с. Саранпауль, 2020 г.
Пояснительная записка |
1. Цели и задачи | Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю. Основные задачи: - развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, - учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление, - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление, - развивать поэтический слух, - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, - обогащать чувственный опыт ребёнка, - формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, - обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения. |
2. Учебно-методический комплекс | «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017. – Школа России. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – Издание четвертое.- М.: ВАКО, 2019. – ( В помощь школьному учителю). Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Рабочие программы. Литературное чтение. М.: Просвещение, 2011. |
3. Количество учебных и календарных часов программы | На изучение математики отводится 4 часа в неделю, всего - 136 часов: I триместр – 48ч. II триместр – 44ч. III триместр – 44 ч. |
4. Технологии обучения | Разноуровневое обучение. Проблемное обучение. Проектные методы обучения. Исследовательские методы в обучении. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Здоровьесберегающие технологии. Информационно-коммуникационные технологии. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр. |
5. Соответствие рабочей программы учебному плану школы | 1.Закон «Об образовании» п.2, ст.32 2. Примерной программой начального общего образования, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться; 3.Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Байкиной «Литературное чтение». 4.Учебный план МБОУ «Саранпаульской СОШ» на 2020-2021 учебный год, приказ МБОУ «Саранпаульская СОШ» от 28.08.20 № 90 6. В соответствии с требованиями программы развития школы в программу добавлены темы регионально-национального компонента. |
Содержание учебного процесса |
1. Специфика программы | Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Формирование навыков чтения и других видов речевой деятельности. Повышение уровня коммуникативной культуры. Формирование читательской компетентности. |
2. Основные содержательные линии курса | Основные содержательные линии предмета «Литературное чтение» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе разделами: «Круг детского чтения», «Виды речевой и читательской деятельности», «Опыт творческой деятельности». |
3. Структура программы | Самое великое чудо на свете. Устное народное творчество. Люблю природу русскую. Осень. Зима. Весна. Великие русские писатели. Литературные сказки. Были-небылицы. Люби живое. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. По страницам детских журналов. Зарубежная литература. |
Планируемые результаты обучения |
Личностные результаты: | 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Метапредметные результаты: | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределение ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. |
Предметные результаты: | 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, те. Овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения(изучающее(смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, сопоставляя самостоятельно краткую аннотации; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственнные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, сопоставлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи(повествование-создание текста по аналогии, рассуждение-письменный ответ на вопрос, описание-характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. |
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности | В результате изучения литературного чтения ученик 3 класса должен: • бегло, выразительно читать текст; • выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту); • улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте; • составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания; • устно рисовать картины к прочитанным произведениям; • описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами; • самостоятельно знакомиться с книгами, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней; • научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку; • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); • для работы с разными источниками информации (словарями, справочниками). |
Итоговый контроль | Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, тест, проверочная работа, практические задания, рост техники чтения. Три раза в год (1 раз в триместр) оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса. Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме тематической проверочной работы. В течение триместра для оценки знаний и умений учащихся проводить устный опрос. Текущий контроль в форме беседы, рассказа, теста, пересказа, декламации наизусть. |
| |
