СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по логопедии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по логопедии»

Пояснительная записка

Важное место в процессе коррекции нарушений речевого развития занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой

  • особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой

  • особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку . При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.


коррекционно-развивающей среда логопедического кабинета.

Коррекционно- развивающая среда очень важна для ребёнка с ОВЗ, так как она способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность ребёнку испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.. Предметно-развивающая среда вызывает положительные эмоции у детей, развивает их воображение, творческое мышление, фантазию. Дети начинают положительно относится к школе, с удовольствием посещают учебные занятия, развиваясь интеллектуально. Здесь дети получают новые положительные впечатления, знания, умения.

Коррекционно-развивающая среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности.

Как известно, для детей с ОВЗ преобладающим видом деятельности является игровая деятельность. Дети очень длительно и проблематично перестраиваются на учебную деятельность, а в некоторых случаях, игровая деятельность остаётся у детей ведущей. Поэтому именно игровая зона будет им наиболее приемлема.
В кабинете есть зона развивающих игр, размещены игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, игры развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаики, пазлы, игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук, подборка детских книг, раскраски, ребусы, кроссворды., демонстрационные карточки, наборы пластмассовых букв и т.д. Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные и групповые занятия в игровой форме с детьми, решать различные коррекционные задачи, а «сказочные» методические пособия дают возможность повышать интерес к урокам, занятиям, активизировать речевую деятельность детей.

Общая характеристика программы.

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу.

Логопедическая работа в школе, занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

  • нарушение звукопроизношения;

  • недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

  • аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

  • нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

  • выраженная дислексия;

-дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в цело, а не только на один изолированный дефект.

Методологические и теоретические основы программы.

Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся 5 класса КГКОУ-ШИ19 имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

  • реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

  • деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

  • индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

  • системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса , где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.


Цели и задачи программы.



Цель программы– коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:
    1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

    2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

    3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

    4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (обще-интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.




Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

В начале учебного года логопед планирует работу на год. На основании материалов обследования школьников составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.

Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня с уроков чтения и развития речи. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 40 минут.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах, включены упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны

по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми. В начале учебного года обследуются все вновь принятые дети и учащиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года). Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами. Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения ребенка. Занятия бывают индивидуальные и групповые.

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 5 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.

В структуру занятия может входить:

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;

  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

  • дыхательная гимнастика;

Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; Формирование фонематических процессов;

  • работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

  • работа над предложением, текстом;

  • обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Занятия каждой группы и индивидуальные проводятся 2-4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с группой 20-40 минут. Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных или смежных классов. Наполняемость групп для логопедических

занятий 2-4 ученика. При необходимости логопед производит перераспределение обучающихся по группам. Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.

При завершении логопедических занятий логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время(через тетрадь взаимосвязи. В конце учебного года логопед проводит речевой утренник, на котором дети демонстрируют свои успехи. В системе коррекционной работы по преодолению всех видов речевых нарушений полезны занятия по логопедической ритмике. Основным материалом для таких занятий являются разнообразные рече-двигательные и другие упражнения.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный год, в котором для логопедических занятий в 5 классе отводится-4часа в неделю.

При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Нужно отметить, что в школу поступают дети с двуязычием или дети совсем не знающие русского языка, у которых возникают большие трудности в процессе обучения. Встречаются трудности в произношении, в письме.

Кроме выявленных специфических ошибок, соотносимых с определенным видом дисграфии, у детей при двуязычии отмечаются и другие, как характерные для недостаточно сформированного навыка правильного письма, так и свойственные только этим детям.

Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

      1. коррекция звукопроизношения,

      2. коррекция фонематических процессов,

      3. коррекционная работа на лексическом уровне,

      4. коррекционная работа на синтаксическом уровне,

      5. совершенствование связной речи.


Ставятся следующие задачи:
  • развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;

  • улучшение фонематического слуха;

  • формирование речевого дыхания;

  • улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);

  • улучшение ритмико-интонационной стороны речи;

  • уточнение артикуляция вызывающихся и по подражанию некоторые их отсутствующих звуков, создание базы для успешной постановки звуков;

  • повышение речевой и эмоциональной активности детей;

  • совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка.

  • Обогащение словаря.

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится с обучающимися 5 класса. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство.

Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4 классе и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии, и включает такие темы как: «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».

На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая с 5 классе,и включающая в себя следующие разделы: «Части речи»,

«Главные члены предложения»,

« Связь слов в предложении», «Правописание предлогов, звонких и глухих согласных, безударных гласных», «Согласование слов в числе, роде и падеже» и др.

Коррекция нарушения звукопроизношения Обследование обучающихся.

