Рабочая программы
коррекционного курса «Логопедическая ритмика»
для обучающихся 3-4 классов
с тяжелыми нарушениями речи
Составитель: Кудренко Е.А.
Учитель-дефектолог
г. Биробиджан
2020 год
Пояснительная записка
Программа по «Логопедической ритмике» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития, планируемых результатов начального общего образования. «Музыка, ритмика, логопедическая ритмика», «Развитие речи», «Произношение».
Данная программа направлена на исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса, развитии общей и мелкой моторики, координации движений.
Известно, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование навыков движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Цель коррекционного курса - преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного, речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.
Задачи курса:
развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;
развитие дыхания и голоса;
развитие чувства темпа и ритма в движении;
воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки;
коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.
Общая характеристика курса
«Логопедическая ритмика» способствует преодолению разнообразных речевых расстройств, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики). Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и торможения, формируются координация движений, их переключаемость точность, формируются умения передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивается произвольное внимание.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи и оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе:
Развитие неречевых процессов:
совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
регуляции мышечного тонуса;
развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих
способностей;
активизация всех видов памяти и внимания.
Развитие речи детей с ТНР и корректирование их нарушений:
развитие дыхания, голоса;
выработка умеренного темпа речи и её интонационной
выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики;
координацию речи с движением;
воспитание правильного звукопроизношения и формирование
фонематического слуха.
Программа по логопедической ритмике включает музыкально-ритмические движения, упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой, музыкально-игровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Музыкально-ритмические движения. К ним относятся упражнения и игры, развивающие у школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с музыкой и речью.
Упражнения, способствующие развитию движений, связанные с речью и музыкой, служат и для коррекции речи. Это песни- пляски, в которых движения согласуются со словом. На их основе дети учатся понимать и правильно предавать темп и ритм речи.
Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
При проведении различных игр, построении серии движений используются счетные упражнения, которые облегчают пространственную ориентацию обучающихся перед тем или иным заданием, или используются как сигнал для выполнения движений.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решают задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
Упражнения на развития дыхания служат для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Для нормализации дыхания используются и упражнения с произнесением различного речевого материала на выдохе (тянуть глухие согласные звуки, гласные звуки, сочетания гласных с согласными звуками, двух- трёхсложные слова с открытыми и закрытыми слогами).
Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Упражнения проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Выразительность голоса воспитывается с помощью мелодекламаций и чтения стихотворений с различными интонациями.
Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично под счёт, на определённый акцент в музыке. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Место коррекционного курса в учебном плане
В 3 и 4 классе на изучение предмета «Логоритмика» отводится 1 час в неделю, 33 часа в год (33 учебные недели). Занятия проводятся подгруппой. Продолжительность занятий 35-40 минут.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов за 3 класс
Личностные результаты
Обучающиеся получат возможность для формирования следующих личностных УУД:
Целостное восприятие окружающего мира;
Положительное отношение к школе и учебной деятельности;
Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты
Обучающиеся получат возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Осуществлять адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Обучающиеся получат возможность для формирования следующих познавательных УУД:
Целенаправленно слушать учителя-логопеда, решая познавательную задачу;
Понимать знаки, символы, используемые на коррекционных занятиях;
Преобразовывать информацию, полученную из рисунка в словесную форму под руководством учителя-логопеда;
Понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Обучающиеся получат возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
Готовность слушать собеседника и вести диалог;
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Умение определять общую цель и пути ее достижения;
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты
Способность координировать движения и речь, соотносить ритм движений и речи, использовать движения в соответствии со смыслом высказывания;
Овладение умениями слушать музыку, соотносить темпо-ритмические и эмоционально-смысловые параметры музыки, движений, речи;
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды движений, ходьбы и бега;
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
Способность выполнять оздоровительные и тренировочные упражнения для укрепления голосового аппарата;
Сформированность подвижности артикуляционного аппарата.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов за 4 класс.
Личностные результаты
Обучающиеся получат возможность для формирования следующих личностных УУД:
Целостное восприятие об окружающем мире;
Положительное отношение к языковой деятельности;
Доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Заинтересованность в выполнении речевых заданий, сотрудничество с учителем-логопедом в процессе выполнения совместной деятельности на занятии.
Метапредметные результаты
Обучающиеся получат возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
Способность принимать и сохранять цель и учебную задачу;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Осуществлять адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
Выполнять учебные действия в устной речи.
Обучающиеся получат возможность для формирования следующих познавательных УУД:
1. осознавать познавательную задачу, воспринимать ее на слух, решать ее (под руководством учителя-логопеда);
2. работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок), под руководством учителя-логопеда;
3. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка в словесную форму под руководством учителя-логопеда;
4. осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающиеся получат возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
1. Слушать собеседника и понимать речь других;
2. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, принимать участие в диалоге, выполняя правила речевого поведения;
3. Умение определять общую цель и пути ее достижения;
4. Умение задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других.
