СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК Школа России

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном языке»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧЕРИКТЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМ. В. Ф. АФАНАСЬЕВА - АЛДАНСКОГО





«Рассмотрено»

Руководитель МО нач.кл.

Босикова А.В._____________

«___» _________________2019г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

Лугинова Л.Е. ______________

«___» ________________2019г

«Утверждено»

Директор школы

Ушницкая В.В.___________

«___» __________________2019г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

родная литература

2019 – 2020 учебный год





Учитель Петухова Ньургуйаана Михайловна

Класс 3

Всего часов 68

Всего часов в неделю 2







с. Чериктей, 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика учебного предмета

Примерная образовательная программа учебного предмета «Литература ааҕыыта» (Литературное чтение) на якутском языке (родном) для общеобразовательных организаций (1—4 классы) (далее — Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе «Концепции духовно-нравственного воспитания и воспитания личности гражданина РФ», предметных планируемых результатов.

Предмет «Литература ааҕыыта» (Литературное чтение) на родном языке (якутском) способствует привитию важных для возраста духовно-нравственных ценностей, развитию творческих, мыслительных способностей, развивает речь, вводит в мир чтения, формирует интерес к книге, к чтению, содействует формированию понимания литературного произведения как произведения словесного искусства, создает условия для развития коммуникативных умений, личностного развития школьника. Нельзя переоценить значение чтения в личностном становлении младшего школьника, в раскрытии, понимании, осознании, осмыслении духовно-нравственных, внутренних закономерностей окружающего мира. Эти мысли определяют основные цели изучения предмета «Литература ааҕыыта» (Литературное чтение) на родном языке (якутском). Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;

- развитие связной речи при работе с текстами художественных произведений;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- формирование навыков работы с различной информацией;

- воспитание культуры слушания художественных текстов, внимательного отношения к художественному слову; привитие интереса к литературе как виду искусства;

- обогащение духовно-нравственными ценностями жизненного опыта учащихся;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста;

- включение ребенка в мир литературы, формирование читательского интереса, воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Изучение предмета «Литература ааҕыыта» (Литературное чтение) на родном языке (якутском) начинается в 1 классе во втором полугодии после «Букваря». Читая литературные тексты, учащийся вступает в диалог с автором, с героями произведения. Анализируя мотивы, причины, последствия поступков, героев, учащийся понимает особенности отношений между людьми, осмысливает нравственные категории.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Анализируя на уроках литературного чтения и родного языка художественное слово писателя, учащийся осмысливает позицию автора, его эмоции. Определяет свое отношение к героям произведения, выражает свое мнение о писателе и произведении. У него формируется эмоциональная отзывчивость при чтении художественных произведений, эстетическое отношение к искусству слова.

Содержание курса «Литература ааҕыыта» (Литературное чтение) на якутском языке (родном) раскрывается через изучение детской литературы разных народов (народа саха, коренных народов Севера, народов России, зарубежных писателей), научно-популярных текстов. Сравнительное изучение художественных и научно-познавательных текстов способствует лучшему пониманию особенностей искусства слова. Интеграция предмета «Литература ааҕыыта» (Литературное чтение) на якутском языке (родном) с предметами эстетического цикла («Культура», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство») будет способствовать осознанию понятия о том, что в жизни все взаимосвязано.

Содержание предмета «Литература ааҕыыта» (Литературное чтение) на якутском языке (родном) имеет следующие разделы:

- Виды речевой деятельности. Культура общения;

- Виды работы с текстом. Развитие речи;

- Работа с художественным текстом. Эстетическое и духовно-нравственное развитие;

- Круг детского чтения. Культура чтения.


1 раздел. Вид речевой деятельности. Культура общения.

Содержание этого раздела обеспечивает развитие чтения и письма, слушания и говорения в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т.д.); выразительное чтение с соблюдением интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста. Выпускник начальной школы должен читать в минуту 80—100 слов. Такой темп чтения способствует внутренней уверенности ребенка в учебном процессе, пониманию содержания прочитанного, осмысленному чтению учебных текстов.

Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, адекватно воспринимать на слух высказывание собеседника, целостно воспринимать смысл прослушанного, прочитанного текста, задавать уточняющие вопросы при затруднении.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, проявляя уважение к собеседнику.

Большое внимание должно быть уделено письму, культуре письменной речи. На уроках чтения предполагается на основе осмысления художественного произведения практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения); создание собственных мини-сочинений.

2 раздел. Виды работы с текстом. Развитие речи. Включает в себя работу с разными видами текста. Учащийся учится выделять смысловые части текста, определять названия частей, составлять план текста, делать сжатый и подробный пересказ прочитанного текста, выделять главную мысль текста и формулировать ее своими словами. Эта работа предполагает формирование умения определять тексты различного типа, связывать заголовок текста с содержанием произведения; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах. Ученик понимает виды, цели и задачи общения, с помощью учителя наблюдает за особенностями общения.

3 раздел. Эстетическое и духовно-нравственное развитие при работе с художественным текстом. Определяет содержание деятельности ребенка по формированию умения определять в тексте художественного произведения приемы описания окружающей среды, понимать отличия, создавать собственный текст. Программа знакомит не только с детскими литературными текстами, но и с произведениями других видов искусства.

Учащийся учится различать тексты научно-познавательного содержания от художественных произведений. Художественное произведение — творение писателя. Автор с помощью художественного слова, средств выразительности доносит до читателя духовно-нравственные ценности общества, воспитывает эстетический вкус. В этом назначение литературы как вида искусства. На уроках литературного чтения это понимание достигается через организацию разных видов анализа: до чтения, во время, после чтения, прослушивания, комментированное чтение, изучающее чтение; анализ содержания, отдельных эпизодов; соотнесение названия с идеей, содержанием произведения. При анализе литературоведческие понятия, термины не используются. На каждом этапе анализа особое внимание уделяется художественному слову. При анализе текста средства выразительности (эпитет, сравнение) не называются, а рассматриваются в контексте для смыслового анализа.

При анализе произведения затрагиваются темы и проблемы, нравственные ценности, средства выразительности с учетом возрастных особенностей младших школьников. Анализ произведения может быть на нескольких уровнях: на уровне сюжета (знакомство с героями, событиями), на уровне образа героя (определение мотивов поступков героя, определение собственного отношения к герою), на уровне авторской мысли (отношение автора к герою, позиция автора, проблематика произведения).

Такой анализ помогает достичь целостного изучения произведения. Разноаспектный анализ способствует формированию у учащихся внимательного отношения к художественному слову, лучшему пониманию произведения, осмыслению нравственных ценностей, развитию аналитического мышления. В результате организации вдумчивого чтения, основанного на уровневом анализе произведения, младший школьник осмысливает такие нравственные ценности, как дружба, помощь младшим и нуждающимся людям, уважение, милосердие, доброжелательность, получает эстетическое наслаждение от процесса чтения, высказывает собственное мнение о произведении, об идее произведения. В программу включены произведения о природе, животных, направленные на воспитание бережного отношения к природе, формирование наблюдательности, жизненного опыта. Программа обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация.

