СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса к учебнику О.М.Александровой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса.»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шипиловская основная общеобразовательная школа



Утверждаю

Директор школы:______________/Т.В.Орлова/

Приказ № от 09. 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



на 2021 – 2022 учебный год



УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»



В 4 КЛАССЕ



Учителя начальных классов Беспоясовой Л.М.



Предметная линия УМК «Школа России» по учебни­ку «Литературное чтение на родном (русском) языке»

(авторы: О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова. )





2021 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа написана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по родному русскому языку и авторских программ под редакцией О.М.Александровой и документов, являющихся исходным материалом для составления программы.


Исходными материалами для составления программы явились:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Минобрнауки РФ от 22. сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. №373»)

  • Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.11.2019 года № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации» от 28 декабря 2018 г. № 345);

  • основная образовательная программа ФГОС НОО муниципального общеобразовательного учреждения Шипиловской основной общеобразовательной школы на 2021-2022 учебный год;

  • учебный план общего образования, реализующий ФГОС НОО, муниципального общеобразовательного учреждения Шипиловской основной общеобразовательной школы на 2021-2022 учебный год.



Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» изучается в 4 классе в качестве обязательного предмета в общем объеме 17 часов (при 34 неделях учебного года).

Программа 4 класса «Литературное чтение на родном (русском) языке» будет реализована через учебное пособие, предназначенное для сопровождения и поддержки основного курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех школах РФ: О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова «Литературное чтение на родном русском языке», 4 класс. М., учебное пособие для общеобразовательных школ, «Просвещение», 2021 г.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

4 КЛАСС


1.Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной де­ятельности;

  • способность к самооценке;

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Роди­ны, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (доб­ре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравст­венных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собствен­ных поступков, так и поступков других людей;

  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопережива­ние им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художест­венной культурой;

  • познавательная мотивация учения;

У обучающихся могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое стремление следовать в поведении мораль­ным нормам;

  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

2.Метапредметные результаты включают регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнены действия как по ходу их выполнения, так и в результат проведенной работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличительные от собственных;

  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

3.Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей, осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух - примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);

  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

  • . находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;

  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменого диалога повествованием, с включением рассуждений;

  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию;

  • читать по ролям художественное произведение;

  • создавать текст на основе плана;

  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций;

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

  • определять (на доступном уровне) основные особенностям малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

  • различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и

др.);

  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.



Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

  • создавать иллюстрации к произведениям;

  • создавать в группе сценарии и проекты.

  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

4 КЛАСС (18 часов)

Раздел 1. Мир детства (11 ч)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.

Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Раздел 2. Россия - Родина моя (7 часов)

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.


Содержание учебного предмета

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (18 ч)

Раздел 1. Мир детства (11 ч)

Я и книги (3 ч)

Испокон века книга растит человека Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Например: С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

Я взрослею (3 ч)

Скромность красит человека Пословицы о скромности. Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера. Например: Е. В. Клюев. «Шагом марш». И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».

Любовь всё побеждает Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви

как нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания. Например: Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». И. С. Тургенев. «Голуби».

Я и моя семья (3 ч)

Такое разное детство Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Например: Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый „полёт”»). О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).

Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

Придуманные миры и страны Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например: Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В. П. Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты).

Раздел 2. Россия — Родина моя (7 ч)

Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч)

Люди земли Русской Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например: Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).

Что мы Родиной зовём (2 ч)

Широка страна моя родная Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли. Например: А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). А. Д. Дорофеев. «Веретено». В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках.

О родной природе (3 ч)

Под дыханьем непогоды Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой».

В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза». Н. М. Рубцов. «Во время грозы».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ». 4 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Раздел 1. Мир детства (11ч)

Я и книги (3 ч)

1

Правила поведения на уроке технологии в кабинете начальной школы. Инструкция №14

Я и книги. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).

1

2

Испокон века книга растит человека. И.А. Гончаров Фрегат «Паллада»

1

3

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

1

Я взрослею (3 ч)

4

Я взрослею. Скромность красит человека. Л.Л. Яхнин «Храбрец»

1

5

И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».Е. В. Клюев. «Шагом марш».

1

6

Любовь всё побеждает. Б. П. Екимов «Ночь исцеления». И.А. Мазнин « Летний вечер»

1

Я и моя семья (3 ч)

7

Я и моя семья. Такое разное детство. К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).

1

8

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).

