СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
В 2021-2022 учебном году преподавание предмета «Литературное чтение» в 4 классе осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Место предмета в учебном плане
Учебный план школы отводит на изучение литературного чтения в 4 классе 3 часа в неделю. Всего за учебный год - 102 часа, так как продолжительность учебного года составляет 34 недели.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к оному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальности;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Учащиеся получат возможность научиться:
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Большинство выпускников научатся:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини- группе или паре;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Большинство выпускников научатся:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценированнии и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Большинство учеников научатся:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при- мер...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Большинство учеников научатся:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать в слух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Большинство учеников научатся:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Большинство учеников научатся:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Былины. Летописи. Жития.
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе сейчас
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь
В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна Фантазия
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Общая характеристика организации учебного процесса:
технологий, методов, форм, средств обучения
Формы проведения учебных занятий:
индивидуальные;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
работа в парах.
Формы контроля:
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
тестирование.
Методы:
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый;
проблемный вопрос/проблемная ситуация;
исследовательский.
Технологии
игровые технологи: деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактические игры,
коммуникативные технологии: обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог,
рефлексивно-деятельностные технологии;
уровневая дифференциация;
информационно-коммуникативные технологии;
проектная деятельность.
тематическое планирование
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов |
|
| Былины. Летописи. Жития. | 9 | |
| Чудесный мир классики. | 20 |
|
| Поэтическая тетрадь | 9 |
|
| Литературные сказки. | 10 |
|
| Делу время – потехе час. | 6 |
|
| Страна Детства. | 7 |
|
| Поэтическая тетрадь. | 5 |
|
| Природа и мы. | 9 |
|
| Поэтическая тетрадь. | 6 |
|
| Родина. | 6 |
|
| Страна Фантазия. | 5 |
|
| Зарубежная литература. | 10 |
|
| Итого | 102 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты |
|
| ||
предметные | УУД | личностные | Дата по плану | Фактическая дата | ||
| ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ. |
|
| |||
| Знакомство с учебником. Летописи. | Научаться ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании. | П: осознавать познавательную задачу, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы. К: соблюдать правила речевого поведения, делиться своими размышлениями. Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы. | Формировать желание приобретать новые знания. |
|
|
| Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Научаться рассказывать об исторических событиях, используя материалы летописи. | П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщений. К: строить диалог в паре, задавать вопросы на уточнение.Р: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, проявление желания больше узнать. |
|
|
| Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» . | Научаться понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. | П: самостоятельно выделять и формулировать цель, добывать новые знания. К: формировать навыки речевых действий. Р: коллективно составлять план урока. | Формирование желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания |
|
|
| Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина. «Песнь о вещем Олеге» | Научаться анализировать язык произведения, называть особенности разных текстов | П: находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении. К: оценивать поступок героя, учитывая его мотив и используя речевые оценочные средства. Р: принимать и сохранять цели урока. | Формирование восприятия литературного произведения как особого вида искусства, полноценного восприятия художественного текста. |
|
|
| Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | Научаться называть характерные особенности былины. | П: выделять и формулировать цель, делать выводы. К: Доносить свою позицию до других. Р: контролировать процесс и результат деятельности. | Формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру, желания больше узнать. |
|
|
| Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой. | Научаться осознанно воспринимать и оценивать специфику прозаического текста. | П: ориентироваться в системе своих знаний , читать, извлекая нужную информацию. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей. | Формирование положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения. |
|
|
| Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри» | Научаться создавать собственный текст на основе репродукции картины, на основе собственного опыта. | П: добывать новые знания, извлекать информацию из текста, а также представленную в форме иллюстраций. К: формировать умение речевых действий. Р: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир. |
|
|
| «Житие Сергия Радонежского»- памятник древнерусской литературы. | Научаться высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | П: составлять рассказ о жизни Сергия Радонежского. К: вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения заданий. Р: анализировать собственную работу, оценивать результат. | Формирование умения оценивать свою деятельность , свои достижения, причины неудач, осознание трудностей и стремление их преодолеть. |
|
|