Предварительный этап. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания.

Проводится уточнение артикуляции сохранных звуков, постановка и автоматизация:

  • гласных А,У,Ы,О,И,Э,

  • губных согласных П, Б, М,

  • переднеязычных согласных Т, Д,Н,

  • губно-зубных согласных В,Ф.

Коррекция произношения свистящих звуков: постановка и автоматизация звуков С, С’,З, З’ , Ц.

слухо-произносительная дифференциация звуков С-С’, З-З’, С-Ц. Коррекция произношения шипящихзвуков:

постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч,Щ.

слухо-произносительная дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ. Коррекция произношения звуков Л, Л’, Р, Р’:

постановка и автоматизация звуков Л, Л’, Р, Р’.

Слухо-произносительная дифференциация звуков Р-Р’, Л-ЛЬ, Л-Р, Л’-Р’.

Коррекция произношения звука Й: Постановка и автоматизация звука Й.

Слухо-произносительная дифференциация звуков Л’-Й. Коррекция произношения заднеязычных звуков:

постановка и автоматизация звуков К, Г, Х.

Слухо-произносительная дифференциация звуков К-Г-Х.

На развитие мелкой моторики рук уделяется особое внимание на протяжении всего первого класса.


5класс(4 часа в неделю) Коррекция нарушений чтения и письма.
  1. Обследование учащихся

  2. Повторение изученного в 3-4 классах:

    • развитие анализа структуры предложения,

    • развитие слогового анализа и синтеза,

    • развитие фонематического анализа и синтеза,

    • дифференциация твердых и мягких согласных,

    • дифференциация звонких и глухих согласных,

    • дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство,

    • обозначение мягкости согласных на письме.

3.Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство Звуки Л, Л’. Буква Л. Звуки Р, Р/. Буква Р. Дифференциация Л-Р.

Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х. Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0. Звук и буква У. Дифференциация О-У.

4. Устранение оптической дисграфии и дислексии.

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А.

Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Устранение семантической дислексии

Коррекционная работа на лексическом уровне. Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные гласные.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический утренник. Занятия проводятся групповые и подгрупповые.


Мониторинг определяет 5 уровней речевого развития обучающихся с ОВЗ:
  1. Оптимальный (звуки поставлены, автоматизированы в словах, словосочетаниях и фразовой речи, читает по норме, пишет с минимальным количеством ошибок, которые исправляет самостоятельно или после замечаний учителя).

  2. Выше среднего (звуки поставлены, автоматизированы, в речи допускает соскальзывания, читает по норме, пишет и списывает с различных источников, допускает ошибки, которые сам не исправляет)

  3. Средний (звуки поставлены, изолированно-автоматизированы, в речи встречаются частые соскальзывания, читает по норме, пишет с ошибками различного характера)

  4. Ниже среднего (звуки ставятся с трудом, в речи быстро соскальзывают, требуется дополнительная работа по постановке каждого звука, читает ниже нормы, но прочитанное частично осознает, пишет медленно, с ошибками различного характера)

  5. Низкий (звуки ставятся с трудом, в речи автоматизируются трудно, нет никакого контроля со стороны ребенка, к дефектам речи безразличен, читает ниже нормы, прочитанного не осознает, пишет медленно, с ошибками, имеет низкую учебную мотивацию).


5класс (102 часа)

  1. четверть

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол-во часов

Дата

По пла ну

Ф

а к т

Обследование.

7 ч.



1.

Обследование импрессивной речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

1



2.

Обследование связной речи.

Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания

1



3.

Обследование словарного запаса.

Выявить соответствует ли словарь возрастной категории.

1



4.

Обследование грамматического строя речи.

Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

1



5.

Обследование слоговой

Выявить степень владения слоговой структурой.

1




структуры слова.





6.

Обследование письма.

Выявить наличие нарушений письма.

1



7.

Обследование чтения.

Выявить наличие нарушений чтения.

1



Предложение.

7 ч.



8.

Понятие о предложении.

Закрепить понятие о предложении.

1



9.

Простое предложение.

Закрепить различие в понятиях «предложение» и

«слово».

1



1

0.

Знаки препинания в конце предложения.

Закрепить умение детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность

предложения.

1



1

1.

Простое распространенное предложение.

Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.

1



1

2.

Простое распространенное предложение.

Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.

1



1

3.

Согласование слов в предложении.

Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений.

1



1

4.

Согласование слов в предложении.

Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений.

1



Предлоги.

14 ч.



1

5.

Предлоги.

На практиченском уровне закрепить знания о предлогах.

1



1

6.

Предлог НА.

Закрепить правописание предлогов со словами.

1



1

7.

Предлог В.

