Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение: программа: 1 – 4 классы». 2013 год
Учитывая направление работы школы «Гражданское воспитание. Социализация учебно-воспитательного процесса» и главную идею курса «Литературное чтение», определяются цели и задачи.
Основная цель курса литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи:
• обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
• научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
• систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
• включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
• формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
• расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов)*.
Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебно-методическим комплектом.
Содержание учебно-методического комплекта :
Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2012
Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А. Ефросинина - М.: Вентана – Граф, 2013
Литературное чтение: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2019
Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2012
Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина. – 3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012
Ефросинина Л.А. «Литературное чтение в начальной школе: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания в 2 ч.» - М.: Вентана – Граф, 2014
Рабочая программа рассчитана на 136 часов. Авторская программа «Литературное чтение» предусматривает 136 часов.
Рабочая программа, учитывая особенности календаря 2020-2021 учебного года и расписания уроков текущего года, составлена на 133 часа.
В авторской программе предусмотрены контрольные работы:
комплексная контрольная работа -1 (урок № 54)- (Ефросинина Л.А. «Литературное чтение: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания в 2 ч.)
комплексная контрольная работа-1 (урок №125)- (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А. Ефросинина , М.И.Оморокова, - М.: Вентана – Граф, 2013)
Формы организации учебного процесса: урок, конкурс, ролевая игра, презентация, путешествие, викторина, праздник.
Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся: устный ответ, сообщение, аудирование, декламация стихов, тренировочные упражнения, опрос.
Содержание учебного материала
Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения. Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения при помощи учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Универсальные учебные действия (УУД): воспринимать прослушанное или прочитанное произведение; читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 1-2 страницы; овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно; понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач; -воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных произведений, входящих в круг чтения второклассников); понимать учебную задачу, определять способы её решения; анализировать тексты произведений разных жанров 9определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план); определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям; выделять положительных и отрицательных героев, сравнивать героев произведений; отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие дать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений); формулировать высказывание (о произведении, о героях); планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей (выразительное чтение, чтение наизусть и по ролям, подробный пересказ) и контролировать этапы выполнения задачи; использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач (определения темы, жанра и авторской принадлежности произведения и книги); группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности; объяснять значение слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова;
сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности; составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели (на примере моделирования обложек к произведению).
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари
.Примерная тематика.
Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду;
о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи
.Жанровое разнообразие.
Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой.
Элементы книги: обложка, переплёт, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика. Ориентировка в литературоведческих понятиях:литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин,небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Универсальные учебные действия (УУД): -усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия; -группировать пословицы и загадки по темам и видам; -характеризовать жанры и темы изучаемых произведений; -использовать в речи литературоведческие понятия (жанр, тема, диалог, обращение, автор произведения, герой произведения).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из её персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы(«Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок»,«Теремок для любимых героев» и т. д.) Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Универсальные учебные действия (УУД): -понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (через выразительное чтение, творческие пересказ); -читать выразительно по ролям, инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды; -создавать истории от героях произведений.
Чтение: работа с информацией. Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Универсальные учебные действия (УУД): -искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
-слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения; -понимать информацию, данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
- с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
- с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).
Содержание учебного материала по разделам:
« О нашей Родине» - 5ч.
«Народная мудрость» - 6ч.
«О детях и для детей» - 13ч.
«Мир сказок» - 6ч.
«Уж небо осенью дышало…» - 6ч.
«Снежок порхает, кружится…» - 18 ч.
«Здравствуй, праздник новогодний!» - 10 ч.
«О братьях наших меньших» - 12 ч.
«Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки) – 13 ч.
«Семья и я» - 15 ч.
«Весна, весна красная…» - 23 ч.
