МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Урняк муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан
МБОУ СОШ с. Урняк
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
методическим объединением | Заместитель директора по УВР | Директор |
учителей начальных классов | ______________Исламова Г.Х. | ______________Хасбулатов Б.Ф. |
______________Гарифуллина М.Ф. | Протокол №1 | Приказ №49 |
Протокол №1 |
от "22" 07 2022 г. | от "22" 07 2022 г. |
от "22" 07 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4143146)
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Мазитова Рамзия Маратовна
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. На курс «Литературное чтение» в 3 классе отводится 102 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к
прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок.
Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм.
Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина.
Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А.
Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова,
Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения.
Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора
произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка
нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др.
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари, С. Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности.
Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и
художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
— характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
— отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
— пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
— при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений),
корректировать собственный письменный текст;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1.1. | О Родине и её истории | 2 | 0 | 0 | 1.09, 2.09 | Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений; понимание их фактического содержания и ответы на вопросы по содержанию текста; осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стране и земле —на примере произведений о Родине. Например; К. Д. Ушинский «Наше отечество»; Ф. Н. Глинка«Москва»; М. М. Пришвин «Моя Родина»; К. М. Симонов «Родина» (произведение одного-двух авторов по выбору);; | Устный; опрос;; Тестирование; ; | https://infourok.ru/prezentaciya-po- uroku-literaturnomu-chteniniyu-na-temu -m-m-prishvin-moya-rodina-3-klass-4128640.html https://interneturok.ru/subject/ chtenie/class/3 |
1.2. | Фольклор (устное народное творчество) | 8 | 0 | 0 | 6.09,8.09, 9.09.-22.09 | «Чтение» информации;представленной в схематическом виде; объяснение значения слова«фольклор»; обобщение представлений о жанрах фольклора малой формы; работа со схемой;; | Устный; опрос;; Тестирование; ; | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu -chteniyu-na-temu-ustnoe- narodnoe-tvorchestvo -3-klass-5283385.html |
1.3. | Творчество А.С.Пушкина | 8 | 0 | 0 | 11.10 13.10 14.10 18.10 20.10 21.10 25.10 27.10 | Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина; обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы; ответ на вопрос «Какое; настроение вызывает произведение? Почему?» На примере отрывков из романа«Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода…»;«Опрятней модного паркета…»;; Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане; о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; удержание в памяти последовательности событий сказки; обсуждение сюжета; ; | Устный; опрос;; Тестирование; ; | https://infourok.ru/prezentaciya-po- literaturnomu-chteniyu-zhizn-i-tvorchestvo- as-pushkina-klass-2960947.htm lhttps://media.prosv.ru/content/ |
1.4. | Творчество И.А.Крылова | 3 | 0 | 0 | 28.10-10.11 | Слушание басен И. А. Крылова (не менее двух; например: Мартышка и Очки»;«Ворона и Лисица»;«Слон и Моська»; «Чиж и Голубь»;«Лисица и Виноград»;«Кукушка и Петух»(по выбору); подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»;; Игра «Вспомни и назови»: поиск басен по названным героям; ; | Устный; опрос;; Тестирование; ; | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku- literaturnogo-chteniya-klass- basnopisec- ivan-andreevich-krilov- 693759.html |
1.5. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века | 7 | 0 | 0 | 23.09-7.10 | Составление выставки книг на тему «Картины природы в произведениях поэтов ХIХ века»;; | Устный; опрос;; Тестирование; ; | https://infourok.ru/prezentaciya-rodnaya-priroda-v-lirike-russkih-poetov-hih-veka-1365456.html https://media.prosv.ru/content/ ?klass=3&subject=19 |
