СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 1-4 "Школа России"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 « 27» августа 2020г. Руководитель ШМО _______/ Н.Н. Цуранова /
| ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 « 29» августа 2020 г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________ /В.П. Понизовцев / Приказ от 31.08.2020г. №273 |
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 «28» августа 2020г. Председатель МС _________/ Е.Н. Веремьева /
|
|
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/ О.В. Пантелеева / 28.08.2020г. |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по окружающему миру
1 – 4 классы
с. Пригорское,
2020 /2021 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г., 01.03.2019г., 10.07.2019г..);
- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.18 г № 345 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства просвещения Российской Федерации от 08 мая 2019 г., №233, от 22.11.2019 №632, от 18.05.2020 №249).
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);
- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год;
Рабочая программа по окружающему миру для 1 – 4 классов ориентирована на использование УМК, в который входят:
-Окружающий мир: Рабочие программы 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Плешаков А.А. – М.: «Просвещение», 2016.;
-Окружающий мир: Учебник для 1 класса: А.А. Плешаков, Е.Н. Крючкова : в 2 ч. -М.: Просвещение, 2018.;
-Окружающий мир: Учебник для 2 класса: А.А. Плешаков, Е.Н. Крючкова : в 2 ч. -М.: Просвещение, 2018.;
-Окружающий мир: Учебник для 3 класса: А.А. Плешаков, Е.Н. Крючкова : в 2 ч. -М.: Просвещение, 2018.;
-Окружающий мир: Учебник для 4 класса: А.А. Плешаков, Е.Н. Крючкова : в 2 ч. -М.: Просвещение, 2018.;
С.А. Болотова. Программы начального общего образования регионального курса для начальной школы "Азбука Смоленского края", Смоленск, 2005Учебный предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание» (Окружающий мир).
Учебный предмет «Окружающий мир» изучается на уровне начального общего образования за счет часов обязательной части учебного плана МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год.
Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 270 часов: 66 часов в 1 классе в год, 68 часов во 2-4 классах в год, по 2 часа в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год).
Срок реализации настоящей программы – 4 года (срок освоения ООП НОО).
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- ценностей многонационального российского общества; становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащиеся получат возможность научиться:
- начальным формам познавательной и личностной рефлексии;
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие моменты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее уставные причинно- следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- смысловому чтению текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
- Обучающиеся получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. У выпускников будут сформированы: уважительное отношение к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
Содержательная линия «Человек и природа»
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Содержательная линия «Человек и общество»
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Оценка планируемых результатов
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока, выполнили практическую работу;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блока или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы контроля:
- самостоятельная работа;
- творческая работа;
- конкурс;
- викторина;
- защита проекта;
- тест.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
Оценка «5» выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
Оценка «4» - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
Оценка «3» - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
Оценка «2» - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Критерий оценки тестовой работы:
Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.
«5» – 10 выполненных заданий
«4» – 9 – 8 выполненных заданий
«3» – 7 – 5 выполненных заданий
«2» – менее 5 выполненных заданий
II. Содержание учебного предмета
1 класс
Структура содержания учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе определена следующими тематическими разделами:
1.Введение -1 час
2.Что и кто?- 20 часов
3.Как, откуда и куда?-12 часов
4.Где и когда?-11 часов
5.Почему и зачем?-21 час
6. Промежуточная аттестация. Тест-1 час
1.Введение (1 час)
Основная цель-различать способы и средства познания окружающего мира.
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
2.Что и кто? (20 часов)
Основная цель - формирование у детей представлений об объектах окружающего мира.
Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы. Жизнь москвичей — наших сверстников.
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков. Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. Наиболее распространённые комнатные растения. Распознавание комнатных растений в классе. Наиболее распространённые растения цветника, цветущие осенью. Распознавание растений цветника.
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям. Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых.
Рыбы — водные животные, тело которых покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.
Экскурсии: «Наблюдаем за небом».
