Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 им К.И. Пушновой»
г. Брянска
«Согласовано» Заместитель директора по УР ____________/ / «____» августа 2019г. | . | «Утверждаю» приказ №___ от «____» августа 2019г. Директор _____________/ / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 6 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Программа составлена на основе сборника программ Математика: программы: 5- 11 классы / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир и др. – М. : Вентана-Граф, 2017.
Учебник: Математика: 6 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир . –2-е изд. Перераб. - М.: Вентана-Граф, 2017.
Количество часов в неделю: 5 часов
Количество часов в учебном году: 175 часов
Количество контрольных работ: 14 (входная контрольная и ВПР включительно)
Составитель: Рычалина Елена Николаевна, учитель математики
г. Брянск
2019
Содержание учебного предмета
Содержание математического образования в 6 классе представлено в виде следующих содержательных разделов:
«Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.
Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической речи, развивает пространственное воображение и логическое мышление.
Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Арифметика
Натуральные числа
Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Представление обыкновенной дроби в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа
Положительные, отрицательные числа и число нуль.
Противоположные числа. Модуль числа.
Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Величины. Зависимости между величинами
• Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
• Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
• Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин
Окружность и круг. Длина окружности. Число
.
Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объёма.
Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
Осевая и центральная симметрии.
Математика в историческом развитии.
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение математики по данной программе способствует
формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основное, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке, как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач, предполагающее умения:
• выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями,
• решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
• изображать фигуры на плоскости;
• использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
• измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
• распознавать и изображать равные фигуры;
• проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
• использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
• решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Тематическое планирование
Номер параграфа | Содержание учебного материала | Количество часов |
Повторение курса математики 5 класса | 7 |
| Повторение и систематизация учебного материала курса математики 5 класса | 6 |
| Входная контрольная работа | 1 |
Глава 1 Делимость натуральных чисел | 17 |
1 | Делители и кратные | 2 |
2 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 3 |
3 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 3 |
4 | Простые и составные числа | 1 |
5 | Наибольший общий делитель | 3 |
6 | Наименьшее общее кратное | 3 |
Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
Контрольная работа № 1 по теме «Делимость натуральных чисел» | 1 |
Глава 2 Обыкновенные дроби | 38 |
7 | Основное свойство дроби | 2 |
8 | Сокращение дробей | 3 |
9 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 3 |
10 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 5 |
Контрольная работа № 2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей» | 1 |
11 | Умножение дробей | 5 |
12 | Нахождение дроби от числа | 3 |
Контрольная работа № 3 по теме «Умножение дробей» | 1 |
13 | Взаимно обратные числа | 1 |
14 | Деление дробей | 5 |
15 | Нахождение числа по значению его дроби | 3 |
16 | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные | 1 |
17 | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 |
18 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 2 |
Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
Контрольная работа № 4 по теме «Деление дробей» | 1 |
Глава 3 Отношения и пропорции | 28 |
19 | Отношения | 2 |
20 | Пропорции | 4 |
21 | Процентное отношение двух чисел | 3 |
Контрольная работа № 5 по теме «Отношения и пропорции. Процентное отношение двух чисел» | 1 |
22 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 2 |
23 | Деление числа в данном отношении | 2 |
24 | Окружность и круг | 2 |
25 | Длина окружности. Площадь круга | 3 |
26 | Цилиндр, конус, шар | 1 |
27 | Диаграммы | 2 |
28 | Случайные события. Вероятность случайного события | 3 |
Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
Контрольная работа № 6 по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события» | 1 |
Глава 4 Рациональные числа и действия над ними | 70 |
