СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике: алгебра 9 класс

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа + КТП  

Учебник:  Мерзляк А.Г. Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014. – 301 с. : ил.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике: алгебра 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Грачевская средняя общеобразовательная школа»


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

МБОУ «Грачевская СОШ»

___________ / Хайруллина И.М./

«___» _____________ 2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Грачевская СОШ»

_________ / Каримова Т.Е./

Приказ № ОД–170

«31 августа 2017 г.





Рабочая программа

по математике: алгебре

9 класс



Составитель:

Бурдина Людмила Геннадьевна, учитель математики и информатики

высшей квалификационной категории

Программа рассчитана на 3 ч в неделю, всего 102 часа.

Учебник: Мерзляк А.Г. Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014. – 301 с. : ил.

Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «__»_________2017 г.

Руководитель___________ /Бурдина Л.Г./

















с. Грачевка

2017-2018 учебный год



Планируемые результаты обучения алгебре в 9 классе


Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении; понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

7.Развитость эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера (сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.


Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах, в том числе и на математике, будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов, в том числе и математики, обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов, в том числе и математики, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  1. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  2. идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  3. выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  4. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  5. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  6. обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  1. определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  2. обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  3. определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  4. выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  5. выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  6. составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  7. определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  8. описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  9. планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  1. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  2. систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  3. отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  5. находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  6. работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  7. устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  8. сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  1. определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  2. анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  3. свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  4. оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  5. обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  6. фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  1. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  2. соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  3. принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  4. самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  5. ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  6. демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  1. подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  2. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  3. выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  4. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  5. выделять явление из общего ряда других явлений;

  6. определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  7. строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  8. строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  9. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  10. самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  11. вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  12. объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  13. выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  14. делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  1. обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  2. определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  3. создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  4. строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  5. создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  6. преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  7. переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  8. строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  9. строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  10. анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  1. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  2. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  3. устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  4. критически оценивать содержание и форму текста.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  1. определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  2. осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  3. формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  4. соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  1. определять возможные роли в совместной деятельности;

  2. играть определенную роль в совместной деятельности;

  3. принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  4. определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  5. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  6. корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  7. критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  8. предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  9. выделять общую точку зрения в дискуссии;

  10. договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  11. организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  12. устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  1. определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  2. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  3. представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  4. соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  5. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  6. принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  7. использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  8. использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  9. делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  1. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  2. выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  3. выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  4. использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  5. использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  6. создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

Учащийся в 9 классе научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне):

Уравнения и неравенства

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: числовое неравенство, неравенство, решение неравенства;

  • проверять справедливость числовых неравенств;

  • решать линейные неравенства и несложные неравенства, сводящиеся к линейным;

  • решать системы несложных линейных неравенств;

  • проверять, является ли данное число решением неравенства;

  • изображать решения неравенств и их систем на числовой прямой.

Функции

  • по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;

  • проверять, является ли данный график графиком заданной функции (квадратичной);

  • определять приближенные значения координат точки пересечения графиков функций;

  • оперировать на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;

  • решать задачи на прогрессии, в которых ответ может быть получен непосредственным подсчетом без применения формул.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.).

Статистика и теория вероятностей

  • Иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторных задачах;

  • решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора;

  • представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;

  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика;

  • определять основные статистические характеристики числовых наборов;

  • оценивать вероятность события в простейших случаях;

  • иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать количество возможных вариантов методом перебора;

  • иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;

  • сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;

  • оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях.

Текстовые задачи

  • Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;

  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;

  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

  • составлять план решения задачи;

  • выделять этапы решения задачи;

  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;

  • решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;

  • решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;

  • находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;

  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку).

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;

  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;

  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;

  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.


Учащийся получит возможность научиться в 9 классе (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях)

Уравнения и неравенства

  • Оперировать понятиями: неравенство, решение неравенства, область определения неравенства, системы неравенств;

  • использовать метод интервалов для решения целых и дробно-рациональных неравенств;

  • решать линейные неравенства с параметрами.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • составлять и решать системы линейных неравенств при решении задач других учебных предметов;

  • выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении систем линейных неравенств при решении задач других учебных предметов;

  • выбирать соответствующие неравенства или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи;

  • уметь интерпретировать полученный при решении неравенства или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.

