Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 477 Пушкинского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО Зам. Директора по УВР _____/____________/ «__»_________202__г. | ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета ГБОУ школы № 477 Протокол №_____ от«__»__________202__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______Е.В. Прошкина Приказ №________ «__»________202_г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»,
для учащихся 2-х классов,
на 2022 - 2023 учебный год
Белоусова Светлана Владимировна
Санкт-Петербург
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению модуль «Ментальная арифметика» рассчитана на детей 6-11 лет и разработана на основе:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (ст.2, п.п.9,10);
-
Приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015, 11.12.2020.
-
Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ школа № 477 Пушкинского района Санкт-Петербурга;
-
Учебного плана ГБОУ школа № 477 Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2022-2023 учебный год.
-
Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин по ФГОС;
-
Авторской программы Фуст О.Н. «Ментальная арифметика. Организация обучения в образовательном учреждении» Издательство «Аметод», 2019
Актуальность
Программа "Ментальная арифметика" — это система развития мозга, основанная на использовании абака, который позволяет решать арифметические задачи любой сложности.
Программа основана на применении уникальной методики гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка.
Таким образом, ментальная арифметика способствует:
-
Развитию межполушарного взаимодействия;
-
Развитию навыков быстрого счета и наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
-
Развитию уверенности в собственных силах;
-
Улучшению внимательности и концентрации внимания;
-
Развитию способностей к изучению иностранных языков.
Отличительные особенности Программы
Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике является комплексное развитие ребенка. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. С помощь развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и взаимодействия. Занятия способствуют развитию внутренней мотивации обучения.
Основные принципы
Системность
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
Комплексность
Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
Постепенность
Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
Индивидуализация темпа работы
Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
Повторяемость
Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
Взаимодействия
Совместное взаимодействие учителя, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности.
Цель: Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики устного счета.
Задача:
-
развить практические навыки логического мышления обучающихся посредством задействования совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;
-
улучшить зрительную и слуховую память; повысить способности к концентрации и внимательность;
-
развить творческий потенциал обучающегося, исходя из его природных способностей;
-
повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе интерес к точным наукам: арифметике и математике.
Место курса в образовательном процессе
Программа рассчитана на 1 год обучения. Срок реализации программы 62 часа (по 1 часу 2 раза в неделю).
Форма обучения – очная.
Особенности организации
Постоянные группы формируются одного возраста из обучающихся 2 классов. Состав группы 7-10 человек.
Период обучения рассчитан с октября по май учебного года.
Планируемые результаты освоения курса
После успешного завершения курса «Ментальная арифметика», обучающиеся смогут:
-
повысить эффективность обработки получаемой головным мозгом разносторонней информации, используя возможности рабочей памяти;
-
усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления;
-
повысить точность и скорость выполнения разнообразных поставленных задач;
-
использовать полученные знания в личностном развитии.
В результате учебной деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
-
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
-
готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
-
способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
-
способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
У ученика могут быть сформированы:
-
внутренняя позиция школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
-
устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
-
адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
-
принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
-
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
различать способ и результат действия;
-
контролировать процесс и результаты деятельности;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
-
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Ученик получит возможность научиться:
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Ученик научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-
устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
-
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
-
выражать в речи свои мысли и действия;
-
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
-
задавать вопросы;
-
использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
-
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в совместной деятельности;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Абакус и его конструкция.
Знакомство с числами. Правила передвижения косточек. Использование большого и указательного пальцев. Цифры и числа от 1…4. Набор чисел от 1 до 4. Знакомство с числами и цифрами 5…9. Набор чисел от 5 до 9.
Раздел 2. Простое сложение в пределах 5.
Формирование пространственных отношений, повторение счета в пределах 5, счет с помощью абакуса, решение логических задач.
Раздел 3. Сложение и вычитание в пределах 9.
Закрепление и углубление временных представлений, знакомство с флеш-картой, простое сложение и вычитание в пределах 9 с помощью абакуса, знакомство с ментальной картой,повторение знаний о геометрических фигурах.
Раздел 4. Числа второго десятка.
Формирование представлений понятий числа и цифры, установление отношения между числами, повторение прямого и обратного счета в пределах 10. Знакомство с числами второго десятка, уметь показывать их на абакусе и простое сложение вычитание чисел второго десятка.
Раздел 5. Простое сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 20.
Формирование умениия навыков счета на абакусе в пределах 20, развитие воображения с помощью разных заданий, навыки устного счета в уме.
Раздел 6. Осуществление счета со скоростью.
Сформировать навыки ментального счета в пределах 9 с помощью абакуса, уметь сопоставлять цифры на абакусе и арабские цифры. Осуществлять счет в пределах 20 на сложение и вычитание. Усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления.
Раздел 7. Сложение в пределах 10 с использованием формул (помощь друга)
Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья. Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе.
