Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 3
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол заседания от «29» августа 2019 г. № 1 Руководитель МО О.В.Пащенко ___________ | Принято Протокол заседания педагогического совета МБОУ ОСОШ № 3 от «30» августа 2019 г. № 11 | Утверждаю Директор МБОУ ОСОШ № 3 ________________ М.М. Кушнарева Приказ от «30» августа 2019 г. № 337 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование, 2 «а» класс
Количество часов в неделю 4 ч., по программе 130 ч.
Учебный год 2019 - 2020
Учитель Лесник Елена Владимировна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);
- приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
- нормативным локальным актом МБОУ ОСОШ № 3 от 25.04.2018 г. № 137 «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3 »;
- приказом МБОУ ОСОШ № 3 от 30.08.2019 № 337 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3 на 2019-2020 учебный год».
Сведения об учебной программе
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой «Математика», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Годовое количество часов на изучение курса по программе составляет 136 часов, 4 часа в неделю, 34 учебные недели. В связи с фактическим количеством учебных дней, с учётом годового календарного учебного графика, расписания занятий на 2019-2020 уч. год программа реализуется в объёме 130 часов. Программный материал будет пройден в полном объёме за счет уплотнения материала, объединения тем уроков:
урок № 14: Странички для любознательных. Что изучали. Чему научились.
урок № 95: Конкретный смысл действия деления.
урок № 121: Странички для любознательных. Что изучали. Чему научились.
урок № 123: Повторение изученного. Нумерация. Числовые и буквенные выражения.
урок № 127: Повторение изученного материала. Решение задач.
урок № 129: Повторение изученного материала.
Учебник М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика: Учебник для 2-го класса в 2-х частях. Москва: «Просвещение», 2015, УМК «Школа России», № 1.1.2.1.8.2 в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
-начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
-начальные представления о математических способах познания мира;
-начальные представления о целостности окружающего мира;
-понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
-проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
-осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
-понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
-начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
-приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
-понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
-выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
-осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
-осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
-понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
Учащийся научится:
-понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
-проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
-определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
-выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
-находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
-выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
-находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
-понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
-устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
-применять полученные знания в измененных условиях;
-объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
-выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
систематизировать собранную в результате расширенного поиска Информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные
Учащийся научится:
-задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
-воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
-уважительно вести диалог с товарищами;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
-понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
-применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
-аргументировано выражать свое мнение;
-совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
-оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Двузначные числа
Завершение изучения устной и письмен-нон нумерации двузначных чисел. Формирование представления о закономерностях образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа.
Знакомство с понятием разряда. Разряд единиц и разряд десятков, их место в записи чисел.
Сравнение изученных чисел. Первое представление об алгоритме сравнения натуральных чисел.
Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Трехзначные числа
Образование новой единицы счета - сотни. Различные способы образования сотни при использовании разных единиц счета.
Счет сотнями в пределах трехзначных чисел. Чтение и запись сотен. Разряд сотен.
Чтение и запись трехзначных чисел. Устная и письменная нумерация изученных чисел.
Общий принцип образования количественных числительных на основе наблюдения за образованием названий двузначных и трехзначных чисел.
Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел.
Римская письменная нумерация
Знакомство с цифрами римской нумерации: I, V, X. Значения этих цифр.
Правила образования чисел при повторении одной и той же цифры, при различном расположении цифр.
Переход от записи числа арабскими цифрами к их записи римскими цифрами и обратно.
Сравнение римской письменной нумерации с десятичной позиционной системой записи. Выявление преимуществ позиционной системы.
Знакомство с алфавитными системами письменной нумерации (например, древнерусской).Сравнение такой системы с современной и римской системами нумерации.
Величины
Знакомство с понятием массы. Сравнение массы предметов без ее измерения.
Использование произвольных мерок для определения массы.
Общепринятая мера массы - килограмм.
Весы как прибор для измерения массы. Их разнообразие.
Понятие о вместимости. Установление вместимости с помощью произвольных мерок.
Общепринятая единица измерения вместимости - литр.
Понятие о времени. Происхождение таких единиц измерения времени, как сутки и год.
