Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Щёлковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОАУ СОШ №2
ЩМР МО
_______________М.С. Силантьева
«29» августа 2014г.
Рабочая программа
по литературному чтению
(базовый уровень)
2 «Б» класс
Составитель:
Аверина Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
первая кв. категория
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОАУ СОШ №2 ЩМР МО на 2011- 2015 годы, авторской программы курса «Литературное чтение» Меркина Г.С., Меркина Б.Г., Болотовой С.А. (М.:Русское слово» 2013г.), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и соответствует учебному плану школы.
Выбор данной программы обусловлен тем, что ее предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражены в ФГОС. Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются с 2 класса, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения во 2 классе – формирование читательской компетенции младшего школьника. Во 2 классе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Основной формой образовательного процесса является урок.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная;
работа в парах;
работа в группах.
Для достижения планируемых результатов обучения используются следующие методики и технологии.
Технологии обучения:
Методы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, тест.
Место предмета в учебном плане: в соответствии с учебным планом школы на изучение данного курса отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели). Порядок прохождения тем соответствует авторской программе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы играем 20 ч.
У нас в школе.14 ч.
У нас дома 24 ч.
Наша природа 19 ч.
Времена года 37 ч.
Мы трудимся 12 ч.
Наше Отечество 9 ч.
Обобщение и систематизация изученного за год 1ч.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение».
Методологической основой курса «Литературное чтение» являются следующие принципы.
Этический (нравственный) принцип проявляется в отборе литературного материала. Младший школьный возраст — время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действия в различных ситуациях. Исходя из этого, важное психолого-педагогическое значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств. Слушание, чтение и анализ литературных произведений позволяют ему вникнуть в суть той нравственной проблемы, которую поднимает автор. В процессе работы с художественными текстами дети рассматривают такие категории, как дружба, любовь, счастье, честность, доброта, предательство, человечность, великодушие, сердечность, верность, отвага, героизм, патриотизм и др.
Один из факторов ослабления, а иногда и полного исчезновения духовных связей в семье — отсутствие интеллектуального и духовного общения, пренебрежение взрослых интересами детей, невнимание к их нравственной эволюции. Совершенно очевидно, что исключительно плодотворным средством создания устойчивого, системного и заинтересованного общения является книга, литература с ее неисчерпаемым этическим и эстетическим потенциалом. Содержательно значимой особенностью курса литературного чтения является включение в него произведений для семейного чтения. В программе и учебниках даны тексты, которые предлагается читать и обсуждать в семье.
Эстетический (художественный) принцип отражен в подборе текстов, входящих в круг чтения младших школьников. Это высокохудожественные произведения, отличающиеся гармонией авторской мысли и слова. Многие из них входят в золотой фонд русской и зарубежной литературы. Художественные тексты позволяют развить у юного читателя эстетический вкус, вызывают разнообразные переживания за героев, что подталкивает ребенка к созданию собственных образов, к определению своего читательского отношения.
Жанровый принцип лежит в основе подбора художественных текстов, относящихся к разным родам и жанрам. Жанровое богатство, с которым знакомятся дети, позволяет приобщить ребенка к литературе как к искусству слова. На элементарном, доступном для детей этого возраста уровне происходит познание особенностей разных литературных жанров. Путем сравнения некоторых из них (например, сказки и басни, сказки и рассказа) идет процесс развития читательского интереса и читательской культуры.
Тематический принцип нашел свое отражение в структурировании курса литературного чтения в целом и по каждому классу в отдельности. Темы, объединяющие литературные тексты, формулируются в соответствии с особенностями мировосприятия ребенка на каждом этапе развития. Так, в 1 классе за основу структурирования материала мы взяли одну из психологических особенностей детей этого возраста — приоритет собственного «я». Это определило следующую тематику разделов курса в 1 классе: «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я и моя страна» и др. Во 2 и 3 классах у детей меняются приоритеты — на первый план выходит мир вокруг (во всем его разнообразии), собственное «я» воспринимается как часть этого мира. Поэтому тематика текстов усложняется, стратегическими остаются линии: семья, школа, природа, страна, история, Вселенная. В 4 классе предложены следующие темы разделов учебного курса: «Наша семья», «Наша школьная жизнь», «Наши дела и заботы», «Наша страна» и т.д.
