Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат№12»
от «____» _____20___г.
Рабочая программа по учебному предмету «Логопедия» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ №12
4.Учебного плана образовательного учреждения.
- психофизическую структуру речевых процессов в норме и особенностей развития этого процесса обучающимися с нарушением познавательной деятельности;
- все виды речевых нарушений обучающихся.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние его возможности и резервы; учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной; идеи ряда учёных (Г.А. Каше, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Д. Забрамной, Р.И. Лалаевой и других) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так как уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с нарушением интеллекта зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания, то решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ, позволяющей приобретать обучающимися базовые учебные действия.
Программа предусматривает специфику логопедической работы по профилактике нарушений устной и письменной речи в специальной (коррекционной) школе:
1.В связи с тем, что у обучающихся начальных классов коррекционной школы-интернат ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы с ними направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
2.С учетом характера нарушений речи обучающихся логопедическая работа проводится над речевой системой в целом.
3.В процессе логопедической работы лежит принцип поэтапного формирования умственных действий.
4.Важнейшее значение придаётся дифференцированному подходу, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности.
5.Коррекция нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) тесно связана с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторикой ребенка.
6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у школьников с нарушением интеллекта очень консервативны, изменяются с трудом, особенно тщательно отрабатываются этапы закрепления правильных речевых навыков.
7. Характерной для логопедической работы с обучающимися является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.
8. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у детей с интеллектуальными нарушениями исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим правильные речевые навыки закрепляются в различных ситуациях.
9. Учитывается быстрая утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта.
10. Тщательно дозируются задания и речевой материал. Специфика познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала.
11. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков задаётся определенный, не очень быстрый темп работы.
12. Поддерживается у обучающихся интерес к исправлению речи воздействием на их эмоциональную сферу.
13. В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся с ограниченными возможностями носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормально развивающимися детьми.
14. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у обучающихся обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя и воспитателей.
Данная программа носит коррекционно-развивающий характер, разработана для обучающихся с ОВЗ с СНР различной степени, имеющих нарушение познавательной деятельности, фонетической стороны речи, фонематических процессов и оптические нарушения, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.
При составлении рабочей программы учитывались межпредметные связи и интегрирование материала по предметам. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, письму. Представлены групповые логопедические занятия.
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Данная программа позволит наиболее рационально организовать работу группы детей с СНР, обеспечить единство требований педагогов и логопеда в формировании полноценной речевой деятельности.
Диагностика проводится в период с 1-3 недели сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
Проводится на фонетическом, лексическом, грамматическом и синтаксическом уровнях.
базовые учебные действия – те умения, которыми обучающиеся должны оперировать на уровне:
- лексического материала.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 30 минут.
№ | Дата проведения | Тема занятия / Лексическая тема | Наглядные пособия ЦОРы | Базовые учебные действия |
