Про дружбу».

1

125.

Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчик и лягушки», «Находка». Разноцветные страницы.

1

126.

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»

1

127.

О братьях наших меньших (6)

С.Михалков «Трезор»

Р.Сеф «Кто любит собак…»

1

128.

В.Осеева «Собака яростно лаяла»

И.Токмакова «Купите собаку»

1

129.

М.Пляцковский «Цап Царапыч». Г.Сапгир «Кошка».

В.Берестов «Лягушата»


1

130.

В.Лунин «Никого не обижай»

С.Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый ёж»

1

131.

Н.Сладков «Лисица и ёж». Из старинных книг.

С. Аксаков «Гнездо»

1

132.

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших»

1


Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение», 2 класс

136 часов в год 4 часа в неделю

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю».

1

2

Устное народное творчество (12 часов)

Русские народные песни. Вводная диагностическая работа.

1

3

Потешки и прибаутки, считалки и небылицы.

1

4

Загадки, пословицы и поговорки.

1

5

Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт».

1

6

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

1

7

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1

8

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Проверка техники чтения.

1

9

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1

10

Русская народная сказка «Каша из топора».

1

11

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1

12

А.А. Шибаев «Вспомни сказку».

1

13

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Тест №1.

1

14

Люблю природу русскую! Осень (7 часов)

Нравится ли вам осень? Осенние загадки.

1

15

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …»

К. Бальмонт «Поспевает брусника…»

А. Плещеев «Осень наступила …»

1

16

А. Фет «Ласточки пропали…»

А. Толстой «Осень».

1

17

С. Есенин «Закружилась листва золотая».

В. Брюсов «Сухие листья».

И. Токмакова «Опустел скворечник».

1

18

В.Д. Берестов «Хитрые грибы».

1

19

М.М. Пришвин «Осеннее утро».

1

20

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень». Проверочная работа №1.

1

21

Русские писатели (16 часов)

А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта.

1

22

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

1

23

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»

1

24

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

25

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

26

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

27

И.А. Крылов. Биография.

1

28

И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

1

29

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

1

30

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

1

31

Л.Н. Толстой «Филипок».

1

32

Л.Н. Толстой «Филипок».

1

33

Л.Н. Толстой «Правда всего дороже».

1

34

Л.Н. Толстой «Котёнок».

1

35

Разноцветные страницы. Проверка техники чтения.

1

36

Обобщающий урок по теме «Русские писатели».

Контрольная работа № 1.

1

37

О братьях наших меньших (11 часов)

Н.И. Сладков «Они и мы».

А.А. Шибаев «Кто кем становится?»

1

38

Б. Заходер «Плачет киска …»

И. Пивоварова «Жила-была собака…»

1

39

В. Берестов «Кошкин щенок».

1

40

М.М. Пришвин «Ребята и утята».

1

41

М.М. Пришвин «Ребята и утята».

1

42

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ».

1

43

Б.С. Житков «Храбрый утёнок».

1

44

В.В. Бианки «Музыкант».

1

45

В.В. Бианки «Сова».

1

46

Разноцветные страницы.

1

47

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Контрольная работа № 2.

1

48

Из детских журналов (9 часов)

Знакомство с детским и журналами.

1

49

Д. Хармс «Игра».

1

50

Д. Хармс «Вы знаете?..»

1

51

Д. Хармс «Весёлые чижи».

1

52

Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог».

1

53

Ю.Д. Владимиров «Чудаки».

А.И. Введенский «Учёный Петя».

1

54

А.И. Введенский «Лошадка».

1

55

Д. Хармс «Весёлый старичок».

1

56

Обобщающий урок по теме «Из детских журналов».

Тест № 2.

1

57

Люблю природу русскую! Зима (10 часов)

Нравится ли вам зима? Зимние загадки.

1

58

И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»

К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…»

1

59

Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…»

Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1

60

С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза».

1

61

Русская народная сказка «Два Мороза».

1

62

С.В. Михалков «Новогодняя быль».