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | Вводный урок. 1час. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст – объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений. | Самое великое чудо на свете. 4часа. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Путешествие в прошлое. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучной сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов. Проект «Сочиняем волшебную сказку». | Устное народное творчество. 13 часов. Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучной сказки. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка». Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского. Русские поэты XIX – XX веков. Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности. Эпитеты – слова, рисующие картины природы. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом произведении. | Поэтическая тетрадь 1. 11часов. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». И.З.Суриков «Детство», «Зима». | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. Рисунки И. Билибина. Соотнесение рисунков с текстом, их сравнение. Басни. Герои басен. Характеристика их поступков. Инсценирование басен. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Тема и главная мысль рассказов. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов. Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. | Великие русские писатели. 21 час. А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане …». И. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». М.Лермонтов «Горные вершины …», «На севере диком стоит одиноко …», «Утёс», «Осень». Л. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихотворения о природе. Настроение стихотворения. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах. Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. | Поэтическая тетрадь 2. 7часов. Н.А.Некрасов «Славная осень», «Не ветер бушует над бором …», «Дедушка Мазай и зайцы». К. Д. Бальмонт «Золотое слово». И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…». | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказок. Характеристика героев. Нравственный смысл сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. | Литературные сказки. 8 часов. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Приём сравнения – основной приём описания. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. Составление различных вариантов плана. Пересказ. | Были - небылицы. 10 часов. М. Горький «Случай с Евсейкой». К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». А.И.Куприн «Слон». | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. | Поэтическая тетрадь 1. 7часов. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон». А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.Есенин «Черёмуха». | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Заголовок – входная дверь в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. Определение жанра произведения. Герои произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Озаглавливание текста. Составление плана. Краткий пересказ. Нравственный смысл рассказа. | Люби живое. 17часов. М.Пришвин «Моя Родина». И.Соколов – Микитов «Листопадничек». В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Б.Житков «Про обезьянку». В.Дуров «Наша Жучка». В.Астафьев «Капалуха». В.Драгунский «Он живой и светится …» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выразительное чтение стихотворений. Проект: «Праздник поэзии». | Поэтическая тетрадь 2. 7 часов. С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». А.Барто «Разлука», «В театре». С.Михалков «Если». Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. Особенности речи героев. Чтение по ролям. Особенности юмористического рассказа. Восстановление порядка событий. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.13часов. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П.Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н.Носов «Федина задача», «Телефон», «Друг детства». | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Выразительное чтение. | По страницам детских журналов. 7 часов Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р.Сеф «Весёлые стихи». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. | Зарубежная литература. 10 часов. Мифы Древней Греции. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. |
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки Учащихся(ЗУН) | Вид конт- роля | УУД |
план | факт |
Триместр I. 48часов. |
Вводный урок. 1час. |
1. | 2.09 | | Вводный урок. | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | Знать основные условные обозначения. Уметь ориентироваться в книге. | фронтальный | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. |
Самое великое чудо на свете. 4 часа |
2. | 3.09 | | Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. | Примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) | Знать основные жанры фольклора. Уметьнаходить необходимую информацию в книге. | Фронтальный опрос | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
3. | 4.09 | | Урок-путешествие в прошлое. | работа с текстом: чтение, выполнение заданий в учебнике;работа с сюжетом; выполнение заданий в тетради; | Знать значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Уметь обобщать полученную информацию по истории создания книги. | Выразительное чтение |
4. | 7.09 | | Первопечатник Иван Федоров | выразительное чтение | Уметь использовать различные источники информации | Тест |
5. | 9.09 | | Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом. | пересказ прочитанных книг | Знать названия книг и авторов. Уметь характеризовать героев | |
Устное народное творчество. 13 часов. |
