СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета " Литературное чтение " для 3 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета " Литературное чтение " для 3 класса»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Протокол от 27.08.20

№1

заседания предметного

ШМО УНК

Согласовано

Протокол от 27.08.20

№1

заседания НМС

Утверждено

Приказ МБОУ «Саранпаульская СОШ»

от 28.08.20 № 90











Рабочая программа


Предмет: литературное чтение

Класс: 3

на 2020-2021 учебный год





Составитель: Бадма-Церенова М.А.,

учитель начальных классов









с. Саранпауль, 2020 г.





Пояснительная записка

1. Цели и задачи

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

- развивать поэтический слух,

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- обогащать чувственный опыт ребёнка,

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

2. Учебно-методический комплекс

«Школа России»

  1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017. – Школа России.

  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – Издание четвертое.- М.: ВАКО, 2019. – ( В помощь школьному учителю).

  3. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Рабочие программы. Литературное чтение. М.: Просвещение, 2011.

3. Количество учебных и календарных часов программы

На изучение математики отво­дится 4 часа в неделю, всего - 136 часов:

I триместр – 48ч.

II триместр – 44ч. III триместр – 44 ч.

4. Технологии обучения

Разноуровневое обучение.

Проблемное обучение.

Проектные методы обучения.

Исследовательские методы в обучении.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Здоровьесберегающие технологии.

Информационно-коммуникационные технологии.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр.

5. Соответствие рабочей программы учебному плану школы

1.Закон «Об образовании» п.2, ст.32

2. Примерной программой начального общего образования, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;

3.Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Данная программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Байкиной «Литературное чтение».

4.Учебный план МБОУ «Саранпаульской СОШ» на 2020-2021 учебный год, приказ МБОУ «Саранпаульская СОШ» от 28.08.20 № 90

6. В соответствии с требованиями программы развития школы в программу добавлены темы регионально-национального компонента.

Содержание учебного процесса

1. Специфика программы

Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Формирование навыков чтения и других видов речевой деятельности.

Повышение уровня коммуникативной культуры.

Формирование читательской компетентности.

2. Основные содержательные линии курса

Основные содержательные линии предмета «Литературное чтение» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе разделами:

«Круг детского чтения»,

«Виды речевой и читательской деятельности»,

«Опыт творческой деятельности».

3. Структура программы

Самое великое чудо на свете.

Устное народное творчество.

Люблю природу русскую. Осень. Зима. Весна.

Великие русские писатели.

Литературные сказки.

Были-небылицы.

Люби живое.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

По страницам детских журналов.

Зарубежная литература.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств пред­ставления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределение ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, те. Овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения(изучающее(смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, сопоставляя самостоятельно краткую аннотации;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственнные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, сопоставлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи(повествование-создание текста по аналогии, рассуждение-письменный ответ на вопрос, описание-характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате изучения литературного чтения ученик 3 класса должен: • бегло, выразительно читать текст;

• выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);

• улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;

• составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;

• устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

• описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;

• самостоятельно знакомиться с книгами, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней;

• научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

• для работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

Итоговый контроль

  • Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, тест, проверочная работа, практические задания, рост техники чтения.

  • Три раза в год (1 раз в триместр) оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.

  • Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме тематической проверочной работы.

  • В течение триместра для оценки знаний и умений учащихся проводить устный опрос.

Текущий контроль в форме беседы, рассказа, теста, пересказа, декламации наизусть.



Содержание учебного предмета

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Система условных обозначений.

Содержание учебника.

Словарь.

Вводный урок. 1час.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси.

Подготовка сообщения на основе учебника. Первопечатник Иван Фёдоров.

Фотографии, рисунки, текст – объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове.

Оценка достижений.

Самое великое чудо на свете. 4часа.

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Фёдоров.

Путешествие в прошлое.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги.

Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучной сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Устное народное творчество. 13 часов.

Русские народные песни.

Докучные сказки.

Сочинение докучной сказки.

Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка».

Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги.

Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского. Русские поэты XIX – XX веков. Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности.

Эпитеты – слова, рисующие картины природы. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом произведении.

Поэтическая тетрадь 1. 11часов.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». И.З.Суриков «Детство», «Зима».

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определить различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Лирические стихотворения. Настроение стихотворения.

Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

Звукопись, её выразительное значение.

Приём контраста как средство создания картин. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки.

Герои литературной сказки.

