Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для образователььных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторовМ.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой ,Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Программа рассчитана на 4 часа в неделю – 132часа (33 учебные недели)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ:
считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «», «
объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ:
решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ:
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ:
измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ:
читать небольшие готовые таблицы;
строить несложные цепочки логических рассуждений;
определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Содержание учебного предмета
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные представления (8ч)
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1до 10 и число 0. Нумерация (28ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «», «
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Сложение и вычитание (56ч)
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч).
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.Килограмм, литр.
Табличное сложение и вычитание (22ч).
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (6ч).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел /Тема | К-во часов | Дата проведения | Примечание |
план. | факт |
1. | Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. Счет предметов. Сравнение предметов и групп предметов предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). | 8 1 | | | |
2. | Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху - внизу (выше - ниже), слева – справа (левее – правее) | 1 | | | |
3. | Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Пространственные представления: перед, за, между, рядом. | 1 | | | |
4. | Сравнение групп предметов: на сколько больше? на сколько меньше? | 1 | | | |
5. | На сколько больше (меньше)? Счёт. Сравнение групп предметов. Пространственные представления. | 1 | | | |
6. | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | |
7. | Закрепление пройденного материала. | 1 | | | |
8. | Проверочная работа | 1 | | | |
9. | Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация Понятия «много», «один». Письмо цифры 1 | 28 1 | | | |
10. | Числа 1, 2. Письмо цифры 2 | 1 | | | |
11. | Число 3. Письмо цифры 3 | 1 | | | |
12. | Числа 1, 2, 3. Знаки «+» «-» «=» | 1 | | | |
13. | Число 4. Письмо цифры 4 | 1 | | | |
14. | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | 1 | | | |
15. | Число 5. Письмо цифры 5. | 1 | | | |
16. | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. | 1 | | | |
17. | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. | 1 | | | |
18. | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. | 1 | | | |
19. | Числа от 1 до 5. Закрепление изученного материала. | 1 | | | |
20. | Знаки «». « | 1 | | | |
21. | Равенство. Неравенство | 1 | | | |
22. | Многоугольники | 1 | | | |
23. | Числа 6. 7. Письмо цифры 6 | 1 | | | |
24. | Числа от 1 до 7. Письмо цифры 7 | 1 | | | |
25. | Числа 8, 9. Письмо цифры 8 | 1 | | | |
26. | Числа от 1 до 9. Письмо цифры 9 | 1 | | | |
27. | Число 10. Запись числа 10 | 1 | | | |
28. | Числа от 1 до 10. Закрепление | 1 | | | |
29. | Сантиметр – единица измерения длины | 1 | | | |
30. | Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки | 1 | | | |
31. | Число 0. Цифра 0 | 1 | | | |
32. | Сложение с 0. Вычитание 0 | 1 | | | |
33. | Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0» | 1 | | | |
34. | Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0» | 1 | | | |
35. | Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0» | 1 | | | |
36. | Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0» | | | | |
37. | Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание Прибавить и вычесть число 1 | 56 1 | | | |
38. | Прибавить и вычесть число 1 | 1 | | | |
39. | Прибавить и вычесть число 2 | 1 | | | |
40. | Слагаемые. Сумма | 1 | | | |
41. | Задача (условие, вопрос) | 1 | | | |
42. | Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку | 1 | | | |
43. | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц | 1 | | | |
44. | Присчитывание и отсчитывание по 2 | 1 | | | |
45. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов) | 1 | | | |
46. | Странички для любознательных. | 1 | | | |
47. | Повторение пройденного. | 1 | | | |
48. | Повторение пройденного | 1 | | | |
49. | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычисления | 1 | | | |
50. | Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач | 1 | | | |
51. | Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач | 1 | | | |
52. | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц | 1 | | | |
53. | Состав чисел. Закрепление | 1 | | | |
54. | Решение задач изученных видов | 1 | | | |
55. | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Закрепление изученного материала | 1 | | | |
56. | Страничка для любознательных | 1 | | | |
57. | Повторение пройденного | 1 | | | |
58. | Повторение пройденного | 1 | | | |
59 | Повторение пройденного | 1 | | | |
60 | Итоговая тестовая работа | 1 | | | |
61. | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач (часть 2) | 1 | | | |
62. | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач (с двумя множествами предметов) | 1 | | | |
63. | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 | | | |
64. | Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений | 1 | | | |
65. | Прибавить и вычесть число 4. Закрепление изученного материала | 1 | | | |
66. | Задачи на разностное сравнение чисел | 1 | | | |
67. | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, задачи на разностное сравнение | 1 | | | |
68. | Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц | 1 | | | |
69. | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. 4. Решение задач изученных видов | | | | |
70. | Перестановка слагаемых | 1 | | | |
71. | Перестановка слагаемых. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5, 6, 7, 8, 9 | 1 | | | |
72. | Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы _+5. 6, 7, 8, 9 | 1 | | | |
73. | Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала | 1 | | | |
74. | Состав чисел в пределах 10. Решение задач. | 1 | | | |
75. | Состав чисел в пределах 10. Решение задач. | 1 | | | |
76. | Страничка для любознательных. | 1 | | | |
77. | Повторение пройденного | 1 | | | |
78. | Повторение пройденного. | 1 | | | |
79. | Связь между суммой и слагаемыми | 1 | | | |
80. | Связь между суммой и слагаемыми | 1 | | | |
81. | Решение задач и примеров | 1 | | | |
82. | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | 1 | | | |
83. | Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6. 7. | 1 | | | |
84. | Вычитание из чисел 6, 7. Закрепление изученных приёмов | 1 | | | |
85. | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9 | 1 | | | |
86. | Вычитание из чисел 8. 9. Решение задач | 1 | | | |
87. | Вычитание из числа 10 | 1 | | | |
88. | Решение задач. | 1 | | | |
89. | Килограмм | 1 | | | |
90. | Литр | 1 | | | |
91. | Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание» | 1 | | | |
92. | Тестовая работа | 1 | | | |
93. | Числа от 1 до 20. Нумерация Устная нумерация чисел от 1 до 20 | 12 1 | | | |
94. | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц | 1 | | | |
95. | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц | 1 | | | |
96. | Дециметр | 1 | | | |
97. | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации | 1 | | | |
98. | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации | 1 | | | |
99. | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» | 1 | | | |
100. | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» | 1 | | | |
101. | Подготовка к введению задач в два действия | 1 | | | |
102. | Подготовка к введению задач в два действия | 1 | | | |
103. | Ознакомление с задачей в два действия | 1 | | | |
104. | Ознакомление с задачей в два действия | 1 | | | |
105. | Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток | 22 1 | | | |
106. | Случаи сложения вида _+2. _+3 | 1 | | | |
107. | Случаи сложения вида _+4 | 1 | | | |
108. | Случаи сложения вида _+5 | 1 | | | |
109. | Случаи сложения вида _+6 | 1 | | | |
110. | Случаи сложения вида _+7 | 1 | | | |
111. | Случаи сложения вида _+8, _+9 | 1 | | | |
112. | Таблица сложения | 1 | | | |
113. | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение» | 1 | | | |
114. | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение» | 1 | | | |
115. | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение» | 1 | | | |
116. | Приём вычитания с переходом через десяток | 1 | | | |
117. | Случаи вычитания 11-_ | 1 | | | |
118. | Случаи вычитания 12- | 1 | | | |
119. | Случаи вычитания 13- | 1 | | | |
120. | Случаи вычитания 14- | 1 | | | |
121. | Случаи вычитания 15- | 1 | | | |
122. | Случаи вычитания 16- | 1 | | | |
123. | Случаи вычитания 17-, 18- | 1 | | | |
124. | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» | 1 | | | |
125. | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» | 1 | | | |
126. | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» | 1 | | | |
127. | Итоговое повторение Повторение знаний о нумерации. Числа от 1 до 10. | 6 1 | | | |
128. | Сложение и вычитание. | 1 | | | |
129. | Решение задач изученных видов | 1 | | | |
130. | Геометрические фигуры | 1 | | | |
131. | Итоговый тест | 1 | | | |
132. | Итоговая контр.работа | 1 | | | |
11