СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 5 кл ФГОС третьего поколения 2022г.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике 5 кл ФГОС третьего поколения 2022г. разработана на основе рекомендаций Министерства образования и науки РФ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 кл ФГОС третьего поколения 2022г.»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

Алтайский край, Локтевский район


Рассмотрено: Принято: Утверждаю:

на заседании МО на заседании Директор школы

ЕМЦ Педагогического совета _______Тарасенко Ю.Н.

Протокол №__1/21_ от Протокол №__1/21 от Приказ __№__64/1__

«_30_»___08____2021 г. «__30__»_08__2021 г. от «30» 08_2021 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

математика

класс 5, основное общее образование

базовый уровень

Учитель: Левченко Ольга Вячеславна



Срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Количество часов по учебному плану: 5 часов в неделю, всего 170 часов в год



Планирование составлено на основе:

Программы «Математика» 5-6 классы Сост. Т.А. Бурмистрова. – М: Просвещение, 2014г.

Учебник – «Математика» 5 класс., в двух частях , Авт.: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чеснаков, С.И. Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2020г.









Программу составила: Левченко О.В.

учитель математики I категории













с. Покровка, 2021г.





Пояснительная записка



Рабочая программа учебного предмета математика для 5 класса составлена на основе:

        • Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом №1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 (основного общего образования) со всеми изменениями и дополнениями.

        • - федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.05.2021г. № 287);

  • Основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ «Покровская СОШ», утвержденной приказом___№64/1 от 30» 08_2021 года__.

  • Учебного плана МКОУ «Покровская СОШ» на 2021-2022 учебный год, утвержденного приказом № 23/1 от 01.06.2021 г.

  • Годового календарного графика МКОУ «Покровская СОШ».

  • Положения о рабочей программе в соответствии с ФГОС МКОУ «Покровская СОШ».

Данная программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по предмету математика, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторским УМК Н.Я. Виленкина из сборника рабочих программ. 5-6 классы: Пособие для учителей общеобразовательных организаций/[сост. Т.А. Бурмистрова] – 4-е издание- М.: Просвещение,2015.



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования

Освоение учебного предмета «Математика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:

Патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных

сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к

обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе

формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.


Метапредметные результаты


Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;

- выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

- делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

- разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;

- выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

- выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

- в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

- представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;

- участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

- самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

- владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

- оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

Цели изучения учебного курса


Приоритетными целями обучения математике в 5—6 классах являются: - продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики;

- подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;

- формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.


Основные линии содержания курса математики в 5—6 классах — арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики.

Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученных в начальной школе. При этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в

частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Изучение натуральных чисел продолжается в 6 классе знакомством с начальными понятиями теории делимости.

Другой крупный блок в содержании арифметической линии — это дроби. Начало изучения обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики изложения числовой линии, когда правила действий с десятичными дробями можно обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для понимания обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметов и при практическом использовании. К 6 классу отнесён второй этап в изучении дробей, где происходит совершенствование навыков сравнения и преобразования дробей, освоение новых вычислительных алгоритмов, оттачивание техники вычислений, в том числе значений выражений, содержащих и обыкновенные, и десятичные дроби, установление связей между ними, рассмотрение приёмов решения задач на дроби. В начале 6 класса происходит знакомство с понятием процента.

Особенностью изучения положительных и отрицательных чисел является то, что они также могут рассматриваться в несколько этапов. В 6 классе в начале изучения темы «Положительные и отрицательные числа» выделяется подтема «Целые числа», в рамках которой знакомство с отрицательными числами и действиями с положительными и отрицательными числами происходит на основе содержательного подхода. Это позволяет на доступном уровне познакомить учащихся практически со всеми основными понятиями темы, в том числе и с правилами знаков при выполнении арифметических действий. Изучение рациональных чисел на этом не закончится, а будет

продолжено в курсе алгебры 7 класса, что станет следующим проходом всех принципиальных вопросов, тем самым разделение трудностей облегчает восприятие материала, а распределение во времени способствует прочности приобретаемых навыков.

При обучении решению текстовых задач в 5—6 классах используются арифметические приёмы решения. Текстовые задачи, решаемые при отработке вычислительных навыков в 5—6 классах, рассматриваются задачи следующих видов:

задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Кроме того, обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм.

В рабочей программе предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя» числа.