Нравственный смысл сказки.

Рисунки И. Билибина.

Соотнесение рисунков с текстом, их сравнение.

Басни. Герои басен. Характеристика их поступков. Инсценирование басен.

Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Тема и главная мысль рассказов. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов. Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

Великие русские писатели. 21 час.

А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане …».

И. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица».

М.Лермонтов «Горные вершины …», «На севере диком стоит одиноко …», «Утёс», «Осень». Л. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».




Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихотворения о природе. Настроение стихотворения. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах. Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Поэтическая тетрадь 2. 7часов.

Н.А.Некрасов «Славная осень»,

«Не ветер бушует над бором …»,

«Дедушка Мазай и зайцы».

К. Д. Бальмонт «Золотое слово».

И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…».

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказок. Характеристика героев. Нравственный смысл сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Литературные сказки. 8 часов.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Приём сравнения – основной приём описания. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

Определение жанра произведения.

Герои произведения.

Характеристика героев. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Были - небылицы. 10 часов.

М. Горький «Случай с Евсейкой».

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».

А.И.Куприн «Слон».

Прогнозировать содержание раздела.

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Стихи о животных.

Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому.

Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

Поэтическая тетрадь 1. 7часов.

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон». А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.Есенин «Черёмуха».

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Заголовок – входная дверь в текст.

Основная мысль текста.

Сочинение на основе художественного текста. Определение жанра произведения.

Герои произведения.

Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Озаглавливание текста.

Составление плана.

Краткий пересказ.

Нравственный смысл рассказа.

Люби живое. 17часов.

М.Пришвин «Моя Родина».

И.Соколов – Микитов «Листопадничек».

В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Б.Житков «Про обезьянку». В.Дуров «Наша Жучка».

В.Астафьев «Капалуха».

В.Драгунский «Он живой и светится …»

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Выразительное чтение стихотворений.

Проект: «Праздник поэзии».

Поэтическая тетрадь 2. 7 часов.

С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».

А.Барто «Разлука», «В театре».

С.Михалков «Если».

Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».


Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Особенность заголовка произведения.

Соотнесение пословицы и содержания произведения. Особенности речи героев.

Чтение по ролям.

Особенности юмористического рассказа. Восстановление порядка событий.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.13часов.

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

А.П.Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники».

Н.Н.Носов «Федина задача», «Телефон», «Друг детства».


Прогнозировать содержание раздела.

Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы.

По страницам журналов для детей.

Вопросы и ответы по содержанию.

Пересказ.

Создание собственного сборника добрых советов.

Что такое легенда.

Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Выразительное чтение.

По страницам детских журналов. 7 часов

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р.Сеф «Весёлые стихи».

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф.

Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе.

Мифологические герои и их подвиги.

Пересказ.

Нравственный смысл сказки.

Создание рисунков к сказке.

Зарубежная литература. 10 часов.

Мифы Древней Греции.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».


Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.


Календарно-тематическое планирование.


Дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Учащихся(ЗУН)

Вид

конт-

роля

УУД

план

факт

Триместр I. 48часов.

Вводный урок. 1час.

1.



2.09



Вводный урок.



Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Знать основные условные обозначения. Уметь ориентироваться в книге.


фронтальный

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

Самое великое чудо на свете. 4 часа

2.

3.09


Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси.

Примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

Знать основные жанры фольклора. Уметьнаходить необходимую информацию в книге.

Фронтальный опрос

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

3.

4.09


Урок-путешествие в прошлое.


работа с текстом: чтение, выполнение заданий в учебнике;работа с сюжетом; выполнение заданий в тетради;

Знать значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Уметь обобщать полученную информацию по истории создания книги.

Выразительное чтение

4.

7.09


Первопечатник Иван Федоров

выразительное чтение

Уметь использовать различные источники информации

Тест

5.

9.09


Внеклассное чтение.

Книги, прочитанные летом.

пересказ прочитанных книг

Знать названия книг и авторов.

Уметь характеризовать героев


Устное народное творчество. 13 часов.

6.

10.09


Устное народное творчество. Русские народные песни.

РНК. Устное народное творчество коренных жителей Югры.

выразительное чтение небылиц и сказок

Составление докучной сказки

Определение темы и главной мысли произведения; пересказ текста

рассказ сказки от лица одного из героев

рассказ знакомых сказок с разными присказками, деление текста

на смысловые части;
составление плана

Знать основные жанры фольклора. Уметь читать текст вслух целыми словами.

