Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №2» на 2019 – 2023 г.г., авторской программы: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика / Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных организаций, - М.: Просвещение, 2015.
Для реализации учебной программы используется учебник: Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2015.
Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской.
Программа направлена на реализацию средствами предмета основной цели: математическое развитие младших школьников. Программа определяет ряд практических задач для достижения основных целей изучения предмета:
• формирование системы начальных математических знаний;
• воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
• формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами
познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
• развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
• развитие пространственного воображения;
• развитие математической речи;
• формирование системы начальных математических знаний и умения их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
• формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
• формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
• развитие познавательных способностей;
• воспитание стремления к расширению математических знаний;
• формирование критичности мышления;
• развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Содержание предмета
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления.
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше»; «больше (меньше) на …»
Пространственные и временные представления. Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, между, за). Направления движения: вверх, вниз, налево, направо.
Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация
Названия, обозначение, последовательность чисел. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=».
Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник.
Знаки «», «
Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»
Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.
Понятия «увеличить на…, уменьшить на …».
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание вида: ± 1, ± 2. Конкретный смысл и названия действий сложение и
вычитание. Название чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей.
Сложение и вычитание вида: + 1, — 1, + 2, — 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.
Задача (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание вида: ± 3. Приемы вычислений. Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
Сложение и вычитание вида: ± 4 . Решение задач на разностное сравнение чисел.
Переместительное свойство сложения. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида: + 5, + 6, + 7, + 8, + 9.
Связь между суммой и слагаемыми. Название чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей. Вычитание вида в случаях: 6 — , 7 — , 8 — , 9 — , 10 — . Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10.
Подготовка к решению задач в 2 действия — решение цепочки задач.
Единица массы килограмм. Определение массы предметов с помощью весов, взвешиванием.
Вместимость и ее измерение с помощью литра.
Числа от 1 до 20. Нумерация
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.
Дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи. Запись решения.
Табличное сложение и вычитание в пределах 20
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого ( + 2, + 3, + 4, + 5, + 6, + 7, + 8, + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.
Общие приемы вычитания с переходом через десяток: 1) прием вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2); 2) прием, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми. Решение текстовых задач.
Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе».
Проекты
- Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках.
- Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.
На изучение предмета «Математика» в Учебном плане отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Начальное представление о математических способах познания мира.
Начальное представление о целостности окружающего мира.
Понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей еѐ достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
- знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный
состав чисел от 11 до 20;
использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание);
решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник, прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая.
в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
определять длину данного отрезка;
читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол – во часов | В том числе практическая часть |
1 | Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления | 8 | Проверочная работа- 1 |
