СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №2»
МО «Кабанский район» Республики Бурятия
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей Заместитель директора Директор МБОУ
_______________________ по УВР _____________ «Селенгинская СОШ №2»
Протокол №______ __________ А.С.Асламова
от «___» __________ 2020г «___» __________ 2020г
Руководитель МО _______ «___» _____________ 2020г
Рабочая программа
по учебному предмету «Литературное чтение»
начального общего образования
на 2020-2021 учебный год
4 класс
Составила: Павлова Л.В.
Учитель начальных классов,
высшая категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" в 4 классе разработана в соответствии:
с Законом Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в РФ»,
Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Селенгинская СОШ №2»
Примерной программой по курсу «Литературное чтение» (1 – 4) и УМК автора Матвеевой Е. И. (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова М., Вита-пресс, 2010 г
В учебном плане на изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе начальной школы отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Системообразующие задачи РО: формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. В области литературы это задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, раскрытием «чувства художественного слова», литературного вкуса.
В процессе разработки методологических основ программы основной акцент делается на диалогической «встроенности» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемой особым подбором изучаемых произведений.
Восприятие и понимание учащимися текста происходит на ином уровне при условии создания на уроках литературного чтения атмосферы духовности и творчества. Такую атмосферу можно создать только при помощи особого подбора литературных текстов. Это является основным фактором в процессе формирования подлинной читательской деятельности ребенка, несущей в себе элемент творчества.
Литература представляет собой особый способ видения мира. Приобретение этого способа - главное событие в процессе становления читательской позиции. Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь «призму» литературного произведения является «тщательное» чтение. «Тщательное» чтение соотносится с понятием творчества. Ему уделяется много внимания авторами эстетических курсов. Творчество всегда диалогично: оно предполагает позицию «другого». Творчество сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей позиции в ответ на явленную точку зрения «другого».
Теоретическими концентрами программы является освоение ведущих литературоведческих понятий на протяжении всего курса литературного чтения и литературы. Эти понятия концентрируют вокруг себя весь рабочий материал по урокам, рассматривают его в процессе решения учебных задач курса.
Программа располагает системой заданий на «открытие» смыслов понятий, которые не даются в готовом виде. Вначале ученики лишь интуитивно улавливают кодовую систему текста, затем открывается смысл понятия. Ученики, работая с текстами, «оформляют» самостоятельно открытый прием, пробуют его применить в творческой работе, а в заключение формулируют и фиксируют его определение в речи. Такой ход видится нам наиболее продуктивным, так как ученики не перегружаются механическим запоминанием литературоведческих терминов, не анализируют тексты ради натаскивания, а наоборот, проникая в мастерскую авторов, становятся как бы соучастниками описываемых явлений, событий. Одновременно, проникая в смысл произведений, они исследуют и стилистическую сторону текста. Понятия осмысливаются в процессе совместной исследовательской деятельности, в дальнейшем они «оседают» в сознании ребенка и становятся специфическими формами мышления.
Все тексты программы структурированы особым образом, в соответствии с разворачиваемым содержанием курса, который поделен на разделы. Каждый раздел знакомит учеников с определенным набором текстов, посвященных блоку тем. Каждый блок тем логично рассматривает тексты для ребенка и для взрослого, а затем завершается рубрикой для самостоятельного дополнительного чтения "Читай, удивляйся, размышляй!"
Система развивающего обучения направлена на организацию учебной деятельности, которая способствует формированию таких особенностей субъекта, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность, способность к самопознанию и рефлексии.
Цели и задачи
Цель: обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение "смыслов" литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
Достижение данной цели предполагает решение:
1) образовательных задач:
развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
развитие способности творческого "видения" смыслов художественного текста;
открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок
для постижения сущности изучаемого предмета;
2) развивающих задач:
развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
развитие коммуникативных способностей;
развитие речи;
3) воспитательных задач:
" формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
" воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.
Основные требования к уровню подготовки
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацеливает на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (УУД) и предметных результатов. Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.
К концу начальной школы предполагается достижение следующих результатов:
личностных:
– овладение основами умения учиться;
– способность к организации собственной деятельности
– познавательная мотивация к учению, любознательность, активность, заинтересованность в познании окружающего мира;
– чувство сопричастности с жизнью семьи, общества, своего народ, Родины;
– толерантность по отношению к представителям разных народов, культур, конфессий;
– готовность действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– выполнять правила здорового и безопасного для себя и других образа жизни;
– представление о ценности терпения и терпимости, доброте, жестокости, истинном и ложном героизме, уважении традиций разных народов, красоты, искусства и творчества;
– сформированное эстетическое чувство по отношению к произведениям художественной культуры.
предметных:
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся овладеют способами:
– синтагматического чтения вслух; чтения про себя;
– анализа и интерпретации произведений разной жанровой специфики;
– сравнительного анализа двух (более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
– самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;
– отличать по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;
– определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
– разбивки литературного текста на микротемы и составления по микротемам плана произведения;
– пересказа сюжета литературного произведения;
– в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирование фрагмента произведения; создания презентационного выступления;
– самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;
– выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;
– создания нового текста по модели, по теме, предложенной проблеме, по выбору;
– создания монологического высказывания;
– создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.
2. Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся овладеют:
– опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;
– умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;
– способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;
– способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;
– способами характеристики персонажей, их поступков;
– способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;
– способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;
– способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста
3. Творческая деятельность
Учащиеся научаться:
– создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзывы, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);
– редактировать собственный текст;
– интерпретировать произведений: интонированию, чтению по ролям, драматизации, иллюстрированию, прогнозированию, созданию «виртуального» мультфильма и др.;
– создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;
– создавать презентации по результатам исследования произведений;
– проектировать свою деятельность;
– создавать творческие портфолио по результатам своей читательской, исследовательской, творческой деятельности.
1. Познавательные
Учащиеся научатся:
– находить и выделять необходимую информацию в различных источниках;
– сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
– устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
– строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
– использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
– классифицировать объекты на основе заданного параметра;
– определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения разными способами.
2. Регулятивные
Учащиеся научатся:
– планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;
– уточнять формулировки задач; выдвигать и проверять гипотезы;
– оценивать результат деятельности на основе критериев;
– находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;
– видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;
– высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;
– определять причин своих и чужих недочетов и подбор специальных заданий для их устранения;
– сравнивать характеристики запланированного и полученного результата;
– выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;
– сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материала для отработки способа действия и творческих работ;
– редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;
– определять границы собственного знания / незнания.
2. Коммуникативные
Учащиеся научатся:
– понимать позиции разных участников коммуникации;
– задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;
– осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);
– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией;
– владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;
– сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
– учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;
– проявлять интерес к различным точкам зрения;
– аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;
– создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;
– создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-аудиозаписи.
Содержание обучения
Часть первая. Детства чудная страна
Раздел I. Когда сбываются мечты… (22часа)
Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе. Творчество ребенка, создающего свою Страну Детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Грустное и веселое в детстве – одна из основных тем поэтов и писателей.
Раздел II. Детские пристрастия(21 час )
Тема детских интересов, увлечений, пристрастий. Способы изображения увлечений персонажей в произведениях разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности. От автора к читателю, от читателя к автору
Раздел III. Штрихи к портрету (22 часа)
Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения.
Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье (9 часов)
Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов.
В. А. Лалетина «Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку...»; У. Эко (перевод с английского А. Е. Костюкович) «Имя Розы» (отрывок); В. Д. Берестов «Итак, библиотека, картотека…»; А. А. Лиханов «Детская библиотека» (отрывок); А. А. Ахматова «Из цикла «В Царском Селе» (отрывок); М.
Я. Басина «В садах Лицея (глава «Любимые творцы»); В. Д. Берестов «Книжный магазин».
Часть вторая. «Все мы – родом из детства»
Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики… (21 час)
Образ истинного и ложного героизма. Тема подвига. Отношение к совершенному поступку персонажа. Способы выражения авторской позиции в разных произведениях. Ю. Д. Левитанский «Кораблик»; Г. Х. Андерсен (перевод с датского А. Ганзена) «Стойкий оловянный солдатик»; Н. С. Гумилёв «Капитаны»; Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася»; И. Уткин «О героях»; О. Генри (перевод с английского Н. Дарузес) «Вождь краснокожих»; М. И. Цветаева «Из цикла «Ока» (отрывок), «Мама на даче»; О. О. Дриз «Три капитана», А. Т. Аверченко «Предводитель Лохмачев».
Раздел II. Уроки детства (17 часов)
Изображение в произведениях «проступков», ошибок персонажей, способов исправлениях совершенных ошибок. Тема взамопонимания и взаимопомощи персонажей друг к другу. Воспитание словом и делом. Тема понимания в отношениях взрослых и детей, родных и чужих.
Раздел III. «Микрогеография» детства (15 часов)
Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства, детских воспоминаний. Переживаний, счастливых моментов. Тема материнства. Тема памяти.
Раздел IV. Куда уходит детство? (8 часов)
Тема взросления человека. Образ Страны детства, созданный в произведениях разных авторов. Отношение к персонажам, живущим в этой стране.
Тема взросления читателя. Качества современного читателя.
Национально-региональный компонент
Рабочая программа составлена с использованием интегрированных уроков, содержащих национально-региональный компонент.
На региональный компонент выделяется 10-15% времени, что создает условия для т свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса. При составлении тематического планирования ввожу региональный компонент на основе краеведческого материала, что способствует привитию интереса к своей области, как части России, развитию способностей учащихся понимать и оценивать природные и социальные явления и процессы.
В системе образования актуальна проблема формирования, развития личности, способно усвоить несколько культур, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых социальных условиях на основе сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важных принципов в образовании становится принцип региональности, который заключается в опоре на культурные ценности, национальные традиции, нравственно-этические правила своего народа, а также на понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих в Республике Бурятия.
