Образовательная программа
по дисциплине
«Математика»
для учащихся 10 классов
специальных (коррекционных) школ VIII вида
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и предполагает обучение учащихся 10 классов с углубленной трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися экономические и математические понятия. Программа направлена на более осознанное овладение учащимися профессиональными знаниями и их социализацию.
Программа составлена:
- в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- на основе:
Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой, 2006г.
Программы и планирования по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (I- III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией Е.Е. Колосовой, 2006г.
Новой модели обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (новые учебные программы), под редакцией А.М. Щербаковой, 2001г.
Данная программа «Математика» предназначена для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Она рассчитана на 1 год обучения:
10 класс - 68 часов, 2 часа в неделю;
Объем программного материала по математике не предполагает наращивания математических сведений в сравнении с уже ранее полученными, а базируются на них.
Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности. Таким образом, повторность в обучении детей позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения, обеспечивает их применение на практике.
Главная цель программы - формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.
Задачи:
- формирование элементарных представлений об экономике;
- выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;
- обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;
- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;
- освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
Программа определяет деятельность в 2 направлениях:
- теоретическая часть;
- практическая часть.
Теоретическая часть включает в себя:
- первичные экономические понятия;
- раскрывает причинно – следственные связи хозяйственной деятельности человека, семьи;
- экономические правила грамотного потребительского поведения;
Практическая часть включает в себя:
- решение задач на закрепление вводимых экономических понятий;
- использование графиков, диаграмм, таблиц, схем;
- анализ полученных данных;
- формирование умений планировать и контролировать свою деятельность;
- грамотно выполнять экономические расчеты в жизни.
Программа построена на применении проблемно - поисковых методов обучения при ознакомлении учащихся с элементами экономики. Предполагается освоение учащимися знаний, непосредственно связанных с жизнью и повседневной хозяйственной практикой человека. Осуществляется теснейшая связь между математикой, экономикой, историей, социально бытовой ориентировкой, профессионально - трудовым обучением. Принципом построения урока математики является постановка жизненной проблемной ситуации и отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки. На уроке необходимо уделять большое внимание не столько запоминанию учащимися новой информации, сколько пониманию причинно - следственных связей, рассуждениям учащихся.
Изучаемый в 10 классе курс математики представляет собой закрепление и дополнение предмета математики в 9 классе. А также формируется более полное представление об «экономике». Происходит знакомство с простейшими понятиями экономической науки, формирование первичных навыков экономического мышления.
Учебно-тематический план, 10 класс
№ | Тема урока | Кол - во часов | В том числе | |
| | | Теория | Практика |
I четверть | | | | |
1. | Введение в экономику. | 2 | 1 | 1 |
2. | Целые числа и десятичные дроби. | 2 | - | 2 |
3. | Производительность труда. | 3 | 1 | 2 |
4. | Проценты. | 4 | 1 | 3 |
5. | Контрольная работа. | 2 | - | 2 |
6. | Работа над ошибками. | 2 | - | 2 |
7. | Обобщающий урок. | 1 | - | 1 |
II четверть | | | | |
1. | Бюджет. | 3 | 1 | 2 |
2. | Меры длины. | 3 | 1 | 2 |
3. | Меры площади. | 5 | 1 | 4 |
4. | Контрольная работа. | 2 | - | 2 |
5. | Работа над ошибками. | 2 | - | 2 |
6. | Обобщающий урок. | 1 | - | 1 |
III четверть | | | | |
1. | Меры массы. | 4 | 1 | 3 |
2. | Меры объема. | 3 | 1 | 2 |
3. | Меры времени. | 3 | 1 | 2 |
4. | Меры стоимости. | 5 | 1 | 4 |
5. | Контрольная работа. | 2 | - | 2 |
6. | Работа над ошибками. | 2 | - | 2 |
7. | Обобщающий урок. | 1 | - | 1 |
IV четверть | | | | |
1. | Целые числа и десятичные дроби. | 4 | - | 4 |
2. | Обыкновенные дроби | 3 | - | 3 |
3. | Повторение и обобщение. | 4 | - | 5 |
4. | Контрольная работа. | 2 | - | 2 |
5. | Работа над ошибками. | 2 | - | 2 |
6. | Обобщающий урок. | 1 | - | 1 |
Всего | | 68 | 10 | 58 |
Содержание программы.
10 класс
Введение в экономику.