1. | | Звук и буква А. Времена года. «Осень». | Предметные картинки, разрезные буквы, слоговая таблица | Определение неречевых и речевых звуков. Выделение звука [а] из ряда других звуков. Беседа по картине, ответы на вопросы логопеда. |
2. | | Звук [А] в начале слова. «Деревья осенью». | Предметные картинки, таблица слогов | Выделение начального звука [а] из ряда звуков, слогов, слов. |
3. | | Выделение звука [А] из слогов, слов. Загадки об осени. | Предметные картинки Загадки | Выделение звука [а] из слогов, слов. Определение ударного звука. |
4. | | Звук и буква У. «Овощи». | Предметные картинки, разрезные буквы, слоговая таблица, муляжи овощей | |
5. | | Звук [У] в начале слова. Сказка «Репка». | Сказка «Репка». | Выделение звука [у] в начале слова (на слух, на картинках). |
6. | | Звук и буква М. «Фрукты». | Предметные картинки, муляжи фруктов | Различение гласных и согласных звуков. Выделение звука [м] из ряда других звуков, слогов, слов. |
7. | | Слоги с буквой М. | Предметные картинки | Анализ и синтез обратных слогов АМ, УМ. Составление звукобуквенных схем. |
8. | | Слоги и слова с изученными буквами. «В саду». | Предметные картинки, слоговая таблица, текст | Выбор картинок на заданный звук. Составление звукобуквенных схем. |
9. | | Чтение слогов. Дифференциация понятий «Овощи-фрукты». | Предметные картинки | |
10 | | Звук и буква О. «Грибы». | Предметные картинки | Выделение звука [о] из ряда других звуков, из слов. Составление и чтение слогов ОМ, МО. Звукобуквенный анализ слогов. |
11 | | Слоги и слова с буквой О. «За грибами» | Сюжетные картинки. | Звукобуквенный анализ слогов, слова СОМ. Определение ударения в словах АУ, ОСА, САМА, МАМА. |
12. | | Звук и буква С. «Ягоды». | Предметные картинки. | Выделение звука [с] из ряда других звуков, слогов, слов. Печатание буквы С. Составление слогов, чтение. |
13 | | Слоги и слова с буквой С. «Грибы. Ягоды». | Предметные картинки | Составление слогов, слов, их чтение. Звукобуквенный анализ слогов, слов. |
14 | | Звук и буква Х. Загадки об игрушках | Предметные картинки | Выделение звука [х] из ряда других звуков, слогов, слов. Составление слогов, слов с буквой Х. чтение. Звукобуквенный анализ слогов, слов. |
15 | | Слоги и слова с буквой Х. «Игрушки и учебные принадлежности». | Предметные картинки | Составление и чтение слогов, слов Печатание слогов, слов. |
16. | | Прямые и обратные слоги с буквой Х. «Учебные вещи, школьная форма». | Предметные картинки, слоговая таблица, разрезные буквы | Составление из букв разрезной азбуки слогов, слов с усвоенными буквами. Звукобуквенный анализ слогов, слов. Печатание слогов. |
17 | | Звук и буква Ш. «Одежда. Школьная форма». | Предметные картинки | Выбор из ряда звуков, слогов, слов звука [ш]. Звукобуквенный анализ слогов, слов. Дифференциация понятий, нахождение отличий, характеристика предметов. |
18 | | Прямые и обратные слоги с буквой Ш. «Обувь». | Предметные картинки, слоговая таблица, разрезные буквы | Составление, анализ и чтение прямых и обратных слогов с буквой Ш. Печатание слогов. |
19 | | Звук и буква Л. «Уход за обувью». | Предметные картинки | Выделение звука в слогах, словах. Письмо слогов, слов. Составление схем. |
20 | | Слоги и слова с буквой Л. Загадки по теме «Одежда. Обувь». | Загадки по теме | Составление, анализ, чтение слогов и слов с буквой Л. Печатание слогов, слов. |
21 | | Звук и буква Ы. Стихотворение «Какая одежда?» | Стихотворение «Какая одежда?» | Выделение звука [ы] из ряда других звуков, слогов, слов. Составление слогов с буквой Ы. |
22 | | Слоги с буквой Ы. «Квартира». | Предметные картинки | Составление слогов, слов с буквой Ы. |
23 | | «Квартира» (беседа о назначении комнат, их называние) | Предметные картинки | Чтение слов, предложений по Букварю. Составление схем предложений. Письмо предложений в тетрадях. |
24 | | Звук и буква Н. «Мебель». | Предметные картинки | Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. Анализ и чтение слогов, слов. |
25 | | Чтение слов, предложений с буквой Н. «Мебель» | Предметные картинки | Анализ и чтение слов, предложений с буквой Н. Письмо в тетрадях. Называние мебели, её составляющих частей по картинкам. |
26 | | Звук и буква Р. «Приметы зимы». | Сюжетные картинки | Выделение звука [р] из ряда других звуков, слогов, слов. Печатание буквы Р. Составление слогов, слов, чтение. |
27 | | Слоги и слова с буквой Р. «Сезонные изменения в природе зимой». | Сюжетные картинки | Составление слогов, слов с буквой Р, их чтение. Звукобуквенный анализ слогов, слов. Письмо в тетрадях. |