4 раздел. Круг детского чтения. Культура чтения.

Определяет содержание и название рекомендованной книги. В раздел включены произведения якутских писателей, писателей коренных народов Якутии, народов России, зарубежных авторов, также фольклорный жанр (сказка, легенда, песня, пословицы, загадки и др.).

Программа составлена с учетом их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия, читательских предпочтений младших школьников (тема отношений со сверстниками и взрослыми, приключения, природа, история, культура народа родного, культура разных народов). Знакомство учащегося младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Курс литературного чтения нацелен на разностороннее развитие учащихся, развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств. Происходит формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования, продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленного. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Чем выше читательская культура ребенка, тем выше уровень развития нравственно-этических качеств, способность воспринимать и понимать прекрасное.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 238 часов, из них в 1 классе — 36 ч, во 2 классе — 68 ч, в 3 классе — 68 ч, в 4 классе — 68 ч.

Личностные результаты обучения:

  1. формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  2. формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

  3. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  4. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение при общении;

  5. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

  6. развитие этических чувств; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  7. развитие умений сотрудничества;

  8. ориентация в нравственном содержании и в смысле собственных поступков;

  9. умение находить выход из спорных ситуаций;

  10. формирование желания, интереса к творческой деятельности, готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные результаты обучения:

  1. читать выразительно различные тексты; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, составлять письменно и устно тексты;

  2. ориентироваться на разнообразие способов решения задач; различать способ и результат действия;

  3. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию;

  4. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  5. понимать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам;

  6. принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  7. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Предметные результаты обучения:

  1. осознать художественное произведение как культурно-историческое наследие народа, России и понимать общечеловеческую ценность искусства для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  2. воспринимать книгу, чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

  3. воспринимать литературу, литературное произведение как особого вида искусства, формировать бережное отношение;

  4. формировать основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России.

  5. осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

  6. понимать цель чтения; использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях).

  7. читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий.

  8. осуществлять выбор книги, работать с тематическим, алфавитным каталогом, вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации.

Виды речевой и читательской деятельности

Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения, высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Участие в общем обсуждении: ответ на вопрос, сообщение по теме, умение слушать другого человека, в беседе дополнять, уточнять высказывание. Использование справочника, наглядного материала.

Описание содержания текста (природа, внешний вид героя, место событий) и обдумывание темы и идеи произведения. Составление текста. Сравнение художественного и научно-познавательного текста, определение.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги в Якутии и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение с помощью учителя различий учебных и научно-популярных текстов.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Осознание понятия «Родина», представлений о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей героев в фольклоре разных народов.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Усвоение нравственных понятий: милосердие, честность, смелость, дружба, вражда, злость, гнев, гордыня, серьезность, нравственность, раскрываемых в произведениях. Анализ проявления этих качеств на примере поступков, отношений героев произведения.

Осмысление нравственного правила поведения, относиться к людям так, как хотел бы, чтобы люди относились к тебе, саморегуляция поведения, умение воздержаться от проявления эгоизма, зависти, злости. Определение при сравнительном анализе поведения литературных персонажей безнравственности поведения героев, основанных на вражде, жестокости, гордыне, неуважительном отношении к другому человеку.

Умение приводить аргументы об искренних отношениях между друзьями, о терпении, взаимопомощи, смелом поступке, верности данному слову из прочитанных произведений, о дружбе на основе анализа поступков.

Осмысление положительных и отрицательных поступков героев произведения., умение выражать аргументированно мысли с помощью учителя. Самооценка своего поведения, следование примеру литературных героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов: былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Самостоятельное составление плана собственного высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам или на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения); самопроверка и проверка письменного текста; в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение); рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания. Виды книг для классного чтения и прослушивания, самостоятельного и семейного чтения, классного и семейного обсуждения (якутские сказки и сказки народов России, загадки, песни, скороговорки, пословицы; рассказы и стихотворения; легенды и были).

Основные темы программы: фольклор разных народов; произведения о Родине; история страны, природа, дети, семья и школа, братья наши меньшие, добро и зло, дружба, честность, доблесть, юмористические произведения, знаменитые писатели и т.д.

Разделы для формирования читательской культуры для всех классов: «Библиотечное занятие», «Наш театр», «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «В мире изобразительного искусства», «Увлечемся творчеством», «Секреты творчества».

Литературоведческая пропедевтика

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, поступки, мысли, отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь; узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Малые фольклорные формы, узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Понятие об олонхо, герои олонхо, богатырь, Срединный мир, язык олонхо. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся

Создание сказки и рассказа по аналогии к прочитанному произведению, с помощью учителя развитие сюжета произведения, создание нового варианта произведения.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сравнение произведений разных видов искусства (музыка, живопись, литература); обдумывание собственных суждений по прослушанному стихотворению и музыкальному произведению, с помощью учителя передача в устной речи своего мнения.

Тематическое планирование

  • Айымньы түһүлгэтигэр айан – 1 чаас

  • Иитиллэр Ийэ айыл5абыт – 8 чаас

  • Кинигэ – мин аргыЬым – 4 чаас

  • Остуоруйа дойдута – 8 чаас

  • Олоңхо - төрөөбүт тыл кэрэтэ, өбүгэ үгэһэ – 4 чаас

  • Таптыыбын бары тыынар-тыыннаа5ы – 7 чаас

  • Үтүө дьыала үөруутэ дэлэгэй – 7 чаас

  • Суруйааччылар о5олорго – 11 чаас

  • Олохтоох суруйааччы – 3 чаас

  • Элбэ5и аа5ыаң - үгүһү билиэң – 13 чаас

  • Сыллаа5ы хатылааЬын – 2 чаас


Календарно-тематическое планирование (68 чаас)




Уруок тиэмэтэ


Чаас ахс

Уруок тиибэ

Үөрэнээччи үлэтин көрүӊнэрэ

Тустаах үөрэх биридимиэтин үөрэтии түмүгэ


Үөрэх сатабылларын сайыннарыы түмүгэ

Бы

лаан

кунэ

Факт

кунэ

Айымньы түһүлгэтигэр айан – 1 чаас



1

Киирии уруок.

Үөрэх кинигэтин ис хоЬооно. Ааптардар уерэнээччигэ суруктара



1

СТБ

Үѳрэнэр кинигэни кытта билсиЬии

1 кылааска уерэппити хатылааьын

. Уус-уран айымньы тыл искусствота диэн өйдүүр, харыстабыллаахтык сыһыаннаһар.

Тылын сайыннарар сыалы-соругу таба туруорунар, сатаан былаанныыр, туох- ханнык тумуккэ кэлиэхтээ5ин быьа холоон билэр.

4.09


Иитиллэр ийэ айыл5абыт (8 чаас)

2

М.ЧооруоЬап. Балысхан баайдаах дойду

Н.Габышев. Буеккэ киЬиргэс дуо?

