СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, УМК "Школа России"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для ученика, получающего образование по индивидуальному образовательному маршруту.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, УМК "Школа России"»

ГОУ ЯО «Центр помощи детям»

Школа дистанционного обучения






Рассмотрено

Руководитель методического объединения учителей

Корнева Н.Ю.____________


Протокол № 1

от« 30» августа 2018 г.

Согласовано

Методист


____________Гоголева М.Ю.



«31» августа 2018 г

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора


______________ Е.Н. Шипкова


Приказ № 01-06/138

от «31 » августа 2018 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературному чтению









***** Максима, ученика 4 класса, обучающегося по основной образовательной программе начального общего образования



ФИО, должность: Корнева Н.Ю., учитель начальных классов













Ярославль, 2018

Пояснительная записка


Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению составлена на основе:

· Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

·ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373, с изменениями (приказы МОиН РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011г. № 2357);

· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 г. № 1015»;

· Образовательной программы ГОУ ЯО «Центр помощи детям» (утверждена приказом №  приказом № 01-06/68 от 30.08.2013);

· Письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1786 от 28 октября 2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;

· Методического письма об организации образовательной деятельности в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2018/2019 уч.г;

· Приказа  № 01-06/137 от  31 августа 2018 года «Об учебном плане Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям»;

· Примерной образовательной программы начального общего образования одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 г;

· УМК "Школа России» (авторы Л.Ф, Климанова, В.Г. Горецкий);

c учетом особенностей образовательного процесса в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», ресурсов портала дистанционного обучения Ярославской области «Знание» http://cpd.yaroslavl.ru:86/, информационно образовательной площадки ГОУ ЯО «Центр помощи детям» http://cpd.yaroslavl.ru:84/, рекомендациями ПМПК ГОУ ЯО «Центр помощи детям» в отношении организации обучения ***** Максима.



Место предмета в учебном плане

В учебном плане примерной образовательной программы начального общего образования для обязательного изучения учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 102 часа (3 час в неделю) В учебном плане обучающегося Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» ***** Максима на освоение программы учебного предмета отводится максимальная учебная нагрузка из 136 часов, в том числе :

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 102 часа;

- самостоятельная работа обучающегося 34 часа.



Особые образовательные потребности выпускника.


Данная программа по литературному чтению учитывает индивидуальные особенности обучающегося. В результате обучения на дому у *****Максима присутствует система знаний, основные мировоззренческие ориентиры сформированы под влиянием семьи и школы.

Работоспособность у *****Максима средняя, он мало утомляется при интенсивной работе. Самостоятельной работы как таковой не избегает, не требует постоянного физического присутствия учителя и не провоцирует учителя на участие в такой работе, чтобы получать подсказки и подтверждения (либо опровержения) своим действиям и их результатам. Мотивация к занятиям есть. В связи с особенностями личности обучающегося преподавание сопровождается интерактивными мультимедийными образовательными ресурсами, схемами, опорами, презентациями, учебными фильмами. Важную роль играют алгоритмы выполнения заданий, которые он осваивает, выполняя некоторые виды работ совместно с учителем.

Программа данного учебного предмета содержат адаптированные с учетом возрастных особенностей учебные тексты, множество иллюстративного материала – презентации, рисунки, фотографии, плакаты, видеоуроки.

Задания курса дифференцированы по уровню сложности. Предлагаются такие формы заданий, как: тестовые задания, ответ на вопрос к изученному материалу, анализ произведения, творческие задания.


Максим имеет следующие умения:

  • имеет представление: о произведениях фольклора, русской и зарубежной классике, современной отечественной и зарубежной литературе.

  • осмысленно, правильно читать целыми словами ;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • пересказывать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

  • различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;

  • знакомиться с книгой с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;

  • оценивать поступки героя с опорой на текст и личный опыт;

  • узнавать сюжет по иллюстрациям;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация)


Результаты освоения учебного предмета

Личностные УУД

Выпускник научится:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Выпускник получит возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно (с учителем) составленный план работы на уроке, предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной (с учителем) работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Выпускник получит возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.


    Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Выпускник научится:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Выпускник получит возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.




Тематическое планирование по предмету



Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Аудиторные часы

Часы для самостоятельного изучение

Характеристика деятельности

Количество контрольных

1

Летописи, былины, жития

14

10

3

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.

Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать своё отношение.

Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

2

2

Чудесный мир классики

23

18

6

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объёму произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изо-бразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать

свои достижения на основе диагностической

работы, представленной в учебнике

1

3

Поэтическая тетрадь

12

9

3

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с соб-ственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений, определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.

Самостоятельно оценивать своё чтение.

2

4

Литературные сказки

14

11

3

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1

5

Делу время – потехе час

8

6

2

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения

1

6

Страна детства

8

6

2

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора.

Анализировать заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1

7

Поэтическая тетрадь

5

4

1

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением

1

8

Природа и мы

12

9

3

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения.

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определять отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энцик-лопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1

9

Поэтическая тетрадь

9

7

2

Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

1

10

Родина

8

6

2

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Предполагать содержание произведения по его названию.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Писать сценарий поэтического вечера.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине.

Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1

11

Страна «Фантазия»

8

5

3

Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1

12

Зарубежная литература

16

11

5

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

2

13

Итого

136 ч

102 ч

34 ч


15





Содержание учебного предмета


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Плавное осмысленное правильное чтение целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежнаялитература.
Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.

Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения.

Уроки внеклассного чтения будут включены во все разделы. Тематика будет соответствовать изучаемым разделам.

Былины. Летописи. Жития (10 часов)

О былинах.«Ильины три поездочки». Летописи. Жития.«И повесил Олег щит свой па вратах Цареграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (18 часов)

П.П.Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...»,«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Ке-риб»; Л. Н. Толстой «Детство». Басни, А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (9 часов)

Ф.И.Тютчев.«Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет.«Весенний дождь», «Бабочка»;Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н.Плещеев.«Дети и птичка»; И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;Н.А.Некрасов.«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;И.А.Бунин.«Листопад».

Литературные сказки (11 часов)

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»; П.П.Бажов.«Серебряное копытце»;С.Т. Аксаков.«Аленький цветочек»;В.М.Гаршин.«Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час (6 часов)

Е.Д.Шварц.«Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства ( 6 часов)

Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь (4 часа)

В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»;С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. Н. Цветаева.«Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы (9 часов)

Д.Н.Мамин-Сибиряк.«Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.Пришвин. «Выскочка»;К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы» Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев.«Стрижонок Скрип»

Поэтическая тетрадь (7 часов)

Б.Л.Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»;Н.М.Рубцов.«Сентябрь»;С.А.Есенин.«Лебедушка».

Родина (6 часов)

И.С.Никитин «Русь»; С.Д.Дрожжин.«Родине»;А.В.Жигулин. «О,Родина! В неярком блеске...»;Б.А.Слуцкий.«Лошади в океане».

Страна «Фантазия» (5 часов)

Е.С.Велтистов.«Приключения Электроника».К.Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (11 часов)

Дж.Свифт.«Путешествие Гулливера»;Г.X.Андерсен «Русалочка»;М.Твен «Приключения Тома Сойера»; С.Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.




Календарно-тематическое планирование по предмету



п/п

Тема урока


Дата

Домашнее задание

план

факт

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений


1 нед. сен

09/03/18


Летописи, былины, жития (10 часов)

2

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержание раздела.

Из летописи:«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи

Читать отрывки из древнерусской летописи.

1 нед. сен

09/05/18

с. 7-9 Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах

3

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись-источник исторических фактов

Читать отрывки из древнерусской летописи.

1 нед. сен

09/07/18

с. 10-11 Знать основное содержание летописи.


