Пояснительная записка
Важное место в процессе коррекции нарушений речевого развития занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой
особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку . При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
коррекционно-развивающей среда логопедического кабинета.
Коррекционно- развивающая среда очень важна для ребёнка с ОВЗ, так как она способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность ребёнку испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.. Предметно-развивающая среда вызывает положительные эмоции у детей, развивает их воображение, творческое мышление, фантазию. Дети начинают положительно относится к школе, с удовольствием посещают учебные занятия, развиваясь интеллектуально. Здесь дети получают новые положительные впечатления, знания, умения.
Коррекционно-развивающая среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности.
Как известно, для детей с ОВЗ преобладающим видом деятельности является игровая деятельность. Дети очень длительно и проблематично перестраиваются на учебную деятельность, а в некоторых случаях, игровая деятельность остаётся у детей ведущей. Поэтому именно игровая зона будет им наиболее приемлема.
В кабинете есть зона развивающих игр, размещены игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, игры развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаики, пазлы, игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук, подборка детских книг, раскраски, ребусы, кроссворды., демонстрационные карточки, наборы пластмассовых букв и т.д. Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные и групповые занятия в игровой форме с детьми, решать различные коррекционные задачи, а «сказочные» методические пособия дают возможность повышать интерес к урокам, занятиям, активизировать речевую деятельность детей.
Общая характеристика программы.
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу.
Логопедическая работа в школе, занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
нарушение звукопроизношения;
недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
-дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в цело, а не только на один изолированный дефект.
Методологические и теоретические основы программы.
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся 5 класса КГКОУ-ШИ19 имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса , где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Цели и задачи программы.
Цель программы– коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы: Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (обще-интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.
В начале учебного года логопед планирует работу на год. На основании материалов обследования школьников составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня с уроков чтения и развития речи. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 40 минут.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах, включены упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны
по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми. В начале учебного года обследуются все вновь принятые дети и учащиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года). Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами. Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения ребенка. Занятия бывают индивидуальные и групповые.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 5 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.
В структуру занятия может входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; Формирование фонематических процессов;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
работа над предложением, текстом;
обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Занятия каждой группы и индивидуальные проводятся 2-4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с группой 20-40 минут. Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных или смежных классов. Наполняемость групп для логопедических
занятий 2-4 ученика. При необходимости логопед производит перераспределение обучающихся по группам. Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.
При завершении логопедических занятий логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время(через тетрадь взаимосвязи. В конце учебного года логопед проводит речевой утренник, на котором дети демонстрируют свои успехи. В системе коррекционной работы по преодолению всех видов речевых нарушений полезны занятия по логопедической ритмике. Основным материалом для таких занятий являются разнообразные рече-двигательные и другие упражнения.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный год, в котором для логопедических занятий в 5 классе отводится-4часа в неделю.
При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Нужно отметить, что в школу поступают дети с двуязычием или дети совсем не знающие русского языка, у которых возникают большие трудности в процессе обучения. Встречаются трудности в произношении, в письме.
Кроме выявленных специфических ошибок, соотносимых с определенным видом дисграфии, у детей при двуязычии отмечаются и другие, как характерные для недостаточно сформированного навыка правильного письма, так и свойственные только этим детям.
Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
коррекция звукопроизношения,
коррекция фонематических процессов,
коррекционная работа на лексическом уровне,
коррекционная работа на синтаксическом уровне,
совершенствование связной речи.
Ставятся следующие задачи:
развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
улучшение фонематического слуха;
формирование речевого дыхания;
улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
уточнение артикуляция вызывающихся и по подражанию некоторые их отсутствующих звуков, создание базы для успешной постановки звуков;
повышение речевой и эмоциональной активности детей;
совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка.
Обогащение словаря.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится с обучающимися 5 класса. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4 классе и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии, и включает такие темы как: «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».
