Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы авторов Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева,Л.А.Рослова, С.Б.Суворова «Рабочая программа предметной линии учебников «Сферы» 5-6 классы по математике к линии учебников Е.А.Бунимович «Математика. Арифметика. Геометрия», Москва, издательство «Просвещение» 2017 года.
Согласно учебного плана МОУ Юрцовской СОШ на 2018 – 2019 учебный год на реализацию программы отводится 5 часов в неделю, в год - 175 часов из которых 11 часов отводится на контрольные работы.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные: регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
учащиеся научатся:
Предметные:
работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
пользоваться изученными математическими формулами;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. Раздел «Арифметика»
Ученик научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
понимать и использовать термины и символы, связанные с понятием степени числа; вычислять значения выражений, содержащих степень с натуральным показателем;
применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
оперировать понятием десятичной дроби, выполнять вычисления с десятичными дробями;
понимать и использовать различные способы представления дробных чисел; переходить от одной формы записи чисел к другой, выбирая подходящую для конкретного случая форму;
оперировать понятиями отношения и процента;
решать текстовые задачи арифметическим способом;
применять вычислительные умения в практических ситуациях, в том числе требующих выбора нужных данных или поиска недостающих;
распознавать различные виды чисел: натуральное, положительное, отрицательное, дробное, целое, рациональное; правильно употреблять и использовать термины и символы, связанные с рациональными числами;
отмечать накоординатной прямой точки, соответствующие заданным числам; определять координату отмеченной точки;
сравнивать рациональные числа;
выполнять вычисления с положительными и отрицательными числами;
округлять десятичные дроби;
работать с единицами измерения величин;
интерпретировать ответ задачи в соответствии с поставленным вопросом.
Ученик получит возможность научиться:
исследовать числовые закономерности и устанавливать свойства чисел на основе наблюдения, проведения числового эксперимента;
применять разнообразные приемы рационализации вычислений;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применяя при необходимости калькулятор;
контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
использовать в ходе решения задач представления, связанные с приближенными значениями величин.
Раздел «Алгебра» Ученик научится:
использовать буквы для записи общих утверждений, правил, формул;
оперировать понятием «буквенное выражение»;
осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
выполнять стандартные процедуры на координатной плоскости: строить точки по заданным координатам, находить координаты отмеченных точек
.
Ученик получит возможность:
приобрести начальный опыт работы с формулами: вычислять по формулам, в том числе используемым в реальной практике; составлять формулы по условиям, заданным задачей или чертежом;
переводить условия текстовых задач на алгебраический язык, составлять уравнение, буквенное выражение по условию задачи;
познакомиться с идеей координат, с примерами использования координат в реальной жизни.
Раздел «Геометрия» Наглядная геометрия. Ученик научится:
распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире плоские геометрические фигуры, конфигурации фигур, описывать их, используя геометрическую терминологию и символику, описывать свойства фигур;
распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире пространственные геометрические фигуры, конфигурации фигур, описывать их, используя геометрическую терминологию и символику, описывать их свойства;
изображать геометрические фигуры и конфигурации с помощью чертежных инструментов и от руки на нелинованной бумаге;
делать простейшие умозаключения, опираясь на знание свойств геометрических фигур, на основе классификаций углов, треугольников, четырехугольников;
вычислять периметры, площади многоугольников, объемы пространственных геометрических фигур;
распознавать на чертежах, рисунках, находить в окружающем мире и изображать симметричные фигуры.
Ученик получит возможность научиться:
исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя наблюдения, измерения, эксперимент, моделирование, в том числе компьютерное моделирование и эксперимент;
конструировать геометрические объекты, используя различные материалы;
определять вид простейших сечений пространственных фигур, получаемых путем предметного или компьютерного моделирования.
Раздел 2 Содержание курса математики 6 класса
Дроби и проценты (20 ч)
Повторение: понятие дроби, основное свойство дроби, сравнение и упорядочивание дробей, правила выполнения арифметических действий с дробями. Преобразование выражений с помощью основного свойства дроби. Решение основных задач на дроби.
