СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математическому представлению и конструированию 4 класс 8 - го вида надомное обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рекомендована для учителей работающих в коррекционных класса надомное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математическому представлению и конструированию 4 класс 8 - го вида надомное обучение»

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«Математическое представление и конструирование» 4 класс


Нормативная основа программы


  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «ОБ утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015

  • Устав МБОУ «СКШ №5»

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Математические представления и конструирование. 4 класс. Автор Л.Б. Боряева. – М.: Санкт-Петербург , 2011 год

  • Учебный план МБОУ «СКШ №5»G


Цели и задачи обучения по предмету «математические представления и конструированию" 4 классе


Цель:

Предмет предполагает ознакомление с конструктивной деятельностью, обогащение сенсорного опыта, закрепление первичных представлений о признаках цвета формы, величины, расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу, а также практическое использование этих свойств.


Задачи:

  • Формировать у детей положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.

  • Знакомить детей с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения построек.

  • Учить детей соотносить постройки с реально существующими объектами.

  • Формировать у детей способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову.

  • Учить сопоставлять равные по количеству множества предметов: «столько…, сколько…», «столько же».


Количество учебных часов


Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно учебному плану). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение математических представлений и конструированию в 4 классе составит 34 часа.


Общая характеристика учебного предмета

Овладение элементарными математическими знаниями предполагает развитие сенсорных представлений, которые также являются базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развития мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразным. Поэтому математическая и конструктивная деятельность могут быть представлены в едином блоке и обобщены в предмете «Математические представления и конструирование».

Наряду с конкретными задачами в ходе обучения элементарным математическим представлениям и навыкам конструирования реализуется и более широкая задача: формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира». Именно в ходе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью элементарной математике и конструированию необходимо формировать взаимосвязи с основными сферами бытия: предметным миром, миром людей, природой, то есть «картину мира».

Предмет «Математические представления и конструирование» для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» включает:

  • ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;

  • упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);

  • игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;

  • конструирование из строительного, природного и бросового материалов;

  • формирование количественных представлений;

  • «чтение» и письмо цифр;

  • формирование представлений о форме;

  • формирование представлений о величине;

  • формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.

Предмет «Математические представления и конструирование» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также различными направлениями коррекционно-адаптационной работы, прежде всего с занятиями «Музыка и движение», «Логопедическая работа» и «СБО и ОБЖ».



Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями.

3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.


Используемый учебно-методический комплект



В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:

  • Боряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., Липакова В.И. Програмао бразования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011.

  • В.Б.Сухова. Математика. Подготовительный класс. Учебник д/шк. 1 вида

  • Алышева Т.В. «Математика». Учебник для 1 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В 2 частях М.: «Просвещение», 2012.

  • Алышева Т.В. Подготовительный класс. Сравниваем. Считаем М.: «Просвещение», 2007.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

практические работы, уроки развития речи

1

Конструирование

17

17

17

2

Количественные представления

10

10

10

3

Представления о форме

4

4

4

4

Представления о величине

3

3

3


Итого:

34

34

34


Содержание учебного предмета



п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

1

Конструирование

17

Игры и игровые упражнения: с тематическими сборно-разборными игрушками; с разрезными картинками; с сюжетными картинками с вырубленными частями круглой, квадратной и треугольной формы; на указание целого предмета по фрагментам. Конструирование по объёмному образцу. Конструирование из палочек. Постройки из строительного материала по образцу, схеме, модели, фотографии и по инструкции. Создание знакомых построек из незнакомого строительного материала и обыгрывание их.

2

Количественные представления

10

Игровые упражнения на выделение 1-4 предметов из множества.

Упражнения и игры, в которых используется счёт объектов в любом порядке.

Развитие понимания отношения между числами, увеличение и уменьшение на 1.

Упражнения на определение состава числа в совместной деятельности учащихся и учителя.

«Запись» цифр и счетные операции.


3

Представления о форме

4

Практические действия, игровые задания, настольно-печатные игры на группировку предметов по форме, на соотнесение плоскостных и объёмных форм, на идентификацию и выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму. Закрепление представлений о линиях. Построение линий и фигур по трафаретам, по опорным точкам.

