Муниципальное автономное ОБЩЕобразовательное учреждение
«Средняя школа № 42»
Петропавловск – Камчатского городского округа
«Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО МАОУ «СШ № 42» _____/Г. Н. Туркова «___»______20___г. | «Согласовано» Зам. директора по УР МАОУ «СШ № 42» ____________/________/ «___»_________20___г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СШ № 42» _______/ «___»_______20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
1 класс
«Школа России»
Программу составил (а): Зинина Анна Александровна,
учитель начальных классов
Петропавловск-Камчатский
2017 г
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе:
1. Федеральный закон от 29.12 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, пп. 9, 10);
2. ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. Просвещение, 2011г.;
- Учебный план МАОУ «СШ № 42» на 2017-2018 учебный год;
- Инновационный общешкольный проект МАОУ «СШ № 42»«Модель образовательной системы школы, обеспечивающей современное качество образования» (краевая инновационная площадка);
- Проектирование рабочей программы по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Методические рекомендации. КИПКП. Краевое государственное автономное образовательное учреждение.;
- Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1–4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Учебные универсальные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- освоение начальных математических знаний;
- развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- привитие умений и качеств, необходимых человеку XXI века.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления:
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным, в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 132 часа в год при 4 часах в неделю.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Математика» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
- целостное восприятие окружающего мира;
- развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, предоставляющем средства для её решения;
- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (два-три шага) в соответствии с поставленной задачей;
- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осознанное чтение, построение речевых высказываний, использование введенных математических символов, знаков, терминов математической речи;
- первоначальные методы нахождения и чтения информации, представленной разными способами (текст, таблица) а разных носителях (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- первоначальные умения использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач;
- способность излагать свое мнение и аргументировать его;
- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
- овладение логическим действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержание учебного предмета «Математика»;
- овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- способность определять общую цель и пути её достижения;
- способность договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются:
- использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основам счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- выполнение устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решение текстовых задач, выполнение и построение алгоритмов и стратегий в игре; исследование, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представление, анализ и интерпретация данные;
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре).
Содержание тем учебного предмета
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления.
(8 часов)
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее - короче) и по форме (круглый, квадратный, треугольный и т.д.)
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, справа – слева, за – перед, между, вверху – внизу, ближе – дальше и др.)
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, на сколько больше (меньше).
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. (27 часов)
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и х изображений, движений, звуков и др. Получение числа путем прибавления единицы к предыдущему, вычитания из числа, следующего за данным при отсчете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки , =.
Состав числа в пределах первого десятка.
Точка. Линия (кривая, прямая). Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины и стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе пересчета предметов).
Практическая работа: сравнение длин отрезков, измерение длины отрезка, построение заданной длины.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (54 часа)
Конкретный смысл названия действий сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в одно-два действия без скобок.
Переместительное свойство сложения.
Приемы вычислений: прибавление числа по частям, перестановка чисел, вычитание числа по частям и вычитание на основе знаний соответствующего случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов)
Название и последовательность чисел от 11 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел вида 10 + 8, 18 – 8, 18 – 10.
Сравнение чисел с помощью вычитания.
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной длины.
Единицы массы: килограмм.
Единицы объема: литр.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 часа)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в одно-два действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (6 часов)
Числа от 1 до 20. Нумерация.
Табличное сложение и вычитание.
Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник). Измерение и построение отрезков.