Определяя тематику разделов курса литературного чтения, мы исходили из того, что постепенно за четыре года обучения в начальной школе у ребенка формируется понимание значимости родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Младший школьник учится осознавать понятия семья, страна, взаимопонимание, уважение, взаимопомощь, любовь, знакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам; учится соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Кроме того, у обучающегося формируется целостная картина окружающего мира.
Культурологический принцип раскрывает культуру как специфическую систему социальных норм, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе, духовных ценностей и идей.
Принцип развития заключается в том, что младший школьник в процессе приобщения к литературе как искусству слова формируется как личность. Следовательно, ребенку нужно создать такие условия, в которых он может максимально себя реализовать, проявить свои личные способности в разных видах работы с литературными произведениями.
Принцип деятельностного подхода реализуется через вовлечение ребенка в различные виды деятельности при чтении литературных произведений (прогнозирование, анализ, синтез, обобщение). Эта деятельность не ограничивается только функциональными знаниями и умениями по чтению. Она позволяет ребенку прогнозировать свою работу с художественным текстом, ставить определенные учебные задачи и решать их, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свои действия, направленные на решение поставленной задачи. Такая деятельность позволяет формировать квалифицированного читателя, умеющего думать над произведением во время чтения и после чтения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения литературного чтения во 2 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения литературного чтения в 1 классе является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
различать рассказ и стихотворение.
Читательские умения
— Передача в чтении различных смысловых и эмоциональных оттенков. Развитие умений высказывать свои суждения о поступках героев.
— Сопоставление нового текста с ранее прочитанным.
— Чтение словарной статьи о литературоведческом понятии и усвоение содержания научного текста.
— Определение значения слова по контексту без помощи словаря.
— Умение отличать произведения одного жанра из малых форм фольклора от другого (например, закличку от приговорки).
— Подбор пословиц и поговорок на заданную тему.
— Установление значений в многозначном слове.
— Составление вывода о характере героя.
— Нахождение в тексте слов рассказчика.
— Пересказ, близкий к тексту.
— Краткий пересказ.
— Пересказ по опорным словам.
— Пересказ по плану.
— Находить в эпическом произведении пословицы, поговорки, афоризмы.
Литературоведческие понятия
Развитие представлений о малых жанрах фольклора (пословицы, поговорки, пестушки, небылицы, считалки, перевёртыши, скороговорки, заклички, загадки). Перевёртыши, считалки, приговорки, заклички, загадки в авторской поэзии для детей. Рассказ-быль. Синонимы и антонимы. Колыбельные песни. Формирование первых представлений о народной и авторской литературе: народные и авторские колыбельные песни; народные и авторские сказки. Первичные представления об аллитерации, комичной ситуации, басне. Развитие представлений о диалоге, крылатых выражениях.
Развитие речи
Сочинение небольших небылиц, рассказов, сказок на заданные сюжеты. Чтение наизусть, выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, чтение по ролям. Чтение с элементами инсценирования. Рассказ по картине или иллюстрации в учебнике. Подробный пересказ по данному плану. Придумывание закличек, частушек, небылиц. Сочинение индивидуально или в микрогруппе сказки на заданную тему. Придумывание рассказа, заканчивающегося одной из данных пословиц или поговорок. Выделение однокоренных слов из слов, близких по звучанию. Подбор слов и сочетаний слов о матери, бабушке, сестричке; об отце, дедушке, брате. Рассказ любимой сказки о животных. Нахождение в тексте крылатых выражений и объяснение их значения. Установление значений слов о домашнем труде, одежде и быте наших предков.