| Проект «Создание календаря исторических событий». Стартовый контроль техники чтения. | Научаться рассказывать о важном для России событии; понимать и выполнять предложенные задания. | П: рассказывать о важном для России событии. К: участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности. Р: составлять план и последовательность действий, вырабатывать способность к волевому усилию и преодолению трудностей. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, навыков организации в составе группы. |
|
|
| ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ. |
|
| |||
| Знакомство с названием раздела. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» | Научаться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем. Р: определять цели и задачи усвоения новых знаний. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения. |
|
|
| П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок. | Научаться сравнивать литературную и народную сказки. | П: ставить и формулировать проблемы, делать обобщения, выводы. К: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе, распределять роли, уметь договариваться. Р: составлять план, осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату. | Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания.. |
|
|
| П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» Характеристика героя. | Научаться высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, давать характеристику героям. | П: читать , выбирать из текста нужные для анализа, фрагменты, анализировать характеры героев. К: согласованно выполнять совместную деятельность в группе, уметь договариваться. Р: оценивать свои действия, вносить необходимые коррективы. | Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать. |
|
|
| Стихи А.С.Пушкина. «Няне», «Туча». «Унылая пора!». | Научаться выразительно читать стихотворения | П: читать и слушать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. К: взаимно контролировать в группе действия друг друга, уметь договариваться. Р: работать по предложенному учителем плану. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности, чувства гордости при чтении произведений А.С.Пушкина. |
|
|
| Знакомство с произведением А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Научаться воспринимать на слух художественное произведение | П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в форме иллюстраций. К: делиться своими размышлениями, дослушивать не перебивая одноклассников. Р: коллективно составлять план урока, контролировать выполнение | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир, проявление интереса к чтению на уроках и дома. |
|
|
| А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. | Научаться узнавать и называть героев сказки, давать им характеристику | П: читать и слушать, извлекая нужную информацию, делать выводы. К: уметь слушать других, строить связное высказывание. Р: планировать в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, способности к самооценке. |
|
|
| А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление текста сказки на части | Научаться высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | П: ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности. |
|
|
| «Что за прелесть эти сказки!» Сказки А.С.Пушкина. | Научаться узнавать и называть сказки А.С.Пушкина | П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. К: согласованно выполнять совместную деятельность в группе, уметь договариваться. Р: контролировать процесс и результат деятельности. | Формирование чувства гордости при чтении произведений А.С.Пушкина, выражение своих чувств при работе с художественными произведениями поэта. |
|
|
| М.Ю. Лермонтов. А. Шан-Гирей из «Воспоминаний о Лермонтове» | Научаться составлять рассказ о М.Ю.Лермонтове, используя различные источники для получения информации. | П: читать, извлекая нужную информацию, делать выводы, обобщения. К: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга. Р: определять цели и задачи усвоения новых знаний. | Формирование учебно -познавательного интереса к новому учебному материалу, принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
|
|
| Картины природы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Дары Терека». | Научаться выразительно читать стихотворение, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | П: выявлять известное и неизвестное на основе реализованных исследовательских задач К: строить связное речевое высказывание по представленной теме. Р: контролировать процесс и результат деятельности. | Формирование восприятия литературного произведения как особого вида искусства, полноценного восприятия художественного текста, эмоциональной отзывчивости на прочитанное. |
|
|
| М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. | Научаться замечать особенности языка сказки. | П: формировать умение осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения. К: осуществлять совместную деятельность в паре, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать. |
|
|
| М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. | Научаться читать сказку с соблюдением норм литературного произношения определять главную мысль произведения. | П: находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении, делать выводы. К: осуществлять совместную деятельность в паре, выражать готовность идти на компромиссы. Р: читать в соответствии с целью | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности, полноценного восприятия художественного текста. |
|
|
| С. Толстой «Как я увидел Льва Николаевича» | Научаться составлять рассказ о Л.Н.Толстом, используя различные источники для получения информации | П: : выявлять известное и неизвестное на основе реализованных исследовательских задач К: строить связное речевое высказывание по представленной теме. Р: самостоятельно выделять и формулировать цель урока. | Формирование чувства гордости при чтении произведений Л.Н.Толстого, выражение своих чувств при работе с художественными произведениями писателя.. |
|
|
| Л.Н. Толстой «Детство». Характеристика главного героя. | Научаться читать произведение с соблюдением норм литературного произношения | П: ориентироваться в своей системе знаний, строить речевое высказывание в устной форме. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: понимать и толковать исследовательские задачи. | Эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций, проявление позитивных чувств к произведениям отечественных писателей. |
|
|
| Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Особенности басни. | Научаться высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | П: ориентироваться в своей системе знаний, осознанно и произвольно строить высказывание К:аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками героев. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности, положительного отношения к процессу познания. |
|
|
| А.П.Чехов из воспоминаний М.Семановой. | Научаться составлять рассказ о А.П.Чехове, используя различные источники для получения информации | П: выявлять известное и неизвестное на основе реализованных исследовательских задач К: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга. Р: оценивать речевые высказывания одноклассников | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать, применение правила делового сотрудничества. |
|
|
| А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. | Научаться видеть скрытый смысл произведения. | П: обсуждать проблемные вопросы, ориентироваться в своей системе знаний. К:аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками героев. Р: оценивать речевые высказывания одноклассников | Формирование личностного эмоционального отношения к себе и окружающему миру, положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать. |
|
|
| А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | Научаться осознанно читать текст художественного произведения, соблюдать нормы литературного языка. | П: строить речевое высказывание в устной форме, анализировать характеры и чувства героев. К: выполнять совместную деятельность в парах употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога, Р: планировать необходимые действия | Использование примеров ответственного и самостоятельного поведения в своей жизни, готовой модели поведения для своего самосовершенствования. |
|
|
| Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | Научаться рассказывать о прочитанных произведениях. | П: ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, обобщения. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения, проявлять активность и стремление высказаться. Р: работать по предложенному учителем плану. | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. |
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики». | Научаться читать, понимать и выполнять предложенные задания. | П: ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, обобщения. К: аргументировано отвечать на поставленный вопрос, вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения заданий. Р: анализировать свою работу, выделять то , что усвоено и что ещё нужно усвоить. | Формирование умения оценивать свою деятельность , свои достижения, причины неудач, осознание трудностей и стремление их преодолеть. |
|
|
| ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ |
|
| |||
| Стихи Ф. И. Тютчева «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | Научаться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем, доносить свою позицию до других. Р: определять цели усвоения новых знаний. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения. |
|
|
| А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. | Научаться передавать настроение при чтении стихотворений при помощи интонации, темпа чтения, силы голоса. | П: самостоятельно создавать алгоритмы при заучивании стихотворений К:. планировать и выполнять совместную работу в паре, контролировать действия друг друга. Р: работать по предложенному учителем плану. | Формирование умения замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, используемые автором для создания художественного образа. |
|
|
| Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». Передача настроения и чувств. | Научаться читать выразительно стихотворение, соблюдая интонацию предложений различного типа | П: проявлять творческие способности в процессе чтения стихов. К: строить диалог в паре, задавать вопросы на уточнение. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать, применение правила делового сотрудничества. |
|
|
| А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | Научаться проводить разметку текста, определять логические ударения. | П: самостоятельно формулировать познавательную цель К: планировать и выполнять совместную работу в паре, контролировать действия друг друга. Р: читать в соответствии с целью чтения. | Формирование навыков анализа и сопоставления, доказательства необходимости использования тех или иных языковых средств для выразительности яркости, точности и лаконичности описания. |
|
|
| И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Изменение картин природы. | Научаться читать стихотворение с соответствующей по смыслу интонацией. | П: проявлять творческие способности в процессе чтения стихов. К: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила поведения. Р: после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать цели урока | Формирование умений замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, используемые автором для создания художественного образа. |
|
|
| Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». Выразительное чтение. | Научаться чувствовать ритм стихотворений, читать их выразительно | П: проявлять творческие способности в процессе чтения стихов К: осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | Нахождение необычных сравнительных оборотов, эпитетов. |
|
|
| Картина осени в стихах И.А.Бунина «Листопад». | Научаться видеть языковые средства, использованные автором. | П: самостоятельно создавать алгоритмы при заучивании стихотворений. К: делиться своими впечатлениями, участвовать в обсуждении проблем. Р: работать по предложенному учителем плану. | Формирование умений замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, используемые автором для создания художественного образа. |
|
|
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | Научаться рассказывать о прочитанных произведениях, строить индивидуальный маршрут воспоминания проблемных зон в обучении. | П: ориентироваться в своей системе знаний, строить речевое высказывание в устной форме. К: участвовать в общей беседе, уметь слышать, слушать и понимать партнера. Р: работать по предложенному учителем плану. | Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. |
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь». | Научаться читать, понимать и выполнять предложенные задания. | П: ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, обобщения. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: проговаривать про себя последовательность действий при выполнении заданий. | Формирование умения оценивать свою деятельность , свои достижения, причины неудач, осознание трудностей и стремление их преодолеть. |