Понятие об экономике. Экономика и математика. Математика вокруг нас.
Целые числа и десятичные дроби.
Действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. Действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000.
Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями.
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное и трехзначное число.
Производительность труда.
Оплата труда. Совместная производительность труда. Решение составных задач на производительность труда.
Практическая работа. Решение задач на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.
Проценты.
Нахождение одной и нескольких частей от числа. Проценты в нашей жизни.
Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. Решение составных задач на проценты.
Практическая работа. Решение задач на:
- нахождение суммы подоходного налога от заработной платы;
- нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд;
- нахождение суммы отчислений от заработной платы в профсоюз;
- на определение стоимости товара, скидки на товар;
- на определение выплаты кредита, расчет процентов по вкладу.
Бюджет.
Семейный бюджет. Расчет семейного бюджета. Оплата жилищно - коммунальных услуг.
Практическая работа. Составление и решение задач на определение дохода семьи, состоящей из определенного количества членов семьи определенного типа.
Выполнение расчетов платежей за коммунальные услуги, работа с расчетными книжками.
Меры длины.
Меры длины. Единицы измерения длины. Соотношение мер длины. Измерительные инструменты. Преобразование мер длины. Решение составных задач с мерами длины.
Практическая работа. Выполнение простейших измерений линейкой, рулеткой, метром. Решение задач на:
- определение необходимых предметов мебели в соответствии с длиной стены и длиной предметов мебели;
- вычисление количества ткани необходимой на пошив штор, постельного белья и т.д.
Меры площади.
Меры площади, единицы измерения величины площади, соотношение и преобразование мер площади. Вычисление площади фигур и помещений.
Решение сложных задач на вычисление площадей. Площади занимаемых квартир. Работа с расчетными книжками.
Практическая работа. Решение задачи на:
- определение площади пола, стены, потолка.
- определение необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта (обои, краска, побелка и т.д.). Работа с расчетными книжками.
Меры массы.
Меры массы - единицы измерения величины массы. Соотношение мер массы.
Измерительные приборы. Преобразования мер массы. Решение задач с мерами массы.
Практическая работа. Взвешивания на пружинных, электронных весах. Решение задач на: - сравнение веса купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта;
- определение выгодности приобретения обработанных или необработанных продуктов.
Меры объема.
Объем, вычисление объема. Способы измерения объема в быту. Решение задач на вычисление объема.
Практическая работа. Измерение объема в быту. Решение задач практического характера на определение большего и меньшего объема сосудов.
Меры времени.
Меры времени. Соотношение, преобразование мер времени. Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть часа= 15 мин., без четверти часа= до… осталось 15 мин, полчаса до…, спустя, после… . Расчет времени.
Практическая работа. Составление режима дня. Решение задач на вычисление:
- возраста по дате рождения и текущему году;
- затрат времени, необходимого на дорогу в школу,…
- продолжительность рабочей недели (в часах, днях);
- расчёт времени на выполнение какой-либо трудовой операции;
- расписание отправления поездов, самолетов, автобусов;
- вычисление срока годности лекарств (продуктов) по дате изготовления и сроку хранения;
- соотношение местного и московского времени.
Меры стоимости.
Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. Действия с мерами измерения стоимости. Заработная плата - цена. Прожиточный минимум и минимальная зарплата. Решение задач с мерами стоимости.
Практическая работа. Решение задач на:
- расчет стоимости подписки (месяц, полгода, год, льгота);
- расчет оплаты телефона (стационарный, сотовый, переговоры, тарифы);
- стоимость оплаты проезда (дороже - дешевле);
- расчет стоимости блюда (по рецепту).
Обыкновенные дроби.
Обыкновенные дроби. Виды дробей. Сравнение и преобразование дробей.
Все действия с обыкновенными дробями. Решение задач с обыкновенными дробями.
Практическая работа. Решение практических задач.
Повторение и обобщение.
Все действия с именованными числами. Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. Решение составных практических задач.
Практическая работа. Решение задач на:
- определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.
- % к вкладам, % к кредитам и т. д.
