Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
«Рассмотрена» | «Принята» | «Утверждена» |
протокол № 1 | педагогическим советом | приказом от «30» августа 2020 г. |
от «17» августа 2020г. | | № 42 |
Руководитель ШМО | Протокол № 1 | Директор |
_____________ /И.А.Сауткина/ | от «30» августа 2020г. | ___________/Силина Н.В. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по математике
для 6 класса А, Б
Составитель
Хмызова Н.И.
учитель математики
первой квалификационной категории
«Согласована»
Заместитель директора
___________ / Н.В. Морковкина/
«___» августа 2020г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «математика», 6 класс, составлена для учащихся 6 «А, Б» классов на 2020-2021 учебный год на основании
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта ООО 2010г.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год
Для реализации рабочей программы используется учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2020
На изучение данного предмета отводится 175 часов
Форма промежуточной (годовой) аттестации, стартовая диагностика – контрольная работа.
Основная цель изучения предмета «математика»:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно- технического прогресса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
на 2020-2021 уч. год
В процессе изучения предмета «математика», учащиеся получат возможность развить предметную компетенцию - вычислительную, а также метапредметные и личностные результатов обучения.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
проявлять внимание и уважение к ценностям культур других народов;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;
различать основные нравственно-эстетические понятия;
оценивать свои и чужие поступки;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие
внимательность;
выражать положительное отношение к процессу познания;
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества:
сравнивать разные точки зрения;
считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику;
формирование внимательности и исполнительской дисциплины;
оперирование различными единицами измерения длин, площадей и объемов при описании объектов.
У выпускника могут быть сформированы:
формирование культуры работы с графической информацией;
владение навыками чтения показаний измерительных приборов, содержащих шкалы;
выполнение расчетов на бытовом уровне с использованием величин, выраженных многозначными числами;
формирование и развитие операционного типа мышления
Метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится: приводить примеры аналогов отрезков, треугольников и многоугольников, прямых и лучей в окружающем мире;
выявлять составные части объекта;
определять место данной части в самом объекте;
выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
группировать объекты по определенным признакам;
осуществлять контроль правильности своих действий;
составлять математическую модель текстовых задач в виде буквенных выражений; выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
сопоставлять свою работу с образцами;
анализировать условие задачи и выделять необходимую для ее решения информацию; находить информацию, представленную в неявном виде; преобразовывать объекты в соответствии с заданными образцами; выстраивать логическую цепочку рассуждений;
переносить взаимосвязи и закономерности с одних объектов и действий на другие по аналогии;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; представлять зависимости между различными величинами в виде формул; вычислять площадь объекта, состоящего из нескольких частей; вычислять площади объектов в форме многоугольников при решении бытовых задач; использовать чертежные инструменты для создания графических объектов при решении бытовых задач;
читать диаграммы, представлять информацию в виде диаграмм.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Выпускник получит возможность научиться: определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
распознавать логически некорректные высказывания;
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
Числа
Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 6, 9, 10, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Выпускник получит возможность научиться:
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметные результаты
Выпускник научится:
иметь представление:
о числе и числовых системах (от натуральных до рациональных чисел);
о вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах; о подсчете вероятности;
о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах.
уметь:
использовать символический язык алгебры, выполнять тождественные преобразования простейших буквенных выражений, применять приобретенные навыки в ходе решения задач;
решать линейные уравнения, применять данные умения для решения задач;
решать задачи выделением трех этапов математического моделирования;
составлять и решать пропорции;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
применять правило произведения при решении простейших вероятностных задач;
вычислять длину окружности, площадь круга.
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
работать на калькуляторе;
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Выпускник получит возможность научиться: проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Содержание программы
Делимость чисел. Делители и кратные. Признаки делимости на 2; 3; 5; 9; 10. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Умножение и деление обыкновенных дробей. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.
Отношения и пропорции. Отношения. Пропорции, основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
Положительные и отрицательные числа. Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.
Решение уравнений. Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.
Координаты на плоскости. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.