«Там чудеса…» (волшебные сказки) - 6ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Раздел программы | ученик научится | ученик получит возможность научиться |
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» | -читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55 – 60 слов в минуту); -читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя; -читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; -отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; -определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование; -понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственны ми нормами; -находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения; -пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов; -группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности. | -понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности; -пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме); -пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения; - читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам. |
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» | -различать стихотворный и прозаический тексты; -определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак; -различать пословицы и загадки по темам; -использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения). | -осознавать нравственные и этические ценности произведения; -выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; -находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения. |
Раздел «Творческая деятельность» | -понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям; -инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды; -моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам; -рассказывать сказки с присказками; -создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории. | -делать иллюстрации к изученным произведениям; -иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений; -выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»; -инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх. |
Раздел «Чтение: работа с информацией» | -находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений; -определять тему и главную мысль текста; -работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев; -дополнять таблицы и схемы недостающей информацией. | -самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике; -находить информацию о книге в её аппарате; -сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять; -высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте. |
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
-понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;осознание значимости чтения для личного развития;
-формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятийо добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
-понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Русский язык»
(5ч. в неделю; 34 учебные недели)
2 класс
Номер урока | Тема урока | По плану | По факту | Примечание |
«О нашей Родине» (5ч) |
1 | Стихотворения о Родине. Ф. Савинов «Родина». | | | |
2 | Стихотворения о Родине. И. Никитин. «Русь» (отрывок) | | | |
3 | «Рассказы о Родине» С. Романовский. «Русь» (в сокращении) | | | |
4 | Литературное слушание Произведения о Родине. С. Романовский. «Слово о Русской земле». | | | |
5 | Стихи русских поэтов. А. Прокофьев. «Родина» | | | |
«Народная мудрость» (6 ч) |
6 | Произведения фольклора. Русская народная песня «Я с горы на гору шла». Народная хороводная песня «Я посею, я посею…» | | | |
7 | Загадки народные | | | |
8 | Литературное слушание Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал» (в пересказе И.Карнауховой) | | | |
9 | Былины. «Три поездки Ильи Муромца» (в пересказе А. Нечаева). «Три поездки Ильи Муромца» (отрывок) | | | |
10 | Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы. | | | |
11 | Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверь себя» | | | |
«О детях и для детей» (13 ч) |
12 | Стихотворения о детях. А. Барто. «Катя» | | | |
13 | Произведения для детей. С. Баруздин. «Стихи о человеке и его словах» | | | |
14 | Рассказы о детях. С. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело» | | | |
15 | Произведения о детях. Е. Пермяк «Смородинка» | | | |
16 | Произведения о детях. Н. Носов «Заплатка», | | | |
17 | Разножанровые произведения для детей. Г. Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки. | | | |
18 | Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» Л. Н. Толстой «Страшный зверь» | | | |
19 | Литературное слушание Рассказы о детях М. Зощенко «Самое главное» | | | |
20 | Сказки о детях. В. Сутеев «Кто лучше?» | | | |
21 | Произведения о детях и для детей. А. Митта «Шар в окошке» Е. Пермяк «Две пословицы» | | | |
22 | Сказки для детей. Л. Пантелеев «Две лягушки» | | | |
23 | Литературное слушание Произведения и книги о детях. В. Беспальков «Совушка» Рубрика «Книжная полка» | | | |
24 | Произведения В. Сутеева для детей. В. Сутеев «Снежный зайчик» | | | |