4

Представления о величине

3

Игровые упражнения, настольно-печатные игры и практические действия для закрепления представлений учащихся о величине. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений разной величины по образцу и инструкции. Знакомство учащихся с возможностью измерения с помощью линейки.


Календарно-тематическое планирование по математическому представлению и

конструированию

на 2018-2019 учебный год


Тема учебного материала

Дата проведения

фактическая дата

Планируемые результаты

знания

умения

навыки

1

Дифференциация предметов по цвету

04.09


Знать правила поведения в классе.

Знать геометрические фигуры.

Знать много, мало.

Знать основные цвета.

Знать понятия «большой», «маленький», «высокий», низкий»

Различать изделия из дерева, пластмассы и полимерных материалов.

Выполнять постройки из геометрического конструктора по образцу, схеме, модели, фотографии и по инструкции.

Сравнивать предметы по цвету и форме.

Соотносить плоскостные и объемные геометрические фигуры.

Уметь выделять из множества предметов предметы по цвету и форме, величине.


Соблюдать правила поведения в классе.

Содержать в порядке классный кабинет, свои учебные принадлежности, по звонку занимать своё место в классе.


Выполнять простые инструкции педагога

2

Понятия «больше-меньше», «большой-маленький»

11.09


3

Совместное конструирование построек из трех-четырех элементов строительного набора.

18.09


4

Понятия "много, мало, один"

25.09


5

Упражнения с множествами: объединение разнородных предметов с признаками сходства (по величине, цвету).

02.10


6

Конструирование по словесной инструкции знакомых объектов: забор, ворота, гараж, дорога, мебель, комната для куклы.

09.10


7

Практические упражнения на выделение из объемной фигуры плоскостной: накладывание, обводка по контуру.

16.10


8

Рисование круга, квадрата, треугольника по опорным точкам..

23.10


9

Лепка объемных форм из пластилина, плата и глины.

06.11


10

Наблюдения за погодными явлениями, изображая природные условия пантомимикой и мимикой: «Идет дождь», «Падают листья», «Ветер, ветер».

13.11



Сезонные изменения в природе осенью. Погодные явления осенью

Понятия широкий, узкий, высокий, низкий.









Знать части тела и лица.


Изображать погодные изменения пантомимикой по образцу и по словесной инструкции

Обводить изображения по трафаретам, по опорным точкам изображения различной формы.



Перемещение в пространстве частей тела по образцу и словесной инструкции.

Выполнять простые инструкции учителя














Выполнять упражнения по инструкции учителя


11

Знакомство учащихся с представлениями о ширине и высоте, используя для сравнения приемы наложения и приложения.

27.11


12

Обводка по трафаретам и раскрашивание изображений различной формы по образцу.

04.12


13

Обводка по опорным точкам и раскрашивание изображений различной формы по образцу

11.12


14

Упражнения на уточнение представлений о схеме собственного тела и лица (руки, ноги, голова, туловище, глаза, нос, уши).

18.12


15

Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела по словесной инструкции

25.12


16

Упражнения для перемещения рук вверх, вниз, в стороны, соотнося пространственные отношения: длинный, высокий, низкий, используя речевые и неречевые средства общения.

15.01


17

Конструктивные игры и упражнения на установление зависимости функциональных свойств предмета от его формы.

22.01


Знать геометрические и объемные фигуры













Знать цифры от 1 до 4. Выделять количество с использованием геометрических фигур.

Представления о составе числа в пределах четырех.

Выделять множества по группам.



Объемные фигуры – шары, кубы, призмы.


Соотносить объемные фигуры с плоскостными геометрическими фигурами. Различать фигуры по величине, форме и цвету.



Выкладывать цифры из веревок и палочек от 1 до 4. Лепка, зарисовка, письмо цифр от 1 до 4.

Группировать объемные фигуры по форме.

Соотнесение плоскостных и объемных фигур

Выполнять простейшие инструкции














Выполнять упражнения из разных материалов совместно с учителем по образцу


Выполнять упражнения по образцу, по словесной инструкции



Выполнение упражнений по образцу и по словесной инструкции

18

Цифра 4. Упражнения на выбор четырех предметов из множества

29.01


19

Показ на пальцах: 1, 2, 3, 4.