2 | Числа от 1 до 10. число 0. Нумерация | 28 | Проверка знаний – 1, проект - 1 |
3 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | 28 | Проверочная работа -1, проверка знаний - 1 |
4 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (продолжение) | 28 | Проверочная работа -1, проверка знаний - 1 |
5 | Числа от 1 до 20. Нумерация | 12 | Проверочная работа -1, контроль и учет знаний - 1 |
6 | Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (продолжение) | 22 | Проверка знаний – 1, контрольная работа -1, проект - 1 |
7 | Итоговое повторение | 6 | Итоговая контрольная работа -1 |
| Итого : | 132 | 13 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № п/п | Тема | Дата |
по плану | по факту |
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8ч) |
1. | 1. | Введение в предмет. | | |
2. | 2. | Счет предметов (с использованием количест-венных и порядковых числительных). Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева». | | |
3. | 3. | Пространственные представления «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед». «за», «между». | | |
4. | 4. | Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». | | |
5. | 5. | Сравнение групп предметов. «На сколько больше? На сколько меньше?». | | |
6. | 6. | Сравнивание групп предметов «На сколько больше (меньше) ?». Пространственные представления. | | |
7. | 7. | Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». | | |
8. | 8. | Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». Проверочная работа. | | |
Числа от 1 до 10 . Число 0. Нумерация (28 ч) |
9. | 1. | Понятия «много», «один». Число 1. Письмо цифры 1. | | |
10. | 2. | Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. | | |
11. | 3. | Число 3. Письмо цифры 3. | | |
12. | 4. | Числа 1,2,3. Знаки «+», «-», «=». «Прибавить», «вычесть», «получится». | | |
13. | 5. | Числа 3, 4. Письмо цифры 4. | | |
14. | 6. | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | | |
15. | 7. | Число 5. Письмо цифры 5. | | |
16. | 8. | Состав числа 5 из двух слагаемых. | | |
17. | 9. | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | | |
18. | 10. | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. | | |
19. | 11. | Закрепление изученного материала. Числа 1 от 1 до 5: получение, сравнение, запись, со-отнесение числа и цифры. | | |
20. | 12. | Знаки: «» (больше), « | | |
21. | 13. | Равенство. Неравенство. | | |
22. | 14. | Многоугольник. | | |
23. | 15. | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | | |
24. | 16. | Закрепление изученного материала, Письмо цифры 7. | | |
25. | 17. | Числа 8,9. Письмо цифры 8. | | |
26. | 18. | Закрепление изученного материала. Письмо цифры 9. | | |
27. | 19. | Число 10. Запись числа 10. | | |
28. | 20. | Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала. Проект «Математика вокруг нас». | | |
29. | 21. | Сантиметр - единица измерения длины. | | |
30. | 22. | Увеличить на... Уменьшить на... | | |
31. | 23. | Число 0. | | |
32. | 24. | Закрепление изученного материала. Сложение с нулем. Вычитание нуля. | | |
33. | 25. | Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». | | |
34. | 26. | Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» | | |
35. | 27. | Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». Проверка знаний учащихся. | | |
36. | 28. | Работа над ошибками. | | |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (28 ч) |
37. | 1. | Прибавитъ и вычесть 1. Знаки «+»,«-», «=». | | |
38. | 2. | Прибавить и вычесть 1. | | |
39. | 3. | Прибавить и вычесть число 2. | | |
40. | 4. | Слагаемые. Сумма. | | |
41. | 5. | Задача (условие, вопрос). | | |
42. | 6. | Сопоставление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | | |
43. | 7. | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. | | |
44. | 8. | Присчитывание и отсчитывание по 2. | | |
45. | 9. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов) | | |
46. | 10. | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть 1,2». | | |
47. | 11. | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть 1,2». | | |
48. | 12. | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть 1,2» Проверка знаний. | | |
49. | 13. | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений | | |
50. | 14. | Закрепление по теме «Прибавить и вычесть число 3» Решение текстовых задач. | | |
51. | 15. | Закрепление по теме «Прибавить и вычесть 3». Решение текстовых задач. | | |
52. | 16. | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблицы. | | |
53. | 17. | Сложение и соответствующие случаи состава чисел. | | |
54. | 18. | Решение задач. | | |
55. | 19. | Решение задач. | | |
56. | 20. | Закрепление изученного материала по теме «Текстовая задача». | | |
57. | 21. | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3». | | |
58. | 22. | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть числа 1,2, 3». | | |
59. | 23. | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть числа 1,2,3». | | |
60. | 24. | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть числа 1,2,3». | | |
61. | 25. | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть числа 1,2,3». | | |
62. | 26. | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть числа 1,2,3». Проверочная работа | | |
63. | 27. | Закрепление по теме «Прибавить и вычесть числа 1,2,3». Проверка знаний (тестовая форма) | | |
64. | 28. | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Прибавить и вычесть числа 1,2,3». | | |
Сложение и вычитание (продолжение) (28 часов) |
65. | 1. | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть 1,2,3». | | |
66. | 2. | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | | |
67. | 3. | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | | |
68. | 4. | Прибавить и вычесть 4. Приёмы вычислений. | | |
69. | 5. | Закрепление по теме «Прибавить и вычесть 4» | | |
70. | 6. | Задачи на разностное сравнение чисел. | | |
71. | 7. | Решение задач. | | |
72. | 8. | Прибавить и вычесть 4. Сопоставление и заучивание таблицы. | | |
73. | 9. | Решение задач. Закрепление пройденного материала по теме «Прибавить и вычесть 1,2,3,4» | | |
74. | 10. | Перестановка слагаемых. | | |
75. | 11. | Перестановка слагаемых и её применение для случаев прибавления 5, 6,7,8,9. | | |
76. | 12. | Составление таблицы вычитания и сложения 5,6,7,8,9 | | |
77. | 13. | Закрепление пройденного материала по теме « Состав чисел в пределах 10». | | |
78. | 14. | Состав числа 10. Решение задач. | | |
79. | 15. | Повторение изученного материала по теме «Сложение и вычитание однозначных чисел». Проверка знаний. | | |
80. | 16. | Связь между суммой и слагаемыми. | | |
81. | 17. | Связь между суммой и слагаемыми. | | |
82. | 18. | Решение задач. | | |
83. | 19. | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | | |
84. | 20. | Вычитание из чисел 6,7. Состав чисел 6,7; | | |
85. | 21. | Вычитание из чисел 6,7. Связь сложения и вычитания. | | |
86. | 22. | Вычитание из чисел 8,9. | | |
87. | 23. | Вычитание из чисел 8,9. Решение задач. | | |
88. | 24. | Вычитание из числа 10. | | |
89. | 25. | Закрепление изученного материала по теме «Вычитание из чисел 6,7,8,9,10» | | |
90. | 26. | Килограмм. | | |
91. | 27. | Литр. | | |
92. | 28. | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка», (тестовая форма). | | |
Числа от 11 до 20. Нумерация (12 ч) |
93. | 1. | Анализ результатов и работа над ошибками в проверочной работе. | | |
94. | 2. | Название и последовательность чисел от 10 до 20. | | |
95. | 3. | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | | |
96. | 4. | Дециметр. | | |
97. | 5. | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц | | |
98. | 6. | Чтение и запись чисел. | | |
99. | 7. | Повторение пройденного. Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел. | | |
100. | 8. | Повторение пройденного. Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. | | |
101. | 9. | Закрепление по теме «Нумерация». Контроль и учёт знаний. | | |
102. | 10. | Закрепление по теме «Нумерация». Работа над ошибками. Проверочная работа. | | |
103. | 11. | Ознакомление с задачей в два действия. | | |
104. | 12. | Решение задач в два действия. | | |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 ч) |
105. | 1. | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | | |
106. | 2. | Сложение вида ... + 2, ... + 3. | | |
107. | 3. | Сложение вида …+ 4. | | |
108. | 4. | Сложение вида …+ 5. | | |
109. | 5. | Сложение вида …+ 6. | | |
110. | 6. | Сложение вида …+ 7 | | |
111. | 7. | Сложение вида …+ 8, …+9 | | |
112. | 8. | Таблица сложения. | | |
113. | 9. | Решение текстовых задач, числовых выражений. | | |
114. | 10. | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание» | | |
115. | 11. | Проверка знаний по теме «Сложение и вычитание» | | |
116. | 12. | Приёмы вычитания с переходом через десяток. | | |
117. | 13. | Вычитание вида 11 – … | | |
118. | 14. | Вычитание вида 12 –… | | |
119. | 15. | Вычитание вида 13 – … | | |
120. | 16. | Вычитание вида 14 – … | | |
121. | 17. | Вычитание вида 15 –… | | |
122. | 18. | Вычитание вида 16 –… | | |
123. | 19. | Вычитание вида 17 –…,18 – … | | |
124. | 20. | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты. | | |
125. | 21. | Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание». | | |
126. | 22. | Работа над ошибками в контрольной работе. | | |
Итоговое повторение (6 ч) |
127. | 1. | Закрепление изученного материала по теме «Нумерация» | | |
128. | 2. | Закрепление изученного материала но теме «Сложение и вычитание до 10». | | |
129. | 3. | Закрепление изученного материала но теме «Сложение и вычитание до 20». | | |
130. | 4. | Итоговая контрольная работа. | | |
131. | 5. | Работа над ошибками. Закрепление. Сложение и вычитание в пределах второго десятка. | | |
132. | 6. | Закрепление материала по теме «Решение задач в два действия» | | |