Предмет предполагает ознакомление с конструктивной деятельностью, обогащение сенсорного опыта, закрепление первичных представлений о признаках цвета формы, величины, расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу, а также практическое использование этих свойств.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно учебному плану). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение математических представлений и конструированию в 4 классе составит 34 часа.
Овладение элементарными математическими знаниями предполагает развитие сенсорных представлений, которые также являются базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развития мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразным. Поэтому математическая и конструктивная деятельность могут быть представлены в едином блоке и обобщены в предмете «Математические представления и конструирование».
Наряду с конкретными задачами в ходе обучения элементарным математическим представлениям и навыкам конструирования реализуется и более широкая задача: формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира». Именно в ходе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью элементарной математике и конструированию необходимо формировать взаимосвязи с основными сферами бытия: предметным миром, миром людей, природой, то есть «картину мира».
Предмет «Математические представления и конструирование» для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» включает:
Предмет «Математические представления и конструирование» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также различными направлениями коррекционно-адаптационной работы, прежде всего с занятиями «Музыка и движение», «Логопедическая работа» и «СБО и ОБЖ».
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:
№ | Тема учебного материала | Дата проведения | фактическая дата | Планируемые результаты |
знания | умения | навыки |
1 | Дифференциация предметов по цвету | 04.09 | | Знать правила поведения в классе. Знать геометрические фигуры. Знать много, мало. Знать основные цвета. Знать понятия «большой», «маленький», «высокий», низкий» Различать изделия из дерева, пластмассы и полимерных материалов. | Выполнять постройки из геометрического конструктора по образцу, схеме, модели, фотографии и по инструкции. Сравнивать предметы по цвету и форме. Соотносить плоскостные и объемные геометрические фигуры. Уметь выделять из множества предметов предметы по цвету и форме, величине. | Соблюдать правила поведения в классе. Содержать в порядке классный кабинет, свои учебные принадлежности, по звонку занимать своё место в классе. Выполнять простые инструкции педагога |
2 | Понятия «больше-меньше», «большой-маленький» | 11.09 | |
3 | Совместное конструирование построек из трех-четырех элементов строительного набора. | 18.09 | |
4 | Понятия "много, мало, один" | 25.09 | |
5 | Упражнения с множествами: объединение разнородных предметов с признаками сходства (по величине, цвету). | 02.10 | |
6 | Конструирование по словесной инструкции знакомых объектов: забор, ворота, гараж, дорога, мебель, комната для куклы. | 09.10 | |
7 | Практические упражнения на выделение из объемной фигуры плоскостной: накладывание, обводка по контуру. | 16.10 | |
8 | Рисование круга, квадрата, треугольника по опорным точкам.. | 23.10 | |
9 | Лепка объемных форм из пластилина, плата и глины. | 06.11 | |
10 | Наблюдения за погодными явлениями, изображая природные условия пантомимикой и мимикой: «Идет дождь», «Падают листья», «Ветер, ветер». | 13.11 | | Сезонные изменения в природе осенью. Погодные явления осенью Понятия широкий, узкий, высокий, низкий.
Знать части тела и лица. | Изображать погодные изменения пантомимикой по образцу и по словесной инструкции Обводить изображения по трафаретам, по опорным точкам изображения различной формы. Перемещение в пространстве частей тела по образцу и словесной инструкции. | Выполнять простые инструкции учителя Выполнять упражнения по инструкции учителя |
11 | Знакомство учащихся с представлениями о ширине и высоте, используя для сравнения приемы наложения и приложения. | 27.11 | |
12 | Обводка по трафаретам и раскрашивание изображений различной формы по образцу. | 04.12 | |
13 | Обводка по опорным точкам и раскрашивание изображений различной формы по образцу | 11.12 | |
14 | Упражнения на уточнение представлений о схеме собственного тела и лица (руки, ноги, голова, туловище, глаза, нос, уши). | 18.12 | |
15 | Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела по словесной инструкции | 25.12 | |
16 | Упражнения для перемещения рук вверх, вниз, в стороны, соотнося пространственные отношения: длинный, высокий, низкий, используя речевые и неречевые средства общения. | 15.01 | |
17 | Конструктивные игры и упражнения на установление зависимости функциональных свойств предмета от его формы. | 22.01 | | Знать геометрические и объемные фигуры
Знать цифры от 1 до 4. Выделять количество с использованием геометрических фигур. Представления о составе числа в пределах четырех. Выделять множества по группам.
Объемные фигуры – шары, кубы, призмы. | Соотносить объемные фигуры с плоскостными геометрическими фигурами. Различать фигуры по величине, форме и цвету.
Выкладывать цифры из веревок и палочек от 1 до 4. Лепка, зарисовка, письмо цифр от 1 до 4. Группировать объемные фигуры по форме. Соотнесение плоскостных и объемных фигур | Выполнять простейшие инструкции Выполнять упражнения из разных материалов совместно с учителем по образцу Выполнять упражнения по образцу, по словесной инструкции Выполнение упражнений по образцу и по словесной инструкции |
18 | Цифра 4. Упражнения на выбор четырех предметов из множества | 29.01 | |
19 | Показ на пальцах: 1, 2, 3, 4. | 05.02 | |
20 | Выкладывание цифр 1, 2, 3, 4 из палочек, веревок | 12.02 | |
21 | Лепка из пластилина цифр 1, 2, 3, 4 | 19.02 | |
22 | Зарисовка на доске и на бумаге цифр 1, 2, 3, 4. | 26.02 | |
23 | «Письмо» цифр 1, 2, 3, 4 по трафарету и по точкам. | 05.03 | |
24 | Упражнения в самостоятельном письме цифр 1, 2, 3, 4 на листе бумаге | 12.03 | |
25 | Практические упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один, два, три, четыре) с использованием геометрических фигур, игрушек. | 19.03 | |
26 | Игровые упражнения на формирование у учащихся представлений о составе числа ( в пределах четырех). | 02.04 | |
27 | Закрепление. Повторение счета до четырех. | 09.04 | |
28 | Практические упражнения на соотнесение плоскостных и объемных форм. | 16.04 | |
29 | Рисование самостоятельно по трафаретам круга, квадрата, треугольника, прямоугольника | 23.04 | | Знать геометрические фигуры Понятие «право», «лево», «перед», «назад» | Рисование, лепка, обводка по трафаретам и опорным точкам изображений различной величины Называть животных и птиц. |
Выполнять упражнения по образцу и словесной инструкции
Выполнять упражнения с помощью. Учителя, по образцу и словесной инструкции. Выполнять простые инструкции педагога |
30 | Рисование самостоятельно по опорным точкам круга, квадрата, треугольника, прямоугольника | 30.04 | |
31 | Лепка объемных форм из пластилина, пата, глины. | 07.05 | |
32 | Упражнения в раскрашивании, штриховке изображений различной величины по образцу | 14.05 | |
33 | Обводка по опорным точкам и раскрашиванию изображений различной величины по образцу | 21.05 | |
34 | Обводка по опорным точкам и раскрашиванию изображений различной величины по словесной инструкции | 24.05 | |