Единицы измерения времени - минута, час.
Соотношения: 1 сутки = 24 часа, 1 час = 60 минут.
Прибор для измерения времени - часы. Многообразие часов.
Различные способы называния одного и того же времени (например, 9 часов 15 минут, 15 минут десятого и четверть десятого, 7 часов вечера и 19 часов и т.д.).
Единица измерения времени - неделя.
Соотношение: 1 неделя = 7 суток.
Знакомство с календарем. Изменяющиеся единицы измерения времени - месяц, год.
Арифметические действия
Сложение и вычитание
Сочетательное свойство сложения и его использование при сложении двузначных чисел.
Знакомство со свойствами вычитания: вычитание числа из суммы, суммы из числа и суммы из суммы.
Сложение и вычитание двузначных чисел. Знакомство с основными положениями алгоритмов выполнения этих операций: поразрядность их выполнения, использование таблицы сложения при выполнении действий в любом разряде.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел: подробная запись этих операций, постепенное сокращение записи, выполнение действий столбиком.
Выделение и сравнение частных случаев сложения и вычитания двузначных чисел. Установление иерархии трудности этих случаев.
Изменение значений сумм и разностей при изменении одного или двух компонентов.
Умножение и деление
Понятие об умножении как действии, заменяющем сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (•).
Термины, связанные с действием умножения: произведение, значение произведения, множители. Смысловое содержание каждого множителя с точки зрения связи этого действия со сложением.
Составление таблицы умножения.
Переместительное свойство умножения и его использование для сокращения таблицы умножения.
Особые случаи умножения. Математический смысл умножения числа на единицу и на нуль.
Деление как действие, обратное; умножению. Знак деления (:).
Термины, связанные с действием деления: частное, значение частного, делимое, делитель.
Использование таблицы умножения для выполнения табличных случаев деления.
Особые случаи деления - деление на единицу и деление нуля на натуральное число. Невозможность деления на нуль.
Умножение и деление как операции увеличения и уменьшения числа в несколько раз.
Сложные выражения
Классификация выражений, содержащих более одного действия.
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих более одного действия одной ступени.
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней.
Элементы алгебры
Понятие об уравнении как особом виде равенств. Первое представление о решении уравнения. Корень уравнения.
Нахождение неизвестных компонентов действия (сложения, вычитания, умножения и деления) различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, с помощью таблиц сложения и вычитания, на основе связи между действиями).
Знакомство с обобщенной буквенной записью изученных свойств действий.
Работа с текстовыми задачами
(в течение учебного года)
Отличительные признаки задачи.
Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса, данных и искомого (искомых). Установление связей между ними.
Преобразование текстов, не являющихся задачей, в задачу.
Знакомство с различными способами формулировки задач (взаимное расположение условия и вопроса, формулировка вопроса вопросительным или побудительным предложением).
Простые и составные задачи. Решение задач, содержащих отношения «больше в ...», «меньше в ...»; задач на расчет стоимости (цена, количество, стоимость); задач на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события). Преобразование составной задачи в простую и простой в составную с помощью изменения вопроса или условия.
Поиск способа решения задачи с помощью рассуждений от вопроса. Составление логических схем рассуждений.
Обратные задачи: понятие об обратных задачах, их сравнение, установление взаимосвязи между обратными задачами, составление задач, обратных данной. Зависимость между количеством данных задачи и количеством обратных к ней задач.
Краткая запись задачи: сокращение ее текста с точки зрения сохранения ее математического смысла.
Использование условных знаков в краткой записи задачи.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Классификация треугольников по углам: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные.
Классификация треугольников по соотношению сторон: разносторонние, равнобедренные и равносторонние.
Многоугольники с равными сторонами.
Пространственные тела: цилиндр, конус, призма, пирамида. Установление сходств и различий между телами разных наименований и одного наименования.
Знакомство с терминами: грань, основание, ребро, вершина пространственного
тела.
Геометрические величины
Нахождение длины незамкнутой ломаной линии.
Понятие о периметре. Нахождение периметра произвольного многоугольника.
Нахождение периметров многоугольников с равными сторонами разными способами.