6. | 10.09 | | Устное народное творчество. Русские народные песни. РНК. Устное народное творчество коренных жителей Югры. | выразительное чтение небылиц и сказок Составление докучной сказки Определение темы и главной мысли произведения; пересказ текста рассказ сказки от лица одного из героев рассказ знакомых сказок с разными присказками, деление текста на смысловые части; составление плана | Знать основные жанры фольклора. Уметь читать текст вслух целыми словами. | Выразительное чтение | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
7. | 11.09 | | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | Знать признакидокучной сказки. Уметь составлять докучные сказки. | Составление докучн ой сказки |
8. | 14.09 | | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. РНК. Произведения прикладного искусства народов ханты, манси, коми. | Знать виды прикладного искусства. | Тест |
9, 10 | 16.09 17.09 | | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Проект «Сочиняем волшебную сказку». Презентация по мере выполнения. РНК. Сказки народов Севера. | Знать виды сказок. Уметь рассказывать сказки от лица одного из героев. | Выразительное чтение; краткий пересказ |
11, 12, 13. | 18.0921.0923.09 | | «Иван-царевич и серый волк» | Знать разные присказки. Уметь кратко пересказывать текст. | Выразительное чтение; план. |
14,15 | 24.09 25.09 | | «Сивка-бурка» | Знать былинных героев. | Выборочное чтение |
16. | 28.09 | | «Сивка-бурка» Внеклассное чтение. Русские былины. | | Знать основные признаки сказки. Уметь делить текст на части. | Разделить текст на части; краткий пересказ |
17. | 30.09 | | Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. | Сравнение художественного и живописного текстов. | Знать художников-иллюстраторов. | текущий |
18. | 1.10 | | Обобщающий урок. Контрольная работа. | Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы | Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | тест | |
Поэтическая тетрадь 1. 11 часов. |
19. | 2.10 | | Как научиться читать стихи. Я.Смоленский. Проект: «Как научиться читать стихи» РНК. Поэты Югры. | Чтение стихов, использование приёмов интонационного чтения. | Уметь использовать приёмы интонационного чтения. | проект | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. |
20. | 5.10 | | Ф.Тютчев «Весенняя гроза». | Чтение вслух текста, построенного на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию. | Знать средства художественной выразительности. Уметь читать выразительно стихи, передавая настроение автора. | Наизусть |
21. | 7.10 | | Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», Внеклассное чтение. Рассказы и сказки Е.Пермяка | Пересказ сказок и рассказов. | Уметь характеризовать главных героев. | Пересказ |
22. | 8.10 | | Ф.И.Тютчев «Листья». | Чтение стихотворения, выделениеэпитетов, сравнений, олицетворений, сравнениестроф; заучивание наизусть. | Знать приемы интонационного чтения. Уметь определять различные средства выразительности. | Выразительное чтение |
23. | 9.10 | | А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | Чтение стихотворений; определение их тем, наблюдение за построением строф и рифмой. | Знать средства художественной выразительности. Уметь использовать приемы интонационного чтения. | Наизусть |
24. | 12.10 | | И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | Знать приемы интонационного чтения. Уметь определять различные средства выразительности. | Отрывок наизусть |
25. | 14.10 | | И.Никитин «Встреча зимы» | Чтение стихотворениявыделениеэпитетов, сравнений, олицетворений, сравнениестроф; заучивание наизусть. | Знать средства художественной выразительности. Уметь читать выразительно стихи, передавая настроение автора. | Отрывок наизусть |
26. | 15.10 | | И.Суриков «Детство» | Знать русских поэтов XIX – XX веков и их произведения. Уметь читать выразительно стихи, передавая настроение автора. | Отрывок наизусть |
27. | 16.10 | | И.Суриков «Детство» | Знать 5 отрывков из стихотворенийрусских поэтов XIX – XX веков наизусть. Уметь читать их выразительно. | Выразительное чтение |
28. | 19.10 | | И.Суриков «Зима» |
29. | 21.10 | | Обобщающий урок. Оценка достижений. Внеклассное чтение. Книги о растениях. | Названия, основное содержание изученных литературных произведений;имена, фамилии их авторов. Пересказ рассказов. | Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Уметь выделять главное. | Тест, Пересказ. |
|
Великие русские писатели. 21 час. |
30, 31, 32. | 22.10 23.10 26.10 | | А.С.Пушкин. Стихи | Выбор произведений для чтения перед аудиторией, соотнесение иллюстрации с текстом. | Знать отличительные особенности стихотворного текста. Уметь различать лирическое и прозаическое произведения. | Наизусть | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
33, 34, 36 | 28.10 29.10 30.10 | | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | Работа с книгой: предисловие, послесловие, сравнение героев положительных и отрицательных; сравнение сказок с загадками; дополнительное чтениесказок. | Знать особенности литературной сказки.Уметь давать характеристику героев литературной сказки. | Выразительное чтение; отрывок наизусть |
37. | 9.11 | | И.А.Крылов. «Мартышка и очки» | Чтение стихотворных произведений наизусть (по выбору); инсценирование; соотнесение иллюстрации с текстом басни ответы на вопросы по содержанию произведения, характеристика выразительных средств. | Знать особенности басни. Уметь выделять мораль басни в текстах. | Наизусть |