1.6. | Творчество Л.Н.Толстого | 5 | 0 | 0 | 15.11-24.11 | Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого: рассказы «Акула»;«Лебеди»;«Зайцы»;«Какая бывает роса на траве»; «Куда девается вода из моря?»; быль «Прыжок»; «Лев и собачка»; сказка «Ореховая ветка»; басня «Белка и волк» и др.(не менее трёх; произведений по выбору);; Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий; формулирование вопросов по основным событиям сюжета; восстановление нарушенной; последовательности событий; нахождение в тексте заданного эпизода; составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов; смысловых частей; ; | Устный; опрос;; Тестирование; ; | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu -chteniyu-na-temu-zhizn-i- tvorchestvo-lntolstogo -klass-582891.html https://interneturok.ru/subject/ chtenie/class/3 |
1.7. | Литературная сказка | 8 | 0 | 0 | 9.12- 22.12 2.02 3.02 | Слушание и чтение литературных сказок (не менее двух). Например; произведения Д. Н.;Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца — длинные уши; косые глаза; короткий хвост»;«Сказка про Воробья Воробеича; Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»;«Серая шейка»;«Умнее всех»; И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»; В. Ф.; Одоевского «Мороз Иванович»; В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»;; Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя; определение взаимосвязи между поступками героев;сравнение героев по аналогии ; | Устный; опрос;; Тестирование; ; | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu -chteniyu-na-temu-literaturnie-skazki-klass-2042402.html https://media.prosv.ru/content/ ?klass=3&subject=19 |
1.8. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века | 7 | 0 | 0 | 29-11-8.12 | Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Например;картины В. Д. Поленова «Первый снег»; А. К. Саврасова «Зима»;«Сосновый бор на берегу реки»; И. Э. Грабаря «Зимнее утро»;«Февральская лазурь»;В. И.; Сурикова «Взятие снежного городка» и др.;; Работа в парах: составление устного рассказа по иллюстрации (репродукции картины); Выразительное чтение вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения; ; | Устный; опрос;; Тестирование; ; | https://infourok.ru/prezentaciya-tema-prirody -v-tvorchestve-pisatelej-xx-v-5054548.html https://interneturok.ru/subject/ chtenie/class/3 |
1.9. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных | 25 | 0 | 0 | 29.12- 16.03 | Работа в парах: сравнение рассказов (тема; главная мысль; герои);; Дифференцированная работа: составление рассказа от имени одного из героев-животных; Составление выставки книг (тема дружбы человека и животного); рассказ о любимой книге на эту тему;; | Устный; опрос;; Письменный; контроль;; Тестирование; ; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 5177/start/284308/ https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku- literaturnogo-chteniya- vzaimootnosheniya- cheloveka-i-zhivotnogo-sposobi-ih-izobrazheniya -rasskaz-mmprishvin- 2246197.html |
1.10. | Произведения о детях | 7 | 1 | 0 | 23.12-27.12 | Учебный диалог: обсуждение проблем: нелёгкая; тяжёлая жизнь крестьянских детей;на войне ребёнок становится раньше времени взрослым; понимание нравственно-этического смысла понятий«ответственность»;«совесть»;«честность»;«долг»;«смелость»; ответ на вопрос «Какие качества мы ценим в людях?» (с примерами из текста произведений); Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста;нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств; сравнение героев по их внешнему виду и поступкам; установление взаимосвязи между поступками; чувствами героев; определение авторского отношения к героям;; | Устный; опрос;; Письменный; контроль;; Контрольная; работа;; Тестирование; ; | https://infourok.ru/prezentaciya-po- literaturnomu-chteniyu-prazdnik-poezii- russkie-poeti-o-detyah-klass- 1709966.html https://media.prosv.ru/content/ ?klass=3&subject=19 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
1.11. | Юмористические произведения | 9 | 0 | 0 | 21.03-14.04 | Слушание чтения художественных произведений; оценка эмоционального состояния при восприятии юмористического произведения; ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?». На примере произведений Н. Н. Носова «Федина задача»;«Телефон»; М. М. Зощенко «Великие путешественники»;«Пора вставать!» и др. (не менее двух произведений);; Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста; нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств; ; | Устный; опрос;; Тестирование; ; | https://infourok.ru/prezentaciya-po- literaturnomu-chteniyu-prazdnik-poezii- russkie-poeti-o-detyah-klass- 1709966.html https://media.prosv.ru/content/ ?klass=3&subject=19 |