В курсе «Математики» 5—6 классов представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися в начальной школе, систематизируются и расширяются.


Место учебного курса в учебном плане


Согласно базисному плану в 5—6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики.

Базисный учебный план на изучение математики в 5—6 классах отводит не менее 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего не менее 340 учебных часов.



Предметные результаты освоения рабочей программы курса

Освоение учебного курса «Математика» в 5—6 классах основной школы должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:

5 класс

Числа и вычисления

- Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.

- Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.

- Соотносить точку на координатном луче с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатном луче.

- Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.

- Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.

- Округлять натуральные числа.

Решение текстовых задач

- Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов.

- Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость.

- Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.

- Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие.

- Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.

Наглядная геометрия

- Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.

- Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.

- Использовать терминологию, связанную с углами: вершина, сторона; с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр.

- Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки; строить окружность заданного радиуса.

- Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.

- Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра.

- Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.

- Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие.

- Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, измерения; находить измерения параллелепипеда, куба.

- Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма.

- Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.

Содержание учебного курса

5 класс

Натуральные числа и нуль

Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на координатном луче.

Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления.

Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел.

Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения

относительно сложения.

Использование букв для обозначения неизвестных компонент и записи свойств арифметических действий.

Делители и кратные числа, разложение на множители. Деление с остатком.

Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойства сложения и умножения, распределительного свойство умножения относительно сложения.

Дроби

Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на координатном луче. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей.

Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно-обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части.

Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на координатной прямой. Сравнение десятичных дробей.

Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем.

Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены; расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.

Решение основных задач на дроби.

Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы.

Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение и построение углов с помощью транспортира.

Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник;

прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур.

Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов прямоугольника, квадрата.

Площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади.

Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и др.).

Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.

Тематическое планирование учебного курса

5 класс (не менее 170 ч)

Название раздела (темы) курса (число часов)

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Натуральные числа. Действия с натуральными числами

(43 ч)

Десятичная система счисления. Ряд натуральных чисел.

Натуральный ряд. Число 0.

Натуральные числа на координатном луче. Сравнение, округление натуральных чисел.

Арифметические действия с натуральными числами. Свойства нуля при сложении и умножении, свойства единицы при умножении. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения,

распределительное свойство умножения относительно сложения.

Делители и кратные числа, разложение числа на множители. Деление с остатком.

Степень с натуральным показателем. Числовые выражения; порядок действий.

Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки.

Читать, записывать, сравнивать натуральные числа; предлагать и обсуждать способы упорядочивания чисел.

Изображать координатный луч, отмечать числа точками на координатном луче, находить координаты точки.

Исследовать свойства натурального ряда, чисел 0 и 1 при сложении и умножении.

Использовать правило округления натуральных чисел.

Выполнять арифметические действия с натуральными числами, вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок.

Записывать произведение в виде степени, читать степени, использовать терминологию (основание, показатель), вычислять значения степеней.

Выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений, предлагать и применять приёмы проверки вычислений.

Использовать при вычислениях переместительное и

сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; формулировать и применять правила преобразования числовых выражений на основе свойств арифметических действий.

Исследовать числовые закономерности, выдвигать и обосновывать гипотезы, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследования.

Формулировать определения делителя и кратного, называть делители и кратные числа; раскладывать число на множители; находить остатки от деления и неполное частное.

Распознавать истинные и ложные высказывания о натуральных числах, приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания высказываний о свойствах натуральных чисел.

Конструировать математические предложения с помощью связок «и», «или», «если…, то…».

Решать текстовые задачи арифметическим способом, использовать зависимости между величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.): анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимые

данные, устанавливать зависимости между величинами, строить логическую цепочку рассуждений.

Моделировать ход решения задачи с помощью рисунка, схемы, таблицы.

Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых задач.

Критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию, находить ошибки.

Решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов.

Знакомиться с историей развития арифметики.

Наглядная геометрия. Линии на плоскости

(12 ч)

Точка, прямая, отрезок, луч.

Ломаная. Измерение длины

отрезка, метрические единицы

измерения длины. Окружность

и круг.

Практическая работа «Построение узора из окружностей».

Угол. Прямой, острый, тупой

и развёрнутый углы. Измерение углов.

Практическая работа «Построение углов».

Распознавать на чертежах, рисунках, описывать, используя терминологию, и изображать с помощью чертёжных инструментов: точку, прямую, отрезок, луч, угол, ломаную, окружность.