38 | 11.11 | | И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна» | Уметьхарактеризовать героев басни на основе их поступков. | Выразительное чтение |
39. | 12.11 | | И.А. Крылов. «Ворона и Лисица» Внеклассное чтение. Книги о животных. | Уметьразличать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. | Наизусть |
Пересказ рассказов. | Знать писателей-анималистов. Уметь выделять главное. | пересказ |
40 | 13.11 | | М.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | Понятие о жанре, выделениеэпитетов, сравнений, олицетворений, сравнениестроф; устойчивые эпитеты; чтение стихов, заучивание наизусть. | Знать средства художественной выразительности. Уметь выделятьэпитеты, сравнения, олицетворения. Знать понятие о жанре. Уметь выразительно читать стихи наизусть. Уметь использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. | Выразительное чтение. Наизусть. |
41. | 16.11 | | М.Лермонтов. «Утес», «Осень» |
|
42. | 18.11 | | Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя) | Осознанное чтение текста художественного произведения «про себя» (без учета скорости);определение темы и главной мысли произведения; пересказ текста; выполнение заданий вучебнике; беседа по вопросам. | Уметьопределять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. | Пересказ |
43 | 19.11 | | Л.Н.Толстой «Акула» | Уметь соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью. | Подробный пересказ |
44. | 20.11 | | Л.Н.Толстой «Прыжок» | Знать основные признаки текстов. Уметь сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. | Пересказ от имени мальчика |
45. | 23.11 | | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» |
46. | 25.11 | | Л.Н.Толстой «Какая бывает трава на траве», «Куда девается вода из моря?» Оценка достижений. Контрольная работа за 1триместр | Уметь пересказывать текст. | Выразительное чтение |
Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев. |
47. | 26.11 | | Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» | Отвечать на вопросы по содержанию произведений характеризовать выразительные средства. | Знать примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. | Пересказ, выборочное чтение |
48. | 27.11 | | Внеклассное чтение. Рассказы Б.С. Житкова о помощи. | Показ и реклама прочитанной книги. | Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Тест |
Триместр II. 44 часа. |
Поэтическая тетрадь 2. 7 часов. |
49. | 30.11 | | Знакомство с названием раздела. Н.А.Некрасов «Славная осень!..» | Сравнение в стихотворении.Работа с сюжетом. | Знать средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Уметьчитать стихотворение, выражая авторское настроение. | Выразит чтение | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. |
50. | 2.12 | | Н.А.Некрасов . «Не ветер бушует над бором…» | Выделениеэпитетов, сравнений, олицетворений. | Наизусть |
51, 52 | 3.12 4.12 | | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Внеклассное чтение. Уральские сказы П.П. Бажова. | Отношение автора к своему герою. Пересказ. | Знать основные различия текста-описания и текста-повествования. Уметьсравнивать текст-описание и текст-повествование. | Отрывок наизусть |
Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев. | пересказ |
53. | 7.12 | | К.Д.Бальмонт. «Золотое слово» | Поэтическое изображение весны. | Уметь высказыватьсвои собственные впечатления о прочитанном произведении. | Выразительное чтение |
54. | 9.12 | | И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» | Настроение героя. Эпитеты в стихотворении. | Уметьсоздавать словесные картины по тексту стихотворения. | Наизусть |
55. | 10.12 | | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2» Оценка достижений. | Выразительное чтение стихов. | Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Тест |
Литературные сказки. 8 часов. |
56. | 11.12 | | Знакомство с названием раздела. Д. Мамин-Сибиряк «Присказка к “Алёнушкиным сказкам”» | Тестирование.Работа с иллюстрациями. Работа в группах по исследованию текста | Знать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Уметь определять нравственный смысл сказки. | Тест. Выразительное чтение | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. |
57,58,59 | 14.12 16.12 17.12 | | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | Объяснение заглавия рассказа и поступка, работа с иллюстрациями. | Уметь сравнивать народную и литературную сказки. | Пересказ от имени зайца |
60, 61, 62. | 18.12,21.12 23.12 | | В. Гаршин «Лягушка – путешественница» Внеклассное чтение. Рассказы К.Г. Паустовского | Чтениерассказа, выполнение заданий вучебнике; беседа по вопросам. | Уметь пользоваться толковым словарём. Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев. | чтение по ролям |
Пересказ. | пересказ |
63, 64. | 24.1225.12 | | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» | Составление небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст. | Уметьпроверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Пересказ |
65. | 11.01 | | Обобщающий урок по теме «Литературные сказки» Оценка достижений. | Выразительное чтение стихов. | Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Тест | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