«Мир сказок» (6 ч) |
25 | Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики» | | | |
26 | Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики» | | | |
27 | Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки» | | | |
28 | Сказки Х.-К. Андерсена. Х.-К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка», | | | |
29 | Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов» | | | |
30 | Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверь себя» | | | |
«Уж небо осенью дышало» (6 ч) |
31 | Произведения об осени (о родной природе). А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Г. Скребицкий «Осень» (отрывок) | | | |
32 | Произведения об осени. Э. Шим «Белка и Ворон» Е. Трутнева «Осень» | | | |
33 | Произведения об осени. Н. Сладков «Эхо» | | | |
34 | Разножанровые произведения о природе. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» Загадки. М. Пришвин «Недосмотренные грибы» | | | |
35 | Литературное слушание Произведения о природе. Э Шим «Храбрый Опёнок» К. Бальмонт «Осень» | | | |
36 | Обобщение по разделу. Рубрика « Книжная полка». Рубрика «Проверь себя» | | | |
Снежок порхает, кружится …» (18 ч) |
37 | Произведения о зиме. З. Александрова «Зима» | | | |
38 | Научно-познавательные и художественные произведения о природе. С. Иванов «Каким бывает снег» | | | |
39 | Рассказы о природе. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу» | | | |
40 | Литературное слушание Сказки о природе. Э. Шим «Всем вам крышка» К. Ушинский «Мороз не страшен» | | | |
41 | Народные сказки. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза». | | | |
42 | Рассказы и сказки о природе. М. Пришвин «Деревья в лесу» | | | |
43 | Стихотворения о зиме. И. Суриков «Детство» (отрывок). | | | |
44 | Литературное слушание Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка» | | | |
45 | Литературное слушание Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка». | | | |
46 | Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка». | | | |
47 | Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка». | | | |
48 | Произведения о детях. Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы). | | | |
49 | Произведения о детях. Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы). | | | |
50 | Рассказы о животных. Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» | | | |
51 | Рассказы и стихотворения о природе. И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу» И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?» | | | |
52 | Литературное слушание Произведения для детей. В. Одоевский «Мороз Иванович» | | | |
53 | Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича» | | | |
54 | Комплексная контрольная работа. | | | |
«Здравствуй, праздник новогодний!» (10 ч) |
55 | Произведения о новогоднем празднике. С. Михалков «В снегу стояла ёлочка» | | | |
56 | Литературное слушание Сказки Х.-К. Андерсена. Х.-К. Андерсен «Ель» (в сокращении). Книги Х.-К. Андерсена. | | | |
57 | Произведения о детях и для детей. А. Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок). | | | |
58 | Произведения о детях и для детей. А. Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок). | | | |
59 | Стихотворения о Новом годе. С. Маршак «Декабрь» Книги С.Маршака | | | |
60 | Произведения о Новом годе. С. Городецкий «Новогодние приметы» | | | |
61 | Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя» | | | |
62 | Стихи о природе. Урок-конкурс. Рубрика «Книжная полка». | | | |
63 | Библиотечный урок. Книги о Новом годе для детей. | | | |
64 | Урок-утренник. Здравствуй, праздник новогодний!» | | | |
О братьях наших меньших» (12 ч) |
65 | Произведения о животных. Русская народная песня «Бурёнушка» В. Жуковский «Птичка» | | | |
66 | Разножанровые произведения о животных. К. Ушинский «Кот Васька» Произведения фольклора (считалка, загадки). Е. Благинина «Голоса леса». | | | |
67 | Рассказы и стихотворения о животных. М. Пришвин «Старый гриб» | | | |
68 | Рассказы о животных. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» П. Комаров «Оленёнок» | | | |
69 | Произведения о животных. В. Бианки «Ёж-спаситель». Скороговорки. | | | |
70 | Присказки и сказки. М. Дудин «Тары-бары…» | | | |
71 | Литературное слушание Произведения о животных. К. Ушинский «Плутишка кот» | | | |
72 | Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля» | | | |
73 | Сказки народов России. Русская народная сказка «Зимовье зверей» (в обработке Л.Н.Толстого) | | | |
74 | Авторские сказки. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (отрывок) | | | |
75 | Народные сказки. Русская народная сказка «Белые пёрышки» | | | |
76 | Библиотечный урок. Сказки о животных. Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверь себя» | | | |
«Лис Миккель и другие»(зарубежные сказки) (13 ч) |
77 | Литературное слушание Сказки народов мира. Украинская народная сказка «Колосок». | 01.02 | | |
78 | Литературное слушание Сказки народов мира. Украинская народная сказка «Колосок». | | | |
79 | Сказки народов мира. Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать» | | | |
