«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»
Первой квалификационной категории.
2017г.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов составлена на основании программы «Музыка. 1 - 4 классы» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Москва «Просвещение» 2017 год, в соответствии со стандартами второго поколения с учетом основных положений художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Программа построена в соответствии с требованиями ФКГОС и Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева».
Тема (раздел) | Содержание учебного предмета | Планируемые результаты |
1 класс |
| | Обучающиеся научатся: Обучающиеся получат возможность научиться: |
| | Обучающиеся научатся: Обучающиеся получат возможность научиться: |
2 класс |
Россия-Родина моя (3 часа). | Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн – главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). | Обучающиеся научатся: Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений. Исполнять гимн России. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Обучающиеся получат возможность научиться: Выполнять творческие задания. Воплощать характер и настроение песен о Родине в своём исполнении на уроках и школьных праздниках. |
День, полный событий (6 часов). | Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.И.Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано- его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. | Обучающиеся научатся: Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально – творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Обучающиеся получат возможность научиться: Применять знания основных средств музыкальной выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. |
О России петь, что стремиться в храм (5 часов). | Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике. | Обучающиеся научатся: Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Обучающиеся получат возможность научиться: Исполнять рождественские песни на уроке и дома. Выполнять творческие задания. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа). | Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня – игра, песня – диалог, песня – хоровод. Народные песенки, заклички, потешки. | Обучающиеся научатся: Разыгрывать народные игровые песни, песни диалоги, песни – хороводы. Осуществлять опыты сочинения мелодий , ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Обучающиеся получат возможность научиться: Исполнять выразительно, интонационно – осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на праздниках. |
В музыкальном театре (5 часа). | Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Симфонический оркестр. Роль дирижёра, режиссёра, художника музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы- характеристики главных действующих лиц. Финал. | Обучающиеся научатся: Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выявлять особенности развития образов. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Обучающиеся получат возможность научиться: Участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. |
В концертном зале (5 часов). | Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальная живопись- «Картинки с выставки» М.Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония | Обучающиеся научатся: Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Обучающиеся получат возможность научиться: Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов ( пластические этюды, игра в дирижёра, драматизация) на уроках и школьных праздниках. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(6 часов). | Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад – цвет). | Обучающиеся научатся: Узнавать изученные сочинения и называть их авторов. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Обучающиеся получат возможность научиться: Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока – концерта. Составлять афишу и программу заключительного урока – концерта совместно с одноклассниками. |
3 класс |
| | Обучающиеся научатся: Обучающиеся получат возможность научиться: |
4 класс |
Россия-Родина моя (3 часа). | Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма – композиция, приёмы развития и особенности музыкального языка. | Обучающиеся научатся: Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. Обучающиеся получат возможность научиться: Выполнять творческие задания. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. |
О России петь, что стремиться в храм (4 часа). | Образ осени в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке. Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки. Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М. И. Глинки. Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Мусорского «Борис Годунов». Знать: понятие опера. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Обучающиеся научатся: Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Знакомиться с жанрами церковной музыки ( тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках России и традициях их воплощения. Обучающиеся получат возможность научиться: Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания. |
День, полный событий (6 часов). | Жизненно – музыкальные впечатления ребёнка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.). и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М.Мусоргский, Э. Григ). | Обучающиеся научатся: Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно – образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно – мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Обучающиеся получат возможность научиться: Выполнять творческие задания в рабочей тетради. Участвовать в коллективной музыкально – творческой деятельности, в инсценировках произведений разных форм. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3 часа). | Народная песня - летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле. Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах | Обучающиеся научатся: Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Обучающиеся получат возможность научиться: Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Выполнять творческие задания в тетради |
В концертном зале (5 часов). | Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте. Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма. Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка. | Обучающиеся научатся: Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных исполнителей. Обучающиеся получат возможность научиться: Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Корректировать собственное исполнение. Передавать в пении, драматизации, музыкально – пластическом движении. Выполнять творческие задания. |
В музыкальном театре (6 часов). | Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно – музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем – характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.). Особенности музыкального языка, манеры исполнения. | Обучающиеся научатся: Рассуждать о значении дирижёра, режиссёра, художника – постановщика в создании музыкального искусства. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Обучающиеся получат возможность научиться: Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(7 часов). | Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара - универсальный инструмент. Авторская песня. Симфоническая картина М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины. Н. А. Римский-Корсаков - величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись. Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине. Знать понятия: прелюдия и этюд. Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи. | Обучающиеся научатся: Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Обучающиеся получат возможность научиться: Инсценировать музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Выполнять творческие задания. Уметь «сочинять» - импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения. |