1

63

А.Л. Барто «Дело было в январе …»

С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет …»

1

64

Разноцветные страницы.

1

65

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Контрольная работа №3.

1

66

Проверка техники чтения.

1

67

Писатели – детям (20 час)

К.И. Чуковский. Биография.

1

68

К.И. Чуковский «Путаница».

1

69

К.И. Чуковский «Радость».

1

70

К.И. Чуковский «Федорино горе».

1

71

К.И. Чуковский «Федорино горе».

1

72

К.И. Чуковский «Федорино горе».

1

73

С.Я. Маршак «Кот и лодыри».

1

74

С.В. Михалков «Мой секрет».

1

75

С.В. Михалков «Сила воли».

1

76

С.В. Михалков «Мой щенок».

1

77

А.Л. Барто «Верёвочка».

1

78

А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».

1

79

А.Л. Барто «Вовка – добрая душа».

1

80

Н.Н. Носов «Затейники».

1

81

Н.Н. Носов «Живая шляпа».

1

82

Н.Н. Носов «Живая шляпа».

1

83

Н.Н. Носов «На горке».

1

84

Н.Н. Носов «На горке».

1

85

Скороговорки.

1

86

Обобщающий урок по теме «Писатели – детям».

Контрольная работа № 4.

1

87

Я и мои друзья (14 часов)

Я и мои друзья. Развитие речи.

1

88

В.Д. Берестов «За игрой».

Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду».

1

89

В.Д. Берестов «Гляжу с высоты».

В.В. Лунин «Я и Вовка».

1

90

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

1

91

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

1

92

Ю.И. Ермолаев «Два пирожных».

1

93

В.А. Осеева «Волшебное слово».

1

94

В.А. Осеева «Волшебное слово».

1

95

В.А. Осеева «Хорошее».

1

96

В.А. Осеева «Почему?»

1

97

В.А. Осеева «Почему?»

1

98

В.А. Осеева «Почему?»

1

99

Е.А. Благинина «Простокваша».

В.Н. Орлов «На печи».

1

100

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья».

Проверочная работа №2.

1

101

Люблю природу русскую! Весна (9 часов)

Нравится ли вам весна? Весенние загадки.

1

102

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды».

1

103

А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

1

104

А.А. Блок «На лугу».

1

105

С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…»

1

106

И.А. Бунин «Матери». Проверка техники чтения.

1

107

А.Н. Плещеев «В бурю».

1

108

Е.А. Благинина «Посидим в тишине».

Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

1

109

И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». Проверочная работа №3.

1

110

И в шутку, и всерьёз (13 часов)

«Мозговая атака». Развитие речи.

1

111

Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

1

112

Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха.

1

113

Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха.

1

114

Э.Н. Успенский «Чебурашка».

1

115

Э.Н. Успенский «Чебурашка».

1

116

Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».

1

117

В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».

1

118

И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране».

1

119

Г.Б. Остер «Будем знакомы».

1

120

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

1

121

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

1

122

Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз». Проверочная работа №4.

1

123

Литература зарубежных стран (14 часов)

Викторина. Развитие речи

1

124

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».

1

125

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».

1

126

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».

1

127

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети».

1

128

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1

129

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1

130

Ш. Перро «Красная Шапочка».

1

131

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

1

132

Э. Хогарт «Мафин и паук».

1

133

Э. Хогарт «Мафин и паук».

1

134

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». Контрольная работа №5.

1

135

Итоговая диагностическая работа.

1

136

Проверка техники чтения.

1


Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение», 3 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.

1

2

Рукописные книги Древней Руси.

1

3

Первопечатник Иван Фёдоров.

1

4

О первопечатнике Иване Фёдорове.

1

5

Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». Тест №1.

1

6

Русские народные песни.

1

7

Шуточные народные песни.

1

8

Докучные сказки.

1

9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда.

1

10

Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.

1

11

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

12

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

13

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Проверка техники чтения.

1

14

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

1

15

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

16

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

17

Проект: Сочиняем волшебную сказку».

1

18

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

1

19

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа № 1.