Национально-региональный компонент в программе по литературному чтению предполагает обратиться к книге для чтения «Тоонтонютаг» которая имеет цель: приобщение учащихся к богатствам фольклора народов республики Бурятия, к художественным произведениям детских писателей и поэтов нашего края.
Основополагающими являются задачи:
- формирование у младших школьников интереса к культуре народов нашего региона, чувства уважения к национальным традициям, обычаям;
- Усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета – произведений фольклора и детской литературы.
Важными критериями отбора произведений являются их соответствия возрастным особенностям и интересам учащихся и доступность по проблеме.
Национальный региональный компонент в программе по литературному чтению предполагает обратиться к изучению устного народного творчества бурятского, монгольского народов к их сказкам, пословицам и поговоркам. Знакомство учащихся младших классов с устным народным творчеством бурятского народа имеет большое значение. Устное народное творчество бурят возникло в глубокой древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа.
В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство человека, выражен народный оптимизм. Бурятские и монгольские сказки делятся по жанрам на сказки волшебно – фантастические, бытовые, о животных. Во многих бурятских сказках есть признаки мифа, т.е. объяснение мира. Дети должны понять, что в мифологии сибирских народов, в том числе у бурят, есть духи леса, воды, гор, человек должен жить с ними в мире, не нарушать покой природы, так детям с малых лет внушалась идея гармонии человека и природы. Добрые духи показывают свою силу живущим на земле, а это противоестественное желание.
В бурятских народных сказках мораль всегда справедлива, осуждает глупость, жестокость, об этом свидетельствуют народные сказки. Буряты, веками занимавшиеся скотоводством и охотой, создали огромное кол-во произведений, насыщенных массой наблюдений за повадками домашних и диких животных. Особенно много сказок о лисьей хитрости и собачьей преданности.
Великолепен образ мудрого, находчивого и неунывающего Будамшу в бурятских народных сказках. Наделяя своего любимого героя качествами, которые присущий человеку, борющемуся с нуждой и нищетой, ведущему борьбу за кусок хлеба, народ верил, что такой человек должен быть во всех отношениях выше своих врагов, которые присваивают плоды чужого труда. Вот эта житейская мудрость доказанная самой жизнью, борьбой народа против несправедливости, сформировал вот такой художественный образ.
Изучение литературы Бурятии начинается немыслимо без изучения народных пословиц и загадок. Бурятские народные пословицы имеют аналоги и в русском фольклоре. В пословицах отражается огромный жизненный опыт, обобщаются многолетние наблюдения над жизнью.
Бурятские народные загадки представляют замысловатое описание предмета или явления предлагаемые с целью испытания сообразительности, они развивают способность к поэтической выдумке.
Сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни выражают глубокую народную идею – победу добра над злом, в фольклоре народов нашего региона отражаются национальные черты характера: спокойный нрав, уважение к старшим, любовь к родной земле, трудолюбие, смелость, находчивость, ум и т.д.
В книгу «Тоонтонюнаг» вошли нравоучительные рассказы из жизни детей.
Особое место в книге отводится произведениям бурятских писателей и поэтов о родном крае, о его красотах, об обычаях и традициях бурятского народа. В традиционной буряткой культуре в дни Сагаалгана, во время летних игр происходит состязания улигершинов- сказителей, отгадывание загадок и рассказ о своей родословной.
Таким образом, изучение произведений, введенных в национально – региональный компонент, предполагает развитие художественно – творческих способностей младшего школьника: это создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям. Эта деятельность развивает их эстетический вкус, повышает культуру речи, формирует творческое воображение, содействует воспитанию трудолюбия, самодисциплины.
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока. (№ заданий учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Творческая работа
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
Дата | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||
Книга первая «Детства чудная страна» | ||||||
Раздел I. Когда сбываются мечты… | ||||||
1 1 ч | Вводный урок. Детские мечты… Как о них рассказать? Б. Заходер. Считалия. У – с.3-7
| Знакомство с учебником. Тема мечты в произведениях разных авторов. Считалки. | Стартовая проверочная работа (Т - №1) Интонирование стихотворения, игра.
| Ориентируется в литературоведческих понятиях и терминах. Читает выразительно поэтическое произведение. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – эпиграф | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. |
2-4 3 ч | «Приметы детства». О.О. Дриз. Семицветная страна; Ю.П. Мориц. Это очень интересно; А. Мелякова. Мои мечты. У – с.7-10 Т - №2 | Реализация авторского замысла в художественных образах детства. «Приметы детства». Разные способы изображения этих примет. Творчество ребёнка, создавшего свою Страну детства. Настроение. Тон произведения. | Сочинение в любом жанре (рассказ, сказка, стихотворение) «Моя Страна детства» Т - №2 | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах. К. Формулировать собственное мнение и позицию.
| Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
|
5-7 3 ч | Зачем и для кого В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке? В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. У – с.10-22 | Изобразительные средства создания сказочной страны. Фантастическое и реальное в сказке. Особенности жанра сказки. Описание табакерки. Путешествие по сказочной стране. |
| Устно передаёт содержание текста по плану. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – фантастическое произведение | П. Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями.
|
8 1 ч | О чём в детстве мечтали взрослые? В.Д. Берестов. Исполнение желаний. У – с.22-23
| Образ детских желаний в поэтическом произведении. Тон стихотворения. |
| Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Читает выразительно поэтическое произведение. | П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
9-11 3 ч | Мечта как особый случай. Странное желание ребёнка. В. Иванова. Трудный случай. У – с.24-30 | Событие в рассказе. Переживания героя, способы их изображения в произведении. Настроение. «Урок», полученный героем. |
| Участвует в диалоге: понимает вопросы собеседника и отвечает на них в соответствии с правилами речевого этикета. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – событие | П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Владеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. | Полноценное восприятие художественной литературы.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
12-13 2 ч | Если бы… Пора, когда возможным становится всё…Тема мечты в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора. У.Д. Смит. Слон; Шэл Силверстейн. Если я был бы; У – с.30-32
| Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Изобразительные приёмы автора. Тон рассказа, настроение героев. Диалоговый характер юмористических стихотворений о мечте. | Миниатюра «Если бы я был (а)…» | Читает выразительно поэтическое произведение. Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях –изобразительные средства | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий.
Эмоциональная отзывчивость на прочитанное.
|
14-16 3 ч | Счастливые ощущения своего «Я» в Детской стране. С. Чёрный. Невероятная история; М. Агафонова. Хорошо быть маленьким; М.И. Цветаева. Мирок. У – с.32-42 Т - №3; №4 | Грустное и весёлое в детстве – одна из основных тем поэтов и писателей для создания образов детства. Сюжет и композиция повествовательного произведения. Основная мысль произведения, выражающая позицию автора. Описание героя. Портрет. Основные фрагменты сюжета. Лирическое стихотворение о детстве. |
| Читает выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Участвует в диалоге: понимает вопросы собеседника и отвечает на них в соответствии с правилами речевого этикета. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – рассказ, конфликт, художественный образ | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника. | Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях.
|
17-18 2 ч | Я и Пушкин… Пейзажная лирика поэта и тема творчества. А.С. Пушкин. Осень. У – с.43-45 Т - №5, №6 | Описание осени (пейзаж). Отношение поэта и героя к осени и творчеству. Рождение поэтического «Я» в момент вдохновения. Образ вдохновения. Изобразительные средства его создания. Метафора творчества. | Миниатюра на одну из тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…» (Т - №5) | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – строфа, лирическое произведение | П. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа, составлять план. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
19-21 3 ч | Уроки-рефлексия. Чтение творческих работ. Обсуждение и анализ сочинений. У – с.46-56 (раздел «Читай, удивляйся, размышляй!») Т - №7 | Критерии сочинения-миниатюры (Т - №7). |
| Сравнивает свои ответы с ответами одноклассников и оценивает своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения.* Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – рассуждение | П. Строить рассуждения в форме простых суждений. Р. Составлять план и последовательность действий. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы |
Раздел II. Детские пристрастия. | ||||||
22 1 ч | Вводный урок. В чём заключаются секреты детства? У – с.58-59 МП – с.82-83
| Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. | Миниатюра на тему «Кто такие дети?» (Т - №8) | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Строить сообщения в устной форме. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
23 1 ч | Особенности детской поры. Отношение взрослого к своему детству. Образ поэта Н.С. Гумилёва и образ героя в лирическом стихотворении. Н.С. Гумилёв. Детство. У – с.59-61 | Разные способы представления пристрастий. Образ поэта. Образ героя. Лирические воспоминания. |
| Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Участвует в диалоге: понимает вопросы собеседника и отвечает на них в соответствии с правилами речевого этикета. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого характера. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
| Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий.
Самооценка на основе успешности учебной деятельности.
|
24-26 3 ч | Автор размышляет о детстве. В.Ю. Драгунский. Что я люблю…, …И чего не люблю. У – с.61-65 Т - №9 | Тема утверждения своего «Я» героем литературных произведений. Герой-рассказчик. Авторское размышление. | Миниатюра на тему «Что я люблю», …И чего не люблю» | Читает про себя: осознаёт прочитанный текст, выделяет в тексте логические части; отвечает на вопросы, используя текст. Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – герой-рассказчик | П. Обработка информации (определение основной и второстепенной информации). Р. Соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе |
27-29 3 ч | Внутренний мир героя… Ю.Д. Левитанский. Что-то случилось…; А.А. Лиханов. Магазин ненаглядных пособий. У – с.65-79 | Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний. Воспоминание. Герой-рассказчик. |
| Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Анализирует особенности авторских выразительных средств, соотносит их с жанром произведения. Пересказывает произведение с учётом всех сюжетных линий. | П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий.
