«МАТЕМАТИКА»
РАЗДЕЛ I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 4 -г класса на 2019-2020 учебный год разработана на основе ФГОС НОО и авторской программы: М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика. 1-4 классы». М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели), что соответствует авторской программе.
Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
развитие творческих возможностей учащихся;
формирование и развитие познавательных интересов.
Задачи обучения математике:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Использование данной программы актуально в соответствии с ООП НОО, видом и целями МОУ СОШ № 2 (общеобразовательная школа), в которой указано, что учащиеся обучаются по УМК «Школа России».
РАЗДЕЛ II
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основное содержание рабочей программы соответствует авторской полностью.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Начальный курс математики - интегрированный курс: здесь объединяются арифметический, алгебраический и геометрические материалы. Основа курса - представление о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и их свойствах, а так же прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Учащиеся знакомятся с величинами, их измерением. Формируется у детей пространственное представление, знакомство с геометрическими фигурами и их свойствами. Начальный курс математики должен создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 . Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а - b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за - перед, между, вверху - внизу, ближе - дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Общая характеристика содержания учебного предмета
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.
Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Они стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий в числовых выражениях, проверки действий и др.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.
РАЗДЕЛ III
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Ожидаемые результаты и требования к уровню подготовки учащихся в рабочей программе полностью соблюдаются и совпадают с требованиями авторской программы.
Более подробно поурочные результаты описаны в тематическом планировании.
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
* Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
* Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
*Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
* Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
* Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
* Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
*Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
* Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
* Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
* Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
* Слушать и понимать речь других.
* Вступать в беседу на уроке и в жизни.
* Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты
- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
математики в 4 классе
№ п/п | Дата | Количество часов, отводимых на изучение темы | Тема урока |
| | 13ч | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение |
1 | | 02.09 | Повторение. Нумерация. |
2 | | 03.09 | Порядок действий в числовых выражениях. |
3 | | 04.09 | Нахождение суммы нескольких слагаемых |
4 | | 05.09 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел |
5 | | | Умножение трехзначного числа на однозначное |
6 | | | Свойства умножения |
7 | | | Алгоритм письменного деления |
8 | | | Приемы письменного деления |
9 | | | Приемы письменного деления |
10 | | | Приемы письменного деления |
11 | | | Диаграммы |
12 | | | Что узнали. Чему научились Проверочная работа №1 |
13 | | | ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
| | 11ч | Числа, которые больше 1000. Нумерация |
14 | | | Класс единиц и класс тысяч |
15 | | | Чтение многозначных чисел |
16 | | | Запись многозначных чисел |
17 | | | Разрядные слагаемые |
18 | | | Сравнение чисел |
19 | | | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз |
20 | | | Закрепление изученного. |
21 | | | Класс миллионов и класс миллиардов Проверочная работа № 2 по теме «Нумерация» |
22 | | | Страничка для любознательных. Что узнали. Чему научились |
23 | | | Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)» |
24 | | | Контрольная работа №1 по теме «Нумерация» |
| | 12 ч | Величины |
25 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Единица длины. Километр. |
26 | | | Единицы длины. Закрепление изученного. |
27 | | | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр |
28 | | | Таблица единиц площади |
29 | | | Измерение площади с помощью палетки |
30 | | | Единицы площади. Закрепление изученного. |
31 | | | Единицы массы. Тонна, центнер |
32 | | | Таблица единиц массы |
33 | | | Единицы массы. Закрепление изученного |
34 | | | Контрольная работа № 2 |
35 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
36 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
| | 6 ч | Числа, которые больше 1000. Величины (продолжение) |
37 | | | Единица времени – секунда |
38 | | | Единицы времени. Определение времени по часам |
39 | | | Единица времени – сутки |
40 | | | Единица времени – век. Таблица единиц времени. |
41 | | | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события |
42 | | | Проверочная работа № 3 по теме «Величины» Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
| | 20 ч | Сложение и вычитание |
43 | | | Устные и письменные приёмы вычислений |
44 | | | Нахождение неизвестного слагаемого |
45 | | | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого |
46 | | | Нахождение нескольких долей целого |
47 | | | Решение задач |
48 | | | Решение задач |
49 | | | Сложение и вычитание значений величин |
50 | | | Решение задач Проверочная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание» |
51 | | | Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание» |
52 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера |
53 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
54 | | | Свойства умножения |
55 | | | Письменные приемы умножения |
56 | | | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. |
57 | | | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя |
58 | | | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ |
59 | | | Деление с числами 0 и 1 Письменное деление многозначного числа на однозначное |
60 | | | Контрольная работа № 4 |
61 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменные приемы деления |
62 | | | Решение задач |
| | 43 ч | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) |
63 | | | Письменные приемы деления. |
64 | | | Решение задач на пропорциональное деление. |
65 | | | Закрепление изученного. Решение задач |
66 | | | Письменные приемы деления. Решение задач |
67 | | | Закрепление изученного |
68 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
69 | | | Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число» |
70 | | | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного |
71 | | | Умножение и деление на однозначное. Проверочная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число» |
72 | | | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
73 | | | Решение задач на движение |
74 | | | Решение задач на движение |
75 | | | Странички для любознательных. Проверочная работа № 6 по теме «Скорость. Время. Расстояние» |
76 | | | Умножение числа на произведение |
77 | | | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
78 | | | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
79 | | | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями |
80 | | | Решение задач на одновременное встречное движение |
81 | | | Перестановка и группировка множителей |
82 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» |
83 | | | Деление числа на произведение |
84 | | | Деление числа на произведение |
85 | | | Деление с остатком на 10, 100, 1 000 |
86 | | | Решение задач |
87 | | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
88 | | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
89 | | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
90 | | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
91 | | | Решение задач |
92 | | | Закрепление изученного Проверочная работа № 7 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» |
93 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
94 | | | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» |
95 | | | Проект: «Математика вокруг нас» |
96 | | | Умножение числа на сумму |
97 | | | Письменное умножение на двузначное |
98 | | | Письменное умножение на двузначное |
99 | | | Решение задач |
100 | | | Решение задач |
101 | | | Закрепление изученного |
102 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
103 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
104 | | | Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» |
105 | | | Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число. |
| | 21 ч | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) |
106 | | | Письменное деление с остатком на двузначное число. |
107 | | | Алгоритм письменного деления на двузначное число |
108 | | | Письменное деление на двузначное число |
109 | | | Письменное деление на двузначное число |
110 | | | Закрепление изученного |
111 | | | Закрепление изученного. Решение задач |
112 | | | Закрепление изученного |
113 | | | Письменное деление на двузначное число. Закрепление |
114 | | | Закрепление. Решение задач Проверочная работа № 8 по теме «Деление на двузначное число» |
115 | | | Закрепление. Решение задач. |
116 | | | Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление» |
117 | | | Анализ контрольной работы. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное |
118 | | | Письменное деление на трёхзначное число |
119 | | | Письменное деление на трёхзначное число |
120 | | | Закрепление изученного |
121 | | | Закрепление изученного. |
122 | | | Деление с остатком |
123 | | | Деление на трехзначное число |
124 | | | Контрольная работа № 8 |
125 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». |
126 | | | Закрепление изученного. |
| | 10ч | Итоговое повторение |
127 | | | Нумерация. |
128 | | | Выражения и уравнения |
129 | | | ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
130 | | | Арифметические действия: сложение и вычитание |
131 | | | Арифметические действия: умножение и деление |
132 | | | Правила о порядке выполнения действий |
133 | | | Величины |
134 | | | Геометрические фигуры. |
135 | | | Решение задач |
136 | | | Решение задач |
| | | |
| | | |
| | | |