ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
-
Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
-
Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
-
Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
-
Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
-
понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
-
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
-
владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2022г.
2.Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2022
2.Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2022
3.Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс» / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.- М.: Просвещение, 2022.
4.Савинова С.В. Система уроков по учебнику М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой – Волгоград : Учитель, 2022.
5.Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение,2022.
6.«Поурочные разработки по математике + Текстовые задачи двух уровней сложности к учебному комплекту М.И. Моро и др. « - М.:ВАКО,2022.
7.Контрольные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая - М.: Экзамен,2022.
8.Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 1 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2022.
9.Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2022
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Краткая характеристика учебного предмета.
Ключевая идея курса имеет практическую направленность обучения и заключается в формировании у обучающихся важнейших элементов учебной деятельности. Формирование у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. и построена на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника.
Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Оно вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.
Практическая сторона математического образования связана с формированием познавательных способов деятельности, духовная с целостным гармоничным развитием человека в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого
Практическая полезность программы обусловлена тем, что обучение математике дает возможность развивать у обучающихся умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность в выборе необходимых средств для решения учебных задач, инициативность в поиске гипотез, поиске существенных доказательств, творческое выполнение любых задач, самостоятельность в оценке процесса и результата учебной деятельности.
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («если …, то …», «все»). Создание простейшей информационной модели (схема)
Метапредметные связи учебного предмета
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
-
наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
-
обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
-
понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
-
наблюдать действие измерительных приборов;
-
сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному основанию;
-
копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур;
-
вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:
-
понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
-
читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
-
характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
-
комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче;
-
описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки;
-
строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
-
принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
-
действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
-
проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
-
проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.
Совместная деятельность:
-
участвовать в парной работе с математическим материалом;
-
выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
-
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
-
развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
-
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
-
осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
-
применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
-
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
-
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
-
оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
-
стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
-
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
-
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
-
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
-
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
-
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
-
понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
-
применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:
-
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
-
читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
-
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
-
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
-
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
-
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
-
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
-
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
2) Самоконтроль:
-
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
-
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
-
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
3) Самооценка:
-
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
-
оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
-
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров);
-
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
-
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
-
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
-
пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
-
находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
-
выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
-
решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);
-
сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
-
знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);
-
различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
-
устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
-
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
-
группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
-
различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы;
-
сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры)
Основные виды деятельности учащихся
При изучении материала на уроках математики используются следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ таблиц, схем.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
Работа с раздаточным материалом.
Моделирование и конструирование.
II.Содержание учебного предмета «Математика», 1 класс (базовый уровень) 132 ч.
Краткая характеристика учебного предмета.
Ключевая идея курса имеет практическую направленность обучения и заключается в формировании у обучающихся важнейших элементов учебной деятельности. Формирование у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. и построена на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника.
Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Оно вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.
Практическая сторона математического образования связана с формированием познавательных способов деятельности, духовная с целостным гармоничным развитием человека в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого
Практическая полезность программы обусловлена тем, что обучение математике дает возможность развивать у обучающихся умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность в выборе необходимых средств для решения учебных задач, инициативность в поиске гипотез, поиске существенных доказательств, творческое выполнение любых задач, самостоятельность в оценке процесса и результата учебной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
-
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
-
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры , сокровища искусства и культуры , объекты природы) ;
-
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений ; опровергать или подтверждать истинность предположения ).
Содержание учебного предмета «Математика» УМК «Школа России» (базовый уровень)
1 класс (132ч)
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, чтение и запись чисел от 0 до 20. Десятичные единицы счёта. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (килограмм), вместимости (литр).
Арифметические действия
Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Свойства сложения (переместительное), вычитания. Нахождение значения числового выражения. Способы проверки правильности вычислений (оценка достоверности, прикидка результата).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …». Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник).
