Рабочая программа по предмету «Математика» 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федеральной адаптированной программы общего образования обучающегося с ОВЗ (ФАОП НОО), адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра (АООП НОО вариант 8.3) и отражает вариант конкретизации требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемых в части образования обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: совершенствование процесса социализации ребенка с РАС путем решения практических задач, знать таблицы сложения и вычитания, умножения и деления чисел; уметь решать примеры и задачи, используя таблицу умножения и деления.
Задачи:
- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;
- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;
- воспитывать стремление применять математические знания в повседневной жизни.
Общая характеристика курса
Программа по математике включает разделы: «Сотня», «Тысяча», «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд», «Геометрический материал», «Повторение».
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).
Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1км,1г, 1т), соотношения: 1м=1000мм, 1км=1000м, 1кг=1000г, 1т=1000кг, 1т=10ц. денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1год) соотношение: 1год=365, 366 сут. Високосный год.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55см+/-19см; 55см+/-45см; 1м-45см; 8м55см+/-3м19см; 8м55см+/-19см; 4м55см+/-3м; 8м+/-19см; 8м+/-4м45см).
Римские цифры. Обозначение чисел I –XII.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
Умножение числа 100. знак умножения (x). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40x2; 400x2; 420x2; 40:2; 300:3; 480:4; 450:5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24x2; 243x2; 48:4; 488:4 и т.п.).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составление арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Планируемые результаты:
Познавательные: ориентироваться в учебнике, планировать свою работу по изучению незнакомого материала, умение пользоваться знаками, символами; читать; писать; выполнять арифметические действия.
Коммуникативные: уметь слушать собеседника и отвечать полным ответом на поставленные вопросы; вступать в контакт и работать в коллективе; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место, определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов; активно участвовать в учебной деятельности.
Предметные:
Учащийся должен знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащийся должен уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- умножать и делить на однозначное число;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам.
Обязательно:
- продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;
- овладеть табличным умножением и делением;
- определять время по часам тремя способами;
- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Не обязательно:
- решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510-183; 503-138);
- решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);
- чертить треугольник по трем данным сторонам.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Математика» в 5 классе отводится по 2 ч. в неделю, курс рассчитан на 68 ч (34 учебные недели).
Учебно-методическая литература:
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 2019. – 224 с..
Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2021.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2019. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).