Выразительное чтение

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7.

11.09


Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

Знать признакидокучной сказки.

Уметь составлять докучные сказки.

Составление докучн ой сказки

8.

14.09


Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

РНК. Произведения прикладного искусства народов ханты, манси, коми.

Знать виды прикладного искусства.

Тест

9, 10

16.09

17.09


«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Презентация по мере выполнения.

РНК. Сказки народов Севера.

Знать виды сказок. Уметь рассказывать сказки от лица одного из героев.


Выразительное чтение; краткий пересказ

11,

12, 13.

18.0921.0923.09


«Иван-царевич и серый волк»

Знать разные присказки. Уметь кратко пересказывать текст.

Выразительное чтение; план.

14,15

24.09

25.09


«Сивка-бурка»


Знать былинных героев.

Выборочное чтение

16.

28.09


«Сивка-бурка»

Внеклассное чтение.

Русские былины.


Знать основные признаки сказки. Уметь делить текст на части.

Разделить текст на части; краткий пересказ

17.

30.09


Художники-иллюстраторы

В.Васнецов и И.Билибин.

Сравнение художественного и живописного текстов.

Знать художников-иллюстраторов.

текущий

18.

1.10


Обобщающий урок.

Контрольная работа.

Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы

Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

тест


Поэтическая тетрадь 1. 11 часов.

19.

2.10


Как научиться читать стихи. Я.Смоленский.

Проект: «Как научиться читать стихи»

РНК. Поэты Югры.

Чтение стихов, использование приёмов интонационного чтения.

Уметь использовать приёмы интонационного чтения.

проект

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

20.

5.10


Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

Чтение вслух текста, построенного на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.

Знать средства художественной выразительности. Уметь читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наизусть

21.

7.10


Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», Внеклассное чтение.

Рассказы и сказки Е.Пермяка

Пересказ сказок и рассказов.

Уметь характеризовать главных героев.

Пересказ

22.

8.10


Ф.И.Тютчев «Листья».

Чтение стихотворения, выделениеэпитетов, сравнений, олицетворений, сравнениестроф; заучивание наизусть.

Знать приемы интонационного чтения. Уметь определять различные средства выразительности.

Выразительное чтение

23.

9.10


А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Чтение стихотворений; определение их тем, наблюдение за построением строф и рифмой.


Знать средства художественной выразительности. Уметь использовать приемы интонационного чтения.

Наизусть

24.

12.10


И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Знать приемы интонационного чтения. Уметь определять различные средства выразительности.

Отрывок наизусть

25.

14.10


И.Никитин «Встреча зимы»

Чтение стихотворениявыделениеэпитетов, сравнений, олицетворений, сравнениестроф; заучивание наизусть.

Знать средства художественной выразительности. Уметь читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Отрывок наизусть

26.

15.10


И.Суриков «Детство»

Знать русских поэтов XIX – XX веков и их произведения. Уметь читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Отрывок наизусть

27.

16.10


И.Суриков «Детство»

Знать 5 отрывков из стихотворенийрусских поэтов XIX – XX веков наизусть.

Уметь читать их выразительно.

Выразительное чтение

28.

19.10


И.Суриков «Зима»

29.


21.10


Обобщающий урок.

Оценка достижений.

Внеклассное чтение.

Книги о растениях.

Названия, основное содержание изученных литературных произведений;имена, фамилии их авторов.

Пересказ рассказов.

Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Уметь выделять главное.

Тест,

Пересказ.


Великие русские писатели. 21 час.

30, 31, 32.

22.10

23.10

26.10


А.С.Пушкин. Стихи

Выбор произведений для чтения перед аудиторией, соотнесение иллюстрации с текстом.

Знать отличительные особенности стихотворного текста.

Уметь различать лирическое и прозаическое произведения.

Наизусть

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

33, 34,

36

28.10

29.10

30.10




А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане».

Работа с книгой: предисловие, послесловие, сравнение героев положительных и отрицательных; сравнение сказок с загадками; дополнительное чтениесказок.

Знать особенности литературной сказки.Уметь давать характеристику героев литературной сказки.

Выразительное чтение; отрывок наизусть

37.

9.11


И.А.Крылов. «Мартышка и очки»

Чтение стихотворных произведений наизусть (по выбору);

инсценирование;

соотнесение иллюстрации с текстом басни

ответы на вопросы по содержанию

произведения, характеристика выразительных средств.