|
30-33 4 ч | Волнующая тема. Зачем детям знать о деньгах? В.Д. Берестов. Деньги в детстве; А.Т. Аверченко. Серёжкин рубль. У – с.79-93 Т - №10 | Тема денег. Изображение события в «жизни» героя-ребёнка. Стихотворение-воспоминание. Рассказ. Внутренний мир героя и автора. Повествователь. |
| Конструирует монологическое высказывание, логично и последовательно строит его, выбирает выразительные средства языка. Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях –внутренний мир героя, повествователь | П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру |
34-37 4 ч | Весёлое и грустное в детстве… В. Шульжик. Грустный клоун; С. Чёрный. Счастливый карп. У – с.93-104 Т - №11 | Тема весёлого и грустного в детстве – одна из самых популярных тем детской литературы. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. |
| Читает выразительно поэтическое произведение. Составляет план текста: делит его на части, определяет микротемы каждой части, озаглавливает их; пересказывает текст по плану. | П. Поиск и выделение необходимой информации в художественном тексте. Делить текст на смысловые части, составлять план текста. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
38 1 ч | «Момент высшей радости». С. Чёрный. В раю. У – с.104-106
| Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нём. |
| Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – рассказчик-повествователь | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.
| Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях.
|
39-40 2 ч | Урок-рефлексия. Беседа (конференция) по произведениям учебника (раздел II) У – с.57-106 Т - №13 МП – с.104 | Самое впечатляющее художественное произведение. Составление отзыва о нём. | Сочинение на одну из тем: «Райский денёк»; «Райское местечко» (Т - №12). | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
Раздел III. Штрихи к портрету. | ||||||
41 1ч | Вводный урок. Сочинение по предложенной теме. Чтение и анализ работ. У – с.108-109 | Чудеса детства. Описание человека. Критерии сочинения-рассуждения. | Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?» Т - №14 | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий.
Самооценка на основе успешности учебной деятельности |
42 1 ч | Чем впечатляет портрет детского поэта? О.О. Дриз. Мой портрет. У – с.109-111 Т - №15
| Портрет и автопортрет |
| Читает выразительно поэтическое произведение. Конструирует монологическое высказывание, логично и последовательно строит его, выбирает выразительные средства языка.
| П. Осуществлять анализ текста с выделением существенных и несущественных признаков объектов. Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру |
43-44 2 ч | Литературный автопортрет. А.С. Пушкин. Вы просите у меня мой портрет…; С. Чёрный. Детям. У – с.111-114 Т - №16
| Словесный портрет и автопортрет. |
| Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.
| П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
45-47 3 ч | Портреты героев в рассказе. А.П. Чехов. Детвора. У – с.115-123 Т - №17 | Использование художественной детали для создания словесного портрета. Сравнение. Портрет героя произведения. Внутренний мир героя. |
| Составляет план текста: делит его на части, определяет микротемы каждой части, озаглавливает их; пересказывает текст по плану. | П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
48 1 ч | Что есть красота? Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. У – с.123-125 | Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Событие в лирическом стихотворении. |
| Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Читает выразительно поэтическое произведение.
| П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Делить текст на смысловые части, составлять план текста. Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Принятие образа «хорошего ученика». Способность к оценке своей учебной деятельности. |
49-52 4 ч | Сцены из детской жизни. С. Чёрный. Приготовишка; М.Я. Бородицкая. Первоклассник; М.И. Цветаева. Наши царства; Л.Н. Толстой. Ивины. У – с.125-139 | Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Конфликт в рассказе. Настроение героев и автора. Диалог героев в эпическом и лирическом произведениях. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю своё отношение к героям в повествовательном тексте. Словесный портрет. Речь героев. Герой-рассказчик. Его внутренний мир. | Миниатюра на одну из тем: «Незабываемый портрет»; «Мой портрет» (Т - №18). | Конструирует монологическое высказывание, логично и последовательно строит его, выбирает выразительные средства языка. Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – портрет | П. Осуществлять синтез как составление целого из частей. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе |
53 1 ч | Образ необычного рая. Б.Ш. Окуджава. Рай. У – с.139-140 | Прямое и переносное значение слова. Мифологический сюжет стихотворения. |
| Читает выразительно поэтическое произведение.
| П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого и исследовательского характера. Р. Отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе |
54 1 ч | Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради (Т - №19). | Мои впечатления. Странички из дневника. | Т - №19 |
| П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. |
Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье. | ||||||
55 1 ч | Вводный урок. Выступления учеников с презентацией любимой книги. Анализ и обсуждение презентации. У – с.142-143 | Роль книги в жизни человека. Критерии презентации. Особенности жанра. | Сочинение-презентация любимой книги, Т - №20, №21 | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Р. Оценивать правильность выполнения действия. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
56-57 2 ч | Встреча с книгой. В.А. Лалетина. Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку…; М.И. Цветаева. В субботу. У – с.143-145 | Чудо общения с книгой. |
| Читает выразительно поэтическое произведение.