Использование чертёжных инструментов (линейка) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины – сантиметр, децимет
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин, фиксирование, анализ полученной информации.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («если …, то …», «все»). Создание простейшей информационной модели (схема)
-
Тематическое планирование учебного предмета «Математика» с учетом рабочей программы воспитания, 1 класс (132ч)
№ | п/п Тема/раздел | Кол-во часов | ЭОР | Воспитательный компонент |
I часть Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) |
1 | Учебник математики. Счет предметов. | 1 | https://resh.edu.ru/ https://ped-kopilka.ru/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5196/start/122006/ | Соблюдение правил безопасного поведения в школе на уроках и переменах (к открытию в школе Года содействия безопасности всех и каждого) |
2 | Пространственные представления. Вверху, внизу, слева, справа | 1 | Воспитание уважительного отношению к окружающим людям, чувства сопереживания (образовательные события РФ и ЯНАО: День солидарности в борьбе с терроризмом .Минута молчания памяти жертв в Беслане) |
3 | Временные представления. Раньше, позже, сначала, потом | 1 | - учимся владеть языком цифр, формул, графиков на материале окружающих нас фактов и явлений. (образовательные события РФ и ЯНАО: Международный день распространения грамотности. Игра «Математический лабиринт», история развития науки) |
4 | Столько же. Больше. Меньше. | 1 | -уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (образовательные события РФ и ЯНАО: Международный день глухих) |
5 | На сколько больше? | 1 |
6 | На сколько меньше? | 1 |
7 | Странички для любознательных. Дополнительные задания творческого и поискового характера | 1 |
8 | Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел» | 1 | навыки самосохранения, умение следовать определенным правилам и алгоритмам действий (Неделя безопасности дорожного движения: составление плана маршрута «Моя дорога в школу») |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. (28 ч) | |
9 | Много. Один. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4058/start/188096/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5999/start/148926/ | |
10 | Число и цифра 2. | 1 | | |
11 | Число и цифра 3. | 1 | Быть любящим, послушным и отзывчивым внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца (День пожилых людей. Составление поздравительной открытки на флористическую тематику из геометрических фигур.) |
12 | Знаки +, –, = | 1 | Умение видеть и предугадывать критические жизненные ситуации, оперативно на них реагировать , ориентироваться в окружающей среде (образовательные события РФ и ЯНАО: Всероссийский открытый урок «ОБЖ», приуроченный ко дню ГО РФ. Проект «Мой безопасный путь при эвакуации из школы») |
13 | Число и цифра 4. | 1 | |
14 | Длиннее. Короче. | 1 | Воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, развитие интеллектуально-волевых качеств школьников. (образовательные события РФ и ЯНАО: Всемирный день математики. Конкурс «Юные математики») |
15 | Число и цифра 5. | 1 | |
16 | Числа от 1 до 5. Состав числа 5. | 1 | |
17 | Странички для любознательных. | 1 | Нравственное и эстетическое воспитание учащихся (уважение к друг другу, к труду, точность и т.д.), уважение к людям различных профессий. (Международный день учителя. Игра в стихах «Угадай профессию по цифре») |
18 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 1 |
19 | Ломаная линия. | 1 |
20 | Диагностика уровня полученных знаний. Проверочная работа. | 1 |
21 | Знаки «больше», «меньше», «равно». | 1 | Воспитание культуры речи ( вт.ч математической), уважительного отношения к одноклассникам, стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми (Всероссийский день чтения : математические стихи Г.Остера) |
22 | Равенство. Неравенство. | 1 | https://ped-kopilka.ru/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5196/start/122006/ | |
23 | Многоугольник. | 1 | | Стремиться овладевать новыми знаниями (образовательные события РФ и ЯНАО: Всемирный день математики (15.10) (Презентация «Ярмарка математических событий и профессий», конкурс юных математиков) |
24 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3971/start/270212/ | |
25 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 7. | 1 | | |
26 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 8. | 1 | | |