Распознавать, приводить примеры объектов реального мира, имеющих форму изученных фигур, оценивать их линейные размеры.

Использовать линейку и транспортир как инструменты для построения и измерения: измерять длину отрезка, величину угла; строить отрезок заданной длины, угол, заданной величины; откладывать циркулем равные отрезки, строить окружность заданного радиуса.

Изображать конфигурации геометрических фигур из отрезков, окружностей, их частей на нелинованной и клетчатой бумаге; предлагать, описывать и обсуждать способы, алгоритмы построения.

Распознавать и изображать на нелинованной и клетчатой бумаге прямой, острый, тупой, развёрнутый углы; сравнивать углы.

Вычислять длины отрезков, ломаных.

Понимать и использовать при решении задач зависимости между единицами метрической системы мер; знакомиться с неметрическими системами мер; выражать длину в различных единицах измерения.

Исследовать фигуры и конфигурации, используя цифровые ресурсы

Обыкновенные

дроби

(48 ч)

Дробь. Правильные и неправильные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение дробей.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Смешанная

дробь. Умножение и деление

обыкновенных дробей; взаимно-обратные дроби.

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби.

Применение букв для записи

математических выражений и

предложений

Моделировать в графической, предметной форме, с помощью компьютера понятия и свойства, связанные с обыкновенной дробью.

Читать и записывать, сравнивать обыкновенные дроби, предлагать, обосновывать и обсуждать способы упорядочивания дробей.

Изображать обыкновенные дроби точками на координатном луче; использовать координатный луч для сравнения дробей.

Формулировать, записывать с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби; использовать основное свойство дроби для сокращения дробей и приведения дроби к новому знаменателю.

Представлять смешанную дробь в виде неправильной и выделять целую часть числа из неправильной дроби.

Выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями; применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений.

Выполнять прикидку и оценку результата вычислений; предлагать и применять приёмы проверки вычислений.

Проводить исследования свойств дробей, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с помощью компьютера).

Распознавать истинные и ложные высказывания о дробях, приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания высказываний.

Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, и задачи на нахождение части целого и целого по его части; выявлять их сходства и различия. Моделировать ход решения задачи с помощью рисунка, схемы, таблицы.

Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых задач.

Критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию, находить ошибки.

Знакомиться с историей развития арифметики.

Наглядная геометрия.

Многоугольники

(10 ч)

Многоугольники. 4-угольник,

прямоугольник, квадрат.

Практическая работа «Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге».

Треугольник. Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, единицы измерения площади. Периметр многоугольника

Описывать, используя терминологию, изображать с

помощью чертёжных инструментов и от руки, моделировать из бумаги многоугольники.

Приводить примеры объектов реального мира, имеющих форму многоугольника, прямоугольника, квадрата, треугольника, оценивать их линейные размеры.

Вычислять: периметр треугольника, прямоугольника, многоугольника; площадь прямоугольника, квадрата.

Изображать остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники.

Строить на нелинованной и клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными длинами сторон.

Исследовать свойства прямоугольника, квадрата путём эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования; сравнивать свойства квадрата и прямоугольника.

Конструировать математические предложения с помощью связок «некоторый», «любой». Распознавать истинные и ложные высказывания о многоугольниках, приводить примеры и контрпримеры.

Исследовать зависимость площади квадрата от длины его стороны.

Использовать свойства квадратной сетки для построения фигур; разбивать прямоугольник на квадраты, треугольники; составлять фигуры из квадратов и прямоугольников и находить их площадь, разбивать фигуры на прямоугольники и квадраты и находить

их площадь.

Выражать величину площади в различных единицах измерения метрической системы мер, понимать и использовать зависимости между метрическими единицами измерения площади.

Знакомиться с примерами применения площади и периметра в практических ситуациях. Решать задачи из реальной жизни, предлагать и обсуждать различные способы решения задач.

Десятичные дроби

(38 ч)

Десятичная запись дробей.

Сравнение десятичных дробей.

Действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

Представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, читать и записывать, сравнивать десятичные дроби, предлагать, обосновывать и обсуждать способы упорядочивания десятичных дробей.

Изображать десятичные дроби точками на координатной прямой.

Выявлять сходства и различия правил арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями, объяснять их.

