Приложение к ООП НОО
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
начальная общеобразовательная школа № 53
Рабочая программа
по литературному чтению
для 1 класса
(УМК: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова)
г. Калининград, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования на основе авторской программы с использованием УМК по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, входящего в состав образовательной системы «Школа России».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.
Согласно учебному плану школы на изучение литературного чтения в начальной школе отводится - 273 ч, из них в первом классе - 32ч.
Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
активное использование речевых средстврешения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
К концу обучения в 1 классе
ученик научится:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
осмысленно, правильно читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения - не менее 30 слов в минуту при чтении незнакомого текста);
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
пересказывать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
находить заглавие текста, называть автора произведения;
различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;
знакомиться с книгой с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
оценивать поступки героя с помощью учителя и с опорой на текст и личный опыт;
узнавать сюжет по иллюстрациям;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
Ученик получит возможность научиться:
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила
речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного
произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делатьвыводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и
целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
читать по ролям литературное произведение;
• отличать прозаический текст от поэтического.
Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания: формирование представлений о многообразии языков, дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы; формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Жили - были буквы (5 ч)
Знакомство с названием раздела. В. Данько « Загадочные буквы». Тема стихотворения. Заголовок. Г ерои.
Литературная сказка И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А» Главная мысль. Характер героя.
Саша Чёрный « Живая азбука». Ф. Кривин « Почему « А» поётся, а «Б» нет. Тема стихотворения. Заголовок. Г ерои.
Г. Сапгир «Про медведя». Главная мысль произведения.
М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?». Рифма.
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Тема стихотворения. Заголовок. Герои. Высказывания из старинных книг. Весёлые стихи про буквы. Скороговорки.
Сказки, загадки, небылицы (5 ч)
Знакомство с названием раздела. Выставка книг по теме. Народная сказка «Курочка Ряба». Сравнение народной сказки и литературной.
Сказка Е. Чарушина «Теремок»
Русская народная сказка «Рукавичка». Главная мысль сказки. Герои сказки. Сравнение народных сказок «Теремок» и «Рукавичка»
Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.
Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои. Настроение. Сравнение песенок. Потешки.
Сказки А.С. Пушкина.
Русская народная сказка «Петух и собака» Главная мысль сказки. Герои сказки.
Сказки из старинных книг. Главная мысль сказки. Пословицы к сказке. Скороговорки.
Апрель, апрель. Звенит капель (4 ч)
Знакомство с названием раздела. Выставка книг. Лирические стихотворения А. Майкова «Ласточка примчалась...» и А. Плещеева «Травка зеленеет..,»Настроение. Средства художественной выразительности.
Лирические стихотворения А. Майкова «Весна» , Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель» Настроение. Средства художественной выразительности. Ритмический рисунок стихотворения.
Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова «Ручей», Л. Яхнин , Л. Ульяницкая.Проект «Азбука загадок»
Стихотворения - загадки Е. Трутневой.Стихотворение И. Токмаковой «К нам весна шагает.. ,»Настроение. Средства художественной выразительности.
Как хорошо уметь читать. Стихотворения из старинных книг. Пословицы.
И в шутку и в серьёз (5 ч)
Знакомство с названием раздела. Выставка книг.
Весёлые стихи для детей. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» Юмористический рассказ Я. Тайца «Волк» Отношение автора к изображаемому. Г. Кружков «РРРЫ!» Юмористический рассказ Н. Артюховой «Саша - дразнилка» Заголовок. Герои рассказа.
Юмористическое стихотворение К. Чуковского «Федотка» Отношение автора к изображаемому.
Весёлые стихи для детей О. Дриз, О. Григорьева, И. Токмаковой, И. Пивоваровой. Стихотворение К. Чуковского «Телефон» Заголовок. Герои. Авторское отношение к изображаемому.
Юмористический рассказ М. Пляцковского «Помощник» Заголовок. Герои рассказа. Рассказы К. Ушинского из старинных книг. Заголовок. Основная мысль произведения.
Я и мои друзья (5 ч)
Знакомство с названием раздела. Выставка книг по теме. Рассказ для детей. Ю. Ермолаев «Лучший друг» Е. Благинина «Подарок»
Тема. Главная мысль. Заголовок. Герои. Сравнение рассказа и стихотворения. Стихотворения В. Орлова «Кто первый?», С. Михалкова «Бараны» , Р. Сефа «Совет»
Тема. Главная мысль. Заголовок. Герои. Нравственно - этические представления. Стихотворения В. Берестова «В магазине игрушек», И. Пивоваровой «Вежливый ослик», Я. Акима «Моя родня».
Тема. Главная мысль. Заголовок. Герои. Нравственно - этические представления. Стихотворение С. Маршака «Хороший день»М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»
Тема. Главная мысль. Герои.
Рассказы Д. Тихомирова из старинных книг. Заголовок. Основная мысль произведения. Проект «Наш класс - дружная семья»
О братьях наших меньших (6 ч)
Знакомство с названием раздела. Выставка книг.Стихотворения С. Михалкова «Трезор», Р. Сеф.Тема, главная мысль. Герои.
Рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Текст «Собаки» из энциклопедии. Сравнение художественного и научно - популярного текстов.
Стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку», В. Лунина «Никого не обижай», С. Михалкова «Важный совет». Тема, главная мысль. Герои.
Сравнение художественного и научно -популярного текстов. М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка», текст из энциклопедии «Кошки».
Сравнение художественного и научно - популярного текстов. В. Берестов «Лягушата», текст из энциклопедии «Лягушки» Событие рассказа. Поступок героя.
Сказки - несказки Д. Хармса «Храбрый ёж» и Н. Сладкова «Лисица и Ёж» Правда и вымысел. Г ерои сказок.
Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо»
Резервные уроки (2 ч)
Итоговый мониторинг образовательных достижений. Работа с текстом.
Промежуточная аттестация. Контроль навыка чтения.
Тематическое планирование
№ n/n | Раздел программы | Кол- во часов | Виды деятельности |
Жили - были буквы (5 ч) |
1. | В. Данько «Загадочные буквы». И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана. | 1 | Владеть понятиями «автор», «писатель», «произведение»: будет использовать эти понятия в речи, понимать и различать их значения, научиться пересказывать текст с опорой на картинку; владеть |
2. | С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Чтение | 1 |
| произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений | | понятием «действующее лицо», выразительно читать произведение, понимать содержание прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию. |
3. | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». Передача различных интонаций при чтении. Игра «Подбери рифму». | 1 |
4. | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Урок-обобщение по разделу | 1 |
5. | .«Жили-были буквы». Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Знакомство с элементами книги. | 1 |
Сказки, загадки, небылицы (5 ч) |
6. | Е. Чарушин «Теремок». Ответы на вопросы по содержанию. Работа с текстом. Чтение диалога действующих персонажей. | 1 | Научиться читать текст художественного произведения про себя (без учета скорости), делиться впечатлениями по поводу прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку; находить заглавие текста, называть автора произведения; различать в практическом плане сказку, стихотворение; пересказывать текст, высказывать свои впечатления о прочитанном. |
7. | Русская народная сказка «Рукавичка». Анализ текста, его воспроизведение по опорным словам и картинному плану. | 1 |
8. | Загадки, песенки потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров. | 1 |
9. | Урок-обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы». Игра. | 1 |
10. | Обобщение по разделу «Узнай сказку». Проверочная работа. | 1 |
Апрель, апрель. Звенит капель (4 ч) |
11. | А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась...» Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение | 1 | Научится определять жанр стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию; читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного; находить заглавие текста, называть автора произведения; различать в практическом плане рассказ, стихотворение, рассказывать наизусть стихотворение (по выбору), приводить примеры художественных произведений по изученному материалу. |
12. | Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. | 1 |
13. | И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?» Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. | 1 |
14. | Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель». КВН | 1 | |
И в шутку и в серьёз (5 ч) |
15. | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам. | 1 | Научиться работать с художественными текстами; читать целыми словами с элементами слогового чтения; отвечать на вопросы; понимать содержание прочитанного, научится оценивать мотивы поведения героев; различать жанры литературы, научится пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, давать характеристику герою по его поведению, приводить примеры художественных произведений по изученному материалу. |
16. | Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Прогнозирование текста. Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа. | 1 |
17. | К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев. | 1 |
18. | И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковский «Помощник». | 1 |
19. | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Групповая работа | 1 |
Я и мои друзья (5 ч) |
20. | Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». Анализ и оценка поступков героев. | 1 | Научиться подбирать книги, в которых содержатся рассказы про дружбу, рассказывать о книге и ее содержании, работать с художественными текстами; читать целыми словами; понимать содержание прочитанного. Различать жанры литературных произведений, рассказывать наизусть 1-2 стихотворения, содержание произведений, отвечать на вопросы по тексту; приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, научиться высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях. |
21. | В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». | 1 |
22. | И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Анализ и оценка поступков героев. | 1 |
23. | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». Анализ и оценка поступков героев. | 1 |
24. | Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». Обобщение по теме «Я и мои друзья». Игра | 1 |
О братьях наших меньших (6 ч) |
25. | С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». Выборочное чтение. Идейно-художественный анализ произведения. Составление вопросов. | 1 | Научиться читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного, научится пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку; делить текст на смысловые части; составлять план; пересказывать текст; |
26. | В. Осеева «Собака яростно лаяла». Анализ и оценка поступков героев. Пересказ текста по картинному плану. И. Токмакова «Купите собаку». Анализ и оценка поступков героев. | 1 |
27. | С. Михалков «Важный совет». Анализ и оценка поступков героев. М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». Различение жанров художественных произведений. | 1 | работать с иллюстрациями; находить заглавие текста, называть автора произведений.познакомиться со звукоподражанием; приводить примеры художественных произведений по изученному материалу. |
28. | В.Берестов «Лягушата». Тексты художественный и научно-популярный: их особенности и различия. | 1 |
29. | Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». Различение жанров художественных произведений. | 1 |
30. | Обобщающий урок «О братьях наших меньших». Проверочная работа | 1 |
Резервные уроки (2 ч) |
31. | Резервный урок 1. Итоговый мониторинг образовательных достижений. Работа с текстом. | 1 | |
32. | Резервный урок 2. Промежуточная аттестация. Контроль навыка чтения. | 1 | |
Итого 32ч |