27 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 9. | 1 | | |
28 | Число 10. | 1 | | |
29 | Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». | 1 | | |
30 | Наши проекты. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». | 1 | | Воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю. ( образовательные события РФ и ЯНАО: День рождения ЯНАО) |
31 | Сантиметр. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3971/start/270212/ https://ped-kopilka.ru/ | |
32 | Увеличить на… Уменьшить на… | 1 | | |
33 | Число 0. | 1 | | |
34 | Сложение и вычитание с числом 0. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3971/start/270212/ | |
35 | Странички для любознательных. | 1 | | Воспитание патриотизма, любви к Родине, законопослушности (образов. события РФ и ЯНАО: День Конституции РФ (12.12) |
36-37 | Что узнали. Чему научились. | 2 | | Письменный контроль |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (59 ч) |
38 | Сложение и вычитание вида +1, – 1. | 1 | | |
39 | Сложение и вычитание вида – 1 –1, +1+1. | 1 | | |
40 | Сложение и вычитание вида +2, –2. | 1 | | |
41 | Слагаемые. Сумма. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3971/start/270212/ | |
42 | Задача. | 1 | | |
43 | Составление задач по рисунку. | 1 | | |
44 | Таблицы сложения и вычитания с числом 2. | 1 | | |
45 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | | |
46 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 1 | | |
47 | Странички для любознательных. | 1 | | Способствовать формированию ответственного отношения к соблюдению норм и законов государства, развитие высокой культуры поведения; День Государственного герба Российской Федерации |
48 | Что узнали. Чему научились. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3971/start/270212/ | |
49 | Странички для любознательных. | 1 | | Знать историю своей Родины, воспитывать любовь к родному краю, своей стране (образовательные события РФ и ЯНАО: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Беседа «война в цифрах») |
50 | Сложение и вычитание вида +3, –3. | 1 | | |
51 | Прибавление и вычитание числа 3. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3971/start/270212/ | |
52 | Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3971/start/270212/ | |
53 | Таблицы сложения и вычитания с числом 3. | 1 | | |
54 | Присчитывание и отсчитывание по 3. | 1 | | |
55 | Решение задач. | 1 | | |
56 | Решение задач. | 1 | | |
57 | Странички для любознательных. | 1 | | Уважительно относиться к людям иной национальности. (образовательные события РФ и ЯНАО: Международный день родного языка) |
58 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
59 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
60 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание от 1 до 10». | 1 | |
61-62 | Закрепление по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3971/start/270212/ |
63-64 | Резерв | 2 | |
II часть |
65 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. | 1 | https://resh.edu.ru/ |
66 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | |
67 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | |
68 | Сложение и вычитание вида +4, –4. | 1 | |
69 | Закрепление изученного. | 1 | |
70 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | https://resh.edu.ru/ |
71 | Решение задач. | 1 | |
72 | Таблицы сложения и вычитания с числом 4. | 1 | |
73 | Решение задач. | 1 | |
74 | Перестановка слагаемых. | 1 | |
75 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. | 1 | https://resh.edu.ru/ |
76 | Таблицы для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. | 1 | |
77 | Состав чисел в пределах 10.Закрепление. | 1 | |
78 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 | |
79 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | https://resh.edu.ru/ |
80 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
81 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 |
82 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 |
83 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 |
84 | Решение задач. | 1 | https://resh.edu.ru/ |
85 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 | |
86 | Вычитание вида 6 – а, 7 – а. | 1 | |
87 | Состав чисел 6,7. Решение задач. | 1 | |
88 | Вычитание вида 8 – а, 9 – а. | 1 | |
89 | Состав чисел 8, 9. Решение задач. | 1 | |
90 | Вычитание вида 10 – а | 1 | |
91 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | |
92 | Килограмм. | 1 | https://resh.edu.ru/ |
