МБ ОУ Газопроводская СШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение » для 3 класса составлена в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Программа составлена учителями начальных классов МБ ОУ Газопроводской СШ
Починки 2016 год
Планируемы результаты изучения предмета:
Учащийся научится:
Виды речевой и читательской деятельности
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащийся научится
Творческая деятельность
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащийся получит возможность научиться:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащийся научится:
Литературоведческая пропедевтика
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание учебного курса
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 1 |
2 | Самое великое чудо на земле | 4 |
| 1. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 |
| 2. Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника | 1 |
| 3. Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. | 1 |
| 4. Урок путешествия в прошлое. Оценка достижений. | 1 |
3 | Устное народное творчество. | 12 |
| 1. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 |
| 2. Русские народные песни. | 1 |
| 3. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 |
| 4. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка | 1 |
| 5-6. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 2 |
| 7-8. Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | 2 |
| 9-10. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 2 |
| 11. Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1 |
| 12. Оценка достижений | 1 |
4 | Поэтическая тетрадь | 12 |
| 1. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 |
| 2. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 |
| 3. Русские поэты XIX—XX века. | 1 |
| 4. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». | 1 |
| 5. Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 |
| 6-7. А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» | 2 |
| 8. И. С. Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы». | 1 |
| 9. Подготовка сценария утренника «Первый снег». | 1 |
| 10. И. 3. Суриков «Детство». | 1 |
| 11. И. 3. Суриков «Зима». | 1 |
| 12. Оценка достижений Путешествие в литературную страну | 1 |
5 | Великие русские писатели | 24 |
| 1. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 |
| 2-3. А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | 2 |
| 4-5. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». | 2 |
| 6. Сравнение народной и литературной сказок. | 1 |
| 7. Особенности волшебной сказки. | 1 |
| 8. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунковс художественным текстом, их сравнение. | 1 |
| 9. И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника. | 1 |
| 10-11. Басни И. А. Крылова. | 2 |
| 12. Инсценирование басни. | 1 |
| 13. М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 |
| 14. Лирические стихотворения. | 1 |
| 15-16. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 2 |
| 17. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 1 |
| 18-19. Рассказы Л. Н. Толстого. | 2 |
| 20. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события герои).Толстой Л.Н. «Лев и собачка» (быль) | 1 |
| 21. Рассказ-описание.Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» | 1 |
| 22. Текст-рассуждение Л. Толстой «Куда девается вода из моря» | 1 |
| 23. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания | 1 |
| 24. Оценка достижений.Литературный праздник | 1 |
6 | ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 | 6 |
| 1. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 |
| 2. Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. | 1 |
| 3-4. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». | 2 |
| 5. Выразительное чтение стихотворений. К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин. | 1 |
| 6. Оценка достижений.Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь – 2» | 1 |
7 | Литературные сказки | 8 |
| 1. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 |
| 2-3. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». | 2 |
| 4-5. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 2 |
| 6-7. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 2 |
| 8. Оценка достижений. КВН | 1 |
8 | Были-небылицы | 10 |
| 1. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 |
| 2-3. М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 2 |
| 4-6. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. | 3 |
| 7-9. А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. | 3 |
| 10. Оценка достижений.Урок-путешествие по разделу «Были- небылицы» | 1 |
9 | ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ- 1 | 7 |
| 1. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 |
| 2-3. Саша Чёрный. Стихи о животных. | 2 |
| 4-5. А. А. Блок. Картины зимних забав | 2 |
| 6. С. А. Есенин «Черёмуха» | 1 |
| 7. Оценка достижений.Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь- 1» | 1 |
10 | Люби живое | 16 |
| 1. Знакомство с названием раздела. | 1 |
| 2-3. М. Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста. | 2 |
| 4-5. И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 2 |
| 6-7. В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». | 2 |
| 8-9. В. Бианки «Мышонок Пик». | 2 |
| 10-11. Б. С. Житков «Про обезьянку». | 2 |
| 12-13. В. П. Астафьев «Капалуха». | 2 |
| 14-15. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 2 |
| 16. Оценка достижений. Урок-конференция «Земля- наш дом родной» | 1 |
| ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 | 7 |
| 1. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 |
| 2. С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» | 1 |
| 3. А. Л. Барто «Разлука». «В театре». | 1 |
| 4. С. В. Михалков «Если». | 1 |
| 5-6. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». | 2 |
| 7. Оценка достижений. | 1 |
| СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК | 13 |
| 1. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 |
| 2. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». | 1 |
| 3-5. А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». | 3 |
| 6-10. М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». | 5 |
| 11-12. Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». | 2 |
| 13. Оценка достижений.Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке- наберешь кузовок» | 1 |
11 | ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ | 7 |
| 1. Знакомство с названием раздела. | 1 |
| 2.«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. | 1 |
| 3-4. Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». | 2 |
| 5. Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». | 1 |
| 6. Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 |
| 7. Оценка достижений. Читательская конференция «По страницам детских журналов» | 1 |
12. | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | 9 |
| 1.Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 |
| 2-4. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. | 3 |
| 5-7. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 3 |
| 8. Оценка достижений. | 1 |
| 9. Повторение пройденного Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» | 1 |
всего | | 136 |
79