С.Р. Прочитать произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1 нед. сен

09/07/18


4

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

2 нед. сен

09/10/18

с. 10-11

5

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

Читать отрывки из древнерусской былины.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

2 нед. сен

09/12/18

с. 12-16 Знать основное содержание былины.

6

Прозаический текст былины«Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

2 нед. сен

09/14/18

с. 17-20 Пересказывать былину от лица её героя.


С.Р. Вн.ч Прочитать по выбору русские былины.

2 нед. сен

09/14/18


7

Житие Сергея Радонежского.

Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

3 нед. сен

09/17/18

с. 25-31. Рассказ о жизни и подвигах Сергия Радонежского.

8

Рассказ о битве Куликовом на основе опорных слов и репродукций известных картин.

3 нед. сен

09/19/18


9

Проект: «Создание календаря исторических событий»

4 нед. сен

09/21/18

Работа над проектом.


С.Р. Составлять летопись современных важных событий (с помощью родителей)

4 нед. сен

09/21/18


10

Обобщение и контроль по разделу «Летописи. Былины. Жития». Оценка достижений. Тест № 1


4 нед. сен

09/24/18


Чудесный мир классики (17часов)

11

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержание раздела.П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке .

4 нед. сен

09/26/18

с. 41-45 Выразительно читать.

12

Стартовый контроль

4 нед. сен

09/28/18


13

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Герои сказки

Характеризовать героев произведения. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам

1 нед. окт

10/01/18

с. 46-54 Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них.

14

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Сравнивать начало и конец сказки.

1 нед. окт

10/03/18

с. 55-64 Краткий пересказ по плану.


С.Р. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения.

1 нед. окт

10/03/18


15

А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». Авторское отношени к изображаемому. Средства выразительности.

1 нед. окт

10/05/18

с. 66 Читать стихотворное

произведение наизусть.

16

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!». Выразительность литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств.

2 нед. окт

10/08/18

с. 67-68 отвечать на вопросы по тексту.


С.Р. Составлять рассказ по репродукции картин с. 69

2 нед. окт

10/08/18


17

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки и их характеристика.

2 нед. окт

10/10/18

с. 70-80 Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

18

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана Определять тему, главную мысль.

2 нед. окт

10/12/18

с. 80-90 Составить план сказки.

19

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пересказ основных эпизодов сказки. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений , пересказывать

3 нед окт

10/15/18

с. 70-90 Подробный пересказ одной части сказки.


С.Р. Вн. ч. А.С.Пушкин. «Сказка о золотом петушке»

3 нед окт

10/15/18


20

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Средства выразительности. Эмоционально-нравственные переживания героя.

3 нед окт

10/17/18

с. 96-98 Выразительное чтение произведения.

21

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Основное содержание произведения. Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

Читать по ролям.

3 нед окт

10/19/18

с. 99-113 отвечать на вопросы по тексту.

22

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев

4 нед. окт

10/22/18

с. 99-113 Разделить текст на составные части, составлять его простои план, пересказывать текст с опорой на план.


С.Р. Вн. чт. Прочитать произведение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

4 нед. окт

10/22/18


23

Л.Н. Толстой «Детство». Воспоминания о Л.Н.Толстом . Осознанное, выразительное чтение текста.

4 нед. окт

10/24/18

с. 114 Подготовить монологическое высказывание о жизни и творчестве Л.Н. Толстого.

24

Л.Н.Толстой «Детство». Осознанное, выразительное чтение текста. Характеристика главного героя рассказа.

4 нед. окт

10/26/18

с. 115-118 Отвечать на вопросы по прочитанному.

25

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Тема, главная мысль.

Мораль басни.

1 нед. нояб

10/29/18

с. 119 Выразительно читать басню..


С.Р. Вн.чт. Книга для детей: Рассказы, сказки, басни.

1 нед. нояб

10/29/18


26

А.П.Чехов «Мальчики».Основное содержание произведения. Позиция писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Характеризовать героев произведения.