На практиченском уровне закрепить знания о предлогах. Закрепить правописание предлогов со словами.

1



1

8.

Дифференциация предлогов НА-В.

Закрепить практические навыки на письме, в устной речи.

1



1

9.

Предлоги С(СО).

На практиченском уровне закрепить знания о предлогах. Закрепить правописание предлогов со

словами.

1



2

0.

ПредлогИЗ.

Закрепить правописание предлогов со словами.

1



2

1.

Предлоги С (ИЗ).

Закрепить правописание предлогов со словами.

1



2

2.

Предлоги ПО,К.

На практическом уровне закрепить знания о предлогах

1



2

3.

Предлоги ПО,К.

На практическом уровне закрепить знания о предлогах

1



2

4.

Предлог ЗА.

Закрепить правописание предлогов со словами.

1



2

5.

Предлог ИЗ-ЗА.

Показать отличие предлога за и из-за.

1





  1. четверть


1.

Предлоги над, под.

Закрепить практические навыки правописания предлогов со словами.

1



2.

Предлоги над, под.

Закрепить практические навыки правописания предлогов со словами.

1



3.

Предлоги под, из-под.

Закрепить отличительные признаки этих предлогов.

1



Звуковой анализ.

3 ч.



4.

Гласные звуки.

Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме.

1



5.

Гласные звуки.

Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме.

1



6.

Сходство парных гласных.

Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство.

1



Твёрдые и мягкие согласные.

6 ч.



7.

Твердые и мягкие согласные

Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.

1



8.

Твердые и мягкие согласные

Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.

1



9.

Обозначение мягкости согласных посредством

«ь».

Учить слышать мягкие согласные на конце слова.

1



1

0.

Обозначение мягкости согласных посредством

«ь».

Учить слышать мягкие согласные на конце слова.

1



1

1.

Обозначение мягкости согласного гласными 2- го ряда.

Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда

1



1

2.

Обозначение мягкости

согласного гласными 2- го ряда.

Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда

1



Состав слова.

11ч.



1

3.

Родственные слова.

Совершенствовать умение подбирать родственные слова.

1



1

4.

Корень слова.

Упражнять в подборе однокоренных слов.

1



1

5.

Сложные слова.

Познакомить учащихся с понятием «сложные слова». Учить выделять в сложных словах корни и соединительные гласные.

1



1

6.

Сложные слова.

Познакомить учащихся с понятием «сложные слова». Учить выделять в сложных словах корни и соединительные гласные.

1



1

7.

Приставка. Образование

слов при помощи

Учить образовывать новые слова с помощью

приставок.

1




приставок.





1

Суффикс.

Учить образовывать новые слова с помощью

1



8.

Суффиксальное

суффиксов.



образование слов.



1

Окончание в словах.

Учить правильно употреблять формы слов (в

1



9.


зависимости от контекста).


2

Закрепление темы

Закрепить знания учащихся по теме,

1



0.

«состав слова».

тренировочные упражнения.


2

Дифференциация

Учить различать предлоги и приставки, правильно

1



1.

предлогов и приставок.

оформлять их в письменной речи.


2

Дифференциация

Учить различать предлоги и приставки, правильно

1



2.

предлогов и приставок.

оформлять их в письменной речи.


2

Занимательная


1



3.

логопедия.




Словосочетание.

10ч.



1

Словосочетание:


Согласование имён существительных с глаголами в числе.

Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа.



2

Словосочетание:


Согласование имён существительных с прилагательными в числе.

Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа.



3

Согласование существительных с глаголами в роде.

Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных.



4

Согласование существительных с глаголами в роде.

Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных.



5

Согласование существительных с прилагательными в роде.

Учить правильно соотносить окончания прилагательных с родом имени существительного, используя вопросы «какой?», (-ая?), )-ое).



6

Согласование существительных с прилагательными в роде.

Учить правильно соотносить окончания прилагательных с родом имени существительного, используя вопросы «какой?», (-ая?), )-ое).




7

Словосочетания, образованные по типу управления.

Закрепить умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы.



8

Словосочетания, образованные по типу управления.

Закрепить умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы.



9

Словосочетания, образованные по типу управления.

Закрепить умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы.



1

0

Проверочный диктант по теме «Словосочетание».

Проверить уровень знаний учащихся по теме

«Словосочетание».



1

1

Закрепление падежных форм.

Тренировать в изменении падежных форм имени существительного.



Предложение.

19 ч.



1

2

Предложение:


Словосочетание и предложение.

Совершенствовать умение отличать сочетания слов от законченного предложения.



1

3

Работа с

деформированным предложением.

Совершенствовать умение составлять грамматически правильное предложение.



1

4

Работа с

деформированным предложением.