Практические работы: «Определяем камни», «Изучаем части растений», «Определяем комнатные растения», «Определяем растения клумбы», «Определяем деревья по листьям», «Определяем хвойные растения», «Исследуем перья птиц», «Исследуем шерсть зверей».
Проекты: «Моя малая Родина».
3.Как, откуда и куда? (12 часов)
Основная цель-значение семьи для человека и общества.
Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.
Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде
Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.
Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.
Экскурсии: Экскурсия на почту.
Практические работы: «Выполняем опыты с водой», «Собираем электрическую цепь», «Готовим «морскую» воду», «Выполняем опыты со снегом и льдом», «Учимся ухаживать за комнатными растениями», «Учимся ухаживать за животными живого уголка», «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц», «Учимся сортировать мусор», «Исследуем снежки и снеговую воду».
Проекты: «Моя семья».
4.Где и когда? (11 часов)
Основная цель - формировать представления о разнообразии природы Земли.
Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем.
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.
Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения.
История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.
Практические работы: Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды; Определение на глобусе экватора.
Проекты: «Мой класс и моя школа».
5.Почему и зачем? (21 час)
Основная цель- сформировать представления детей о роли человека в изучении и освоении этой темы.
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва. Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.
Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.
Почта, телеграф, телефон — средства связи.
Радио, телевидение, пресса — средства массовой информации. Интернет.
Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего.
Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.
Корабли — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения. Устройство корабля.
Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения. Устройство самолёта.
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта. Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Практические работы: «Изучаем возникновение звуков», «Учимся ухаживать за кошкой и собакой», «Учимся правильно мыть руки и чистить зубы».
Проекты: «Мои домашние питомцы».
6. Промежуточная аттестация. Тест (1 час)
2 класс
Структура содержания учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):
Где мы живем? -4 часа
Природа-20 часов
Жизнь города и села-10часов
Здоровье и безопасность-9 часов
Общение-7 часов
Путешествия-17 часов
Промежуточная аттестация. Тест-1 час
Где мы живем? (4 часа)
Родная страна. Город и село. Проект «Родной город (село)». Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем».
Природа (20 часов)
Неживая и живая природа. Явления природы. Пр.р. №1 «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека». Что такое погода? В гости к осени (экскурсия). Звездное небо. Заглянем в кладовые Земли. Пр.р. №2 «Исследование состава гранита, рассматривание образцов полевого шпата, кварца и слюды». Про воздух… И про воду. Какие бывают растения? Какие бывают животные? Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Пр. р. №3 «Приемы ухода за комнатными растениями». Животные живого уголка. Пр. р. №4 «Приемы содержания живого уголка». Про кошек и собак. Проект «Красная книга» или «Возьмем под защиту». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».
Жизнь города и села (10часов)
Что такое экономика? Из чего это сделано? Как построить дом? Какой бывает транспорт? Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии». В гости к зиме (экскурсия). В гости к зиме. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга» или «Возьмем под защиту», «Профессии».
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Пр. р. №5 «Соблюдение изученных правил безопасности пешехода». Домашние опасности. Пожар! На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» )
Общение (7 часов)
Наша дружная семья. Проект «Родословная». В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».
Путешествия (17 часов)
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Пр. р. № 6«Устройство компаса. Приёмы ориентирования по компасу». Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне (экскурсия). В гости к весне. Россия на карте. Проект «города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль. Промежуточная аттестация (тест). Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира». Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».
Промежуточная аттестация. Тест (1 час)
3 класс
Структура содержания учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):
Как устроен мир-7 часов
Эта удивительная природа -19 часов
Мы и наше здоровье -10 часов
Наша безопасность -8 часов
Чему учит экономика -12 часов
Путешествия по городам и странам -11часов
Промежуточная аттестация. Тест -1 час
Как устроен мир (7 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей. Природные особенности нашего края.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество. Праздники.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Экологические проблемы нашего края.
Практическая работа «Моделирование влияния человека на природу».