| П. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
58-60 3 ч | Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства». У. Эко. Имя Розы; В.Д. Берестов. Итак, библиотека, картотека… У – с.145-152 | Художественный образ «храма науки и искусства». Скрипторий – средневековая библиотека. Образ книжного мира, книжного шкафа. |
| Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – описание | П. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Р. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе |
61-64 4 ч | Детские читательские пристрастия. А.А. Лиханов. Детская библиотека; А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе»; М.Я. Басина. В садах Лицея». У – с.152-165 | Художественный образ «храма науки и искусства». Читательские интересы авторов. Способы изображения этих интересов. Пушкин и его книжные пристрастия. Образ А.С. Пушкина, созданный в лирическом стихотворении. |
| Читает выразительно поэтическое произведение.
| П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Принятие образа «хорошего ученика». Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе |
65-68 4 ч | Урок-рефлексия. Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!». Чтение и обсуждение сочинений. У – с.166-174 Т - №23 | Самое интересное произведение учебника. Критерии школьного-сочинения-отзыва. | Сочинение-отзыв о стихотворении «Книжкина колыбельная», Т - 23 | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
69 1 ч | Итоговая поверочная работа №1 по первой части учебника Т - №24 |
| Сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника Т - №24 | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом жанром. | П. Строить сообщения в письменной форме. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Способность к оценке своей учебной деятельности. |
70 1 ч | Итоговая творческая работа Т - №25 |
| Сочинение в любом жанре (рассказ, стихотворение, сказка, история и др.) на тему «Моя Страна детства» Т - №25 | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Строить сообщения в письменной форме. Р. Принимать и сохранять учебную задачу. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Способность к оценке своей учебной деятельности. |
Книга вторая «Все мы – родом из детства» | ||||||
Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики | ||||||
71 1 ч | Вводный урок. Подготовка к путешествию. У – с.3-4
| Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. | Стартовая проверочная работа Т - №1 |
| П. Строить сообщения в письменной форме. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. |
72-74 3 ч | Путешествие. Ю.Д. Левитанский. Кораблик; Г.Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик; Б.Ш. Окуджава. Бумажный солдатик. У – с.6-18 | истинные и ложные «герои». Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребёнком-фантазёром. Событие-желание в лирическом стихотворении. Биография писателя. Очерк о сказочнике. Строфа. | Устное сочинение «Куда нам плыть?» | Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – изобразительные средства | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. |
75-77 3 ч | Истинные и ложные герои. Н.С. Гумилёв. Капитаны; Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася; В.А. Бахревский. Светлячок. У – с.18-32 Т - №2 | Поэзия о героях-романтика. Образ капитанов: изображение героики морских сражений, качеств характера. Ритмика стихотворения, тон. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребёнком-фантазёром. Портрет персонажа, художественная деталь портрета. |
| Читает выразительно поэтическое произведение. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – художественный образ, портрет, художественные детали | П. Составлять план текста, уметь передавать содержание текста в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций.
| Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
78-79 2 ч
| Любимые места. М.И. Цветаева. Из цикла «Ока»; М.И. Цветаева. Мама на даче. У – с.32-35 Т - №3 | Поэзия детства. Шуточное стихотворение. Игровые повторы. Лирическое стихотворение-воспоминание. Описание. |
| Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – лирическое стихотворение | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «семья», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
80-82 3 ч | Игры, которые становятся жизнью… А.Т. Аверченко. Предводитель Лохмачёв; Б.В.Заходер. Неужто вы могли забыть? У – с.35-51 Т - №4, 6 | Юмористический рассказ. Повествование. Эпическое произведение. Сюжет. Система персонажей. Система жизненных ценностей. | Сочинение-фантазия: «Я - …» Т - №5 | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях –повествование, рассказ (эпическое произведение), идея | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе |
83-85 3 ч | Давайте поиграем в рыцарство! В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене. У – с.51-63 Т - №7 | Драматическое произведение. Пьеса. Конфликт. Действие. Реплика. | Драматизация. Сочинение в любом жанре на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история». | Инсценирует художественное произведение (его части): читает по ролям, участвует в драматизации; передаёт особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, тембр, интонация речи, мимика, жесты). Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – драма, пьеса, конфликт, реплика | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. |
86 1 ч | Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради |
| Проверочная работа Т - №8 | Участвует в диалоге: высказывает свою точку зрения, выслушивает мнение одноклассников. | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
87-88 2 ч | Чтение произведений из раздела «Читай, удивляйся, размышляй!» У – с.64-82 Т - №9 |
| Проект «Наш альманах» У – с.82 | Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – тема, жанр | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Способность к оценке своей учебной деятельности. |
Раздел II. Уроки детства. | ||||||
89 1 ч | Художественные произведения, в которых авторы специально описывают событие, где герой входит в противоречие с другими героями или с самим собой. у – с.84-85
| Произведения, в которых герой стоит перед выбором в жизни, он совершает поступок (проступок), осмысливает его как «жизненный урок». | Сочинение-воспоминание на одну из тем: «Этот случай мне запомнился навсегда»; «Я провинился (ась)…»; «Теперь я понимаю, как стоит поступать». Т - №10 | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – тема, основная мысль (идея) | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. |
90 1 ч | Счастливое воспоминание о школе. Лирическое стихотворение А.С. Пушкина «В начале жизни школу помню я…» У – с.86-88 | Лирическое воспоминание. Мифологические образы в стихотворении. Настроение переживание лирического героя. |
| Читает выразительно поэтическое произведение.