Работа с информацией
(в течение учебного года)
Получение информации о предметах по рисунку (масса, время, вместимость и т.д.), в ходе практической работы. Упорядочивание полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логической связки «если ... , то ...». Проверка истинности утверждений в форме «верно ли, что ... , верно/неверно, что ...».
Проверка правильности готового алгоритма.
Понимание и интепретация таблицы, схемы, столбчатой и линейной диаграммы.
Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки). Самостоятельное составление простейшей таблицы на основе анализа данной информации.
Структура курса
№ | Название раздела | Колич. часов |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация. | 15 |
2 | Сложение и вычитание. | 19 |
3 | Устные приёмы сложения и вычитания. | 28 |
4 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 22 |
5 | Умножение и деление. | 17 |
6. | Таблица умножения и деления. | 21 |
7 | Итоговое повторение. | 8 |
| Итого | 130 |
|
Кол-во часов | Формы контроля |
Четверть | К-во час.в неделю | Всего часов | К/р | П/р |
По плану | Факт. | По плану | Факт. | По плану | Факт. |
1 | 4 | 32 | | 3 | | 1 | |
2 | 4 | 31 | | 2 | | 1 | |
3 | 4 | 39 | | 2 | | 2 | |
4 | 4 | 28 | | 2 | | 1 | |
Итого | 130 | | 9 | | 5 | |
График контрольных работ
№ | Тема (раздел) | Форма работы | Дата |
1 | Нумерация | Контрольная работа № 1 "Числа от 1 до 20" | 11.09.2019 |
2 | Числа от 1 до 100.Нумерация | Контрольная работа № 2 "Нумерация в пределах 100" | 25.09.2019 |
3 | Сложение и вычитание | Проверочная работа № 1 «Арифметический диктант». | 18.10.2019 |
4 | Сложение и вычитание | Контрольная работа № 3 "Числа от 1 до 100" | 23.10.2019 |
5 | Сложение и вычитание | Проверочная работа № 2 «Приёмы вычислений». | 27.11.2019 |
6 | Сложение и вычитание | Контрольная работа № 4 "Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100" | 16.12.2019 |
7 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | Административная контрольная работа № 5 за первое полугодие | 24.12.2019 |
8 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | Проверочная работа № 3 «Единицы измерения». | 22.01.2020 |
9 | Числа от 1 до 100 .Сложение и вычитание | Контрольная работа № 6«Письменные приемы сложения и вычитания» | 12.02.2020 |
10 | Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание | Проверочная работа № 4 «Компоненты действий». | 02.03.2020 |
11 | Умножение и деление | Контрольная работа. № 7 «Деление» | 16.03.2020 |
12 | Числа от 1 до 100 Умножение и деление. Табличное умножение и деление | Проверочная работа № 5. «Связь между компонентами и результатом умножения». | 07.04.2020 |
13 | Числа от 1 до 100 Умножение и деление. Табличное умножение и деление | Контрольная работа № 8. «Табличное умножение и деление» | 27.04.2020 |
14 | Итоговое повторение «Что узнали? Чему научились во 2 классе?» | Административная контрольная работа № 9 | 13.05.2020 |
Календарно-тематическое планирование по математике
№ п/п | № урока в теме | Дата | Скоррек тирован наядата,пояснение | Тема урока | Формы контроля |
1 четверть (32 ч) ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Нумерация (15 ч) | |
1 | 1 | 02.09 | | Числа от 1 до 20. | |
2 | 2 | 03.09 | | Десятки. Счёт десятками до 100. | |
3 | 3 | 04.09 | | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | |
4 | 4 | 06.09 | | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. | |
5 | 5 | 09.09 | | Однозначные и двузначные числа. | |
6 | 6 | 10.09 | | Миллиметр. | |
7 | 7 | 11.09 | | «Числа от 1 до 20» | Контрольная работа № 1 |
8 | 8 | 13.09 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | |
9 | 9 | 16.09 | | Число 100. Сотня. | |
10 | 10 | 17.09 | | Метр. Таблица единиц длины. | |
