МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 ИМ. Н.З. БИРЮКОВА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ №20
им.Н.З.Бирюкова
_____________Воронова Т.А.
Приказ №_____от «____»_____2020 г
Рабочая программа
по математике
класс 3.2
Составитель: Веселая Ирина Михайловна
учитель начальных классов высшей категории
Количество часов в год: 136
Количество часов в неделю: 4
Учебник: Математика 3 класс. В 2 ч.: учебник/ В. Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева –
8-е изд., стереотип.- М.: Вентана-Граф, 2020
Орехово – Зуевский городской округ
2020 год
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при
решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного
сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в
коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ,
синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;
Познавательные УУД:
- моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырёх арифметических действий;
- прогнозировать результаты вычислений;
- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
- оценивать правильность предъявленных вычислений;
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
- анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нём арифметических действий.
Коммуникативные УУД:
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных
задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметные результаты обучения.
К концу 3 класса учащиеся научатся:
называть:
- любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального
ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
-компоненты действия деления с остатком;
-единицы массы, времени, длины;
- геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
- знаки и
- числовые равенства и неравенства;
читать:
- записи вида 120 850;
воспроизводить:
- соотношения между единицами массы, длины, времени;
- устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах1000;
приводить примеры:
- числовых равенств и неравенств;
моделировать:
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы,
рисунка;
- способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать:
- натуральные числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
- структуру числового выражения;
- текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать:
- числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
- план решения составной арифметической (в том числе логической)задачи;
контролировать:
- свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в
пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
- читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
- читать и составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на
однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
- выполнять деление с остатком;
- определять время по часам;
- изображать ломаные линии разных видов;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия(со скобками и без скобок);
- решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу 3 класса учащиеся получат возможность научиться:
формулировать:
- сочетательное свойство умножения;
- распределительное свойство умножения относительно сложения(вычитания);
читать:
- обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
- высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
- верных и неверных высказываний;
различать:
- числовое и буквенное выражение;
-прямую и луч, прямую и отрезок;
- замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
характеризовать:
- ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
- взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать:
- буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить:
- способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
решать учебные и практические задачи:
- вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
- проводить прямую через одну и через две точки;
- строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным
фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
2. Содержание учебного предмета
Рабочая программа по математике, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ № 1643 от 29.12.2014 года, № 1576 от 31.12.2015 года), на основе ООП НОО МОУ СОШ № 20 им. Н.З. Бирюкова, на основе Положения о рабочей программе отдельных учебных предметов, курсов (в том числе внеурочной деятельности) ФГОС и ГОС в МОУ СОШ №20 им. Н.З. Бирюкова городского округа Орехово-Зуево Московской области, Примерной программы начального общего образования (ФГОС Реестр), авторской программы «Математика» 1-4 классы, автор В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа 21 века).
Учебный предмет «Математика» включен в предметную область «Математика и информатика» обязательной части Учебного плана начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 20 имени Н.З. Бирюкова. Учебный план предусматривает изучение математики в 3 классе в расчете 4 часа в неделю, при 34 учебных неделях – 136 часа в год.
Изучение курса происходит по следующим разделам:
Числа от 100 до 1000 - 35 ч.
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000. Сведения из истории математики: как появились
числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков . Сложение и вычитание в
пределах 1000. Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а)
только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях,
содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые равенства и неравенства.
Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 – 36 ч.
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного Деление с остатком. Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий
Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000 - 20 ч.
Умножение вида 23*40. Умножение и деление на двузначное число.
Величины-15 ч.
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г.
Вместимость и её единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с.
Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1год = 12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащие разнообразные зависимости между величинами.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием
Разных единиц длины Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки.
Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.
Алгебраическая пропедевтика – 3 ч.
Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих
букв (ознакомление в теме «Прямая»)
Логические понятия – 3 ч.
Примеры верных и неверных высказываний.
Геометрические понятия- 11 ч.
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью
перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге.
Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Повторение – 13 ч.
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Числа от 100 до 1000 | 35 ч |
2. | Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 | 36 ч |
3. | Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000 | 20 ч |
4. | Величины. | 15 ч |
5. | Алгебраическая пропедевтика | 3 ч |
6. | Логические понятия | 3 ч |
7. | Геометрические понятия. | 11 ч |
8. | Повторение. | 13 ч |
Итого | 136 ч |
4. Календарно – тематическое планирование по математике 3 класс.
В связи с тем, что темы раздела изучаются циклически, в КТП выделять разделы не представляет возможным.
