Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27 с. Екатериновка
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 27
Приказ № _______
от ____________________ 2020
______________ /Губская М.П./
Рабочая программа
по математике
начального общего образования – 4 «б» класс
на 2020-2021 учебный год
Количество часов –134
Учитель Яковенко В.П.
Программа разработана на основе примерной программы ФГОС НОО,
авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., издательство «Просвещение» 2014 год.
Учебник «Математика. 4 класс» 1 и 2 ч., автор М.И. Моро, издательство Москва «Просвещение» 2020 год.
Планируемые предметные результаты
освоения учебного предмета «Математика 4 класс»
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
• образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
• заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
• читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 1 000 000), опираясь на знание таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью прикидки и оценки результата действия, на основе связи между компонентами и результатом действия);
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатами действий «сложение» и «вычитание», «умножение» и «деление»;
• находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
• соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
• решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
• оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
• составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
• решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью: цена, количество, стоимость; масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
• решать задачи в 3—4 действия;
• находить разные способы решения задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
• описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
• выполнять построение геометрических фигур (отрезок, квадрат, прямоугольник) по указанным данным с помощью линейки, угольника;
• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
• распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
• вычислять периметр многоугольника; • находить площадь прямоугольного треугольника;
• находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
• читать несложные готовые таблицы;
• заполнять несложные готовые таблицы;
• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («… и …», «если …, то …», «верно/ неверно, что …», «каждый», «все», «некоторые», «не»).
В соответствии с календарным учебным графиком, расписанием уроков на 2019 - 2020 учебный год по программе 134 часа. В связи с праздничными и выходными днями количество часов сокращено за счёт итогового повторения.
Содержание учебного предмета «Математика 4 класс»
№ | Раздел программы, тема | Кол-во часов | Основное содержание учебного предмета | Характеристика основных видов учебной деятельности |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
1. | Числа от 1 до 1000 (повторение) | 14 ч | Нумерация. Четыре арифметических действия: сложение вычитание, умножение, деление. Диаграммы. | Умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет) самостоятельно или с помощью взрослых и представлять собранную информацию в форме устного рассказа, математической записи, таблицы, столбчатой диаграммы. Овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на завершающем этапе обучения в начальной школе. Проводить операции сравнения математических объектов (чисел, числовых выражений, значений величин, уравнений, текстовых задач и способов их решений, площадей и периметров геометрических фигур и т. п.), делать выводы из проведённых сравнений и чётко их формулировать. Устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, значений величин, геометрических фигур и т. п.) в ряду, продолжать его или дополнять недостающими элементами по заданному или самостоятельно найденному правилу, проводить классификацию математических объектов (чисел, равенств, числовых выражений, геометрических фигур и др.) по разным признакам. Осваивать способы решения задач творческого и поискового характера, выстраивать удлинённую цепочку логических рассуждений на новом содержательном материале и при повышенном уровне его сложности, рассматривая расширенную область чисел, новые отношения между объектами, решать задачи комбинаторного характера, усложнённые задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты. Применять знания алгоритмов выполнения арифметических действий при решении арифметических ребусов ; при вычислении значений числовых выражений; при решении текстовых задач; при выполнении заданий геометрического содержания . | Понимать, принимать и сохранять учебную цель и задачу, решать её в сотрудничестве с учителем и самостоятельно, ориентироваться в учебном материале уроков, используя представленные в учебнике средства для её решения. Осознать и принять учебную задачу урока и определить пути её решения; проведение сравнения двух предложенных математических объектов (например, текстовых задач), построение логического вывода из проведённого сравнения, который подведёт к необходимости постановки учебной задачи урока. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей: составлять под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно план действий для решения учебных задач, выполнять спланированные действия и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками и самостоятельно. Умения контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера допущенных ошибок, проводить самооценку результатов своей учебной деятельности. Учащийся научится: • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; • определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Умения выстраивать конструктивное взаимодействие с учителем и со своими одноклассниками в процессе обсуждения предлагаемых проблемных ситуаций и поставленных учебных задач, задавать вопросы и высказывать свои гипотезы, допускать возможность существования различных точек зрения, выслушивать и аргументированно оценивать предложения, поступающие от других учащихся. Умения работать в паре (в группе): принимать активное участие в работе в паре и в группе, определять общие цели работы, намечать способы их достижения, договариваться о распределении ролей и обязанностей в совместной работе, вести диалог с одноклассниками, анализировать ход и результаты проделанной работы. 3)Учащийся получит возможность научиться: • обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе; • обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе. | У учащегося будут сформированы: • основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания; • уважительное отношение к иному мнению и культуре; • навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности; • умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе; • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; • интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики; • умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат; • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений); • уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. Учащийся получит возможность для формирования: • понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений; • адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности; • устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач. |
2. | Числа, которые больше 1000. | 50 ч | Нумерация. Величины. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Умножение на однозначное число. Деление на однозначное число. |
3. | Числа, которые больше 1000. | 50 ч | Умножение и деление на однозначное число (продолжение). Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Умножение на двузначное и трёхзначное число. Деление на двузначное и трёхзначное число. |
4. | Итоговое повторение | | Нумерация. Выражения и уравнения. Арифметические действия. Правила о порядке выполнения действий. |
| Всего: | 134 | | |
Календарно – тематическое планирование по математике в 4 «б» классе 2020 - 2021 уч. г.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
I четверть – 35 ч |
Числа от 1 до 1000 (повторение) - 14 часов |
Нумерация - 1 ч |
| Счет предметов. Разряды | 1 | 02.09. |
| Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление - 13 ч |
| Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 | 03.09. |
| Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | 04.09. |
| Вычитание трёхзначных чисел вида 607 - 463, 903-574 | 1 | 07.09. |
| Умножение трёхзначных чисел на однозначные числа | 1 | 09.09. |
| Свойства умножения | 1 | 10.09. |
| Алгоритм письменного деления. | 1 | 11.09. |
| Приемы письменного деления. | 1 | 14.09. |
| Приемы письменного деления. | 1 | 16.09. |
| Приемы письменного деления. | 1 | 17.09. |
| Диаграммы | 1 | 18.09. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 21.09. |
| Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия» | 1 | 23.09. |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 24.09. |
Числа, которые больше 1000 – 50 часов |
Нумерация - 9 ч |
| Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы. | 1 | 25.09. |
| Чтение чисел. | 1 | 28.09. |
| Запись чисел. | 1 | 30.10 |
|
| Разрядные слагаемые. | 1 | 01.10 |
| Сравнение чисел. | 1 | 02.10. |
| Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100, 1000 раз. | 1 | 05.10. |
| Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100, 1000 раз. | 1 | 07.10. |
| Класс миллионов и класс миллиардов. | 1 | 08.10. |
| Закрепление изученного. | 1 | 09.10. |
Величины - 12 ч |
| Единицы длины. Километр. | 1 | 12.10. |
| Таблица единиц длины | 1 | 14.10. |
| Единицы площади. Квадратный километр. | 1 | 15.10. |
| Единицы площади. Квадратный миллиметр. | 1 | 16.10. |
| Таблица единиц площади. | 1 | 19.10. |
| Палетка. | 1 | 21.10. |
| Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | 22.10. |
| Анализ контрольной работа. Работа над ошибками. | 1 | 23.10. |
| Единица массы. Тонна. Центнер. | 1 | 26.10. |
| Таблица единиц массы. | 1 | 28.10. |
| Единицы времени. Год. | 1 | 29.10 |
| Время от 0 до 24 часов. | 1 | 30.10 |
II четверть – 29 ч |
Величины (продолжение) – 6 ч |
| Секунда. | 1 | 09.11. |
| Век. | 1 | 11.11. |
| Таблица единиц времени. | 1 | 12.11. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 13.11. |
| Контрольная работа в форме теста по теме «Величины». | 1 | 16.11. |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 18.11. |
Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Сложение и вычитание - 7 ч |
| Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 | 19.11. |
| Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 | 20.11. |
| Нахождение неизвестного слагаемого.нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1 | 23.11. |
| Нахождение нескольких долей целого. | 1 | 25.11. |