Формирование личности
Смысловые отличия в понятиях придумщик, обманщик, фантазёр. Развитие эмоциональной культуры, чувств сопереживания с героями и авторами прочитанных произведений, воображения и творческой фантазии. Воспитание через игровые ситуации культуры общения в коллективе. Формирование уважительного отношения к носителям и хранителям устного народного творчества. Первые исследовательские навыки — запись фольклорных произведений от его носителей: членов семьи, соседей, жителей деревни, посёлка, городского района. Поддержание интереса к учению, книге, знаниям. Уважение к труду учителя. Чувства, передаваемые малышу в колыбельных песнях. Воспитание особых чувств любви и уважения к матери и женщине. Память о близких людях, погибших на полях сражений за Родину. Установление родословной своей семьи. Урок народной сказки: чему она учит. Воспитание чувства любви к родной природе, пониманию её красоты и величия. Четвероногие друзья в семье и в природе. Почему природу нужно беречь и охранять? Отражение в произведениях фольклора отношения к родной природе, временам года. Народные представления о временах года, приметы о зиме, весне, лете и осени. «Живая» и «неживая» природа; бывает ли природа «неживой»? Чем каждый месяц в году важен для крестьянина-хлебороба. Смысл поговорки «День год кормит», образа земля-кормилица. Формирование уважения к людям труда. Подвиг людей труда в дни лихолетья и опасности для Отечества. Многогранность понятия родина. Развитие представлений о защитниках Родины. Значимость праздника «День защитника Отечества».
Связь с другими искусствами
Музыка в мультфильмах по литературным произведениям. Создание рисунков к произведениям фольклора малых форм. Песни и романсы на стихи русских поэтов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Литературное чтение
Количество часов в неделю – 4
Количество часов в год – 136
№ | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. | Плано-вые сроки прохож-дения. | Скоррек-тирован-ные сроки прохож-дения. |
Мы играем 20 ч. |
1 | «Мы играем». Пословицы об игре. | прогнозировать содержание текста по его заголовку; понимать прочитанное; определять авторский замысел; находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде; объяснять и сравнивать слова и выражения из текста; выделять концевые созвучия стихотворных строк и видеть рифму; отвечать на вопросы к тексту; сравнивать произведения разных жанров на одну тему; сравнивать произведения разных авторов; характеризовать героя произведения; устанавливать зависимость ритма от звуковых повторов; понимать роль интонации в передаче смысла произведения; сравнивать произведения разных жанров; формулировать несложный вывод о прочитанном определять авторский замысел. | 01.09 | |
2 | И.Токмакова «В чудной стране». | 02.09 | |
3 | К.Чуковский «Радость» | 03.09 | |
4 | Р.Э.Распе "Волк наизнанку" (отрывок из книги "Приключения барона Мюнхгаузена") | 05.09 | |
5 | Уолтер де ла Мэр «Сыграем в прятки» | 08.09 | |
6-8 | Д.Хармс. "Врун". | 09.09 10.09 | |
9 | Небылицы. | 12.09 | |
10 | Считалки. | 12.09 | |
11 | Скороговорки. Т.Белозёров, И.Бурсов "Скороговорки" | 15.09 | |
12-13 | Заклички. Приговорки. С.Маршак "Улитка". А.Введен-ский "Дождик". | 16.09 | |
14 | Загадки. Русские народные загадки. | 17.09 | |
15 | Загадки. Авторские загадки | 19.09 | |
16 | И. Токмакова «Туман» | 22.09 | |
17 | Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о детских играх | 23.09 | |
18 | Обобщение по теме «Мы играем» | 24.09 | |
19 | Н. Булгаков «Старая кукла» | 26.09 | |
20 | Резервный урок Семейное чтение. Н. Носов «Фантазеры» | 29.09 | |
| ИТОГО | | 20ч. | |
У нас в школе.14 ч. |
