Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана для обучающихся 4б класса МБОУ «СШ № 6» на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ООП НОО, Учебного плана МБОУ «СШ № 6» на 2018 – 2019 учебный год.
Данная программа предназначена для класса коррекционно-развивающего обучения, обеспечивает усвоение содержания начальной ступени обучения и реализацию стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся VII вида. Программа построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.
Исходя из характеристики детей с учётом их психологических особенностей и уровня сформированности умений, навыков, способов познавательной деятельности, необходимо использовать различные методы и приёмы работы:
На изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 2 часа в неделю – 68 часов в год. Из них на региональные особенности содержания образования отводится 10 ч. (15 %); на внеклассное чтение отводится 10 ч. (15 %).
Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» учебник для 4 класса: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2013.
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.
- формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
- извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема).
- пользоваться словарями, справочниками.
- осуществлять анализ и синтез.
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого
- высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
текста).
- слушать и понимать речь других.
- выразительно читать и пересказывать текст.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
- признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- задавать вопросы.
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего".
Былина. «Ильины три поездочки»
Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».
Л.Н. Толстой «Детство».
Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».
А.П. Чехов «Мальчики».
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».
А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».
А.Н. Плещеев «Дети и птичка».
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».
И.А. Бунин «Листопад».
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В.Ю. Драгунский «Главные реки».
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».
В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М. Зощенко «Ёлка».
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
М.М. Пришвин «Выскочка».
Е.И. Чарушин «Кабан».
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Б.Л. Пастернак «Золотая осень».
Д.Б. Кедрин «Бабье лето».
С.А. Клычкова «Весна в лесу».
Н.М. Рубцов «Сентябрь».
С.А. Есенин «Лебёдушка».
И.С. Никитин «Русь».
С.Д. Дрожжин «Родине».
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете».
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Виды контроля и измерители | Дата |
предметные | Метапредметные | личностные |
Былины. Летописи. Жития (5 ч.) |
1. | Летописи. И повесил Олег щит на вратах Царьграда. | 1 | Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине | Знать жанр "летопись". Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А.С.Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Изучение и первичное закрепление знаний. | 3.09 |
2 | Летописи. И вспомнил Олег коня своего. РОСО. «Легенда о трёх камнях» | 1 | Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине | 7.09 |
3 | Путешествие по земле русской , богатырской. Былины. Былины. Три поездки Ильи Муромца. | 1 | Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер | Знать жанр устного народного творчества "былина". Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг. Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Изучение и первичное закрепление знаний | 10.09 |
4. | Житие Сергия Радонежского. Знакомство. Вн./чт. Былина «Садко» | 1 | Жанры древнерусской литературы -житие, поучение. Герои произведений | Знать произведение "Житие Сергия Радонежского". Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Изучение и первичное закрепление знаний | 14.09 |
5 | Обобщающий урок по разделу «Летописи. Былины. Жития». | 1 | Жанры древнерусской литературы -житие, поучение. Герои произведений | Знать произведения: летописи, былины, жития. Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Закрепление знаний. | 17.09 |
Чудесный мир классики (16ч.) |
6 (1) | П.П. Ершов «Конек – горбунок». Знакомство со сказкой. Вн./чт. Что за прелесть эти сказки. | 1 | Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Изучение и первичное | 21.09 |
7 (2) | П.П. Ершов «Конек – горбунок». Характеристика главных героев. РОСО. Р. Нехай «Ночной дождь» | 1 | Главная мысль сказки | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Изучение и первичное | 24.09 |
8 (3) | Вн.чт. Мой Пушкин. Стихи об осени. | 1 | Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности, отвечать на вопросы по тексту. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Изучение и первичное | 28.09 |
9 (4) | А.С. Пушкин. Стихи «Туча», «Осень» «Няне». | 1 | Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. | Изучение и первичное | 1.10 |
10 (5) | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Знакомство со сказкой. | 1 | Сюжет, герои, главная мысль. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев | Регулятивные: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. Познавательные: обобщение и систематизация. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | закрепление знаний Урок обобщения и систематизации знаний. | 4.10 |
11 (6) | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Деление текста на части. | 1 | Основное содержание текста. Тема. Герои | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев | Регулятивные: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. Познавательные: обобщение и систематизация. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Комбинированный | 8.10 |
12 (7) | Вн/чтение. КВН по сказкам Пушкина. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Подготовка к подробному пересказу | 1 | Основное содержание текста. Тема. Герои | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев | Регулятивные: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. Познавательные: обобщение и систематизация. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Урок обобщения и систематизации знаний. | 12.10 |
