Программа разработана на основе
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, 22 сентября 2011 г. № 2357, 18 декабря 2012 г. № 1060, 29 декабря 2014 г. № 1643, 18 мая 2015 г № 507, от 31 декабря 2015 г. № 1576.);
Закона «Об образовании» УР (в действующей редакции);
Примерной рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение на родном удмуртском языке» для уровня начального общего образования;
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Варзи-Ятчинской СОШ
Учебного плана МКОУ Варзи-Ятчинской СОШ на 2018-2019 учебный год;
Положения о рабочей программе МКОУ Варзи-Ятчинской СОШ.
Используем учебник «Лыдзон книга» в двух частях (авторы Т.С.Иванова, И.Ф.Тимерзянова, Р.Ф.Березин) Ижевск «Удмуртия» издательство,2015.
Согласно учебного плана МКОУ Варзи-Ятчинская СОШ на изучение предмета литературное чтение на родном удмуртском языке в 4 классе в качестве обязательного предмета в общем объеме 34ч. (1ч. в неделю, 34 учебные недели)
Задачи:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. инятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами итехнологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
Предметные:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родномязыке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
2. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение
Чтение вслух.Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Умение говорить (культура речевого общения).
Диалог. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Монолог. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Произведения удмуртского фольклора (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России). Знакомство створчеством классиков удмуртской детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и произведениями финно-угорских писателей, доступные для восприятия младших школьников.
Книги разных видов: художественная, приключенческая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о малой Родине, о защитниках Отечества, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, взаимопомощи.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», «малая Родина», представления о проявлении любви к Родине и к малой родине в литературе разных народов (на примере народов России и народов финно-угорского мира). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов) последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выяснение авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; составление плана и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (народные песни, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки, считалки, дразнилки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Изучение литературных терминов и понятий по классам
Сказки о животных (пудо-животъёс сярысь выжыкылъёс),волшебные сказки (пќртмо выжыкылъёс), социально-бытовые сказки (улон-вылон сярысьвыжыкылъёс),побасёнка (мадёс), примета (чаклан кыл),сказка-пьеса (выжыкыл-пьеса), басня (басня), цитатный план (цитатной план), литературный герой (литературной герой), положительныйи отрицательный герой (положительнойно отрицательной герой), главный и второстепенный герой (валтћсьно второстепенной герой),характер героя (геройлэн характерез),олицетворение,эпитет, сравнение (ӵошатон).
Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. Сопоставление произведений словесно-художественного и изобразительного творчества (репродукции картин удмуртских художников П. Ёлкина, В. Михайлова, В. Белых, Р. Батыршина, А. Ложкин.
3 Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов | В том числе практические занятия и контрольные работы |
1 | Из уст в уста (Ымысь ыме, пельысь пеле) | 5 | Проект |
2 | Писатели – детям (Гожъясьчиос – нылпиослы) | 9 | Пр. работа |
3 | В детском мире (Нылпи дуннеын) | 6 | Проект |
4 | Я и мир вокруг меня (Мон но котырысь улон) | 7 | Пр. работа |
5 | Это мой родной край (Та ваньмыз вордскем шаере) | 7 | Проект. Пр. работа |
| всего | 34 | 6 |
Календарно-тематической план.