1

СТБ

Кэпсээни дор5оонноохтук аа5ыы, былаан оноруу, ис хоьоонун кэпсээьин

Тиэкис аатынан, тиэмэтинэн, ойууларынан ис хоьоонун саба5алыыр.

Үөрэх дьарыгын сыалын уонна соругун өйдүүр, сөптөөх ньымалары булан туттар, туһанар.

6.09


3

М.Ефимов «Куьун кутаата», Г.Данилов Ким киэргэттэ?

1

СТБ

Айымньы ис хоьоонун, тылын-еьун,сана интонациятын бол5ойон истэр. Айымньы ис хоьоонунан ыйытыыга кылгатан сиьилии эппиэттиир.

Бүтүн тылынан, онтон интонацияҕа, ааҕыы тэтимигэр, ис хоһоонноохтук ааҕыыга, сыыйа искэ ааҕыыга болҕомто уурар


Хоьоону уерэтии араас ньымаларын баьылыыр.

Төрөөбүт дойдунан, дойду историятынан уонна норуоттарынан киэн туттуу санаатын олохсутар.

11.09


4

И. Ча5ыл5ан. КыЬыццы ырыа

И. Мигалкин. Мин сааЬы таптыыбын

1

СТБ

Айымньыны бол5ойон аа5ар. Хоьоонунан бэриллибит сэьэргээьин текси кэпсии уерэнэр


Сайдыылаах, үөрэх бары биридимиэтигэр ситиһиилээх буоларга тиһиктээх ааҕыы суолтатын өйдүүр

Кэпсэтиигэ араас санаа үөскүүрүн өйдүүр, бэйэ санаатын тиэрдэргэ кыһаллар, дакаастыы сатыыр.


13.09


5

Л. Попов. Моойторук охсуста

1

СТБ

Аа5ыы. Кэпсээьин. Дор5оонноохтук аа5ыы. Ис хоьоонун ырытыы. Аа5ыы сурун уоруйэхтэрин баьылыыр Кэпсээни кылгатан кэпсиир.

Ааҕыы суолтатын, араас көрүҥнээх тиэкис (билиһиннэрэр, үөрэтэр, талар, көрдүүр, чинчийэр) уратытын уонна ис хоһоонун өйдүүр,

Араас тиэкиһи ис хоһоонноохтук ааҕар, үчүгэйдик толкуйдаан саҥарар. Тылдьытынан улэлиир.

18.09


6

И. Сосин. Дьэдьэнньиттэр

1

СТБ

Кэпсээни дор5оонноохтук аа5ар. Ыйытыыларга хоруйдуур, аахпытан кэпсиир

Амарах, аьыныгас, дьонно кыьамньылаах майгы учугэйгэ тиэрдэрин ойдуур. Дьон улэтин сыаналыыр,


Сюжет сайдыытын быьааран истэр

Уус-уран айымньылар уратыларын, тиэкис уус-уран ньымаларын ырытарга эрчиллэр, кэпсииригэр туьанар.

20.09


7

Бибилэтиэкэ5э уруок. Айыл5а туЬунан кинигэлэр.

Бэйэ аа5ыыта.

Н. Якутскай. КыраЬа суруга

1

К

Тиэмэнэн, алпаабытынан каталогтары уонна сүбэлиир испииһэги туһанар

Тереебут дойдутун айыл5а кэрэ кестуутун кэрэхсиир. Тулалыыр эйгэ туьунан билии-керуу аа5ыы кеметунэн кэниирин-дириниирин ейдуур

Уус-уран айымньылар уратыларын, тиэкис уус-уран ньымаларын ырытарга эрчиллэр, кэпсииригэр туьанар. Ойуулуур-дьуьуннуур тыллар суолталарын быьаарыылаах тылдьыттан булан туьанар.

25.09


8

Айар үлэ умсул5ана «Чэлгийэ тур, айыл5ам барахсан»



Араас коруннээх уус-уран айымньы уратытын быьаарар. Айымньы араас корунун бол5ойон истэр

.


Саха сирин, Россия уонна аан дойду норуоттарын чулуу айымньыларын аа5ан, атын норуот култууратын, литературатын ытыктыыр

Хайа баҕарар тиэмэҕэ кэпсэтэһиигэ кыттар.

Учуутал, уорэнээччи, уус-уран тыл маастарын аа5ыыларын,уерэх тиэкиьин истэр. Истии култууратын тутуьар.

27.09


9

Ситиһиини сыаналааһын, билиини бэрэбиэркэлээһин.


1

ББ

Үөрэх кинигэтигэр баар хонтуруоллуур үлэ5э оло5уран, ситиһиилэрин сыаналанар уонна бэрэбиэркэлиир.

Араас көрүҥнээх тиэкис (билиһиннэрэр, үөрэтэр, талар, көрдүүр, чинчийэр) уратытын уонна ис хоһоонун өйдүүр.

Үөрэнэр баҕаны, бэйэни сайыннарар

2.10


Кинигэ – мин аргыЬым (4 чаас)

10

Киирии уруок. Кинигэ туЬунан бэргэн этии, ох тыл. Ф.Ефимов. Бастакы кинигэлэр

П.Тобуруокап. Кундуттэн кунду кылаат

1

СТБ

Тиэмэ аатыгар оло5уран, туох туЬунан айымньылар киирбиттэрин саба5алыыр.

Кинигэ муудараЬын туЬунан, кинигэ суолтатаын туЬунан до5отторун кытта санаатын уллэстэр.

Араас тиэкиһи ис хоһоонноохтук ааҕар, үчүгэйдик толкуйдаан саҥарар

4.10


11

И.Левин. Чэй суута

Бэйэ аа5ыыта У. Бахсылыырап Кинигэ. Төрөөбүт тылбынан ацарабын. И. Ча5ыл5ан. Учууталга.

1

СТБ

Суруйааччы П. Тобуруокап туЬунан билиини ханатар Тиэкис уратытын, тутулун, коруннэрин арааран, сопко туьанар. Айымньы сурун санаатын, тиэмэтин, корунун ойдуур.

Таска уонна искэ ааҕыы техникатын баһылыыр.

Тулалыыр эйгэ туьунан билии-керуу аа5ыы кеметунэн кэниирин-дириниирин ейдуур

Тэҥниир, ырытар, түмэр, түмүктүүр, наардыыр, маарынныыры, хардарыта сибээһи, төрүөтү булар Истии култууратын тутуьар.Ойуулуур-дьуьуннуур тыллар суолталарынбилэр.


9.10


12

Бибилэтиэкэ5э уруок «Кинигэ арааһа»

Ыалынан аа5ыы

«Кинигэ – мин аргыЬым»

1

СТБ

Айымньы сурун санаатын, тиэмэтин, корунун ойдуур. Уус-уран айымньы тиэкиьин интонацияны, тохтобулу, тиэмпэи тутуьан аа5ар.