Знать особенности басни. Уметь выделять мораль басни в текстах.

Наизусть

38

11.11


И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна»

Уметьхарактеризовать героев басни на основе их поступков.

Выразительное чтение

39.

12.11



И.А. Крылов. «Ворона и Лисица»

Внеклассное чтение.

Книги о животных.

Уметьразличать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

Наизусть

Пересказ рассказов.

Знать писателей-анималистов.

Уметь выделять главное.

пересказ

40

13.11


М.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

Понятие о жанре, выделениеэпитетов, сравнений, олицетворений, сравнениестроф; устойчивые эпитеты; чтение стихов, заучивание наизусть.

Знать средства художественной выразительности. Уметь выделятьэпитеты, сравнения, олицетворения.

Знать понятие о жанре. Уметь выразительно читать стихи наизусть.

Уметь использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Выразительное чтение.

Наизусть.

41.

16.11


М.Лермонтов. «Утес», «Осень»


42.

18.11


Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя)

Осознанное чтение текста художественного произведения «про себя» (без учета скорости);определение темы и главной мысли произведения;
пересказ текста;
выполнение заданий

вучебнике; беседа по вопросам.

Уметьопределять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Пересказ

43

19.11


Л.Н.Толстой «Акула»

Уметь соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью.

Подробный пересказ

44.

20.11


Л.Н.Толстой «Прыжок»

Знать основные признаки текстов. Уметь сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Пересказ от имени мальчика


45.

23.11


Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

46.

25.11


Л.Н.Толстой «Какая бывает трава на траве», «Куда девается вода из моря?»

Оценка достижений.

Контрольная работа за 1триместр

Уметь пересказывать текст.

Выразительное чтение

Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев.

47.

26.11


Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»

Отвечать на вопросы по содержанию произведений характеризовать выразительные средства.

Знать примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

Пересказ, выборочное чтение

48.

27.11


Внеклассное чтение.

Рассказы Б.С. Житкова о помощи.

Показ и реклама прочитанной книги.

Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

Триместр II. 44 часа.

Поэтическая тетрадь 2. 7 часов.

49.

30.11


Знакомство с названием раздела. Н.А.Некрасов «Славная осень!..»

Сравнение в стихотворении.Работа с сюжетом.

Знать средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Уметьчитать стихотворение, выражая авторское настроение.

Выразит чтение

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

50.

2.12


Н.А.Некрасов . «Не ветер бушует над бором…»

Выделениеэпитетов, сравнений, олицетворений.

Наизусть

51,

52

3.12

4.12



Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Внеклассное чтение.

Уральские сказы П.П. Бажова.

Отношение автора к своему герою.

Пересказ.

Знать основные различия текста-описания и текста-повествования. Уметьсравнивать текст-описание и текст-повествование.

Отрывок наизусть

Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев.

пересказ

53.

7.12


К.Д.Бальмонт. «Золотое слово»

Поэтическое изображение весны.

Уметь высказыватьсвои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Выразительное чтение

54.

9.12


И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»

Настроение героя. Эпитеты в стихотворении.


Уметьсоздавать словесные картины по тексту стихотворения.

Наизусть

55.

10.12


Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»

Оценка достижений.

Выразительное чтение стихов.

Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

Литературные сказки. 8 часов.

56.

11.12


Знакомство с названием раздела. Д. Мамин-Сибиряк «Присказка к “Алёнушкиным сказкам”»

Тестирование.Работа с иллюстрациями. Работа в группах по исследованию текста

Знать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Уметь определять нравственный смысл сказки.

Тест. Выразительное чтение

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.

57,58,59

14.12

16.12

17.12


Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Объяснение заглавия рассказа и поступка, работа с иллюстрациями.

Уметь сравнивать народную и литературную сказки.

Пересказ от имени зайца

60, 61,

62.

18.12,21.12

23.12


В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Внеклассное чтение.

Рассказы К.Г. Паустовского

Чтениерассказа, выполнение заданий вучебнике; беседа по вопросам.

Уметь пользоваться толковым словарём.

Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев.

чтение по ролям

Пересказ.

пересказ

63, 64.

24.1225.12


В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Составление небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст.

Уметьпроверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Пересказ

65.

11.01


Обобщающий урок по теме «Литературные сказки»

Оценка достижений.

Выразительное чтение стихов.

Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Были - небылицы. 10 часов.

66,

67,

68

13.01 14.01

15.01


Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой»

Реальное и сказочное в сказке. Сочинение продолжения сказки.

