СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для учащихся 10 классов с ОВЗ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений VIII вида и предполагает обучение учащихся  10  классов  с углубленной трудовой подготовкой к  решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися  экономические и математические понятия. Программа направлена на более осознанное овладение учащимися профессиональными знаниями и их социализацию.З

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для учащихся 10 классов с ОВЗ»

Образовательная   программа

по дисциплине

«Математика»

для учащихся 10 классов

специальных (коррекционных) школ VIII  вида

                                                                                   


  1. Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений VIII вида и предполагает обучение учащихся  10 классов  с углубленной трудовой подготовкой к  решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися  экономические и математические понятия. Программа направлена на более осознанное овладение учащимися профессиональными знаниями и их социализацию.

Программа составлена:

 - в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года  № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;      

 - на основе:

  •  Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой, 2006г.

  • Программы и планирования по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (I- III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией   Е.Е. Колосовой, 2006г.

  • Новой модели обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (новые учебные программы), под редакцией А.М. Щербаковой,  2001г.

Данная программа «Математика» предназначена для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ.   Она рассчитана на 1 год обучения:

                  10 класс - 68 часов, 2 часа в неделю;

                 

        Объем программного материала по математике не предполагает наращивания математических сведений в сравнении с уже ранее полученными, а базируются на них.

 Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности. Таким образом, повторность в обучении детей позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения, обеспечивает их применение  на практике.

Главная цель программы -  формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.

 Задачи:

- формирование элементарных представлений об экономике;

- выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;

- обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;

- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;

- освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

        Программа определяет деятельность в 2 направлениях:

- теоретическая  часть;

- практическая часть.

           Теоретическая часть включает в себя:

- первичные экономические понятия;

- раскрывает причинно – следственные связи хозяйственной деятельности человека, семьи;

- экономические правила грамотного потребительского поведения;

        Практическая часть включает в себя:

- решение задач на закрепление вводимых экономических понятий;

- использование графиков, диаграмм, таблиц, схем;

- анализ полученных данных;

- формирование умений планировать и контролировать свою деятельность;

- грамотно выполнять экономические расчеты в жизни.

 Программа  построена на применении проблемно - поисковых методов обучения при ознакомлении учащихся с элементами экономики. Предполагается освоение учащимися знаний, непосредственно связанных с жизнью и повседневной хозяйственной практикой человека.  Осуществляется теснейшая связь между математикой, экономикой, историей, социально бытовой ориентировкой, профессионально - трудовым обучением.  Принципом построения урока математики является постановка жизненной проблемной ситуации и отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки. На уроке необходимо уделять большое внимание не столько запоминанию учащимися новой информации,  сколько пониманию причинно - следственных связей, рассуждениям учащихся.

Изучаемый в 10 классе курс математики представляет собой закрепление и дополнение предмета математики в 9 классе. А также формируется более полное представление об «экономике». Происходит знакомство с простейшими понятиями экономической науки, формирование первичных навыков экономического мышления.

  1. Учебно-тематический план, 10 класс

 №

Тема урока

Кол - во часов

В том числе





Теория

Практика

I четверть





1.

Введение в экономику.

2

1

1

2.

Целые числа и десятичные дроби.

2

-

2

3.

Производительность труда.

3

1

2

4.

Проценты.

4

1

3

5.

Контрольная работа.

2

-

2

6.

Работа над ошибками.

2

-

2

7.

Обобщающий урок.

1

-

1

II четверть





1.

Бюджет.

3

1

2

2.

Меры длины.

3

1

2

3.

Меры площади.

5

1

4

4.

Контрольная работа.

2

-

2

5.

Работа над ошибками.

2

-

2

6.

Обобщающий урок.

1

-

1

III четверть





1.

Меры массы.

4

1

3

2.

Меры объема.

3

1

2

3.

Меры времени.

3

1

2

4.

Меры стоимости.

5

1

4

5.

Контрольная работа.