11 | 11 | 18.09 | | Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30. | |
12 | 12 | 20.09 | | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | |
13 | 13 | 23.09 | | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | |
14 | 14 | 24.09 | | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | |
15 | 15 | 25.09 | | "Нумерация в пределах 100" | Контрольная работа № 2 |
Сложение и вычитание (19 ч) | |
16 | 1 | 27.09 | | Анализ контрольной работы.Задачи, обратные данной. | |
17 | 2 | 30.09 | | Сумма и разность отрезков. | |
18 | 3 | 01.10 | | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | |
19 | 4 | 02.10 | | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | |
20 | 5 | 04.10 | | Единицы времени. Час. Минута. | |
21 | 6 | 07.10 | | Длина ломаной. | |
22 | 7 | 08.10 | | Порядок выполнения действий. Скобки. | |
23 | 8 | 09.10 | | Числовые выражения. | |
24 | 9 | 11.10 | | Сравнение числовых выражений. | |
25 | 10 | 14.10 | | Периметр многоугольника. | |
26 | 11 | 15.10 | | Свойства сложения. | |
27 | 12 | 16.10 | | Свойства сложения. | |
28 | 13 | 18.10 | | Странички для любознательных. «Арифметический диктант». | Проверочная работа № 1 |
29 | 14 | 21.10 | | Странички для любознательных. «Математика вокруг нас. Узоры на посуде.» Проект. | |
30 | 15 | 22.10 | | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились | |
31 | 16 | 23.10 | | "Числа от 1 до 100" | Контрольная работа № 3 |
32 | 17 | 25.10 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | |
2 четверть (31 ч) | |
33 | 18 | 05.11 | | Что узнали. Чему научились. | |
34 | 19 | 06.11 | | Что узнали. Чему научились. | |
Устные приёмы сложения и вычитания (28 ч) | |
35 | 1 | 08.11 | | Подготовка к изучению устных приемов вычислений. | |
36 | 2 | 11.11 | | Прием вычислений вида 36+2, 36+20. | |
37 | 3 | 12.11 | | Прием вычислений вида 36 - 2, 36 - 20. | |
38 | 4 | 13.11 | | Прием вычислений вида 26+4. | |
39 | 5 | 15.11 | | Прием вычислений вида 30 – 7. | |
40 | 6 | 18.11 | | Прием вычислений вида 60 - 24. | |
41 | 7 | 19.11 | | Закрепление изученного. Решение задач. | |
42 | 8 | 20.11 | | Закрепление изученного. Решение задач. | |
43 | 9 | 22.11 | | Закрепление изученного. Решение задач. | |
44 | 10 | 25.11 | | Прием вычислений вида 26+7. | |
45 | 11 | 26.11 | | Прием вычислений вида 35-7. | |
46 | 12 | 27.11 | | «Приёмы вычислений». Закрепление изученного материала. | Проверочная работа № 2 |
47 | 13 | 29.11 | | Странички для любознательных. | |
48 | 14 | 02.12 | | Что узнали. Чему научились. | |
49 | 15 | 03.12 | | Что узнали. Чему научились. | |
50 | 16 | 04.12 | | Что узнали. Чему научились. | |
51 | 17 | 06.12 | | Буквенные выражения. | |
52 | 18 | 09.12 | | Буквенные выражения. Закрепление пройденного. | |
53 | 19 | 10.12 | | Уравнения. | |
54 | 20 | 11.12 | | Уравнения. | |
55 | 21 | 13.12 | | Проверка сложения вычитанием. | |
56 | 22 | 16.12 | | «Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100» | Контрольная работа № 4 |
57 | 23 | 17.12 | | Работа над ошибками. Проверка вычитания сложением и вычитанием. | |
58 | 24 | 18.12 | | Проверка вычитания сложением и вычитанием. | |
59 | 25 | 20.12 | | Что узнали. Чему научились. | |
60 | 26 | 23.12 | | «Проверим себя и оценим свои достижения» | |
61 | 27 | 24.12 | | Административная контрольная работа за первое полугодие. | Контрольная работа № 5 |
62 | 28 | 25.12 | | Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились. | |
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (22 ч) | |
63 | 1 | 27.12 | | Сложение вида 45+23. | |
Третья четверть (39 ч) | |
64 | 2 | 10.01 | | Вычитание вида 57-26. | |
65 | 3 | 13.01 | | Проверка сложения и вычитания. | |
66 | 4 | 14.01 | | Закрепление изученного. | |
67 | 5 | 15.01 | | Угол. Виды углов. | |
68 | 6 | 17.01 | | Сложения вида 37+48. | |