13 (8) | Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина | 1 | Произведения Пушкина Жанр произведения. Эпитеты, рифма. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев | Регулятивные: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. Познавательные: обобщение и систематизация. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Урок обобщения и систематизации знаний. | 15.10 |
14 (9) | М.Ю.Лермонтов. Олицетворение — приём изображения действительности в стихотворении «Дары Терека». | 1 | Жанр произведения. Эпитеты, рифма. | Знать название и основное содержание произведения, творчество М.Ю.Лермонтова. Уметь различать жанры произведений. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Комбинированный | 19.10 |
15 (10) | М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей. | 1 | Авторская сказка. Герои положительные и отрицательные. Главная мысль сказки | Уметь читать по ролям. Знать средства художественной выразительности, язык, приём сравнения, олицетворения в произведениях М.Ю.Лермонтова. Уметь определять характер героя и анализировать его поступки. Иметь представление о классической литературе. | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Комбинированный | 22.10 |
16 (11) | Главы из автобиографической повести Л.Н.Толстого «Детство». | 1 | Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль). Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. | Комбинированный | 26.10 |
17 (12) | Л.Толстой «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой. | 1 | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет. | Уметь высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | Комбинированный | 6.11 |
18 (13) | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». | 1 | Оценивать, делать выводы | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев. | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. | Комбинированный | 9.11 |
19 (14) | А.П.Чехов. «Мальчики». Составление плана. | 1 | Составлять план, пересказывать | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь рассказать о характере героя, его поступках и их мотивах. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. | Комбинированный | 12.11 |
20 (15) | Внеклассное чтение. В мире приключений. РОСО. А. Гадагатл ь «Пастух - хвастун» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного язык | Познавательные –составление высказывания (текста), содержащего описание; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -понимание возможности различных точек зрения на предмет; -уважение к другой точке зрения; | -Чувство необходимости учения, -Познавательная мотивация; интерес к новому; | Комбинированный | 16.11 |
21 (16) | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев. | Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Урок обобщения и систематизации знаний. | 19.11 |
Поэтическая тетрадь (8ч.) |
22 (1) | Поэтическая тетрадь Тоска по Родине и красоте родной природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Ещё земли печален вид...» «как неожиданно и ярко...» | 1 | Воспринимать на слух произведение, читать выразительно | Уметь читать стихотворные произведения наизусть, рисовать словесные картины. | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Комбинированный | 23.11 |
23 (2) | А.Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь». | 1 | Читать выразительно, определять средства худ. выразительности | Знать произведения Ф.Тютчева, А.Фета. Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. Использовать в речи образные языковые средства. | Комбинированный | 26.11 |
24 (3) | Картины весенней природы и настроение в стихах Е.А.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Где сладкий шепот…» | 1 | Определять средства худ. выразительности, интонацию | Учащиеся должны знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства. | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Комбинированный | 30.11 |
25 (4) | Картина сельского быта. А.Н.Плещеев «Дети и птичка». | 1 | Определять по тексту переживания автора | Учащиеся должны уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы. | Комбинированный | 3.12 |
26 (5) | Тема любви к Родине в стихотворении И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…» | 1 | Читать выразительно, передавая настроение | Знать произведения о родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы. | Регулятивные: Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, любовь к Родине | Комбинированный | 7.12 |
27 (6) | Тема детства в стихах Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | Воспринимать на слух произведение, читать выразительно, наизусть | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства. | Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | Комбинированный | 10.12 |
28 (7) | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунина «Листопад». | 1 | Определять средства худ. выразительности, интонацию | Учащиеся должны знать творчество И.А.Бунина. Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений. | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Комбинированный | 14.12 |
29 (8) | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». РОСО. И. Машбаш «Не спорю» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Учащиеся должны знать/понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения. | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Урок обобщения и систематизации знаний. | 17.12 |
Литературные сказки (7ч.) |
30 (1) | Литературные сказки. Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В.Ф.Одоевского « Городок в табакерке». | 1 | Читать и воспринимать на слух прочитанное | Учащиеся должны знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту. | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Комбинированный | 21.12 |
31 (2) | Описание.. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». | 1 | Знать отличительные особенности литературной сказки | Учащиеся должны знать творчество Гаршина. Уметь работать с иллюстрацией, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Комбинированный | 24.12 |
32 (3) | Сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. | 1 | Делить текст на части, составлять план | Учащиеся должны знать творчество П.П.Бажова. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений. | Регулятивные: анализ самостоятельной работы, планирование учебной задачи. Познавательные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность Коммуникативные: составлять устное сочинение | Оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией. | Комбинированный | 28.12 |