2

-

2

6.

Работа над ошибками.

2

-

2

7.

Обобщающий урок.

1

-

1

IV четверть





1.

Целые числа и десятичные дроби.

4

-

4

2.

Обыкновенные дроби

3

-

3

3.

Повторение и обобщение.

4

-

5

4.

Контрольная работа.

2

-

2

5.

Работа над ошибками.

2

-

2

6.

Обобщающий урок.

1

-

1

Всего


68

10

58








  1. Содержание программы.

10 класс

Введение в экономику.

Понятие об экономике. Экономика и математика. Математика вокруг нас.

Целые числа и десятичные дроби.

Действия сложения и вычитания с  целыми числами и десятичными дробями. Действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями. Умножение и деление  целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000.

Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями.

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей  на двузначное и трехзначное число.

Производительность труда.

Оплата труда. Совместная производительность труда. Решение составных задач на производительность труда.

Практическая работа. Решение  задач  на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.

Проценты.

Нахождение одной и нескольких частей от числа. Проценты в нашей жизни.

Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. Решение составных задач на проценты.

Практическая работа.  Решение задач на:

- нахождение суммы подоходного налога от заработной платы;

- нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд;

- нахождение суммы отчислений от заработной платы в профсоюз;

- на определение стоимости товара, скидки на товар;

- на определение выплаты кредита, расчет процентов по вкладу.

Бюджет.

Семейный бюджет. Расчет семейного бюджета. Оплата жилищно -   коммунальных услуг.

Практическая работа.  Составление и решение  задач на определение дохода семьи, состоящей из определенного количества членов семьи определенного типа.

Выполнение расчетов  платежей за  коммунальные услуги,  работа с расчетными книжками.

Меры длины.

Меры длины. Единицы измерения длины. Соотношение мер длины. Измерительные инструменты. Преобразование мер длины. Решение  составных задач с мерами длины.

Практическая работа.  Выполнение  простейших измерений линейкой, рулеткой, метром. Решение задач на:

-  определение необходимых предметов мебели в соответствии с длиной стены и длиной предметов мебели;

-  вычисление количества ткани необходимой на пошив штор, постельного белья и т.д.

Меры площади.

Меры площади, единицы измерения величины площади,  соотношение и преобразование мер площади. Вычисление площади фигур и помещений.

Решение сложных задач на вычисление площадей. Площади занимаемых квартир. Работа с расчетными книжками.

Практическая работа.  Решение  задачи на:

- определение площади пола, стены, потолка.

- определение необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта (обои, краска, побелка и т.д.). Работа с расчетными книжками.

Меры массы.

Меры массы - единицы измерения величины массы. Соотношение мер массы.

Измерительные приборы. Преобразования мер массы. Решение задач с мерами массы.

Практическая работа.  Взвешивания на пружинных, электронных весах.  Решение задач на: - сравнение веса купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта;

-  определение выгодности приобретения обработанных или необработанных продуктов.

Меры объема.

Объем, вычисление объема. Способы измерения объема в быту. Решение задач на вычисление объема.

Практическая работа.  Измерение объема в быту. Решение задач практического характера на определение большего и меньшего объема сосудов.

Меры времени.

Меры времени. Соотношение,   преобразование мер времени. Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть часа= 15 мин., без четверти часа= до… осталось 15 мин, полчаса до…, спустя, после… . Расчет времени.

Практическая работа.  Составление режима дня.  Решение задач на вычисление:

-  возраста по дате рождения и  текущему году;

- затрат времени, необходимого на  дорогу в школу,…

- продолжительность рабочей недели (в часах, днях);

- расчёт времени на выполнение какой-либо трудовой операции;

- расписание отправления  поездов, самолетов, автобусов;

- вычисление срока годности лекарств (продуктов) по дате изготовления и сроку хранения;

- соотношение местного и московского времени.

Меры стоимости.

Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. Действия с мерами измерения стоимости. Заработная плата - цена. Прожиточный минимум и минимальная зарплата. Решение задач с мерами стоимости.