1

9

Е. Н. Верейская. «Наташа пишет ночью письмо, а затем его сжигает» глава из книги «Три девочки».

1

Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

10

Я фантазирую и мечтаю. Придуманные миры и страны. Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).

1

11

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).

1

Раздел 2. Россия - Родина моя (7 ч)

Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч)

12

Люди земли Русской. Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). К.И.КУнин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина». Афанасий Никитин «Хождение за три моря»

1

13

Люди земли Русской. В.А.Гагарин «Мой брат Юрий»

Ю.А.Гагарин «Сто восемь минут». Г.С.Титов «Наш Гагарин»

1

Что мы Родиной зовём (2 ч)

14

Что мы Родиной зовём. Широка страна моя родная.

А. Д. Дорофеев. «Веретено», «Сказ о валдайских колокольчиках».

1

15

М.Я Бородицкая « В гостях у лесника». Г.Я Снегирёв «Карликовая берёзка» В. Г. Распутин. «Саяны».

1

О родной природе (3 ч)

16

О родной природе. Мороз невелик, да стоять не велит. Загадки и пословицы. Отрывки из русской народной сказки «Морозко», В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович», В. Д. Берестов. «Мороз» », Д.Б.Кедрин «Мороз на стёклах», Н.Н.Асеев «Такой мороз». .

1

17

На небе стукнет, на земле слышно. Загадки и пословицы. М.М.Зощенко «Гроза», Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», А.А. Блок « Перед грозой», «После грозы», В.А. Солоухин «Ветер». Проверочная работа.

1

18

Итоговый урок. Проверочная работа по темам курса.

1











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ». 4 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Домашнее задание

Дата

Раздел 1. Мир детства (10ч)

Я и книги (3 ч)

1/1

Чтение произведений, отражающих ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).

-Учебный диалог: обсуждение вопроса «Что могли в детстве читать знаменитые люди, жившие много лет назад?».

-Слушание текста: восприятие на слух художественных

произведений, которые читает учитель, понимание содержания произведения, ответы на вопросы.

-Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений целыми словами; поиск ответов на вопросы, например: «Чем отличались книги того времени, которое вспоминает Д. Н. Мамин-Сибиряк, от современных книг? Как ты думаешь, почему читать о путешествиях нравилось многим мальчикам и девочкам?» Объяснение своей позиции с опорой на информацию, представленную в тексте.

-Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение историко-культурного комментария к произведениям, отдельных фактов биографии авторов изучаемых текстов.

-Учебный эксперимент «Путешествие во времени»: «Перенесёмся на 160 лет назад…». Сравнение своей читательской позиции со взглядами героев произведения.

-Работа в группе: самостоятельное чтение фрагментов

книги из детского круга чтения знаменитых людей; сравнение своего восприятия текста с позицией рассказчика. Объяснение значения слов с привлечением словаря.

-Чтение вслух: работа с текстом автобиографической

повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

-Учебный эксперимент «Путешествие во времени»: «Перенесёмся на 220 лет назад…»; чтение отрывков из журнала «Детское чтение», который читал герой повести.

-Понимание значения слов и выражений в тексте: обсуждение значения слов.

-Творческая работа: составление сообщения о самостоятельном чтении научно-популярных рассказов, написанных в форме диалога.

-Пересказ текста; использование в своём пересказе лексики, встретившейся в тексте.

-Наблюдение: рассматривание репродукций картин, соотнесение с содержанием прочитанного текста.

-Работа в группе: поиск информации в тексте, объяснение смысла высказывания участникам группы.

-Творческая работа: создание собственного устного и

письменного текста на основе художественного произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

-Учебный диалог о круге чтения современного читателя.

-Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя.

Принести свою любимую книгу, составить рассказ о ней.

12.01

2/2

Испокон века книга растит человека. Чтение произведений о путешествиях. И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада».

Прочитать один из отрывков выразительно, пересказать.

19.01

3/3

Чтение биографических произведений. С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

Прочитать один из отрывков выразительно, пересказать.

26.01

Я взрослею (3 ч)

4/1

Чтение произведений, отражающих традиционные представления о скромности как черте характера. Л.Л. Яхнин «Храбрец».

-Учебный диалог перед чтением текстов раздела: о сильных

и слабых сторонах характера растущего человека, о том, какие качества и черты характера хотелось бы в себе воспитать. Выразительное чтение части текста с целью выразить авторское отношение к герою.

