Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования по логопедической ритмике составлена с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на основе :
- Приказ Минобрнауки Р.Ф от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом Р.Ф 03.02.2015г №35847).
-Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ (ТНР), вариант 5.2. МБОУ «С(К)СОШ №15».
- «Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида», под редакцией Г.В. Чиркиной, Т.А, Алтуховой, Ю.Е. Вятлевой;
Цель программы: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание условий для эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и развития личности в целом.
Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.
Задачи программы
Учитывая специфику развития детей, основной задачей уроков логоритмики является формирование и развитие у детей двигательных способностей как основы воспитания речи, коррекции и устранения речевых нарушений.
Воспитание и развитие двигательной и речевой активности, выработка новых стереотипов активности взамен патологических.
Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений. слухового внимания и памяти.
Развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
Развитие выразительности движений как средства самовыражения.
Воспитание и коррекция звуковой культуры речи, певческих навыков, творческой активности, способности к общению, к познанию самого себя.
Воспитание личности через систему отношений: сопереживание, соучастие, содействие, созидание.
Воспитание музыкального вкуса, эстетических чувств, приобщение к миру музыки и пластики.
Развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.
Воспитание потребности посильно вносить элементы прекрасного в быт, в природу, в общественные отношения.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
уточнение артикуляции;
развитие фонематического восприятия;
расширение лексического запаса;
развитие слухового внимания и двигательной памяти;
совершенствование общей и мелкой моторики;
выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
развитие творческой фантазии и воображения.
Особое внимание на логоритмических занятиях следует обратить на оздоровление детей с дизартрией, алалией, заиканием, с функциональной дислалией. У детей следует развивать диафрагмальное дыхание, укреплять мышцы диафрагмы, брюшного пресса и межрёберные мышцы. Дыхательными и голосовыми упражнениями у этих детей укрепляют мышцы глотки, гортани, мягкого нёба.
Соответственно возрасту подбирается для занятий музыкальный и логоритмический материал.
Построение и содержание логоритмического занятия лишь тогда достигают эффекта, когда они направлены на определённый контингент занимающихся. В отношениях со школьниками воспитание и коррекция осуществляются в рамках логопедического урока, на основе школьной программы и подкрепляется единством требований на занятиях по логоритмике и в микросоциальной среде.
Тематическое планирование рассчитано на 34 рабочих часа за учебный год, что составляет 1 час в неделю.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В результате логопедического обследования у всех обучающихся диагностировано общее недоразвитие речи, далее ОНР. ОНР 4 уровня- 3 ученика, ОНР 3 уровня-6 человек, ОНР 2 уровня- 1 человек). У одного ученика ОНР осложнено заиканием.
У обучающихся отмечаются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении формирования речевой функциональной системы:
выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи.
недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается.
речь этих обучающихся аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Что проявляется в недостаточной устойчивости внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у обучающихся снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У обучающихся с ТНР низкая активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, обучающиеся отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Обучающимся с ТНР присуще отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих обучающихся протекает более благополучно, чем развитие речи. Для них характерна критичность к речевой недостаточности. Первичная системная речевая недостаточность тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения речевого дефекта их интеллектуальное развитие приближается к нормативному.
Рекомендации учителя- логопеда:
-сопровождать учебную деятельность направляющими и уточняющими инструкциями;
-развивать мелкую моторику;
-уточнять и обогащать словарь;
- развивать грамматическое оформление речи;
- развивать понимание речи;
- развивать связную речь;
-работать с текстом;
-формировать читательскую компетентность обучающихся;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Соответственно целям и задачам реализуются следующие направления коррекционной работы:
развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);
развитие общей и мелкой моторики;
коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;
активизация речевой деятельности
Структура логоритмических занятий включает в себя упражнения на развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ
Совершенствовать навыки правильной ходьбы и бега. Сохранять во время ходьбы и бега данный учителем темп, быстро изменять его. Ходить и бегать друг за другом в колонне, по одному и парами. Менять направление движений по заданию учителя; ходьба и бег змейкой, по кругу. Быстрая остановка по сигналу; выполнять во время ходьбы и бега несложные задания. Уметь ориентироваться в пространстве. Построения и перестроения; уметь двигаться в колонне по одному, по два, по три, сохранять правильное расстояние в колонне.
Уметь построиться в круг и ходить по кругу. Ходить по средней линии зала. Развивать у детей чувство равновесия, ритмичность и координированность движений.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
-упражнения для мышц плечевого пояса
-упражнения для кистей рук
- упражнения для туловища
-упражнения для мышц ног
-упражнения на выработку осанки
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Согласовывать движения с музыкой в умеренном, быстром и медленном темпе сначала на хлопках, затем в ходьбе, беге, поскоке, при движении рук. На умеренный темп хлопать в ладоши в соответствии с темпом и прекращать хлопки вместе с окончанием музыки. Уметь воспринимать перемену темпа.
Ходить в темпе музыки; выполнять общеразвивающие упражнения в темпе музыки.
Двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой, регистрами; менять движения в соответствии с изменением музыкальных фраз.
Различать характер музыки. Передавать характер музыки разной походкой, бегом, движениями рук и т.д. Воспринимать и передавать акцент в музыке движениями на месте, хлопками, ударами по бубну, мячом. Отметить в движении несложный ритмический рисунок.
Выполнять во время ходьбы хлопки и простейшие движения руками; ходить змейкой; уметь тормозить своё движение, останавливаться по словесному и звуковому сигналу.
Выполнять ряд упражнений с предметами (мячи, флажки, кубики). По сигналу брать предметы, передавать, подбрасывать и ловить, перебрасывать.
Воспитывать навыки выдержки, поочерёдности действий. Запоминать ряд последовательных движений и действий. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ.
Автоматизация и дифференциация звуков в занимательной форме ; развитие плавного речевого дыхания, голоса; восстановление и развитие мимических движений; развитие просодической стороны речи; активизация и развитие словарного запаса; коррекция слоговой структуры слова, развитие связной речи.
Чёткое произнесение звуков, слогов и слов со звуками, предусмотренными программой по произношению.
Планируемые результаты
Целенаправленное коррекционное воздействие, с одной стороны, ведет к исправлению речевых дефектов, с другой – создает базу для освоения программ других предметов общеобразовательных циклов и дает возможность продолжить обучение после школы. В результате практического воплощения программы происходит:
Исправление и смягчение дефектов речи детей;
Улучшение двигательных способностей детей (появляется четкость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность);
Усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность;
Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.
Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ).
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. (Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой; Приложение 2) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма).
Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.( Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега).
Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
Улучшение результатов диагностик развития речи. (Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках).
Воспитание бережного отношения к природе, животным.
Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Календарно-тематическое планирование по логопедической ритмике
№ урока | Блок. Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1-3 | «Сергеюшко»По мотивам сказки Е. Честнекова | 3 | | |
4-6 | Магазин «Природа» | 3 | | |
7-9 | «Медведь и хвост» | 3 | | |
10-12 | Кто как к зиме готовится | 3 | | |
13-16 | Проказы Зимы | 4 | | |
17-19 | Госпожа Метелица | 3 | | |
20-22 | Зима | 3 | | |
23-25 | Каша из топора | 3 | | |
26-27 | Весна | 2 | | |
28-29 | Армейская карусель | 2 | | |
30-34 | Приключения Буратино.По мотивам сказки А. Толстого | 5 | | |