МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки РД
МО "Акушинский район"
МКОУ "Усишинская СОШ №2"
| СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ________________________ Магомедов Г. М. Приказ № 140 от «31» августа2023 г. | УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ Магомедова С.М. приказ №140 от «31» августа2023 г. |
Рабочая программа
по МАТЕМАТИКЕ
для 6 класса
основного
общего образования
(адаптированная образовательная программа VIII вида )
на 2023-2024 уч. год
Составитель: Гаджиева Патимат Ибадуллаевна,
учитель математики, высшая категория
с.Усиша – 2023 г.
Пояснительная записка.
Изучение математики направлено на достижение следующей цели: освоение математических знаний, подготовка к овладению профессиональными знаниями и умениями в повседневной жизни.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся количественные, пространственные, временные и геометрические представления в пределах программных требований, необходимые для решения конкретных жизненных задач;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
-воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Коррекционная цель – развитие и коррекция средствами математики интеллектуальных качеств личности, развитие учебно-познавательных способностей: логического мышления, пространственного воображения, всех видов памяти (моторная, слуховая, зрительная), устойчивого внимания, алгоритмической культуры, критичности и самокритичности учащихся.
Сроки реализации рабочей программы: один год.
Рабочая программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).
Принципы обучения:
- коррекционно – речевой направленности;
- доступности обучения;
- систематичности и последовательности;
- наглядности в обучении;
- индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и развитии.
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение);
- наглядные (наблюдение, демонстрация);
- практические (работа с учебником).
Формы организации учебного процесса:
- урок (традиционный, нетрадиционный, комбинированный, повторения, изучения нового материала, закрепления, обобщения, контроля и проверки);
- домашняя учебная работа ( репродуктивная, творческая, работа с учебником, чтение дополнительной литературы);
- коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Приёмы работы:
- дидактические игры;
- игровые приёмы;
- занимательные упражнения;
- создание увлекательных ситуаций;
- сравнение (один из важных приёмов обучения);
- материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- десятичный состав чисел в пределах 1 000 000;
- разряды и классы;
- основное свойство обыкновенных дробей;
- смешанные числа;
- зависимость между расстоянием, скоростью и временем;
- различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
- свойства граней и бруса.
Учащиеся должны уметь:
- устно складывать и вычитать круглые числа;
- читать и записывать под диктовку, откладывать на счётах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000 000;
- чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды, классы; вписывать в неё числа, сравнивать; записывать числа, внесённые в таблицу, вне её;
- округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;
- складывать и вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки в пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
- выполнять проверку арифметических действий;
- выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы;
- сравнивать смешанные числа;
- заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
- складывать и вычитать обыкновенные дроби (и смешанные числа) с одинаковыми знаменателями;
- решать простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от числа, на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)?»; решать и составлять задачи на встречное движение двух тел;
- чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии;
- чертить высоту треугольника;
- выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.
Примечания
В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний, может быть исключено:
- нумерация чисел в пределах 1 000 000; получение десятков, сотен, тысяч; сложение и вычитание круглых чисел; получение пятизначных, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (все задания на нумерацию должны быть ограничены числами в пределах 10 000);
- черчение нумерационной таблицы с включением разрядов и сотен тысяч;
- округление чисел до десятков, сотен тысяч;
- обозначение римскими цифрами чисел XIII – XX (достаточно знакомства с числами I–XII);
- деление с остатком письменно;
- преобразование обыкновенных дробей;
- сложение и вычитание обыкновенных дробей (и смешанных чисел), со знаменателями более чисел первого десятка (достаточно, если в знаменателе будут числа 2-10), с получением суммы или разности, требующих выполнения преобразований;
- простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время;
- задачи на встречное движение двух тел;
- высота треугольника, прямоугольника, квадрата;
- свойства элемента куба, бруса.