| Нахождение нескольких долей целого. | 1 | 26.11. |
| Сложение и вычитание величин. | 1 | 27.11. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 30.11. |
Умножение и деление - 16 ч |
| Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. | 1 | 02.12. |
| Письменные приёмы умножения. | 1 | 03.12. |
| Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | 1 | 04.12. |
| Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | 1 | 07.12. |
| Деление на однозначное число. | 1 | 09.12. |
| Письменные приёмы деления вида: 972 : 4, 7395 : 3. | 1 | 10.12. |
| Письменные приёмы деления вида: 456 : 8, 6524 : 7. | 1 | 11.12. |
| Решение задач. | 1 | 14.12. |
| Письменные приёмы деления вида: 1850 : 5, 5648 : 8. | 1 | 16.12. |
| Решение задач. | 1 | 17.12. |
| Письменные приёмы деления вида: 6321 : 7. | 1 | 18.12. |
| Решение задач. | 1 | 21.12. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 23.12. |
| Контрольная работа за 2 четверть. | 1 | 24.12. |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 25.12. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 28. 12. |
III четверть – 39 ч |
Числа, которые больше 1000 – 70 часов |
Умножение и деление (продолжение) - 29 ч |
| Умножение и деление на однозначное число. | 1 | 11.01. |
| Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 | 13.01. |
| Решение задач на движение. | 1 | 14.01. |
| Решение задач на движение. | 1 | 15.01. |
| Решение задач на движение. | 1 | 18.01. |
| Умножение числа на произведение. | 1 | 20.01. |
| Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 21.01. |
| Решение задач. | 1 | 22.01. |
| Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | 25.01. |
| Решение задач. | 1 | 27.01. |
| Перестановка и группировка множителей. | 1 | 28.01. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 29.01. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 01.02. |
| Контрольная работа по теме «Умножение и деление». | 1 | 03.02. |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | 04.02. |
| Деление числа на произведение. | 1 | 05.02. |
| Деление числа на произведение. | 1 | 08.02. |
| Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | 10.02. |
| Решение задач. | 1 | 11.02 |
| Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | 12.02. |
| Письменное деление вида: 3240 : 60. | 1 | 15.02. |
| Письменное деление вида: 49800 : 600. | 1 | 17.02 |
| Письменное деление вида: 425400 : 600. | 1 | 18.02. |
| Решение задач. | 1 | 19.02. |
| Решение задач. | 1 | 22.02. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 24.02. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 25.02. |
| Контрольная работа в форме теста по теме «Умножение и деление». | 1 | 26.02. |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | 01.03. |
Умножение на двузначное и трёхзначное число - 10 ч |
| Умножение числа на сумму. | 1 | 03.03. |
| Умножение числа на сумму. | 1 | 04.03. |
| Письменное умножение на двузначное число. | 1 | 05.03. |
| Письменное умножение на двузначное число. | 1 | 10.03. |
| Решение задач. | 1 | 11.03. |
| Решение задач. | 1 | 12.03 |
| Контрольная работа за 3 четверть. | 1 | 15.03. |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 17.03. |
| Письменное умножение на трёхзначное число вида: 769 • 24, 769 • 524 | 1 | 18.03 |
| Письменное умножение на трёхзначное число вида: 327 • 406, 614 • 280 | 1 | 19.03. |
IV четверть – 31 ч |
Умножение на двузначное и трёхзначное число (продолжение) – 3 ч |
| Письменное умножение на трёхзначное число. | 1 | 29.03. |
| Решение задач. | 1 | 31.03. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 01.04. |
Деление на двузначное и трёхзначное число - 24 ч |
| Письменное деление на двузначное число. | 1 | 02.04 |
| Письменное деление на двузначное число. | 1 | 05.04. |
| Письменное деление на двузначное число. | 1 | 07.04. |
| Письменное деление на двузначное число. | 1 | 08.04. |
| Письменное деление на двузначное число. | 1 | 09.04. |
| Письменное деление на двузначное число. | 1 | 12.04. |
| Решение задач. | 1 | 14.04. |
| Решение задач. | 1 | 15.04. |
| Письменное деление на двузначное число. | 1 | 16.04. |
| Решение задач. | 1 | 19.04. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 21.04. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 22.04. |
| Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число». | 1 | 23.04. |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | 26.04. |
| Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | 28.04 |
| Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | 29.04 |
| Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | 30.04. |
| Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | 05.05. |
| Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | 06.05. |
| Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | 07.05. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 12.05. |
| Закрепление пройденного. | 1 | 13.05. |
| Контрольная работа за 4 четверть. | 1 | 14.05. |
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 17.05. |
Итоговое повторение – 4 ч |
| Нумерация. | 1 | 19.05. |
| Выражения и уравнения. | 1 | 20.05. |
| Арифметические действия. | 1 | 21.05. |
| Правила о порядке выполнения действий. | 1 | 24.05. |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора
педагогического совета №1 по УВР МБОУ СОШ № 27
от ____________________2020 года ____________ / Ивко Т.В./
__________________2020 года