-Чтение вслух: чтение произведений малых жанров фольклора; обсуждение проблемного вопроса «Кому чаще свойственна скромность — тому, кто многое умеет, или тому, кто почти ничего не умеет?».

-Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению.

-Работа в парах: чтение по ролям стихотворения.

-Наблюдение за игрой слов, которую использует автор.

Характеристика героев произведения: эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

- Работа с малыми фольклорными жанрами: объяснение значения пословиц.

-Учебный диалог при обсуждении итогового вопроса подраздела «Что такое скромность?»; высказывание собственной позиции по этому вопросу, её обоснование.

-Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя.

Подготовить выразительное чтение произведения.

2.02

5/2

Чтение произведений о скромности и зазнайстве. И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».Е. В. Клюев. «Шагом марш».

Подготовить выразительное чтение стихотворения по ролям.

9.02

6/3

Чтение произведений, отражающих традиционные представления о милосердии, сострадании, сопереживании , чуткости, любви.

. Б. П. Екимов «Ночь исцеления». И.А. Мазнин « Летний вечер».


16.02

Я и моя семья (2 ч)

7/1

Чтение произведений, раскрывающих мир русского детства. К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).


-Учебный диалог, предваряющий чтение произведений

подраздела: обсуждение вопроса о том, как семья помогает

человеку найти своё место в большом мире.

-Работа с текстом автобиографической повести К. В. Лукашевич «Моё милое детство». Поиск доказательств в тексте при ответе на вопросы. Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произве-

дений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению.

-Творческое задание: конструирование текста на основе

фрагментов повести на одну из тем: «Домик детства»,

«Бабушкино утро», «Дедушкино утро».

-Понимание значения слов и выражений в тексте: определение и уточнение значений слов.

-Работа с тестом М. В. Водопьянова «Полярный лётчик»: обсуждение вопроса «Какие качества характера помогли

Михаилу осуществить свою мечту и стать лётчиком?».

-Работа с текстом повести Е. Н. Верейской «Три девочки»:

обсуждение проблематики текста: жизнь взрослых и

детей, переживших блокаду Ленинграда.

- Рассматривание фотографий; осознание с их помощью

исторических реалий (блокадный хлеб, бомбоубежище).

-Объяснение значения слов и выражений (что такое блокада, блокадный город).

-Поиск в тексте ответов на вопрос о характерах главных

героев, о том, что помогло им выстоять, сохранить дружбу

и радость жизни.

- Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются вопросы

«Считали ли герои прочитанных произведений своё детство счастливым? Как невзгоды, пережитые в детстве, формируют характер?».

- Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного

чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике

и рассказ учителя.

Составить текст на основе

фрагментов повести на одну из тем: «Домик детства»,

«Бабушкино утро», «Дедушкино утро».

24.02

8/2

Чтение произведений, раскрывающих мир русского детства. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).

Зад. 4,5, с. 52

2.03

9/3

Жизнь взрослых и детей, переживших блокаду Ленинграда. Е. Н. Верейская. «Наташа пишет ночью письмо, а затем его сжигает» глава из книги «Три девочки».

Зад. 3,4, с.60

9.03

Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

10/1

Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).

Учебный диалог перед чтением произведений подраздела

«Я фантазирую и мечтаю»: обсуждение вопросов «Почему

люди любят мечтать; зачем писатели увлекают нас рассказами о далёких и близких фантастических мирах?».

-Работа в группе: чтение по ролям диалогов из повести

Т. В. Михеевой «Асино лето».

-Обсуждение проблемного вопроса: «Как защитить планету

от зла?» Чтение отрывков из текста В. П. Крапивина

«Голубятня на жёлтой поляне» по ролям.

-Характеристика текста художественного произведения:

формулирование выводов о том, что в произведениях

фантастики отражаются проблемы реального мира;

актуализация внимательного отношения к деталям в

художественных произведениях подраздела.

-Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного

чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике

и рассказ учителя.

Подготовить чтение по ролям диалогов из повести

16.03

11/2

Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. В. П. Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне».

Подготовить чтение по ролям диалогов из текста

23.03

Раздел 2. Россия - Родина моя (7 ч)

Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч)

12/1

Произведения о выдающихся представителях русского народа. Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). К.И.Кунин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина». Афанасий Никитин «Хождение за три моря».

-Учебный диалог перед чтением: обсуждение того, какая связь может быть между купцом, «который несколько лет

путешествовал по заморским странам и умер в неизвестности, не дойдя до родной земли», и космонавтом, «который за 108 минут облетел Землю и которого встречали тысячи людей».