Понятие процента. Нахождение процента от величины.
Столбчатые диаграммы: чтение и построение. Круговые диаграммы.
Основные цели - систематизировать знания об обыкновенных дробях, закрепить и развить навыки действий с обыкновенными дробями, познакомить учащихся с понятием процента, а также развить умение работать с диаграммами.
Прямые на плоскости и в пространстве (7 ч)
Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы, их свойство. Параллельные прямые. Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Примеры параллельных и перпендикулярных прямых в окружающем мире.
Расстояние между двумя точками, от точки до прямой, между двумя параллельными прямыми, от точки до плоскости.
Основные цели - создать у учащихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением двух прямых на плоскости и в пространстве, сформировать навыки построения параллельных и перпендикулярных прямых, научить находить расстояние от точки до прямой, между двумя параллельными прямыми.
Десятичные дроби (9 ч)
Десятичная запись дробей. Представление обыкновенной дроби в виде десятичной и десятичной в виде обыкновенной; критерий обратимости обыкновенной дроби в десятичную. Изображение десятичных дробей точками на координатной прямой. Сравнение десятичных дробей. Десятичные дроби и метрическая система мер.
Основные цели - ввести понятие десятичной дроби, выработать навыки чтения записи десятичных дробей, их сравнения; сформировать умения переходить от десятичной дроби к обыкновенной, выполнять обратные преобразования.
Действия с десятичными дробями (27 ч)
Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичной дроби на 10. Умножение и деление десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Приближенное частное. Выполнение действий с обыкновенными и десятичными дробями.
Основная цель - сформировать навыки действий с десятичными дробями, а также навыки округления десятичных дробей.
Окружность (9 ч)
Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная к окружности и ее построение. Построение треугольника по трем сторонам. Неравенство треугольника. Круглые тела. Основные цели - создать у учащихся зрительные образы основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямой и окружности, двух окружностей на плоскости; научить строить треугольник по трем сторонам, сформировать представление о круглых телах (шар, конус, цилиндр).
Отношения и проценты (17 ч)
Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление в данном отношении.
Выражение процентов десятичными дробями; решение задач на проценты. Выражение отношения величин в процентах.
Основные цели - познакомить с понятием "отношение" и сформировать навыки использования соответствующей терминологии; развить навыки вычисления с процентами.
Выражения, формулы, уравнения (15 ч)
Применение букв для записи математических выражений и предложений. Буквенные выражения и числовые подстановки. Формулы. Формулы периметра треугольника, периметра и площади прямоугольника, объема параллелепипеда. Формулы длины окружности и площади круга.
Уравнение. Корень уравнения. Составление уравнения по условию текстовой задачи.
Основные цели - сформировать первоначальные представления о языке математики, описать с помощью формул некоторые известные учащимся зависимости, познакомить с формулами длины окружности и площади круга.
Симметрия (8 ч)
Осевая симметрия. Ось симметрии фигуры. Центральная симметрия. Построение фигуры, симметричной данной относительно прямой и относительно точки. Симметрия в окружающем мире.
Основные цели - познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости; научить строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно прямой, а также точку, симметричную данной относительно точки; дать представление о симметрии в окружающем мире.
Целые числа (13 ч)
Числа, противоположные натуральным. "Ряд" целых чисел. Изображение целых чисел точками на координатной прямой. Сравнение целых чисел. Сложение и вычитание целых чисел; выполнимость операции вычитания. Умножение и деление целых чисел; правила знаков.
Основные цели - мотивировать введение отрицательных чисел; сформировать умение сравнивать целые числа с опорой на координатную прямую, а также выполнять действия с целыми числами.
10.Рациональные числа (17 ч)
Отрицательные дробные числа. Понятие рационального числа. Изображение чисел точками на координатной прямой. Противоположные числа. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами, свойства арифметических действий.
Примеры использования координат в реальной практике. Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости.
Основные цели - выработать навыки действий с положительными и отрицательными числами; сформировать представление о декартовой системе координат на плоскости.