Проекты: Богатства, отданные людям.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Меры по охране природы.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Использование и охрана водоёмов.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Основатель научного почвоведения – Докучаев.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Разнообразие растений мира нашего края. Категории охраняемых объектов.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.). Животный мир Смоленской области. Красная книга Смоленской области.
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Меры Осторожности при сборе грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе; Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра; Рассматривание живых и гербарных растений; Определение органов растений, сравнение органов различных растений; Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; Моделирование цепей питания; Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки.
Проекты: Разнообразие природы родного края.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы: Первая помощь при небольших повреждениях кожи. Подсчет ударов пульса. Моделирование строения организма человека.
Проекты: Школа кулинаров.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Правила поведения в природе.
Проекты: Кто нас защищает.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Занятия наших предков.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека. Проект «Музей путешествий»
Промежуточная аттестация. Тест.
4 класс
Структура содержания учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):
1. Земля и человечество -9 часов
2. Природа России -10 часов
3.Родной край – часть большой страны -15 часов
4.Страницы Всемирной истории -5 часов
5.Страницы истории России -20 часов
6.Современная Россия -10 часов
7. Промежуточная аттестация. Тест -1 час
1.Земля и человечество (9 ч.)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практическая работа №1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».
Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира».
Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте».
Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами».
Проверочная работа по разделу «Земля и человечество».
Природа России (10 ч.)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России».
Практическая работа №6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России».
Практическая работа №7 «Поиск и показ на карте природные зоны России».
Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике».
Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре».
Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов».
Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей».
Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь».
Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».
Родной край – часть большой страны (15 ч.)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсия №1 «Наш водоем».
Экскурсия №2 «Растения и животные леса».
Экскурсия №3 «Родной край – часть большой страны».
Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края».
Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».
Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание».
Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание».
Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных водах и распознавание».
Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание».
Проверочная работа по разделу «Родной край – часть большой страны».
Страницы Всемирной истории (5 ч.)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время.
Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории»
Страницы истории России (20 ч.)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХII-ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XII-ХV вв.
Наше Отечество в ХVI-ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI-ХVII вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи. Проверочная работа по разделу «Страницы истории России»
Современная Россия(11 ч.)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Проверочная работа по разделу «Современная Россия»
ВПР, Промежуточная аттестация. Тест.
III. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов всего | Проверочные работы, контрольные работы | Практические работы | Проекты | Экскурсии |
1 | Введение | 1 | - | - | - |
|
2 | Что и кто? | 20 | 1 | 8 | 1 |
|
3 | Как, откуда и куда? | 12 | 1 | 8 | 2 |
|
4 | Где и когда? | 11 | 1 | 2 | 2 |
|
5 | Почему и зачем? | 21 | 1 | 2 | 2 | 1 |
6 | Промежуточная аттестация. Тест |
| 1 |
|
|
|
| Итого | 66 | 4; 1 | 20 | 7 | 1 |
2 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов всего | Проверочные работы, контрольные работы | Практические работы | Проекты
| Экскурсии |
1. | Где мы живём? | 4 | 1 |
| 1 |
|
2. | Природа | 20 | 1 | 4 | 1 | 1 |
3. | Жизнь города и села | 10 | 1 |
| 1 | 1 |
4. | Здоровье и безопасность | 9 | 1 | 1 |
|
|
5. | Общение | 7 | 1 |
| 1 |
|
6. | Путешествия | 17 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7. | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | 1,1 |
|
|
|
Итого: | 68 | 6, 1 | 6 | 5 | 3 |
3 класс
№ | Наименование раздела | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Проекты, экскурсии |
|
|
|
|
|
|
1 | Как устроен мир | 7 |
| 1 | 1,1 |
2 | Эта удивительная природа. | 19 |
| 7 | 1 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 |
| 3 | 1 |
4 | Наша безопасность | 8 |
|
| 1 |
5 | Чему учит экономика | 12 |
|
| 1 |
6 | Путешествия по городам и странам | 11 |
|
|
|
7 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | 1 |
|
|
| Итого | 68 | 1 | 11 | 5,1 |
|
|
|
|
|
|
4класс
№ | Наименование раздела | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Пров. работы | Проекты, экскурсии |
1 | Земля и человечество | 9 |
| 4 | 1 | 1 |
2 | Природа России | 10 |
| 9 | 1 | 1 |
3 | Родной край - часть большой страны | 15 |
| 6 | 1 | 1,1 |
4 | Страницы Всемирной истории | 5 |
| - | 1 |
|
5 | Страницы истории России | 20 |
| - | 1 |
|
6 | Современная Россия | 8 |
|
| 1 |
|
7 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | 1,ВПР |
|
|
|
| Итого | 68 | 1 | 19 | 6 | 1,3 |
|
|
Календарно-тематическое планирование
|
|
по окружающему миру в 1 __ классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 66 часов.