Бүтүн тылынан, онтон интонацияҕа, ааҕыы тэтимигэр, ис хоһоонноохтук ааҕыыга, сыыйа искэ ааҕыыга болҕомто уурар


Сэһэргэһэр киһитин болҕойон истэр, кэпсэтэргэ бэлэм, кэпсэтиигэ араас санаа үөскүүрүн өйдүүр, бэйэ санаатын тиэрдэргэ кыһаллар, дакаастыы сатыыр.

11.10


13

Ситиһиини сыаналааһын, билиини бэрэбиэркэлээһин.

Айар улэ умсул5ана «Сахалыы бастакы үөрэх кинигэтэ хаһан үөскээбитэ буолуой?»

1

ББ

Хонтуруоллуур сорудахтарга оло5уран, ситиһиилэрин сыаналанар уонна бэрэбиэркэлиир. Айар үлэ5э кыттар: иһитиннэриини бэлэмнээһиңңэ сөптөөх информацияны булар.

Кинигэ - киһи аймах култууратын ураты сыаннаһа буоларын өйдөөн, сиэрдээх сыһыаны олохсутар.

Кинигэ суолтатын ейдуур

Аахпыт айымньы туьунан ыйытыы биэрэр, паара5а улэлиир. Бэйэ санаатын тиэрдэргэ кыһаллар, дакаастыы сатыыр

16.10


Остуоруйа дойдута (8 чаас)

14

Киирии уруок. Тиэмэнэн каталог. Тулаайах уол. Саха остуоруйата

1

СТБ

Остуоруйа арааЬын: алыптаах-дьиктилээх, хамсыыр-харамай, олох-дьаЬах туЬунан остуоруйалары белехтееЬун

Тиэмэ аатыгар оло5уран, туох туЬунан айымньылар киирбиттэрин саба5алыыр.

Уус-уран айымньылар уратыларын, тиэкис уус-уран ньымаларын ырытарга эрчиллэр, кэпсииригэр туьанар.

18.10


15

Кэ5э. Эбэцки остуоруйата И.Сосин. Икки чабычах

1

СТБ

Остуоруйаны искэ аа5ан баран, оруолларынан аа5ыы. Остуоруйа ис санаатын тойонноон этии. Остуоруйаны оонньоон кердеруу.

Айымньы дьоруойун араас быһыытын-майгытын сиэр-майгы өттүнэн ырытар, сыаналыыр.

Бодоруһууга майгы- сигили нуорматын, бэйэ эппиэтинэһин сайыннарар, салайынар.


23.10


16

А.Пушкин. Муора хонно5ор куех дууп маска

1

СТБ

Дор5оонноохтук аа5ар.

Саха мас уонна туос иЬиттэрин билэр Чабычах туьунан тугу ейдеебутун кэпсиирэ Ыйытыыларга хоруйдуур

Уус-уран айымньы тыл искусствота диэн өйдүүр, харыстабыллаахтык сыһыаннаһар.


Тэҥниир, ырытар, түмэр, түмүктүүр, наардыыр, маарынныыры, хардарыта сибээһи, төрүөтө булар, хайа баҕарар тиэмэҕэ кэпсэтэһиигэ кыттар.

25.10


17

Карнайдаах уол. Узбек остуоруйата

Суус ей. Алтай остуоруйата

1

СТБ

Айымньыны доргуччу аа5ар. Ырытар. Нойосуус уерэтэр. . Строфа, строка ейдебулу билэр, хоьооннорго булар.

Сахалыы чуолкайдык санарар, иннибэт-толлубат, кыбыстыбат

Сыалы-copyry ситиьэр ньымаларын yoннa усулуобуйаларын теье cепке талбытын сыаналыыр. Үтүө сыһыаннаах бодоруһууну иҥэрэр.

6.11


18

Биһиги театрбыт «Кэччэгэй балыксыт» саха остуоруйата.


1

СТБ

Норуот айымньыта уонна уус-уран литература, тороообут уонна атын омук литературата диэн араарар

Бүтүн тылынан, онтон интонацияҕа, ааҕыы тэтимигэр, ис хоһоонноохтук ааҕыыга, сыыйа искэ ааҕыыга болҕомто уурар


Уус-уран айымньылар уратыларын, тиэкис уус-уран ньымаларын ырытарга эрчиллэр, кэпсииригэр туьанар.

8.11


19

Айар улэ умсул5ана «Дорообо остуоруйа» куукула театрын персонажтара.

Ыалынан аа5ыы. М. Заболоцкай Ымыы уонна чооруос.

1

СТБ

Остуоруйаны доргуччу аа5ар, ырытар. Арахсыспат тыллар, сомо5о домохтор суолталарын быьаарар. Остуоруйаны уус-уран суруйааччы тылынан кэпсииргэ холонор

Ааҕыы суолтатын, араас көрүҥнээх тиэкис (билиһиннэрэр, үөрэтэр, талар, көрдүүр, чинчийэр) уратытын уонна ис хоһоонун өйдүүр


Остуоруйалары тэннээн майгыннаьар, уратылаьар еруттэрин булар

Бодоруһууга майгы- сигили нуорматын, бэйэ эппиэтинэһин сайыннарар, салайынар.

13.11


20

Бибилэтиэкэ5э уруок «Араас омук остуоруйата» быыстапка.

Бэйэ аа5ыыта. Саха остуоруйата. Уустук уллэрии.

Индия остуоруйата. Ус кыЬыл кемус статуэтка.

1

К

Остуоруйаны бол5ойон аа5ар. Ыйытыыларга хоруйдуур. Айымньыны сиьилии (сюжеты барытын); кылгатан (сурун санааны ыган); талан (быьа тардыылары,айымньы дьоруойдарын ойуулааьын) кэпсиир

Саха сирин, Россия уонна аан дойду норуоттарын чулуу айымньыларын аа5ан, атын норуот култууратын, литературатын ытыктыыр

Кылаас иннигэр кылгас иьитиннэриини онорор;

Бэриллибит тиэмэ5э санаатын сааьылаан айан кэпсиир, суруйар.Кэпсэтии сиэрин, санарыы култууратын тутуьар.


15.11


21

Ситиһиини сыаналааһын, билиини бэрэбиэркэлээһин.


1

ББ

Үөрэх кинигэтигэр баар хонтуруоллуур үлэ5э оло5уран, ситиһиилэрин сыаналанар уонна бэрэбиэркэлэнэр.

Биир тиэмэлээх, коруннээх араас норуот остуоруйаларын тэннээн ырытар. Араас коруннээх уус-уран айымньы уратытын быьаарар.

Аахпыт айымньы туьунан ыйытыы биэрэр, паара5а улэлиир.

Бэйэ санаатын тиэрдэргэ кыһаллар, дакаастыы сатыыр.

20.11


Олоңхо - төрөөбүт тыл кэрэтэ, өбүгэ үгэһэ – 4 чаас


22

Киирии уруок.