1 нед. нояб

10/31/18

с. 125-135. Читать текст по ролям.

27

А.П.Чехов «Мальчики» Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе Тема, главная мысль.

Обобщение и контроль по разделу «Чудесный мир классики». Оценка достижений. Тест № 2

1 нед. нояб

11/02/18

с. 125-135 Поставить вопросы по содержанию прочитанного, ответить на них.


2 четверть

28

Значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

2 нед. нояб

11/12/18



С.Р. Подготовить суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

С.Р. Составить список литературы для самостоятельного чтения по теме: «Чудесный мир классики»

2 нед. нояб



Поэтическая тетрадь (9часов)

29

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела. Ф.Тютчев. «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко». Отбор средств художественной выразительности для созда- ния картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

2 нед. нояб

11/14/18

с. 138 — 140 Выучить стихотворное произведение наизусть(любое по выбору).

30

А.А. Фет. "Весенний дождь», «Бабочка».А. Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон,паузы, темп) стихотворения.

2 нед. нояб

11/16/18

с. 141-142 Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.


С.Р. Вн. чт. Ф.И. Тютчев «Декабрьское утро», А.А. Фет «Сентябрьская роза»

2 нед. нояб



31

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». Передача настроения в стихотворении. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему. Объяснение интересных выражений в лирическом тексте. Определение средств художественной выразительности в лирическом тексте.

2 нед. нояб

11/19/18

с. 143 Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

32

Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот…». передача чувств стихотворения

Приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Связь произведений литературы с другими видами искусств.

3 нед. нояб

11/21/18

с. 144 Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Иллюстрировать стихотворение.


С.Р. Вн.чт . А.Усачев "Улитка".

3 нед. нояб



33

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. Повторение ударных и безударных слогов в слове (ритм), рифмующиеся слова. Приёмы интонационного чтения.

3 нед. нояб.

11/23/18

с. 145 Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

34

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин в природе

Приёмы интонационного чтения ( сила голоса, тон и темп чтения).

Средства художественной выразительности в лирическом тексте

3 нед нояб

11/26/18

с. 146 Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

35

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…», «Школьники». Приёмы интонационного чтения ( радость, сила голоса, тон и темп чтения)

4 нед. нояб.


11/28/18

с. 147-149 Выразительно читать стихотворное произведение.

36

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах. Приёмы интонационного чтения ( радость, сила голоса, тон и темп чтения).

4 нед. нояб

11/30/18

с. 150-151 Читать выразительно стихотворение. Иллюстрировать стихотворение.


С.Р. Вн.чт И.А. Бунин «Листопад»

С.Р. Составить список литературы для самостоятельного чтения по теме: «Поэтическая тетрадь»

4 нед. нояб



37

Обобщение и контроль по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест № 3

4нед

.нояб

12/03/18


Литературные сказки (11часов)

38

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержание раздела.

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Чтение осознанно текста, понимание прочитанного.

1 нед. дек

12/05/18

с. 156-168 Отвечать на вопросы по тексту

39

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Нравственный смысл сказки. Главная мысль произведения и смысл заглавия Развитие и последовательность событий в литературной сказке.

1 нед. дек.

12/07/18

с. 156-168 Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова

40

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана

1 нед. дек

12/10/18

с. 156-168 Сжато пересказать текст.


С.Р. Вн. чт. В.Ф. Одоевский «Бедный Гнедко»

1нед.

дек



41

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Герои литературного текста. Чтение сказки вслух и про себя , использовать приёмы выразительного чтения.

2 нед. дек.

12/12/18

с. 169-178 Найти текст описание в содержании художественного произведения.

42

Административный контроль

2 нед. дек.

12/14/18


43

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Главная мысль произведения. Развитие и последовательность событий в литературной сказке. Особенности речи героев произведения.

2 нед. дек.

12/17/18

с. 169-178 Подробный пересказ сказки.