На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая с 5 классе,и включающая в себя следующие разделы: «Части речи»,
«Главные члены предложения»,
« Связь слов в предложении», «Правописание предлогов, звонких и глухих согласных, безударных гласных», «Согласование слов в числе, роде и падеже» и др.
Коррекция нарушения звукопроизношения Обследование обучающихся.
Предварительный этап. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания.
Проводится уточнение артикуляции сохранных звуков, постановка и автоматизация:
гласных А,У,Ы,О,И,Э,
губных согласных П, Б, М,
переднеязычных согласных Т, Д,Н,
губно-зубных согласных В,Ф.
Коррекция произношения свистящих звуков: постановка и автоматизация звуков С, С’,З, З’ , Ц.
слухо-произносительная дифференциация звуков С-С’, З-З’, С-Ц. Коррекция произношения шипящихзвуков:
постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч,Щ.
слухо-произносительная дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ. Коррекция произношения звуков Л, Л’, Р, Р’:
постановка и автоматизация звуков Л, Л’, Р, Р’.
Слухо-произносительная дифференциация звуков Р-Р’, Л-ЛЬ, Л-Р, Л’-Р’.
Коррекция произношения звука Й: Постановка и автоматизация звука Й.
Слухо-произносительная дифференциация звуков Л’-Й. Коррекция произношения заднеязычных звуков:
постановка и автоматизация звуков К, Г, Х.
Слухо-произносительная дифференциация звуков К-Г-Х.
На развитие мелкой моторики рук уделяется особое внимание на протяжении всего первого класса.
5класс(4 часа в неделю) Коррекция нарушений чтения и письма.
Обследование учащихся
Повторение изученного в 3-4 классах:
развитие анализа структуры предложения,
развитие слогового анализа и синтеза,
развитие фонематического анализа и синтеза,
дифференциация твердых и мягких согласных,
дифференциация звонких и глухих согласных,
дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство,
обозначение мягкости согласных на письме.
3.Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство Звуки Л, Л’. Буква Л. Звуки Р, Р/. Буква Р. Дифференциация Л-Р.
Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х. Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0. Звук и буква У. Дифференциация О-У.
4. Устранение оптической дисграфии и дислексии.
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А.
Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Устранение семантической дислексии
Коррекционная работа на лексическом уровне. Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные гласные.
Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический утренник. Занятия проводятся групповые и подгрупповые.
Мониторинг определяет 5 уровней речевого развития обучающихся с ОВЗ:
Оптимальный (звуки поставлены, автоматизированы в словах, словосочетаниях и фразовой речи, читает по норме, пишет с минимальным количеством ошибок, которые исправляет самостоятельно или после замечаний учителя).
Выше среднего (звуки поставлены, автоматизированы, в речи допускает соскальзывания, читает по норме, пишет и списывает с различных источников, допускает ошибки, которые сам не исправляет)
Средний (звуки поставлены, изолированно-автоматизированы, в речи встречаются частые соскальзывания, читает по норме, пишет с ошибками различного характера)
Ниже среднего (звуки ставятся с трудом, в речи быстро соскальзывают, требуется дополнительная работа по постановке каждого звука, читает ниже нормы, но прочитанное частично осознает, пишет медленно, с ошибками различного характера)
Низкий (звуки ставятся с трудом, в речи автоматизируются трудно, нет никакого контроля со стороны ребенка, к дефектам речи безразличен, читает ниже нормы, прочитанного не осознает, пишет медленно, с ошибками, имеет низкую учебную мотивацию).