1.12. | Зарубежная литература | 7 | 0 | 0 | 4.05-23.05 | Чтение литературных сказок зарубежных писателей (произведения двух-трёх авторов по выбору). Например;произведения Ш. Перро «Подарки феи»; Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок»;Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре»; Р. Киплинга «Маугли»; Дж. Родари«Волшебный барабан»;; Анализ сюжета сказки: определение последовательности событий; формулирование вопросов по основным событиям сюжета; восстановление нарушенной; последовательности событий; нахождение в тексте заданного эпизода;составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов; смысловых частей;; Пересказ (устно) содержания произведения выборочно;; Работа в парах: чтение диалогов по ролям; ; | Устный; опрос;; Тестирование; Диктант; ; | https://infourok.ru/prezentaciya-po- literaturnomu-chteniyu-na-temu-zarubezhnaya -literatura-3731470.html https://infourok.ru/prezentaciya-igra- viktorina-po-chteniyu-3-klass-zarubezhnaya -literatura-5654921.html |
1.13. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) | 5 | 0 | 0 | 17.03 18.04, 20.04 28.04 2.05 | Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку: знакомство с правилами и способами выбора необходимой книги; выполнение правил юного читателя: культура поведения в библиотеке; работа с каталогом;; Учебный диалог: обсуждение проблем значения чтения для развития личности;роли книги в жизни человека;; Обсуждение (устно) ответа на вопрос «Для чего нужна книга?» и написание небольшого текста-рассуждения на тему «Почему так важно читать?»; корректирование; (редактирование) собственного текста с использованием словаря; ; | Устный; опрос; ; | https://infourok.ru/prezentaciya-k- bibliotechnomu-uroku- spravochnaya- literatura-klass-3103219.html https://interneturok.ru/subject/ chtenie/class/3 |
Резервное время | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 0 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы. | 1 | 0 | 0 | 01.09.2022 | Устный опрос; |
2. | О Родине и её истории . Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. | 1 | 0 | 0 | 02.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Фольклор (устное народное творчество.Расширение знаний о малых жанрах фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки). | 1 | 0 | 0 | 06.09.2022 | Устный опрос; |
4. | Фольклор (устное народное творчество.Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Выразительность речи | 1 | 0 | 0 | 08.09. | Устный опрос; |
5. | Фольклор (устное народное творчество). Любимые жанры фольклора. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России | 1 | 0 | 0 | 09.09 | Устный опрос; |
6. | Фольклор (устное народное творчество.Любимые жанры фольклора. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Иллюсттрации, их анализ , описание | 1 | 0 | 0 | 13.09 | Устный опрос; |
7. | Фольклор (устное народное творчество.Любимые жанры фольклора. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Иллюсттрации, их анализ , описание | 1 | 0 | 0 | 15.09 | Устный опрос; |
8. | | Фольклор (устное народное творчество). Расширение знаний о малых жанрах фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; | | 1 | 0 | 0 | 16.09 | Устный опрос; |
9. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Расширение знаний о малых жанрах фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. | Фольклор (устное народное творчество)(16 ч) Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Иллюстрирование, подбор иллюстраций | | 1 | 0 | 0 | 20.09 | Устный опрос; |
| | | | | | |
| | | | | | |
10. | Фольклор (устное народное творчество.Работа с текстом. Интерпретация информации. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России | 1 | 0 | 0 | 22.09 | Устный опрос; |
11. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» | | 1 | 0 | 0 | 23.09 | Устный опрос; |
12. | | А.А.Фет «Мама, глянька, из окошка…» | | | | И.З.Суриков «Детство. Зима» | Обобщение. Страницы русской классики | | 1 | 0 | 0 | 27.09 | Устный опрос; |
13. | А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» | | 1 | 0 | 0 | 29.09 | Устный опрос; |
14. | И.С Никитин «Полно, степь моя…» | 1 | 0 | 0 | 30.09 | Устный опрос; |
15. | И.С.Никитин «Утро. Встреча зимы» | 1 | 0 | 0 | 4.10 | Устный опрос; |
16. | И.З.Суриков «Детство. Зима» | 1 | 0 | 0 | 6.10 | Устный опрос; |
17. | Обобщение. Страницы русской классики | 1 | 0 | 0 | 7.10 | Устный опрос; |
18. | Творчество А. С. Пушкина А. С. Пушкин — великий русский поэт | 1 | 0 | 0 | 11.10 | Устный опрос; |
19. | Творчество А. С. Пушкина Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. | 1 | 0 | 0 | 13.10 | Устный опрос; |
20. Творчество А. С. Пушкина Лирические произведения А. С. 14.10
Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм.