|
|
| ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ. |
|
| |||
| Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Научаться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. К: участвовать в общей беседе, уметь слышать, слушать и понимать партнера. Р: работать по предложенному учителем плану. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения. |
|
|
| В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Главные герои сказки. | Научаться определять главную мысль произведения. | П: читать, извлекая нужную информацию, делать выводы, обобщения. К: делиться своими впечатлениями, участвовать в обсуждении проблем. Р: работать по плану , сверяя свои действия с целью. | Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания |
|
|
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ. | Научаться видеть скрытый смысл произведения, понимать и объяснять поступки героев. | П: читать и слушать, извлекая нужную информацию, обсуждать проблемные вопросы. К:аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками героев. Р: действовать по плану, адекватно оценивать свои действия. | Различение морально -нравственных норм, соотнесение их с поступками литературных героев, использование предлагаемых учителем форм самооценки и взаимооценки |
|
|
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои произведения. |
|
| |||
| П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | Научаться определять главную мысль произведения | П: на основе прочитанного текста высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы К:аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками героев. Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир, адекватное восприятие оценки учителя. |
|
|
| П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои сказки. | Научаться выразительно читать произведение с соблюдением норм литературного произношения |
|
| ||
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои сказки. | Научаться самостоятельно осваивать незнакомый текст, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. К: планировать и выполнять совместную работу в группе, контролировать действия друг друга. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | Эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. |
|
|
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. |
|
| |||
| Обобщение по разделу «Литературные сказки» | Научаться рассказывать о прочитанных произведениях, строить индивидуальный маршрут воспоминания проблемных зон в обучении | П: ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, обобщения. К: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе. Р: действовать по плану, адекватно оценивать свои действия. | Формирование потребности в систематическом чтении, как средстве познания мира и самого себя, осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, |
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки». | Научаться читать, понимать и выполнять предложенные задания. | П: ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, обобщения. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: проговаривать про себя последовательность действий. | Формирование умения оценивать свою деятельность , свои достижения, причины неудач, осознание трудностей и стремление их преодолеть. |
|
|
| ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС. |
|
| |||
| Знакомство с произведением Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | Научаться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | П: создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: планировать и выполнять совместную работу в группе, контролировать действия друг друга. Р: контролировать процесс и результат деятельности.
| Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир, полноценного восприятия художественного текста, эмоциональной отзывчивости на прочитанное. |
|
|
| Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца | Научаться понимать и объяснять поступки героев. |
|
| ||
| В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. | Научаться определять главную мысль произведения | П: на основе прочитанного текста высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы К: осуществлять совместную деятельность в паре, употреблять вежливые формы обращения в диалоге. Р: формулировать цели урока. | Эмоциональное «проживание» текста, формирование умений осознавать и определять свои эмоции. |
|
|
| В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Авторское отношение к изображаемому. | Научаться создавать небольшой устный текс на заданную тему | П: формировать умение осуществлять смысловое чтение. К: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила поведения. Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью урока. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности, установление связи между целью деятельности и её мотивом. |
|
|
| В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. | Научаться объяснять нравственный смысл произведения. | П: формировать умение осуществлять смысловое чтение, искать и выделять необходимую информацию К:строить диалог в паре, не конфликтовать, использовать вежливые слова. Р: оценивать речевые высказывания одноклассников. | Анализ причин безответственного поведения литературных героев, умения делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности. |
|
|
| Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» . Оценка достижений. | Научаться рассказывать о прочитанных произведениях, строить индивидуальный маршрут воспоминания проблемных зон в обучении | П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задач. К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила поведения. Р: действовать по плану, адекватно оценивать свои действия. | Формирование потребности в систематическом чтении, как средстве познания мира и самого себя, осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, |
|
|
| СТРАНА ДЕТСТВА |
|
| |||
| Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Научаться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | П: осуществлять смысловое чтение, искать и выделять необходимую информацию. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: работать по предложенному учителем плану | Эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций, использование предлагаемых учителем форм самооценки и взаимооценки |