Совершенствовать умение составлять грамматически правильное предложение.



1

5

Повествовательное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.



1

6

Вопросительное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.



1

7

Восклицательное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.



1

8

Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз» И»).

Тренировать учащихся в составлении сложносочинённых предложений.



1

9

Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз «А»,»но»).

Тренировать учащихся в составлении сложносочинённых предложений.



2

0

Сложноподчинённое предложение. (Союз

Тренировать учащихся в составлении сложноподчинённых предложений.





«потому что»).





2

1

Сложноподчинённое предложение. (Союз

«чтобы»).

Тренировать учащихся в составлении сложноподчинённых предложений.



2

2

Сложноподчинённое предложение. (Союз

«чтобы»).

Тренировать учащихся в составлении сложноподчинённых предложений.



2

3

Простое предложение.

Учить составлять простые предложения.



2

4

Простое предложение.

Учить составлять простые предложения.


Учить строить предложения по заданному вопросу.



2

5

Распространение предложений.

Упражнять учащихся в распространении предложений.



2

6

Распространение предложений.

Упражнять учащихся в распространении предложений.



2

7

Распространение предложений.

Упражнять учащихся в распространении предложений.



2

8

Выделение предложений из сплошного текста.

Тренировать учащихся в выделении простых и сложных предложений из сплошного текста, правильно расставлять знаки препинания на письме.



2

9

Связь слов в предложении.

(Проверочные задания).

Закрепить знания о предложении.



3

0

Проверочный диктант по теме « Предложение».

Проверить уровень знаний учащихся по теме

«Предложение».



4 четверть.





Текст:

21 ч.



1

Восстановление

деформированного текста (3части).

Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте.



2

Восстановление

деформированного текста (4 части).

Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте.



3

Пересказ текстапо опорным словам и вопросам.

Закреплять умение связно излагать текст по вопросам и опорным словам.



4

Пересказ текстапо опорным словам и вопросам.

Закреплять умение связно излагать текст по вопросам и опорным словам.


5

Составление плана текста.

Закреплять умение составлять план текста.


6

Пересказ по плану.

Закреплять умение составлять план текста и пересказывать с опорой на план.


7

Выборочный пересказ.

Формировать умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа.


8

Выборочный пересказ.

Формировать умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа.


9

Краткий пересказ.

Закреплять умение определять тему и основную мысль текста. Формировать умение сокращать текст.


10

Краткий пересказ.

Закреплять умение определять тему и основную мысль текста. Формировать умение сокращать текст.


11

Составление заключения к рассказу.

Формировать умение составлять заключительную часть к данному тексту.


12

Составление заключения к рассказу.

Формировать умение составлять заключительную часть к данному тексту.


13

Составление вступления к рассказу.

Формировать умение составлять вступительную часть к данному тексту.


14

Составление вступления к рассказу.

Формировать умение составлять вступительную часть к данному тексту.


15

Какие бывают тексты: повествование.

Закреплять умение последовательно пересказывать содержание рассказа, устанавливать причинно- следственные связи.


16

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Закреплять умение связно излагать текст.


17

Описание.

Познакомить с особенностями описательного текста.


18

Составление рассказа- описания.

Формировать умение использовать прилагательные в описательном тексте.



19

Составление рассказа- описания.

Формировать умение использовать прилагательные в описательном тексте.



20

Рассуждение.

Познакомить с рассуждением, его структурой. Формировать умение отличать рассуждение от других типов речи.


21

Составление рассказа с элементами

рассуждения.

Формировать умение использовать элементы рассуждения в тексте.


22

Занимательная логопедия.


.

Обследование.

4 ч


23

Фронтальное обследование.



24

Фронтальное обследование.



25

Фронтальное обследование.



26

Фронтальное обследование.





Ресурсное обеспечение рабочей программы.

1.С.В.Леонтьева..»Коррекция письменной речи»Волгоград 2009г. 2.Логопедическая работа в коррекционных классах. Лалаева., Москва 2009г.

М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

  1. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003г.

  2. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».–М:, «Просвещение» , 1981г.

  3. Каше,Г.А.«Исправлениенедостатковпроизношения,чтенияиписьмаучащихся».–М:,

«Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960Г.

  1. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР,1961г.

  2. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». –М:,

«Просвещение»,1970 г.


  1. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006г.

  2. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младшихшкольников».

– М:, «Владос», 1995 г.

  1. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972г.

  2. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». –М:,

«Аквариум», 1996 г.

  1. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005г.

  2. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001г.

  3. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.

  4. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998г.

  5. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005г.

  6. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007г.

  7. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.

  8. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

  9. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991г.

  10. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

  11. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004г.

  12. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007г.

  13. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». –М:,

«Владос», 2004 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!