5класс (102 часа)
четверть
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во часов | Дата |
По пла ну | Ф а к т |
Обследование. | 7 ч. | | |
1. | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 1 | | |
2. | Обследование связной речи. | Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания | 1 | | |
3. | Обследование словарного запаса. | Выявить соответствует ли словарь возрастной категории. | 1 | | |
4. | Обследование грамматического строя речи. | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | 1 | | |
5. | Обследование слоговой | Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | | |
| структуры слова. | | | | |
6. | Обследование письма. | Выявить наличие нарушений письма. | 1 | | |
7. | Обследование чтения. | Выявить наличие нарушений чтения. | 1 | | |
Предложение. | 7 ч. | | |
8. | Понятие о предложении. | Закрепить понятие о предложении. | 1 | | |
9. | Простое предложение. | Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово». | 1 | | |
1 0. | Знаки препинания в конце предложения. | Закрепить умение детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. | 1 | | |
1 1. | Простое распространенное предложение. | Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие. | 1 | | |
1 2. | Простое распространенное предложение. | Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие. | 1 | | |
1 3. | Согласование слов в предложении. | Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. | 1 | | |
1 4. | Согласование слов в предложении. | Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. | 1 | | |
Предлоги. | 14 ч. | | |
1 5. | Предлоги. | На практиченском уровне закрепить знания о предлогах. | 1 | | |
1 6. | Предлог НА. | Закрепить правописание предлогов со словами. | 1 | | |
1 7. | Предлог В. | На практиченском уровне закрепить знания о предлогах. Закрепить правописание предлогов со словами. | 1 | | |
1 8. | Дифференциация предлогов НА-В. | Закрепить практические навыки на письме, в устной речи. | 1 | | |
1 9. | Предлоги С(СО). | На практиченском уровне закрепить знания о предлогах. Закрепить правописание предлогов со словами. | 1 | | |
2 0. | ПредлогИЗ. | Закрепить правописание предлогов со словами. | 1 | | |
2 1. | Предлоги С (ИЗ). | Закрепить правописание предлогов со словами. | 1 | | |
2 2. | Предлоги ПО,К. | На практическом уровне закрепить знания о предлогах | 1 | | |
2 3. | Предлоги ПО,К. | На практическом уровне закрепить знания о предлогах | 1 | | |
2 4. | Предлог ЗА. | Закрепить правописание предлогов со словами. | 1 | | |
2 5. | Предлог ИЗ-ЗА. | Показать отличие предлога за и из-за. | 1 | | |
четверть
1. | Предлоги над, под. | Закрепить практические навыки правописания предлогов со словами. | 1 | | |
2. | Предлоги над, под. | Закрепить практические навыки правописания предлогов со словами. | 1 | | |
3. | Предлоги под, из-под. | Закрепить отличительные признаки этих предлогов. | 1 | | |
Звуковой анализ. | 3 ч. | | |
4. | Гласные звуки. | Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме. | 1 | | |
5. | Гласные звуки. | Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме. | 1 | | |
6. | Сходство парных гласных. | Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство. | 1 | | |
Твёрдые и мягкие согласные. | 6 ч. | | |
7. | Твердые и мягкие согласные | Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных. | 1 | | |
8. | Твердые и мягкие согласные | Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных. | 1 | | |
9. | Обозначение мягкости согласных посредством «ь». | Учить слышать мягкие согласные на конце слова. | 1 | | |
1 0. | Обозначение мягкости согласных посредством «ь». | Учить слышать мягкие согласные на конце слова. | 1 | | |
1 1. | Обозначение мягкости согласного гласными 2- го ряда. | Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда | 1 | | |
1 2. | Обозначение мягкости согласного гласными 2- го ряда. | Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда | 1 | | |
Состав слова. | 11ч. | | |
1 3. | Родственные слова. | Совершенствовать умение подбирать родственные слова. | 1 | | |
1 4. | Корень слова. | Упражнять в подборе однокоренных слов. | 1 | | |
1 5. | Сложные слова. | Познакомить учащихся с понятием «сложные слова». Учить выделять в сложных словах корни и соединительные гласные. | 1 | | |
1 6. | Сложные слова. | Познакомить учащихся с понятием «сложные слова». Учить выделять в сложных словах корни и соединительные гласные. | 1 | | |
1 7. | Приставка. Образование слов при помощи | Учить образовывать новые слова с помощью приставок. | 1 | | |
| приставок. | | | | |
1 | Суффикс. | Учить образовывать новые слова с помощью | 1 | | |