-Чтение вслух: работа с текстами об Афанасии Никитине и

о Юрии Гагарине.

-Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению.

-Понимание значения слов и выражений в тексте: поиск значений незнакомых слов в словаре; работа с географическими названиями.

-Работа с иллюстрациями к тексту: соотнесение иллюстраций с текстовым материалом.

- Работа с картой, на которой показано путешествие русского купца Афанасия Никитина: понимание информации, представленной на карте.

- Работа в группе: обсуждение проблемного вопроса о композиции текста.

- Выразительное чтение вслух отрывков текста. Учебный диалог: обсуждение вопроса, есть ли что-то общее между Афанасием Никитиным и Юрием Гагариным.

-Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя.

Подготовить чтение отрывков вслух.

6.04

13/2

Произведения о выдающихся представителях русского народа. В.А.Гагарин «Мой брат Юрий»

Ю.А.Гагарин «Сто восемь минут». Г.С.Титов «Наш Гагарин».

Зад. с. 95

13.04

Что мы Родиной зовём (2 ч)

14/1

Чтение произведений, отражающих любовь к Родине, красоту различных уголков родной земли. А. Д. Дорофеев. «Веретено», «Сказ о валдайских колокольчиках».

-Учебный диалог перед чтением произведений подраздела:

обсуждение мощи нашей страны, особенностей характера

русских людей.

-Чтение вслух: работа с текстом А. Д. Дорофеева «Веретено», обсуждение вопроса, как большое складывается из малого.

-Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению.

-Характеристика текста художественного произведения:

осознание главной мысли текста.

-Работа с новым фольклорным жанром — сказом: выявление позиции и роли рассказчика.

-Понимание значения слов и выражений в тексте: расшифровка, перевод на современный русский язык смысла высказывания князя: «Вечу колоколу не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати!»

-Работа в паре: выбор и анализ одного из текстов; обсуждение ключевых вопросов «Может ли природа влиять на характер человека? Какие черты характера могут быть у людей, которые живут рядом со скалами или в тундре?» Учебный диалог: формулирование вывода после прочтения произведений подраздела.

-Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя.

Подготовить чтение одного из текстов вслух.

20.04

15/2

Чтение произведений, отражающих любовь к Родине, красоту различных уголков родной земли. М.Я Бородицкая « В гостях у лесника». Г.Я Снегирёв «Карликовая берёзка».

В. Г. Распутин. «Саяны».

Подготовить пересказ одного из текстов.

27.04

О родной природе (2 ч)

16/1

Чтение произведений о родной природе. Загадки и пословицы. Отрывки из русской народной сказки «Морозко», В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович», В. Д. Берестов. «Мороз», Д.Б.Кедрин «Мороз на стёклах», Н.Н.Асеев «Такой мороз».

-Чтение вслух: чтение фольклорных и художественных

произведений: загадок, пословиц, сказок, стихов, рассказов (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст); выразительное чтение стихотворений.

- Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению.

-Лексическая работа: продолжение ряда однокоренных слов.

-Выбор стихотворения и выразительное чтение наизусть.

-Характеристика текста художественного произведения:

сопоставление тематически близких произведений фольклора и русской литературы; поиск в тексте олицетворения; сравнение стихотворений, объединённых одной темой. Наблюдение: рассматривание репродукций картин, сравнение эмоционального фона.

-Характеристика формы художественного произведения:

осознание особенностей образов; поиск тропов — эпитетов, олицетворений, метафор.

-Проверочная работа.

-Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя.

Выучить одно из стихов наизусть.

4.05

17/2

Чтение произведений о родной природе. Загадки и пословицы. М.М.Зощенко «Гроза», Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», А.А. Блок « Перед грозой», «После грозы», В.А. Солоухин «Ветер». Проверочная работа.

Выучить одно из стихов наизусть.

11.05

18/3

Итоговый урок. Проверочная работа по темам курса.



18.05


Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Техническое обеспечение

1. Экспозиционный экран.

2. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

3. Персональный компьютер с принтером.

4. Мультимедийный проектор.

Литература для учителя

1. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.

Пособия для учащихся

1. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.

2. Портреты поэтов и писателей.

Ресурсное обеспечение программного материала

1. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения (по возможности).

2. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности ).

3. Мультимедийные (цифровые)образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы (по возможности).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!