05.02


20

Выкладывание цифр 1, 2, 3, 4 из палочек, веревок

12.02


21

Лепка из пластилина цифр 1, 2, 3, 4

19.02


22

Зарисовка на доске и на бумаге цифр 1, 2, 3, 4.

26.02


23

«Письмо» цифр 1, 2, 3, 4 по трафарету и по точкам.

05.03


24

Упражнения в самостоятельном письме цифр 1, 2, 3, 4 на листе бумаге

12.03


25

Практические упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один, два, три, четыре) с использованием геометрических фигур, игрушек.

19.03


26

Игровые упражнения на формирование у учащихся представлений о составе числа ( в пределах четырех).

02.04


27

Закрепление. Повторение счета до четырех.

09.04


28

Практические упражнения на соотнесение плоскостных и объемных форм.

16.04


29

Рисование самостоятельно по трафаретам круга, квадрата, треугольника, прямоугольника

23.04









Знать геометрические фигуры



Понятие «право», «лево», «перед», «назад»










Рисование, лепка, обводка по трафаретам и опорным точкам изображений различной величины


Называть животных и птиц.




Выполнять упражнения по образцу и словесной инструкции



Выполнять упражнения с помощью. Учителя, по образцу и словесной инструкции.

Выполнять простые инструкции педагога

30

Рисование самостоятельно по опорным точкам круга, квадрата, треугольника, прямоугольника

30.04


31

Лепка объемных форм из пластилина, пата, глины.

07.05


32

Упражнения в раскрашивании, штриховке изображений различной величины по образцу

14.05


33

Обводка по опорным точкам и раскрашиванию изображений различной величины по образцу

21.05


34

Обводка по опорным точкам и раскрашиванию изображений различной величины по словесной инструкции

24.05



Основные требования к уровню знаний и умений учащегося

по математическим представлениям и конструированию (к образовательным результатам)

к концу 4 класса


Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

Обучающиеся должны знать/понимать:

Цвет, величину, форму предмета.

Положение предмета в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга.

Части суток, времена года, порядок их следования.

Математические понятия «большой - маленький», «высокий - низкий», «широкий – узкий», «высокий – низкий».

Счет в пределах 4.

Правила поведения в классе.

Классный кабинет, свои учебные принадлежности, своё место в классе.

Обучающийся должен знать/понимать:

Основные цвета, 1-2 геометрические формы.

Правила поведения в классе, школе.

Классный кабинет, свои учебные принадлежности, своё место в классе.

Обучающиеся должны уметь:

Сравнивать предметы по цвету, величине, форме, объему.

Соотносить плоскостные и объемные геометрические фигуры.

Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник на бумаге в клетку.

Определять положение предмета в пространстве и на плоскости относительно себя и перемещать их в указанное положение.

Определять части суток, времена года по характерным признакам.

Соотносить число и количество, производить и записывать арифметические действия сложения и вычитания в пределах 4.

Выполнять постройки из строительного материала по образцу, схеме, модели, фотографии и по инструкции.

Выполнять простые инструкции педагога.

Обучающийся должен уметь:

Показывать некоторые изучаемые признаки предмета, времени суток, года.

Сосредотачивать внимание на предоставляемом учебном материале.

Выполнять простейшие инструкции учителя.









Ресурсное обеспечение программы

  • литература для учителя (основная и дополнительная);

  • Боряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., Липакова В.И. Програма образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011.

  • В.Б.Сухова. Математика. Подготовительный класс. Учебник д/шк. 1 вида.

  • Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М; 1994.

  • литература для учеников (основная и дополнительная);


  • Алышева Т.В. «Математика». 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях М.: «Просвещение», 2012.

  • Алышева Т.В. Подготовительный класс. Сравниваем. Считаем М.: «Просвещение», 2007.


  • материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/ социальная сеть работников образования

http://pedsovet.su/ сообщество взаимопомощи учителей

http://edu-lider.ru/ электронная библиотека "Школа успешного учителя"

http://www.twirpx.com/ электронная библиотека

http://psinovo.ru/ сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.

http://ped-kopilka.ru/ учебно-методический кабинет

http://www.detkiuch.ru/ компьютерные обучающие программы

http://obuchonok.ru/ компьютерные обучающие программы

http://www.kind-land.ru/propisi/ прописи, раскраски для малышей 3-4 года, аудио-сказки,игры


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!