МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Класс: 1 -а Количество часов в год – 27
Учитель: Любушкина Оксана Александровна Категория –высшая Стаж работы – 31 год
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена учебником В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение» .
Рабочая программа принята на заседании МЦ «Детство» « » сентября 2021 года Руководитель МЦ Нечаева Л.В. | Согласована МС « » сентября 2021 года Зам. директора по НМР__________________Гармаева Л.А. Зам. директора по УВР _________________Касторнова Е.Ф. |
I.Планируемые результаты
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» , с учетом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок» и обеспечена учебником В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение».
Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» Н.В. Нечаевой к учебному предмету «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой.
Основная цель курса «Литературное чтение» - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
Задачами курса литературного чтения, ориентированными на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
-Расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле.
-Развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре.
-Создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования.
-Воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем предметам.
-Развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), анализе и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).
Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча.
Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные универсальные учебные действия |
У обучающихся будут сформированы: - положительное отношение к уроку литературного чтения; - эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; - способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; - первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отражённых в литературных текстах; - восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении; - чувство любви к природе родного края; - основы для развития творческого воображения. | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к чтению; мотивации обращения к книге; - основы для эмоционального переживания художественного текста; - способности выражать свои эмоции в выразительном чтении; - понимания смысля нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина; - умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя; - стремления к взаимопониманию детей и взрослых; - ориентации на здоровый образ жизни; - стремление к успешности в учебной деятельности. |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: -осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; - принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. | Обучающийся получит возможность научиться: - понимать цель и смысл выполняемых заданий; - понимать важность планирования своей деятельности: - выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; - участвовать в оценке результатов деятельности. |
Познавательные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: - ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; - понимать фактическое содержание текста; - выделять события, видеть их последовательность в произведении; - выделять в тексте основные части; - выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); - работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков; - пользоваться словарными пояснениями учебника. | Обучающийся получит возможность научиться: - выделять и формулировать познавательную цель; - структуировать знания; - группировать тексты по заданному основанию; - различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; - работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; - воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; - понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; - принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. | Обучающийся получит возможность научиться: - задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; - проявлять интерес к общению на уроке; - уважать мнение собеседников; - преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; - следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; - входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию. |
Предметные результаты Виды речевой и читательской деятельности |
Обучающийся научится: - читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе); - читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору; - понимать содержание прочитанного; - пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; - эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении; - находить и придумывать рифмы; - определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); - отличать монолог от диалога; - уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац); - отвечать на вопросы по содержанию текста; - оценивать литературного героя произведения по его поступкам. | Обучающийся получит возможность научиться: - выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание; - определять главную мысль литературного произведения; - соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения; - строить высказывания по образцу; - формулировать несложные выводы; - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части; - находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя; - осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста; - понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план. |