Были - небылицы. 10 часов. |
66, 67, 68 | 13.01 14.01 15.01 | | Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой» | Реальное и сказочное в сказке. Сочинение продолжения сказки. | Знать основной приём описания. Уметь различать вымышленные события и реальные. | пересказ с продолжением | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. |
69, 70. 71. | 18.01 20.01 21.01 | | К.Паустовский. «Растрепанный воробей» Внеклассное чтение. Рассказы М.М. Пришвина | Отношение автора к героям сказки. Работа с сюжетом. Характеристика героев. | Знать особенности сказки и рассказа. Уметь выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. | Выразительное чтение; пересказ |
Показ и реклама прочитанной книги. | Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев. | пересказ |
72,73, 74. | 22.0125.01 27.01 | | А. Куприн «Слон» | Отношения детей и взрослых в произведении. Составление краткой аннотации к рассказу. | Уметь пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. | Разделить текст на части; пересказ по плану |
75. | 28.01 | | Обобщающий урок по теме «Были – небылицы». Оценка достижений. | Работа с иллюстрациями; работа в группах по исследованию текста. | Уметь определять характеристики героев произведения с опорой на текст. | Проверочная работа |
Поэтическая тетрадь 1. 7 часов |
76. 77, 78. | 29.01 1.02 3.02 | | Знакомство с названием раздела. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..» | Отношения детей и взрослых в произведении. Понятие о лирическом герое. | Знать средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Уметьчитать стихотворение, выражая авторское настроение. | Наизусть | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. |
С. Черный. «Воробей», «Слон» | Средства художественной выразительности. | Выразительное чтение |
А. Блок. «Ветхая избушка», | Понятие о лирическом герое.Эпитеты в стихотворении чтение и сравнение двух отрывков. | Знать приемы интонационного чтения. Уметь сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. | Выразительное чтение |
79. 80. | 4.02 5.02 | | А. Блок. «Сны», «Ворона» Внеклассное чтение. Э.Успенский - детям. | Выразительное чтение |
Пересказ. | Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев. | пересказ |
81. | 8.02 | | С. Есенин. «Черемуха» РНК. Деревья нашего края. | Чтение стихотворных произведений наизусть. | Уметь читать стихотворение, отражая настроение. | Наизусть |
82. | 10.02 | | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1» Оценка достижений. | Сравнение описания поздней осени и наступающей весны.; выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. | Уметьпроверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Тест |
Люби живое. 17 часов. |
83 | 11.02 | | Знакомство с названием раздела М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний) РНК. Моя Родина – Югра.Сочинение на заданную тему. | Работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю;знакомство с художниками – иллюстраторами, выполнение упражнений учебника. | Уметь определять жанр произведения. | Выразительное чтение | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. |
84 | 12.02 | | М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний) Сочинение на основе художественного текста. | Уметь составлять предложения и объединять их в текст. | сочинение |
85, 86. | 15.02 17.02 | | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» РНК. Животные нашего края. Заяц. | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии). | Уметь определять основную мысль рассказа. | Выразительное чтение; пересказ |
| | | | | | |
87,88, 89. | 18.02 19.02 22.02 | | В.И. Белов. «Малька провинилась», «Ещёпро Мальку» Внеклассное чтение. Рассказы Н.И. Сладкова | Аналитическое чтение;выделение эпизодов описаний героя, его жизни. | Уметь рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | Пересказ от имени Мальки |
Пересказ. | Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев. | пересказ |
90, 91,92 | 24.02 25.02 26.02 | | В. Бианки. «Мышонок Пик» | Составление плана, чтение фрагментов рассказа;беседа по вопросам. | Уметь пересказывать произведение на основе плана. | Выразительное чтение |
Триместр III. 44 часа. |
93, 94, 95. | 1.03 3.03 4.03 | | Б. Житков. «Про обезьянку» | Сжатый пересказ. | Уметьпридумыватьсвои рассказы о животных. | Выразительное чтение |
96. | 5.03 | | В. Астафьев. «Капалуха» РНК. Птицы нашего края. Капалуха. | Выразительное чтение. | Уметьсоставлять план произведения. | Пересказ от имени глухарки. |
97. 98. | 10.03 11.03 | | В. Драгунский. «Он живой и светится» Внеклассное чтение. Рассказы о животных-артистах. | Выразительное чтение. | Уметь понимать нравственный смысл рассказов. | Выборочное чтение |
Пересказ. | Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев. | Пересказ. |
99. | 12.03 | | Обобщающий урок по теме «Люби живое». Оценка достижений. | Отвечать на вопросы по содержанию произведений характеризовать выразительные средства | Уметьпроверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Тест |
Поэтическая тетрадь 2. 7 часов. |
100 | 15.03 | | Знакомство с названием раздела. С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной» | Олицетворение. Выразительное чтение. | Знать средства художественной выразительности. Уметь их находить в стихотворении. | Наизусть | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. |