8. | Суффиксальное | суффиксов. | |
| образование слов. | | |
1 | Окончание в словах. | Учить правильно употреблять формы слов (в | 1 | | |
9. | | зависимости от контекста). | |
2 | Закрепление темы | Закрепить знания учащихся по теме, | 1 | | |
0. | «состав слова». | тренировочные упражнения. | |
2 | Дифференциация | Учить различать предлоги и приставки, правильно | 1 | | |
1. | предлогов и приставок. | оформлять их в письменной речи. | |
2 | Дифференциация | Учить различать предлоги и приставки, правильно | 1 | | |
2. | предлогов и приставок. | оформлять их в письменной речи. | |
2 | Занимательная | | 1 | | |
3. | логопедия. | |
Словосочетание. | 10ч. | | |
1 | Словосочетание: Согласование имён существительных с глаголами в числе. | Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа. | 1ч | | |
2 | Словосочетание: Согласование имён существительных с прилагательными в числе. | Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа. | 1ч | | |
3 | Согласование существительных с глаголами в роде. | Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных. | 1ч | | |
4 | Согласование существительных с глаголами в роде. | Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных. | 1ч | | |
5 | Согласование существительных с прилагательными в роде. | Учить правильно соотносить окончания прилагательных с родом имени существительного, используя вопросы «какой?», (-ая?), )-ое). | 1ч | | |
6 | Согласование существительных с прилагательными в роде. | Учить правильно соотносить окончания прилагательных с родом имени существительного, используя вопросы «какой?», (-ая?), )-ое). | 1ч | | |
7 | Словосочетания, образованные по типу управления. | Закрепить умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы. | 1ч | | |
8 | Словосочетания, образованные по типу управления. | Закрепить умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы. | 1ч | | |
9 | Словосочетания, образованные по типу управления. | Закрепить умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы. | 1ч | | |
1 0 | Проверочный диктант по теме «Словосочетание». | Проверить уровень знаний учащихся по теме «Словосочетание». | 1ч | | |
1 1 | Закрепление падежных форм. | Тренировать в изменении падежных форм имени существительного. | 1ч | | |
Предложение. | 19 ч. | | |
1 2 | Предложение: Словосочетание и предложение. | Совершенствовать умение отличать сочетания слов от законченного предложения. | 1ч | | |
1 3 | Работа с деформированным предложением. | Совершенствовать умение составлять грамматически правильное предложение. | 1ч | | |
1 4 | Работа с деформированным предложением. | Совершенствовать умение составлять грамматически правильное предложение. | 1ч | | |
1 5 | Повествовательное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1ч | | |
1 6 | Вопросительное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1ч | | |
1 7 | Восклицательное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1ч | | |
1 8 | Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз» И»). | Тренировать учащихся в составлении сложносочинённых предложений. | 1ч | | |
1 9 | Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз «А»,»но»). | Тренировать учащихся в составлении сложносочинённых предложений. | 1ч | | |
2 0 | Сложноподчинённое предложение. (Союз | Тренировать учащихся в составлении сложноподчинённых предложений. | 1ч | | |
| «потому что»). | | | | |
2 1 | Сложноподчинённое предложение. (Союз «чтобы»). | Тренировать учащихся в составлении сложноподчинённых предложений. | 1ч | | |
2 2 | Сложноподчинённое предложение. (Союз «чтобы»). | Тренировать учащихся в составлении сложноподчинённых предложений. | 1ч | | |
2 3 | Простое предложение. | Учить составлять простые предложения. | 1ч | | |
2 4 | Простое предложение. | Учить составлять простые предложения. Учить строить предложения по заданному вопросу. | 1ч | | |
2 5 | Распространение предложений. | Упражнять учащихся в распространении предложений. | 1ч | | |
2 6 | Распространение предложений. | Упражнять учащихся в распространении предложений. | 1ч | | |
2 7 | Распространение предложений. | Упражнять учащихся в распространении предложений. | 1ч | | |
2 8 | Выделение предложений из сплошного текста. | Тренировать учащихся в выделении простых и сложных предложений из сплошного текста, правильно расставлять знаки препинания на письме. | 1ч | | |
2 9 | Связь слов в предложении. (Проверочные задания). | Закрепить знания о предложении. | 1ч | | |
3 0 | Проверочный диктант по теме « Предложение». | Проверить уровень знаний учащихся по теме «Предложение». | 1ч | | |
4 четверть.