33 (4) | Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Знать книги, рассказывающие об истории нашей Родины. Уметь использовать приобретённые знания и умения для самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам. | Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: презентовать подготовленную информацию. | Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». | Комбинированный | |
34 (5) | Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». | 1 | Сравнивать народную и литературную сказки, пересказывать | Учащиеся должны уметь анализировать характер героя, мотивы поведения, выделять фантастические события, делить текст на части, составлять план, работать с иллюстрацией. | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. | Комбинированный | |
35 (6) | Обобщение по разделу «Литературные сказки». РОСО. Дж. Чуяко «Добрый обычай» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность Познавательные: мыслительный эксперимент. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Урок обобщения и систематизации знаний. | |
36 (7) | Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах — учёных и изобретателях. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; Читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения. | Комбинированный | |
Делу время – потехе час (4ч.) |
37 (1) | Делу время- потехе час. Авторская литературная сказка Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени». Поучительный смысл сказки. | 1 | Определять нравственный смысл произведения | Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Пользоваться монологической и диалогической речью. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Комбинированный | |
38 (2) | В.Ю. Драгунский. Средства создания комического эффекта. «Что любит Мишка» | 1 | Рассказать о герое с опорой на текст | Уметь создавать небольшой текст | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Комбинированный | |
39 (3) | Авторское отношение к герою в рассказе В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». | 1 | Составлять план, пересказывать | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы. | Регулятивные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Познавательные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Комбинированный | |
40 (4) | Обобщение по разделу «Делу время — потехе час» РОСО. Е. Салов «Ощтен» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Уметь составлять вопросы к викторине. Знать и понимать изученные литературные произведения и их авторов. Уметь выразительно читать, определять тему и главную мысль; пересказывать доступный по объёму текст. | Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. Задавать вопросы. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Интерес к географии. | Урок обобщения и систематизации знаний. | |
Страна детства (4ч.) |
41 (1) | Страна детства. Б.С.Житков. «Как я ловил человечков» Плохое и хорошее в поступках людей. | 1 | Подбирать книги по теме, рассказывать их содержание | Учащиеся должны уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, герое, событии. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: строить рассуждения Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей. | Комбинированный | |
42 (2) | К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. | 1 | Определять отношение автора к героям | Уметь определять тему и главную мысль произведения. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Понимание чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. | Комбинированный | |
43 (3) | М.М.Зощенко. «Ёлка». Комическое в рассказе, средства его создания. | 1 | Находить смешные эпизоды | Учащиеся должны уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, герое, событии. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: принимать иную точку зрения. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков | Комбинированный | |
44 (4) | Обобщение по разделу «Страна детства» РОСО. И. Машбаш «Черкеска» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Учащиеся должны знать и понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание произведения. | Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Урок обобщения и систематизации знаний. | |
Поэтическая тетрадь (3ч.) |
45 (1) | Поэтическая тетрадь Тема детства в произведениях В.Я.Брюсова «Опять сон», «Детская» | 1 | Воспринимать на слух произведение, читать выразительно | Уметь выразительно читать, определять тему и главную мысль произведения | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем | Умение воспринимать красоту природы. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Комбинированный | |
46 (2) | Стихи о счастливых днях детства. С.А.Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | Читать выразительно, передавая настроение | Учащиеся должны знать известные стихи С.А.Есенина, уметь осознанно читать текст художественного произведения; определять тему и главную мысль. | Комбинированный | |
47 (3) | Тема природы и Родины в стихах М.И. Цветаевой. «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | Воспринимать на слух произведение, читать выразительно | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию. | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. | Урок обобщения и систематизации знаний. | |
Природа и мы (6 ч.) |
48 (1) | Природа и мы. Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш». РОСО. Ю. Крючков «Слово о маме» | 1 | Определять отношение автора к героям | Учащиеся должны уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Оценивать события, героев произведения. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | Комбинированный | |
49 (2) | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе. Тема самопожертвования в рассказе. | 1 | Определять нравственный смысл произведения | Уметь определять тему и главную мысль произведения. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | Комбинированный | |
50 (3) | Писательская наблюдательность М.М. Пришвина в рассказе «Выскочка». РОСО. Е. Салов «Лаго-Наки» | 1 | Рассказать о герое с опорой на текст | Знать творчество Пришвина. Уметь определять главную мысль произведения. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | Комбинированный | |
