СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 4 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке 4 класс (17 час.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 4 класс УМК "Школа России"»

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке»

4 класс (17 час.)

Нормативно-правовую основу настоящей программы составляют следующие документы:

- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).


Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Содержание и методику учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обеспечивают:

- хрестоматия о Русском Севере «Морянка»;

- рабочая тетрадь «Морянка» для 4-го класса;

- словарь-справочник для младших классов (Архангельская область);

- учебный фразеологический словарь Архангельской области

- учебно-методическое пособие для учителя «Морянка. Краеведческий курс».

Цель курса – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе изучения родной литературы.

Задачи курса:

- совершенствование читательских навыков, обучающихся;

- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком;

- формирование умения извлекать из текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной;

- расширение читательского кругозора;

- формирование у учащихся эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.


Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Литературное чтение на родном языке»


Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

– положительное отношение и интерес к изучению родной литературы;

– эмоционально-ценностное отношение к содержанию литературных произведений;

- осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину;

- понимание, что отношение к Родине начинается с отношений к малой Родине;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- представлений о литературе как явлении национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей, понимания их поступков и поведения в конкретных жизненных ситуациях.


Метапредметные результаты:

Обучающийся научится:

- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини группе или паре;

- осуществлять планирование, пошаговый контроль и оценку учебных действий;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

-устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.


Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в

предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям

произведения;

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы и т.д.;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое;

- осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания;

- определять основную идею произведений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

- осмысливать нравственное поведение героя, раскрываемое автором в произведении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный

взгляд на проблему;

- делить текст на смысловые части, составлять план текста, озаглавливать текст;

- передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

- приобрести потребность в систематическом чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

- самостоятельно анализировать литературные произведения, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в подобной ситуации;

- высказывать суждение о прочитанном и подтверждать его примерами из текста;


Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» направлено понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления региональной, национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Как курс, имеющий частный характер, курс литературного чтения на родном языке опирается на содержание основного курса литературного чтения, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Содержание учебного предмета несет в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством учебного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.

Курс рассчитан на 17 часов и может изучаться как отдельным самостоятельным блоком, так и параллельно с изучением основных содержательных разделов и тем учебного предмета «Литературное чтение».


Содержательная линия «Вот она какая, дорогая родина моя»

Освоение Арктики. Северный морской путь. Известные исследователи Арктики (В.Я. Чичагов, Г.Я. Седов, В.И. Воронин, А.Н. Чилингаров и др.).

История Северного края: Первые поселения. Заволочье. Первый морской порт России. Петр I в Архангельске. Новодвинская крепость.

Содержательная линия Родом из Поморской славной стороны»

Каменное и деревянное зодчество: Соловецкий монастырь, Малые Карелы.


Содержательная линия «Славные поморы»

М.В. Ломоносов – великий ученый, человек и гражданин. Вклад Архангельской области в победу в Великой Отечественной войне. Знаменитые земляки: К.П. Гемп, И.К. Вылко, М.Д. Кривополенова и др.
















Тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке»

п\п

Тема урока

Материал к уроку

Кол-во часов

Содержательная линия «Вот она какая, дорогая родина моя»

1.

Архангельская область – ворота в Арктику

«Воронин Владимир Иванович»

по Е. Коковину (хрестоматия «Морянка»);

занятие № 2 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

1 ч

2.

В глубь веков

«Из истории Архангельского Севера» по Б. Гнедовскому; «Каргополь» по А. Каковкиной (хрестоматия «Морянка»);

занятие № 3 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

1 ч

3.

Первый морской порт России

«Первый морской порт России» по Ю. Новожилову (хрестоматия «Морянка»);

занятие № 4 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

4.

Петр I в Архангельске

«Государева дорога» С. Цапенко (хрестоматия «Морянка»);

занятие № 5 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

1 ч

5.

Новодвинская крепость

«Новодвинская крепость» Н. Хохлова;

«Иван Рябов» по Е. Коковину (хрестоматия «Морянка»);

занятие № 6 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

1 ч

Содержательная линия «Родом из Поморской славной стороны»

6.

Искусство Архангельской области как часть мировой культуры

«Соловки» В. Пикуль;

«Русь моя веками не старела» И. Шапкин (хрестоматия «Морянка»);

занятие № 7 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

1 ч

7

Искусство Архангельской области как часть мировой культуры

«Соловки» В. Пикуль;

«Русь моя веками не старела» И. Шапкин (хрестоматия «Морянка»);

занятие № 7 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

1 ч

Содержательная линия «Славные поморы»

8.

Гений земли русской

«Опыт с “Громовой машиной”» И. Тихомиров; «Пупырь» Г. Черненко (хрестоматия «Морянка»);

занятие № 10, 11 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

1 ч

9

Гений земли русской

«Опыт с “Громовой машиной”» И. Тихомиров; «Пупырь» Г. Черненко (хрестоматия «Морянка»);

занятие № 10, 11 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)


10.

Северяне – Победе!

«За родной Север», «Экипаж капитана Гастелло», «Лида Томилова» Е. Овсянкин (хрестоматия «Морянка»);

занятие № 12 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

1 ч

11.

Дети военной поры

«Юнги Северного флота» В. Пикуль;

«В шестнадцать мальчишеских лет…» В. Гузанов; «Робинзоны студёного острова» Н. Вурдов (хрестоматия «Морянка»); занятие № 12 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

1 ч

12.

Гордость твоя, Поморье!

«Поморы – выдающиеся деятели» по Н. Равичу; «Ксения Петровна Гемп» Э. Николаева (хрестоматия «Морянка»);

занятие № 14 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

1 ч

13.

Пинежская сказительница

«Н.Д. Кривополенова» по Б. Шергину;

Былина «Илья Муромец» (хрестоматия «Морянка»);

занятие № 14 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

1 ч

14.

Писатели и поэты Севера

Писатели и поэты Севера (по выбору) (хрестоматия «Морянка»)

1 ч

15

Проект «Знаменитые люди родного города (села)»

Хрестоматия «Морянка»;

занятия № 14, 15 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

1 ч

16.

Проект «Знаменитые люди родного города (села)»

Хрестоматия «Морянка»;

занятия № 14, 15 (рабочая тетрадь «Морянка» для 4 класса)

1 ч

Промежуточная аттестация

17.

Промежуточная аттестация

Хрестоматия «Морянка» (по выбору учителя)

1 ч



Список рекомендованной литературы:


  1. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. – 6-е изд., стереотип. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2014. – 168 с.

  2. Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников / науч. ред. Э.И. Николаева; отв. ред. и сост. Е.В. Михайленко. – 4-е изд., стереотип. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2017. – 130 с.

  3. Фразеологизмы Архангельской области. Учебный словарь: пособие для учащихся 2-6 классов общеобразовательных школ. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2016. – 106 с.

  4. Морянка: Рабочая тетрадь для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 7-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2018. – 37 с.

  5. Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя / отв. ред. И.Ф. Полякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2017. – 144 с.

Критерии и нормы оценивания по литературе

1.Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
2.умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
3.понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
4.знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
5.умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
6.уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка 5: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка 4: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка 3: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка 2: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2.Оценка сочинений.
Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1.соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2.полнота раскрытия темы;
3.правильность фактического материала;
4.последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1.разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2.стилевое единство и выразительность речи;
3.число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.

"5"

1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.


"4"
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
`3`
1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

`2`
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!