По 2 часа в неделю. Всего учебных недель 33.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Количество контрольных работ – 1.
Количество практических работ – 20.
Количество проверочных работ – 4.
Количество проектов – 7
Количество экскурсий - 1
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока | |
План | Факт | ||
| Что и кто?(20ч) |
|
|
1 | Что такое Родина? |
|
|
2 | Что мы знаем о народах России? |
|
|
3 | Что мы знаем о Москве? |
|
|
4 | Проект «Моя малая родина» |
|
|
5 | Что у нас над головой? |
|
|
6 | Что у нас под ногами? Пр. р. «Определение образцов камней с помощью атласа-определителя». |
|
|
7 | Что общего у разных растений? Пр. р. Нахождение частей растений, их называние. |
|
|
8 | Что растет на подоконнике? Пр. р. Определение комнатных растений с помощью атласа-определителя. |
|
|
9 | Что растет на клумбе? Пр. р. Определение растений цветника с помощью атласа-определителя. |
|
|
10 | Что это за листья? Пр. р. Определение деревьев по листьям. |
|
|
11 | Что такое хвоинки? Пр. р. Определение деревьев с помощью атласа-определителя. |
|
|
12 | Кто такие насекомые? |
|
|
13 | Кто такие рыбы? |
|
|
14 | Кто такие птицы? Пр. р. Исследование строения пера птицы. |
|
|
15 | Кто такие звери? Пр. р. Исследование строения шерсти зверей. |
|
|
16 | Что нас окружает дома? |
|
|
17 | Что умеет компьютер? |
|
|
18 | Что вокруг нас может быть опасным? |
|
|
19 | На что похожа наша планета? |
|
|
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто? »Презентация проекта «Моя малая Родина» |
|
|
| Как, откуда и куда? (12ч) |
|
|
21 | Как живет семья. Проект «Моя семья». |
|
|
22 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Пр. р. Очистка загрязненной воды. |
|
|
23 | Откуда в наш дом приходит электричество? Пр. р. Сборка простейшей электрической цепи. |
|
|
24 | Как путешествует письмо. Экскурсия на почту. |
|
|
25 | Куда текут реки? Пр.р. Приготовление «морской» воды. |
|
|
26 | Откуда берутся снег и лед? Пр. р. Изучение свойств снега и льда. |
|
|
27 | Как живут растения? Пр. р. Приемы ухода за комнатными растениями. |
|
|
28 | Как живут животные? |
|
|
29 | Как зимой помочь птицам? Пр. р. Изготовление простейшей кормушки. |
|
|
30 | Откуда берется и куда девается мусор? Пр р. Сортировка упаковок из-под продуктов. |
|
|
31 | Откуда в снежках грязь. Пр. р. Исследование снежков и снеговой воды. |
|
|
32 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» |
|
|
| Где и когда? (11 ч) |
|
|
33 | Когда учиться интересно? |
|
|
34 | Проект «Мой класс и моя школа». |
|
|
35 | Когда придет суббота? |
|
|
36 | Когда наступит лето? |
|
|
37 | Где живут белые медведи? Пр. р. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. |
|
|
38 | Где живут слоны? Пр. р. Определение на глобусе экватора. |
|
|
39 | Где зимуют птицы? |
|
|
40 | Когда появилась одежда? |
|
|
41 | Когда изобрели велосипед? |
|
|
42 | Когда ты станешь взрослым? |
|
|
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа» |
|
|
| Почему и зачем? (22ч) |
|
|
44 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? |
|
|
45 | Почему Луна бывает разной? |
|
|
46 | Почему идет дождь и дует ветер? |
|
|
47 | Почему звенит звонок? Пр. р. Изучение возникновения и распространения звуков. |