51 (4) | Внеклассное чтение. Рассказы о животных Е.И. Чарушина. Юмор в произведении «Кабан». | 1 | Составлять план, пересказывать | Учащиеся должны уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. Уметь ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | Комбинированный | |
5 (5) | Тема природы в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип». | 1 | Определять нравственный смысл произведения | Уметь определять тему и главную мысль произведения. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | Комбинированный | |
53 (6) | Обобщение по разделу «Природа и мы». РОСО. С. Мурадян «Мама и весна» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе. | Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Урок обобщения и систематизации знаний. | |
Поэтическая тетрадь (4ч.) |
54 (1) | Поэтическая тетрадь. Поэтическое настроение в стихах. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу». | 1 | Воспринимать на слух произведение, читать выразительно, передавая настроение | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание произведений о природе. | Регулятивные: под руководством учителя планировать цель учебной задачи. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы. | Комбинированный | |
55 (2) | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь» | 1 | Определять средства худ. выразительности, интонацию | Уметь определять тему и главную мысль произведения. Анализировать образные языковые средства. | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: пользоваться словарем. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы. | Комбинированный | |
56 (3) | Иносказательный смысл произведения С.А.Есенина «Лебёдушка». Внеклассное чтение. Творчество С.А. Есенина. | 1 | Определять средства худ. выразительности, интонацию | Уметь читать стихотворные произведения наизусть. Отвечать на вопросы по тексту. | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: Пользоваться словарем. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы. | Комбинированный | |
57 (4) | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» РОСО. Ю. Чуяко «Берегите лес» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Учащиеся должны уметь определять главную мысль текста, пересказывать содержание по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства. Выразительно читать с использованием соответствующей интонации. | Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Сопоставлять и отбирать информацию. Коммуникативные: Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Урок обобщения и систематизации знаний. | |
Родина (4ч.) |
58 (1) | Родина Патриотическое звучание и тема любви к Родине и её героическому прошлому в стихах И.С. Никитина «Русь» и С.Д. Дрожжина «Родине». | 1 | Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства | Учащиеся должны знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: строить рассуждения. Сопоставлять и отбирать информацию. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Слушать и слышать других. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Комбинированный | |
59 (2) | Красота и величие в стихотворении А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске». | 1 | Воспринимать на слух произведение, читать | Учащиеся должны уметь определять главную мысль текста, пересказывать содержание по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства. Выразительно читать с использованием соответствующей интонации. | | |
60 (3) | Тема войны в произведении Б.А.Слуцкого «Лошади в океане». Внеклассное чтение. Произведения о войне. | 1 | Воспринимать на слух произведение, читать | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: строить рассуждения. Сопоставлять и отбирать информацию. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Слушать и слышать других. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Комбинированный | |
61 (4) | Обобщение по разделу «Родина». РОСО. Д. Чамоков «Ты мне мать и отец» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Учащиеся должны уметь сознательно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: строить рассуждения. Сопоставлять и отбирать информацию. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Слушать и слышать других. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Урок обобщения и систематизации знаний. | |
Страна Фантазия (2 ч.) |
62 (1) | Страна Фантазия. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». | 1 | Определять отношение автора к героям | Учащиеся должны уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг | | | Комбинированный | |
63 (2) | Кир Булычов «Путешествие Алисы». | 1 | Определять нравственный смысл произведения | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев. | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Строить рассуждения. Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Комбинированный | |
Зарубежная литература(5 ч.) |
64 (1) | Зарубежная литература Персонажи сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка». | 1 | Рассказать о герое с опорой на текст | Учащиеся должны уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события и героев произведения. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | Комбинированный | |
65-66 (2-3) | Тема первой любви в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера» | 2 | Определять нравственный смысл произведения | Учащиеся должны знать творчество Г.Х.Андерсена. Уметь определять главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | Комбинированный | |
67 (4) | .Сельма Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» | 1 | Оценивать, делать выводы | Учащиеся должны уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения. | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | Комбинированный | |
68 (5) | Фантастические события, персонажи в произведении Д .Свифта « Путешествие Гулливера». | 1 | Определять отношение автора к героям | Учащиеся должны самостоятельно ориентироваться в учебной книге: по содержанию, по вопросам и заданиям, осознанно и полно воспринимать содержание. | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Строить рассуждения. Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. Слушать и слышать других. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Любовь и уважение к Родине, его языку, культуре, истории. | Урок обобщения и систематизации знаний. | |