- % отчислений от заработной платы подоходного налога, % в пенсионный фонд и профсоюз. Выполнение расчетов:
- семейного бюджета;
- коммунальных услуг;
- ремонтных работ;
- времени.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся 10 классов
Должны знать:
- натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;
- названия и обозначение единиц стоимости, длины, массы, времени, объема;
- соотношение между единицами стоимости, длины, массы, времени, процента;
- понятия «экономика», «производительность труда», «заработная плата» и ее виды, «бюджет», «прожиточный минимум», (знать за счет чего и как уменьшать расходы, если доход меньше прожиточного минимума), «потребительская корзина», «собственность», налоги и их виды, «профсоюзы» и зачем они нужны.
Должны уметь:
- выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение, и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;
- свободно оперировать мерами стоимости, длины, массы, времени;
- решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;
- решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена - количество- стоимость; площадью прямоугольника и длинами его сторон;
-вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда;
- заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных платежей;
- производить действие на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.
Учебно-методическое обеспечение
Научно - методическая литература
Девяткова Т.А. Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Т.А. Девяткова. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 304с.
Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5- 9 классы: Учебно - методическое издание / Ф.Р. Залялетдинова. - М.: ВАКО, 2007.- 128с.
Колосова Е.Е. Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (I- III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Коррекционная педагогика - 2006.- № 3. - С. 44 – 59.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов/ М.Н. Перова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 408с.
Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 439с.
Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 2 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2008. – 95с.
Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 3 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2009. – 108с.
Сафронова Г.А. Экономическая игротека на уроках математики 1-4 кл.: Учебная модификационная программа / Г.А. Сафронова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 74с.
Степурина С.Е. Математика. 5-9 классы: коррекционно - развивающие задания и упражнения: Пособие для учителей / С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 121с.
Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. – М.: Творч. центр СФЕРА, 2009. – 94с.
А.М. Щербакова, Н.М. Платонова Программно- методическое обеспечение для 10- 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя/ А.М. Щербакова, Н.М. Платонова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 331с.
Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербакова- М.: НЦ ЭНАС, 2001.- 184с.
Литература для учащихся
Антропов А.П. Математика. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Учебное издание / А. П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот - М.: Просвещение, 2009.- 399с.
Виленкин Н.Я. Математика 5 класс. Учебник для обшеобразовательных учреждений: Учебное издание / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд - М.: Мнемозина, 2011.- 280с.
Жетомерский В. Математическая азбука / В. Жетомерский, Л. Шеврин - М.: Педагогика, 1988. – 197с.
Депман И.Я. За страницами учебника математики/ И.Я. Депман, В.Я. Виленкин - М.: Просвещение, 1989.- 287с.
Перова М.Н. Математика. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : Учебное издание / М.Н. Перова. - М.: Просвещение, 2007.- 222с.
Перова М.Н. Математика. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Учебное издание / М.Н. Перова, И. М. Яковлева - М.: Просвещение, 2005.- 119с.
Савин А.П. Я познаю мир. Математика: Детская энциклопедия / А.П.
Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова. - М.: АСТ, 2008. – 480с.
8. Узорова О.В. Большой справочник по математике / О.В. Узорова,
Е.А. Нефедова – М.:Аквариум ЛТД, 2000.- 1362с.
Календарно - тематическое планирование по математике
10 класс, I четверть
№ | Тема урока | Обучающая цель | Умения и навыки | Речевой материал | Кол-во часов | Дата |
I. | Введение в экономику | | | | | |
1. | Понятие об экономике. | Дать учащимся общие представления об экономике как науке. | Знать простейшие экономические понятия: экономика, товар, потребность, ресурсы, цена, рынок, бизнес. | Экономика, товар, потребность, ресурсы, цена, рынок, бизнес | 1 | |
2. | Экономика и математика. Математика вокруг нас. | Формирование элементарных представлений об экономике. | Уметь решать простейшие экономические задачи. | Экономия, доход, расход. | 1 | |