80 | Сказки народов мира. Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать» | | | |
81 | Сказки народов мира. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». | | | |
82 | Сказки народов мира. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». | | | |
83 | Литературное слушание Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм «Бременские музыканты». | | | |
84 | Литературное слушание Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм «Бременские музыканты». | | | |
85 | Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» | | | |
86 | Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» | | | |
87 | Зарубежные сказки Повторение | | | |
88 | Библиотечный урок. Дорогами сказок. Рубрика «Книжная полка». | | | |
89 | Проверка уровня обученности. Обобщение. Рубрика «Проверь себя». | | | |
«Семья и я» (15 ч) |
90 | Произведения о семье. Л. Н Толстой «Лучше всех» | | | |
91 | Фольклорные произведения о семье. Пословицы. Народная песня «Колыбельная» | | | |
92 | Авторские колыбельные песни. М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный… | | | |
93 | Рассказы о детях. Е. Пермяк «Случай с кошельком» С. Аксаков «Моя сестра» | | | |
94 | Произведения о детях. В. Осеева «Сыновья». Пословицы. | | | |
95 | Авторская колыбельная песня. А. Майков «Колыбельная песня». Пословица. | | | |
96 | Литературное слушание Произведения о семье. Л. Н. Толстой «Отец и сыновья». | | | |
97 | Разножанровые произведения о семье. А. Плещеев «Старик» Л. Воронкова «Катин подарок» | | | |
98 | Стихотворения о семье. Ю. Коринец «Март» А. Плещеев «Песня матери» | | | |
99 | Сказки народов России о семье. Татарская народная сказка «Три сестры» | | | |
100 | Литературное слушание Произведения о семье. С. Михалков «А что у вас?» | | | |
101 | Стихотворения о семье. В. Солоухин «Деревья» | | | |
102 | Произведения ко Дню Победы. С. Михалков «Быль для детей» | | | |
103 | Произведения ко Дню Победы. С. Баруздин «Салют» Литературное слушание К. Курашкевич «Бессмертие» | | | |
104 | Обобщение по теме. Повторение. Рубрика «Проверь себя» | | | |
«Весна, весна красная…» (24 ч) |
105 | Произведения о весне. Народная песня «Весна, весна красная!», А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | | | |
106 | Произведения о весенней природе. А. Чехов «Весной» А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Г. Скребицкий «Весна-художник» | | | |
107 | Произведения о весенней природе. А. Чехов «Весной» А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Г. Скребицкий «Весна-художник» | | | |
108 | Литературное слушание Произведения о природе. Н. Сладков «Снег и Ветер» | | | |
109 | Разножанровые произведения о весне. С. Маршак «Весенняя песенка» Э. Шим «Чем пахнет весна» | | | |
110 | Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» | | | |
111 | Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» | | | |
112 | Литературное слушание Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы» (отрывок) Н. Сладков «Скворец-молодец» | | | |
113 | Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские штучки» | | | |
114 | Разножанровые произведения о природе. А. Барто «Апрель» | | | |
115 | Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок» | | | |
116 | Литературное слушание Произведения фольклора. Заклички-веснянки. | | | |
117 | Произведения фольклора. Закличка, загадки. | | | |
118 | Разножанровые произведения о природе. В. Жуковский «Жаворонок» | | | |
119 | Разножанровые произведения о природе. О. Высотская «Одуванчик» М. Пришвин «Золотой луг» | | | |
120 | Литературное слушание Произведения о родной природе. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете» | | | |
121 | Рассказы и стихотворения о природе. Н. Сладков «Весенний гам» А. Барто «Воробей» | | | |
122 | Произведения для детей. М. Пришвин «Ребята и утята» | | | |
123 | Литературное слушание Сказки о животных. Б. Заходер «Птичья школа» | | | |
124 | Произведения о природе. К. Ушинский «Утренние лучи» | | | |
125 | Стихотворения о природе. А. Барто «Весна, весна на улице…» | | | |
126 | Комплексная контрольная работа. | | | |
127 | Библиотечный урок. Книги о родной природе. | | | |
128 | Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя» | | | |
«Там чудеса …» (волшебные сказки) 8 ч |
129 | Литературное слушание Волшебные сказки. Русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-дивное». Книги с волшебными сказками. | | | |
130 | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка». | | | |
131 | Сказки А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | | | |
132 | Сказки А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | | | |
133 | Литературное слушание Волшебные сказки. Ш. Перро «Кот в сапогах». | | | |
134 | Литературное слушание Волшебные сказки. Ш. Перро «Кот в сапогах». | | | |
135 | Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверь себя» | | | |
136 | Литературное слушание Мир сказок и чудес. Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес» Летнее чтение. | | | |