Куннук Уурастыырап. Нуо5алдьын Кугас аттаах Тойон Дьа5арыма бухатыыр

1

СТБ

Олоцхону бол5ойон аа5ар. Ыйытыыларга хоруйдуур. Айымньыны сиьилии (сюжеты барытын); кылгатан (сурун санааны ыган); талан (быьа тардыылары, айымньы дьоруойдарын ойуулааьын) кэпсиир

Таска уонна искэ ааҕыы техникатын баһылыыр

Дор5оонноохтук нойосуус аа5арга эрчиллэр

Билинни, былыргы оло5у тэннээн керер. Омук мындыр ейун сыаналыыр.

Тылдьытынан улэлиир.

Пааранан улэ сиэрин тутуьар.

22.11


23

Бибилэтиэкэ5э уруок

К. Уурастыырап. Нуо5алдьын Кугас аттаах Тойон Дьа5арыма бухатыыр

Бэйэ аа5ыыта. С. Васильев. Кун Эрили.

1

К

Кэпсээни, былааны тутуьан, чааьынан дор5оонноохтук аа5ар.

Паараласпыт тыллардаах этиилэри булан аа5ар, суолталарын быьаарар

Тиэмэнэн, алпаабытынан каталогтары уонна сүбэлиир испииһэги туһанар

Тэҥниир, ырытар, түмэр, түмүктүүр, наардыыр, маарынныыры, хардарыта сибээһи, төрүөтү булар Кэпсэтии сиэрин, санарыы култууратын тутуьар.


27.11


24

Биһиги театрбыт «Олоӊхоттон быһа тардыыны туруоруу»

Айар үлэ умсул5ана «Олоӊхо дьоруойдара»

1

К




29.11


25

Ситиһиини сыаналааһын, билиини бэрэбиэркэлээһин.

Ыалынан аа5ыы.

Олоӊхоттон аа5ан иһитиннэрии

1

ББ

Бэйэни бэрэбиэркэлэнэр уонна ситиһиилэри сыаналыыр.

Бэйэ омугун тылынан уус уран айымньытын чыпчаала олоцхо буоларын билэр

Кылаас иннигэр кылгас иьитиннэриини онорор;

Бэриллибит тиэмэ5э санаатын сааьылаан айан кэпсиир, суруйар.

4.12


Таптыыбын бары тыынар тыыннаа5ы (7 чаас)

26

Киирии уруок.

В.Авдеев. Олуйтарыы

1

СТБ

Айымньыны искэ аа5ан баран оруолларынан аа5ар. Айымньы ис хоьоонун кэпсиир.

Норуокка туьалаах киьи буолар ба5а санаатыгар эрэнэр

Сэһэргэһэр киһитин болҕойон истэр, кэпсэтэргэ бэлэм, кэпсэтиигэ араас санаа үөскүүрүн өйдүүр


6.12


27

Н. Якутскай. Хотой до5оро

1

СТБ

Былаанынан айымньы ис хоhоонун кэпсии уорэнии


Сахалыы чуолкайдык санарар, иннибэт-толлубат, кыбыстыбат

Беле5унэн остуоруйаны оонньоон кердерерге сепке тэринии, дьаьаныы, санарыы

11.12


28

П.Тобуруокап.

Чыычаах огото (чабыр5ах)

1

СТБ

Араас коруннээх уус-уран айымньы уратытын быьаарар.

Аа5ыы сурун уоруйэхтэрин баьылыыр.

Уус-уран айымньы тыл искусствота диэн өйдүүр, харыстабыллаахтык сыһыаннаһар.

Сыалы-copyry ситиьэр ньымаларын yoннa усулуобуйаларын теье cепке талбытын сыаналыыр.

13.12


29

Т. Сметанин, Я. Стручков. Тебебер кус сымыыттаабыта, елер суолтан бере быыЬаабыта

1

СТБ

Айымньы араас корунун бол5ойон истэр

Ыйытыыларга толкуйдаан, угэ ис хоьоонун ейдеен хоруйдуур.


Саха сирин, Россия уонна аан дойду норуоттарын чулуу айымньыларын аа5ан, атын норуот култууратын, литературатын ытыктыыр

Бодоруһууга майгы- сигили нуорматын, бэйэ эппиэтинэһин сайыннарар, салайынар.

18.12


30

М.Тролуков. Чыычаа5ым

В. Тарабукин. Куба елуутэ

Ыалынан аа5ыы. Сэмэн Тумат. Хотун Хаан. Николай Урсун. Чыычаахтар

1

СТБ

Араас коруннээх уус-уран айымньы уратытын быьаарар. Ыйытыыларга толкуйдаан, угэ ис хоьоонун ейдеен хоруйдуур. Ис хоьоонун кэпсиир


Бүтүн тылынан, онтон интонацияҕа, ааҕыы тэтимигэр, ис хоһоонноохтук ааҕыыга, сыыйа искэ ааҕыыга болҕомто уурар

;


Аахпытыгар оло5уран, тэнниир уонна ойуулуур, учебнигынан улэлиир

Уус-уран литератураны искусство ураты корунун быьыытынан сыаналыыр.

Үтүө сыһыаннаах бодоруһууну иҥэрэр.

20.12


31

Бибилэтиэкэ5э уруок «Айыл5а туһунан айымньылар. О5о сурунааллара»

Бэйэ аа5ыыта.

«Чуораанчык» сурунаалтан талан аа5ыы

1

К

Дор5оонноохтук аа5ар.

Ыйытыыларга эппиэттиир

Талан себулуур тиэкиЬин аа5ар. Биллэрэр-кердерере тиэкис уратытын ейдуур, кэпсиир. Тиэкис туЬунан ыйытыы биэрэр, ыйыттыларга эппиэттиир.


О5о хаЬыатын, сурунаалын билэр, аа5ар.Наадалаах информациятын сурунаалтан булар. Библиотека5а сылдьыы быраабылатын билэр.Кинигэни сатаан талар, уларсар


25.12


32

Ситиһиини сыаналааһын, билиини бэрэбиэркэлээһин.

Айар улэ умсул5ана «Хото5ойдоохтор» кинигэ хомуурунньук

1

ББ

Үөрэх кинигэтигэр баар хонтуруоллуур үлэ5э оло5уран, ситиһиилэрин сыаналанар уонна бэрэбиэркэлэнэр.

Бэйэ ситиһиитин, кыаҕын сыаналанар, тупсарынар.

Торообут тылынан аа5ыы суолтатын ойдуур; уус-уран литератураны тылынан искусство ураты корунун быьыытынан сыаналыыр;


Үөрэх дьарыгын туруоруллубут соруктарга олоҕуран былаанныыр, хонтуруолланар уонна сыаналанар


27.12


Үтүө дьыала үөруутэ дэлэгэй – 7 чаас

33

Киирии уруок.

В. Тарабукин. Санаа хайдыЬыыта

1

СТБ

Тиэмэ аатыгар оло5уран, туох туЬунан айымньылар киирбиттэрин саба5алыыр.

Дор5оонноохтук аа5ар.