28 | | Звук и буква К. «Комнатные растения». | Предметные картинки | Выделение звука [к] из ряда других звуков, слогов, слов. Определение места звука в слове. Чтение и анализ слогов, слов с буквой К. |
29 | | Слоги и слова с буквой К. «Уход за комнатными растениями зимой». | Сюжетные картинки | Составление из букв разрезной азбуки слогов, слов с буквой К. Звукобуквенный анализ слогов, слов. Печатание слогов. Составление краткого рассказа с использованием сюжетных картинок «Как я ухаживаю за комнатными растениями». |
30 | | Звук и буква П. | Сюжетные картинки | Выделение звука [п] из ряда других звуков, слогов, слов. Определение места звука в слове. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. Печатание буквы. |
31 | | Слоги и слова с буквой П. | Сюжетные картинки | Упражнение в составлении и анализе слогов, слов с буквой П. Чтение слов, предложений. Печатание слогов, слов. |
32 | | Чтение слов и предложений с буквой П. | Сюжетные картинки Слоговая таблица, разрезные буквы и слоги | Упражнение в правильном чтении слогов, слов, предложений с усвоенными буквами. Звукобуквенный анализ слов. Составление схем предложений из текста. |
33 | | Повторение усвоенных букв. Загадки по теме «Новый год». | | Звукобуквенный анализ слов. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. Чтение слов, предложений. Печатание слогов, слов. |
34 | | Звук и буква Т. «Зимняя одежда». | Предметные картинки | Выделение звука [т] из ряда других звуков, слогов, слов. Определение места звука в слове. Чтение и анализ слогов, слов с буквой Т. |
35 | | Слоги и слова с буквой Т. Загадки по теме «Одежда зимой». | Загадки по теме | Составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Звукобуквенный анализ слогов, слов. |
36 | | Звук и буква И. «Зимняя обувь». | «Зимняя обувь». Предметные картинки | Выделение звука [и] из ряда других звуков, слогов, слов. Определение места звука в слове. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. Печатание буквы. |
37 | | Слог ШИ. Отгадывание загадок «Одежда. Обувь зимой». | Загадки по теме | |
38 | | Звук и буква З. Игра с комментированием «Что сначала, что потом». «Зимняя одежда. Обувь». | Предметные картинки | Выделение звука [з] из ряда других звуков, слогов, слов. Определение места звука в слове. Составление слогов с буквой З. Чтение слогов и слов с буквой З. Печатание слогов, слов. |
39 | | Слоги с буквой З. «Зимние забавы». | Сюжетные картинки | Составление слогов, слов с буквой З. Звукобуквенный анализ слогов, слов. Чтение коротких предложений. |
40 | | Звук и буква В. «Зимующие птицы нашего края». | Предметные картинки | Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. Анализ и чтение слогов, слов. Активизация имеющихся знаний детей о птицах, обитающих в нашем крае зимой. |
41 | | Слоги и слова с буквой В. Рассказ «Моя помощь зимующим птицам». | Сюжетные картинки | Составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Звукобуквенный анализ слогов, слов. Письмо в тетрадях. |
42 | | Звук и буква Ж. Игра «Узнай птицу». | Предметные картинки | Выделение звука [ж] из ряда других звуков, слогов, слов. Анализ и чтение слогов, слов. |
43 | | Слоги и слова с буквой Ж. «Домашние животные зимой». | Предметные картинки | Составление слогов, слов с буквой Ж, их чтение. Звукобуквенный анализ слогов, слов. Письмо в тетрадях. |
44 | | Звук и буква Б. Отгадывание загадок «Животные зимой». | Загадки по теме | Выделение звука [б] из ряда других звуков, слогов, слов. Анализ и чтение слогов, слов. |
45 | | Слоги и слова с буквой Б. Разучивание стихотворений о животных зимой. | Предметные картинки, разрезная азбука, карточки с заданиями. | Составление из букв разрезной азбуки слогов, слов с буквой Б. Звукобуквенный анализ слогов, слов. |
46 | | Звук и буква Г. «Ранняя весна». | Сюжетные картинки | Выделение звука [г] из ряда других звуков, слогов, слов. Определение места звука в слове. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. Печатание буквы. |
47 | | Слоги и слова с буквой Г. Загадки по теме «Ранняя весна». | Загадки по теме. | Составление из букв разрезной азбуки слогов, слов с буквой Г. Звукобуквенный анализ слогов, слов. |
48 | | Звук и буква Д. «Природные изменения весной». | Сюжетные картинки | Выделение звука [д] из ряда других звуков, слогов, слов. Определение места звука в слове. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. Звукобуквенный анализ слогов, слов. Печатание буквы. |