44

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения. Авторское отношение к изображаемому. Сравнение содержания народной и литературной сказок; нравственный смысл сказки.

2 нед. дек.

12/19/18

с. 180-192 Выразительно читать, отвечать на вопросы.

45

П.П. Бажов «Серебряное копытце».Авторское отношение к героям. Анализ особенности речи героев произведения.

3 нед. дек

12/21/18

с. 180-192 Подробный пересказ сказки.


С.Р. Вн. чт. Тофаларская народная сказка "Змея и человек" в пересказе В.Бахревского.

3 нед. дек



46

С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Чтение сказки вслух и про себя , использование приёмов выразительного чтения. Герои произведения.

3 нед. дек

12/24/18

с. 193-214 Высказать оценочное суждение о прочитанном произведении (герое, событии), ответить на вопросы.

47

С.Т. Аксаков«Аленький цветочек».Тема и главная мысль произведения Деление текста на части. Составление плана. Мотивы народных сказок в литературном

3 нед. дек

12/26/18

с. 193-214 Выборочно пересказать сказку.


С.Р. Составить список литературы для самостоятельного чтения по теме: «Литературные сказки»

4 нед. дек.



48

Обобщение и контроль по разделу «Литературные сказки». Тест №4


4 нед. дек.

12/28/18


Делу время – потехе час (6 часов)

49

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержание раздела.Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» Чтение сказки вслух и про себя , использование приёмов выразительного чтения.Нравственный смысл произведения.

1 нед. янв.

01/11/19

с. 4-16 Ответить на вопросы. Найти информацию в справочной литературе и подготовки сообщение о творчестве Е.Л. Шварца.

50

Е.Л.Шварц«Сказка о потерянном времени». План текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их.

1 нед. янв.

01/14/19

с. 4-16 Пересказать текст от лица автора или од-

ного из героев.


С.Р. Посмотреть фильм «Сказка о потерянном времени» https://www.youtube.com/watch?v=HhZgUtubgAQ

1 нед. янв.



51

В.Ю. Драгунский «Главные реки» . Особенности юмористического текста.

Идея произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Основная мысль рассказа

1 нед янв.

01/16/19

с. 17 -23 Найти информацию в справочной литературе и подготовки сообщение о творчестве В.Ю. Драгунский

52

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Авторское отношение к изображаемому.

Жанр произведения. Основную мысль рассказа.

2 нед янв.

01/18/19

с. 24-28 Подробный пересказ текста.

53

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведенияэ

Нравственный смысл рассказа.

2 нед. янв.


с. 29-34 Высказать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

54

Обобщение и контроль по разделу «Делу время – потехе час». Тест № 5


2 нед. янв.




С.Р. Составить список литературы для самостоятельного чтения по теме: «Делу время-потехе час»

2 нед. янв.



Страна детства (6 часов)

55

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержание раздела.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Основная мысль рассказа. Особенности развития сюжета. Герой произведения

3 нед. янв.


с. 38-46 Отвечать на вопросы по содержанию.

56

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Составление плана рассказа о герое — выбор необходимых эпизодов, опорных слов и подготовка рассказа.

3 нед янв.


с. 38-46 Рассказ о герое по плану.

57

К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий.

Смысл названия произведения.

Главная мысль произведения.

3 нед. янв.


с. 47-58 Отвечать на вопросы по содержанию

58

К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками». Герои произведения

Характеристика героев произведения.

4 нед. янв.


с. 47-58 Придумывать заглавия к каждой части произведения


С.Р. Вн. чт. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога»

4 нед. янв.



59

М.М. Зощенко «Елка».

Постановка вопросор по содержанию прочитанного, ответы на поставленные вопросы. Составление плана.

4 нед. янв.


с. 59-64 Пересказать произведение по плану.

60

Обобщение и контроль по разделу «Страна детства».Тест № 6

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

4 нед.янв.




С.Р. Составить список литературы для самостоятельного чтения по теме: «Страна детства»

1 нед. февр.