29 | Положительные и отрицательные числа | 2 |
30 | Координатная прямая | 3 |
31 | Целые числа. Рациональные числа | 2 |
32 | Модуль числа | 3 |
33 | Сравнение чисел | 4 |
Контрольная работа № 7 по теме «Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел» | 1 |
34 | Сложение рациональных чисел | 4 |
35 | Свойства сложения рациональных чисел | 2 |
36 | Вычитание рациональных чисел | 5 |
Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» | 1 |
37 | Умножение рациональных чисел | 4 |
38 | Свойства умножения рациональных чисел | 3 |
39 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 5 |
40 | Деление рациональных чисел | 4 |
Контрольная работа № 9 по теме «Умножение и деление дробей» | 1 |
41 | Решение уравнений | 4 |
42 | Решение задач с помощью уравнений | 5 |
Контрольная работа № 10 по теме «Решение уравнений и задач с помощью уравнений» | 1 |
43 | Перпендикулярные прямые | 3 |
44 | Осевая и центральная симметрии | 3 |
45 | Параллельные прямые | 2 |
46 | Координатная плоскость | 3 |
47 | Графики | 2 |
Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
Контрольная работа № 11 по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики» | 1 |
Повторение и систематизация учебного материала | 15 |
Упражнения для повторения курса 6 класса | 13 |
Всероссийская проверочная работа | 1 |
Итоговая контрольная работа № 12 | 1 |
«Утверждаю»
Директор школы
____________________ /М.А.Кадубин /
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Тема урока | Дата |
по плану | по факту |
| Повторение. Натуральные числа | 02.09.19 | |
| Повторение. Обыкновенные дроби | 03.09.19 | |
| Повторение. Десятичные дроби | 04.09.19 | |
| Повторение. Десятичные дроби | 05.09.19 | |
| Повторение. Проценты | 06.09.19 | |
| Повторение. Проценты | 09.09.19 | |
| Входная контрольная работа | 10.09.19 | |
| Делители и кратные | 11.09.19 | |
| Делители и кратные | 12.09.19 | |
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 13.09.19 | |
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 16.09.19 | |
| Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 17.09.19 | |
| Признаки делимости на 9 и на 3 | 18.09.19 | |
| Признаки делимости на 9 и на 3 | 19.09.19 | |
| Признаки делимости на 9 и на 3 | 20.09.19 | |
| Простые и составные числа | 23.09.19 | |
| Наибольший общий делитель | 24.09.19 | |
| Наибольший общий делитель | 25.09.19 | |
| Наибольший общий делитель | 26.09.19 | |
| Наименьшее общее кратное | 27.09.19 | |
| Наименьшее общее кратное | 22.09.19 | |
| Наименьшее общее кратное | 23.09.19 | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 24.09.19 | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Делимость натуральных чисел» | 25.09.19 | |
| Основное свойство дроби | 26.09.19 | |
| Основное свойство дроби | 27.09.19 | |
| Сокращение дробей | 30.09.19 | |
| Сокращение дробей | 01.10.19 | |
| Сокращение дробей | 02.10.19 | |
| Приведение дробей к общему знаменателю | 03.10.19 | |
| Приведение дробей к общему знаменателю | 04.10.19 | |
| Сравнение дробей | 07.10.19 | |
| Сложение и вычитание дробей | 08.10.19 | |
| Сложение и вычитание дробей | 09.10.19 | |
| Сложение и вычитание дробей | 10.10.19 | |
| Сложение и вычитание дробей | 11.10.19 | |
| Сложение и вычитание дробей | 14.10.19 | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей» | 15.10.19 | |
| Умножение дробей | 16.10.19 | |
| Умножение дробей | 17.10.19 | |
| Умножение дробей | 18.10.19 | |
| Умножение дробей | 21.10.19 | |
| Умножение дробей | 22.10.19 | |
| Умножение дробей | 23.10.19 | |
| Нахождение дроби от числа | 24.10.19 | |
| Нахождение дроби от числа | 25.10.19 | |
| Нахождение дроби от числа | 28.10.19 | |
| Контрольная работа № 3 по теме «Умножение дробей» | 29.10.19 | |
| Взаимно обратные числа | 30.10.19 | |
| Деление дробей | 31.10.19 | |
| Деление дробей | 11.11.19 | |
| Деление дробей | 12.11.19 | |
| Деление дробей | 13.11.19 | |
| Деление дробей | 14.11.19 | |
| Нахождение числа по заданному значению его дроби | 17.11.19 | |
| Нахождение числа по заданному значению его дроби | 18.11.19 | |
| Нахождение числа по заданному значению его дроби | 19.11.19 | |
| Преобразование обыкновенных дробей в десятичные | 20.11.19 | |
| Бесконечные периодические десятичные дроби | 21.11.19 | |
| Десятичное приближение обыкновенной дроби | 22.11.19 | |
| Десятичное приближение обыкновенной дроби | 25.11.19 | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 26.11.19 | |
| Контрольная работа № 4 по теме «Деление дробей» | 27.11.19 | |
| Отношения | 28.11.19 | |
| Отношения | 29.11.19 | |
| Пропорции | 02.12.19 | |
| Пропорции | 03.12.19 | |
| Пропорции | 04.12.19 | |
| Пропорции | 05.12.19 | |
| Процентное отношение двух чисел | 06.12.19 | |
| Процентное отношение двух чисел | 09.12.19 | |
| Процентное отношение двух чисел | 10.12.19 | |
| Контрольная работа № 5 по теме «Отношения и пропорции. Процентное отношение двух чисел» | 11.12.19 | |
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 12.12.19 | |
