Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (Москва, 2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России, планируемых результатов начального общего образования в соответствии с учебником Моро М.И. Математика 3 класс. Москва, Просвещение, 2019 г. в 2-х частях, составители: М.И. Моро и другие.
Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
Моро М.И. Математика. 3 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений В 2 ч./ /[М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.] – Москва.: Просвещение, 2012 год.
С.И.Волкова Математика. Проверочные работы. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, 5-е изд., М.: Просвещение, 2011.
Узорова О.В. Четвертные контрольные работы по математике: 1-4-й кл./О.В.Узорова, Е.А. Нефедова.-М.: АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 3 класс._ 2-е изд., перераб. и доп._ М.: ВАКО, 2012.
На изучение математики в 3 классе отводится 4 ч в неделю (136 ч.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучающихся:
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;
уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов;
освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу;
любознательность; способность самостоятельно действовать, а в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к взрослому; принимать заинтересованное участие в образовательном процессе;
оценка жизненных ситуаций и учебных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;
уважительное отношение к ответу товарища, принятие разных способов решения, оказание помощи товарищу в поиске допущенной ошибки;
умение видеть эстетическую и практическую привлекательность математических объектов (строение числовых последовательностей, геометрических фигур, нахождение периметра и площади прямоугольника из предметов ближайшего окружения);
умение ориентироваться в первоначальной математической терминологии, «подчиняться» математическим законам и правилам для достижения успешного результата;
умение видеть и принимать в текстах задач информацию о профессиональной деятельности людей, ценности труда, истории российских городов.
Метапредметные результаты обучающихся:
Общепознавательные УУД:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, электронных наглядных пособий;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы,в том числе с помощью ИКТ;
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях;
определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно;
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
использовать в работе литературу, инструменты, приборы;
оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
желание и навыки работы в паре, группе при выполнении познавательного и творческого задания;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
критично относиться к своему мнению;
понимать точку зрения другого;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание тем учебного курса
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч)
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток.
Выражения с переменной.
Решение уравнений.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Решение задач.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление(55 ч)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х= 27, х– 36 = 23, х+ 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х· 3=21, х: 4 = 9, 27 : х= 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление(28 ч)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а+ b, а– b, a · b, с: d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х· 6 = 72, х: 8 = 12, 64 : х= 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация(14 ч)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч)
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000.
Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000.
Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление(11 ч)
Приемы устного умножения и деления.
Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Прием письменного умножения и деления на однозначное число.
Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (7 ч)
Нумерация. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Порядок выполнения действий. Геометрические фигуры и величины. Задачи.
Тематическое планирование по математике
3 класс (136 ч.)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1 четверть – 32 ч. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч) |
1 | Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания | 1 | | |
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток | 1 | | |
3 | Выражения с переменной | 1 | | |
4 5 | Решение уравнений | 2 | | |
6 | Обозначение геометрических фигур буквами. Арифметический диктант №1 (входной) | 1 | | |
7 | Странички для любознательных | 1 | | |
8 | Входная контрольная работа №1 | 1 | | |
9 | Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились | 1 | | |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление(55 ч) |
10 | Связь умножения и сложения | 1 | | |
11 | Связь между компонентами и результатом умножения. Четные и нечетные числа | 1 | | |
12 | Таблица умножения и деления с числом 3 | 1 | | |
13 | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» | 1 | | |
14 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество» | 1 | | |
15 16 17 | Порядок выполнения действий | 3 | | |
18 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились | 1 | | |
19 | Умножение 4 и на четыре и соответствующие случаи деления | 1 | | |