49 | | Слоги и слова с буквой Д. «Пословицы и поговорки о весне». | Предметные картинки, карточки с заданиями, сюжетная картина. | Составление из букв разрезной азбуки слогов, слов с буквой Д. Звукобуквенный анализ слогов, слов. |
50. | | Звук и буква Й «Весенние цветы». | Предметные картинки | Составление слов, их чтение. Звукобуквенный анализ слов. Выбор картинок со звуком Й. Работа с кассой букв. Ответы на вопросы логопеда по плану. Усвоение названий первоцветов. |
51 | | Буква Ь. «Игры и занятия детей весной». | Сюжетные картинки | Составление из букв разрезной азбуки слогов, слов с буквой Ь. Звукобуквенный анализ слогов, слов. |
52 | | Слова с буквой Ь. «Весенние народные праздники». | Презентация. | Составление слов, их чтение. Работа с кассой букв. Чтение парами, объяснение значения слов типа: мел-мель, ел-ель, угол-уголь. Разучивание игр, закличек. |
53 | | Звук и буква Е. «Перелётные птицы». | Предметные картинки | Выделение звука [е] в начале слова. Составление слогов, слов с буквой Е в начале слова: ЕЛИ, ЕРШИ, ЕЖИ. Упражнение в чтении слогов, слов. Работа над осознанным чтением. |
54 | | Звук и буква Ё. «Домашние животные и их детёныши весной». | Предметные картинки | Составление слогов с буквой Ё. Звукобуквенный анализ слогов, слов. Отработка правильного чтения слогов и слов с буквой Ё. |
55. | | Чтение слов с буквой Ё. «Домашние животные». | Предметные картинки | Чтение слов парами: Лора-Лёва, Соня-Сёма. Анализ слов. Чтение слов, предложений. |
56 | | Звук и буква Я. «Уход за домашними животными весной». | Сюжетные картинки | Выделение буквы Я в начале слова: яблоня, яблоки, Яша, яма, ягода; в конце слова: Зоя, Рая. Составление слогов. Анализ и чтение слогов, слов. Составление краткого рассказа с использованием сюжетных картинок «Как люди ухаживают за домашними животными весной». |
57 | | Звук и буква Ю. «Повадки диких животных». | Предметные картинки | Выделение первой буквы Ю в словах: Юля, юла, Юра. Определение места звука в слове. Составление слогов с буквой Ю. |
58 | | Чтение слов с буквой Ю. «Забота людей о диких животных». | Презентация | Составление слогов, слов с буквой Ю. Звукобуквенный анализ слогов, слов. Чтение слов, предложений. |
59 | | Звук и буква Ц. «Труд людей весной». | Сюжетные картинки | Выделение слов со звуком [ц]. Определение места звука в слове. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. Чтение слов с буквой Ц. |
60 | | Звук и буква Ч. «Труд людей весной». | Сюжетные картинки | Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов. Анализ и чтение слогов, слов. Составление связного рассказа из личного опыта: работа в саду, огороде весной. |
61 | | Звук и буква Щ. «Насекомые весной». | Предметные картинки. | Выделение звука [щ] из ряда звуков, слогов, слов. Анализ и чтение слогов, слов. Выбор картинок на заданный звук. |
62 | | Звук и буква Ф. «Мой домашний адрес». | Предметные картинки | Выделение звука [ф] из ряда звуков, слогов, слов. Анализ и чтение слогов, слов. Выбор картинок на заданный звук. |
63 | | Звук и буква Э. «Безопасный путь домой». Загадки по теме «Правила дорожного движения». | Загадки по теме. | Составление и чтение слогов парами: МЭ-МЕ, ТЭ-ТЕ, НЭ-НЕ, их сравнение. Составление слов с буквой Э. Чтение слов, предложений. |
64 | | Буква Ъ. «Лето». | Загадки по теме. | Составление из букв разрезной азбуки слогов, слов с буквой Ъ. Звукобуквенный анализ слогов, слов. |
65 | | Гласные звуки и буквы. | Разрезная азбука, презентация. | Закрепление представлений о понятиях звук и буква Закрепление представлений о гласных звуках Упражнение в нахождении гласных Печатание слогов, слов |
66 | | Согласные звуки и буквы. | Разрезная азбука, презентация | Закрепление представлений о понятиях звук и буква Закрепление представлений о согласных звуках Упражнение в нахождении согласных Печатание слогов, слов |
67 | | Фонетический разбор слов. | Карточки с заданиями, разрезная азбука | Закрепление представлений о понятиях звук и буква Закрепление представлений о согласных и гласных звуках Закрепление представлений о твердом и мягком звуке Упражнение в фонетическом разборе слогов, слов |
68 | | Занимательная логопедия | Презентация | Составление из букв разрезной азбуки слогов, слов Звукобуквенный анализ слогов, слов. Печатание слогов, слов Толкование пословиц и поговорок. |