Итоговое повторение курса математики 6 класса.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Кол-во контр.р. |
Делимость чисел | 20 | 1+1 стартовый контроль |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22 | 2 |
Умножение и деление обыкновенных дробей | 30 | 3 |
Отношения и пропорции | 20 | 2 |
Положительные и отрицательные числа | 12 | 1 |
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 12 | 1 |
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 13 | 1 |
Решение уравнений | 14 | |
Координаты на плоскости | 13 | 1 |
Итоговое повторение курса математики 5-6 классов | 19 | 1 |
Всего | 175 | 15 |
Календарно-тематический план
№ урока | Название раздела и тема урока | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая |
Делимость чисел 20ч |
1 | Делители и кратные | 1.09 | |
2 | Делители и кратные | 2 | |
3 | Делители и кратные | 3 | |
4 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 4 | |
5 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 7 | |
6 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 8 | |
7 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 9 | |
8 | Простые и составные числа | 10 | |
9 | Разложение на простые множители | 11 | |
10 | Разложение на простые множители | 14 | |
11 | Стартовая диагностика. | 15 | |
12 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | 16 | |
13 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | 17 | |
14 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | 18 | |
15 | Наименьшее общее кратное | 21 | |
16 | Наименьшее общее кратное | 22 | |
17 | Наименьшее общее кратное | 23 | |
18 | Наименьшее общее кратное | 24 | |
19 | Контрольная работа № 1 по теме «НОД и НОК чисел | 25 | |
20 | Анализ контрольной работы | 28 | |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 22 ч. |
21 | Основное свойство дроби | 29.09 | |
22 | Основное свойство дроби | 30.09 | |
23 | Сокращение дробей | 1 | |
24 | Сокращение дробей | 2 | |
25 | Приведение дробей к общему знаменателю | 5 | |
26 | Приведение дробей к общему знаменателю | 6 | |
27 | Сравнение дробей с разными знаменателями | 7 | |
28 | Сравнение дробей с разными знаменателями | 8 | |
29 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 9 | |
30 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 12 | |
31 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 13 | |
32 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 14 | |
33 | Контрольная работа № 2 по теме «Сокращение, сложение и вычитание обыкновенных дробей» | 15 | |
34 | Анализ контрольной работы | 16 | |
35 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 19 | |
36 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 20 | |
37 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 21 | |
38 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 22 | |
39 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 23(39 уроков) | |
40 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 2.11 | II четв |
41 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 3.11 | |
42 | Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 5 | |
Умножение и деление обыкновенных дробей 30 ч. |
43 | Умножение дробей | 6 | |
44 | Умножение дробей | 9 | |
45 | Умножение дробей | 10 | |
46 | Нахождение дроби от числа | 11 | |
47 | Нахождение дроби от числа | 12 | |
48 | Нахождение дроби от числа | 13 | |
49 | Нахождение дроби от числа | 16 | |
50 | Применение распределительного свойства умножения | 17 | |
51 | Применение распределительного свойства умножения | 18 | |
52 | Применение распределительного свойства умножения | 19 | |
53 | Применение распределительного свойства умножения | 20 | |
54 | Контрольная работа № 4 по теме «Умножение обыкновенных дробей» | 23 | |
55 | Анализ контрольной работы | 24 | |
56 | Взаимно обратные числа | 25 | |
57 | Взаимно обратные числа | 26 | |
58 | Деление | 27 | |
59 | Деление | 30 | |
60 | Деление | 1.12 | |
61 | Деление | 2 | |
62 | Деление | 3 | |
63 | Контрольная работа № 5 по теме «Деление дробей» | 4 | |
64 | Нахождение числа по его дроби | 7 | |
65 | Нахождение числа по его дроби | 8 | |
66 | Нахождение числа по его дроби | 9 | |
67 | Нахождение числа по его дроби | 10 | |
68 | Дробные выражения | 11 | |
69 | Дробные выражения | 14 | |
70 | Дробные выражения | 15 | |
71 | Контрольная работа № 6 по теме «Дробные выражения» | 16 | |
72 | Анализ контрольной работы | 17 | |
Отношения и пропорции 20 ч. |
73 | Отношения | 18 | |
