СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном ( русском) языке для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном ( русском) языке для 2 класса»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по Литературному чтению на родном (русском) языке разработана на основе : Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373; приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.15 года №1576 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373; примерной программы начального общего образования по литературному чтению; авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной «Литературное чтение. 1-4 классы», М.: «Просвещение», 2015г.

Целью является формирование:

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

  • читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами

  • освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и

  • интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого

Задачи:

  • углубление читательского опыта детей;

  • создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений,

  • формировать «читательскую самостоятельность»; развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям,

  • эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие

  • художественный образ, развивать образное мышление учащихся; развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушателя произведений изящной словесности,

  • воспитывать художественный вкус. развивать творческие способности учащихся: сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу;

  • письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

Общая характеристика учебного предмета

Введение детей происходит со знакомства с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать еѐ для расширения своих знаний об окружающем мире. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • развитие речи,

  • произведения устного творчества народов России;

  • произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России;

  • все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение на родном языке как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение на родном языке как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой). Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребѐнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к еёпрошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Место предмета в учебном плане

На предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» отводится по 0,5 ч в неделю, Курс рассчитан на 17 часов (34 учебные недели).


2. Учебно- тематический план

п./п.

Наименования разделов

Всего часов

1.

Россия - наша Родина

2

2.

Фольклор нашего народа

4

3.

О братьях наших меньших

6

5.

Мои любимые сказки

5


Итого:

17



3. Содержание тем учебного курса.

«Россия - наша Родина» (2 часа)

В. Степанов «Что мы Родиной зовём». З. Александрова «Родина». К.Паустовский «Моя Россия».

«Фольклор нашего народа» (4 часа)

Мир фольклора – мир народной мудрости. Календарные народные праздники и обряды. Мы идём в музей народного творчества. Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» ,

«О братьях наших меньших»(6 часов)

Г.А. Скребицкий. «Пушок». К.Д. Ушинский. «Чужое яичко». Н.И. Сладков. «Топик и Катя». Е.И. Чарушин. «Рябчонок». (Из цикла «Про Томку»). В.Бианки. «Как животные к холодам готовятся». В.Бианки «Молодая ворона»

Мои любимые сказки (5 часов)

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». Русская народная сказка «Зимовье зверей». Русская народная сказка «Никита Кожемяка». Русская народная сказка «Лисичка со скакалочкой». Урок-викторина. «Хорошо ли я знаю сказки?».


4. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем ми-ре и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь

текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач.

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные УУД

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,отличныеот собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.




5.Перечень учебно-методического обеспечения

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Произведения В. Степанова, З. Александровой, К. Паустовского, Г.А. Скребицкого, К.Д. Ушинского, Н.И. Сладкова, Е.И. Чарушина, В.Бианки.

Портреты поэтов и писателей.

Интерактивная доска.

Мультимедийный проектор.

Интернет – ресурсы:

http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://nsc.1september.ru/ - журнал Начальная школа http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей



6.Список литературы

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Произведения В. Степанова, З. Александровой, К. Паустовского, Г.А. Скребицкого, К.Д. Ушинского, Н.И. Сладкова, Е.И. Чарушина, В.Бианки.

Портреты поэтов и писателей.


7. Приложения к программе

Календарно-тематический план по литературному чтению на родном (русском) языке во 2 «Б» классе

п./п.

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1.

В. Степанов «Что мы Родиной зовём». З.Александрова «Родина»

1



2.

К. Паустовский «Моя Россия».

1



3.

Мир фольклора – мир народной мудрости

1



4.

Календарные народные праздники и обряды

1



5.

Мы идём в музей народного творчества.

1



6.

Проект. Сборник «Фольклор нашего народа»

1



7.

Г.А. Скребицкий. «Пушок».

1



8.

К.Д. Ушинский. «Чужое яичко».

1



9.

Н.И. Сладков. «Топик и Катя».

1



10.

Е.И. Чарушин. «Рябчонок». (Из цикла «Про Томку»).

1



11.

В.Бианки. «Как животные к холодам готовятся».

1



12.

В.Бианки «Молодая ворона»

1



13.

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка».

1



14.

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

1



15.

Русская народная сказка «Никита Кожемяка».

1



16.

Русская народная сказка «Лисичка со скакалочкой».

1



17.

Урок-викторина «Хорошо ли я знаю сказки?».

1



Ежедневно в соответствии с требованиями СанПиНа на уроках используются ИКТ и ЭОР

(видео, аудио-материалы, интернет- ресурсы и т. д.) по необходимости.


Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль за уровнем достижений, обучающихся по литературному чтению, в основном проводится в форме устной оценки.

Устные ответы

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по

литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное,

логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение

применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  • полнота и правильность ответа;

  • степень осознанности, понимания изученного;

  • языковое оформление ответа.

«5» - полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых

понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,

применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по

учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4» - ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в

последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3» - ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или

формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2» - ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела

изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил,

искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2»

отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным

препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Чтение наизусть

«5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,

самостоятельно исправляет допущенные неточности.

«3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

«2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • правильная постановка логического ударения

  • соблюдение пауз

  • правильный выбор темпа

  • соблюдение нужной интонации

  • безошибочное чтение

«5» - выполнены правильно все требования

«4» - не соблюдены 1-2 требования

«3» - допущены ошибки по трем требованиям

«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям



Пересказ

«5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не

упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

«4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет

последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

«2» - не может передать содержание прочитанного.


17