Раздел 8. Вычитание в пределах 10 с использованием формул (помощь друга)
Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья. Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по ____________________________МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ______________________
Класс______________________________________2_____________________________________
Количество часов___________________62ч. в год /2 ч. в неделю__________________________
Учебник/учебное пособие_"Ментальная арифметика. Учим математику при помощи абакуса”_
Учитель______________________Белоусова Светлана Владимировна______________________
2022 – 2023 учебный год
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
во 2-х классах
учитель _Белоусова Светлана Владимировна
Количество часов: всего 62 ч., в неделю 2 ч.
№ п/п | Дата занятия | Тема | Примечание |
план | факт |
Раздел 1. Абакус и его конструкция. Знакомство с числами |
1. | 04.10 | 04.10 | Абакус и его конструкция. Правила передвижения косточек. | наблюдение |
2. | 06.10 | 06.10 | Знакомство с числами 0…4 | наблюдение |
3. | 11.10 | 11.10 | Повторение чисел 1, 2, 3, 4 | наблюдение |
Раздел 2. Простое сложение и вычитание в пределах 5 |
4. | 13.10 | 13.10 | Реши примеры на абакусе (+1, -1); (+2, -2) | наблюдение |
5. | 18.10 | 18.10 | Реши примеры на абакусе (+3, -3); (+4, -4) | наблюдение |
6. | 20.10 | 20.10 | Знакомство с числами 5…9, 0 | диктант |
7. | 25.10 | 25.10 | Пять, шесть | диктант |
8. | 27.10 | 25.10 | Семь, восемь | Наблюдение |
9. | 08.11 | 25.10 | Девять. Решение простых примеров на сложение на абакусе и ментальной карте. | диктант |
Раздел 3. Простое сложение и вычитание в пределах 9 |
10. | 10.11 | 27.10 | Игры с числами 5-9 | Контрольный лист |
11. | 15.11 | 27.10 | Игры с числами 1-9 | Контрольный лист |
12. | 17.11 | 08.11 | Реши примеры на абакусе (сложение, вычитание) | Диктант |
13. | 22.11 | 08.11 | Сложение. Вычитание. Счёт на ментальной карте. | Диктант |
Раздел 4. Числа второго десятка |
14. | 24.11 | 10.11 | Знакомство с десятками (10, 20, 30) | наблюдение |
15. | 29.11 | 15.11 | Знакомство с десятками (40, 50, 60) | наблюдение |
16. | 01.12 | 17.11 | Знакомство с десятками (70, 80, 90). Игра «Абакус» | Конкурс |
Раздел 5. Простое сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 20. |
17. | 06.12 | 22.11 | Реши примеры с десятками | Таблица |
18. | 08.12 | 24.11 | Числа 11-14 | Наблюдение |
19. | 13.12 | 29.11 | Числа 15-19 | Наблюдение |
20. | 15.12 | 01.12 | Игры с числами 11-19 | Наблюдение |
21. | 20.12 | 06.12 | Примеры на абакусе 11-19 | Наблюдение |
22. | 22.12 | 08.12 | Разные числа на абакусе. Представление чисел. | Диктант |
Раздел 6. Осуществление простого счета со скоростью. |
23. | 27.12 | 13.12 | Разные числа на абакусе. Сложение. | Таблица |
24. | 29.12 | 15.12 | Разные числа на абакусе. Вычитание. | Таблица |
25. | 10.01 | 20.12 | Смешанные примеры на сложение и вычитание в пределах 20 (на абакусе) | диктант |
26. | 12.01 | 22.12 | Смешанные примеры на сложение и вычитание в пределах 20 (на ментальной карте) | диктант |
27. | 17.01 | 27.12 | Осуществление счета со скоростью. | зачет |
Раздел 7. Сложение в пределах 10 с использованием формул (помощь друга) |
28. | 19.01 | | Изучение правила №1: + 4 = + 5 – 1. Решение примеров на абаке на правило. | наблюдение |
29. | 24.01 | | Решение примеров с помощью ментальной карты на правило №1. | наблюдение |
30. | 26.01 | | Решение примеров ментально на правило №1. | наблюдение |
31. | 31.01 | | Изучение правила №2: + 3 = – 2 + 5. Решение примеров на абаке на правило. | зачет |
32. | 02.02 | | Решение примеров с помощью ментальной карты на правило №2. | наблюдение |
33. | 07.02 | | Решение примеров ментально на правило №2. | наблюдение |
34. | 09.02 | | Повторение пройденного. Формула №1, 2 | зачет |
35. | 14.02 | | Изучение правила №3: + 2 = – 3 + 5. Решение примеров на абаке на правило. | наблюдение |
36. | 16.02 | | Решение примеров с помощью ментальной карты на правило №3. | наблюдение |