21. | Творчество А. С. Пушкина Лирические произведения А. С. Пушкина. | 1 | 0 | 0 | 18.10 | Устный опрос; |
22. | Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне « | 1 | 0 | 0 | 20.10 | Устный опрос; |
23. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» | 1 | 0 | 0 | 21.10 | Устный опрос; |
24. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» | 1 | 0 | 0 | 25.10 | Устный опрос; |
25. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» | 1 | 0 | 0 | 27.10 | Устный опрос; |
26. | Творчество И. А. Крылова Басня — произведение- поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях. И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова: назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. И.А.Крылов «Мартышка и очки» | 1 | 0 | 0 | 28.10 | Устный опрос; |
27. | И.А.Крылов Крылов «Зеркало и обезьяна» | 1 | 0 | 0 | 8.11 | Устный опрос; |
28. | И.А.Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | 0 | 0 | 10.11 | Устный опрос; |
29. | М.Ю.Лермонтов «Утес», «Горные вершины» | 1 | 0 | 0 | 11.11 | Устный опрос; |
30. | Творчество Л. Н. Толстого Различные виды плана. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения А.Н.Толстой «Акула. Прыжок» | 1 | 0 | 0 | 15.11 | Устный опрос; |
31. | А.Н.Толстой «Акула. Прыжок» Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль. Пересказ. План пересказа | 1 | 0 | 0 | 17.11 | Устный опрос; |
32. | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 1 | 0 | 0 | 18.11 | опрос; |
33. | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»Художественные особенности текста- описания, текста- рассуждения | 1 | 0 | 0 | 22.11 | Устный опрос; |
34. | Обобщение. Л.Н.Толстой | 1 | 0 | 0 | 24.11 | опрос; |
35. | Обобщение. Великие русские писатели | 1 | 0 | 0 | 25.11 | Устный опрос; |
36. | А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | 0 | 0 | 2911. | Устный опрос; |
37. | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | 1 | 0 | 0 | 1.12 | Устный опрос; |
38. | И.А.Бунин «Детство» | 1 | 0 | 0 | 2.12 | Устный опрос; |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
39. | И.В.Бунин «Полевые цветы» | 1 | 0 | 0 | 6.12 | Устный опрос; |
40. | Обобщение. Поэтическая тетрадь | 1 | 0 | 0 | 8.12 | Устный опрос; |
41. | Литературная сказка русских писателей, расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова Лес не школа, а всему учит» Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» | 1 | 0 | 0 | 9.12 | Устный опрос; |
42. | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | 0 | 0 | 13.12 | Устный опрос; |
43. | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | 0 | 0 | 15.12 | Устный опрос; |
44. | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | 0 | 0 | 16.12 | Устный опрос; |
45. | В.Ф.Одоевский. Обобщение | 1 | 0 | 0 | 20.12 | Устный опрос; |
46. | Обобщение. Литературные сказки | 1 | 0 | 0 | 22.12 | Устный опрос; |
47. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь (расширение круга чтения на примере произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова и др.Рассказы,повести А.Воронковой,М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой» | 1 | 0 | 0 | 23.12 | Устный опрос; |
48. | М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой» | 1 | 0 | 0 | 27.12 | Устный опрос; |
49. | К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | 0 | 0 | 29.12 | Устный опрос; |
50. | К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | 0 | 0 | 12.01 | Устный опрос; |
51. | А.И.Куприн «Слон» | 1 | 0 | 0 | 13.01 | Устный опрос; |
52. | А.И.Куприн «Слон» | 1 | 0 | 0 | 17.01 | Устный опрос; |
53. | Обобщение.Были-небылицы | 1 | 0 | 0 | 19.01 | Устный опрос; |
54. | Внекл.чтениеКниги А. Митяева об армии и ее героях. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» | 1 | 0 | 0 | 20.01 | Устный опрос; |
55. | Саша Черный «Воробей», «Слон» | 1 | 0 | 0 | 24.01 | Устный опрос; |
56. | А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | 1 | 0 | 0 | 26.01 | Устный опрос; |
57. | Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века (10 ч) Картины природы в лирических и прозаических произведениях писателей ХХ века. С.А.Есенин «Черемуха» | 1 | 0 | 0 | 27.01 | Устный опрос; |
58. | Внекл.чтение«Мама и мы», М.М.Пришвин «Моя Родина» | 1 | 0 | 0 | 31.01 | Устный опрос; |
59. | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | 0 | 0 | 2.02 | Устный опрос; |
60. | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | 0 | 0 | 3.02 | Устный опрос; |
61. | В.И.Белов «Малька провинилась» | 1 | 0 | 0 | 7.02 | Устный опрос; |