93 | Литр. | 1 | | |
94 | Что узнали. Чему научились. | 1 | Воспитывать стремление к любознательности, к познанию географии своей страны, численности и национального состава; (образовательные события РФ и ЯНАО: День воссоединения Крыма с Россией. Познавательная игра «Россия в цифрах») |
95 | Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10». | 1 |
Числа от 1 до 20. Нумерация. (14 ч) |
96 | Названия и последовательность чисел от 11 до 20. | 1 | https://resh.edu.ru/ https://pptcloud.ru/matematika/zadacha-154492 https://pptcloud.ru/matematika | |
97 | Образование чисел второго десятка. | 1 | |
98 | Запись и чтение чисел второго десятка | 1 | |
99 | Дециметр. | 1 | |
100 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. | 1 | |
101 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. | 1 | |
102 | Странички для любознательных. | 1 | https://resh.edu.ru/ | Стремление к познаниям, умение работать в информационной среде,чувство гордости за свою страну. (образовательные события РФ и ЯНАО: День космонавтики. Математические ребусы «Планеты солнечной системы») |
103 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
104 | Проверочная работа по теме: «Нумерация чисел от 1 до 20» | 1 | |
105 | Закрепление изученного. Работа над ошибками. | 1 | |
106-107 | Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. | 2 | | Воспитание ценностного отношения к своему дому, городу, селу, учебному заведению Праздник Весны и Труда. |
108-109 | Составная задача. | 2 | | |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. (23 ч) |
110 | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | https://resh.edu.ru/ https://pptcloud.ru/matematika/zadacha-154492 https://pptcloud.ru/matematika | |
111 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +2, +3. | 1 | |
112 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +4. | 1 | |
113 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 5. | 1 | |
114 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 6. | 1 | Воспитание ценностного отношения к своему дому, городу, селу, учебному заведению Праздник Весны и Труда |
115 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7. | 1 | https://resh.edu.ru/ |
116 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 8, + 9. | 1 | |
117 | Таблица сложения. | 1 | |
118 | Странички для любознательных. | 1 | | Быть вежливым, уважительным к людям старшего поколения, воспитывать патриотические чувства (образовательные события РФ и ЯНАО: День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Беседа «Война в цифрах») |
119 | Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Сложение чисел с переходом через разряд» | 1 | https://resh.edu.ru/ https://pptcloud.ru/matematika/zadacha-154492 https://pptcloud.ru/matematika |
120 | Общие приемы вычитания с переходом через десяток. | 1 |
121 | Вычитание вида 11–*. | 1 |
122 | Вычитание вида 12 –*. | 1 |
123 | Вычитание вида 13 –*. | 1 |
124 | Вычитание вида 14 –*. | 1 |
125 | Вычитание вида 15 –*. | 1 |
126 | Вычитание вида 16 –*. | 1 | https://resh.edu.ru/ https://pptcloud.ru/matematika/zadacha-154492 https://pptcloud.ru/matematika |
127 | Вычитание вида 17 –*, 18 –*. | 1 | |
128 | Закрепление изученного. | 1 | Воспитание ценностного отношения к своему дому, городу, селу, учебному заведению Праздник Весны и Труда. |
129 | Контрольная работа по теме «Вычитание из двухзначных чисел с переходом через разряд» | 1 | |
130 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
131 | Наши проекты.«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | 1 | |
132 | Резерв | 1 | Стремится устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, помогать нуждающимся людям (образовательные события РФ и ЯНАО: Международный день семьи . Международный день защиты детей. Фильм «Дети планеты Земля») |
| Итого | 132 ч | | |
Оценочные материалы
Проверочная работа по математике №1
Вариант 2
1. Запиши пропущенные числа в том порядке, как они идут при счёте
1, …, 3, 4, …, …, 7, …, 9, 10.
2. Вставь пропущенные числа
4 + … = 5 8 - … = 7 7 + … = 8
6 + 1 = … … - 1 = 4 9 - … =8
… - 1 = 2 6 - … = 5 … – 1 = 3
3. Что изменилось? Запиши, это используя цифры и знаки +, -, =
Контрольная работа за 1 полугодие
1 вариант
1.Реши задачу.
Косте надо решить 6 примеров. Он уже решил 3 примера. Сколько примеров не решено у Кости?
2.Реши примеры.
9-1 = 8-2 = 4+1=
7+3 = 3+2 = 6-3 =
3. Сравни, вставь пропущенные знаки , =.
6+1*5 8*4+4
4. Начерти отрезок длиной 4 см.