20 | Умножение 4 и на четыре. Закрепление изученного | 1 | | |
21 22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | 2 | | |
23 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 1 | | |
24 | Решение задач | 1 | | |
25 | Умножение пяти на 5 и соответствующие случаи деления | 1 | | |
26 27 | Задачи на кратное сравнение | 2 | | |
28 | Решение задач. Арифметический диктант №2 | 1 | | |
29 | Умножение шести и на 6 и соответствующие случаи деления | 1 | | |
30 | Контрольная работа №2 | 1 | | |
31 | Работа над ошибками. Решение задач | 1 | | |
32 | Решение задач | 1 | | |
2 четверть – 32 ч. |
33 | Решение задач | 1 | | |
34 | Умножение семи и на 7 и соответствующие случаи деления | 1 | | |
35 | Странички для любознательных. Наши проекты | 1 | | |
36 37 | Что узнали. Чему научились | 2 | | |
38 39 | Площадь. Сравнение площадей фигур | 2 | | |
40 | Квадратный сантиметр | 1 | | |
41 42 | Площадь прямоугольника Практическая работа: Площадь: сравнение площадей фигур на глаз, наложением | 2 | | |
43 | Умножение восьми и на 8 и соответствующие случаи деления | 1 | | |
44 | Закрепление изученного | 1 | | |
45 | Решение задач | 1 | | |
46 | Умножение девяти и на 9 и соответствующие случаи деления | 1 | | |
47 | Контрольная работа №3 | 1 | | |
48 | Квадратный дециметр | 1 | | |
49 50 | Таблица умножения. Решение задач на кратное и разностное сравнение | 2 | | |
51 | Квадратный метр | 1 | | |
52 | Закрепление изученного | 1 | | |
53 | Странички для любознательных | 1 | | |
54 55 | Что узнали. Чему научились | 2 | | |
56 | Умножение на 1 | 1 | | |
57 | Умножение на 0 | 1 | | |
58 | Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число | 1 | | |
59 | Работа над ошибками.Закрепление изученного | 1 | | |
60 | Странички для любознательных. Закрепление изученного.Единицы времени | 1 | | |
61 | Контрольная работа №4 | 1 | | |
62 | Работа над ошибками. Доли | 1 | | |
63 | Окружность. Круг. Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля. Арифметический диктант №3 | 1 | | |
64 | Диаметр круга. Решение задач на нахождение числа по доли и доли по числу | 1 | | |
3 четверть – 40 ч. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление(28 ч) |
65 | Умножение и деление круглых чисел | 1 | | |
66 | Деление вида 80 : 20 | 1 | | |
67 | Умножение суммы на число | 1 | | |
68 | Умножение суммы на число. Закрепление | 1 | | |
69 70 | Умножение двузначного числа на однозначное | 2 | | |
71 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 | | |
72 73 | Деление суммы на число | 2 | | |
74 | Деление двузначного числа на однозначное | 1 | | |
75 | Делимое. Делитель | 1 | | |
76 | Проверка деления | 1 | | |
77 | Случаи деления вида 87 : 29 | 1 | | |
78 | Проверка умножения | 1 | | |
79 80 81 | Решение уравнений | 3 | | |
82 83 | Закрепление изученного | 2 | | |
84 | Контрольная работа №5 | 1 | | |
85 | Работа над ошибками. Деление с остатком | 1 | | |
86 87 88 | Деление с остатком | 3 | | |
89 | Решение задач на деление с остатком | 1 | | |
90 | Решение задач на деление с остатком | 1 | | |
91 | Случаи деления, когда делитель больше делимого | 1 | | |
92 | Проверка деления с остатком | 1 | | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация(14 ч) |
93 | Тысяча | 1 | | |
94 | Образование и названия трехзначных чисел | 1 | | |
95 | Запись трехзначных чисел | 1 | | |
96 | Письменная нумерация в пределах 1000 | 1 | | |
97 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз | 1 | | |
98 | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | | |
99 | Сравнение трехзначных чисел. Арифметический диктант №4 | 1 | | |
100 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений | 1 | | |
101 | Контрольная работа №6 | 1 | | |
102 | Работа над ошибками. Сравнение трехзначных чисел | 1 | | |
103 | Письменная нумерация в пределах 1000 | 1 | | |
104 | Единицы массы. Грамм Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов | 1 | | |
4 четверть – 32 ч. |
105 106 | Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились | 2 | | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч) |
107 | Приемы устных вычислений | 1 | | |
108 | Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 – 200 | 1 | | |
109 | Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90 | 1 | | |
110 | Приемы устных вычислений вида 260 + 310, 670 – 140 | 1 | | |
111 | Приемы письменных вычислений | 1 | | |
112 | Алгоритм сложения трехзначных чисел | 1 | | |
113 | Алгоритм вычитания трехзначных чисел | 1 | | |
114 | Виды треугольников | 1 | | |
115 | Закрепление изученного | 1 | | |
116 117 | Что узнали. Чему научились | 2 | | |
118 | Контрольная работа №7 | 1 | | |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление(11 ч) |
119 120 121 | Работа над ошибками. Приемы устных вычислений | 3 | | |
122 | Виды треугольников | 1 | | |
123 | Закрепление изученного | 1 | | |
124 | Приемы письменного умножения в пределах 1000 | 1 | | |
125 | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное | 1 | | |
126 | Проверка деления | 1 | | |
127 | Знакомство с калькулятором | 1 | | |
128 129 | Что узнали. Чему научились. Арифметический диктант №5 | 2 | | |
Итоговое повторение (7 ч) |
130 131 | Решение задач | 2 | | |
132 | Контрольная работа №8 (промежуточная аттестация) | 1 | | |
133 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание | 1 | | |
134 | Умножение и деление | 1 | | |
135 | Порядок выполнения действий | 1 | | |
136 | Геометрические фигуры и величины | 1 | | |