Выполнять арифметические действия с десятичными дробями; выполнять прикидку и оценку результата вычислений.

Применять свойства арифметических действий для

рационализации вычислений.

Применять правило округления десятичных дробей.

Проводить исследования свойств десятичных дробей, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с помощью компьютера), выдвигать гипотезы и приводить их обоснования.

Распознавать истинные и ложные высказывания о дробях, приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания высказываний.

Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, и на нахождение части целого и целого по его части; выявлять их сходства и различия.

Моделировать ход решения задачи с помощью рисунка, схемы, таблицы. Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых задач.

Оперировать дробными числами в реальных жизненных ситуациях.

Критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию, находить ошибки.

Знакомиться с историей развития арифметики.

Наглядная геометрия.

Тела и фигуры в пространстве

(9 ч)

Многогранники. Изображение

многогранников. Модели пространственных тел.

Прямоугольный параллелепипед, куб. Развёртки куба и параллелепипеда.

Практическая работа «Развёртка куба».

Объём куба, прямоугольного

параллелепипеда.

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники, описывать, используя терминологию, оценивать линейные размеры.

Приводить примеры объектов реального мира, имеющих форму многогранника, прямоугольного параллелепипеда, куба.

Изображать куб на клетчатой бумаге.

Исследовать свойства куба, прямоугольного параллелепипеда, многогранников, используя модели.

Распознавать и изображать развёртки куба и параллелепипеда. Моделировать куб и параллелепипед из бумаги и прочих материалов, объяснять способ моделирования.

Находить измерения, вычислять площадь поверхности; объём куба, прямоугольного параллелепипеда; исследовать зависимость объёма куба от длины его ребра, выдвигать и обосновывать гипотезу.

Наблюдать и проводить аналогии между понятиями площади и объёма, периметра и площади поверхности.

Распознавать истинные и ложные высказывания о многогранниках, приводить примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания высказываний.

Решать задачи из реальной жизни.

Повторение и обобщение

(10 ч)

Повторение основных понятий

и методов курса 5 класса, обобщение знаний.

Вычислять значения выражений, содержащих натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби, выполнять преобразования чисел.

Выбирать способ сравнения чисел, вычислений, применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений.

Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопроверку результата вычислений.

Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из других учебных предметов.

Решать задачи разными способами, сравнивать способы

решения задачи, выбирать рациональный способ.





















Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ раздела, урока

Перечень разделов, тем


Количество часов

Дата по плану

Дата по факту



Натуральные числа. Действия с натуральными числами.

Наглядная геометрия. Линии на плоскости

43

12





1

I.1

Обозначение натуральных чисел

1

01.09




2

I.2

Обозначение натуральных чисел

1

02.09




3

I.3

Обозначение натуральных чисел

1

03.09




4

I.4

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

1

06.09




5

I.5

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

1

07.09




6

I.6

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

1

08.09




7

I.7

Плоскость, прямая, луч

1

10.09




8

I.8

Плоскость, прямая, луч

1

13.09




9

I.9

Окружность и круг. Практическая работа «Построение узора из окружностей»