| П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
91-92 2 ч | Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец». У – с.88-89 | Лирическое стихотворение. Учитель и ученик. Впечатление-интерпретация. впечатление-анализ. |
| Читает выразительно поэтическое произведение.
| К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру |
93-94 2 ч | Чему научил зимний дуб взрослого и ребёнка? Ю.М. Нагибин. Зимний дуб. У – с.89-107 | Тема вечности и скоротечности жизни. Отличие школьного урока от «урока жизни». Описание зимнего дуба. Диалог героев. Черты характера человека, проявляющиеся от соприкосновения с миром природы – миром вечности. |
| Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.
| П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. |
95 1 ч | Почему человек и дерево – родственные души? А.А. Фет. Одинокий дуб. у – с.107-109 | Тема связи человека с природой. Способы раскрытия авторского отношения к «событию», описанному в лирическом произведении. | Сочинение-прогноз: допиши строку автора «Я знаю, что деревьям, а не нам…» МП – с.191-193 | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – риторический вопрос | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Самооценка на основе успешности учебной деятельности |
96-99 4 ч | Зачем ребёнку дарят неразменный рубль? Н.С. Лесков. Неразменный рубль. У – с.109-128 Т - №11 | Тема совершения ошибки, осознания и исправления её. Святочный рассказ. Евангельская тема рассказа. Легенда и сон как авторские приёмы, способы показа становления личности ребёнка. Тема выбора в жизни человека. Повествование в рассказе. Сюжет и композиция. |
| Находит и выделяет необходимую информацию в словарях –эпическое произведение, экспозиция | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе |
100-101 2 ч | Тепло дерева – тепло человеческого сердца… Как его ощутить? А.А. Фет. Учись у них – у дуба, у берёзы…; В.Д. Берестов. Сердцевина. У – с.128-130 | Тема любви и понимания. Тема близости человека и природы. Родство дерева и человека. Пути осознания этого родства. | Сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором» У – с.129 Т - №12 | Создаёт письменный отзыв: определяет тему своего будущего письменного высказывания (о чём бы я хотел сказать). | П. Строить сообщения в письменной форме. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
|
Раздел III. «Микрогеография» детства. | ||||||
102-103 2 ч | Вводный урок. Ю.Д. Левитанский. Воспоминание о скрипке; В.Д. Берестов. Новая песенка. У – с.133-136 | Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства | Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво». Т - №13,14 | Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Создаёт письменный текст-рассуждение, отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Строить сообщения в письменной форме. Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; понимания чувств других людей и сопереживание им. |
104-106 3 ч | Переживания детства. Самые яркие впечатения ребёнка. В.А. Бахревский. Бабочка; К.Д. Бальмонт. Бабочка; У – с.136-142 Т - №15 | Тема детства. Тема памяти. Сюжет и композиция произведения. Несколько планов рассказа, концентрирующих основной смысл произведения. Образ ночных бабочек – самое яркое воспоминание о детстве. |
| Читает выразительно поэтическое произведение.
| П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; понимания чувств других людей и сопереживание им. Принятие образа «хорошего ученика» |
107 1 ч | Воспоминания поэта о детстве. И.В. Одоевцева. На берегах Невы. У – с.142-148 | Тема материнства. Мемуары. Рассказ поэта, записанный его ученицей. |
| Читает выразительно прозаическое произведение. | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; понимания чувств других людей и сопереживание им. Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
108-110 3 ч | Зачем человеку писать воспоминания? А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок); В.П. Авенариус. О Пушкине. Отроческие годы Пушкина; А.С. Пушкин. Царское Село. У – с.149-163
| Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Способы изображения героя, его поступков, жизненных событий в жанре воспоминаний. |
| Читает выразительно поэтическое произведение. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – биографический очерк | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями.
Самооценка на основе успешности учебной деятельности |
111-113 3 ч | Дневниковые записи – память о прошлом. М.М. Пришвин. Времена года; В.А. Лалетина. Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик; В.Д. Берестов. Одуванчики. У – с.163-167 | Поэтическое воспоминание о детстве. Одна тема – разные способы её воплощения в произведениях писателей и поэтов. Жанр записок. |
| Читает выразительно поэтическое произведение. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – дневник | п. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Вести устный диалог, слушать собеседника.
| Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. |
1114-115 2 ч | Кто возвращается в детство? М.И. Цветаева. Курлык; М.М. Пришвин. Дитя. У – с.167-168 Т - №16 | Поэтическое воспоминание о детстве. | Сочинение-ответ на вопрос по рассказу М.М. Пришвина «Дитя» Т - №16 | Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Создаёт письменный текст, отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – рассуждение | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
Раздел IV. Куда уходит детство? | ||||||
116 1 ч | Вводный урок. Дети и взрослые. У – с.170-171 | Обобщённый образ детства, созданный поэтами и писателями.