|
|
48 | Почему радуга разноцветная? |
|
|
49 | Почему мы любим кошек и собак? Пр. р. Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой. |
|
|
50 | Проект «Наши домашние питомцы». |
|
|
51 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
|
|
52 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
|
|
53 | Зачем мы спим ночью? |
|
|
54 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
|
|
55 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Пр. р. Как правильно чистить зубы и мыть руки. |
|
|
56 | Зачем нам телефон и телевизор? |
|
|
57 | Зачем нужны автомобили? |
|
|
58 | Зачем нужны поезда? |
|
|
59 | Зачем строят корабли и самолеты? |
|
|
60 | Промежуточная аттестация. Тест. |
|
|
61 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
|
|
62 | Зачем люди осваивают космос? |
|
|
63 | Почему мы часто слышим слово «экология»? |
|
|
64 | Почему мы часто слышим слово «экология»? |
|
|
65 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». |
|
|
66 | Презентация проекта «Мои домашние питомцы» |
|
|
Календарно-тематическое планирование
|
|
по окружающему миру во 2__ классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 68 часов.
По 2 часа в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Количество контрольных работ – 1.
Количество практических работ – 6.
Количество проверочных работ – 6.
Количество проектов – 5
Количество экскурсий - 3
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока | |
План | Факт | ||
| Где мы живем? 4 (часа) |
|
|
1 | Родная страна |
|
|
2 | Город и село. Проект «Родной город (село)» |
|
|
3 | Природа и рукотворный мир. |
|
|
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». |
|
|
| Природа (20 часов) |
|
|
5 | Неживая и живая природа. |
|
|
6 | Явления природы. Пр. р. №1 «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека» |
|
|
7 | Что такое погода? |
|
|
8 | В гости к осени (экскурсия). |
|
|
9 | В гости к осени |
|
|
10 | Звездное небо. |
|
|
11 | Заглянем в кладовые Земли. Пр. р. №2 «Исследование состава гранита, рассматривание образцов полевого шпата, кварца и слюды» |
|
|
12 | Про воздух… |
|
|
13 | … И про воду. |
|
|
14 | Какие бывают растения |
|
|
15 | Какие бывают животные? |
|
|
16 | Невидимые нити. |
|
|
17 | Дикорастущие и культурные растения |
|
|
18 | Дикие и домашние животные |
|
|
19 | Комнатные растения. Пр. р. №3 «Приемы ухода за комнатными растениями» |
|
|
20 | Животные живого уголка. Пр. р. №4 «Приемы содержания живого уголка» |
|
|
21 | Про кошек и собак |
|
|
22 | Красная книга |
|
|
23
| Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» |
|
|
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» |
|
|
| Жизнь города и села (10 часов) |
|
|
25 | Что такое экономика? |
|
|
26 | Из чего это сделано? |
|
|
27 | Как построить дом? |
|
|
28 | Какой бывает транспорт? |
|
|
29 | Культура и образование. |
|
|
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». |
|
|
31 | В гости к зиме (экскурсия) |
|
|
32 | В гости к зиме |
|
|
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» |
|
|
34 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии». |
|
|
| Здоровье и безопасность (9 часов) |
|
|