1

20

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

1

21

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

1

22

Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

1

23

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».

1

24

А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1

25

И.С. Никитин «Полно, степь моя…»

1

26

И.С. Никитин «Встреча зимы».

1

27

И.З. Суриков «Детство».

1

28

И.З. Суриков «Зима».

1

29

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Контрольная работа № 1.

1

30

Первый снег.

1

Великие русские писатели (24 часа)

31

Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы…».

1

32

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

1

33

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета».

1

34

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

Проверка техники чтения.

1

35

А.С. Пушкин «Зимний вечер».

1

36

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

1

37

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

1

38

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас- Царевне Лебеди».

1

39

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас- Царевне Лебеди».

1

40

И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове.

1

41

И.А. Крылов «Мартышка и очки».

1

42

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

1

43

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

1

44

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

45

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

1

46

М.Ю. Лермонтов «Утёс».

1

47

М.Ю. Лермонтов «Осень».

1

48

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

1

49

Л.Н. Толстой «Акула».

1

50

Л.Н. Толстой «Акула».

1

51

Л.Н. Толстой «Прыжок».

1

52

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

1

53

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

54

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Контрольная работа № 2.

1

55

Н.А. Некрасов «Славная осень!»

1

56

Н.А. Некра­сов «Не ветер бушует над бором».

1

57

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

58

К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

1

59

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».

1

60

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа №3.

1

61

Знакомство с литературными

сказками. Проверка техники чтения.

1

62

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

1

63

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1

64

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

65

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

66

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

67

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

68

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Диагностическая работа.

1

69

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

70

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

71

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

72

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

73

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

74

А.И. Куприн «Слон».

1

75

А.И. Куприн «Слон».

1

76

А.И. Куприн «Слон».

1

77

А.И. Куприн «Слон».

1

78

Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».

Проверочная работа № 2.

1

79

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…»

1

80

С. Чёрный «Воробей», «Слон».

1

81

А.А. Блок «Ветхая избушка».

1

82

А.А. Блок «Сны», «Ворона».

1

83

С.А. Есенин «Черёмуха»

1

84

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».Тест №2.

1

85

М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

1

86

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

87

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

88

В.И. Белов «Малька провинилась».

1

89

В.И. Белов «Ещё про Мальку».

1

90

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

91

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

92

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

93

Б.С. Житков «Про обезьянку».

1

94

Б.С. Житков «Про обезьянку».

1

95

Б.С. Житков «Про обезьянку».

1

96

Б.С. Житков «Про обезьянку».

1

97

В.Л. Дуров «Наша Жучка».

1

98

В.П. Астафьев «Капалуха».

1

99

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1

100

Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Контрольная работа № 4.

1

101

С.Я. Маршак «Гроза днём».

1

102

С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…».

1

103

А.Л. Барто «Разлука»

Проверка техники чтения.

1

104

А.Л. Барто «В театре».

1

105

С.В. Михалков «Если».

1

106

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1

107

Проект: «Праздник поэзии»

1

108

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».Тест № 3.

1

109

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

110

А.П. Платонов «Цветок на земле».

1

111

А.П. Платонов «Цветок на земле».

1

112

А.П. Платонов «Ещё мама».

1

113

А.П. Платонов «Ещё мама».

1

114

М.М. Зощенко «Золотые слова».

1

115

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

116

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

117

Н.Н. Носов «Федина задача».

1

118

Н.Н. Носов «Телефон».

1

119

В.Ю. Драгунский «Друг детства».

1

120

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» .Проверочная работа № 3.

1

121

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

1

122

Ю.И. Ермолаев «Проговорился».

1

123

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».

1

124

Г.Б. Остер «Вредные советы».

1

125

Г.Б. Остер «Как получаются легенды».

1

126

Р. Сеф «Весёлые стихи».

1

127

Создание сборника добрых советов.

1

128

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Проверочная работа № 4.

1

129

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».


1

130

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

1

131

Итоговая диагностическая работа.

