Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе:
1. ФГОС НОО
2. ООП НОО МАОУ Дубровинская СОШ.
3. Учебного плана МАОУ Дубровинская СОШ на 2020 – 2021 учебный год
4. С учётом авторской программы М.И.Моро. В 2 ч. ч. 1/ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.-11-е., перераб.- М. : Просвещение, 2019.-128 с. : ил. – (Школа России).
Математика Рабочая тетрадь, Часть1-2, авторы М.И. Моро, С.И. Волкова,1 класс. Москва «Просвещение», 2019г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
К концу 1-го класса у учащихся могут быть сформированы следующие личностные результаты освоения программы по математике:
Положительное отношение и интерес к изучению математики;
Ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала.
Умение признавать собственные ошибки: Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
Изучение курса «Математика» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
Регулятивные УУД:
Удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
Сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее при работе над ошибками.
Познавательные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Использовать общие приемы в решении задач;
Выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
Моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
Устанавливать закономерности использовать их при выполнении заданий (продолжить ряд; заполнять таблицы, составлять равенства, решать задачи по аналогии);
Находить нужную информацию в учебнике;
Проявлять познавательную инициативу при решении задач;
Коммуникативные УУД:
Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; устанавливать очередность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты;
Задавать вопросы с целью получения нужной информации;
Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки; обосновывать свое решение;
Задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Предметные результаты изучения курса «Математика» в 1 классе
Обучающиеся должны знать:
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Названия и обозначение действий сложения и вычитания; использовать при чтении числовых выражений термины «сумма», «разность», называть компоненты действий.
Геометрические фигуры: точку, отрезок, треугольник, четырехугольник (в том числе и прямоугольник), круг.
Таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
Обучающиеся должны уметь:
Считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.
Находить значение числового выражения в 1–2 действия в пределах 10 (без скобок).
Решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
Измерять длину отрезка с помощью линейки, строить отрезок заданной длины.
Находить в объектах окружающего мира геометрические фигуры.
2.Содержание учебного предмета, курса.
ЧИСЛА ОТ 1 до 10. ЧИСЛО 0
Нумерация. Цифры и числа 1–5.
Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник.
Знаки «», «
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Цифры и числа 6 – 9. Число 0. Число 10.
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.
Единица длины – сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.
Понятия «увеличить на … , уменьшить на … ».
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание вида□ ± 1, □ ± 2.
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание вида □ ± 3.
Приёмы вычислений.
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
Сложение и вычитание вида □ ± 4. Решение задач на разностное сравнение чисел.
Переместительное свойство сложения.
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.
Связь между суммой и слагаемыми.
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей. Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □,8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач.
Единица массы – килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием. Единица вместимости литр.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20
Нумерация
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения.
Сложение и вычитание
Табличное сложение.
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.
Табличное вычитание.
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:
1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми. Решение текстовых задач.
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе».
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Разделы, темы | Кол-во часов |
1. | Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления | 8 |
2. | Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация. | 28 |
3. | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | 48 |
4. | Числа от 1 до 20. Нумерация | 16 |
5. | Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание. | 22 |
6. | Итоговое повторение | 10 |
| Итого | 132 |
Приложение 1
№ урока | Тема урока раздела | Кол-во часов |
1 | Счет предметов. Сравнение предметов и групп предметов. | 1 |
2 | Сравнение группы предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). | 1 |
3 | Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху - внизу (выше - ниже), слева – справа (левее – правее) | 1 |
4 | Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Пространственные представления: перед, за, между, рядом. | 1 |
5 | Сравнение групп предметов: на сколько больше? на сколько меньше? | 1 |
6 | Сравнение групп предметов: на сколько больше? на сколько меньше? | 1 |
7 | Закрепление пройденного материала. | 1 |
8 | Закрепление пройденного материала. | 1 |
9 | Понятия «много», «один». Письмо цифры 1. | 1 |
10 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2. | 1 |
11 | Число 3. Письмо цифры 3. | 1 |
12 | Числа 1, 2, 3. Знаки «+» «-» «=». | 1 |
13 | Число 4. Письмо цифры 4. | 1 |
14 | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | 1 |
15 | Число 5. Письмо цифры 5. | 1 |
16 | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. | 1 |
17 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. | 1 |
18 | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. | 1 |
19 | Числа от 1 до 5. Закрепление изученного материала. | 1 |
20 | Знаки «», «=». | 1 |
21 | Равенство. Неравенство. | 1 |
22 | Многоугольники. | 1 |