5*. Придумай и запиши два числа, при сложении которых в результате получится 1.
2 вариант.
1. Решите задачу.
На празднике выступали 5 мальчиков и столько же девочек. Сколько всего детей выступали на празднике?
2.Реши примеры.
7-1 = 4-2 = 3+1 =
5+3 = 8+2 = 9-3 =
3.Сравни, вставь пропущенные знаки , =.
7+1*5 4*2+2
4. Начерти отрезок равный 3 см.
5* Придумай и запиши два числа, при сложении которых в результате получится 0.
Итоговая контрольная работа за год
Вариант 1
-
Запиши по порядку числа от 13 до 7.
-
Вычисли: 18 - 10 10+6 14 - 4 1+18
-
От ленты отрезали сначала 6 дм, а потом 3 дм. Сколько дециметров ленты отрезали?
-
Запиши пропущенные знаки действий + или - так, чтобы стали верными равенство и неравенства: 8 17 6 1=5 9 1
-
У Пети было 7 солдатиков и 2 машинки. Он отдал брату все машинки и столько же солдатиков. Сколько солдатиков осталось у Пети?
Запиши только ответ.
Вариант 2
-
Запиши в порядке уменьшения числа от 14 до 8.
-
Вычисли: 9+10 16 - 10 13 - 3 20 - 1
-
Во дворе было 7 кур, а уток на 4 меньше. Сколько уток было во дворе?
-
Запиши пропущенные знаки действий + или - так, чтобы стали верными равенство и неравенства: 7 14
-
В песочнице играли 6 девочек и 2 мальчика. Домой ушли все мальчики и столько же девочек. Сколько девочек осталось в песочнице?
Запиши только ответ.
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Математика» (базовый уровень) 1 класс (132ч)
№ п/п | Содержание темы | Ко-во час | Дата |
I часть Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) |
1 | Учебник математики. Счет предметов. | 1 | |
2 | Пространственные представления. Вверху, внизу, слева, справа | 1 | |
3 | Временные представления. Раньше, позже, сначала, потом | 1 | |
4 | Столько же. Больше. Меньше. | 1 | |
5 | На сколько больше? | 1 | |
6 | На сколько меньше? | 1 | |
7 | Странички для любознательных. Дополнительные задания творческого и поискового характера | 1 | |
8 | Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел» | 1 | |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. (28 ч) | |
9 | Много. Один. | 1 | |
10 | Число и цифра 2. | 1 | |
11 | Число и цифра 3. | 1 | |
12 | Знаки +, –, = | 1 | |
13 | Число и цифра 4. | 1 | |
14 | Длиннее. Короче. | 1 | |
15 | Число и цифра 5. | 1 | |
16 | Числа от 1 до 5. Состав числа 5. | 1 | |
17 | Странички для любознательных. | 1 | |
18 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 1 | |
19 | Ломаная линия. | 1 | |
20 | Закрепление «Соотнесение реальных предметов». | 1 | |
21 | Знаки «больше», «меньше», «равно». | 1 | |
22 | Равенство. Неравенство. | 1 | |
23 | Многоугольник. | 1 | |
24 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | 1 | |
25 | Числа 6 и 7. Письмо цифры 7. | 1 | |
26 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 8. | 1 | |
27 | Числа 8 и 9. Письмо цифры 9. | 1 | |
28 | Число 10. | 1 | |
29 | Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». | 1 | |
30 | Наши проекты. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». | 1 | |
31 | Сантиметр. | 1 | |
32 | Увеличить на… Уменьшить на… | 1 | |
33 | Число 0. | 1 | |
34 | Сложение и вычитание с числом 0. | 1 | |
35 | Странички для любознательных. | 1 | |
36-37 | Что узнали. Чему научились. | | |
| Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (59 ч) | | |
38 | Сложение и вычитание вида +1, – 1. | 1 | |
39 | Сложение и вычитание вида – 1 –1, +1+1. | 1 | |
40 | Сложение и вычитание вида +2, –2. | 1 | |
41 | Слагаемые. Сумма. | 1 | |
42 | Задача. | 1 | |
43 | Составление задач по рисунку. | 1 | |
44 | Таблицы сложения и вычитания с числом 2. | 1 | |
45 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | |
46 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 1 | |
47 | Странички для любознательных. | 1 | |
48 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
49 | Странички для любознательных. | 1 | |
50 | Сложение и вычитание вида +3, –3. | 1 | |
51 | Прибавление и вычитание числа 3. | 1 | |
52 | Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков. | 1 | |
53 | Таблицы сложения и вычитания с числом 3. | 1 | |
54 | Присчитывание и отсчитывание по 3. | 1 | |