69 | 7 | 20.01 | | Сложение вида 37+53. | |
70 | 8 | 21.01 | | Прямоугольник. | |
71 | 9 | 22.01 | | «Единицы измерения». Сложение вида 87+13 | Проверочная работа № 3 |
72 | 10 | 24.01 | | Вычисления вида 40 -8, 32 +8. | |
73 | 11 | 27.01 | | Вычитание вида 50-24 | |
74 | 12 | 28.01 | | Решение текстовых задач. | |
75 | 13 | 29.01 | | Решение текстовых задач. | |
76 | 14 | 31.01 | | Вычитание вида 52 -24. | |
77 | 15 | 03.02 | | Свойства противоположных сторон прямоугольника. | |
78 | 16 | 04.02 | | Квадрат. | |
79 | 17 | 05.02 | | Странички для любознательных. | |
80 | 18 | 07.02 | | Проект: «Оригами». | |
81 | 19 | 10.02 | | Что узнали. Чему научились. | |
82 | 20 | 11.02 | | Что узнали. Чему научились. | |
83 | 21 | 12.02 | | «Письменные приемы сложения и вычитания» | Контрольная работа № 6 |
84 | 22 | 14.02 | | Анализ контрольной работы. Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». | |
Умножение и деление (17 ч) | |
85 | 1 | 17.02 | | Конкретный смысл действия умножение. | |
86 | 2 | 18.02 | | Связь умножения со сложением. | |
87 | 3 | 19.02 | | Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. | |
88 | 4 | 21.02 | | Периметр прямоугольника. | |
89 | 5 | 25.02 | | Приёмы умножения 1 и 0. | |
90 | 6 | 26.02 | | Название компонентов и результата действия умножения. | |
91 | 7 | 28.02 | | Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. | |
92 | 8 | 02.03 | | «Компоненты действий». Переместительное свойство умножения. | Проверочная работа № 4 |
93 | 9 | 03.03 | | Переместительное свойство умножения. | |
94 | 10 | 04.03 | | Конкретный смысл действия деления. | |
95 | 11 | 06.03 | | Конкретный смысл действия деления. | |
96 | 12 | 10.03 | | Конкретный смысл действия деления . | |
97 | 13 | 11.03 | | Задачи, раскрывающие смысл действия деления. | |
98 | 14 | 13.03 | | Название компонентов и результата действия деление. | |
99 | 15 | 16.03 | | «Деление» | Контрольная работа № 7 |
100 | 16 | 17.03 | | Анализ контрольной работы. Взаимная проверка знаний. | |
101 | 17 | 18.03 | | Что узнали. Чему научились. | |
Числа от 1 до 100 Умножение и деление. Табличное умножение и деление (21 ч) | |
102 | 1 | 20.03 | | Связь между компонентами и результатом умножения. | |
Четвертая четверть (28 ч) |
103 | 2 | 30.03 | | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | |
104 | 3 | 31.03 | | Приём умножения и деления на число 10. | |
105 | 4 | 01.04 | | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | |
106 | 5 | 03.04 | | Решение задач на нахождение третьего слагаемого. | |
107 | 6 | 06.04 | | Решение задач на нахождение третьего слагаемого. Закрепление. | |
108 | 7 | 07.04 | | «Связь между компонентами и результатом умножения». | Проверочная работа № 5. |
109 | 8 | 08.04 | | Анализ контрольной работы. Умножение числа 2 и на 2. | |
110 | 9 | 10.04 | | Умножение числа 2 и на 2. | |
111 | 10 | 13.04 | | Приемы умножения числа 2 | |
112 | 11 | 14.04 | | Деление на 2. | |
113 | 12 | 15.04 | | Деление на 2. Закрепление. | |
114 | 13 | 17.04 | | Закрепление изученного Решение задач. | |
115 | 14 | 20.04 | | Умножение числа 3 и на 3. | |
116 | 15 | 21.04 | | Умножение числа 3 и на 3. | |
117 | 16 | 22.04 | | Деление на 3. | |
118 | 17 | 24.04 | | Деление на 3. | |
119 | 18 | 27.04 | | «Табличное умножение и деление» | Контрольная работа № 8. |
120 | 19 | 28.04 | | Работа над ошибками | |
121 | 20 | 29.04.0284. | | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились | |
122 | 21 | 06.05 | | «Проверим себя и оценим свои достижения» | |
Итоговое повторение «Что узнали? Чему научились во 2 классе?» (8 ч) |
123 | 1 | 08.05 | | Повторение изученного материала Нумерация. Числовые и буквенные выражения. | |
124 | 2 | 12.05 | | Повторение изученного материала. Равенство, неравенство, уравнение. | |