Данная группа учащихся должна овладеть:
- преобразованиями небольших чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы;
- сравнение смешанных чисел;
- решение простых арифметических задач на нахождение неизвестного слагаемого;
- приёмами построения треугольников по трём сторонам с помощью циркуля и линейки, классификацией треугольников по видам углов и длинам сторон;
- вычислением периметра многоугольника.
Тематический поурочный план
учебного предмета «Математика»
(вариант: 2ч в неделю; 34 учебных недели – 68 ч)
№ урока п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Формы контроля | Виды деятельности учащегося, формы, методы обучения |
| Повторение. Нумерация в пределах 1 000. | 3 | | |
1 | Образование, чтение, запись чисел в пределах 1 000. | 1 | | Работа с учебником |
2 | Разряды и классы. Таблица разрядов. | 1 | | Работа с учебником |
3 | Просты и составные числа. | 1 | | Работа с учебником |
| Повторение. Арифметические действия с целыми числами. | 5 | | |
4 | Сложение и вычитание в пределах 1 000 без перехода и с переходом через разряд. | 1 | | Работа с учебником |
5 | Проверка сложения. | 1 | | Работа с учебником |
6 | Проверка вычитания. | 1 | | Работа с учебником |
7 | Табличное умножение. | 1 | | Работа с учебником |
8 | Контрольная работа по теме: Повторение. Арифметические действия с целыми числами. | 1 | Контрольная работа №1 | Самостоятельная работа |
| Повторение. Единицы измерения и их соотношение. | 2 | | |
9 | Преобразование чисел, полученных при измерении. | 1 | | Работа с учебником |
10 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (лёгкие случаи). | 1 | | Самостоятельная работа |
| Повторение. Геометрические фигуры на плоскости. | 1 | | |
11 | Геометрические фигуры на плоскости. | 1 | | Работа с учебником |
| Нумерация чисел в пределах 1 000 000. | 7 | | |
12 | Образование, чтение, запись чисел в пределах 1 000 000. | 1 | | Работа с учебником |
13 | Разложение чисел на разрядные слагаемые. | 1 | | Работа с учебником |
14 | Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен и т.д. в числе. | 1 | | Работа с учебником |
15 | Сравнение чисел в пределах 1 000 000. | 1 | | Работа с учебником |
16 | Отложение числа в пределах 1 000 000 на счётах и микрокалькуляторе. | 1 | | Работа с учебником |
17 | Округление чисел до указанного разряда. | 1 | | Работа с учебником |
18 | Контрольная работа по теме: Нумерация чисел в пределах 1 000 000. | 1 | Контрольная работа №2 | Самостоятельная работа |
| Римская нумерация. | 1 | | |
19 | Соотнесение арабских и римских чисел. Запись числа римскими цифрами. | 1 | | Работа с учебником |
| Арифметические действия. Сложение и вычитание целых чисел в пределах 10 000. | 6 | | |
20 | Устное сложение и вычитание чисел в пределах 10 000. | 1 | | Работа с учебником |
21 | Письменное сложение четырёхзначных чисел. | 1 | | Работа с учебником |
22 | Письменное вычитание четырёхзначных чисел. | 1 | | Работа с учебником |
23 | Сложение нескольких слагаемых. | 1 | | Работа с учебником |
24 | Проверка сложения. | 1 | | Работа с учебником |
25 | Проверка вычитания. | 1 | | Работа с учебником |
| Арифметические действия. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. | 3 | | |
26 | Таблица мер. | 1 | | Работа с учебником |
27 | Сложение и вычитание единиц длины, единиц массы. | 1 | | Работа с учебником |
28 | Сложение и вычитание единиц стоимости, единиц времени. | 1 | | Работа с учебником |
| Знакомство с обыкновенными дробями. | 8 | | |
29 | Знакомство с обыкновенными дробями. | 1 | | Работа с учебником |
30 | Образование смешанного числа. | 1 | | Работа с учебником |
31 | Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. | 1 | | Работа с учебником |
32 | Основное свойство дробей. | 1 | | Работа с учебником |
33 | Преобразование обыкновенных дробей. | 1 | | Работа с учебником |
34 | Нахождение части от числа. | 1 | | Работа с учебником |
35 | Нахождение нескольких частей от целого. | 1 | | Работа с учебником |
