Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Наименование разделов | Краткое содержание разделов | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Устное народное творчество | Русские народные сказки | Урок формирования умений и навыков, урок творчества | Планировать работу на уроке. Знать элементы сказки. Характеризовать героев сказки. Определять последовательность событий. Составлять план. Рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану. Находить отрывки из текста к иллюстрациям. |
Великие русские писатели | Сказки А.С. Пушкина Басни И.А. Крылова | Урок творчества, ролевая игра | Выразительно читать вслух по слогам и целыми словами. Понимать прочитанное, высказывать свое отношение к прочитанному. Находить отрывки к иллюстрациям. Раскрывать нравственный смысл сказки Пушкина. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. |
Литературные сказки | Уральские сказы П.П. Бажова «Огневушка-поскакушка», Змейка» | Урок изучения нового материала, урок формирования умений и навыков | Выделять особенности литературной сказки. Понимать поступки героев, их эмоциональное состояние. Отвечать на вопросы по теме. |
Люби живое | Рассказы о животных В. Чаплиной, Б. Житкова, Е. Чарушина | Комбинированный урок | Читать и воспринимать на слух произведения. Видеть и понимать поступки героев. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер. Пересказывать произведение на основе плана. Сочинять свои рассказы о животных на основе художественного текста. |
Страницы русской классики | Поэзия С.Я. Маршака Стихи А.Л. Барто Весёлые стихи Бориса Заходера | Урок формирования умений и навыков, комбинированный урок, урок творчества | Читать стихотворение, отражая настроение, позицию автора и свое отношение к изображаемому. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Высказывать свое мнение. Работать самостоятельно и в группе. Оценивать свои достижения. |
По страницам детских журналов | Г.Б. Остер «Вредные советы» | Комбинированный урок, обобщающий урок. | Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Понимать поступки героев, характеризовать их. Отвечать на вопросы по теме раздела. Работать самостоятельно и в группе. Оценивать свои достижения. |