101 | 17.03 | | А. Барто. «Разлука» | Отношение автора к героям. Чтение стихотворных произведений наизусть (по выбору). | Уметь читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. | Выразительное чтение |
102 | 18.03 | | А. Барто. «В театре» |
103 | 19.03 | | С. Михалков. «Если», «Рисунок». | Работа с текстом стихотворения; комплексный анализ стихотворения. | Знать стихотворение наизусть. | Наизусть. |
104 | 29.03 | | Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок». Проект «Праздник поэзии» | Тема стихотворения. Ключевые слова стихотворения. | Уметь сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. | Выразительное чтение. |
105 | 31.03 | | Внеклассное чтение. Произведения С.Михалкова, А.Барто, С.Маршака о детях. | Выразительное чтение, чтение наизусть. | Уметь характеризовать героев. | Выразительное чтение и чтение наизусть. |
106 | 1.04 | | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений. | Выполнение заданий в учебнике. | Уметьпроверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Проверочная работа. |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. 13часов. |
107 | 2.04 | | Знакомство с названием раздела. Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. | Знать условные обозначения. Уметь объяснять смысл названия произведения. | Выразительное чтение | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. |
108 109 | 5.04 7.04 | | А. Платонов. «Цветок на земле». | Особенности речи героев, выполнение заданий в учебнике; упражнение в вы разительном чтении. | Уметь определять отношение автор к героям. | Выразительное чтение |
110 111 | 8.04 9.04 | | А. Платонов. «Еще мама» | Выразительное чтение |
112 | 12.04 | | М. Зощенко. «Золотые слова» | Особенности юмористического рассказа. Чтение. Пересказ. | Знать особенности юмористического рассказа. Уметь выделять эпизоды, которые вызывают смех. | Краткий пересказ |
113 114 | 14.04 15.04 | | М. Зощенко. «Великие путешественники» Внеклассное чтение. Книги А. Линдгрен. |
Показ и реклама прочитанной книги. | Уметь выделять главное и характеризовать поступки главных героев. | пересказ |
115 | 16.04 | | Н. Носов. «Федина задача», | Деление на части. Составление плана. Чтение по ролям. | Знать особенности юмористического рассказа. Уметь придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. | Чтение по ролям |
116 | 19.04 | | Н. Носов. «Телефон» |
117 | 21.04 | | В. Драгунский. «Друг детства» | Восстановление порядка событий.Ответы на вопросы по содержанию. | Уметь придумывать свои вопросы к текстам. | Выразительное чтение |
118 | 22.04 | | Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | Выполнение заданий в учебнике. | Знать содержание произведений раздела. | КВН |
119 | 23.04 | | Оценка достижений. | Выполнение предложенных заданий. | Уметьпроверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Проверочная работа | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
По страницам детских журналов. 7 часов. |
120 121 122 | 26.04 28.04 29.04 | | Знакомство с названием раздела Ю. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели» Внеклассное чтение. Обзор детских журналов. | Читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию. | Знать разные виды детских журналов. Уметь находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. | Чтение по ролям | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Презентация личных журналов. | Уметь презентовать свой журнал. | Рассказ, презентация |
123 124 | 30.04 4.05 | | Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды» | Создание собственного сборника добрых советов. Что та кое легенда. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. | Уметь читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания, сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). | Сочинить вредный совет; выразительное чтение |
125 | 5.05 | | Р. Сеф. «Веселые стихи» | Работа с иллюстрациями; выразительное чтение; инсценирование. | Уметь находить необходимую информацию в журнале. | Выразительное чтение |
126 | 6.05 | | Обобщающий урок по теме «По страницам детских журналов» Оценка достижений. | Выполнение заданий в учебнике. | Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Тест |
Зарубежная литература. 10 часов. |
127128 129 | 7.05 12.05 13.05 | | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. Храбрый Персей. | Древнегреческий миф. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. | Знать произведения зарубежной литературы. Уметьподбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору | Выразительное чтение | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оцениватьсвои достижения. |
130131132 | 14.05 17.05 19.05 | | Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок» | Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. | Уметь сравнивать сказки разных народов. | Выразительное чтение |
133 | 20.05 | | Обобщающий урок. Задание на лето. | Выполнение заданий в учебнике. | Уметь проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. | Проверочная работа |
134 | 21.05 | | Оценка достижений. | Выполнение заданий в учебнике. | Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Тест |
135136 | 24.05 26.05 | | Обобщающий урок –викторина по теме «Зарубежная литература». | | | |
Проекты – 3, проверочная работа – 12. |