55 | Решение задач. | 1 | |
56 | Решение задач. | 1 | |
57 | Странички для любознательных. | 1 | |
58 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
59 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
60 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание от 1 до 10». | 1 | |
61-62 | Закрепление по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». | 2 | |
63-64 | Резерв | 2 | |
| II часть | | |
65 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. | 1 | |
66 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | 09.01 |
67 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | 10.01 |
68 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). Сложение и вычитание вида +4, –4. | 1 | 09.01 |
69 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). Закрепление изученного. | 1 | 10.01 |
70 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | 11.01 |
71 | Решение задач. | 1 | 12.01 |
72 | Таблицы сложения и вычитания с числом 4. | 1 | 13.01 |
73 | Решение задач. | 1 | 14.01 |
74 | Перестановка слагаемых. | 1 | 16.01 |
75 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. | 1 | 17.01 |
76 | Таблицы для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. | 1 | 18.01 |
77 | Состав чисел в пределах 10.Закрепление. | 1 | 20.01 |
78 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 | 23.01 |
79 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | |
80 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
81 | Закрепление изученного. Проверка знаний. | 1 | |
82 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | |
83 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | |
84 | Решение задач. | 1 | |
85 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 | |
86 | Вычитание вида 6 – а, 7 – а. | 1 | |
87 | Состав чисел 6,7. Решение задач. | 1 | |
88 | Вычитание вида 8 – а, 9 – а. | 1 | |
89 | Состав чисел 8, 9. Решение задач. | 1 | |
90 | Вычитание вида 10 – а | 1 | |
91 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | |
92 | Килограмм. | 1 | |
93 | Литр. | 1 | |
94 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
95 | Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10». | 1 | |
| Числа от 1 до 20. Нумерация. (14 ч) | | |
96 | Названия и последовательность чисел от 11 до 20. | 1 | |
97 | Образование чисел второго десятка. | 1 | |
98 | Запись и чтение чисел второго десятка | 1 | |
99 | Дециметр. | 1 | |
100 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. | 1 | |
101 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. | 1 | |
102 | Странички для любознательных. | 1 | |
103 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
104 | Проверочная работа по теме: «Нумерация чисел от 1 до 20» | 1 | |
105 | Закрепление изученного. Работа над ошибками. | 1 | |
106-107 | Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. | 2 | |
108-109 | Составная задача. | 2 | |
| Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. (23 ч) | | |
110 | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | |
111 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +2, +3. | 1 | |
112 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +4. | 1 | |
113 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 5. | 1 | |
114 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 6. | 1 | |
115 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7. | 1 | |
116 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 8, + 9. | 1 | |
117 | Таблица сложения. | 1 | |
118 | Странички для любознательных. | 1 | |
119 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
120 | Общие приемы вычитания с переходом через десяток. | 1 | |
121 | Вычитание вида 11–*. | 1 | |
122 | Вычитание вида 12 –*. | 1 | |
123 | Вычитание вида 13 –*. | 1 | |
124 | Вычитание вида 14 –*. | 1 | |
125 | Вычитание вида 15 –*. | 1 | |
126 | Вычитание вида 16 –*. | 1 | |
127 | Вычитание вида 17 –*, 18 –*. | 1 | |
128 | Закрепление изученного. | 1 | |
129 | Контрольная работа. | 1 | |
130 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
131 | Наши проекты.«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | 1 | |
132 | Резерв | 1 | |