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 13.12.19 | |
| Деление числа в данном отношении | 16.12.19 | |
| Деление числа в данном отношении | 17.12.19 | |
| Окружность и круг | 18.12.19 | |
| Окружность и круг | 19.12.19 | |
| Длина окружности. Площадь круга | 20.12.19 | |
| Длина окружности. Площадь круга | 23.12.19 | |
| Длина окружности. Площадь круга | 24.12.19 | |
| Цилиндр, конус, шар | 25.12.19 | |
| Диаграммы | 26.12.19 | |
| Диаграммы | 27.12.19 | |
| Случайные события. Вероятность случайного события | 30.12.19 | |
| Случайные события. Вероятность случайного события | 10.01.20 | |
| Случайные события. Вероятность случайного события | 13.01.20 | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 14.01.20 | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 15.01.20 | |
| Контрольная работа № 6 по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события» | 16.01.20 | |
| Положительные и отрицательные числа | 17.01.20 | |
| Положительные и отрицательные числа | 20.01.20 | |
| Координатная прямая | 21.01.20 | |
| Координатная прямая | 22.01.20 | |
| Координатная прямая | 23.01.20 | |
| Целые числа. Рациональные числа | 24.01.20 | |
| Целые числа. Рациональные числа | 27.01.20 | |
| Модуль числа | 28.01.20 | |
| Модуль числа | 29.01.20 | |
| Модуль числа | 30.01.20 | |
| Сравнение чисел | 31.01.20 | |
| Сравнение чисел | 03.02.20 | |
| Сравнение чисел | 04.02.20 | |
| Сравнение чисел | 05.02.20 | |
| Контрольная работа № 7 по теме «Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел» | 06.02.20 | |
| Сложение рациональных чисел | 07.02.20 | |
| Сложение рациональных чисел | 10.02.20 | |
| Сложение рациональных чисел | 11.02.20 | |
| Сложение рациональных чисел | 12.02.20 | |
| Свойства сложения рациональных чисел | 13.02.20 | |
| Свойства сложения рациональных чисел | 14.02.20 | |
| Вычитание рациональных чисел | 17.02.20 | |
| Вычитание рациональных чисел | 18.02.20 | |
| Вычитание рациональных чисел | 19.02.20 | |
| Вычитание рациональных чисел | 20.02.20 | |
| Вычитание рациональных чисел | 21.02.20 | |
| Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» | 25.02.20 | |
| Умножение рациональных чисел | 26.02.20 | |
| Умножение рациональных чисел | 27.02.20 | |
| Умножение рациональных чисел | 28.02.20 | |
| Умножение рациональных чисел | 02.03.20 | |
| Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент. | 03.03.20 | |
| Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент. | 04.03.20 | |
| Переместительное и сочетательное свойства умножения рациональных чисел. Коэффициент. | 05.03.20 | |
| Распределительное свойство умножения | 06.03.20 | |
| Распределительное свойство умножения | 10.03.20 | |
| Распределительное свойство умножения | 11.03.20 | |
| Распределительное свойство умножения | 12.03.20 | |
| Распределительное свойство умножения | 13.03.20 | |
| Деление рациональных чисел | 16.03.20 | |
| Деление рациональных чисел | 17.03.20 | |
| Деление рациональных чисел | 18.03.20 | |
| Деление рациональных чисел | 19.03.20 | |
| Деление рациональных чисел | 20.03.20 | |
| Контрольная работа № 9 по теме «Умножение и деление дробей» | 23.03.20 | |
| Решение уравнений | 01.04.20 | |
| Решение уравнений | 02.04.20 | |
| Решение уравнений | 03.04.20 | |
| Решение уравнений | 06.04.20 | |
| Решение задач с помощью уравнений | 07.04.20 | |
| Решение задач с помощью уравнений | 08.04.20 | |
| Решение задач с помощью уравнений | 09.04.20 | |
| Решение задач с помощью уравнений | 10.04.20 | |
| Решение задач с помощью уравнений | 13.04.20 | |
| Контрольная работа № 10 по теме «Решение уравнений и задач с помощью уравнений» | 14.04.20 | |
| Перпендикулярные прямые | 15.04.20 | |
| Перпендикулярные прямые | 16.04.20 | |
| Перпендикулярные прямые | 17.04.20 | |
| Осевая и центральная симметрии | 20.04.20 | |
| Осевая и центральная симметрии | 21.04.20 | |
| Осевая и центральная симметрии | 22.04.20 | |
| Всероссийская проверочная работа | 23.04.20 | |
| Параллельные прямые | 24.04.20 | |
| Координатная плоскость | 27.04.20 | |
| Координатная плоскость | 28.04.20 | |
| Координатная плоскость | 29.04.20 | |
| Графики | 30.04.20 | |
| Графики | 06.05.20 | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 07.05.20 | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 08.05.20 | |
| Контрольная работа № 11 по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики» | 12.05.20 | |
| Повторение | 13.05.20 | |
| . Решение заданий ВПР | 14.05.20 | |
| Повторение: делимость натуральных чисел | 15.05.20 | |
| Повторение: обыкновенные дроби | 18.05.20 | |
| Повторение: обыкновенные дроби | 19.05.20 | |
| Повторение: рациональные числа | 20.05.20 | |
| Повторение: рациональные числа | 21.05.20 | |
| Повторение: отношения и пропорции | 22.05.20 | |
| Итоговая контрольная работа № 12 | 25.05.20 | |
| Повторение: решение уравнений | 26.05.20 | |
| Повторение: решение задач | 27.05.20 | |
| Повторение: решение задач | 28.05.20 | |
| Повторение: решение задач | 29.05.20 | |