Функции

  • Оперировать понятиями: область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, четность/нечетность функции;

  • строить графики квадратичной функций, функции вида: ,;

  • на примере квадратичной функции, использовать преобразования графика функции y=f(x) для построения графиков функций ;

  • исследовать функцию по ее графику;

  • находить множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, монотонности квадратичной функции;

  • оперировать понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;

  • решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам;

  • использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов.

Текстовые задачи

  • Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;

  • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;

  • различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи;

  • знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);

  • моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;

  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;

  • уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;

  • анализировать затруднения при решении задач;

  • выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;

  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

  • анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;

  • исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;

  • решать разнообразные задачи «на части»,

  • решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;

  • осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение), выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов;

  • владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы, концентрации;

  • решать задачи на проценты, в том числе, сложные проценты с обоснованием, используя разные способы;

  • решать логические задачи разными способами, в том числе, с двумя блоками и с тремя блоками данных с помощью таблиц;

  • решать задачи по комбинаторике и теории вероятностей на основе использования изученных методов и обосновывать решение;

  • решать несложные задачи по математической статистике;

  • овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых, по сравнению с изученными, ситуациях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;

  • решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;

  • решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.

Статистика и теория вероятностей

  • Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения выборки, размах выборки, дисперсия и стандартное отклонение, случайная изменчивость;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;

  • составлять таблицы, строить диаграммы и графики на основе данных;

  • оперировать понятиями: факториал числа, перестановки и сочетания, треугольник Паскаля;

  • применять правило произведения при решении комбинаторных задач;

  • оперировать понятиями: случайный опыт, случайный выбор, испытание, элементарное случайное событие (исход), классическое определение вероятности случайного события, операции над случайными событиями;

  • представлять информацию с помощью кругов Эйлера;

  • решать задачи на вычисление вероятности с подсчетом количества вариантов с помощью комбинаторики.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений;

  • определять статистические характеристики выборок по таблицам, диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от цели решения задачи;

  • оценивать вероятность реальных событий и явлений.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;

  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;

  • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;

  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;

  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.






Содержание программы

Элементы теории множеств и математической логики

Согласно ФГОС основного общего образования в курс математики введен раздел «Логика», который не предполагает дополнительных часов на изучении и встраивается в различные темы курсов математики и предваряется ознакомлением с элементами теории множеств.

Множества и отношения между ними

Множество, характеристическое свойство множества, элемент множества, пустое, конечное, бесконечное множество. Подмножество. Отношение принадлежности, включения, равенства. Элементы множества, способы задания множеств, распознавание подмножеств и элементов подмножеств с использованием кругов Эйлера.

Операции над множествами

Пересечение и объединение множеств. Разность множеств, дополнение множества. Интерпретация операций над множествами с помощью кругов Эйлера.

Высказывания

Истинность и ложность высказывания. Сложные и простые высказывания. Операции над высказываниями с использованием логических связок: и, или, не. Условные высказывания (импликации).

Неравенства

Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Проверка справедливости неравенств при заданных значениях переменных.

Неравенство с переменной. Строгие и нестрогие неравенства. Область определения неравенства (область допустимых значений переменной).

Решение линейных неравенств.

Квадратное неравенство и его решения. Решение квадратных неравенств: использование свойств и графика квадратичной функции, метод интервалов. Запись решения квадратного неравенства.

Решение целых и дробно-рациональных неравенств методом интервалов.

Системы неравенств

Системы неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной: линейных, квадратных. Изображение решения системы неравенств на числовой прямой. Запись решения системы неравенств.

Функции

Квадратичная функция

Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции по точкам. Нахождение нулей квадратичной функции, множества значений, промежутков знакопостоянства, промежутков монотонности.

Графики функций

Преобразование графика функции для построения графиков функций вида .

Графики функций , ,, .

Последовательности и прогрессии

Числовая последовательность. Примеры числовых последовательностей. Бесконечные последовательности. Арифметическая прогрессия и ее свойства. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сходящаяся геометрическая прогрессия.

Решение текстовых задач

Задачи на движение, работу и покупки

Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объемов выполняемых работ при совместной работе.

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов. Первичные представления о других методах решения задач (геометрические и графические методы).

Статистика и теория вероятностей

Статистика

Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые диаграммы, графики, применение диаграмм и графиков для описания зависимостей реальных величин, извлечение информации из таблиц, диаграмм и графиков. Описательные статистические показатели числовых наборов: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения. Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение.

Случайная изменчивость. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах.