1

14.09




10

I.10

Шкалы и координаты

1

15.09




11

I.11

Шкалы и координаты

1

16.09




12

I.12

Меньше или больше

1

17.09




13

I.13

Меньше или больше

1

20.09




14

I.14

Меньше или больше

1

21.09




15

I.15

Контрольная работа №1. Натуральные числа и шкалы

1

22.09




16

I.16

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

23.09




17

I.17

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

24.09




18

I.18

Сложение натуральных чисел и его свойства

1

27.09




19

I.19

Вычитание

1

28.09




20

I.20

Вычитание

1

29.09




21

I.21

Вычитание

1

30.09




22

I.22

Вычитание

1

01.10




23

I.23

Контрольная работа №2. Сложение и вы­читание натуральных чисел

1

04.10




24

I.24

Числовые и буквенные выражения

1

05.10




25

I.25

Числовые и буквенные выражения

1

06.10




26

I.26

Числовые и буквенные выражения

1

07.10




27

I.27

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

1

08.10




28

I.28

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

1

11.10




29

I.29

Уравнение

1

12.10




30

I.30

Уравнение

1

13.10




31

I.31

Уравнение

1

14.10




32

I.32

Уравнение

1

15.10




33

I.33

Контрольная работа №3. Числовые и буквенные выражения

1

18.10




34

I.34

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

19.10




35

I.35

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

20.10




36

I.36

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

21.10




37

I.37

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

22.10




38

I.38

Деление

1

25.10




39

I.39

Деление

1

26.10




40

I.40

Деление

1

27.10




41

I.41

Деление

1

28.10




42

I.42

Делители и кратные числа, разложение числа на множители. Деление с остатком

1

29.10




43

I.43

Деление с остатком

1

08.11

2 четверть



44

I.44

Контрольная работа №4. Умножение и деление натуральных чисел

1

09.11




45

I.45

Упрощение выражений

1

10.11




46

I.46

Упрощение выражений

1

11.11




47

I.47

Упрощение выражений

1

12.11




48

I.48

Порядок выполнения действий

1

15.11




49

I.49

Порядок выполнения действий

1

16.11




50

I.50

Квадрат и куб

1

17.11




51

I.51

Квадрат и куб

1

18.11




52

I.52

Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы

1

19.11




53

I.53

Измерение углов

1

22.11




54

I.54

Измерение углов. Практическая работа «Построение углов»

1

23.11




55

I.55

Контрольная работа №5. Все действия с натуральными числами

1

24.11




Обыкновенные дроби Наглядная геометрия. Многоугольники

48

10




23.11

56

II.1

Доли. Обыкновенные дроби

1

25.11




57

II.2

Доли. Обыкновенные дроби

1

26.11




58

II.3

Сравнение дробей

1

26.11




59

II.4

Сравнение дробей

1

29.11




60

II.5

Правильные и неправильные дроби

1

30.11




61

II.6

Правильные и неправильные дроби

1

01.12




62

II.7

Правильные и неправильные дроби

1

02.12




63

II.8

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

03.12




64

II.9

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

06.12




65

II.10

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

07.12




66

II.11

Деление и дроби

1

08.12




67

II.12

Деление и дроби

1

09.12




68

II.13

Смешанные числа

1

10.12




69

II.14

Смешанные числа

1

13.12




70

II.15

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

14.12




71

II.16

Контрольная работа №6. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

15.12




72

II.17

Приведение дробей к общему знаменателю

1

16.12




73

II.18

Приведение дробей к общему знаменателю

1

17.12




74

II.19

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

20.12




75

II.20

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

21.12




76

II.21

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

22.12




77

II.22

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

23.12




78

II.23

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

24.12




79

II.24

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

27.12




80

II.25

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

28.12




81

II.26

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

10.01

3 четверть



82

II.27

Контрольная работа №7. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

11.01




83

II.28

Умножение обыкновенных дробей

1

13.01




84

II.29

Умножение обыкновенных дробей

1

14.01




85

II.30

Умножение обыкновенных дробей

1

14.01




86

II.31

Деление обыкновенных дробей

1

17.01




87

II.32

Деление обыкновенных дробей

1

18.01




88

II.33

Деление обыкновенных дробей

1

20.01




89

II.34

Деление обыкновенных дробей

1

21.01




90

II.35

Взаимно обратные дроби

1

21.01




91

II.36

Взаимно обратные дроби

1

24.01




92

II.37

Контрольная работа №8. Умножение и деление обыкновенных дробей

1

25.01




93

II.38

Решение текстовых задач, содержащих дроби

1

27.01




94

II.39

Решение текстовых задач, содержащих дроби

1

28.01




95

II.40

Решение текстовых задач, содержащих дроби

1

28.01




96

II.41

Решение текстовых задач, содержащих дроби

1

31.01




97

II.42

Решение текстовых задач, содержащих дроби

1

01.02




98

II.43

Основные задачи на дроби

1

03.02




99

II.44

Основные задачи на дроби

1

04.02




100

II.45

Основные задачи на дроби

1

04.02




101

II.46

Основные задачи на дроби

1

07.02




102

II.47

Применение букв для записи математических выражений и предложений

1

08.02




103

II.48

Контрольная работа №9. Решение текстовых задач, содержащих дроби

1

10.02




104

II.49

Многоугольники

1

11.02




105

II.50

4-угольник, прямоугольник, квадрат

1

11.02




106

II.51

4-угольник, прямоугольник, квадрат. Практическая работа «Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге»