35 | Строение тела человека |
|
|
36 | Если хочешь быть здоров |
|
|
37 | Берегись автомобиля! |
|
|
38 | Школа пешехода. Пр. р. №5 «Соблюдение изученных правил безопасности пешехода» |
|
|
39 | Домашние опасности |
|
|
40 | Пожар! |
|
|
41 | На воде и в лесу |
|
|
42 | Опасные незнакомцы |
|
|
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» |
|
|
| Общение (7 часов) |
|
|
44 | Наша дружная семья |
|
|
45 | Проект «Родословная» |
|
|
46 | В школе |
|
|
47 | Правила вежливости |
|
|
48 | Ты и твои друзья |
|
|
49 | Мы – зрители и пассажиры |
|
|
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» |
|
|
| Путешествия (18 часов) |
|
|
51 | Посмотри вокруг |
|
|
52 | Ориентирование на местности |
|
|
53 | Ориентирование на местности. Пр. р. № 6«Устройство компаса. Приёмы ориентирования по компасу» |
|
|
54 | Формы земной поверхности |
|
|
55 | Водные богатства |
|
|
56 | В гости к весне (экскурсия) |
|
|
57 | В гости к весне |
|
|
58 | Россия на карте |
|
|
59 | Проект «города России» |
|
|
60 | Путешествие по Москве |
|
|
61 | Московский Кремль |
|
|
62 | Промежуточная аттестация. Тест |
|
|
63 | Город на Неве |
|
|
64 | Путешествие по планете |
|
|
65 | Путешествие по материкам |
|
|
66 | Страны мира. Проект «Страны мира» |
|
|
67 | Впереди лето |
|
|
68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». |
|
|
Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру в 3 __ классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 68 часов.
По 2 часа в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Количество контрольных работ – 2.
Количество практических работ – 11.
Количество проверочных работ – 2.
Количество проектов – 6
Количество экскурсий - 3
№п/п |
| Тема урока | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||
Как устроен мир (7 ч) (3ч АСК) | ||||
1. | 1. | Природа. Ценность природы для людей. АСК. Экскурсия. Природные особенности нашего края. |
|
|
2. | 2. | Человек. |
|
|
3. | 3. | Наши проекты: «Богатства, отданные людям». |
|
|
4. | 4. | Общество. АСК. Праздники. |
|
|
5. | 5. | Что такое экология. АСК. Экологические проблемы нашего края. |
|
|
6. | 6. | Природа в опасности! Охрана природы. Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу» |
|
|
7. | 7. | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». |
|
|
Эта удивительная природа (19 ч) (8ч АСК) | ||||
8. | 1. | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» |
|
|
9. | 2. | Разнообразие веществ. |
|
|
10. | 3. | Воздух и его охрана. АСК. Меры по охране природы. |
|
|
11. | 4. | Вода. Практическая работа № 3 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» |
|
|
12. | 5. | Превращения и круговорот воды. |
|
|
13. | 6. | Берегите воду! АСК. Использование и охрана водоёмов. |
|
|
14. | 7. | Как разрушаются камни! Что такое почва? АСК. Основатель научного почвоведения – Докучаев. |
|
|
15. | 8. | Разнообразие растений. Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений». АСК. Разнообразие растений мира нашего края. |
|
|
16. | 9. | Солнце, растения и мы с вами. Практическая работа № 5 Определение органов растений, сравнение органов различных растений» |
|
|
17. | 10. | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 6 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» |
