СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса (вид 7.2) на 68 часов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса (вид 7.2) на 68 часов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области: _____ Н. В. Сутягина «31» августа 2023 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области __________________С. В. Байгулова









Адаптированная рабочая программа

по литературному чтению

для обучающегося 4 класса (вариант 7.2)

на 2023/2024 учебный год




Учитель: Фадина С.Н.,

учитель начальных классов




г. Конаково, 2023


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития учебного предмета «Литературное чтение» составлена:

  • В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработанная с ориентировкой на содержание Примерной АООП 7.2. с учетом особенностей психофизического развития и специфических условий получения образования.

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 07.05.2013г.)Федеральным государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1643;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. №2 «Об утверждении СанПин 1.2.3.3685-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиями и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.


Цели и задачи курса

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базо­вым умением в системе образования младших школьников;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

  • развитие интереса к чтению и книге;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональ­ной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,

  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художе­ственной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представ­лений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произве­дение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувст­вовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произ­ведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоци­ативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания

  • произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к лите­ратурному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного ис­кусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различно­го уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Цель адаптированного обучения: совершенствовать интеллектуальные способности обучающегося на материале, отвечающем индивидуальным особенностям и возможностям ученика.

Задачи адаптированного обучения

  1. Продолжить работу по развитию психофизиологических функций, обеспечивающих успешность обучения.

  2. Развивать личностные компоненты познавательной деятельности ученика.

  3. Формировать соответствующие возрасту и диагнозу высшие психические функции, необходимые для усвоения предмета.

  4. Проводить коррекцию индивидуальных отклонений в развитии ученика, способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, формированию мыслительных операций.

  5. Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предметам.

  6. Развивать навыки учебной деятельности и самоконтроля.

  7. Способствовать укреплению соматического и психоневрологического здоровья ребёнка с помощью современных здоровьесберегающих технологий.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

  • формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);

  • начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

  • умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;

  • навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие;

  • интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение программы по литературному чтению в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по перечисленным ниже параметрам.

В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

  • овладение навыком плавного, беглого, выразительного чтения;

  • понимание содержания прочитанного.

В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

  • накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;

  • понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.

В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

  • развитие умения сопереживать героям;

  • выражение собственного отношения к содержанию прочитанного.

В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:

  • осознание цели речевого высказывания;

  • планирование самостоятельного высказывания;

  • грамотное оформление собственного высказывания с помощью языковых средств.

В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста;

  • овладение элементарными приемами анализа прочитанного;

  • актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;

  • формирование потребности в систематическом чтении.

Личностные результаты освоения АООП для 4 класса по учебному предмету «Литературное чтение»:

  • осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);

  • развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

  • развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

  • овладении навыками коммуникации (с учителем).

Метапредметные результаты освоения АООП для 4 класса по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;

  • кодировать и перекодировать информацию;

  • осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного и прочитанного произведения).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

  • обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;

  • распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

  • словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

  • умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

  • умением отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

  • умением выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

  • в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;

  • в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

  • в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;

  • в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

Предметные результаты оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

  • осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

  • формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

  • формирование потребности в систематическом чтении;

  • выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

В конце 4 класса обучающийся научиться:

  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

  • называть имена писателей и поэтов — авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

  • рассказывать о любимом литературном герое;

  • выявлять авторское отношение к герою;

  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

  • читать наизусть 6—8 стихотворений разных авторов (по выбору);

  • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).













































Содержание учебного предмета

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.



Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.



Работа с текстом

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов Росси). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражение через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

















Тематическое планирование



п/п

Наименования разделов и тем

Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)

1.

Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником «Литературное чтение». Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.

1



Летописи. Былины. Жития (3 часа)

2.

Знакомство с содержанием раздела «Летописи. Былины. Жития». Летопись «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» Летопись – источник исторических фактов. Летопись «И вспомнил Олег коня своего...».

1



3.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина.

1



4.

Былина и её герои. Сказочный характер былины «Ильины три поездочки». Жанровые особенности былины «Три поездки Ильи Муромца».

1



Чудесный мир классики (7 часов)

5.

Знакомство с разделом «Чудесный мир классики» П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок».

1



6.

А.С. Пушкин – великий русский писатель. Стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье…», «Няне», «Туча»

1



7.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои пушкинской сказки. Пересказ основных эпизодов сказки.

1



8.

М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека». Турецкая сказка «Ашик-Кериб».

1



9.

Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Основные этапы жизни и творчества. Трилогия Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность».

1



10.

Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень». Мораль басни.

1



11.

А.П. Чехов – великий русский писатель. Рассказ «Мальчики»

1



Поэтическая тетрадь (5 часов)

12.

Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Анализ стихотворения Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…».

1



13.

А.А. Фет. «Весенний дождь». Ритм стихотворения. «Бабочка». Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения.

1



14.

А.Н. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

1



15.

И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении

1



16.

И.А. Бунин. «Листопад». Картина осени в стихах поэта.

1



Литературные сказки (4 часа)

17.

Знакомство с разделом «Литературные сказки». В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Главные герои литературной сказки.

1



18.

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ?

1



19.

П.П. Бажов. «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

1



20.

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ

1



Делу время – потехе час (2 часа)

21.

Знакомство с разделом «Делу время – потехе час». Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

1



22.

В.Ю. Драгунский. «Главные реки». Пересказ текста от лица героев.

1



Страна детства (2 часа)

23.

Знакомство с разделом «Страна детства». Б. С. Житков. Как я ловил человечков.

1



24.

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Краткий пересказ.

1



Поэтическая тетрадь (2 часа)

25.

Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь» В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская».

1



26.

С. А. Есенин. «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».

1



Природа и мы (3 часа)

27.

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Отношение человека к природе.

1



28.

А.И. Куприн. «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

1



29.

М.М. Пришвин. «Выскочка». Герои произведения.

1



Поэтическая тетрадь (1 час)

30.

Д. Б. Кедрин. «Бабье лето». Н.М. Рубцов. «Сентябрь». Картины лета и осени в стихотворениях. С.А. Есенин. «Лебёдушка».

1



Родина (1 час)

31.

И.С. Никитин. «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Тема стихотворения.

1



Страна Фантазия (1 час)

32.

Е.С. Велтистов «Приключения электроника».

1



Зарубежная литература (2 часа)

33.

Д. Свифт. «Путешествие Гулливера»

1



34.

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика главных героев.

1




Итого:

34 часа







Описание материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

1. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. - М.: Просвещение, 2016.

2. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. С.П. Гетто, А.В. Данилова — М.: Экзамен, 2016

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по литературному чтению)

• Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

• Цифровые информационные источники

• Персональный компьютер

• Мультимедийный проектор

• Мультимедийная доска

Демонстрационные пособия

  • Экранно-звуковые пособия

  • Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео -  записи), отражающие основные темы курса математики.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!