Уус-уран литератураны искусство ураты корунун быьыытынан сыаналыыр;

Сомо5о домохтору, ос хоhооннорун ис хоhооннорун сопко ойдоон бэйэ тылыгар-оhугэр тутта уорэнэр

Аа5ыы улэтин араас корунэр сыал-сорук туруорунар, былаанныыр, тумугун саба5алыыр; улэтин хонтуруолланар, сыаналана уорэнэр;


15.01


34

Н.Носов. О5урсу

1

СТБ

Кэпсээни чаастарга араарар, Былааны туьанан кэпсиир.

Уус-уран айымньыга меккуер теруетун, сайдыытын быьаарар, уескээбит кестуулэри, дьон сыьыанын ырытан дакаастыыр

Уус-уран айымньылар уратыларын, тиэкис уус-уран ньымаларын ырытарга эрчиллэр, кэпсииригэр туьанар.


17.01


35

В.Авдеев. МинньигэЬи сиэбэт кун

1

СТБ

Кэпсээьин араас корунун (сиьилии, кылгатан, талан,быьа тардан) билэр; сорудах быьыытынан туьаанаах коруннэ соп тубэьиннэрэн кэпсиир;

Утуону-мокуну, сырдыгы-харананы арааран, сиэри тутуьуу, амарах, аьыныгас, дьонно кыьамньылаах майгы учугэйгэ тиэрдэрин ойдуур

Уус-уран айымньыны ырытыы кэмигэр бодоруьуу сиэрин тутуьан, бииргэ улэлиир кыахтанар;


22.01


36

С. Руфов. Албынчыктар.

С. Омоллоон. Сымыйалыац – бэйэ5эр куЬа5аны оцостуоц

1

СТБ

Тиэкис аатынан, тиэмэтинэн, ойууларынан ис хоьоонун саба5алыыр.

Уол ал5аьын ырытан айааччы позициятыгар улэлиир. сана уобараьын онорор.


Айымньы дьоруойун араас быһыытын-майгытын сиэр-майгы өттүнэн ырытар, сыаналыыр.

Аа5ыы улэтин араас корунэр сыал-сорук туруорунар, былаанныыр, тумугун саба5алыыр; улэтин хонтуруолланар, сыаналана уорэнэр;


24.01


37

С. Винокуров. Күөскүн эрдэ өрүнүмэ.

Айар улэ умсул5ана. «кыра да көмө-улахан үөрүү»

1

СТБ

Биирдэ искэ аа5ан баран ыйытыыларга хоруйдуур.

Тиэкистэн ааптар иэйиитин, санаатын булан этэр, быьаарар

Yтүө уонна мөкү сыһыан, сиэр-майгы туһунан бастакы өйдөбүллээх

Уус-уран айымньыны ырытыы кэмигэр бодоруьуу сиэрин тутуьан, бииргэ улэлиир кыахтанар;

Хайа баҕарар тиэмэҕэ кэпсэтэһиигэ кыттар.


29.01


38

Бибилэтиэкэ5э уруок. «уус-уран айымньыга-олох араас көстүүтэ» быыстапка

Бэйэ аа5ыыта. К. Багневска. Ба5арабын, ба5арбаппын уонна дифт туЬунан

1

К

Кэпсээни оруолунан аа5ыы. Уолаттар майгыларын кэпсээнтэн аа5ан тылынан ойуулааьын.

Бэйэ ааҕарыгар сөптөөх кинигэни талары сатыыр Бэйэ бэйэ5э бол5омтолоох буолуу сиэрин билии

Библиотека5а сылдьар. Кинигэ уларсан аа5ар. Кинигэни талар, аа5ыы культуратын билэр

Уерэх дьарыгын соруда5ы толоруу хаамыытын истэн тэринэр.


31.01


39

Ситиһиини сыаналааһын, билиини бэрэбиэркэлээһин.

Ыалынан аа5ыы.

И. Сосин. Кыралары ата5астаабат буол.М. Заболоцкай. Каратист.М. Федотова-Нулгынэт. Осиката.

1

ББ

Ыйытыыларга хоруйдуур. Салаа5а уерэтиллибит айымньылар ааптардарын, ааттарын билэр.

Торообут тылынан аа5ыы суолтатын ойдуур; уус-уран литератураны тылынан искусство ураты корунун быьыытынан сыаналыыр;


Библиотека5а бэриллибит испииьэгинэн,каталогунан сирдэтэн талар.

Аахпыт кинигэ туьунан кылгас сыанабылы суруйарга кыьаллар.

5.02


Суруйааччылар – о5олорго ( 11 чаас)

40

Киирии уруок

М. Ефимов. Куобах кутуруга уолчаан

1

СТБ

Тиэмэ аатыгар оло5уран, туох туЬунан айымньылар киирбиттэрин саба5алыыр.

Араас коруннээх уус-уран айымньы уратытын быьаарар.


Торообут тылынан аа5ыы суолтатын ойдуур; уус-уран литератураны тылынан искусство ураты корунун быьыытынан сыаналыыр;

Ɵйгө тутуу ньымаларын баьылыыр

. Атын биридимиэттэри үөрэтэргэ "Литература ааҕыыта" төрүт буоларын өйдүүр.

Үтүө сыһыаннаах бодоруһууну иҥэрэр.

7.02


41

А.Неустроева. О5олор

1

СТБ

Аа5ыы сурун уоруйэхтэрин баьылыыр Аа5ааччы, автор, айааччы позицияларыгар улэлиир. Айымньы араас корунун бол5ойон истэр


Кинигэ - киһи аймах култууратын ураты сыаннаһа буоларын өйдөөн, сиэрдээх сыһыаны олохсутар.

Сиэр-майгы нуорматын тутуьар гражданин буола улаатар.

Үөрэх дьарыгын сыалын уонна соругун өйдүүр, сөптөөх ньымалары булан туттар, туһанар.

Уус-уран айымньыны ырытыы, дьууллэьии кэмигэр бодоруьуу сиэрин тутуьан, бииргэ улэлиир кыахтанар;


12.02


42

Эрилик Эристиин. КыЬыццы киэьэ

А.Пушкин. КыЬыццы киэЬэ

1

СТБ

Тиэкистэн учуутал ыйбыт эбэтэр бэйэтэ собулуур кэрчигин талан кэпсиир ХоЬоонтон собулээбит кэрчигин талан уорэтэр, ойтон хоьоонноохтук аа5ар

Ааҕыы суолтатын, араас көрүҥнээх тиэкис (билиһиннэрэр, үөрэтэр, талар, көрдүүр, чинчийэр) уратытын уонна ис хоһоонун өйдүүр

Сэһэргэһэр киһитин болҕойон истэр, кэпсэтэргэ бэлэм, кэпсэтиигэ араас санаа үөскүүрүн өйдүүр

Араас тиэкиһи ис хоһоонноохтук ааҕар, үчүгэйдик толкуйдаан саҥарар

14.02


43

Сэмэн Тумат. Туундара оЬо5о

1

СТБ

Тиэкиьи доргуччу аа5ыы. Аа5ыы уеруйэхтэрин тутуьар. Ыйытыыларга бэйэ санаатын тиэрдэр.