|
|
| Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. | Научаться пересказывать текст подробно и выборочно. |
|
| ||
| К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий. | Научаться видеть скрытый смысл произведения | П:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в тексте. К: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: читать в соответствии с целью чтения. | Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания. |
|
|
| К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Характеристика героев. | Научаться характеризовать героев на основе их поступков. |
|
| ||
| М.М. Зощенко «Елка». Проверка умений работать с текстом. | Научаться осмысленно читать текст и выполнять предложенные к нему задания | П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем, доносить свою позицию до других Р:контролироватьпроцесс и результат деятельности. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения. |
|
|
| М.М. Зощенко «Елка». Составление плана. Пересказ. | Научаться самостоятельно осваивать текст; пересказывать по составленному плану. |
|
| ||
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна детства», | Научаться читать, понимать и выполнять предложенные задания. | П: ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, обобщения. К:. уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: проговаривать про себя последовательность действий при выполнении заданий. | Формирование умения оценивать свою деятельность , свои достижения, причины неудач, осознание трудностей и стремление их преодолеть. |
|
|
| ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ |
|
| |||
| Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон». | Научаться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем, доносить свою позицию до других Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения. |
|
|
| В.Я. Брюсов», «Детская». Выразительное чтение. | Научаться передавать настроение при чтении стихотворений при помощи интонации, темпа чтения, силы голоса | П: проявлять творческие способности в процессе чтения стихов. К: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия. | Формирование, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания, использовать предлагаемые учителем формы самооценки и взаимооценки |
|
|
| С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворения. | Научаться передавать настроение при чтении стихотворений при помощи интонации, темпа чтения, силы голоса | П: проявлять творческие способности в процессе чтения стихов, делать выводы. К: строить диалог в паре, не конфликтовать, использовать вежливые слова. Р: планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия. | Осознание с помощью чтения художественного произведения основных ценностей взаимоотношений в семье. |
|
|
| М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Тема детства | Научаться проводить разметку текста, определять логические ударения. | П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила поведения. Р: читать в соответствии с целью чтения. | Формирование, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания, использовать предлагаемые учителем формы самооценки и взаимооценки |
|
|
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | Научаться рассказывать о прочитанных произведениях, строить индивидуальный маршрут воспоминания проблемных зон в обучении | П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задач. К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Р: работать по предложенному учителем плану. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения. |
|
|
| ПРИРОДА И МЫ. |
|
| |||
| Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | Научаться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | П: осуществлять смысловое чтение, формулировать вопросы для получения информации. К: выражать свободно своё мнение, толерантно относится к мнению одноклассников. Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия | Формирование внимательного отношения к переживаниям своим и других людей, положительного отношения к процессу познания, применение правил делового сотрудничества. |
|
|
| Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. | Научаться видеть скрытый смысл произведения |
|
| ||
| А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения. | Научаться видеть скрытый смысл произведения | П: самостоятельно выделять и формулировать цель. К: участвовать в общей беседе, проявлять активность и стремление высказаться, задавать вопросы. Р: формулировать цели урока. | Эмоциональное «проживание» текста, формирование умений осознавать и определять свои эмоции. |
|
|
| М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя. | Научаться характеризовать героев на основе их поступков | П: ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, обобщения. К: строить диалог в группе, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Р: действовать по плану, предложенному учителем, контролировать процесс и результат деятельности. | Формирование чувства гордости при чтении произведений М.М.Пришвина, выражение своих чувств при работе с произведениями автора. |
|
|
| Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе их поступков. | Научаться составлять научно-познавательный текст | П: самостоятельно выделять и формулировать цель, делать предположения К: участвовать в общей беседе, проявлять активность и стремление высказаться, задавать вопросы. Р: читать в соответствии с целью чтения. | Формирование личного эмоционального отношения к себе и окружающему миру, умение проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимательность, помощь. |
|
|
| В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | Научаться выразительно читать произведение с соблюдением норм литературного произношения | П: осознавать познавательную задачу, читать , извлекая нужную информацию, делать выводы. К:формировать навыки речевых действий, доносить свою позицию до других, уметь слушать . Р: читать в соответствии с целью чтения, контролировать процесс и результат | Эмоциональное «проживание» текста, форми-рование умений осознавать и определять свои эмоции. |
|
|
| В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Деление текста на части. | Научаться определять главную мысль произведения |
|
| ||
| Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений.