№ п/п | Тема урока. | Планируемая дата | Корректирующая дата |
1 | Числа от 100 до 1000. Счёт сотнями, чтение и запись чисел, оканчивающихся нулями. | 01.09 | |
2 | Числа от 100 до 1000.Чтение и запись трёхзначных чисел | 02.09 | |
3 | Числа от 100 до 1000.Вспоминаем пройденное. | 04.09 | |
4 | Сравнение чисел. Знаки «, ». | 07.09 | |
5 | Сравнение чисел. Знаки «, » | 08.09 | |
6 | Обобщение по теме: «Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел». | 09.09 | |
7 | Единицы длины: километр, миллиметр, их обозначения. | 11.09 | |
8 | Соотношения между единицами длины. | 14.09 | |
9 | Административная входная контрольная работа №1. | 15.09 | |
10 | Работа над ошибками. Измерение длины в метрах, сантиметрах и миллиметрах. | 16.09 | |
1 | Повторение пройденного по теме «Единицы длины» | 18.09 | |
2 | Геометрические фигуры. | 21.09 | |
3 | Ломаная и её элементы. | 22.09 | |
4 | Длина ломаной. Построение ломаной. | 23.09 | |
5 | Измерение длин звеньев ломаной. | 25.09 | |
6 | Вычисление длины ломаной. | 28.09 | |
7 | Построение ломаной по заданным длинам ее звеньев. | 29.09 | |
8 | Масса и её единицы: килограмм, грамм. | 30.09 | |
19 | Соотношения между единицами массы -килограммом и граммом. | 02.10 | |
20 | Измерение массы с помощью весов (практическая работа). Решение задач на нахождение массы. | 12.10 | |
1 | Вместимость и её единица – литр | 13.10 | |
22 | Измерение вместимости с помощью сосудов (практическая работа) | 14.10 | |
3 | Вспоминаем пройденное по теме: «Величины» | 16.10 | |
4 | Сложение в пределах 1000 | 19.10 | |
25 | Контрольная работа №2 по теме: Единицы массы и вместимости. | 20.10 | |
26 | Работа над ошибками. Устные и письменные приёмы сложения. | 21.10 | |
7 | Математический диктант №1. Решение задач по теме «Сложение в пределах 1000» | 23.10 | |
8 | Письменные приёмы сложения. | 26.10 | |
9 | Письменные приёмы сложения. | 27.10 | |
0 | Вспоминаем пройденное по теме: «Тысяча». | 28.10 | |
1 | Вычитание в пределах 1000. | 30.10 | |
2 | Устные и письменные приёмы вычислений. | 02.11 | |
3 | Решение задач на вычитание в пределах 1000». | 03.11 | |
4 | Сложение и вычитание в пределах 1000. | 04.11 | |
5 | Сочетательное свойство сложения. | 06.11 | |
6 | Сочетательное свойство сложения. | 09.11 | |
37 | Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» | 10.11 | |
8 | Работа над ошибками. Сочетательное свойство сложения. | 11.11 | |
9 | Сумма трёх и более слагаемых. | 13.11 | |
0 | Сумма трёх и более слагаемых. | 23.11 | |
41 | Вспоминаем пройденное по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000». Математический диктант №2 | 24.11 | |
2 | Сочетательное свойство умножения | 25.11 | |
43 | Повторение пройденного по теме: «Сложение и вычитание в пределах 1000». | 27.11 | |
4 | Произведение трёх и более множителей. | 30.11 | |
45 | Контрольная работа №4 по теме «Арифметические действия. Сложение и вычитание в пределах 1000». | 01.12 | |
46 | Работа над ошибками. Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление | 02.12 | |
47 | Симметрия на клетчатой бумаге. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге (практическая работа) | 04.12 | |
8 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. | 07.12 | |
9 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. | 08.12 | |
0 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. | 09.12 | |
1 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок | 11.12 | |
2 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. | 14.12 | |
53 | Административная контрольная работа по итогам 1 полугодия | 15.12 | |
54 | Работа над ошибками. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. | 16.12 | |
55 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Математический диктант №3 | 18.12 | |
56 | Вспоминаем пройденное по теме: «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками». | 21.12 | |
7 | Верные и неверные предложения (высказывания). | 22.12 | |
58 | Вспоминаем пройденное по теме: «Уравнения и неравенства» | 23.12 | |
| Числовые равенства и неравенства | 25.12 | |
| Свойства числовых равенств. | 28.12 | |
| Решение примеров и задач. | 29.12 | |
62 | Обобщение по теме: «Числовые равенства и неравенства, их свойства» | 30.12 | |
| Деление окружности на две и четыре равные части. | 11.01. 2021 | |
| Деление окружности на шесть и три равные части | 12.01 | |