Знать основной приём описания. Уметь различать вымышленные события и реальные.

пересказ с продолжением

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

69, 70.

71.

18.01

20.01

21.01


К.Паустовский. «Растрепанный воробей»

Внеклассное чтение.

Рассказы М.М. Пришвина

Отношение автора к героям сказки. Работа с сюжетом. Характеристика героев.

Знать особенности сказки и рассказа. Уметь выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Выразительное чтение; пересказ

Показ и реклама прочитанной книги.

Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев.

пересказ

72,73, 74.

22.0125.01

27.01


А. Куприн «Слон»

Отношения детей и взрослых в произведении. Составление краткой аннотации к рассказу.

Уметь пересказывать текст подробно, кратко, выборочно.

Разделить текст на части; пересказ по плану

75.

28.01


Обобщающий урок по теме «Были – небылицы». Оценка достижений.

Работа с иллюстрациями; работа в группах по исследованию текста.

Уметь определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Проверочная работа

Поэтическая тетрадь 1. 7 часов

76.

77, 78.

29.01

1.02

3.02




Знакомство с названием раздела. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..»

Отношения детей и взрослых в произведении. Понятие о лирическом герое.

Знать средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Уметьчитать стихотворение, выражая авторское настроение.

Наизусть

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

С. Черный. «Воробей», «Слон»

Средства художественной выразительности.

Выразительное чтение

А. Блок. «Ветхая избушка»,

Понятие о лирическом герое.Эпитеты в стихотворении чтение и сравнение двух отрывков.

Знать приемы интонационного чтения. Уметь сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выразительное чтение

79.

80.

4.02

5.02



А. Блок. «Сны», «Ворона»

Внеклассное чтение.

Э.Успенский - детям.

Выразительное чтение

Пересказ.

Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев.

пересказ

81.

8.02


С. Есенин. «Черемуха»

РНК. Деревья нашего края.

Чтение стихотворных произведений наизусть.

Уметь читать стихотворение, отражая настроение.

Наизусть

82.

10.02


Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1» Оценка достижений.

Сравнение описания поздней осени и наступающей весны.; выделение эпитетов, сравнений, олицетворений.

Уметьпроверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Тест

Люби живое. 17 часов.

83

11.02


Знакомство с названием раздела М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)

РНК. Моя Родина – Югра.Сочинение на заданную тему.

Работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю;знакомство с художниками – иллюстраторами, выполнение упражнений учебника.

Уметь определять жанр произведения.

Выразительное чтение

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

84

12.02


М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний) Сочинение на основе художественного текста.

Уметь составлять предложения и объединять их в текст.

сочинение

85, 86.

15.02

17.02


И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»

РНК. Животные нашего края. Заяц.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии).

Уметь определять основную мысль рассказа.

Выразительное чтение; пересказ








87,88,

89.

18.02

19.02

22.02



В.И. Белов. «Малька провинилась», «Ещёпро Мальку»

Внеклассное чтение.

Рассказы Н.И. Сладкова

Аналитическое чтение;выделение эпизодов описаний героя, его жизни.

Уметь рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Пересказ от имени Мальки

Пересказ.

Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев.

пересказ

90, 91,92

24.02

25.02

26.02


В. Бианки. «Мышонок Пик»

Составление плана, чтение фрагментов рассказа;беседа по вопросам.

Уметь пересказывать произведение на основе плана.

Выразительное чтение

Триместр III. 44 часа.

93, 94, 95.

1.03

3.03

4.03


Б. Житков. «Про обезьянку»

Сжатый пересказ.

Уметьпридумыватьсвои рассказы о животных.

Выразительное чтение

96.

5.03


В. Астафьев. «Капалуха»

РНК. Птицы нашего края. Капалуха.

Выразительное чтение.

Уметьсоставлять план произведения.

Пересказ от имени глухарки.

97.

98.

10.03

11.03



В. Драгунский. «Он живой и светится»

Внеклассное чтение.

Рассказы о животных-артистах.

Выразительное чтение.

Уметь понимать нравственный смысл рассказов.

Выборочное чтение

Пересказ.

Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев.

Пересказ.

99.

12.03


Обобщающий урок по теме «Люби живое».

Оценка достижений.

Отвечать на вопросы по содержанию произведений характеризовать выразительные средства

Уметьпроверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Тест

Поэтическая тетрадь 2. 7 часов.