Решение задач изученных видов.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. | 9 |
2 | Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. | 27 |
3 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. | 50 |
4 | Числа от 11 до 20. Нумерация | 16 |
5 | Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание | 22 |
6 | Итоговое повторение. | 8 |
Итого: | 132 часа |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу первого класса учащийся научится:
- называть числа от 0 до 20; называть и обозначать действия сложения и вычитания;
- называть результаты сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
- называть результаты сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания;
- оценивать количество предметов числом и прверять результат подсчетом в пределах 20;
- вести счет как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
- записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок);
- решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
- проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
- строить отрезок заданной длины.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, вместимости;
- решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др);
- оценивать величины предметов на глаз.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности |
по плану | по факту |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (9 часов) |
-
| | | Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). | Называние чисел в порядке их следования при счёте. Отсчитывание из множества предметов заданного количества (8-10 отдельных предметов). |
-
| | | Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева». Урок- игра. | Моделирование способов расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию, описание расположения объектов. |
-
| | | Пространственные представления «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между». Урок- игра. | Упорядочивание событий, расположение их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). |
-
| | | Диагностическая работа. | |
-
| | | Работа над ошибками. Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». Урок- игра. | Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов. |
-
| | | Сравнивание групп предметов. «На сколько больше? На сколько меньше?». Урок- игра. | Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов. |
-
| | | Сравнивание и уравнивание групп предметов. Пространственные представления. | Установление соответствия между группами предметов, нахождение закономерностей расположения фигур в цепочке. |
-
| | | Странички для любознательных. Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов множества предметов». Урок- игра. | Выполнение задания творческого и поискового характера. Сравнение групп предметов, разбиение множества геометрических фигур на группы по заданному признаку. |
-
| | | Закрепление по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». Проверочная работа. | Сравнение групп предметов, разбиение множества геометрических фигур на группы по заданному признаку. |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (27 часов) |
10 | | | Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1. | Счет различных объектов (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливание порядкового номера того или иного объекта при заданном порядке счёта. Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. |
11 | | | Числа 1, 2. Письмо цифры 2. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Сравнение чисел 1 и 2. Сравнение групп предметов. |
12 | | | Число 3. Письмо цифры 3. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. |
13 | | | Числа 1, 2, 3.Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». | Оперирование математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «получится». Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. |
14 | | | Числа 1,2, 3, 4. Письмо цифры 4. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Отработка состава чисел 2, 3, 4. |
15 | | | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Урок- игра. | Упорядочивание объектов по длине (наложением, с использованием мерок, на глаз). |
16 | | | Число 5. Письмо цифры 5. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Упорядочивание заданных чисел. |
17 | | | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Образование следующего числа прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. |
18 | | | Странички для любознательных. | Выполнение задания творческого и поискового характера. |
19 | | | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч. | Различение и называние прямой линии, кривой, отрезка, луча, ломаной. |
20 | | | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. | Различение, называние и изображение геометрических фигур: прямой линии, кривой, отрезка, луча, ломаной. |
21 | | | Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. | Соотнесение реальных предметов и их элементов с изученными геометрическими линиями и фигурами. |
22 | | | Знаки: «» (больше), « | Сравнение двух чисел и запись результата сравнения с использованием знаков сравнения «», « |
23 | | | Равенство. Неравенство. | Составление числовых равенств и неравенств. Сравнение двух групп предметов. |
24 | | | Многоугольник. | Различение, называние многоугольников (треугольники, четырехугольники и т.д.). Нахождение предметов окружающей действительности, имеющих форму различных многоугольников. |
25 | | | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек. |
26 | | | Закрепление изученного материала. Письмо цифры 7. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте. |
27 | | | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Построение многоугольников из соответствующего количества палочек. |
28 | | | Закрепление изученного материала. Письмо цифры 9. | Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. |