Круг детского чтения |
Обучающийся научится: - определять автора и название книги; - называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; - понимать и использовать понятия «обложка книги», «содержание», «абзац»; - ориентироваться в книге (автор, название, иллюстрации); - ориентироваться в главах учебника, находить разделы «Твой день», «Проверь себя»,; ориентироваться в заданиях учебника по значкам («Вопросы и задания», «Творческое задание», «Прочитай в хрестоматии», «Инсценируй», «Поиск информации. Исследование»); - понимать назначение библиотеки. | Обучающийся получит возможность научится: - ориентироваться в мире детской литературы на примере народной и авторской сказки, стихотворения; - определять заинтересовавший круг текстов и произведений; - делать сообщение о понравившейся книге; - ориентироваться в профессиях, связанных с книгами; - использовать информацию о происхождении книги в устных и письменных сообщениях; - рассказывать о прочитанной книге и своей домашней библиотеке. |
Литературоведческая пропедевтика |
Обучающийся научится: - отличать стихотворный текст от прозаического; - отличать художественный текст от научного; сопоставлять небольшие по объёму тексты: художественный и научный; - представлять многообразие жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка); - представлять отличительные особенности сказки, рассказа, стихотворения. | Обучающийся получит возможность научиться: - различать понятия «художественная литература», «научная литература»; - отличать фольклорный текст от литературного; - различать произведения малых фольклорных жанров; - находить элементы сюжета (завязка, кульминация, развязка); домысливать элементы сюжета; - находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слова, звукопись, рифма); - видеть рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись. |
Творческая деятельность учащихся |
Обучающийся научится: - откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок; - подбирать иллюстрации к литературному произведению; - создавать рисунки-иллюстрации к произведениям; - выражать эмоции и настроение в процессе чтения. | Обучающийся получит возможность научиться: - воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов; - выделять доминанту характера животных – героев народных сказок и передавать её в чтении; - выражать чувства, передавать настроение стихотворения; - инсценировать несложные произведения |
Содержание программы по литературному чтению (27 ч)
Раздел | Кол-во часов | Произведения |
Глава 1. Книги - твои друзья | 4 ч | С. Маршак. «Говорила мышка мышке...» Д. Биссет. Под ковром Д. Хармс. Я проснусь К. Чуковский. «Да здравствует мыло душистое...» В. Берестов. Читалочка Загадки B. Лунин. Я видела чудо |
Глава 2. Путешествие в мир Литературы | 3 ч | Г. Остер. Это я ползу (Отрывок) Б. Заходе р. «Пошёл Серёжа в первый класс...» Г. Виеру «Сколько звёзд...» Скороговорки Е. Серова. Загадки А. Милн. Винни Пух и все-все-все (Отрывок) К. Чуковский. Барабек Е. Чеповецкий. Непоседа, Мякиш и Нетак (Отрывок) C. Махотин. Плохая привычка Н. Сладкое. Свиристели М. Ясное. Радость |
Глава 3. Долина рассказов: тайна за тайной | 4 ч | Л. Толстой. Косточка Г. Остер. Середина сосиски Г. Остер. Хорошо спрятанная котлета Е. Чарушин. Томка испугался Прибаутка, побасёнки Н. Ламм. Червяк Н. Рубцов. Воробей М. Горький. Воробьишко Ю. Коваль. Воробьиное озеро В. Лунин. Стёклышко И. Пивоварова. Секретики A. Барто. «Я одна ничья сестра...» B. Орлов. «Кто кого обидел первый?..» В. Берестов. Обида Л. Фадеева. Мне понравилось стоять |
Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи | 5 ч | И. Пивоварова. Тайна Л. Друскин. «Беру я вещи в руки...» В. Драгунский. Друг детства М. Яснов. Горести-печалести А. Барто. Вот так защитник А. Барто. Мишка А. Барто. Думают ли звери Б. Заходер. «Я, на всё махнув рукой...» Е. Серова. «Надо к пятнице Егорке...» В. Инбер. «Оттепель, оттепель...» И. Орлова. Дерево-жираф Л. Друскин. «Там ива, опираясь на костыль...» Дж. Родари. Приключения Чиполлино (Отрывок) Загадки A. Пушкин. «Унылая пора...» Сико. Хокку К. Бальмонт. Осень Загадки Р. Сеф. «На свете всё на всё похоже...» B. Панова. Серёжа (Отрывки) |
Глава 5. Сказочные дорожки: твой путеводитель | 6ч | Л. Друскин. «Какие незнакомые предметы!..» М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...» Прибаутка Кот и лиса (Русская народная сказка) Потешка B. Берестов. Петушки Скороговорки Е. Серова. Загадки Э. Успенский. Про Веру и Анфису И. Бунин. Листопад Гуси-лебеди (Русская народная сказка) Ш. Перро. Красная Шапочка C. Михалков. Прививка Частушки |
Глава 6. Открытия в литературе и фантазия в науке | 5ч | B. Берестов. Заяц-барабанщик Н. Ламм. Заячья любовь Е. Чарушин. Волчишко К. Ушинский. Лиса Патрикеевна К. Ушинский. Утренние лучи C. Пшеничных. Рассветает С. Пшеничных. Прощание Дж. Родари. Откуда берутся день и ночь? В. Берестов. Ботаника Н. Ламм. «Зелёный репейник...» М. Пришвин. Золотой луг А. Пушкин. Цветок A. Толстой. «Колокольчики мои...» B. Берестов. Весенняя сказка C. Пшеничных. И летом и зимою П. Неруда. Книга вопросов (Отрывок) Л. Толстой. Рассказы из «Азбуки» Л. Толстой. Отец и сыновья Л. Толстой. Лгун В. Драгунский. Тайное всегда становится явным Р. Сеф. «Если ты ужасно гордый...» Н. Носов. Затейники Н. Друк. Сказка Ю. Мориц. Это - да! Это - нет! Н. Рыленков. «Все богатства русского пейзажа...» |
Итого | 27 ч | |
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений.