Текст: | 21 ч. | | |
1 | Восстановление деформированного текста (3части). | Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. | 1ч | |
2 | Восстановление деформированного текста (4 части). | Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. | 1ч | |
3 | Пересказ текстапо опорным словам и вопросам. | Закреплять умение связно излагать текст по вопросам и опорным словам. | 1ч | | |
4 | Пересказ текстапо опорным словам и вопросам. | Закреплять умение связно излагать текст по вопросам и опорным словам. | 1ч | |
5 | Составление плана текста. | Закреплять умение составлять план текста. | 1ч | |
6 | Пересказ по плану. | Закреплять умение составлять план текста и пересказывать с опорой на план. | 1ч | |
7 | Выборочный пересказ. | Формировать умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа. | 1ч | |
8 | Выборочный пересказ. | Формировать умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа. | 1ч | |
9 | Краткий пересказ. | Закреплять умение определять тему и основную мысль текста. Формировать умение сокращать текст. | 1ч | |
10 | Краткий пересказ. | Закреплять умение определять тему и основную мысль текста. Формировать умение сокращать текст. | 1ч | |
11 | Составление заключения к рассказу. | Формировать умение составлять заключительную часть к данному тексту. | 1ч | |
12 | Составление заключения к рассказу. | Формировать умение составлять заключительную часть к данному тексту. | 1ч | |
13 | Составление вступления к рассказу. | Формировать умение составлять вступительную часть к данному тексту. | 1ч | |
14 | Составление вступления к рассказу. | Формировать умение составлять вступительную часть к данному тексту. | 1ч | |
15 | Какие бывают тексты: повествование. | Закреплять умение последовательно пересказывать содержание рассказа, устанавливать причинно- следственные связи. | 1ч | |
16 | Составление рассказа по одной сюжетной картинке. | Закреплять умение связно излагать текст. | 1ч | |
17 | Описание. | Познакомить с особенностями описательного текста. | 1ч | |
18 | Составление рассказа- описания. | Формировать умение использовать прилагательные в описательном тексте. | 1ч | |
19 | Составление рассказа- описания. | Формировать умение использовать прилагательные в описательном тексте. | 1ч | | |
20 | Рассуждение. | Познакомить с рассуждением, его структурой. Формировать умение отличать рассуждение от других типов речи. | 1ч | |
21 | Составление рассказа с элементами рассуждения. | Формировать умение использовать элементы рассуждения в тексте. | 1ч | |
22 | Занимательная логопедия. | | 1ч | . |
Обследование. | 4 ч | |
23 | Фронтальное обследование. | | 1ч | |
24 | Фронтальное обследование. | | 1ч | |
25 | Фронтальное обследование. | | 1ч | |
26 | Фронтальное обследование. | | 1ч | |
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
1.С.В.Леонтьева..»Коррекция письменной речи»Волгоград 2009г. 2.Логопедическая работа в коррекционных классах. Лалаева., Москва 2009г.
М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003г.
Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».–М:, «Просвещение» , 1981г.
Каше,Г.А.«Исправлениенедостатковпроизношения,чтенияиписьмаучащихся».–М:,
«Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960Г.
Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР,1961г.
Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». –М:,
«Просвещение»,1970 г.
Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006г.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младшихшкольников».
– М:, «Владос», 1995 г.
Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972г.
Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». –М:,
«Аквариум», 1996 г.
Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005г.
Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001г.
Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998г.
Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005г.
Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007г.
Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991г.
Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004г.
Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007г.
Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». –М:,
«Владос», 2004 г.