Тереебут дойдутун айыл5а кэрэ кестуутун кэрэхсиир

Сайдыылаах, үөрэх бары биридимиэтигэр ситиһиилээх буоларга тиһиктээх ааҕыы суолтатын өйдүүр

Сорудаҕы толорорго саҥа араас көрүҥнэрин, ньымаларын баһылыыр.

Уерэх дьарыгын соруда5ы толоруу хаамытын истэн тэринэр.


19.02


44

С. Данилов. Торбостор.

1

СТБ

Кэпсээни ус чааска арааран аа5ыы. Чаас аайы ыйытыылары туруоруу. Айымньы то5о итинник ааттаммытын быьаарыы.Ис хоьоонун кэпсээьин.

Сайдыылаах, үөрэх бары биридимиэтигэр ситиһиилээх буоларга тиһиктээх ааҕыы суолтатын өйдүүр


Уус-уран айымньыны ырытыы кэмигэр бодоруьуу сиэрин тутуьан, бииргэ улэлиир кыахтанар;


21.02


45

У. Бахсылыырап. Аат

А5ыстаах эр киЬи

1

СТБ

Суруйааччы Софрон Данилов туЬунан билии. Историческай кэпсээннэри дор5оонноохтук аа5ыы. Былааны туьанан сиьилии кэпсээьин. Билбэт тылларын суолталарын быьаарар

Бэйэ омугун тердун-ууьун билии. Норуот национальнай геройун туьунан элбэ5и билэр.

Тылдьытынан улэлээьин

Аа5ыы улэтин араас корунэр сыал-сорук туруорунар, былаанныыр, тумугун саба5алыыр; улэтин хонтуруолланар, сыаналана уорэнэр;

26.02


46

Р. Ба5атаайыскай. О5о хаас.

Эьэлээх куобах

1

СТБ

Аа5ыы сурун уоруйэхтэрин баьылыыр Былаанынан айымньы ис хоhоонун кэпсии уорэнии

Ис хоьоонун ыйытыыларынан ырытар

Саха сирин, Россия уонна аан дойду норуоттарын чулуу айымньыларын аа5ан, атын норуот култууратын, литературатын ытыктыыр;


Үөрэх дьарыгын сыалын уонна соругун өйдүүр, сөптөөх ньымалары булан туттар, туһанар. Ситиһиигэ тиэрдэр ордук көдьүүстээх ньымалары быһаарар.


28.02


47

И.Крылов. АЬыца уонна кымырда5ас(угэ)

Куба, Сордоц уонна Рак.


1

СТБ

Тиэкистэн учуутал ыйбыт эбэтэр бэйэтэ собулуур кэрчигин талан кэпсиир

Yтүө уонна мөкү сыһыан, сиэр-майгы туһунан бастакы өйдөбүллээх

Үтүө сыһыаннаах бодоруһууну иҥэрэр.

Таска уонна искэ ааҕыы техникатын баһылыыр


Араас тиэкиһи ис хоһоонноохтук ааҕар, үчүгэйдик толкуйдаан саҥарар Уус-уран айымньыны ырытыы, дьууллэьии кэмигэр бодоруьуу сиэрин тутуьан, бииргэ улэлиир кыахтанар;


4.03


48

Болот Боотур. ЧугаЬынан тойооску.

Айар улэ умсул5ана. «Билэр угэлэрим» викторина

1

СТБ

Былаанынан айымньы ис хоhоонун кэпсии уорэнии


Утуону-мокуну, сырдыгы-харананы арааран, сиэри тутуьуу, амарах, аьыныгас, дьонно кыьамньылаах майгы учугэйгэ тиэрдэрин ойдуур

Учуутал, уорэнээччи, уус-уран тыл маастарын аа5ыыларын,уерэх тиэкиьин истэр. Истии култууратын тутуьар.

6.03


50

БиЬиги театрбыт.

Талбыт угэнэн инсценировка

1

К

И.А. Крылов угэлэрин сахалыы тылбааhын оригиналын

кытта тэннии уорэнии


Олох албын-туекэй киьиэхэ меку сыьыаннаа5ын билэр.

Кылаас иннигэр кылгас иьитиннэриини онорор;

Бэриллибит тиэмэ5э санаатын сааьылаан айан кэпсиир, суруйар.

11.03


51

Ситиһиини сыаналааһын, билиини бэрэбиэркэлээһин.


1

ББ

Үөрэх кинигэтигэр баар хонтуруоллуур үлэ5э оло5уран, ситиһиилэрин сыаналанар уонна бэрэбиэркэлэнэр.

Бэйэ ситиһиитин, кыаҕын сыаналанар, тупсарынар. Торообут тылынан аа5ыы суолтатын ойдуур; уус-уран литератураны тылынан искусство ураты корунун быьыытынан сыаналыыр;

Библиотека5а бэриллибит испииьэгинэн,каталогунан сирдэтэн талар.

Аахпыт кинигэ туьунан кылгас сыанабылы суруйарга кыьаллар.

13.03


Олохтоох суруйааччы -3 чаас




52-54







18.03

20.03

1.04


Элбэ5и аа5ыац – угуЬу билиэц( 13 чаас)


55

Киирии уруок. Уус-уран тиэкискэ оло5уран, буолбут тугэн туЬунан бэйэ аа5ыыта.

Н. Урсун. Чыычаахтар

Н. Дмитриева. Пейзаж

1

СТБ

Тиэмэ аатыгар оло5уран, туох туЬунан айымньылар киирбиттэрин саба5алыыр.

Эбии дьарыктанарга, информация хомуйарга ыйар-кэрдэр матырыйаалынан таба туһанар.

Үтүө сыһыаннаах бодоруһууну иҥэрэр.

Аа5ыы улэтин араас корунэр сыал-сорук туруорунар, былаанныыр, тумугун саба5алыыр; улэтин хонтуруолланар, сыаналана уорэнэр


3.04



53


1

СТБ

Былааны туьанан сиьилии кэпсээьин. Ис хоьоонун кэпсиир

Уус-уран литератураны тылынан искусство ураты корунун быьыытынан сыаналыыр;

Бэйэ уонна атын о5о эппиэтин тэннээн истэр.

Үтүө сыһыаннаах бодоруһууну иҥэрэр.

8.04


56

А. Романова. Тэпсэ сылдьар отторбут. Уерэ ото

1

СТБ

Кэпсээннэри дор5оонноохтук аа5ыы.

Ис хоьоонун ыйытыыларынан ырытыы.

Сайдыылаах, үөрэх бары биридимиэтигэр ситиһиилээх буоларга тиһиктээх ааҕыы суолтатын өйдүүр

Былаанныыр, тумугун саба5алыыр; улэтин хонтуруолланар, сыаналана уорэнэр

10.04


57

И. Сосин. Ба5а хайдах бултууруй?