II. | Целые числа и десятичные дроби. | | | | | |
3. | Действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. | Закрепить действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. | Знать алгоритм сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. Уметь решать составные арифметические задачи практического характера. | Целое число, десятичная дробь, целая часть, дробная часть | 1 | |
4. | Действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями. | Закрепить действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями. | Знать алгоритм умножения и деления целых чисел и десятичных дробей. Уметь решать составные арифметические задачи практического характера. | Целое число, десятичная дробь, целая часть, дробная часть | 1 | |
5. | Контрольная работа. | Выявить уровень овладения знаниями, умениями по темам: «Введение в экономику», «Целые числа и десятичные дроби». | Знать простейшие экономические понятия. Уметь решать задачи практического характера с целыми числами и десятичными дробями. | | 1 | |
6. | Работа над ошибками. | Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками. | Уметь выполнять работу над ошибками. | | 1 | |
III. | Производительность труда | | | | | |
7. | Оплата труда. Совместная производительность труда. | Познакомить учащихся с понятиями: «оплата труда», «производительность труда». Выявить взаимосвязь этого понятия с величинами «время» и «работа». | Знать понятия: «оплата труда», «производительность труда»; Уметь решать задачи на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне. | Производительность труда, время, работа. | 1 | |
8. | Решение составных задач на производительность труда. | Закрепить решение задач на производительность труда. | Уметь решать задачи на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и | Производительность труда, время, работа, больничный лист | 2 | |
| | | неполном рабочем дне. | | | |
IV. | Проценты | | | | | |
9. | Нахождение одной и нескольких частей от числа. Проценты в нашей жизни. | Закрепить нахождения одной и нескольких частей от числа, показать практическую значимость процентов в различных сферах деятельности человека. | Знать алгоритм нахождения одной и нескольких частей от числа. Уметь: - уметь решать задачи на нахождение части от числа; - решать простейшие задачи с процентами практического характера. | Часть от числа, процент | 1 | |
10. | Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. | Закрепить умение находить 1% и несколько процентов от числа. | Знать алгоритм нахождения 1% и нескольких процентов от числа. Уметь решать задачи на: - нахождение суммы подоходного налога от заработной платы; - нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд; - нахождение суммы отчислений от заработной платы в профсоюз. | Налог | 1 | |
11. | Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. | Закрепить умение находить число по 1% и нескольким процентам от числа. | Знать алгоритм нахождения числа по 1% и нескольким процентам от числа. Уметь решать задачи на определение стоимости товара , скидки на товар. | Скидка, распродажа, торговля по каталогу | 1 | |
12. | Решение составных задач на проценты. | Совершенствовать знания, умения при решении задач на проценты разного типа. | Знать: - алгоритм нахождения 1% и нескольких процентов от числа; - алгоритм нахождения числа по 1% и нескольким процентам от числа. Уметь решать задачи практического характера на проценты. | Ссуда, вклад, вкладчик, годовые проценты, кредит, кредитная карта | 1 | |
13. | Контрольная работа за 1 четверть. | Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам в течение 1 четверти. | Уметь: - решать задачи практического характера на проценты; - выполнять расчет коммунальных услуг; -составлять семейный бюджет, сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами семьи; | | 1 | |
14. | Работа над ошибками. | Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками. | Уметь выполнять работу над ошибками. | | 1 | |
15. | Обобщающий урок. | Проверить степень усвоения знаний, умений по ранее изученному материалу. | Знать основные экономические понятия. Уметь решать задачи практического характера по темам: «Производительность труда», «Проценты». | | 1 | |
Всего | | | | | 16 часов | |
Календарно - тематическое планирование по математике
10 класс, II четверть
№ | Тема урока | Обучающая цель | Умения и навыки | Речевой материал | Кол-во часов | Дата |
I. | Бюджет | | | | | |
1 | Семейный бюджет. Расчет семейного бюджета. | Познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет». | Уметь: - составлять и решать задачи на определение дохода семьи, состоящей из определенного количества членов семьи определенного типа; - планировать семейный бюджет. | Бюджет, доход, расход, продовольственная корзина, прожиточный минимум | 1 | |
2 | Оплата жилищно - коммунальных услуг. | Учить учащихся выполнять расчет коммунальных услуг. | Уметь: - выполнять расчеты платежей за коммунальные услуги; - работать с расчетными книжками. | Услуги, тарифы, абонентская плата, льгота, субсидия, пособия (единовременные, ежемесячное) | 2 | |