29 | | | Число 10. Запись числа 10. | Определение места каждого числа в последовательности чисел от 1 до 10, а также места числа 0 среди изученных чисел. |
30 | | | Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. |
31 | | | Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках». | Подбор загадок, пословиц и поговорок. Сбор и классификация информации по разделам (загадки, пословицы и поговорки). |
32 | | | Сантиметр – единица измерения длины. | Измерение отрезков и выражение их длины в сантиметрах. Построение отрезков заданной длины (в см). Сравнение отрезков различной длины. |
33 | | | Увеличить на ... Уменьшить на ... | Использование понятий «увеличить на…», «уменьшить на…» при составлении схем и при записи числовых выражений. |
34 | | | Число 0. Цифра 0. | Письмо цифр. Соотнесение цифры и числа. Называние чисел в порядке их следования при счёте. |
35 | | | Закрепление изученного материала. Сложение с нулём. Вычитание нуля. Проверка знаний учащихся. | Контроль и оценка своей работы. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
36 | | | Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». Работа над ошибками. | Называние чисел в порядке их следования при счёте. Письмо цифр. Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10. |
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (50 часа) |
37 | | | Прибавить и вычесть 1. Знаки «+», «–», «=». | Сложение и вычитание по единице. Счет с помощью линейки. Воспроизведение числовой последовательности в пределах 10. |
38 | | | Прибавить и вычесть 1. | Составление таблиц сложения и вычитания с единицей. Называние чисел в порядке их следования при счёте. |
39 | | | Прибавить и вычесть число 2. | Выполнение сложения и вычитания вида: □ ± 1, □ ± 2. Присчитывание и отсчитывание по 2. |
40 | | | Слагаемые. Сумма. | Чтение примеров на сложение различными способами. Составление и решение примеров с 1 и 2. Чтение равенств с использованием математической терминологии (слагаемые, сумма). |
41 | | | Задача (условие, вопрос). | Выделение задач из предложенных текстов. Анализ условия задачи, составление плана решения. |
42 | | | Сопоставление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов (разрезного материала). |
43 | | | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. | Составление схемы арифметических действий сложения и вычитания по рисункам. Запись числовых равенств. |
44 | | | Присчитывание и отсчитывание по 2. | Упражнение в присчитывании и отсчитывании по 2. Запись числовых равенств. |
45 | | | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания. |
46 | | | Закрепление изученного материала. Диагностика знаний. | Работа в парах при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры». |
47 | | | Решение текстовых задач. | Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач. |
48 | | | Закрепление изученного материала. Решение текстовых задач. | Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач. |
49 | | | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений. | Выполнение сложения и вычитания вида □ ± 3. Присчитывание и отсчитывание по 3. |
50 | | | Закрепление по теме «Прибавить и вычесть 3». Решение текстовых задач. | Моделирование с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решение задач, раскрывающих смысл действий сложения и вычитания. |
51 | | | Закрепление. Решение задач. | Решение задач в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснение действий, выбранных для решения задачи. |
52 | | | Сложение и соответствующие случаи состава чисел. | Составление и заучивание таблиц сложения и вычитания с 3. Называние последовательности чисел в прямом и обратном порядке. |
53 | | | Решение текстовых задач. | Дополнение условия задачи недостающим данным или вопросом. Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. |
54 | | | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3». | Решение задач в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснение действий, выбранных для решения задачи. |
55 | | | Закрепление изученного материала. Диагностика знаний. | Контроль и оценка своей работы. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
56 | | | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | Решение задач в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Решение примеров. Запись числовых выражений. |
57 | | | Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2, 3. | Решение задач в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Называние последовательности чисел в прямом и обратном порядке. |
58 | | | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | Решение примеров изученных видов. Составление числовых равенств и неравенств. Сравнение групп предметов. Называние последовательности чисел в прямом и обратном порядке. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. |
59 | | | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | Сравнение групп предметов. Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц. |
60 | | | Прибавить и вычесть 4. Приёмы вычислений. | Выполнение вычислений вида: ± 4. Составление и заучивание таблиц сложения и вычитания с 4. |
61 | | | Закрепление изученного материала. | Проверка правильности выполнения сложения с помощью другого приёма сложения (приём прибавления по частям). Решение задач на разностное сравнение чисел. |
62 | | | Задачи на разностное сравнение чисел. | Сравнение групп предметов. Решение задач на разностное сравнение. Подбор вопросов к условию задачи. Составление задач по рисункам. |
63 | | | Решение задач. | Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение. Решение нестандартных задач. |
64 | | | Прибавить и вычесть 4. Сопоставление и заучивание таблицы | Выполнение вычислений вида: ± 4. Решение задач изученных видов. Составление и заучивание таблиц сложения и вычитания с 4. |