 Практическая работа.  Решение  задач на:

- расчет стоимости подписки (месяц, полгода, год, льгота);

-  расчет оплаты телефона (стационарный, сотовый, переговоры, тарифы);

-  стоимость оплаты проезда (дороже - дешевле);

- расчет стоимости блюда (по рецепту).

Обыкновенные дроби.

Обыкновенные дроби. Виды дробей.  Сравнение и преобразование дробей.

Все действия с обыкновенными дробями. Решение задач с обыкновенными дробями.

Практическая работа.  Решение  практических задач.

Повторение и обобщение.




Все действия с именованными числами. Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. Решение составных практических задач.

Практическая работа.  Решение задач на:

- определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.

- % к вкладам, % к кредитам и т. д.

- % отчислений  от заработной платы  подоходного налога, % в пенсионный фонд и профсоюз. Выполнение  расчетов:

- семейного бюджета;

- коммунальных услуг;

- ремонтных работ;

- времени.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся 10 классов

Должны знать:

- натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;

- названия и обозначение единиц стоимости, длины, массы, времени, объема;

- соотношение между единицами стоимости, длины, массы, времени, процента;

- понятия «экономика», «производительность труда», «заработная плата» и ее виды, «бюджет», «прожиточный минимум», (знать за счет чего и как уменьшать расходы, если доход меньше прожиточного минимума), «потребительская корзина», «собственность», налоги и их виды, «профсоюзы» и зачем они нужны.

Должны уметь:

- выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение, и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;

- свободно оперировать мерами стоимости, длины, массы, времени;

- решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;

- решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена - количество-  стоимость; площадью прямоугольника и длинами его сторон;

-вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда;

- заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных платежей;

- производить действие на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.



  1. Учебно-методическое обеспечение

Научно - методическая литература

  1. Девяткова Т.А. Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Т.А. Девяткова. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 304с.

  2. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5- 9 классы: Учебно - методическое издание / Ф.Р. Залялетдинова. - М.: ВАКО, 2007.- 128с.

  3. Колосова Е.Е. Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (I- III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Коррекционная педагогика  - 2006.- № 3. -  С. 44 – 59.

  4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов/ М.Н. Перова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 408с.

  5. Пузанов Б.П. Обучение  и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: Учеб. пособие для студ. высш.  и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 439с.

  6. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 2 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2008. – 95с.

  7. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 3 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2009. – 108с.

  8. Сафронова Г.А. Экономическая игротека на уроках математики 1-4 кл.: Учебная модификационная программа / Г.А. Сафронова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 74с.

  9. Степурина С.Е. Математика. 5-9 классы: коррекционно - развивающие задания и упражнения: Пособие для учителей / С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 121с.

  10. Шорыгина Т.А.  Беседы об экономике: Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. – М.: Творч. центр СФЕРА, 2009. – 94с.

  11.  А.М. Щербакова, Н.М. Платонова Программно- методическое обеспечение для 10- 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя/ А.М. Щербакова, Н.М. Платонова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 331с.

  12. Щербакова А.М.  Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербакова- М.: НЦ ЭНАС, 2001.- 184с.

Литература для учащихся

  1. Антропов А.П. Математика. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Учебное издание / А. П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот  - М.: Просвещение, 2009.- 399с.

  2. Виленкин Н.Я. Математика 5 класс.  Учебник для обшеобразовательных  учреждений: Учебное издание / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд  - М.: Мнемозина, 2011.- 280с.

  3. Жетомерский В.  Математическая азбука / В. Жетомерский,  Л. Шеврин -  М.: Педагогика, 1988. – 197с.

  4. Депман И.Я. За страницами учебника математики/ И.Я. Депман, В.Я. Виленкин -  М.: Просвещение, 1989.- 287с.

  5. Перова М.Н. Математика. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : Учебное издание / М.Н. Перова.  - М.: Просвещение, 2007.- 222с.

  6. Перова М.Н. Математика. Рабочая тетрадь для учащихся  9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Учебное издание / М.Н. Перова,   И. М. Яковлева  - М.: Просвещение, 2005.- 119с.

  7. Савин А.П.  Я познаю мир. Математика: Детская энциклопедия / А.П.    

          Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова. -  М.: АСТ, 2008. – 480с.

     8.  Узорова О.В. Большой справочник по математике /  О.В. Узорова,    

          Е.А. Нефедова – М.:Аквариум ЛТД, 2000.- 1362с.























Календарно - тематическое планирование  по математике

10 класс, I четверть

Тема урока

Обучающая цель

Умения и навыки

Речевой

материал

Кол-во часов

Дата

I.

Введение в экономику






1.

Понятие об экономике.

Дать учащимся общие представления об экономике как науке.

Знать простейшие экономические понятия:  экономика, товар, потребность, ресурсы, цена, рынок, бизнес.

Экономика, товар, потребность, ресурсы, цена, рынок, бизнес

1


2.

Экономика и математика. Математика вокруг нас.

Формирование элементарных представлений об экономике.

Уметь решать простейшие экономические задачи.

Экономия, доход, расход.

1


II.

Целые числа и десятичные дроби.






3.

Действия сложения и вычитания с  целыми числами и десятичными дробями.

Закрепить действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями.

Знать алгоритм сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями.

Уметь решать составные арифметические задачи практического характера.

Целое число, десятичная дробь, целая часть, дробная часть

1


4.

Действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями.

Закрепить действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями.

Знать алгоритм умножения и деления целых чисел и десятичных дробей.

Уметь решать составные арифметические задачи практического характера.

Целое число, десятичная дробь, целая часть, дробная часть

1


5.

Контрольная работа.

Выявить уровень овладения знаниями, умениями по темам: «Введение в экономику», «Целые числа и десятичные дроби».

Знать простейшие экономические понятия.

Уметь  решать задачи практического характера с целыми числами и десятичными дробями.


1


6.

Работа над ошибками.

Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками.

Уметь выполнять работу над ошибками.


1


III.

Производительность труда






7.

Оплата труда. Совместная производительность труда.

Познакомить учащихся с понятиями: «оплата труда»,  «производительность труда». Выявить взаимосвязь этого понятия с величинами «время» и «работа».

Знать  понятия: «оплата труда»,  «производительность труда»;

Уметь  решать задачи  на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.

Производительность труда, время, работа.

1


8.

Решение составных задач на производительность труда.

Закрепить решение задач на производительность труда.

Уметь  решать задачи  на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и

Производительность труда, время, работа, больничный лист

2





неполном рабочем дне.




IV.

Проценты






9.

Нахождение одной и нескольких частей от числа.

Проценты в нашей жизни.

Закрепить нахождения одной и нескольких частей от числа,

показать практическую значимость процентов  в различных сферах деятельности человека.

Знать алгоритм нахождения одной и нескольких частей от числа.

Уметь:

уметь решать задачи на нахождение части от числа;

решать простейшие задачи с процентами практического характера.

Часть от числа, процент

1


10.

Нахождение 1% и нескольких процентов от числа.

 Закрепить умение находить 1% и несколько процентов от числа.

Знать алгоритм нахождения 1% и нескольких процентов от числа.

Уметь решать задачи на:

- нахождение суммы подоходного налога от заработной платы;

- нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд;

- нахождение суммы отчислений от заработной платы в профсоюз.

Налог

1


11.

Нахождение числа по одному или нескольким его процентам.

 Закрепить умение находить  число по 1% и нескольким  процентам  от числа.

Знать алгоритм нахождения  числа по 1% и нескольким процентам  от числа.

Уметь решать задачи на определение стоимости товара , скидки на товар.

Скидка, распродажа, торговля по каталогу

1


12.

Решение составных задач на проценты.

Совершенствовать знания,  умения при   решении задач на проценты разного типа.

Знать: 

- алгоритм нахождения 1% и нескольких процентов от числа;

-  алгоритм нахождения  числа по 1% и нескольким процентам  от числа.

Уметь решать задачи  практического характера на проценты.

Ссуда, вклад, вкладчик, годовые проценты, кредит, кредитная карта

1


13.

Контрольная работа за 1 четверть.

Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам в течение 1 четверти.

Уметь:

 решать задачи  практического характера на проценты;

- выполнять расчет коммунальных услуг;

-составлять семейный бюджет,

сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами семьи;


1


14.

 Работа над ошибками.

Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками.

Уметь выполнять работу над ошибками.


1


15.

Обобщающий урок.

Проверить степень усвоения знаний, умений  по ранее изученному материалу.

Знать основные экономические понятия.

Уметь решать задачи практического характера по темам: «Производительность труда», «Проценты».


1


Всего





16 часов








Календарно - тематическое планирование  по математике

10 класс, II четверть

Тема урока

Обучающая цель

Умения и навыки

Речевой

материал

Кол-во часов

Дата

I.

Бюджет






1

Семейный бюджет. Расчет семейного бюджета.

Познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет».

Уметь:

-  составлять и решать задачи на определение дохода семьи, состоящей из определенного количества членов семьи определенного типа;

- планировать семейный бюджет.

Бюджет, доход, расход, продовольственная корзина, прожиточный минимум

1


2

Оплата жилищно -   коммунальных услуг.

Учить учащихся выполнять расчет коммунальных услуг.

Уметь:

- выполнять расчеты платежей за  коммунальные услуги;

- работать с расчетными книжками.

Услуги, тарифы, абонентская  плата, льгота, субсидия, пособия (единовременные, ежемесячное)

2


II.

Меры длины






3.

 Меры длины. Единицы измерения длины. Соотношение мер длины.

 Закрепить единицы измерения и соотношение мер длины.

Знать единицы измерения и соотношение мер длины.

Меры длины, старинные  меры  длины

1


4.

Измерительные инструменты. Преобразование мер длины.

Закрепить преобразование мер длины.

Знать виды измерительных инструментов и уметь выполнять простейшие измерения линейкой, рулеткой, метром.

Уметь выполнять преобразование мер длины.

Меры длины, старинные меры дины

1


5.

Решение  составных задач с мерами длины.

Совершенствовать знания,  умения    при решении задач с мерами длины.

Уметь:

-  решать задачи на определение необходимых  размеров предметов мебели в соответствии с длиной стены и длиной предметов мебели;

-  решать задачи на вычисление количества ткани необходимой на пошив штор, постельного белья и т.д.

- решать задачи и примеры на преобразование мер длины, на сравнение мер длины.

Длиннее - короче

уже - шире

1


6.

 Контрольная работа.

Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам: «Бюджет», «Меры длины»

Уметь:

- планировать семейный бюджет;

- выполнять расчеты платежей за  коммунальные услуги

- выполнять преобразования и решать задачи с мерами длины.


1


7.

Работа над ошибками.

Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками.

Уметь выполнять работу над ошибками.


1


III.

 Меры  площади






8.

Меры площади, единицы

измерения величины площади,  соотношение и преобразование мер площади.

Повторить понятие «площадь», «квадратный метр», ввести понятие «погонный метр», повторить единицы измерения и соотношение мер  площади.

Знать соотношение мер площади.

Уметь отличать квадратные меры от линейных мер.

S- площадь, меры площади, погонный метр,

старинные русские меры площади.

1


9.

Вычисление площади фигур и помещений.

Закрепить вычисление площади фигур (квадрат, прямоугольник) и помещений.

Знать формулы вычисления площади квадрата и прямоугольника.

Уметь решать задачи на вычисление площади прямоугольника, квадрата. 

S = a× b

S = a× a

1


10.

Решение сложных задач на вычисление площадей.

Совершенствовать знания,   умения при  решении  сложных задач на вычисление площади.

Знать  соотношение мер площади, формулы вычисления площади квадрата и прямоугольника.

Уметь решать задачи на:

- определение площади пола, стены, потолка.

- определение необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта (обои, краска, известь и т.д.)

Погонный метр

2


11.

Площади занимаемых квартир. Работа с расчетными книжками.

Учить учащихся выполнять расчет оплаты за площадь занимаемой квартиры.

Уметь:

- выполнять расчеты  квартплаты в зависимости от количества проживаемых и площади занимаемой квартиры;

- работать с расчетными книжками .

Льгота, субсидия

1


12.

Контрольная работа за 2 четверть.

Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам в течение 2 четверти.

Знать единицы измерения и соотношение мер длины, площади.

Уметь:

- выполнять расчеты платежей за  коммунальные услуги;

- решать задачи определение площади

необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта (обои, краска, побелка и т.д.)


1


13.

Работа над ошибками.

 Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками.

Уметь выполнять работу над ошибками.


1


14.

Обобщающий урок.

Проверить степень усвоения знаний, умений  по ранее изученному материалу.

Уметь:

-  составлять и решать задачи на определение дохода семьи, состоящей из определенного количества членов семьи определенного типа;

- планировать семейный бюджет;

выполнять расчеты платежей за  коммунальные услуги;


1


Всего





16 часов






Календарно - тематическое планирование  по математике

10 класс, III четверть

Тема урока

Обучающая цель

Умения и навыки

Речевой

материал

Кол-во часов

Дата

I.

Меры массы






1.

Меры массы - единицы измерения величины массы. Соотношение мер массы.

Закрепить единицы измерения и соотношения мер массы.

Знать единицы измерения  и соотношение мер массы.

Меры массы, старинные русские меры массы.

1


2.

Измерительные приборы. Преобразования мер массы.

Закрепить преобразования мер массы.

Знать:

виды весов и уметь их отличать;

- соотношение мер массы.

Уметь:

 выполнять простейшие взвешивания на пружинных, электронных весах.

- выполнять преобразование с мерами массы.

Электронные, пружинные весы

1


3.

Решение задач с мерами массы.

Повторить и закрепить понятия «тяжелее- легче».

Уметь решать задачи на:

- сравнение веса купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта;

- на определение выгодности приобретения обработанных или необработанных продуктов.

Меры массы

2


II.

Меры объема






4.

Объем, вычисление объема.

Способы измерения объема в быту.

 Систематизировать знания об объеме, познакомиться с измерением объема в быту, ввести понятие «литр».

Знать:

 единицы измерения объема;

- что объём не зависит от формы предмета (0,5 л может быть банка, бутылка, пакет, кастрюля, т.е. любой сосуд).

 Уметь:

 отличать кубические меры от линейных и квадратных мер;

- измерять объем в быту.

Кубические меры

1мм3, 1см3, 1дм3, 1м3

литр, объем, старинные меры объема

1


5.

Решение задач на вычисление объема.

Совершенствовать знания,   умения при решении  сложных задач на вычисление объема.

Уметь:

- выполнять преобразование мер объема

- решать задачи практического характера на определение большего и меньшего объема сосудов.

Литр, объем

2


6.

Контрольная работа.

Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам: «Меры массы», «Меры объема».

Знать:

- соотношение мер массы и объема.

Уметь:

- выполнять преобразование мер  массы и объема

- решать задачи с мерами массы и объема.


1


7.

Работа над ошибками.

Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками.

Уметь выполнять работу над ошибками.


1


III.

Меры времени






8.

Меры времени. Соотношение,   преобразование мер времени.

Систематизировать знания о мерах времени, повторить и закрепить соотношение и преобразование мер времени.

Знать соотношение мер времени.

Уметь:

-  выполнять преобразование  мер времени;

 -выполнять  сравнение величин времени

Год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя, сутки, час, минута, секунда.

1


9.

Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть часа= 15 мин., без четверти часа= до… осталось 15 мин, полчаса до…, спустя, после…

Познакомить с обозначением дробных частей времени.

Знать:

- соотношение мер времени;

- алгоритм обозначения дробных частей времени.

Уметь вычислять дробные части времени.

Меры времени

1


10

Расчет времени.

Совершенствовать знания,   умения при    решении   задач на расчет времени.

Уметь:

 выполнять преобразование мер времени;

- выполнять сравнение величин времени;

-  решать задачи на вычисление:

  • возраста по дате рождения и  

     текущему году;

  • затрат времени, необходимого на    

     дорогу в школу,…

  • составление режима дня;

  • продолжительность рабочей недели (в часах, днях);

  • расчёт времени на выполнение какой-либо трудовой операции;

  • расписание отправления

    поездов, самолетов, автобусов;

  • вычисление срока годности лекарств (продуктов) по дате изготовления и сроку хранения;

  • соотношение местного и московского времени.

Режим дня дата рождения, расписание, меры времени, местное время, московское время.

1


IV.

Меры стоимости






11.

Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет.

Повторить и закрепить меры стоимости и действия (размен, обмен) с ними.

Знать соотношение мер стоимости.

Уметь выполнять размен и обмен денежных купюр

 Купюра, монета, меры стоимости, старинные деньги на Руси.

1


12.

Действия с мерами измерения стоимости.

Закрепить все действия с мерами стоимости.

Знать соотношение мер стоимости.

Уметь выполнять действия с мерами стоимости.

Меры стоимости

1


13.

Заработная плата - цена. Прожиточный минимум и минимальная зарплата.

Дать представления о прожиточном минимуме и минимальной заработной плате.

Уметь:

-  определять потребности, запросы, нужды членов семьи в современном обществе;

-отличать потребности физические, материальные, духовные;

-составлять задачи на

составление статей расходов на семью (определённого типа) на месяц, на день.

Цена, минимальная заработная плата, прожиточный минимум.

1


14.

Решение задач с мерами стоимости

Совершенствовать знания,   умения при   решении  задач с мерами стоимости.

Знать соотношение мер стоимости.

Уметь:

- выполнять действия с мерами стоимости;

- определять цену по стоимости и количеству

- решать задачи на:

  • расчет стоимости подписки (месяц, полгода, год, льгота);

  • расчет оплаты телефона (стационарный, сотовый, переговоры, тарифы);

  • стоимость оплаты проезда (дороже - дешевле);

  • расчет стоимости блюда (по рецепту);

Ц= С: К

К= С: Ц

С= Ц× К

Подписка, льгота, тариф, рецепт

2


15.

Контрольная работа за 3 четверть.

Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам в течение 3 четверти.

Знать:

единицы измерения  мер массы, объема, времени, стоимости;

- соотношение   мер массы, объема, времени, стоимости.

Уметь:

- выполнять действия с мерами массы, объема, времени, стоимости.

- решать практические задачи с мерами массы, объема, времени, стоимости.


1


16.

Работа над ошибками.

Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками.

Уметь выполнять работу над ошибками.


1


17.

Обобщающий урок.

Проверить степень усвоения ЗУ по ранее изученному материалу.

Уметь:

выполнять действия и преобразования с мерами массы, объема, времени, стоимости;

-выполнять расчеты и решать практические задачи с мерами массы, объема, времени, стоимости.


1


Всего





20 часов


Календарно - тематическое планирование  по математике

10 класс, IV четверть

Тема урока

Обучающая цель

Умения и навыки

Речевой

материал

К-во часов

Дата

I.

Целые числа и десятичные дроби






1.

Умножение и деление  целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000.

Повторить и закрепить умножение  и деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000.

Знать алгоритм умножения и деления  целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000.

Уметь:

-  решать примеры умножения и деления  целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000;

- применять на практике полученные математические знания.


1


2.

Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями.