74 | Отношения | 21 | |
75 | Отношения | 22 | |
76 | Пропорции | 23 | |
77 | Пропорции | 24 | |
78 | Пропорции | 25(38уроков) | |
79 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 11.01 | |
80 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 12.01 | |
81 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 13 | |
82 | Контрольная работа № 7 по теме «Отношения и пропорции» | 14 | |
83 | Анализ контрольной работы | 15 | |
84 | Масштаб | 18 | |
85 | Масштаб | 19 | |
86 | Длина окружности и площадь круга | 20 | |
87 | Длина окружности и площадь круга | 21 | |
88 | Длина окружности и площадь круга | 22 | |
89 | Шар | 25 | |
90 | Шар | 26 | |
91 | Контрольная работа № 8 по теме «Окружность и круг | 27 | |
92 | Анализ контрольной работы | 28 | |
Положительные и отрицательные числа 12ч. |
93 | Координаты на прямой | 29 | |
94 | Координаты на прямой | 1.02 | |
95 | Противоположные числа | 2.02 | |
96 | Противоположные числа | 3 | |
97 | Модуль числа | 4 | |
98 | Модуль числа | 5 | |
99 | Сравнение чисел | 8 | |
100 | Сравнение чисел | 9 | |
101 | Изменение величин | 10 | |
102 | Изменение величин | 11 | |
103 | Контрольная работа № 9 по теме «Противоположные числа и модуль» | 12 | |
104 | Анализ контрольной работы | 15 | |
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 12 ч. |
105 | Сложение чисел с помощью координатной прямой | 16 | |
106 | Сложение чисел с помощью координатной прямой | 17 | |
107 | Сложение отрицательных чисел | 18 | |
108 | Сложение отрицательных чисел | 19 | |
109 | Сложение чисел с разными знаками | 22 | |
110 | Сложение чисел с разными знаками | 24 | |
111 | Сложение чисел с разными знаками | 26 | |
112 | Вычитание | 1.03 | |
113 | Вычитание | 2.03 | |
114 | Вычитание | 3.03 | |
115 | Контрольная работа № 10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» | 4 | |
116 | Анализ контрольной работы | 5 | |
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел 13 ч. |
117 | Умножение | 9 | |
118 | Умножение | 10 | |
119 | Умножение | 11 | |
120 | Умножение | 12 | |
121 | Деление | 15 | |
122 | Деление | 16 | |
123 | Деление | 17 | |
124 | Рациональные числа | 18 | |
125 | Свойства действий с рациональными числами | 19(47 уроков) | |
126 | Свойства действий с рациональными числами | 29 | |
127 | Свойства действий с рациональными числами | 30 | |
128 | Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление рациональных чисел» | 31 | |
129 | Анализ контрольной работы | 1.04 | |
Решение уравнений 14 ч. |
130 | Раскрытие скобок | 2.04 | |
131 | Раскрытие скобок | 5 | |
132 | Раскрытие скобок | 6 | |
133 | Коэффициент | 7 | |
134 | Подобные слагаемые | 8 | |
135 | Подобные слагаемые | 9 | |
136 | Подобные слагаемые | 12 | |
137 | Контрольная работа № 12 по теме «Раскрытие скобок» | 13 | |
138 | Решение уравнений | 14 | |
139 | Решение уравнений | 15 | |
140 | Решение уравнений | 16 | |
141 | Решение уравнений | 19 | |
142 | Контрольная работа № 13 по теме «Решение уравнений» | 20 | |
143 | Анализ контрольной работы | 21 | |
Координаты на плоскости 13ч. |
144 | Перпендикулярные прямые | 22 | |
145 | Перпендикулярные прямые | 23 | |
146 | Параллельные прямые | 26 | |
147 | Параллельные прямые | 27 | |
148 | Координатная плоскость | 28 | |
149 | Координатная плоскость | 29 | |
150 | Координатная плоскость | 30 | |
151 | Столбчатые диаграммы | 4.05 | |
152 | Столбчатые диаграммы | 5.05 | |
153 | Графики | 6 | |
154 | Графики | 7 | |
155 | Контрольная работа № 14 по теме «Координатная плоскость» | 11 | |
156 | Анализ контрольной работы | 12 | |
| Итоговое повторение курса математики 6 класса 19 ч. | | |
157 | Признаки делимости | 13 | |
158 | НОД иНОКчисел | 14 | |
159 | Арифметические действия с обыкновенными дробями | 17 | |
160 | Арифметические действия с обыкновенными дробями | 18 | |
161 | Промежуточная аттестация. | 19 | |
162 | Отрицательные числа | 20 | |
163-164 | Сравнение, сложение и вычитание рациональных чисел | 21 | |
165-166 | Сравнение, сложение и вычитание рациональных чисел | 24 | |
167-168 | Умножение и деление рациональных чисел | 25 | |
169 | Решение уравнений | 26 | |
170 | Решение уравнений | |
171-172 | Решение задач с помощью уравнений | 27 | |
173-174 | Координатная плоскость | |
175 | Обобщающий урок | 28 | |
Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ «Кардымовская СШ» количество запланированных уроков составляет 169, так как 5 уроков выпадают на праздничные дни 4. 11, 23.02, 8.03, 3.05, 10.05.