125 | 3 | 13.05 | | Проверка знаний учащихся. | Итоговая контрольная работа № 9. |
126 | 4 | 15.05 | | Анализ контрольной работы. | |
127 | 5 | 18.05 | | Повторение изученного материала. Решение задач. | |
128 | 6 | 19.05 | | Повторение изученного материала. Длина отрезка. Единицы длины. Геометрические фигуры | |
129 | 7 | 20.05 | | Повторение изученного материала. Таблица сложения. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. | |
130 | 8 | 22.05 | | Повторение изученного материала. Таблица сложения. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. | |
Критерии оценки уровня достижений обучающихся по предмету.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Ошибки:
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
не решенная до конца задача или пример;
невыполненное задание;
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
нерациональный прием вычислений.
недоведение до конца преобразований.
наличие записи действий;
неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по математике.
Работа, состоящая из примеров
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач
«5» – без ошибок.
«4» – 1 – 2 негрубые ошибки.
«3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» – 4 грубых ошибки.
Контрольный устный счет
«5» – без ошибок.
«4» – 1 – 2 ошибки.
«3» – 3 – 4 ошибки.
«2» – более 3 – 4 ошибок.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
| |
| | № | Автор | Название | Год издания | Издательство | № в перечне |
| | Учебно - методический комплект | |
| | 1 | М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова | Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. | 2015 | Москва. «Просвещение» | 1.1.2.1.8.2. |
| | Методическая литература |
| | 1 | А.А.Плешаков | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2012 | Москва. «Просвещение» | |
| | 2 | М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова | Проверочные работы по математике. 2 класс. Рабочая тетрадь. | 2015 | Москва. «Просвещение» | |
| | 3 | М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова | 2 класс Методические рекомендации. | 2014 | Москва. «Просвещение» | |
| | 4 | | Рабочие программы. | 2011г. | Москва. «Просвещение» | |
| | 5 | М.И. Моро | Поурочные разработки по математике + Текстовые задачи двух уровней сложности к учебному комплекту | 2009 | Москва. «ВАКО » | |
| | 6 | В.Н. Рудницкая | Контрольные работы по математике. 2кл.: к учебнику М.И. Моро и др. | 2010 | Москва. «Экзамен » | |
| | 7 | Институт стратегических исследований в образовании РАО А.М. Кондаков, Л.П. Кезина, Е.С. Савинов | Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения | 2014 | Москва «Просвещение» | |
| | Печатные пособия |
| | 1 | Таблицы, соответствующие по содержанию программе обучения |
| | 2 | Иллюстративный материал по темам программы |
| | 3 | Перфокарты, карточки по темам программы |
| | 4 | Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы. |
| | Компьютерные и информационно – коммуникативные средства |
| | 1 | Персональный компьютер |
| | 2 | Мультимедийный проектор и экран |
| | 3 | Интерактивная доска |
| | 4 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. |
| | 5 | Учебно-лабораторное оборудование для кабинета начальной школы |
| | 6 | Мобильный компьютерный класс для начальной школы |
| | Экранно - звуковые пособия |
| | 1 | Видеофильмы по предмету |
| | 2 | Презентации по темам программ |
| | 3 | Математика 2 класс. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого |
| | Интернет -ресурсы |
| | | Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября» http://school-collection.edu.ru/ www.center.fio.ru http://www.maro.newmail.ru http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html http://www.int-edu.ni |