23 | Числа 6. 7. Письмо цифры 6. | 1 |
24 | Числа от 1 до 7. Письмо цифры 7. | 1 |
25 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | 1 |
26 | Числа от 1 до 9. Письмо цифры 9. | 1 |
27 | Число 10. Запись числа 10. | 1 |
28 | Числа от 1 до 10. Закрепление. | 1 |
29 | Сантиметр – единица измерения длины. | 1 |
30 | Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки. | 1 |
31 | Число 0. Цифра 0. | 1 |
32 | Сложение с 0. Вычитание 0. | 1 |
33 | Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0». | 1 |
34 | Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0». | 1 |
35 | Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0». | 1 |
36 | Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0». | 1 |
37 | Прибавить и вычесть число 1. | 1 |
38 | Прибавить и вычесть число 1. | 1 |
39 | Прибавить и вычесть число 2. | 1 |
40 | Слагаемые. Сумма. | 1 |
41 | Задача (условие, вопрос). | 1 |
42 | Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку. | 1 |
43 | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. | 1 |
44 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 |
45 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов). | 1 |
46 | Решение задач и числовых выражений. | 1 |
47 | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычисления. | 1 |
48 | Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач. | 1 |
49 | Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач. | 1 |
50 | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц. | 1 |
51 | Состав чисел. Закрепление. | 1 |
52 | Решение задач изученных видов. | 1 |
53 | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Закрепление изученного материала. | 1 |
54 | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач. | 1 |
55 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 |
56 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 |
57 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 |
58 | Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений. | 1 |
59 | Прибавить и вычесть число 4. Закрепление изученного материала. | 1 |
60 | Задачи на разностное сравнение чисел. | 1 |
61 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, задачи на разностное сравнение. | 1 |
62 | Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц. | 1 |
63 | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. 4. Решение задач изученных видов. | 1 |
64 | Перестановка слагаемых. | 1 |
65 | Перестановка слагаемых. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида _+5, 6, 7, 8, 9. | 1 |
66 | Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы _+5. 6, 7, 8, 9. | 1 |
67 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала. | 1 |
68 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 |
69 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 |
70 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 |
71 | Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6. 7. | 1 |
72 | Вычитание из чисел 6, 7. Закрепление изученных приёмов. | 1 |
73 | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. | 1 |
74 | Вычитание из чисел 8. 9. Решение задач. | 1 |
75 | Вычитание из числа 10. | 1 |
76 | Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания. | 1 |
77 | Килограмм. | 1 |
78 | Литр. | 1 |
79 | Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание». | 1 |
80 | Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание». | 1 |
81 | Устная нумерация чисел от 1 до 20. | 1 |
82 | Образование чисел из одного десятка и нескольких. | 1 |
83 | Образование чисел из одного десятка и нескольких. | 1 |
84 | Дециметр. | 1 |
85 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации. | 1 |
86 | Решение задач и выражений. | 1 |
87 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20». | 1 |
88 | Подготовка к введению задач в два действия. | 1 |
89 | Подготовка к введению задач в два действия. | 1 |
90 | Ознакомление с задачей в два действия. | 1 |
91 | Ознакомление с задачей в два действия. | 1 |
92 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20». | 1 |
93 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20». | 1 |
94 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20». | 1 |
95 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20». | 1 |
96 | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20». Проверочная работа. | 1 |
97 | Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 |
98 | Случаи сложения вида _+2, _+3. | 1 |
99 | Случаи сложения вида _+4. | 1 |
100 | Случаи сложения вида _+5. | 1 |
101 | Случаи сложения вида _+6. | 1 |
102 | Случаи сложения вида _+7. | 1 |
103 | Случаи сложения вида _+8, _+9. | 1 |
104 | Таблица сложения. | 1 |
105 | Решение задач и выражений. Закрепление вычислительных навыков. | 1 |
106 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение». | 1 |
107 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение». | 1 |
108 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение». | 1 |
109 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение». | 1 |
110 | Приём вычитания с переходом через десяток. | 1 |
111 | Случаи вычитания 11-_. | 1 |
112 | Случаи вычитания 12-_. | 1 |
113 | Случаи вычитания 13-_. | 1 |
114 | Случаи вычитания 14-_. | 1 |
115 | Случаи вычитания 15-_. | 1 |
116 | Случаи вычитания 16-_. | 1 |
117 | Случаи вычитания 17-_,, 18-_. | 1 |
118 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». | 1 |
119 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». | 1 |
120 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». | 1 |
121 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». | 1 |
122 | Повторение знаний о нумерации. Числа от 1 до 10. | 1 |
123 | Повторение знаний о нумерации. Числа от 11 до 20. | 1 |
124 | Сложение и вычитание. | 1 |
125 | Сложение и вычитание. | 1 |
126 | Решение задач изученных видов. | 1 |
127 | Решение задач изученных видов. | 1 |
128 | Геометрические фигуры. | 1 |
129 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
130 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 |
131 | Итоговый урок-игра «Путешествие по стране Математика». | 1 |
132 | Итоговый урок-игра «Путешествие по стране Математика». | 1 |