36 | Контрольная работа по теме: Обыкновенные дроби. | 1 | Контрольная работа №3 | Самостоятельная работа |
| Геометрические фигуры на плоскости. | 4 | | |
37 | Взаимное положение прямых на плоскости. | 1 | | Работа с учебником |
38 | Высота треугольника. | 1 | | Работа с учебником |
39 | Параллельные прямые. | 1 | | Работа с учебником |
40 | Построение параллельных прямых. | 1 | | Работа с учебником |
| Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. | 2 | | |
41 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | | Работа с учебником |
42 | Решение простых задач на сложение и вычитание обыкновенных дробей. | 1 | | Работа с учебником |
| Сложение и вычитание смешанных чисел | 4 | | |
43 | Сложение смешанных чисел. | 1 | | Работа с учебником |
44 | Вычитание смешанных. | 1 | | Работа с учебником |
45 | Замена неправильной дроби смешанным числом. | 1 | | Работа с учебником |
46 | Решение простых задач на сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | | Работа с учебником |
| Скорость. Время. Расстояние . | 6 | | |
47 | Скорость. Время. Расстояние. | 1 | | Работа с учебником |
48 | Решение задач на нахождение расстояния. | 1 | | Работа с учебником |
49 | Решение задач на нахождение скорости. | 1 | | Работа с учебником |
50 | Решение задач на нахождение времени. | 1 | | Работа с учебником |
51 | Решение задач на встречное движение. | 1 | | Работа с учебником |
52 | Контрольная работа по теме: Скорость. Время. Расстояние. | 1 | Контрольная работа №4 | Самостоятельная работа |
| Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки | 6 | | |
53 | Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 1 | | Работа с учебником |
54 | Умножение трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд. | 1 | | Работа с учебником |
55 | Проверка умножения обратным действием. Проверка умножения на микрокалькуляторе. | 1 | | Работа с учебником |
56 | Умножение двухзначных и трёхзначных чисел на круглые десятки. | 1 | | Работа с учебником |
57 | Умножение круглых десятков на двузначное и трёхзначное число, основанное на знании переместительного свойства умножения. | 1 | | Работа с учебником |
58 | Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. | 1 | | Работа с учебником |
| Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки | 5 | | |
59 | Деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 1 | | Работа с учебником |
60 | Деление трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд. | 1 | | Работа с учебником |
61 | Проверка деления обратных действием. Проверка деления на микрокалькуляторе. | 1 | | Работа с учебником |
62 | Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. | 1 | | Работа с учебником |
63 | Деление с остатком. | 1 | | Работа с учебником |
| Геометрические фигуры в пространстве | 5 | | |
64 | Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. | 1 | | Работа с учебником |
65 | Уровень и отвес. | 1 | | Работа с учебником |
66 | Куб, брус, шар. | 1 | | Работа с учебником |
67 | Масштаб. | 1 | | Работа с учебником |
68 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Контрольная работа №5 | Самостоятельная работа |
Учебно- методическое обеспечение:
Математика 6 кл: Никольский С.М., Потапов, Решетников;
Математика 6класс: Виленкин Н.Я., Жохов В.И.;
3. Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: пособие для учителя – дефектолога – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005.
4. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки в коррекционной школе. - М.: ВАКО, 2007.
5. Занимательная математика./Авт.-сост. Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
6. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике.- М.: Просвещение, 1996.
7. Перова М.Н. Методика преподавания математикой в коррекционной школе. - М.: «ВЛАДОС», 2001.
8. Перова М.Н., Эк В.В. Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. – М.: Классик Стиль,2005.
Интернет-ресурсы.
http://pedsovet.orq/
http://festival.1september.ru/
http://it-n.ru/
http://youedu.ru/
http://www.uchportal.ru/
http://www.nsportal.ru//
9