|
|
18. | 11. | Охрана растений. АСК. Категории охраняемых объектов. |
|
|
19. | 12. | Разнообразие животных. АСК. Животный мир Смоленской области. |
|
|
20. | 13. | Кто что ест. Практическая работа №7 «Моделирование цепей питания» |
|
|
21. | 14. | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». |
|
|
22. | 15. | Размножение и развитие животных. Практическая работа № 8 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки». |
|
|
23. | 16. | Охрана животных. АСК. Красная книга Смоленской области. |
|
|
24. | 17. | В царстве грибов. АСК. Меры осторожности при сборе грибов. |
|
|
25. | 18. | Великий круговорот жизни. |
|
|
26. | 19. | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». |
|
|
Мы и наше здоровье (10 ч) | ||||
27. | 1. | Организм человека |
|
|
28. | 2. | Органы чувств |
|
|
29. | 3. | Надежная защита организма. Практическая работа № 9 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» |
|
|
30. | 4. | Опора тела и движение. |
|
|
21. | 5. | Наше питание |
|
|
32. | 6. | Наши проекты: «Школа кулинаров» |
|
|
33. | 7. | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса» |
|
|
34. | 8. | Умей предупреждать болезни. Практическая работа № 11 «Моделирование строения организма человека» |
|
|
35. | 9. | Здоровый образ жизни |
|
|
36. | 10. | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». |
|
|
Наша безопасность ( 8 ч) (1ч АСК) | ||||
37. | 1. | Огонь, вода и газ. |
|
|
38. | 2. | Чтобы путь был счастливым. |
|
|
39. | 3. | Дорожные знаки. |
|
|
40. | 4. | Наши проекты: «Кто нас защищает» |
|
|
41. | 5. | Опасные места. |
|
|
42. | 6. | Природа и наша безопасность. АСК. Правила поведения в природе. |
|
|
43. | 7. | Экологическая безопасность. |
|
|
44. | 8. | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». |
|
|
Чему учит экономика (12ч) (2ч АСК) | ||||
45. | 1. | Для чего нужна экономика |
|
|
46. | 2. | Природные богатства и труд людей – основа экономики |
|
|
47. | 3. | Полезные ископаемые |
|
|
48. | 4. | Растениеводство. АСК. Занятия наших предков. |
|
|
49. | 5. | Животноводство. АСК. Занятия наших предков. |
|
|
50. | 6. | Какая бывает промышленность |
|
|
51. | 7. | Наши проекты: «Экономика родного края» |
|
|
52. | 8. | Что такое деньги |
|
|
53. | 9. | Государственный бюджет |
|
|
54. | 10. | Семейный бюджет |
|
|
55. | 11. | Экономика и экология |
|
|
56. | 12. | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». |
|
|
Путешествие по городам и странам (12 ч) | ||||
57. | 1. | Золотое кольцо России |
|
|
58. | 2. | Золотое кольцо России |
|
|
59. | 3. | Золотое кольцо России |
|
|
60. | 4. | Промежуточная аттестация. Тест. |
|
|
61. | 5. | Наши ближайшие соседи |
|
|
62. | 6. | На севере Европы. Проект «Музей путешествий» |
|
|
63. | 7. | Что такое Бенилюкс |
|
|
64. | 8. | В центре Европы |
|
|
65. | 9. | По Франции и Великобритании |
|
|
66. | 10. | На юге Европы |
|
|
67. | 11. | По знаменитым местам мира |
|
|
68. | 12. | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». |
|
|
Календарно-тематическое планирование
|
|
по окружающему миру в 4 __ классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 68 часов.