Предметные результаты
Совершенствовать умение ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образа и с использованием танцевальных и игровых движений;
Овладение умениями слушать музыку, соотносить темпо-ритмические и эмоционально-смысловые параметры музыки, движений, речи;
Способность ориентироваться в пространстве, выполнять различные виды движений, ходьбы и бега;
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
Развить произносительные навыки, подвижность артикуляционного аппарата;
Способность выполнять оздоровительные и тренировочные упражнения для укрепления голосового аппарата;
Расширить словарный запас по лексическим темам.
Содержание коррекционного курса
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве;
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц;
Артикуляционные упражнения. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки;
Дыхательная гимнастика. Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха;
Упражнения на развитие внимания и памяти. Развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности;
Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание;
Речевые игры: игры со звуком, со звучащими жестами, игры-диалоги и др.;
Ритмические игры. Развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз;
Пальчиковые игры и сказки. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном;
Подвижные игры, физ. минутки. Тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Содержание программы для 3-4 класса
№ | Раздел | Темы | Часы |
1 | Вводные занятия | Выполнение заданий диагностики | 2 |
2 | Осень | «Осенние признаки», «Осенние забавы», «Прогулка в осенний лес» | 4 |
3 | Во саду ли в огороде | «Что растет в огороде?», «Что растет на грядке?», «Ягоды» | 6 |
4 | Зима | «Признаки зимы», «Зимние забавы» | 3 |
5 | Семья | «Члены семьи», «Кто чем занимается?» | 3 |
6 | Весна | «Весенние признаки», «Жизнь весной» | 3 |
7 | Животные | «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Птицы» | 8 |
8 | Устное народное творчество | «Пословицы, поговорки», «Потешки» | 2 |
9 | Лето | «Летние признаки», «Летние развлечения» | 2 |
10 | Итоговое занятие | Закрепление пройденных знаний | 1 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Характеристика деятельности |
1-2 | Вводные занятия | 2 | Выполнение заданий диагностики |
Осень (4 часа) |
3-4 | Осенние признаки | 2 | Знакомятся с признаками осени. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги, Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Поют и выполняют движения под песню «Кап-кап, тук-тук». Играют в игу «Эхо» |
5 | Осенние забавы | 1 |
6 | Прогулка в осенний лес | 1 |
Во саду ли в огороде (6 часов) |
7-8 | Что растет в огороде? | 2 | Закреплять названия овощей, фрукты, ягод. Дифференцировать их на группы. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику («Мы весной копали грядки», «Мы капусту рубим-рубим…»). Поют песню «Есть у нас огороде» в разном темпе. Поют песню «Ходит зайка по саду» |
9-10 | Что растет на грядке? | 2 |
11-12 | Ягоды | 2 |
Зима (3 часа) |
13-14 | Признаки зимы | 2 | Знакомятся с признаками зимы. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги, Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Повторяют движения и поют песни «Настали стужи», верно передают интонацию. |
15 | Зимние забавы | 1 |
Семья (3 часа) |
16-17 | Члены семьи | 2 | Закрепляют знания о членах семьи. Знакомятся с обязанностями членов семьи. Выполняют артикуляционные дыхательные упражнения («Семья криворотых», «А мы скажем вместе с мамой»). Делят слова на слоги, Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Играют в игу «Эхо» |
18 | Кто чем занимается? | 1 |
Весна (3 часа) |
19-20 | Весенние признаки | 2 | Знакомятся с признаками весны. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Мишка». Пение песни «В зеленном лесу» |
21 | Жизнь весной | 1 |
Животные (8 часов) |
22-23 | Дикие животные | 2 | Выделяют признаки диких животных. Повторяют движения за учителем. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песни «Серый волка», «Лиса». Играют в игру «У оленя дом большой», «Елочки-пенечки» |
24-25 | Домашние животные | 2 | Выделяют признаки домашних животных. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песни «Ослы», «Коза», «Едем на лошадке». Играют в игу «Эхо» |
26-27 | Насекомые | 2 | Выделяют признаки насекомых. Называют насекомых. Произносят звуки издаваемые насекомыми. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Жук» |
28-29 | Птицы | 2 | Выделяют признаки птиц. Танцуют «Танец маленьких утят». Делят слова на слоги. Произносят слова в разном темпе. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Гуси-гуси га-га-га». Играют в подвижные игры. |
Устное народное творчество (2 часа) |
30 | Пословицы, поговорки | 1 | Знакомятся с пословицами о природе. Выполнение упражнений с предметами (лентами, флажками). Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят пословицы в разном темпе. Объясняют смысл пословицы. Учат распевку-потешку «Ля-ло-лю, два теленка на лугу» |
31 | Потешки | 1 |
Лето (2 часа) |
32 | Летние признаки | 1 | Знакомятся с признаками лета. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Соотносят звуки музыки с окружающим миром. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Повторяют движения и поют песни «Лето, лето к нам пришло», верно передают интонацию. |
33 | Летние развлечения | 1 |
34 | Итоговое занятие | 1 | Закрепление пройденных знаний |
Методическое обеспечение
Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М. Просвещение, 1985
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007.