37. | 21.02 | | Решение примеров ментально на правило №3. | наблюдение |
38. | 28.02 | | Изучение правила №4: + 1 = – 4 + 5. Решение примеров на абаке на правило. | наблюдение |
39. | 02.03 | | Решение примеров с помощью ментальной карты на правило №4. | наблюдение |
40. | 07.03 | | Решение примеров ментально на правило №4. | наблюдение |
41. | 09.03 | | Повторение пройденного. Формула №3, 4 | зачет |
42. | 14.03 | | Решение примеров с правилами 1-4 на абаке, ментальной карте, ментально. | наблюдение |
43. | 16.03 | | Решение примеров с правилами 1-4 на абаке, ментально. | олимпиада |
Раздел 8. Вычитание в пределах 10 с использованием формул (помощь друга) |
44. | 21.03 | | Изучение правила №5: -4 = -5+1. Решение примеров на абаке на правило. | наблюдение |
45. | 23.03 | | Решение примеров с помощью ментальной карты на правило №5. | наблюдение |
46. | 28.03 | | Решение примеров ментально на правило №5. | наблюдение |
47. | 30.03 | | Изучение правила №6: -3 = -5+2. Решение примеров на абаке на правило. | наблюдение |
48. | 04.04 | | Решение примеров с помощью ментальной карты на правило №6. | наблюдение |
49. | 06.04 | | Решение примеров ментально на правило №6. | наблюдение |
50. | 11.04 | | Повторение пройденного. Формула №5, 6 | зачет |
51. | 13.04 | | Изучение правила №7: -2 = -5+3. Решение примеров на абаке на правило. | наблюдение |
52. | 18.04 | | Решение примеров с помощью ментальной карты на правило №7. | наблюдение |
53. | 20.04 | | Решение примеров ментально на правило №7. | наблюдение |
54. | 25.04 | | Изучение правила №8: -1 = -5+4. Решение примеров на абаке на правило. | наблюдение |
55. | 27.04 | | Решение примеров с помощью ментальной карты на правило №8. | наблюдение |
56. | 02.05 | | Решение примеров ментально на правило №8. | наблюдение |
57. | 04.05 | | Повторение пройденного. Формула №7, 8 | зачет |
58. | 11.05 | | Повторение правил №1-8. Решение ментально этих формул. | наблюдение |
59. | 16.05 | | Решение ментально цепочек простых примеров, улучшаем скорость счета. | наблюдение |
60. | 18.05 | | Решение ментальных примеров с применением формул. | наблюдение |
61. | 23.05 | | Увеличиваем скорость счета простых примеров на абаке и ментально. Ментальное лото. Игра «Абакус» | наблюдение |
62. | 25.05 | | Итоговая аттестация. | Итоговая работа |
Методическое обеспечение программы (список литературы)
-
Д. Вендланд. «Ментальная арифметика. Учим математику при помощи абакуса» (часть.1). Изд. «Питер», 2020
-
Д. Вендланд. «Ментальная арифметика. Учим математику при помощи абакуса» (часть.2). Изд. «Питер», 2021
-
Софуоглу Эрташ «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание»; в 2-х частях; издательство: Траст, 2015 г.
-
Фуст О.Н. «Ментальная арифметика. Организация обучения в образовательном учреждении» Издательство «Издательские решения»
-
Фуст О. Н. «Ментальная арифметика. Самоучитель. Сложение и вычитание». Издательство «Издательские решения»
-
Фуст О. Н. Ментальная арифметика. Рабочая тетрадь для дошкольников. «Путешествие с журавликом «Плюсиком»» Издательство «Аметод», 2019
-
Фуст О.Н. «Ментальная арифметика».
-
Фуст О.Н. «125 игр с флеш-картами». Изд. «Аметод», 2018
-
Фуст О.Н. Задачник для дошкольников «Простое сложение и вычитание»
-
Фуст О.Н. Задачник для дошкольников «Однозначные цепочки»
-
Фуст О.Н. Методическое пособие для преподавателей, Изд. «Аметод», 2020
-
Андреев А., Глущенко Г., Тримасова Н. «Ментальная арифметика. Уровень 1. 4-14 лет» Москва, Новосибирск, ООО «Дилер-Групп», 2017
-
Ш.Т. Ахмадуллин. Методическое руководство для родителей. «Система обучения детей 7-11 лет быстрому сложению и вычитанию за 21 день». Казань: ООО «Эксперт», 2016
-
Ш.Т. Ахмадуллин. Книга-тренинг для родителей и детей 7-11 лет «Блокнот-тренажер. Нементальная арифметика». Казань: ООО «Эксперт», 2017
-
Brain UP - Развитие навыков быстрого счета
-
Тренажер для дошкольников «Счет в пределах 100»
Электронные ресурсы:
-
https://siriusfuture.ru/train-numbers
-
https://abacus-plus.ru/trenazhyor-scheta/
-
https://razvivaemsa.online/Mental/index.html
-
http://тренажер.менарики.рф/