65 | | | Резервный урок. | |
66 | | | Решение задач. Закрепление пройденного материала. | Проверка правильности выполнения сложения с помощью другого приёма сложения (приём прибавления по частям). Решение задач на разностное сравнение чисел. |
67 | | | Перестановка слагаемых. | Составление числовых выражений, наблюдение над перестановкой слагаемых в самостоятельно составленных «двойках» примеров. |
68 | | | Перестановка слагаемых и её применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8,9. | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида: □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. |
69 | | | Составление таблицы вычитания и сложения 5, 6, 7, 8, 9. | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида: □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. Решение «круговых» примеров. |
70 | | | Закрепление пройденного материала. Состав чисел в пределах 10. | Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решение «круговых» примеров, примеров с «окошками». |
71 | | | Состав числа 10. Решение задач. | Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решение нестандартных задач. |
72 | | | Повторение изученного материала. Диагностика знаний. | Сравнение разных способов сложения, выбор наиболее удобного. Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. |
73 | | | Связь между суммой и слагаемыми. | Называние компонентов сложения. Практическое нахождение неизвестного слагаемого. Наблюдения за взаимосвязью между сложением и вычитанием. |
74 | | | Связь между компонентами и результатами действия сложения. Закрепление полученных знаний. | Наблюдение и объяснение связи между двумя простыми задачами, представленными в одной цепочке. |
75 | | | Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого. | Наблюдение и объяснение связи между двумя простыми задачами, представленными в одной цепочке. |
76 | | | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. |
77 | | | Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7. | Выполнение вычислений вида: 6 – □ , 7 – □ с применением знания состава чисел 6, 7 и знаний о связи суммы и слагаемых. |
78 | | | Связь сложения и вычитания. | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. Наблюдения за взаимосвязью между сложением и вычитанием. |
79 | | | Вычитание из чисел 8, 9. | Выполнение вычислений вида: 8 – □, 9 – □ с применением знания состава чисел 8, 9 и знаний о связи суммы и слагаемых. |
80 | | | Связь при сложении и вычитании у чисел 8 и 9. | Выполнение сложения с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Решение задач изученных видов. |
81 | | | Вычитание из числа 10. | Выполнение вычислений вида 10 – □ с применением знания состава чисел 10 и знаний о связи суммы и слагаемых. |
82 | | | Закрепление изученного материала. | Наблюдение и объяснение связи между двумя простыми задачами, представленными в одной цепочке. |
83 | | | Килограмм. | Взвешивание предметов с точностью до килограмма. Сравнение предметов по массе. Упорядочивание предметов в порядке увеличения (уменьшения) массы. |
84 | | | Литр. | Сравнение сосудов по вместимости. Упорядочивание сосудов по вместимости в заданной последовательности. |
85 | | | Закрепление состава чисел до 10. | Выполнение вычислений вида: 6 – □ , 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □ с применением знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знаний о связи суммы и слагаемых. |
86 | | | Диагностическая работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка». | Контроль и оценка своей работы. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
Числа от 1 до 20. Нумерация (16 часов) |
87 | | | Название и образование чисел второго десятка | Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Чтение и запись чисел второго десятка. |
88 | | | Названия и последовательность чисел от 10 до 20. | Сравнение чисел в пределах 20 с опорой на порядок их следования при счёте. Чтение и запись чисел второго десятка. |
89 | | | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Чтение и запись чисел второго десятка. |
90 | | | Дециметр. | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие – в более крупные, крупные – в более мелкие, используя соотношения между ними. |
91 | | | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | Выполнение вычислений вида: 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10 на основе знаний нумерации. |
92 | | | Чтение и запись чисел. | Чтение и запись чисел второго десятка. |
93 | | | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел. | Представление чисел от 11 до 20 в виде суммы разрядных слагаемых. Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. |
94 | | | Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. | Представление чисел от 11 до 20 в виде суммы разрядных слагаемых. Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. |
95 | | | Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 20». | Выполнение вычислений: 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10 на основе знаний нумерации. Построение отрезков заданной величины. Измерение отрезков. |
96 | | | Диагностическая работа по теме: «Числа от 11 до 20» Урок проверки знаний. | Контроль и оценка своей работы. |
97 | | | Анализ работы и работа над ошибками. | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. |
98 | | | Повторение. Подготовка к введению задач в два действия. | Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение суммы, на разностное сравнение. |
99 | | | Решение задач. | Составление плана решения задачи в два действия. Решение задач в два действия. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
100 | | | Ознакомление с задачей в два действия. | Составление плана решения задачи в два действия. Решение задач в два действия. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