| Практические способы деления окружности с помощью угольника, линейки, циркуля. | 13.01 | |
| Умножение суммы на число | 15.01 | |
| Умножение суммы на число | 18.01 | |
67 | Контрольная работа № 5 по теме: «Порядок выполнения действий в числовых выражениях» | 19.01 | |
| Работа над ошибками. Умножение суммы на число. | 20.01 | |
| Умножение на 10 и на 100 | 22.01 | |
| Умножение на 10 и на 100 | 25.01 | |
| Вспоминаем пройденное по теме: «Умножение на 10 и на 100» | 26.01 | |
| Умножение вида 50∙9,200∙4 | 27.01 | |
| Умножение вида 50∙9,200∙4 | 29.02 | |
| Умножение вида 50∙9,200∙4 | 01.02 | |
| Вспоминаем пройденное по теме: «Умножение вида 50 ∙9, 200∙4» | 02.02 | |
| Прямая. | 03.02 | |
| Прямая. Окружность | 05.02 | |
79 | Самостоятельная работа по теме: «Прямая. Деление окружности на равные части». | 08.02 | |
| Умножение на однозначное число | 09.02 | |
| Умножение на однозначное число | 10.02 | |
| Письменный прием умножения трехзначных чисел на однозначное число | 12.02 | |
| Умножение на однозначное число | 15.02 | |
| Умножение на однозначное число | 16.02 | |
84 | Контрольная работа № 6 по теме «Умножение двузначных чисел на однозначное число. Решение текстовых задач». | 17.02 | |
| Работа над ошибками. Умножение на однозначное число в пределах 1000 | 19.02 | |
| Единицы времени | 01.03 | |
| Решение задач с единицами времени. | 02.03 | |
| Решение задач с единицами времени. | 03.03 | |
| Вспоминаем пройденное по теме: «Измерение времени». Самостоятельная работа. | 05.03 | |
| Деление на 10 и на 100 | 08.03 | |
| Деление на 10 и на 100 | 09.03 | |
| Нахождение однозначного частного | 10.03 | |
| Нахождение однозначного частного | 12.03 | |
| Нахождение однозначного частного | 15.03 | |
| Вспоминаем пройденное по теме: «Нахождение однозначного частного». | 16.03 | |
| Деление с остатком. | 17.03 | |
| Деление с остатком. | 19.03 | |
| Деление с остатком. | 22.03 | |
10 | Деление с остатком. Самостоятельная работа. | 23.03 | |
| Деление на однозначное число | 24.03 | |
12 | Деление на однозначное число | 26.03 | |
| Деление на однозначное число | 29.03 | |
| Решение задач по теме «Деление на однозначное число. Математический диктант№4. | 30.03 | |
| Решение задач по теме «Деление на однозначное число» | 31.03 | |
| Повторение пройденного. | 02.04 | |
| Умножение вида 23∙40. | 05.04 | |
| Контрольная работа № 7 по теме: «Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число» | 06.04 | |
| Работа над ошибками. Умножение вида 23∙40. | 07.04 | |
| Умножение вида 23∙40. Обобщение по теме. | 09.04 | |
| Умножение на двузначное число | 19.04 | |
| Умножение на двузначное число | 20.04 | |
| Умножение на двузначное число | 21.04 | |
| Умножение на двузначное число | 23.04 | |
| Умножение на двузначное число | 26.04 | |
| Контрольная работа № 8 по теме: «Умножение и деление на двузначное число» | 27.04 | |
| Работа над ошибками. Умножение на двузначное число | 28.04 | |
117 | Письменный прием деления на двузначное число в пределах 1000 | 30.04 | |
| Письменный прием деления на двузначное число в пределах 1000 | 03.05 | |
| Письменный прием деления на двузначное число в пределах 1000 | 04.05 | |
| Деление на двузначное число | 05.05 | |
| Деление на двузначное число | 07.05 | |
| Деление на двузначное число | 10.05 | |
| Административная контрольная работа по итогам года | 11.05 | |
| Работа над ошибками. Повторение пройденного. Решение примеров на сложение и вычитание | 12.05 | |
| Повторение пройденного. Решение примеров на умножение и деление. | 14.05 | |
| Повторение пройденного. Решение задач с величинами. | 17.05 | |
| Повторение пройденного. Решение задач с величинами. | 18.05 | |
| Повторение пройденного. Единицы массы | 19.05 | |
| Повторение пройденного. Единицы массы | 21.05 | |
| Повторение пройденного. Симметрия | 24.05 | |
| Повторение пройденного. Симметрия | 25.05 | |
| Выражение со скобками. Величины | 26.05 | |
| Повторение пройденного. Выражение без скобок. | 28.05 | |
5 | Повторение пройденного. Выражение без скобок. | 31.05 | |
6 | Повторение пройденного. Равенства и неравенства | 31.05 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания предметной кафедры ___________________________________ ____________________________________ от « » августа 2020 г. № ___ Руководитель кафедры __________________/______________./ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______________/____________/ « » августа 2020 г. |