Поэтическая тетрадь (4 часов)

61

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержание раздела.

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» . Тема стихотворений. Чтение стихотворений, используя приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

1 нед. февр.


с.68-70 Читать стихотворения выразительно, выражая авторское настроение.

62

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворения. Средства выразительности. Ударные и безударные слоги в слове (ритм). Объяснять интересные выражения в тексте

1 нед. февр.


с. 71 Выразительно читать произведение, объяснять интересные выражения в тексте.

63

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»»Наши царства». Тема детства. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Словесное иллюстрирование стихотворение

1 нед. февр.


с. 72-74 Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

64

Обобщение и контроль по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест№7

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

2 нед. февр.




С.Р. Составить список литературы для самостоятельного чтения по теме: «Поэтическая тетрадь»

2 нед. февр.



Природа и мы (9 часов)

65

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержание раздела.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Жанр произведения. Идея произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Нравственный смысл рассказа. Основная мысль рассказа.

2 нед. февр.


с. 76-83 Пересказывать текст выборочно.

66

А.И. Куприн«Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Тема и главная мысль произведения.

Соотнесение заглавия рассказа с темой и главной мыслью.

2 нед. февр.


с. 85-91 Отвечать на вопросы по содержанию.

67

А.И. Куприн«Барбос и Жулька». Характеристика героев. Поступок как характеристика героя.

3 нед. февр.


с. 85-91 Подробно пересказать произведение.


С.Р. Составить монологическое высказывание. Сравнить рассказ Л.Н. Толстого «Лев и собачка» с рассказом А.И. Куприна «Барбос и Жулька»

3 нед. февр.



68

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Нравственный смысл рассказа. Основная мысль рассказа.

3 нед. февр.


с. 92-95 Сравнивнить свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

69

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. Деление произведения на части. Составление плана.

3 нед. февр.


с. 92-95 Пересказать произведение на основе плана

70

Е.И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков.

4 нед. февр


с. 96-99 Задать вопросы по содержанию прочитанного, ответить на них.


С.Р. Вн. чт. М.М. Пришвин «Курица на столбах»

4 нед. февр.



71

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана.

4 нед. февр


с. 100-110 Выборочно пересказать текст.

72

Проект «Природа и мы»

Находить необходимую информацию в разных источниках.

4 нед. февр.


Составить самостоятельно текст для энциклопедического словаря

73

Обобщение и контроль по разделу «Природа и мы».Тест № 8

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1 нед. март




С.Р. Составить список литературы для самостоятельного чтения по теме: «Природа и мы»

1 нед. март



Поэтическая тетрадь (7 часов)

74

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержание раздела.

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении. Особенности оформления стихотворной речи. Средства художественной выразительности. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

1 нед. март


с. 114-115 Выразительно читать, используя инто- нации, соответствующие смыслу текста.

75

С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в лирическом произведении.

Сопоставление произведения художественной литературы и произведения живописи.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

1 нед. март


с. 116-117 Выразительно читать. Объяснить интересные выражения в лирическом тексте

76

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета в лирическом произведении.

Приёмы интонационного чтения ( сила голоса, тон и темп чтения)

2 нед. март


с. 118 Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.


С.Р. Вн. чт. В.П. Астафьев «Весенний остров»,

2 нед. март



77

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности.

2 нед. март


с. 119 Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

78

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.

Личное отношение к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

2 нед. март


с. 120-126 Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

79

С.А. Есенин «Лебедушка». Деление на части, составление цитатного плана.

3 нед. март


с. 120-126 проиллюстрировать стихотворение.

80

Обобщение и контроль по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест №9

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения


3 нед. март




С.Р. Составить список литературы для самостоятельного чтения по теме: «Поэтическая тетрадь»

3 нед. март



Родина (6 часов)

81

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержание раздела.

И.С. Никитин «Русь».