1

14.02




107

II.52

Треугольник

1

15.02




108

II.53

Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, единицы измерения площади

1

17.02




109

II.54

Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, единицы измерения площади

1

18.02




110

II.55

Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, единицы измерения площади

1

18.02




111

II.56

Периметр многоугольника

1

21.02




112

II.57

Периметр многоугольника

1

22.02




113

II.58

Контрольная работа №10. Многоугольники

1

24.02




Десятичные дроби

Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве

38 9





114

III.1

Десятичная запись дробных чисел

1

25.02




115

III.2

Десятичная запись дробных чисел

1

25.02




116

III.3

Сравнение десятичных дробей

1

28.02




117

III.4

Сравнение десятичных дробей

1

01.03




118

III.5

Сравнение десятичных дробей

1

03.03




119

III.6

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

04.03




120

III.7

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

04.03




121

III.8

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

07.03




122

III.9

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

10.03




123

III.10

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

11.03




124

III.11

Приближенные значения чисел. Округление десятичных дробей

1

11.03




125

III.12

Приближенные значения чисел. Округление десятичных дробей

1

14.03




126

III.13

Контрольная работа №11. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

1

15.03




127

III.14

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

1

17.03




128

III.15

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

1

18.03




129

III.16

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

1

18.03




130

III.17

Деление десятичных дробей на натуральные числа

1

21.03




131

III.18

Деление десятичных дробей на натуральные числа

1

22.03




132

III.19

Деление десятичных дробей на натуральные числа

1

24.03




133

III.20

Деление десятичных дробей на натуральные числа

1

25.03




134

III.21

Деление десятичных дробей на натуральные числа

1

25.03




135

III.22

Контрольная работа №12. Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

1

04.04




136

III.23

Умножение десятичных дробей

1

05.04




137

III.24

Умножение десятичных дробей

1

07.04




138

III.25

Умножение десятичных дробей

1

08.04




139

III.26

Умножение десятичных дробей

1

08.04




140

III.27

Деление десятичных дробей

1

11.04




141

III.28

Деление десятичных дробей

1

12.04




142

III.29

Деление десятичных дробей

1

14.04




143

III.30

Деление десятичных дробей

1

15.04




144

III.31

Деление десятичных дробей

1

15.04




145

III.32

Среднее арифметическое

1

18.04




146

III.33

Среднее арифметическое

1

19.04




147

III.34

Решение текстовых задач, содержащих дроби

1

21.04




148

III.35

Решение текстовых задач, содержащих дроби

1

22.04




149

III.36

Основные задачи на дроби

1

22.04




150

III.37

Основные задачи на дроби

1

25.04




151

III.38

Контрольная работа №11. Все действия с десятичными дробями

1

26.04




152

III.39

Многогранники. Изображение многогранников

1

28.04




153

III.40

Модели пространственных тел. Прямоугольный параллелепипед, куб. Развёртки куба и параллелепипеда.

1

29.04




154

III.41

Прямоугольный параллелепипед, куб

1

29.04




155

III.42

Развёртки куба и параллелепипеда. Практическая работа «Развёртка куба»

1

03.05




156

III.43

Практическая работа «Развёртка куба»

1

05.05




157

III.44

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

1

06.05




158

III.45

Объем прямоугольного параллелепипеда

1

06.05




159

III.46

Объем прямоугольного параллелепипеда

1

10.05




160

III.47

Контрольная работа №12. Объемы

1

12.05




Повторение и обобщение

10





161

1

Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства

1

13.05




162

2

Числовые и буквенные выражения

1

13.05




163

3

Умножение и деление натуральных чисел и его свойства

1

16.05




164

4

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1

17.05




165

5

Умножение и деление обыкновенных дробей

1

19.05




166

6

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

20.05




167

7

Умножение и деление десятичных дробей

1

20.05




168

8

Основные задачи на дроби

1

23.05




169

9

Объем прямоугольного параллелепипеда

1

24.05




170

10

Итоговая контрольная работа №13

1

26.05
















Лист прохождения программы по математике 5 класс

2021 – 2022 учебный год

Четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год


План

Факт.

План

Факт.

План

Факт.

План

Факт.

План

Факт.

Количество часов

43

37







Количество контрольных работ

4

2

5

3




Количество практических работ

1

1

1

1

4



Лист корректировки рабочей программы

№ п/п

Название раздела, номер, тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия (указать, какие номера уроков совмещены, какие номера уроков предложены учащимся для самостоятельного изучения, какие – проведены за счет резерва)

Дата проведения по факту











































































6