Чтение вслух. Чтение про себя. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи)
Диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать их по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению Освоение норм речевого этикета.
Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание).Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Особенности письменной речи: оформление, соответствие содержания заголовку. Мини-сочинения на заданную тему.
Работа с разными видами текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Виды текста: художественные, учебные, научные. Практическое сравнение различных видов текста.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Знакомство с общими особенностями учебного и научно-популярного текста. Определение главной мысли текста.
Библиографическая культура. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Первое знакомство с книгой. Название произведения. Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Определение примерного содержания книги по заглавию, автору и иллюстрациям. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям. Литература вокруг нас. Широкий мир книг и чтения. Книга учебная, художественная, справочная. Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроке.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его отношения с содержанием. Знакомство с общими отличиями литературного текста и фольклорного. Фольклор разных народов.
Анализ поступков персонажей. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события. Понимание эмоционального и нравственного содержания прочитанного. Сравнение разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Воспроизведение текста (по вопросам учителя) или эпизода. Рассказ по иллюстрации, пересказ. Определение главной мысли текста, озаглавливание, деление текста на части.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Чтение и литература. Что такое литература. Бытовой этикет (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение на основе наблюдения за текстами в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях).
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении в литературе. Название произведения, автор, персонажи, герои. Понятие о монологе и диалоге в литературе.
Литература и устное народное творчество (фольклор). Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора в народном произведении. Устная передача, вариативность текста, работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная, потешка, прибаутка, побасенка, небылица, считалка, загадка, пословица, скороговорка, частушка. Практическое назначение малых фольклорных жанров , определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки – цепочки).
Жанр художественного произведения. Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различие.
Рассказ . Герой или система героев (главные и второстепенные персонажи). Сравнительный анализ героев. Сравнение позиции автора и его героя. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого. Смысл заглавия
Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов. Проговаривание ритма. Сочинение рифмовок. Подбор рифм, сочинение стихов по заданным рифмам.
Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Виду сказок (о животных, волшебные, бытовые). Что делает сказку без волшебства сказкой. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.
Средства художественной выразительности (способы авторского отношения к изображаемому). Название произведения. Система героев. Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.
Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текста. Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий: эпитет, олицетворение, антитеза, повтор, звукопись.
Подбор синонимов, антонимов к словам из текста. Наблюдение в устной речи образные выражений из текста. Умение самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений. Сочинение загадок.
Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка. Эмоциональное восприятие событий. Домысливание текста. Придумывание интересной завязки, развязки.
Герой и его характер. Характеристика персонажей, оценка их поступков. Подбор слов-определений для характеристики героев. Построение выразительных средств при передаче своего отношения к персонажам. Рассказывание от первого и третьего лица о литературном герое.
Эмоциональный тон произведения. Понимание общего характера произведения, его тональности. Сочинение противоположных по эмоциональному настрою частей текста.
Соответствие эмоционального отклика читателя замыслу писателя (поэта). Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть, при рассказе о нем: использование голоса и несловесных средств.
Определение общего характера произведения, его тональности. Определение шуточного, торжественного характера произведения, задумчивый тон произведения.
Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных произведений)
Чтение по ролям. Инсценирование произведения со свободным использованием текста. Игра в театр. Устное словесное рисование с опорой на картину, по иллюстрации к произведению или на основе личностного опыта. Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их.