| Сочинение-миниатюра на одну из тем: «Кто такие взрослые?»; «Как стать взрослым?» (написать на листочках)
| Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. |
117-119 3 ч | Рождение новых образов детства. Ю.Д. Левитанский. Дети; И. Бардин. Трудная пора. У – с.171-174
| Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Обобщённый портрет детства. |
| Читает выразительно поэтическое произведение.
| П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе |
120-121 2 ч | Прелести детства. М. Агафонова. Ноты под листочками музыкантов ждут; С. Павлютина. Земляничный рай. У – с.174-177 | Отношение взрослых к детям и детству. Отношение детей к детству. Тема взросления в творчестве авторов. Тема прекрасного, сказочного в творчестве поэтов. |
| Читает выразительно поэтическое произведение.
| П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. |
122-123 2 ч | Романтика детства. В.П. Крапивин. Серая мгла редела… У – с.177
| Приёмы изобразительности, помогающие авторам создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний. |
| Читает выразительно поэтическое произведение.
| П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Самооценка на основе успешности учебной деятельности |
124 1 ч | Урок-рефлексия. Куда уходит детство? Б.Ш. Окуджава. Давайте восклицать… | Мой уровень чтения. Мои читательские пристрастия. |
| Читает выразительно поэтическое произведение.
| П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. |
125 1 ч | Итоговая работа по чтению. Т - №17, с.57-60
|
|
| Работает с учебным текстом, прочитанным самостоятельно: определяет его цель, тему, главную мысль; самостоятельно оценивает ход и результат выполнения задания. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Освоение личностного смысла учения. |
126 1 ч | Итоговая творческая работа У – с.178 Т- №18, с.60-61
|
| Сочинение-рассуждение на тему «Я – читатель!» У – с.178 | Создаёт письменный текст-рассуждение, отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Освоение личностного смысла учения. |
127 1 ч
| Анализ и обсуждение итоговых работ. У – с.179-180 |
|
| Участвует в диалоге: высказывает свою точку зрения, выслушивает мнение одноклассников. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. |
128-136 | Резерв – 9 ч |
|
|
|
|
|
Учебно-методические средства обучения
Реализовать поставленные задачи учителю поможет учебно-методический комплект «Литературное чтение», включающий
1) учебники
«Литературное чтение» - Вита-Пресс, 2013, 4 класс
2) методическое пособие Е.И.Матвеева «Обучение литературному чтению в начальной школе 2 класс»; Вита-Пресс, 2012,
3) рабочие тетради; «Литературное чтение» - Вита-Пресс, 2013, 4 класс (в 2-х частях)
4) проверочные;
Дополнительная литература
1.Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, 2010 г.
2. Е.И. Матвеева. Методическое пособие «Обучение литературному чтению в начальной школе», 4 класс.
3. Е.И. Матвеева. Литературное чтение, 2 части, 4 класс.
4. Е.И. Матвеева. Тетрадь по литературному чтению, 2 части, 4 класс.
5. Матвеева Е. И., Панкова О. Б., Патрикеева И. Е. Деятельностный подход на уроках литературного чтения в условиях перехода на новые образовательные стандарты. – М.: Московский центр качества образования, 2010.
6. Матвеева Е. И., Панкова О. Б., Патрикеева И. Е. Формирование системы критериального оценивания в начальной школе. – М.: Московский центр качества образования, 2010.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. 4-е издание, переработанное, Москва «Просвещение» 2012 г.
8. ФГОС. Примерные программы по учебным предметам, 2010 г.
9. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2011 г.
10. ФГОС. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе, Москва «Просвещение» 2011 г.
Средства контроля
Система оценивания результатов обучения млад младших школьников
Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, положенным в основу ФГОС, программа по литературному чтению включает систему оценки качества освоения данной программы.
В специальных тетрадях «Проверочные работы по литературному чтению» данная система оценивания представлена блоками заданий с целью формирования регулятивных универсальных действий, направленных на осуществление каждым учащимся действий самооценки, а также для диагностики способности учеников определять границы своих знаний на каждом этапе освоения программы.
Специальные задания всех учебников по литературному чтению, «Рабочих» и «Проверочных тетрадей» нацеливают читателя на их выполнение и самопроверку.
«Проверочные тетради» предлагают такие задания, которые готовят учащегося к итоговой оценке в 4-ом классе и включают стартовые, промежуточные и итоговые работы (на этапах учебной деятельности), что позволяет увидеть динамику образовательных достижений учащихся, а также дать характеристику уровня освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.Задания в «Проверочных тетрадях» предлагаются для определения базового и повышенного уровня. Тетради содержат различные формы оценивания (оценочные шкалы, критериальное оценивание), что позволяет увидеть более объективную картину личностного роста каждого ученика.