II. | Меры длины | | | | | |
3. | Меры длины. Единицы измерения длины. Соотношение мер длины. | Закрепить единицы измерения и соотношение мер длины. | Знать единицы измерения и соотношение мер длины. | Меры длины, старинные меры длины | 1 | |
4. | Измерительные инструменты. Преобразование мер длины. | Закрепить преобразование мер длины. | Знать виды измерительных инструментов и уметь выполнять простейшие измерения линейкой, рулеткой, метром. Уметь выполнять преобразование мер длины. | Меры длины, старинные меры дины | 1 | |
5. | Решение составных задач с мерами длины. | Совершенствовать знания, умения при решении задач с мерами длины. | Уметь: - решать задачи на определение необходимых размеров предметов мебели в соответствии с длиной стены и длиной предметов мебели; - решать задачи на вычисление количества ткани необходимой на пошив штор, постельного белья и т.д. - решать задачи и примеры на преобразование мер длины, на сравнение мер длины. | Длиннее - короче уже - шире | 1 | |
6. | Контрольная работа. | Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам: «Бюджет», «Меры длины» | Уметь: - планировать семейный бюджет; - выполнять расчеты платежей за коммунальные услуги - выполнять преобразования и решать задачи с мерами длины. | | 1 | |
7. | Работа над ошибками. | Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками. | Уметь выполнять работу над ошибками. | | 1 | |
III. | Меры площади | | | | | |
8. | Меры площади, единицы измерения величины площади, соотношение и преобразование мер площади. | Повторить понятие «площадь», «квадратный метр», ввести понятие «погонный метр», повторить единицы измерения и соотношение мер площади. | Знать соотношение мер площади. Уметь отличать квадратные меры от линейных мер. | S- площадь, меры площади, погонный метр, старинные русские меры площади. | 1 | |
9. | Вычисление площади фигур и помещений. | Закрепить вычисление площади фигур (квадрат, прямоугольник) и помещений. | Знать формулы вычисления площади квадрата и прямоугольника. Уметь решать задачи на вычисление площади прямоугольника, квадрата. | S = a× b S = a× a | 1 | |
10. | Решение сложных задач на вычисление площадей. | Совершенствовать знания, умения при решении сложных задач на вычисление площади. | Знать соотношение мер площади, формулы вычисления площади квадрата и прямоугольника. Уметь решать задачи на: - определение площади пола, стены, потолка. - определение необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта (обои, краска, известь и т.д.) | Погонный метр | 2 | |
11. | Площади занимаемых квартир. Работа с расчетными книжками. | Учить учащихся выполнять расчет оплаты за площадь занимаемой квартиры. | Уметь: - выполнять расчеты квартплаты в зависимости от количества проживаемых и площади занимаемой квартиры; - работать с расчетными книжками . | Льгота, субсидия | 1 | |
12. | Контрольная работа за 2 четверть. | Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам в течение 2 четверти. | Знать единицы измерения и соотношение мер длины, площади. Уметь: - выполнять расчеты платежей за коммунальные услуги; - решать задачи определение площади необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта (обои, краска, побелка и т.д.) | | 1 | |
13. | Работа над ошибками. | Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками. | Уметь выполнять работу над ошибками. | | 1 | |
14. | Обобщающий урок. | Проверить степень усвоения знаний, умений по ранее изученному материалу. | Уметь: - составлять и решать задачи на определение дохода семьи, состоящей из определенного количества членов семьи определенного типа; - планировать семейный бюджет; выполнять расчеты платежей за коммунальные услуги; | | 1 | |
Всего | | | | | 16 часов | |
Календарно - тематическое планирование по математике
10 класс, III четверть
№ | Тема урока | Обучающая цель | Умения и навыки | Речевой материал | Кол-во часов | Дата |
I. | Меры массы | | | | | |
1. | Меры массы - единицы измерения величины массы. Соотношение мер массы. | Закрепить единицы измерения и соотношения мер массы. | Знать единицы измерения и соотношение мер массы. | Меры массы, старинные русские меры массы. | 1 | |
2. | Измерительные приборы. Преобразования мер массы. | Закрепить преобразования мер массы. | Знать: - виды весов и уметь их отличать; - соотношение мер массы. Уметь: - выполнять простейшие взвешивания на пружинных, электронных весах. - выполнять преобразование с мерами массы. | Электронные, пружинные весы | 1 | |
3. | Решение задач с мерами массы. | Повторить и закрепить понятия «тяжелее- легче». | Уметь решать задачи на: - сравнение веса купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта; - на определение выгодности приобретения обработанных или необработанных продуктов. | Меры массы | 2 | |
II. | Меры объема | | | | | |