21 | «У нас в школе». Пословицы. Ю. Коринец «Научи, страница, хорошо учиться» | понимать содержание художественного произведения; составлять характеристику главного героя; выявлять смысл поступка героя произведения на основе анализа его внутреннего состояния; объяснять значение устаревших слов при помощи Толкового словаря; понимать прямой и переносный смысл пословиц; определять главную мысль произведения; делить текст на смысловые части; сравнивать события и героев изученных произведений; соотносить содержание литературного произведения с содержанием репродукции картины; формулировать вывод. | 30.09 | |
22-23 | Л.Толстой "Филипок". | 01.10 03.10 | |
24 | А.Блок «Учитель» | 06.10 | |
25-26 | К.Ушинский «Дети в роще» | 07.10 08.10 | |
27 | Б.Заходер «Перемена» | 10.10 | |
28 | Частушки. Е.Ефимовский «Школьные частушки» | 13.10 | |
29 | Э.Мошковская «Двойка в дневнике» | 14.10 | |
30 | Сербская народная сказка «Век живи – век учись» | 15.10 | |
31 | Внеклассное чтение. Рассказы о школе | 17.10 | |
32 | Обобщение по теме «У нас в школе» | 20.10 | |
33 | В. Сухомлинский «Вьюга» | 21.10 | |
34 | Резервный урок. Семейное чтение. Н. Носов «Федина задача» | 22.10 | |
| ИТОГО | | 14ч. | |
У нас дома 24 ч. | |
35 | «У нас дома». Пословицы о семье | прогнозировать содержание текста по его заголовку; понимать содержание прочитанного произведения; определять авторский замысел; характеризовать героя произведения; понимать прямой и переносный смысл пословиц; определять отличительные особенности колыбельной песни; сравнивать колыбельные песни разных народов; устанавливать зависимость ритма от звуковых повторов; видеть связь между ритмом и смыслом; понимать роль интонации в передаче смысла произведения; делить текст сказки на смысловые части; определять главную мысль произведения; отличать авторскую сказку от народной; отвечать на вопросы к тексту; сравнивать произведения разных жанров на одну тему; сравнивать события и героев изученных произведений; на основе прочитанного делать вывод. | 24.10 | |
36 | Народные колыбельные песни | 27.10 | |
37 | Народные колыбельные песни. Украинская колыбельная песня «Ой, ходит Сон…». Таджикская колыбельная песня «Внучек» | 28.10 | |
38 | Авторские колыбельные песни. А. Майков «Колыбельная песня» | 29.10 | |
39 | Авторские колыбельные песни. А. Блок «Колыбельная песня». К. Некрасова «Колыбельная моему сыну» | 31.10 | |
40 | Авторские колыбельные песни. И. Токмакова «Усни-трава». Е. Благинина «Ты зачем, плакун-трава…» | 11.11 | |
41 | Г. Виеру «Мамин день» | 12.11 | |
42 | Белорусская народная сказка «Старый отец» | 14.11 | |
43 | Г. Лебедева «Мой папа». В. Разумневич «Записи в старой тетради» | 17.11 | |
44 | Е. Благинина «Бабушка-забота» | 18.11 | |
45 | Э. Мошковская «Дедушка и мальчик» | 19.11 | |
46 | Г. Лебедева «Счастливое гнездо» | 21.11 | |
47-48 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | 24.11 25.11 | |
49-50 | В. и Я. Гримм «Горшочек каши» | 26.11 28.11 | |
51-52 | Русская народная сказка «Мальчик с пальчик» | 01.12 02.12 | |
53-54 | Н. Носов «Живая шляпа» | 03.12 05.12 | |
55 | Внеклассное чтение. Рассказы о семье | 08.12 | |
56 | Обобщение по теме «У нас дома» | 09.12 | |
57 | Л. Толстой «Мать и дочь» | 10.12 | |
58 | Резервный урок. Семейное чтение. В. Драгунский «Арбузный переулок» | 12.12 | |
| ИТОГО | | 24ч. | |
Наша природа 19 ч. |
59 | «Наша природа». Загадки и пословицы о природе | прогнозировать содержание сказки по ее названию; понимать содержание прочитанной сказки; составлять характеристику главных героев произведения; объяснять значение непонятных выражений при помощи словаря; выявлять основные типы персонажей сказки и устанавливать связь между ними и ходом событий; находить в сказке повторы; делить текст сказки на смысловые части; определять главную мысль произведения; отличать народную сказку от других жанров литературы; сравнивать близкие по сюжету сказки; выявлять иносказательный смысл басни; определять мораль басни; находить в тексте басни крылатые выражения; прогнозировать содержание текста по его заголовку; воспринимать на слух художественный текст; понимать содержание про- читанного произведения; составлять характеристику главных героев; восстанавливать последовательность событий, описанных в рассказе, формулировать вывод. | 15.12 | |