| Научаться рассказывать о прочитанных произведениях, строить индивидуальный маршрут воспоминания проблемных зон в обучении | П: ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, обобщения К: уметь с достаточной полнотой и точностью отвечать на поставленный вопрос. Р: проговаривать про себя последовательность действий при выполнении заданий. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения. |
|
|
| Проект «Природа и мы». | Научаться читать, понимать и выполнять предложенные задания. | П: ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, обобщения. К: высказываться и обосновывать свою точку зрения, проявлять активность и стремление высказаться. Р: работать по предложенному учителем плану, оценивать правильность выполнения действий. | Формирование умения оценивать свою деятельность , свои достижения, причины неудач, осознание трудностей и стремление их преодолеть. |
|
|
| ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ. |
|
| |||
| Лирическое стихотворение Б.Л. Пастернака «Золотая осень» | Научаться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем, доносить свою позицию до других. Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения. |
|
|
| Картины весны в стихотворении С.А. Клычкова «Весна в лесу». | Научаться видеть языковые средства использованные автором | П: проявлять творческие способности в процессе чтения стихов, делать выводы. К:осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач. Р: контролировать процесс и результат деятельности. | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир, адекватное восприятие оценки учителя. |
|
|
| Д.Б. Кедрин «Бабье лето» - картины лета. | Научаться передавать настроение при помощи интонации, темпа чтения, силы голоса | П: проявлять творческие способности в процессе чтения стихов, делать выводы. К: делиться своими впечатлениями, строить связное высказывание по представленной теме. Р: читать в соответствии с целью чтения. | Нахождение необычных сравнительных оборотов, эпитетов. |
|
|
| Н.М. Рубцов «Сентябрь» - природа в сентябре. | Научаться передавать настроение при помощи интонации, темпа чтения, силы голоса | П: проявлять творческие способности в процессе чтения стихов, делать выводы. К: делиться своими впечатлениями, строить связное высказывание по представленной теме. Р: читать в соответствии с целью чтения. | Нахождение необычных сравнительных оборотов, эпитетов. |
|
|
| Мотивы народного творчества в стихотворении С.А. Есенина «Лебедушка». | Научаться находить связь авторских стихов с устным народным творчеством, понимать смысл стихотворения | П: читать , извлекая нужную информацию, делать выводы на основе реализованных исследователь- ских задач. К: делиться своими впечатлениями, осуществлять совместную деятельность в паре. Р: работать по плану, предложенному учителем, сверяя действия с целью. | Сознательное обогащение своего личного читательского опыта в области поэзии. |
|
|
| Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | Научаться рассказывать о прочитанных произведениях, строить индивидуальный маршрут воспоминания проблемных зон в обучении | П: ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, обобщения. К: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе, уметь договариваться. Р: читать в соответствии с целью чтения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | Осознание с помощью чтения художественных произведений основных жизненных ценностей (любовь к Родине, к своей семье) проявление внимания, желания больше узнать. |
|
|
| РОДИНА |
|
| |||
| Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь» | Научаться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: проговаривать про себя последовательность действий при выполнении заданий. | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения. |
|
|
| И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | Научаться читать выразительно и осознанно | П: проявлять творческие способности в процессе чтения стихов, делать выводы. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем, доносить свою позицию до других. Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы | Осознание с помощью чтения художественных произведений основных жизненных ценностей (любовь к Родине, к своей семье) проявление внимания, желания больше узнать. |
|
|
| С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | Научаться читать выразительно и осознанно | П: проявлять творческие способности в процессе чтения стихов, делать выводы. К: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе, уметь договариваться. Р: читать в соответствии с целью чтения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | Осознание с помощью чтения художественных произведений основных жизненных ценностей (любовь к Родине, к своей семье) проявление внимания, желания больше узнать. |
|
|
| А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Тема стихотворения. | Научаться читать выразительно и осознанно | П: проявлять творческие способности в процессе чтения стихов, делать выводы. К: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе, уметь договариваться. Р: читать в соответствии с целью чтения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | Осознание с помощью чтения художественных произведений основных жизненных ценностей (любовь к Родине, к своей семье) проявление внимания, желания больше узнать. |
|
|
| Обобщающий урок по разделу «Родина». Оценка достижений. | Научаться рассказывать о прочитанных произведениях, строить индивидуальный маршрут воспоминания проблемных зон в обучении | П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задач.. проверять информацию К: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе, уметь договариваться. Р: читать в соответствии с целью чтения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | Формирование умения оценивать свою деятельность , свои достижения, причины неудач, осознание трудностей и стремление их преодолеть. |
|
|
| Проект: «Они защищали Родину» | Научаться использовать справочную литературу.