11.Многоугольники и многогранники (9 ч)
Сумма углов треугольника. Параллелограмм и его свойства, построение параллелограмма. Правильные многоугольники. Площади, равновеликие и равносоставленные фигуры. Призма. Основные цели - развить знания о многоугольниках; развить представление о площадях, познакомить со свойством аддитивности площади, с идеей перекраивания фигуры с целью определения ее площади; сформировать представление о призме; обобщить приобретенные геометрические знания и умения и научить применять их при изучении новых фигур и их свойств.
12.Множества. Комбинаторика. (8 ч)
Понятие множества. Примеры конечных и бесконечных множеств. Подмножества. Основные числовые множества и соотношения между ними. Разбиение множества. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью кругов Эйлера.
Решение комбинаторных задач перебором всех возможных вариантов.
Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Сравнение шансов событий. Основные цели - познакомить с простейшими теоретико-множественными понятиями, а также сформировать первоначальные навыки использования теоретико-множественного языка; развить навыки решения комбинаторных задач путем перебора всех возможных вариантов.
Повторение (16ч)
Раздел 3. Тематическое планирование
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов по программе | Кол-во контрольных работ |
1 | Дроби и проценты | 20 | 1 |
2 | Прямые на плоскости и в пространстве | 7 | 1 |
3 | Десятичные дроби | 9 | 1 |
4 | Действия с десятичными дробями | 27 | 1 |
5 | Окружность | 9 | 1 |
6 | Отношения и проценты | 17 | 1 |
7 | Выражения, формулы, уравнения | 15 | 1 |
8 | Симметрия | 8 | 1 |
9 | Целые числа | 13 | 1 |
10 | Рациональные числа | 17 | 1 |
11 | Многоугольники и многогранники | 9 | 1 |
12 | Множества. Комбинаторика. | 8 | |
13 | Повторение | 16 | |
| Итого | 175 | 11 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование
для 6 класса базового уровня по учебнику Е.А.Бунимович «Математика. Арифметика. Геометрия», Москва, издательство «Просвещение» 2018 года.
35 учебных недель по 5 часов в неделю. Всего175 часов
№ п/п | Содержание материала | Кол -во часов | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
| Глава I Дроби и проценты | 20 | | |
1 | Что мы знаем о дробях | 4 | 03.09-06.09 | |
2 | Вычисления с дробями | 2 | 09.09, 10.09 | |
3 | Основные задачи на дроби | 5 | 11.09 – 17.09 | |
4 | Что такое процент | 5 | 18.09 – 24.09 | |
5 | Столбчатые и круговые диаграммы | 3 | 25.09 -27.09 | |
6 | Контрольная работа №1 по теме: «Дроби и проценты» | 1 | 30.09 | |
| Глава II Прямые на плоскости и в пространстве | 7 | | |
7 | Пересекающиеся прямые | 2 | 01.10- 02.10 | |
8 | Параллельные прямые | 2 | 03.10 – 04.10 | |
9 | Расстояние | 2 | 14.10,15.10 | |
| Контрольная работа №2 по теме: «Прямые на плоскости и в пространстве» | 1 | 16.10 | |
| Глава III Десятичные дроби | 9 | | |
10 | Какие дроби называют десятичными | 3 | 17.10- 21.10 | |
11 | Перевод обыкновенной дроби в десятичную | 2 | 22.10, 23.10 | |
12 | Сравнение десятичных дробей | 3 | 24.10 , 25.10, 28.10 | |
13 | Контрольная работа №3 по теме: «Десятичные дроби» | 1 | 29.10 | |
| Глава IV Действия с десятичными дробями | 27 | | |
14 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 5 | 30.10, 31.10, 01.11-06.11 | |