60-62 | Русская народная сказка «Лиса и Волк» | 16.12 17.12 19.12 | |
63-64 | Русская народная сказка «Петух и бобок» | 22.12 23.12 | |
65 | Мексиканская народная сказка «Вежливый кролик» | 24.12 | |
66 | А. Шибаев «Сказку вспомнить нужно» | 26.12 | |
67-68 | М. Горький «Воробьишко» | 12.01 13.01 | |
69 | С. Черный «Кто?» | 29.12 | |
70 | Басня. И. Крылов «Слон и Моська» | 14.01 | |
71 | В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук» | 16.01 | |
72 | В. Астафьев «Куропатка и машина» | 19.01 | |
73 | Внеклассное чтение. Рассказы о животных | 20.01 | |
74 | Обобщение по теме «Наша природа» | 21.01 | |
75-76 | К. Паустовский «Барсучий нос» (отрывок) | 23.01 26.01 | |
77 | Резервный урок. Семейное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 27.01 | |
| ИТОГО | | 19ч. | |
Времена года 37 ч. |
78 | «Времена года». Пословицы о зиме, весне, лете, осени | понимать содержание прочитанных загадок, закличек и рассказа; определять тему произведения; определять отличительные особенности загадок, закличек и рассказа; видеть связь между ритмом и смыслом; составлять описание зимы, весны, лета и осени, опираясь на прочитанные тексты; давать свое название рассказу; характеризовать главного героя; сравнивать произведения разных жанров об одном из времен года; выстраивать логические цепи рассуждений; на основе прочитанного делать вывод. | 28.01 | |
Зима | | |
79 | «Зима». Загадки и заклички о зиме. П. Рожнова «Зима-Прибериха» | 30.01 | |
80 | Народные приметы о зиме. С. Маршак «Декабрь» (отрывок), «Январь», «Февраль» (отрывок) | 02.02 | |
81 | Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы) | 03.02 | |
82 | В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!» | 04.02 | |
83 | А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок из романа), «Зимний вечер» (отрывок из стихотворения) | 06.02 | |
84 | Е. Баратынский «Где сладкий шепот…» (отрывок) | 09.02 | |
85 | М. Пляцковский «Какая бывает зима» | 10.02 | |
86 | Внеклассное чтение. Рассказы и сказки о зиме | 11.02 | |
87 | Обобщение по теме «Зима» | 13.02 | |
88 | М. Пришвин «Первый мороз» Семейное чтение. Русская народная сказка «Морозко» | 16.02 | |
Весна | | |
89 | «Весна». Загадки, заклички, народные поверья о весне | 17.02 | |
90 | Г. Скребицкий «Весна» | 18.02 | |
91 | С. Аксаков «Записки ружейного Охотника Оренбургской губернии» (отрывок) | 20.02 | |
92 | В. Жуковский «Жаворонок» | 24.02 | |
93 | Внеклассное чтение. Рассказы о весне | 25.02 | |
94 | Обобщение по теме «Весна» | 27.02 | |
95 | И. Соколов-Микитов «Черемуха» Семейное чтение. Русская народная сказка «Снегурочка» | 02.03 | |
Лето | | |
96 | «Лето». Загадки и песни о лете | 03.03 | |
97 | Г. Скребицкий «Лето» | 04.03 | |
98 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» | 06.03 | |
99 | А. Майков «Летний дождь». П. Рожнова «Июнь», «Август». С. Маршак «Июль» | 10.03 | |
100 | М. Исаковский «Попрощаться с теплым летом…» | 11.03 | |
101 | Внеклассное чтение. Рассказы о лете | 13.03 | |
102 | Обобщение по теме «Лето» | 16.03 | |
103 | Э. Шим «Муравейник» Семейное чтение. М. Пришвин «Золотой луг» | 17.03 | |
Осень | | |
104 | «Осень». Загадки об осени. Приговорка. И. Соколов-Микитов «Золотая осень» | 18.03 | |
105 | С. Маршак «Сентябрь», «Октябрь» А. Твардовский «Лес осенью» | 20.03 | |
106 | Г. Скребицкий «Осень» | 01.04 | |
107 | А. Плещеев «Скучная картина!..» | 03.04 | |
108 | С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» | 06.04 | |
109 | Русская народная сказка «Мужик и медведь» | 07.04 | |
110 | Внеклассное чтение. Русские писатели об осени | 08.04 | |
111 | Обобщение по теме «Осень» | 10.04 | |
112 | М. Пришвин «Осинкам холодно» | 13.04 | |
113 | Обобщение по теме «Времена года» | 14.04 | |
114 | Резервный урок. Семейное чтение. О. Болтогаев «Осенний полет» | 15.04 | |
| ИТОГО | | 37ч. | |
Тема VI. Мы трудимся 12 ч. |
115 | «Мы трудимся». Пословицы о труде | прогнозировать со- держание раздела книги; рассматривать шмуцтитул; ориентироваться в учебной книге по условным обозначениям; находить необходимую информацию; понимать прямой и переносный смысл пословиц; соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления; определять общие признаки пословиц; разгадывать ребусы по теме урока. объяснять значение устаревших слов с помощью Толкового словаря; выделять концевые созвучия стихотворных строк и видеть рифму; характеризовать поступки и чувства героев; формулировать вывод и подтверждать свое мнение выдержками из текста. | 17.04 | |
116 | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» | 20.04 | |
117 | В. Даль «Ось и чека» | 21.04 | |
118 | С. Погореловский «Слава хлебу» | 22.04 | |
119 | А. Митяев «Как хлеб ищут». Ю. Тувим «Всё для всех» | 24.04 | |
120 | Э. Огнецвет «Кто начинает день?» | 27.04 | |
121 | Е. Пермяк «Смородинка» | 28.04 | |
122 | А. Некрасов «Маяк» | 29.04 | |
123 | Внеклассное чтение. Рассказы и сказки о труде | 05.05 | |
124 | Обобщение по теме «Мы трудимся» | 06.05 | |
125 | В. Голявкин «Сорняк» | 08.05 | |
126 | Резервный урок. Семейное чтение. Словенская народная сказка «Три сына» | 12.05 | |
| ИТОГО | | 12ч. | |
Тема VII. Наше Отечество 9 ч. |
127 | «Наше Отечество». Пословицы о Родине | прогнозировать содержание текста по его заголовку; понимать содержание прочитанного произведения; характеризовать природу нашей родины на основе прочитанного; определять авторский замысел; находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде; рассказывать о России; объяснять значение слов с помощью словаря; составлять краткую аннотацию прочитанной книги с опорой на ее содержание; определять главную мысль произведения; формулировать вывод и подтверждать свою точку зрения выдержками из текста | 13.05 | |
128 | М. Пришвин «Моя Родина» | 15.05 | |
129 | Н. Рубцов «Привет, Россия — Родина моя!..» | 18.05 | |
130 | С. Дрожжин «Привет» | 19.05 | |
131 | С. Есенин «Береза». С. Васильев «Белая береза» | 20.05 | |
132 | Внеклассное чтение. Рассказы о Родине | 22.05 | |
133 | Обобщение по теме «Наше Отечество» | 25.05 | |
134 | А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отрывок) | 26.05 | |
135 | Резервный урок. Семейное чтение. Е. Осетров «Откуда Москва пошла» | 27.05 | |
| ИТОГО | | 9ч. | |
136 | Обобщение и систематизация изученного за год | соотносить содержание произведения с поставленной учебной задачей; сопоставлять события и героев изученных произведений; разгадывать тематический кроссворд; собирать из смысловых частей пословицу по заданной теме. | 28.05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
УМК по образовательной системе «Начальная инновационная школа»:
Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова Литературное чтение: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Москва: ООО «Русское слово», 2013.
Г. С. Меркин Рабочая тетрадь к учебнику Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение» Москва: ООО «Русское слово», 2014.
Программа курса к учебникам Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение» 1-4 классы. Москва: ООО «Русское слово», 2013.
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол №1 методического
объединения учителей
от 28.08.14
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
Беловащева С.Л.
29.08.14