1

132

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

133

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

134

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

135

Проверка техники чтения. Контрольная работа №5.

1

136

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

1



Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс

136 часов 4 часа в неделю


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение. Знакомство с учебником.

1

2

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

3

Из летописи «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда».

1

4

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических событий.

1

5

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

1

6

Летопись – источник исторически фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».

1

7

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

1

8

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой

1

9

Герои былины – защитники Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри».

1

10

Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».

1

11

Житие Сергия Радонежского.

1

12

«Летописи, былины, сказания». Оценка достижений Проект «Создание календаря исторически событий».

1

13

П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове.

1

14

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»

1

15

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

1

16

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика героев.

1

17

А.С. Пушкин. «Няне».

1

18

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!...»

1

19

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

20

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» . Характеристика героев.

1

21

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

1

22

КВН по сказкам А.С. Пушкина

1

23

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

1

24

М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб».

1

25

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

1

26

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев.

1

27

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

1

28

Л.Н. Толстой «Детство».

1

29

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня.

1

30

Внеклассное чтение. Творчество Л.Н.Толстого

1

31

А.П. Чехов.«Мальчики».

1

32

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

1

33

КВН «Чудесный мир классики».

1

34

Оценка достижений.

1

35

Знакомство с разделом. Ф. И. Тютчев

1

36

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

1

37

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка».

1

38

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»

1

39

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

40

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

1

41

Н.А. Некрасов «Школьник»

1

42

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»

1

43

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

1

44

Внеклассное чтение. Родные поэты.

1

45

Игра «Поэтическая тетрадь».

1

46

Оценка достижений..

1

47

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке»

1

48

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке». План сказки.

1

49

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке». Подробный пересказ.

1

50

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

1

51

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения.

1

52

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

1

53

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

1

54

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

55

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

1

56

С.Т. Аксаков«Аленький цветочек»

1

57

С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Герои произведения.

1

58

С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Деление текста на части.

1

59

С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование.

1

60

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

1

61

Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие.

1

62

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

1

63

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

64

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

1

65

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

1

66

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

67

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

1

68

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

1

69

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.

1

70

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

1

71

Оценка достижений.

1

72

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

73

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения

1

74

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

75

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения

1

76

М.М. Зощенко «Елка».

1

77

Обобщение по разделу «Страна детства».

1

78

Оценка достижений.

1

79

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение.

1

80

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

1

81

С.А. Есенин «Ба­бушкины сказки»

1

82

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

1

83

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.

1

84

Устный журнал «Поэтическая тетрадь».

1

85

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

86

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

1

87

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

88

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

1

89

М.М. Пришвин «Выскочка»

1

90

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

1

91

Е.И. Чарушин «Кабан».

1

92

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

1

93

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

1

94

Урок – конкурс «Природа и мы».

1

95

Проект «Природа и мы». Оценка достижений.

1

96

Знакомство с разделом.

1

97

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

1

98

С.А. Клычков «Весна в лесу»

1

99

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

1

100

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1

101

С.А. Есенин «Лебедушка»

1

102

Обобщающий урок «Поэзии прекрасные страницы».

1

103

Оценка достижений.

1

104

Знакомство с разделом.

1

105

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

1

106

С.Д. Дрожжин«Родине». Авторское отношение к изображаемому.

1

107

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

1

108

Обобщающий урок «Родина».

1

109

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

1

110

Проект «Они защищали Родину».

1

111

Оценка достижений.

1

112-113

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

114-115

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

1

116

Путешествие по стране Фантазия.

1

117

Оценка достижений.

1

118

Внеклассное чтение. «В путь, друзья!»

1

119-121

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

122-126

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

1

127-128

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

129-130

С. Лагерлев «Святая ночь».

1

131-132

С. Лагерлев «В Назарете».

1

133

Внеклассное чтение. Путешествие по дорогам любимых книг.

1

134

Контрольная работа за 2 полугодие.

1

135

Обобщающий урок «Зарубежная литература».

1

136

Урок – игра «Литературные тайны».

1