По 2часа в неделю. Всего учебных недель - 34
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Количество контрольных работ – 1, ВПР
Количество практических работ – 19
Количество проверочных работ – 6
Количество проектов – 1
Количество экскурсий - 3
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока | |
план. | факт. | ||
Земля и человечество (10 ч.) 1 экскурсия из темы «Родной край – часть большой страны» (1 ч.) | |||
1. | Мир глазами астронома. Введение в блок «Мир природы». |
|
|
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» |
|
|
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира». |
|
|
4 | Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте». |
|
|
5 | Мир глазами историка. |
|
|
6 | Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами». |
|
|
7 | Мир глазами эколога. Животные Красной книги Смоленской области. Охрана природы. |
|
|
8 | Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1 «Наш водоём». |
|
|
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. |
|
|
10 | Международная Красная книга. Проблемы экологии. Проверочная работа по разделу «Земля и человечество». |
|
|
Природа России (11 ч.) 1 экскурсия из темы «Родной край – часть большой страны» (1 ч.) | |||
11 | Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России». |
|
|
12 | Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России». |
|
|
13 | Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природных зон России». |
|
|
14 | Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике». |
|
|
15 | Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре». |
|
|
16 | Леса России. АСК. Растения Смоленской области. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов». |
|
|
17 | Растения и животные леса. АСК. Животные Смоленской области. Экскурсия № 2 «Растения и животные леса». |
|
|
18 | Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей». |
|
|
19 | Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь». |
|
|
20 | У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». |
|
|
21 | Лес и человек. Лекарственные и ядовитые растения. ТБ при сборе растений. Грибы. Составление правил сбора грибов. Проверочная работа по разделу «Природа России». |
|
|
Родной край – часть большой страны (13 ч.) (две экскурсии проведены ранее в соответствии с климатическими условиями региона) | |||
22 | Экскурсия №3 «Родной край – часть большой страны». |
|
|
23 | Наш край. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края». |
|
|
24 | Поверхность нашего края. АСК. Природные особенности: географическое положение, площадь, рельеф и климат Смоленской области. |
|
|
25 | Водные богатства нашего края. АСК. Водоёмы Смоленской области. |
|
|
26 | Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств». АСК. Полезные ископаемые нашей местности. |
|
|
27 | Земля - кормилица. АСК. Почвы Смоленской области. |
|
|
28 | Жизнь леса. Растительность леса нашего края. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание». |
|
|
29 | Жизнь луга. Растительность луга нашего края. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание». |
|
|
30 | Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание». АСК. Растительность болота нашего края. |
|
|
31 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание». АСК. Смоленский лён. |
|
|
32 | Животноводство в нашем крае. |
|
|
33 | Повторение и закрепление изученного материала по теме «Родной край – часть большой страны». |
|
|
34 | Проверочная работа по разделу «Родной край – часть большой страны». |
|
|
Страницы Всемирной истории (5 ч.) | |||
35 | Начало истории человечества. |
|
|
36 | Мир древности: далёкий и близкий. |
|
|
37 | Средние века: время рыцарей и замков. |
|
|
38 | Новое время: встреча Европы и Америки. |
|
|
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории». |
|
|
Страницы истории России (20 ч.) | |||
40 | Жизнь древних славян. |
|
|
41 | Во времена Древней Руси. |
|
|
42 | Страна городов. |
|
|
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. |
|
|
44 | Трудные времена на Русской земле. |
|
|
45 | Русь расправляет крылья. |
|
|
46 | Куликовская битва. |
|
|
47 | Иван Третий. |
|
|
48 | Мастера печатных дел. |
|
|
49 | Патриоты России. |
|
|
50 | Пётр Великий. |
|
|
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. |
|
|
52 | Екатерина Великая. |
|
|
53 | Отечественная война 1812 года. |
|
|
54 | Страницы истории XIX века. |
|
|
55 | Россия вступает в XX век. |
|
|
56 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов. |
|
|
57 | Великая война и великая Победа. |
|
|
58 | Великая война и великая Победа. |
|
|
59 | Страна, открывшая путь в космос. Проверочная работа по разделу «Страницы истории России». |
|
|
Современная Россия (9 ч.) | |||
60 | Основной закон России и права человека. |
|
|
61 | Мы - граждане России. |
|
|
62 | Славные символы России. |
|
|
63 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) |
|
|
64 | Промежуточная аттестация. Тест. |
|
|
65 | ВПР. |
|
|
66 | Путешествие по России (по Уралу, по северу, европейской России) |
|
|
67 | Путешествие по России(по Волге, по югу России). Презентация проектов. |
|
|
68 | Повторение и обобщение изученного материала по теме «Современная Россия». Проверочная работа по разделу «Современная Россия» |
|
|