| П: находить дополнительную информацию, использовать справочную литературу. К: доносить свою позицию до других, участвовать в распределении ролей в совместной деятельности. Р: удерживать цель деятельности до получения её результата, планировать работу. | Формирование устойчивой мотивации к исследователь- ской деятельности, способно- сти к адекватной самооценке, навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. |
|
|
| СТРАНА ФАНТАЗИЯ |
|
| |||
| Знакомство с названием раздела. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | Научаться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | П: читать , извлекая нужную информацию, делать выводы на основе реализованных исследовательских задач. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем, доносить свою позицию до других. Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы | Эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций, проявление интереса к чтению литературных произведений, желание больше узнать. |
|
|
| Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» Необычные герои рассказа. | Научаться высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
|
| ||
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | Научаться читать художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа | П: на основе прочитанного текста высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. К: делиться своими размышлениями, проявлять эмпатию к героям произведения. Р: читать в соответствии с целью чтения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. | Эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций, проявление интереса к чтению литературных произведений, желание больше узнать. |
|
|
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев. | Научаться высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
|
| ||
| Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Проверочная работа за год в рамках промежуточной аттестации. | Научаться рассказывать о прочитанных произведениях, строить индивидуальный маршрут воспоминания проблемных зон в обучении | П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задач.. проверять информацию. К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила поведения. Р: действовать по плану, предложенному учителем, контролировать процесс и результат деятельности. | Формирование умения оценивать свою деятельность , свои достижения, причины неудач, осознание трудностей и стремление их преодолеть. |
|
|
| ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА |
|
| |||
| Знакомство с названием раздела. Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Научаться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | П: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем, доносить свою позицию до других. Р: понимать перспективы дальнейшей учебной работы | Формирование потребности в систематическом чтении, как средстве познания мира и самого себя, осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, |
|
|
| Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета. | Научаться высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении |
|
| ||
| Знакомство с произведением Г.Х. Андерсена «Русалочка» | Научаться читать художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа | П: выбирать из текста нужные для анализа характеров и чувств героев фрагменты, выделять основную мысль произведения К: осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач. Р: действовать по плану, предложенному учителем, контролировать процесс и результат деятельности. | Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания приобретать новые знания, умения. |
|
|
| Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. | Научаться давать оценку поступкам героев произведения |
|
| ||
| Г.Х. Андерсен «Русалочка». Составление рассказа о Русалочке. | Научаться составлять план и пересказывать по плану | П: ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, обобщения. К: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Р: работать по плану, сверяя действия с целью | Отслеживание эстетических и нравственных чувств героев произведения. |
|
|
| М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. | Научаться понимать нравственный смысл произведения | П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К: осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных задач. Р: действовать по плану, предложенному учителем, контролировать процесс и результат деятельности. | Эмоциональное «проживание» текста, формирование умений осознавать и определять свои эмоции с помощью чтения произведения основных жизненных ценностей. |
|
|
| М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характеристика героев. | Научаться давать оценку поступкам героев произведения |
|
| ||
| С. Лагерлеф «Святая ночь». Нравственный смысл произведения. | Научаться понимать нравственный смысл произведения | П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание К: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность в группе, уметь договариваться Р: формировать настойчивость и целеустремленность в достижении целей. | Эмоциональное «проживание» текста, формирование умений осознавать и определять свои эмоции с помощью чтения произведения основных жизненных ценностей. |
|
|
| С. Лагерлеф «В Назарете». Скрытый смысл произведения. | Научаться видеть скрытый смысл произведения | П: на основе прочитанного текста высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. К: размышлять над поступками литературных героев. Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия | Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания приобретать новые знания, умения. |
|
|
| Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений. | Научаться рассказывать о прочитанных произведениях, строить индивидуальный маршрут воспоминания проблемных зон в обучении | П: ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, обобщения. К: участвовать в общей беседе, проявлять активность и стремление высказаться, задавать вопросы Р: работать по предложенному учителем плану, оценивать правильность своих действий. | Формирование потребности в систематическом чтении, как средстве познания мира и самого себя, осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения | Количество |
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд) | |
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. - М.: «Просвещение», 2018. | К |
Н. А. Стефаненко. Литературное чтение. Методические рекомендации. - М.: «Просвещение», 2018. | Д |
Технические средства обучения и оборудование кабинета | |
Ноутбук | 1 |
Экран настенный | 1 |
Проектор | 1 |
Колонки | 1 |
Портреты писателей | 1 |