III.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Формируемые УУД | Личностные результаты | Дата |
Книги – твои друзья (4 часа) | |
1 | Что такое книга. Кто в книгах живёт | | Регулятивные: -умение ориентироваться в учебнике -умение организовать своё рабочее место -адекватно принимать оценку учителя и одноклассников Познавательные: -умение осознанно строить речевое высказывание -умение проводить аналогии -формирование логических действий, анализа, сравнения -умение устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: -умение формулировать собственное мнение -умение понимать и принимать разные точки зрения по одному вопросу | -развитие готовности к сотрудничеству, умение чувствовать, понимать, фантазировать -умение отвечать за свои поступки | |
2 | Книга как особый мир, населённый разными героями, который раскрывается при помощи фантазии и воображения. Герои, созданные фантазией и воображением писателя | | |
3 | Разница между читателем, слушателем, зрителем. Книга в нашей жизни. История рождения книги. Лента времени. | | |
4 | Знакомство с жанром загадки. Особенности работы писателя и поэта. Проверь себя | | |
Путешествие в мир Литературы (3 часа) |
5 | Работа с понятиями «автор», «герой», «персонаж». Портрет писателя. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка | | Регулятивные: -моделирование различных ситуаций поведения -умение организовать своё рабочее место Познавательные: -умение проводить аналогии -умение отличать художественный текст от научного Коммуникативные: -умение сравнивать себя с лирическим героем | -развитие готовности к сотрудничеству | |
6 | Литературный герой и его имя, характер | | |
7 | Различие научного и художественного текстов. Художественное и научное описание | | |
Долина рассказов: тайна за тайной (4 часа) |
8 | Формирование первичных представлений о рассказе как о литературном жанре. Персонажи рассказа, главный герой и его характер. Автор и его герой | | Регулятивные: -развитие волевой саморегуляции -умение контролировать свою деятельность Познавательные: -умение определять героев и персонажей -умение отличать авторскую позицию от позиции героя -умение строить логические рассуждения Коммуникативные: -умение договариваться, находить общее решение - умение сравнивать себя с литературными героями -умение вступать диалог | -развитие готовности к сотрудничеству -формирование адекватной самооценки | |
9 | Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Название рассказа. Литературный герой, его имя и характер | | |
10 | Различение фольклора и авторской литературы. Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие авторской позиции от позиции героя. | | |
11 | Различие научного и художественного текста. Художественное и научное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому. | | |
Сады поэзии: из чего растут стихи (5 часов) |
12 | Поэт во всём видит тайну, угадывает душу. Поэзия как особый взгляд на мир. О чём с нами говорит автор | | Регулятивные: -развитие волевой саморегуляции -моделировать разные ситуации поведения Познавательные: -умение наблюдать за характером героев Коммуникативные: -аргументировать своё мнение -умение договариваться, находить общее решение | -умение радоваться успехам одноклассников -формирование адекватной самооценки | |
13 | На поэтическую чуткость способен не только поэт. Выявление характера героя рассказа. | | |
14 | Твоя игрушка – живая. Посмотри на мир глазами поэта. Определение эмоционального настроя стихотворения и выявление характера героя | | |
15 | Оживляем всё на свете. Приём олицетворения в сказке и загадке. | | |
16 | Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем. Приём олицетворения в авторской поэзии. | | |
Сказочные дорожки: твой путеводитель (6часов) |
17 | Такие незнакомые знакомые сказки. Русские народные сказки, их сюжеты и герои. Формирование первичных представлений о жанровой специфике сказок | | Регулятивные: -умение осуществлять действие по образцу -умение адекватно понимать оценку учителя и одноклассников Познавательные: -умение проводить аналогии -умение отличать сказку, рассказ, стихотворение -умение строить логические рассуждения Коммуникативные: -умение вступать в диалог, договариваться, приходить к решению | -умение радоваться успехам одноклассников -умение отвечать за свои поступки -развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | |
18 | Традиционные герои сказок о животных. Средства создания образа героя в сказке о животных | | |
19 | Звукопись в авторском стихотворении. Сказочная область на карте Литературы | | |
20 | Сказки народные и авторские. «Сказочные» приёмы в авторской литературе. Поэтические приёмы в стихотворении | | | |
21 | Законы волшебной сказки. Традиционный сюжет волшебной сказки. Этапы бытования народной сказки | | |
22 | Эмоциональный тон народного и авторского произведения. Проверь себя | | |
Открытие в литературе и фантазия в науке (5 часов) |
23 | Характер героя в фольклоре и авторской литературе. Отношение автора к своему герою. Автор – герой - читатель | | Регулятивные: -умение контролировать свою деятельность -умение контролировать свою деятельность П-умение строить логические рассуждения -умение осознанно строить речевые высказывания К-умение аргументировать своё мнение, принимать другие точки зрения -формирование умения формулировать собственное мнение, позицию | -умение отвечать за свои поступки | |
24 | Мир глазами учёного и писателя, исследователя и поэта. Различие художественного (сказочного) и научного текста. Научно-популярная литература | | |
25 | Неправда и фантазия, творческий вымысел. Ложь как нравственная проблема. Фантазия в авторском произведении. Портрет писателя. Николай Носов | | |
26 | Итоговая проверочная работа | | |
27 | Урок-обобщение | | |