Смысл названия произведения Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения

3 нед. март


с.128-132 Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

82

С.Д. Дрожжин«Родине». Авторское отношение к изображаемому.

Главную мысль произведения.

1 нед. апр.


с. 133-135 Ответить на вопросы по содержанию произведения.

83

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Тема стихотворения. Нравственный смысл произведения.


1 нед. апр.


с. 138 Выучить произведение наизусть.


С.Р. Составить рассказ о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине

1 нед. апр.



84

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане». Главная мысль

Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

1 нед. апр.



85

Проект: «Они защищали Родину»


2 нед. апр.



86

Обобщение и контроль по разделу «Родина».Тест №10

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

2 нед.апр.




С.Р. Составить список литературы для самостоятельного чтения по теме: «Родина»

2 нед. апр.



Страна Фантазия (5часов)

87

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержание раздела.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

2 нед. апр.


с. 144-149 Ответить на вопросы по содержанию произведения.

88

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Необычные герои фантастического рассказа.

Главная мысль произведения. Анализ мотивов поведения героев.

3 нед. апр.


с. 144-149 Составить рассказ «Наш друг Электроник»


С.Р. Вн. чт. С.Г. Георгиев «Домик солнечного зайчика»

3 нед. апр



89

Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Особенности фантастического жанра

Смысл названия произведения.

3 нед. апр.


с. 150-157 Ответить на вопросы по тексту, задавать их автору.

90

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.


3 нед. апр.


с. 150-157 составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст.


С.Р. Придумать фантастическую историю.

Нарисовать к ней иллюстрацию.

4 нед. апр.



91

Обобщение и контроль по разделу «Страна Фантазия». Тест № 11

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

4 нед. апр.




С.Р. Составить список литературы для самостоятельного чтения по теме: «Страна Фантазия»

4 нед. апр.



Зарубежная литература (11 часов)

92

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержание раздела.

Д. Свифт«Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы.

Особенности их характеров.

4 нед. апр.


с. 161-166 Ответить на вопросы по тексту.

93

Д. Свифт«Путешествие Гулливера». Деление на части. Составление план.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя

1 нед. май


с. 161-166 Пересказать самый интересный эпизод из произведения от лица героя.


С.Р. Посмотреть мультфильм «Путешествие Гулливера»

https://www.youtube.com/watch?v=i2Y0lSwOzzU

1 нед. май



94

Г. Х. Андерсен «Русалочка».Герои сказки.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

1 нед. май


с. 167-193 Ответить на вопросы по прочитанному произведению.

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление на части. Составление плана.

Главная мысль произведения.

1 нед. май


с. 167-193 Пересказать самый интересный эпизод из произведения.


С.Р. Посмотреть художественный фильм «Русалочка»

https://www.youtube.com/watch?v=986hxa6rgP0

2 нед. май



96

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.

2 нед. май


с. 194-200 Ответить на вопросы по содержанию произведения; определить главную мысль.

97

М. Твен «Приключения Тома Сойера». . Деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного.

2 нед. май


с.194-200 Краткий пересказ произведения.


С.Р. Посмотреть художественный фильм «Приключения Тома Сойера» https://www.youtube.com/watch?v=2a-y3xgE7ocм

2 нед. май



98

Итоговый контроль.

Проверка предметных и универсальных учебных умений

3 нед. май



99

С. Лагерлеф «Святая ночь». Особенности произведения. Определение нравственного смысла произведения (с помощью учителя).

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

3 нед. май



100

С. Лагерлеф «Святая ночь». Главная мысль

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

3 нед. май




С.Р. Вн. чт. Прочитать произведение С. Лагерлеф « Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции»

4 нед. май



101

С. Лагерлеф «В Назарете»

Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя).

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

4 нед. май



102

Обобщение и контроль по разделу «Зарубежная литература» Тест № 12

Самостоятельно оценивать свои достижения


4 нед. май




С.Р. Составить список литературы для самостоятельного чтения по теме: «Зарубежная литература»

4 нед май