1

СТБ

Ис хоьоонун ыйытыыларынан ырытар. Былааны туьанан сиьилии кэпсээьин.

Торообут тылынан аа5ыы суолтатын ойдуур

Учуутал, уорэнээччи, уус-уран тыл маастарын аа5ыыларын,уерэх тиэкиьин истэр. Истии култууратын тутуьар.

15.04


58

В.Федоров. Санта Клаус дойдутугар. Винкс.

1

СТБ

Тиэкис аатынан, тиэмэтинэн, ойууларынан ис хоьоонун саба5алыыр.

Тиэкистэн ааптар иэйиитин, санаатын булан этэр, быьаарар.



Киьи сайдыылаах уонна ситиьиилээх буоларыгар торообут тылынан аа5ыы суолтатын ойдуур

Уерэх дьарыгын соруда5ы толоруу хаамытын истэн тэринэр.

Бэйэ уонна атын о5о эппиэтин тэннээн истэр.

17.04


59

А.Кондратьев. Тохсунньуга тураах кэлбит

1

СТБ

Тиэкиhи сопко ойдоон, сатаан тыынан, тылын чуолкай

этэн, ис хоhоонноохтук, тэтимнээхтик аа5ар.


Уерэх дьарыгын соруда5ы толоруу хаамытын истэн тэринэр. Ситиһиигэ тиэрдэр ордук көдьүүстээх ньымалары быһаарар.


22.04


60

М. Пришвин. Тииц

1

СТБ

Аа5ыы сурун уоруйэхтэрин баьылыыр Былаанынан айымньы ис хоhоонун кэпсии уорэнии


Айыл5а кэрэ кестуутунэн дуоьуйар. Сиэри-туому тутуьар, айыл5аны харыстыыр

Сорудаҕы толорорго саҥа араас көрүҥнэрин, ньымаларын баһылыыр. Кылаас иннигэр кылгас иьитиннэриини онорор;


24.04


61

Е. Макаров. Хотой о5ото

В. Тарабукин. Хаххан

1

СТБ

Ыйытыыларга толкуйдаан, угэ ис хоьоонун ейдеен хоруйдуур. Ис хоьоонун кэпсиир

Торообут тылынан аа5ыы суолтатын ойдуур; уус-уран литератураны тылыан искусство ураты корунун быьыытынан сыаналыыр;


. Аа5ыы улэтин араас корунэр сыал-сорук туруорунар, былаанныыр, тумугун саба5алыыр; улэтин хонтуруолланар, сыаналана уорэнэр

29.04


62

Быкова кэпсээнэ. Табыллыбатах булуу.


1

СТБ

Кэпсээни, хоьоону тэннээн керер. Тиэкистэн ааптар иэйиитин, санаатын булан этэр, быьаарар. Сюжет сайдыытын быьааран истэр.

Үтүө сыһыаннаах бодоруһууну иҥэрэр.

Уус-уран айымньылар уратыларын, тиэкис уус-уран ньымаларын ырытарга эрчиллэр, кэпсииригэр туьанар.

1.05


63


Саха сирин дьиктилэрэ. Унгра урэх тоцмот

Дьикти кетердер.

Берену ата5а аЬатар

1

СТБ

Кэпсээни дор5оонноохтук аа5ыы. Чааска уллэрэн, ис хоьоонун кэпсээьин. Ойуулуур тыллары булуу.

Кинигэ - киһи аймах култууратын ураты сыаннаһа буоларын өйдөөн, сиэрдээх сыһыаны олохсутар.


Аа5ыы улэтин араас корунэр сыал-сорук туруорунар, былаанныыр, тумугун саба5алыыр; улэтин хонтуруолланар, сыаналана уорэнэр

6.05


64


Хотугу эргимтэ кырдьа5ас куората

Саха сирин дьоно Олимп чыпчаалыгар

1

СТБ

Кэпсээни чаастарга араарар, Былааны туьанан кэпсиир.

Саха сирин, Россия уонна аан дойду норуоттарын чулуу айымньыларын аа5ан, атын норуот култууратын, литературатын ытыктыыр

Уус-уран айымньыны ырытыы кэмигэр бодоруьуу сиэрин тутуьан, бииргэ улэлиир кыахтанар;

Ейге тутуу ньымаларын баьылыыр

8.05


65

Айар улэ умсул5ана «Дьиктилэр, дьиибэлэр»

1

К

Аахпыт айымньыларыгар үтүгүннэрэн , дьо5ус кэпсээни эбэтэр остуоруйаны айан кэпсиир.

Кэпсээьин араас корунун (сиьилии, кылгатан, талан,быьа тардан) билэр; сорудах быьыытынан туьаанаах коруннэ соп тубэьиннэрэн кэпсиир

Бэриллибит тиэмэ5э санаатын сааьылаан айан кэпсиир, суруйар. Бэйэ улэтин таба былаанныыр

Үтүө сыһыаннаах бодоруһууну иҥэрэр.

13.05


66

Ситиһиини сыаналааһын, билиини бэрэбиэркэлээһин.


1

ББ

Үөрэх кинигэтигэр баар хонтуруоллуур үлэ5э оло5уран, ситиһиилэрин сыаналанар уонна бэрэбиэркэлэнэр.

Киьи сайдыылаах уонна ситиьиилээх буоларыгар торообут тылынан аа5ыы суолтатын ойдуур

Аа5ыы улэтин араас корунэр сыал-сорук туруорунар, былаанныыр, тумугун саба5алыыр; улэтин хонтуруолланар, сыаналана уорэнэр

15.05


Сыллаа5ы хатылааЬын ( 2 чаас)

67

Сыллаа5ы хатылааЬын

1

Ч

Айымньы ис хоьоонун,тылын-еьун,сана интонациятын бол5ойон истэр.

Айымньы ис хоьоонунан ыйытыыга кылгатан сиьилии эппиэттиир.

Саха суруйааччыларын айымньыларын булан аа5ар.

Айымньы ис хоьоонун уонна бэйэ иэйиитин алтыьыннаран истэр.

Учуутал, уорэнээччи, уус-уран тыл маастарын аа5ыыларын,уерэх тиэкиьин истэр. Уус-уран айымньыны ырытыы кэмигэр бодоруьуу сиэрин тутуьан, бииргэ улэлиир кыахтанар;


20.05


68

Бэрэбиэркэлиир улэ «Литературнай викторина»

1

ББ

Билиилэрин тургутан керуу. Викторина таайыы

Айымньы ис хоьоонунан ыйытыыга кылгатан сиьилии эппиэттиир.

Саха сирин, Россия уонна аан дойду норуоттарын чулуу айымньыларын аа5ан, атын норуот култууратын, литературатын ытыктыыр

Үөрэх дьарыгын туруоруллубут соруктарга олоҕуран былаанныыр, хонтуруолланар уонна сыаналанар


22.05



Кылгатыллыбыт бэлиэлэр: СТБ – саца тиэмэни барыы, К-комбнированнай, Ч – чицэтии, ББ- билиини бэрэбиэркэ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!