15 | Умножение и деление десятичной дроби на 10,100 | 3 | 07.11 – 11.11 | |
16 | Умножение десятичных дробей | 6 | 12.11 – 26.11 | |
17 | Деление десятичных дробей | 8 | 27.11 – 29.11, 02.12 – 06.12 | |
18 | Округление десятичных дробей | 4 | 09.12 – 12.12 | |
19 | Контрольная работа №4 по теме: «Действия с десятичными дробями» | 1 | 13.12 | |
| Глава V Окружность | 9 | | |
20 | Прямая и окружность | 2 | 16.12 – 17.12 | |
21 | Две окружности на плоскости | 2 | 18.12 -19.12 | |
22 | Построение треугольника | 2 | 20.12 , 23.12 | |
23 | Круглые тела | 3 | 24.12 – 26.12 | |
| Контрольная работа №5 по теме: «Окружность» | 1 | 27.12 | |
| Глава VI Отношения и проценты | 17 | | |
24 | Что такое отношение | 2 | 30.12 , 09.01 | |
25 | Отношение величин. Масштаб | 2 | 10.01, 13.01 | |
26 | Проценты и десятичные дроби | 3 | 14.01-16.01 | |
27 | «Главная» задача на проценты | 4 | 17.01 – 22.01 | |
28 | Выражение отношения в проценты | 5 | 23.01 – 29.01 | |
29 | Контрольная работа №6 по теме: «отношения и проценты» | 1 | 30.01 | |
| Глава VII Выражения, формулы, уравнения | 15 | | |
30 | О математическом языке | 2 | 31.01, 03.02 | |
31 | Буквенные выражения и числовые подстановки | 2 | 04.02, 05.02 | |
32 | Составление формул и вычисление по формулам | 3 | 06.02-10.02 | |
33 | Формулы длины окружности, площади круга и объёма шара | 1 | 11.02 | |
34 | Что такое уравнение | 6 | 12.02 – 19.02 | |
35 | Контрольная работа №7 по теме: «Выражения, формулы, уравнения» | 1 | 20.02 | |
| Глава VIII Симметрия | 8 | | |
36 | Осевая симметрия | 2 | 21.02 , 02.03 | |
37 | Ось симметрии фигуры | 2 | 03.03, 04.03 | |
38 | Центральная симметрия | 4 | 05.03-11.03 | |
| Контрольная работа №8 по теме: «Симметрия» | 1 | 12.03 | |
| Глава IХ Целые числа | 13 | | |
39 | Какие числа называют целыми | 1 | 13.03 | |
40 | Сравнение целых чисел | 2 | 16.03 – 17.03 | |
41 | Сложение целых чисел | 2 | 18.03 -19.03 | |
42 | Вычитание целых чисел | 3 | 20.03 – 24.03 | |
43 | Умножение и деление целых чисел | 4 | 25.03 - 30.03 | |
44 | Контрольная работа №9 по теме: «Целые числа» | 1 | 31.03 | |
| Глава Х Рациональные числа | 17 | | |
45 | Какие числа называют рациональными | 3 | 01.04-03.04 | |
46 | Сравнение рациональных чисел. Модуль числа | 2 | 06.04, 07.04 | |
47 | Сложение и вычитание рациональных чисел | 3 | 08.04 – 10.04 | |
48 | Умножение и деление рациональных чисел | 3 | 20.04 – 22.04 | |
49 | Координаты | 5 | 23.04 – 29.04 | |
50 | Контрольная работа №10 по теме: «Рациональные числа» | 1 | 30.04 | |
| Глава ХI Многоугольники и многогранники | 9 | | |
51 | Параллелограмм | 2 | 04.05 – 05.05 | |
52 | Правильные многоугольники | 2 | 06.05-07.05 | |
53 | Площади | 3 | 08.05-12.05 | |
54 | Призма | 2 | 13.05 | |
| Контрольная работа №11 по теме: «Многоугольники и многогранники» | 1 | 14.05 | |
| Глава ХII Множества. Комбинаторика | 8 | | |
55 | Понятие множества | 2 | 15.05 | |
56 | Операции над множествами | 2 | 18.05 | |
57 | Решение комбинаторных задач | 4 | 19.05 – 22.05 | |
| Повторение | 16 | 25.05 – 29.05 | |
| Итого | 175 часов | | |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата | Содержание (сжатие тем, замена обобщающего урока …на…) | Причина (Пропуск уроков по б/л, отсутствие 50% учащихся класса на уроке …) | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |