«Утверждаю».
Директор:_________/Л.Г. Землянская/
Приказ №_____ от «___»________2018г.
Цель: создание условий для развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на основе формирования доступных математических представлений, знаний, умений, необходимых им в повседневной жизни и при изучении других предметов.
- формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинноследственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Приоритетной целью обучения математике в начальной школе является формирование практической направленности, связи с другими учебными предметами, жизнью, готовности обучающихся к овладениями доступными навыками и умениями, способности использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Личностные результаты | Достижения личностных результатов |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | - адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих; | - адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих; | - адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих; | - адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих; |
| | - адекватные представления о собственной внешности; | - адекватные представления о собственной внешности; | - адекватные представления о собственной внешности; |
| | | умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; | умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; |
| | | | умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | получения информации - умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных, познавательных и практических задач; | получения информации - умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных, познавательных и практических задач; | получения информации - умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных, познавательных и практических задач; | получения информации - умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных, познавательных и практических задач; |
| | - умение пользоваться в жизни и деятельности межпредметными знаниями | - умение пользоваться в жизни и деятельности межпредметными знаниями | - умение пользоваться в жизни и деятельности межпредметными знаниями |
| | | - умение использовать готовые алгоритмы деятельности | - умение использовать готовые алгоритмы деятельности |
| | | | - проявление способности устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости; |
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми |
| - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях | - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях |
| | - способность обращаться за помощью | - способность обращаться за помощью | - способность обращаться за помощью |
| | | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками | - способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками |
| | | | - способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях |
Развитие навыков сотрудничеств а с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | -ориентировка в социальных ролях; | -ориентировка в социальных ролях; | -ориентировка в социальных ролях; | -ориентировка в социальных ролях; |
| - владение алгоритмами поведения в разных социальных ситуациях. | - владение алгоритмами поведения в разных социальных ситуациях. | - владение алгоритмами поведения в разных социальных ситуациях. | - владение алгоритмами поведения в разных социальных ситуациях. |
| | - умение обращаться за помощью и принимать помощь; | - умение обращаться за помощью и принимать помощь; | - умение обращаться за помощью и принимать помощь; |
| | | - умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. | - умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, |
| | | | - умение дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в разных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый/незнакомый и т.п.); |
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
1 класс |
Пропедевтика |
- знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих величину, размер предметов, их массу; - умение сравнивать предметы по величине, размеру «на глаз», наложением, приложением (с помощью учителя); сравнивать предметы по массе с помощью мускульных ощущений; - знание слов, отражающих количественные отношения предметных совокупностей, умение использовать их в собственной речи; - выполнение оценивания и сравнения количества предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделения лишних, недостающих предметов (с помощью учителя); уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих; - умение увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества; - знание и использование в собственной речи слов, определяющих положение предметов в пространстве, на плоскости; - определение положения предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу; определение положения предметов на плоскости; перемещение предметов в указанное положение (с помощью учителя); - установление и называние порядка следования предметов (с помощью учителя); - знание частей суток, порядка их следования; - овладение элементарными временными представлениями, использование в речи при описании событий собственной жизни слов: сегодня, завтра, вчера, рано, поздно, вовремя, давно; - узнавание и называние геометрических фигур; определение формы знакомых предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами. | - знание и использование в собственной речи слов, определяющих величину, размер предметов, их массу; - умение сравнивать предметы по величине, размеру «на глаз», наложением, приложением; сравнивать предметы по массе с помощью мускульных ощущений; - знание слов, отражающих количественные отношения предметных совокупностей, умение использовать их в собственной речи; - выполнение оценивания и сравнения количества предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделения лишних, недостающих предметов; уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих; - умение увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемах жидкостей, сыпучего вещества; объяснять эти изменения; - знание и использование в собственной речи слов, определяющих положение предметов в пространстве, на плоскости; - определение положения предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу; определение положения предметов на плоскости; перемещение предметов в указанное положение; - установление и называние порядка следования предметов; - знание частей суток, порядка их следования; - овладение элементарными временными представлениями, использование в речи при описании событий окружающей жизни слов: сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно; - узнавание и называние геометрических фигур; определение формы предметов путем соотнесения с геометрическими фигурами. |
Нумерация |
- знание количественных, порядковых числительных в пределах 10; количественных числительных в пределах 20; - откладывание чисел с использованием счетного материала (чисел 11-20 – с помощью учителя); - умение прочитать запись числа в пределах 20; записать число с помощью цифр; - знание числового ряда в пределах 10 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 10; - осуществление счета предметов в пределах 10, присчитывая по 1; обозначение числом количества предметов в совокупности; - выполнение сравнения чисел в пределах 10 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей; - знание состава чисел 2-10 из двух частей (чисел) с опорой на разложение предметной совокупности на две части. | - знание количественных, порядковых числительных в пределах 10; количественных числительных в пределах 20; - откладывание чисел в пределах 20 с использованием счетного материала; - умение прочитать запись числа в пределах 20; записать число с помощью цифр; - знание десятичного состава чисел 11-20; - знание числового ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке; числового ряда в пределах 20 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 10; - осуществление счета в пределах 10, присчитывая, отсчитывая по1 и равными числовыми группами по 2; счета предметов в пределах 20, присчитывая по 1; обозначение числом количества предметов в совокупности; - выполнение сравнения чисел в пределах 10; - знание состава чисел 2-10 из двух частей (чисел). |
Единицы измерения и их соотношения |
- знание единиц измерения (мер) стоимости (1 р., 1 к.), длины (1 см), массы (1 кг), емкости (1 л), времени (1 сут., 1 нед.); - умение прочитать и записать число, полученное при измерении величин одной мерой (с помощью учителя); - узнавание монет, называние их достоинства; осуществление замены и размена монет в пределах 10 р.; - знание названий, порядка дней недели (с помощью учителя), количества суток в неделе. | - знание названий величин (стоимость, длина, масса, емкость, время) и их единиц измерения (мер): 1 р., 1 к., 1 см, 1 кг, 1 л, 1 сут., 1 нед.; - умение прочитать и записать число, полученное при измерении величин одной мерой; - узнавание монет, называние их достоинства; осуществление замены и размена монет в пределах 10 р.; - знание названий, порядка дней недели, количества суток в неделе. |
Арифметические действия |
- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, их знаков («+» и «-»); - составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией); - понимание сущности знака «=» и умение его использовать при записи числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1; - понимание смысла действий сложения и вычитания, умение их иллюстрировать в практическом плане при выполнении операций с предметными совокупностями; - выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 на основе пересчитывания предметов, присчитывания и отсчитывания по 1; | - знание названий арифметических действий сложения и вычитания, их знаков («+» и «-»); - составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией); - понимание сущности знака «=» и умение его использовать при записи числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1; - понимание смысла действий сложения и вычитания, умение их иллюстрировать в практическом плане при выполнении операций с предметными совокупностями; - выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 на основе знания состава чисел; выполнение сложения чисел в пределах 20 на основе знания десятичного состава чисел 11-20; - практическое использование при нахождении значений числовых выражений (решении примеров) переместительного свойства сложения (2 + 7, 7 + 2). |
Арифметические задачи |
- выделение в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных; - выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, с записью решения в виде примера; называние ответа задачи; - составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету (с помощью учителя). | - выделение в арифметической задаче условия, требования (вопроса); выделение в условии задачи числовых данных; - выполнение решения задач на нахождение суммы, разности (остатка) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями и с помощью иллюстрирования, с записью решения в виде примера; называние ответа задачи; - составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. |
Геометрический материал |
- различение плоскостных и объемных геометрических фигур; определение формы знакомых предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами; - знание линий (прямая, кривая, отрезок), умение их различать; - построение прямой линии (произвольной), отрезка с помощью линейки (с помощью учителя); - измерение длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении (с помощью учителя); построение отрезка заданной длины (с помощью учителя); - построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам) с помощью учителя. | - различение плоскостных и объемных геометрических фигур; определение формы предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами; - знание линий (прямая, кривая, отрезок), умение их различать; - построение прямой линии (произвольной; проходящей через одну, две точки), отрезка с помощью линейки; - измерение длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении; построение отрезка заданной длины; - построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам). |
2 класс |
- умение использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; | - умение группировать числа по заданному признаку; |
-считать числа от 1 до 20, составлять примеры на наглядном материале в пределах 10, | -считать числа от 1 до 20, составлять примеры на наглядном материале в пределах 20, |
- представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; | - умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами с переходом через десяток, с числами, полученными при счёте и измерениями одной мерой; |
| - умение проводить проверку правильности вычислений с помощью обратного действия. |
3 класс |
Знать числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке; | Считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; |
Знать смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; Знать таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления; | Откладывать на счетах любые числа в пределах 100; Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений; |
Порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; | Использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление; |
Единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер; | Различать числа, полученные при счете и измерении; |
Порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года. | Записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями; |
| Определять время по часам (время прошедшее, будущее); находить точку пересечения линий; чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. |
4 класс |
- знание числового ряда 1-100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала; - знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; - понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части); - знание таблицы умножения однозначных чисел до 5; - понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; - знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; - знание и применение переместительного свойства сложения и умножения; - выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100; - знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; - различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами; - пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах; - определение времени по часам (одним способом); - решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач; - решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя); - различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; - узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания; - знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя); - различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов. | - знание числового ряда 1-100 в прямом и обратном порядке; - счет присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100; - откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала; - знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; - понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления; - знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; - понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; - знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; - знание и применение переместительного свойства сложения и умножения; - выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100; - знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; - различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах); - знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах; - определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин; - решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач; - краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия; - различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной; - узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения; -знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; -вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга. |
Проверено « »__________2018 г.
И.О. зам.директора по УР
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Основные виды учебной деятельности | Коррекционная направленность урока | Материально-техническое обеспечение |
1-10 | Второй десяток. Нумерация (повторение). | 10 | | Сравнение и упорядочение круглых десятков. Разряды, их место в записи числа. Состав двузначных чисел из десятков и единиц. Повторение и закрепление навыка сложения чисел в пределах 10. Организация работы по группам. | Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом | Разрядная таблица; счетный материал; магнитные числа. |
11 | Контрольная работа по теме «Повторение». (входящая) | 1 | | Проверка пройденного, задания по уровням сложности. | Письменная речь. | Текст контрольной работы, счеты. |
12 | Работа над ошибками. | 1 | | По результатам выполнения Контрольной работы. | Речевой анализ ошибок. | |
13-14 | Линии. | 2 | | Моделирование чисел, полученных при измерении стоимости в пределах 100 р., с помощью монет достоинством 10 р., 5 р., 2 р., 1 р. на основе знания десятичного состава двузначных чисел. Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом | Классификация именованных чисел по признакам. | Таблица-опора; счетный материал; |
15- 21 | Числа, полученные при измерении величин. | 7 | | | Классификация именованных чисел по признакам. | Полоски в 1 см, 1 дм, 1 м; линейки, простой карандаш, таблица-опора «Меры длины» |
22-24 | Пересечение линий. | 2 | | | Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом | Разрядная таблица; счетный материал; магнитные числа. |
Сложение и вычитание чисел второго десятка. |
25-32 | Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 8 | | Отработка навыка сложения чисел без перехода через десяток. | Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом | Разрядная таблица; счетный материал; магнитные числа |
33 | Контрольная работа по теме «Числа, полученные при измерении величин». | 1 | | Проверка пройденного, задания по уровням сложности. | Письменная речь. | Текст контрольной работы, счеты. |
34 | Работа над ошибками. | 1 | | По результатам выполнения Контрольной работы. | Речевой анализ ошибок. | |
35-46 | Сложение с переходом через десяток. | 12 | | Соотношения мер времени. Последовательность месяцев, количество суток в каждом месяце. Определение времени по часам с точностью до 1 мин двумя способами | Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом | Таблица-опора; счетный материал; |
2 четверть (49 часов). |
47 | Углы. | 1 | | Замкнутые, незамкнутые кривые линии: распознавание, называние. Моделирование замкнутых, незамкнутых кривых. | Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом | |
48-57 | Вычитание с переходом через десяток. | 10 | | Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Построение окружности с данным радиусом. Построение окружностей с радиусами, равными по длине, разными по длине. Построение дуги с помощью циркуля. | Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом | |
58-59 | Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи). | 2 | | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
60-62 | Скобки. Порядок действий в примерах с скобками. | 3 | | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
63-64 | Меры времени – год, месяц. | 2 | | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
Умножение и деление чисел второго десятка. |
65-68 | Умножение чисел. | 4 | | Таблица деления на 2, ее воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Числа четные и нечетные. Выполнение табличных случаев деления на 2 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 2. Деление чисел, полученных при измерении величин одной мерой. | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
69-71 | Умножение числа 2. | 3 | | Сложение двузначного числа с однозначным числом с переходом через разряд (38 + 5) приемами устных вычислений (запись примера в строчку). Нахождение значения числового выражения (решение примера) с помощью моделирования действия с использованием счетного материала, с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа. | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица-опора; счетный материал; |
72-73 | Деление на равные части. | 2 | | Сложение двузначного числа с однозначным числом с переходом через разряд (38 + 5) приемами устных вычислений (запись примера в строчку). | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица-опора; счетный материал; |
74-76 | Деление на 2. | 3 | | | | |
77 | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание с переходом через десяток». | 1 | | Проверка пройденного, задания по уровням сложности. | Письменная речь. | Текст контрольной работы, счеты. |
78 | Работа над ошибками. | 1 | | По результатам выполнения Контрольной работы. | Речевой анализ ошибок. | Таблица-опора; счетный материал; |
79-80 | Многоугольники. | 2 | | Знакомство с ломаной линией. Элементы ломаной линии: отрезки, вершины, углы. Моделирование ломаной линии. | Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом | Линейка, простой каран-даш, таблица «Линии». |
81-83 | Умножение числа 3. | 3 | | Табличное умножение числа 3 в пределах 20. | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица-опора; счетный материал; |
80-82 | Деление на 3. | 3 | 11.1212.12 13.12 | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица-опора; счетный материал; |
| Умножение числа 4. | | | Табличные случаи умножения числа 4 в пределах 20 на основе взаимосвязи сложения и умножения). Таблица умножения числа 4, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. Выполнение табличных случаев умножения числа 4 с проверкой правильности вычислений по таблице сложения. Переместительное свойство умножения | Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом | Линейка, простой каран-даш, таблица «Линии». |
86-88 | Деление на 4. | 3 | 18.12 19.12 20.12 | Таблица деления на 4, ее составление с использованием таблицы умножения числа 4, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
| Умножение чисел 5 и 6. | | | Табличные случаи умножения числа 5и 6 в пределах 20 на основе взаимосвязи сложения и умножения). Таблица умножения числа 5 и 6, ее составление, воспроизведение на основе знания закономерностей построения. | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
| Деление на 5 и на 6. | | | Таблица деления на 5 и 6, ее составление с использованием таблицы умножения числа 5 и 6, на основе знания взаимосвязи умножения и деления. | | |
| Последовательность месяцев в году. | | | | | |
| Контрольная работа по теме «Умножение чисел 2 и 3». | 1 | 24.12 | Проверка пройденного, задания по уровням сложности. | Письменная речь. | Текст контрольной работы, счеты. |
| Работа над ошибками. | 1 | 25.12 | По результатам выполнения Контрольной работы. | Речевой анализ ошибок. | |
Второй десяток. |
| Умножение и деление чисел (все случаи). | | | Табличное умножение чисел 2 – 6 в пределах 20. Табличные случаи умножения числа 2-6 в пределах 20 (на основе взаимосвязи сложения и умножения). | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
| Шар, круг, окружность. | | | | | |
Сотня. |
96-97 | Нумерация. Круглые десятки. | 2 | 27.1228.12 | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
Проверено « »__________2019 г. И.О. Зам. директора по УР _______ /С.И. Шишкалова/ Календарно-тематическое планирование по математике для 4 класса 2 полугодие ( ). 3 четверть (59 часов) |
98-99 | Меры стоимости. | 2 | 14.01 15.01 | | Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом | Линейка, простой карандаш, таблица «Линии». |
100-104 | Числа 21-100. | 5 | 15.01 16.01 17.01 18.01 21.01 | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
105110 | Мера длины – метр. | 6 | | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
111-115 | Меры времени . Календарь. | 5 | | Двойное обозначение времени. Определение частей суток на основе знания двойного обозначения времени. Определение времени по электронным часам (с электронным табло) с точностью до 1 ч, получаса. | Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом | Таблица-опора; счетный материал; |
Сложение и вычитание чисел. |
116121 | Сложение и вычитание круглых десятков. | 6 | 04.02 05.02 05.02 06.02 07.02 08.02 | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
122-127 | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | 6 | | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
128 | Контрольная работа по теме: «». | 1 | 18.02 | Знать математический смысл выражения « уменьшить в…». | Коррекция и развитие мышления, памяти | |
129 | Работа над ошибками. | 1 | 19.02 | Итоги контрольной работы. | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица-опора; счетный материал; |
130-131 | Центр, радиус окружности и круга. | | | | Практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур. | |
132-136 | Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков. | | | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
137-141 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | 5 | | Увеличение в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («больше в ...»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Увеличение в несколько раз данной предметнойсовокупности в процессе выполнения предметно - практической деятельности («увеличить в ...»). | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица-опора; счетный материал; |
142-146 | Числа, полученные при измерении двумя мерами. | | | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
147-153 | Получение в сумме круглых десятков и 100. | 7 | | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица-опора; счетный материал; |
154 | Вычитание чисел из круглых десятков и 100. | 1 | 20.03 | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица-опора; счетный материал; |
155 | Меры времени – сутки, минута. | 1 | 21.03 | Итоги контрольной работы. | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица-опора; счетный материал; |
156 | Умножение и деление чисел. | 1 | 22.03 | | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица-опора; счетный материал; |
|
157-158 | Деление по содержанию. | 2 | 01.04 02.04 | | Практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур. | Линейка, простой карандаш |
154-156 | Порядок действий в примерах. | 3 | 02.04 03.04 04.04 | Устно: решение примеров на сложение нескольких слагаемых, занимательные вопросы. Смысл действия умножения, замена одинаковых слагаемых умножением. Составление и первичное закрепление таблицы умножения чисел. Решение примеров и задач. | Коррекция и развитие мышления, памяти | Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш |
|
190 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 21.05 | Решение примеров и задач. | Письменная речь. | простой карандаш, линейка |
191 | Работа над ошибками. | 1 | 21.05 | По результатам выполнения Контрольной работы. | | Счеты; счетный материал; образец выполнения письменного сложения. |
192-199 | Повторение. | 8 | 22.05 23.05 24.05 27.05 28.05 28.05 29.05 30.05 | Устно: решение примеров на сложение нескольких слагаемых, занимательные вопросы. Смысл действия умножения, замена одинаковых слагаемых умножением. | Подвижность мыслительных процессов. | Счеты; счетный материал; образец выполнения письменного сложения. |
2. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2.ЖК-экран.
1. Учебник по математике: Математика. 4кл: Т.В. Алышева, И.М. Яковлева. учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях., - М.: « Просвещение», 2018.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 - 4 класс/ [ А. А. Айдаберкова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.] - 8- ое изд. - М.; Просвещение, 2001 г..