4. | Объем, вычисление объема. Способы измерения объема в быту. | Систематизировать знания об объеме, познакомиться с измерением объема в быту, ввести понятие «литр». | Знать: - единицы измерения объема; - что объём не зависит от формы предмета (0,5 л может быть банка, бутылка, пакет, кастрюля, т.е. любой сосуд). Уметь: - отличать кубические меры от линейных и квадратных мер; - измерять объем в быту. | Кубические меры 1мм3, 1см3, 1дм3, 1м3 литр, объем, старинные меры объема | 1 | |
5. | Решение задач на вычисление объема. | Совершенствовать знания, умения при решении сложных задач на вычисление объема. | Уметь: - выполнять преобразование мер объема - решать задачи практического характера на определение большего и меньшего объема сосудов. | Литр, объем | 2 | |
6. | Контрольная работа. | Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам: «Меры массы», «Меры объема». | Знать: - соотношение мер массы и объема. Уметь: - выполнять преобразование мер массы и объема - решать задачи с мерами массы и объема. | | 1 | |
7. | Работа над ошибками. | Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками. | Уметь выполнять работу над ошибками. | | 1 | |
III. | Меры времени | | | | | |
8. | Меры времени. Соотношение, преобразование мер времени. | Систематизировать знания о мерах времени, повторить и закрепить соотношение и преобразование мер времени. | Знать соотношение мер времени. Уметь: - выполнять преобразование мер времени; -выполнять сравнение величин времени | Год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя, сутки, час, минута, секунда. | 1 | |
9. | Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть часа= 15 мин., без четверти часа= до… осталось 15 мин, полчаса до…, спустя, после… | Познакомить с обозначением дробных частей времени. | Знать: - соотношение мер времени; - алгоритм обозначения дробных частей времени. Уметь вычислять дробные части времени. | Меры времени | 1 | |
10 | Расчет времени. | Совершенствовать знания, умения при решении задач на расчет времени. | Уметь: - выполнять преобразование мер времени; - выполнять сравнение величин времени; - решать задачи на вычисление: текущему году; дорогу в школу,… составление режима дня; продолжительность рабочей недели (в часах, днях); расчёт времени на выполнение какой-либо трудовой операции; расписание отправления поездов, самолетов, автобусов; | Режим дня дата рождения, расписание, меры времени, местное время, московское время. | 1 | |
IV. | Меры стоимости | | | | | |
11. | Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. | Повторить и закрепить меры стоимости и действия (размен, обмен) с ними. | Знать соотношение мер стоимости. Уметь выполнять размен и обмен денежных купюр | Купюра, монета, меры стоимости, старинные деньги на Руси. | 1 | |
12. | Действия с мерами измерения стоимости. | Закрепить все действия с мерами стоимости. | Знать соотношение мер стоимости. Уметь выполнять действия с мерами стоимости. | Меры стоимости | 1 | |
13. | Заработная плата - цена. Прожиточный минимум и минимальная зарплата. | Дать представления о прожиточном минимуме и минимальной заработной плате. | Уметь: - определять потребности, запросы, нужды членов семьи в современном обществе; -отличать потребности физические, материальные, духовные; -составлять задачи на составление статей расходов на семью (определённого типа) на месяц, на день. | Цена, минимальная заработная плата, прожиточный минимум. | 1 | |
14. | Решение задач с мерами стоимости | Совершенствовать знания, умения при решении задач с мерами стоимости. | Знать соотношение мер стоимости. Уметь: - выполнять действия с мерами стоимости; - определять цену по стоимости и количеству - решать задачи на: расчет стоимости подписки (месяц, полгода, год, льгота); расчет оплаты телефона (стационарный, сотовый, переговоры, тарифы); стоимость оплаты проезда (дороже - дешевле); расчет стоимости блюда (по рецепту); | Ц= С: К К= С: Ц С= Ц× К Подписка, льгота, тариф, рецепт | 2 | |
15. | Контрольная работа за 3 четверть. | Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам в течение 3 четверти. | Знать: - единицы измерения мер массы, объема, времени, стоимости; - соотношение мер массы, объема, времени, стоимости. Уметь: - выполнять действия с мерами массы, объема, времени, стоимости. - решать практические задачи с мерами массы, объема, времени, стоимости. | | 1 | |
16. | Работа над ошибками. | Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками. | Уметь выполнять работу над ошибками. | | 1 | |
17. | Обобщающий урок. | Проверить степень усвоения ЗУ по ранее изученному материалу. | Уметь: - выполнять действия и преобразования с мерами массы, объема, времени, стоимости; -выполнять расчеты и решать практические задачи с мерами массы, объема, времени, стоимости. | | 1 | |
Всего | | | | | 20 часов | |
Календарно - тематическое планирование по математике
10 класс, IV четверть
№ | Тема урока | Обучающая цель | Умения и навыки | Речевой материал | К-во часов | Дата |