101 | | | Резервный урок. | |
102 | | | Решение задач в два действия. | Анализ условия задачи, постановка вопросов к данному условию, составление обратных задач. |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 часа) |
103 | | | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | Моделирование приёмов выполнения действия сложения с переходом через десяток. Решение текстовых задач. |
104 | | | Сложение вида + 2, + 3. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Решение «круговых» примеров. |
105 | | | Сложение вида + 4. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
106 | | | Сложение вида + 5. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
107 | | | Сложение вида + 6. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
108 | | | Сложение вида + 7. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
109 | | | Сложение вида + 8, + 9. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
110 | | | Таблица сложения. | Выполнение сложения чисел с переходом через десяток в пределах 20. |
111 | | | Решение текстовых задач, числовых выражений. | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
112 | | | Закрепление знаний таблицы сложения. | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. |
113 | | | Проверка знаний: Таблица сложения с переходом через десяток. | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
114 | | | Приёмы вычитания с переходом через десяток. | Моделирование приёмов выполнения действия вычитания с переходом через десяток. |
115 | | | Вычитание вида 11 – . | Моделировать приёмы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. |
116 | | | Вычитание вида 12 –. | Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. |
117 | | | Вычитание вида 13 –. | Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. Решение задач на разностное сравнение. |
118 | | | Вычитание вида 14 –. | Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. |
119 | | | Вычитание вида 15 –. | Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. Сравнение геометрических фигур. |
120 | | | Вычитание вида 16 –. | Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. Построение четырехугольников с заданными длиной и шириной. |
121 | | | Вычитание вида 17 –, 18 –. | Выполнение вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 20. |
122 | | | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
123 | | | Итоговая диагностическая работа по теме «Табличное сложение и вычитание». | Контроль и самоконтроль полученных ранее знаний. |
124 | | | Анализ и работа над ошибками в диагностической работе. Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | Наблюдение, анализ и установление правил чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерности их чередования. Контроль выполнения правила, по которому составлялся узор. |
Итоговое повторение (8 часов) |
125 | | | Итоговое повторение. Закрепление изученного материала. | Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. Решение текстовых задач изученных видов. |
126 | | | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 10». | Выполнение заданий на установление правила, по которому составлена числовая последовательность. Решение текстовых задач. |
127 | | | Закрепление: «Сложение и вычитание однозначных чисел». | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках. |
128 | | | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 20». | Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. |
129 | | | Закрепление материала по теме «Решение задач в два действия». | Выполнение заданий на образование, называние и запись числа в пределах 20, упорядочивание задуманных чисел. |
130 | | | Контрольная работа. | Итоговый контроль и проверка знаний. |
131 | | | Работа над ошибками. | Выполнение заданий на образование, называние и запись числа в пределах 20, упорядочивание задуманных чисел. |
132 | | | Закрепление. Сложение и вычитание в пределах второго десятка. | Выполнение заданий на образование, называние и запись числа в пределах 20, упорядочивание задуманных чисел. |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. – М.: Просвещение, 2014.
Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. / Моро М.И., Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2016.
Математика и конструирование. Конструирование. 1 класс / Волкова С.И., Пчелкина О.Л. – М.: Просвещение, 2016.
Математика. Проверочные работы. 1 класс / Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2016.
Дополнительная литература
Математика. Рабочие программы. 1-4 классы / Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. – М.: Просвещение, 2016.
Математика. Устные упражнения. 1 класс / Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2016.
Печатные пособия
– таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
– демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения;
– карточки с заданиями по математике для 1 класса.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска с креплениями для таблиц;
– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
Экранно-звуковые пособия
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по математике.
Учебно-практическое оборудование
– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольники, ластик;
– материалы: бумага (писчая).
Демонстрационные пособия
– объекты, предназначенные для демонстрации счёта;
– наглядные пособия для изучения состава чисел;
– демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркуль, набор угольников, мерки);
– демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длина);
– демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел.
Оборудование класса
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.;
– настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
6