100

15.03


Знакомство с названием раздела. С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

Олицетворение. Выразительное чтение.

Знать средства художественной выразительности. Уметь их находить в стихотворении.

Наизусть

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.

101

17.03


А. Барто. «Разлука»

Отношение автора к героям. Чтение стихотворных произведений наизусть (по выбору).

Уметь читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.

Выразительное чтение

102

18.03


А. Барто. «В театре»

103

19.03


С. Михалков. «Если», «Рисунок».

Работа с текстом стихотворения; комплексный анализ стихотворения.

Знать стихотворение наизусть.

Наизусть.

104

29.03


Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Проект «Праздник поэзии»

Тема стихотворения.

Ключевые слова стихотворения.

Уметь сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение.

Выразительное чтение.

105

31.03


Внеклассное чтение.

Произведения С.Михалкова, А.Барто, С.Маршака о детях.

Выразительное чтение, чтение наизусть.

Уметь характеризовать героев.

Выразительное чтение и чтение наизусть.

106

1.04


Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2».

Оценка достижений.

Выполнение заданий в учебнике.

Уметьпроверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Проверочная работа.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. 13часов.

107

2.04


Знакомство с названием раздела.

Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения.

Знать условные обозначения. Уметь объяснять смысл названия произведения.

Выразительное чтение

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

108 109

5.04

7.04


А. Платонов. «Цветок на земле».

Особенности речи героев, выполнение заданий в учебнике; упражнение в вы разительном чтении.

Уметь определять отношение автор к героям.

Выразительное чтение

110 111

8.04

9.04


А. Платонов. «Еще мама»

Выразительное чтение

112

12.04


М. Зощенко. «Золотые слова»

Особенности юмористического рассказа. Чтение. Пересказ.

Знать особенности юмористического рассказа. Уметь выделять эпизоды, которые вызывают смех.

Краткий пересказ

113

114

14.04

15.04



М. Зощенко. «Великие путешественники»

Внеклассное чтение.

Книги А. Линдгрен.

Показ и реклама прочитанной книги.

Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев.

пересказ

115

16.04


Н. Носов. «Федина задача»,

Деление на части. Составление плана. Чтение по ролям.

Знать особенности юмористического рассказа. Уметь придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Чтение по ролям

116

19.04


Н. Носов. «Телефон»

117

21.04


В. Драгунский. «Друг детства»

Восстановление порядка событий.Ответы на вопросы по содержанию.

Уметь придумывать свои вопросы к текстам.

Выразительное чтение

118

22.04


Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Выполнение заданий в учебнике.

Знать содержание произведений раздела.

КВН

119

23.04


Оценка достижений.

Выполнение предложенных заданий.

Уметьпроверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Проверочная работа

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

По страницам детских журналов. 7 часов.

120 121

122

26.04

28.04

29.04



Знакомство с названием раздела Ю. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»

Внеклассное чтение.

Обзор детских журналов.

Читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.

Знать разные виды детских журналов. Уметь находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Чтение по ролям

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Презентация личных журналов.

Уметь презентовать свой журнал.

Рассказ, презентация

123 124

30.04

4.05


Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»

Создание собственного сборника добрых советов. Что та кое легенда. Легенды своей семьи, своего дома, своего города.

Уметь читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания, сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Сочинить вредный совет; выразительное чтение

125

5.05


Р. Сеф. «Веселые стихи»

Работа с иллюстрациями; выразительное чтение; инсценирование.

Уметь находить необходимую информацию в журнале.

Выразительное чтение

126

6.05


Обобщающий урок по теме «По страницам детских журналов» Оценка достижений.

Выполнение заданий в учебнике.

Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

Зарубежная литература. 10 часов.

127128 129

7.05

12.05

13.05



Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. Храбрый Персей.

Древнегреческий миф. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

Знать произведения зарубежной литературы. Уметьподбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору

Выразительное чтение

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оцениватьсвои достижения.

130131132

14.05

17.05

19.05


Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок»

Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.

Уметь сравнивать сказки разных народов.

Выразительное чтение

133

20.05


Обобщающий урок. Задание на лето.

Выполнение заданий в учебнике.

Уметь проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

Проверочная работа

134

21.05


Оценка достижений.

Выполнение заданий в учебнике.

Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Тест

135136

24.05

26.05


Обобщающий урок –викторина по теме «Зарубежная литература».




Проекты – 3, проверочная работа – 12.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!