Случайные события

Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. Представление событий с помощью диаграмм Эйлера. Противоположные события, объединение и пересечение событий. Правило сложения вероятностей. Случайный выбор. Представление эксперимента в виде дерева. Независимые события. Умножение вероятностей независимых событий. Последовательные независимые испытания. Представление о независимых событиях в жизни.

Элементы комбинаторики

Правило умножения, перестановки, факториал числа. Сочетания и число сочетаний. Формула числа сочетаний. Треугольник Паскаля. Опыты с большим числом равновозможных элементарных событий. Вычисление вероятностей в опытах с применением комбинаторных формул. Испытания Бернулли. Успех и неудача. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Случайные величины

Знакомство со случайными величинами на примерах конечных дискретных случайных величин. Распределение вероятностей. Математическое ожидание. Свойства математического ожидания. Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей. Применение закона больших чисел в социологии, страховании, в здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.


Тематическое планирование по алгебре в 9 классе

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Контрольных работ

1

Повторение курса алгебры 8 класса

2


2

Неравенства

Числовые неравенства. Основные свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. Неравенства с одной переменной. Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки. Системы линейных неравенств с одной переменной.

19

1

3

Квадратичная функция

Повторение и расширение сведений о функции. Свойства функции. Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x). Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x). Квадратичная функция, её график и свойства. Решение квадратных неравенств. Системы уравнений с двумя переменными.

33

2

4

Элементы прикладной математики

Математическое моделирование. Процентные расчёты. Приближённые вычисления. Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике.

21

1

5

Числовые последовательности

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q |

17

1

5

Повторение и систематизация учебного материала

6

0

6

Контрольные работы, проводимые в рамках регионального мониторинга и их анализ

4

4

Всего уроков

102

Контрольных работ

9

Резервное время

0

Результатом промежуточной аттестации является контрольная работа по допуску к ГИА.

Согласно календарному учебному графику МБОУ «Грачевская СОШ», учебный год длится 34 учебных недели, поэтому часы, выделенные авторами учебника на повторение курса 9 класса, уменьшены на 5 часов (авторская программа рассчитана на 35 учебных – 105 часов в год). 2 часа раздела «Повторение и систематизация учебного материала» взяты на повторение курса алгебры 8 класса в начале года.

Согласно приказу Министерства образования Оренбургской области от 15.08.2017 № 01-21/1652 «О реализации региональной системы оценки качества образования в 2017–2018 учебном году» в тематическое планирование добавлены часы на проведение контрольных срезов (4 часа), в связи с чем, были сокращены на 1 час следующие темы: «Числовые неравенства», «Решение квадратных неравенств», «Начальные сведения о статистике», «Повторение и систематизация учебного материала». Контрольная работа №6 заменена контрольной работой по допуску к ГИА.


Оценочные материалы составляются на основе следующих источников:

  1. Мерзляк А.Г. Алгебра : дидактические материалы : 9 класс : пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович и др. — М. : Вентана-Граф, 2017. – 128 с. : ил.

  2. http://fipi.ru/



урока

§

Тема урока

Кол-во часов

ЦОР

КИМ

Сроки проведения

Дата проведения урока

Корректировка даты урока

1

2


Повторение курса алгебры 8 класса

2



02.09.17

06.09.17


Глава 1. Неравенства

19+1





3

4

§ 1.

Числовые неравенства

2



08.09.17

09.09.17


5

6

§ 2.

Основные свойства числовых неравенств

2



13.09.17

15.19.17


7

8

9

§ 3.

Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения

3



16.09.17

20.09.17

22.09.17


10

§4.

Неравенства с одной переменной

1



23.09.17


11

12

13

14

15

§ 5.

Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки

5



27.09.17

29.09.17

30.09.17

04.10.17

06.10.17


16

§ 6.

Системы линейных неравенств с одной переменной

1



07.10.17


17


Входная контрольная работа

1



10.10.17


18

§ 6.

Анализ КС №1. Системы линейных неравенств с одной переменной

1



11.10.17


19

20

21

§ 6.

Системы линейных неравенств с одной переменной

3



13.10.17

14.10.17

18.10.17


22

§1-§6

Контрольная работа № 1 «Неравенства»

1


К–1

20.10.17


Глава 2. Квадратичная функция

33+1





23

§ 7.

Анализ контрольной работы № 1.

Повторение и расширение сведений о функции

1



21.10.17


24

25

§ 7.

Повторение и расширение сведений о функции

2

tvr57\Упр4

С–6

25.10.17

27.10.17


26

27

28

§ 8.

Свойства функции

3


С–7

28.10.17////

08.11.17

10.11.17


29

30

31

§ 9.

Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции
y = f(x)

3



11.11.17

15.11.17

17.11.17


32

33

34

35

§ 10.

Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x)

4



18.11.17

22.11.17

24.11.17

25.11.17


36

37

38

39

40

41

§ 11.

Квадратичная функция, её график и свойства

6



29.11.17

01.12.17

02.12.17

06.12.17

08.12.17

09.12.17


42

§7 – §11

Контрольная работа № 2 «Квадратичная функция, её свойства и график»

1


К–2

13.12.17


43

§ 12.

Анализ контрольной работы № 2 Решение квадратных неравенств

1



15.12.17


44

§ 12.

Решение квадратных неравенств

1



16.12.17


45


Контрольная работа за 1 учебное полугодие

1



20.12.17


46

§ 12.

Анализ контрольной работы за 1 учебное полугодие.

Решение квадратных неравенств

1



22.12.17


47

48

§ 12.

Решение квадратных неравенств

2


С–8

23.12.17

27.12.17


49

50

51

52

53

54

§ 13.

Системы уравнений с двумя переменными

6

  • tvr57\Дм13

  • tvr57\Дм15

  • tvr57\Упр18

  • tvr57\Упр20

С–9

29.12.17////

12.01.18

13.01.18

17.01.18

19.01.18

20.01.18


55


§12 – §13

Повторение и систематизация учебного материала

1

  • tvr57\Дм14

  • tvr57\Упр19

С–10

24.01.18



56

§12 – §13

Контрольная работа № 3 «Решение квадратных неравенств. Системы уравнений с двумя переменными»

1


К–3

26.01.18



Глава 3. Элементы прикладной математики

21+1





57

§ 14.

Анализ контрольной работы № 3.

Математическое моделирование

1



27.01.18



58

59

60

61

§ 14.

Математическое моделирование

4


С–12

31.01.18

02.02.18

03.02.18

07.02.18


62

63

64

§ 15.

Процентные расчёты

3

  • tvr57\Дм08

  • tvr57\Упр9

С–13

09.02.18

10.02.18

14.02.18


65

66

§ 16.

Приближённые вычисления

2


С–14

16.02.18

17.02.18


67

68

69

§ 17.

Основные правила комбинаторики

3


С–15

21.02.18

28.02.18

02.03.18


72

73

§ 18.

Частота и вероятность случайного события

2



03.03.18

07.03.18


74

75

§ 19

Классическое определение вероятности

2

  • tvr57\Дм10

  • tvr57\Упр10

  • tvr57\Упр11

С –16

09.03.18

10.03.18


74


Пробный экзамен в форме ОГЭ

1



14.03.18


75

§ 19.

Анализ пробного экзамена. Классическое определение вероятности

1

  • tvr57\Упр15

  • tvr57\Упр16

  • tvr57\Упр17


16.03.18


76

77

§ 20.

Начальные сведения
о статистике

2


С –17

17.03.18

21.03.18


78

§14–§20

Контрольная работа № 4 «Элементы прикладной математики»

1


К–4

23.03.18



Глава 4. Числовые последовательности

17+1





79

§ 21.

Анализ контрольной работы № 4.

Числовые последовательности

1

tvr57\Дм11


24.03.18//// мае


80

§ 21.

Числовые последовательности

1

tvr57\Упр12

С –19

04.04.18


81

82

83

84

§ 22.

Арифметическая прогрессия

4

tvr57\Упр13

С–20

06.04.18

07.04.18

11.04.18

13.03.18


85

86

87

§ 23.

Сумма n первых членов арифметической прогрессии

3

tvr57\Дм12

tvr57\Упр14

С–21

14.04.18

18.04.18

20.04.18


88

89

90

§ 24.

Геометрическая прогрессия

3



21.04.18

25.04.18

27.04.18


91

92

§ 25.

Сумма n первых членов геометрической прогрессии

2



28.04.18

02.05.18


93

94

§ 26.

Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q |

2



04.05.18

05.05.18


95

§21–§26

Контрольная работа № 5 «Числовые последовательности»

1


К–5

11.05.18


96


Контрольная работа по допуску к ГИА

1



12.05.18


97

§1-§26

Анализ контрольной работы № 5. Анализ контрольной работы по допуску к ГИА. Повторение и систематизация учебного материала

1



16.05.18


98

99

100

101

102

§1-§26

Повторение и систематизация учебного материала

5



18.05.18

19.05.18

22.05.18

23.05.18

24.05.18




ВСЕГО:

102








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!