62. | В.И.Белов «Еще про Мальку» | 1 | 0 | 0 | 9.02 | Устный опрос; |
63. | Произведения о взаимоотношениях человека и животных . Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера В.В.Бианки «Мышонок Пик» | 1 | 0 | 0 | 10.02 | Устный опрос; |
64. | В.В.Бианки «Мышонок Пик» | 1 | 0 | 0 | 14.02 | Устный опрос; |
65. | Б.С.Житков «Про обезьянку» | 1 | 0 | 0 | 16.02 | опрос; |
66. | Б.С.Житков «Про обезьянку» | 1 | 0 | 0 | 17.02 | Устный опрос; |
67. | Б.С.Житков «Про обезьянку» | 1 | 0 | 0 | 21.02 | Устный опрос; |
68. | В.Л.Дуров «Наша Жучка» | 1 | 0 | 0 | 23.02 | Устный опрос; |
69. | В.П.Астафьев «Капалуха» | 1 | 0 | 0 | 24.02 | опрос; |
70. | В.Ю.Драунский «Он живой и светится» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
71. | Обобщение. «Люби живое» | 1 | 0 | 0 | 2.03 | Устный опрос; |
72. | Внекл.чтение Книги о космонавтах. С.Я Маршак «Гроза днем» | 1 | 0 | 0 | 3.03 | Устный опрос; |
73. | А.Л.Барто «Разлука» | 1 | 0 | 0 | 7.03 | Устный опрос; |
74. | А.Л.Барто «В театре» | 1 | 0 | 0 | 09.03 | Устный опрос; |
75. | С.В.Михалков «Если» | 1 | 0 | 0 | 10.03 | Устный опрос; |
76. | Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок» | 1 | 0 | 0 | 14.03 | Устный опрос; |
77. | Обобщение. Поэтическая тетрадь | 1 | 0 | 0 | 16.03 | Устный опрос; |
78. | Внекл.чтение«Наша библиотека». Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 1 | 0 | 0 | 17.03 | Устный опрос; |
79. | Юмористические произведения А.П.Платонов «Еще мама» | 1 | 0 | 0 | 21.03 | Устный опрос; |
80. | М.М.Зощенко «Золотые слова» | 1 | 0 | 0 | 23.03 | Устный опрос; |
81. | Юмористические произведения М.М.Зощенко «Золотые слова» . Авторы юмористических рассказов: М. М. Зощенко, Н. Н. | 1 | 0 | 0 | 24.03 | Устный опрос; |
82. | М.М.Зощенко «Великие путешественники» | 1 | 0 | 0 | 4.04 | опрос; |
83. | Юмористические произведения . Комичность как основа сюжета.Герой произведения. М.М.Зощенко «Великие путешественники» | 1 | 0 | 0 | 5.04 | Устный опрос; |
84. | Произведения о детях . Определение главной мысли произведения Определение последовательности событий в произведении. План Н.Н.Носов «Федина задача» | 1 | 0 | 0 | 7.04 | Устный опрос; |
85. | Н.Н.Носов «Телефон» | 1 | 0 | 0 | 11.04 | опрос; |
86. | В.Ю.Драгунский «Друг детства» Произведения о детях . Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. | 1 | 0 | 0 | 13.04 | Устный опрос; |
87. | Обобщение. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» | 1 | 0 | 0 | 14.04 | Устный опрос; |
88, 89 | Внекл.чтение«Любимые книги – любимые писатели» Ю.И.Ермолаев «Проговорился» | 1 | 0 | 0 | 18,20.04 | Устный опрос; |
90. | Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» | 1 | 0 | 0 | 25.04 | Устный опрос; |
91. | Р.Сеф «Веселые стихи» | 1 | 0 | 0 | 27.04 | Устный опрос; |
92, 93 | Обобщение По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» Произведения о детях . Дети —герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы»,«Дети на войне» | 1 | 0 | 0 | 28.04. 2.05 | Устный опрос; |
94 | Внекл.чтение«Глаз видит далеко, а ум дальше». «Храбрый Персий» Древнегреческий миф | 1 | 0 | 0 | 4.05 | Устный опрос; |
95. | Зарубежная литература . Круг чтения: литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари.Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок | 1 | 0 | 0 | 5.05 | Устный опрос; |
96. | Зарубежная литература . Круг чтения: литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари. Литературный герой, персонаж, характер Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок | 1 | 0 | 0 | 11.05 | Устный опрос; |
97. | Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок | 1 | 0 | 0 | 12.05 | Устный опрос; |
98, 99, 100 | Зарубежная литература. Круг Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский. Обобщение. Зарубежная литература | 3 | 0 | 0 | 16,18, 19.05 | Устный опрос; |
101-102. | Обобщение. Повторение пройденного за год. | 1 | 0 | 0 | 23,25.05 | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 0 | 0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Цифровые образовательные ресурсы
Компакт-диск «Искусство древнего мира»
Компакт-диск «Комната сказок»
Компакт-диск «ОБЖ. Улица полна неожиданностей»
Компакт-диск «Путешествие в прекрасное»
Компакт-диск «Сказка про сказку»
Компакт-диск «Мифы Древней Греции»
Демонстрационные наглядные пособия
Таблицы демонстрационные «Литературное чтение 4 класс» Портреты писателей
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор
Колонки
1