№п/п | Раздел. Тема урока | Дата | Дом. задан |
По план. | Факт. |
| Из ус в уста 5ч | | | |
1 | Устное народное творчество. Лапти – самоходы (Удмуртская сказка) | 5.09 | | пересказ |
2 | Человек с алангасаром (Удмуртская сказка). Эштэрек (героическое предание) | 12.09 | | Пересказ. |
3 | Мардан атай но Тутой батыр (социально-бытовое предание) | 19.09 | | Нарисовать иллюстрацию |
4 | Анлаш(Алнаш), Юдрук (топонимическое предание) | 26.09 | | 28 с. 5 в. |
5 | Проект «Пишем предание о известных местах» Проверим и оценим свои возможности | 3.10 | | Проект |
| Писатели – детям 9ч | | | |
6 | Г. Е. Верещагин «Гужем» | 10.10 | | 41 с. 5,6 в. |
7 | Кузебай Герд «Сизьыл», «Беризь», «Бадяр тысь», «Пужымо тэльын» | 17.10 | | 45 с. 7 в., 48 с. 5 в. |
8 | «Лызгырлыос-шыркунъёс» (отрывок из произведения Кузебая Герда, взятый из жизни) | 24.10 | | 53 с. 6 в. |
9 | А. Н. Клабуков «Палбам» | 31.10 | | 63 с. 10 в. |
10 | Г. С. Симаков «Писпуосын вераськон» (сказка) | 14.11 | | Чтение по ролям |
11 | Г. С. Симаков «Кыз», «Урдкычъёслы сяськаос» (сказка) | 21.11 | | 70 с. 6 в. |
12 | В. В. Романов «Музъем кузё», «Нефть шур» | 28.11 | | 73 с. 4 в |
13 | Л. Д. Чернова «Нюлэс школа» (поэма-выжыкыл) | 5.12 | | 83 с. 5 в. |
14 | Проверим и оценим свои возможности | 12.12 | | 84 с. |
| В мире детей 6ч | | | |
15 | А. К. Леонтьев «Бордгазет»,»Стенгазета», «Майбыр Нумыр» | 19.12 | | 93 с. 4 в. |
16 | А. К. Леонтьев «Мынам Корабле» (отрывки из повести) | 26.12 | | 98 с. 7 в. |
17 | М. Гаврилов «Мур нюк но выжем» | 9.01 | | С.110 отв.на вопросы |
18 | А.Д.Вотяков»Годырпи Иши» (отрывки из сказки-пьессы) | 16.01 | | Прочитать,120 с. 6,7 в. |
19 | Г.Д.Данилов «Орзи но Лади» | 23.01 | | Прочитать, 10 с. 9 в. |
20 | Проект «Они защищали нашу Родину» Проверим и оценим свои возможности | 30.01 | | 12 с. |
| Я и мир вокруг меня 7ч | | | |
21 | Г. А. Ходырев «Мынам дуно музъеме», «Памятник дорын», «Чужанайлэн кырзанэз» | 6.02 | | 43-44 с. отв. На вопросы наизусть |
22 | В. Н. Ившин «Кыче бурдолы тол уе изьыны шунытгес?» | 13.02 | | 50 с. 4 в. |
23 | У. Ш. Бадретдинов «Юн кор». «Вероника» | 20.02 | | пересказ |
24 | В.В.Котков «Умой, дыр, пичи дыр!» | 27.02 | | 61 с. 5 в |
25 | В.В.Котков «Коттырмостэм уй», «Куно витись Паримон» | 6.03 | | наизусть |
26 | Л.Я.Малых «Боко но Моко» | 13.03 | | Прочитать, 73 с. 5 в. |
27 | Проверим и оценим свои возможности | 20.03 | | 75-82 с. прочитать |
| Это мой родной край 7ч | | | |
28 | И.З. Иванов «Шунды сайка серекъяса», «Бадзым чукна», «Уйвотись трамвай» | 3.04 | | 86 с. 5 в. |
29 | А.А.Ельцов «Вакчи быж» | 10.04 | | 91 с. 5 в. |
30 | В.П.Михайлов «16-ти этажын», «Гондыр кышно басьтэ», Удмурт Кункрезь | 17.04 | | 97 с. 2 в. наизусть |
31 | Е.Е.Загребин «Кин ортчем пал куасэн?». «Сизь» | 24.04 | | 101 с. 5 в., 103 с. 7 в. |
32 | В.Г.Широбоков «Визнасьёс». «Нюлэскын концерт» | 8.05 | | 107 с. 5 в., 109 с. 4 в. |
33 | Проект «Мынам яратоно герое» | 15.05 | | Проект |
34 | Эскером ар чоже люкам тодон-валанъёсмес | 22.05 | | С.119 |
Учитель оставляет за собой право корректировки домашних заданий