Повторить и закрепить деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000.

Знать соотношение единиц измерения массы, длины, стоимости.

Уметь:

-выполнять упражнение на преобразование десятичных дробей, выражающих меры длины, массы, стоимости, времени;

-  применять на практике полученные математические знания.

Меры измерения

1


3.

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей  на двузначное и трехзначное число.

Повторить и закрепить умножение и деление целых чисел на двузначное число.

Знать алгоритм  умножения и деления целых чисел и десятичных дробей на двузначное и трехзначное число.

Уметь выполнять действия умножения и деления целых чисел и  десятичных дробей на двузначное и трехзначное число;

-  применять на практике полученные математические знания.


2


II.

Обыкновенные дроби






4.

Обыкновенные дроби. Виды дробей.  Сравнение и преобразование дробей.

Обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях.

Знать:

 виды дробей;

- алгоритм преобразования обыкновенных дробей

Уметь:

- отличать правильные и неправильные дроби;

- выполнять сравнение и преобразование  обыкновенных дробей;

Правильная дробь, неправильная дробь, смешанное число, сократить дробь, выделить целую часть

1


5.

 Все действия с обыкновенными дробями.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Все действия с обыкновенными дробями”

Знать алгоритм сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей.

Уметь выполнять действия сложения, вычитания, умножения и деления с обыкновенными дробями.


1


6.

Решение задач с обыкновенными дробями

Совершенствовать знания,  умения при  решении   задач  практического характера с обыкновенными дробями.

Уметь применять на практике знания о обыкновенных дробях.


1


7.

Контрольная работа.

Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам: «Целые числа и десятичные дроби», «Обыкновенные дроби».

Знать соотношение единиц измерения массы, длины, стоимости.

Уметь:

-  выполнять действия  на:

  • умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000;

  • умножение и деление целых чисел и  десятичных дробей на двузначное число;

- выполнять действия с обыкновенными дробями.


1


8.

Работа над ошибками.

Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками.

Уметь выполнять работу над ошибками.


1


III.

Повторение и обобщение






9.

Все действия с именованными числами.

Закрепить все действия с именованными числами.

Знать соотношение мер измерения.

Уметь применять на практике  знания о мерах измерения.

Меры измерения

1


10.

Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам.

 Закрепить нахождение 1% и нескольких процентов от числа и нахождения числа по 1% и нескольким его процентам.

 Уметь решать задачи на:

- % к вкладам, % к кредитам и т. д.

- % отчислений  от з. п. подоходного налога, % в пенсионный фонд и профсоюз.

Вклад, кредит, ссуда, подоходный налог, профсоюзный взнос, пенсионный фонд

1


11.

Решение составных задач практического характера.

Совершенствовать знания,  умения  при решении  составных задач практического характера.

Уметь

- выполнять расчеты:

  • семейного бюджета;

  • коммунальных услуг;

  • ремонтных работ;

  • времени.

- решать задачи  на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.

 Семейный бюджет, коммунальные услуги, тарифы

2


12.

Контрольная работа за год.

Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам в течение года.

Знать:

- алгоритм нахождения процентов от числа;

- алгоритм сложения и вычитания целых чисел, обыкновенных и десятичных  дробей;

- алгоритм умножения и деления целых чисел, десятичных дробей на целое число;

- соотношение единиц измерения массы, длины, стоимости.

Уметь:

 - решать примеры на сложение и вычитание  целых чисел, обыкновенных дробей и десятичных дробей;

- выполнять арифметические действия умножения и деления  целых чисел и десятичных дробей на целое число

-   уметь выполнять преобразование мер времени, длины, массы, площади, объема

- решать задачи практического характера.


1


13.

Работа над ошибками.

Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками.

Уметь выполнять работу над ошибками


1


14.

Обобщающий урок.

Обобщить и систематизировать ЗУН, изученные в течение года

Уметь:

 - решать задачи практического характера.

Тарифы, услуги.

1


Всего





16 часов