I. | Целые числа и десятичные дроби | | | | | |
1. | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000. | Повторить и закрепить умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000. | Знать алгоритм умножения и деления целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000. Уметь: - решать примеры умножения и деления целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000; - применять на практике полученные математические знания. | | 1 | |
2. | Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями. | Повторить и закрепить деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000. | Знать соотношение единиц измерения массы, длины, стоимости. Уметь: -выполнять упражнение на преобразование десятичных дробей, выражающих меры длины, массы, стоимости, времени; - применять на практике полученные математические знания. | Меры измерения | 1 | |
3. | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное и трехзначное число. | Повторить и закрепить умножение и деление целых чисел на двузначное число. | Знать алгоритм умножения и деления целых чисел и десятичных дробей на двузначное и трехзначное число. Уметь выполнять действия умножения и деления целых чисел и десятичных дробей на двузначное и трехзначное число; - применять на практике полученные математические знания. | | 2 | |
II. | Обыкновенные дроби | | | | | |
4. | Обыкновенные дроби. Виды дробей. Сравнение и преобразование дробей. | Обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях. | Знать: - виды дробей; - алгоритм преобразования обыкновенных дробей Уметь: - отличать правильные и неправильные дроби; - выполнять сравнение и преобразование обыкновенных дробей; | Правильная дробь, неправильная дробь, смешанное число, сократить дробь, выделить целую часть | 1 | |
5. | Все действия с обыкновенными дробями. | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Все действия с обыкновенными дробями” | Знать алгоритм сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей. Уметь выполнять действия сложения, вычитания, умножения и деления с обыкновенными дробями. | | 1 | |
6. | Решение задач с обыкновенными дробями | Совершенствовать знания, умения при решении задач практического характера с обыкновенными дробями. | Уметь применять на практике знания о обыкновенных дробях. | | 1 | |
7. | Контрольная работа. | Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам: «Целые числа и десятичные дроби», «Обыкновенные дроби». | Знать соотношение единиц измерения массы, длины, стоимости. Уметь: - выполнять действия на: умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000; умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число; - выполнять действия с обыкновенными дробями. | | 1 | |
8. | Работа над ошибками. | Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками. | Уметь выполнять работу над ошибками. | | 1 | |
III. | Повторение и обобщение | | | | | |
9. | Все действия с именованными числами. | Закрепить все действия с именованными числами. | Знать соотношение мер измерения. Уметь применять на практике знания о мерах измерения. | Меры измерения | 1 | |
10. | Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. | Закрепить нахождение 1% и нескольких процентов от числа и нахождения числа по 1% и нескольким его процентам. | Уметь решать задачи на: - % к вкладам, % к кредитам и т. д. - % отчислений от з. п. подоходного налога, % в пенсионный фонд и профсоюз. | Вклад, кредит, ссуда, подоходный налог, профсоюзный взнос, пенсионный фонд | 1 | |
11. | Решение составных задач практического характера. | Совершенствовать знания, умения при решении составных задач практического характера. | Уметь - выполнять расчеты: семейного бюджета; коммунальных услуг; ремонтных работ; времени. - решать задачи на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне. | Семейный бюджет, коммунальные услуги, тарифы | 2 | |
12. | Контрольная работа за год. | Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам в течение года. | Знать: - алгоритм нахождения процентов от числа; - алгоритм сложения и вычитания целых чисел, обыкновенных и десятичных дробей; - алгоритм умножения и деления целых чисел, десятичных дробей на целое число; - соотношение единиц измерения массы, длины, стоимости. Уметь: - решать примеры на сложение и вычитание целых чисел, обыкновенных дробей и десятичных дробей; - выполнять арифметические действия умножения и деления целых чисел и десятичных дробей на целое число - уметь выполнять преобразование мер времени, длины, массы, площади, объема - решать задачи практического характера. | | 1 | |
13. | Работа над ошибками. | Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками. | Уметь выполнять работу над ошибками | | 1 | |
14. | Обобщающий урок. | Обобщить и систематизировать ЗУН, изученные в течение года | Уметь: - решать задачи практического характера. | Тарифы, услуги. | 1 | |
Всего | | | | | 16 часов | |