Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Городского округа Ступино Московской области
| УТВЕРЖАЮ: Директор МБОУ «СОШ №2» _________________ /Л. Н. Макаренко/ «__» ____________ 2018 год. |
Рабочая программа
по музыке
1 класс
Составитель: Зениренко Ирина Владимировна,
учитель музыки
2018 г.
Ступино
Рабочая программа составлена на основе:
- требований ФГОС НОО;
- основной образовательной программы МБОУ СОШ №2 с учётом планируемых к использованию учебно-методических материалов;
- методические рекомендации по составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС, рекомендованных управлением образования администрации Ступинского муниципального района 01. 06. 2016 г.;
-авторской программы Г.П. Сергеевой «Музыка 1-4 класс».
Программа рассчитана на 33 учебных недели при нагрузке 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 1 класс», Москва, «Просвещение», 2015 год.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1.Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
2. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
3. Уважительное отношение к культуре других народов: эстетические потребности, ценности и чувства
4. Развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты. В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
1. Основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
2. Воспитание нравственных и эстетических чувств: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов.
3. Развитие образного и ассоциативного мышления и воображении. Формирование музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Содержание курса:
1 класс:
Раздел 1: "Музыка вокруг нас". Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2: "Музыка и ты". Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Тематический план 1 класс
Разделы и темы | Кол - во часов |
«Музыка вокруг нас». | 16ч. |
«Музыка и ты» | 17ч. |
Всего: 33 часа
Приложение.
Календарно - тематическое планирование по программе «Музыка»
Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
1 классов.
№ урока | Разделы и темы | Дата по плану | Дата по факту |
1А | 1Б | 1В | 1А | 1Б | 1В |
1 урок | «И муза вечная со мной». | 07.11.2018 | 13.11.2018 | 13.11.2018 | | | |
2 урок | Хоровод муз. | 14.11.2018 | 20.11.2018 | 20.11.2018 | | | |
3 урок | Повсюду музыка слышна. | 21.11.2018 | 27.11.2018 | 27.11.2018 | | | |
4 урок | Душа музыки – мелодия. | 28.11.2018 | 04.12.2018 | 04.12.2018 | | | |
5 урок | Музыка осени. | 05.12.2018 | 11.12.2018 | 11.12.2018 | | | |
6 урок | Музыка осени. | 12.12.2018 | 18.12.2018 | 18.12.2018 | | | |
7 урок | Сочини мелодию. | 19.12.2018 | 25.12.2018 | 25.12.2018 | | | |
8 урок | «Азбука, азбука каждому нужна». Музыкальная азбука. | 26.12.2018 | 15.01.2019 | 15.01.2019 | | | |
9 урок | Обобщающий урок «Музыка вокруг нас». | 09.01.2019 | 13.11.2018 | 13.11.2018 | | | |
10 урок | Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа. | 16.01.2019 | 20.11.2018 | 20.11.2018 | | | |
11 урок | Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа. | 23.01.2019 | 27.11.2018 | 27.11.2018 | | | |
12 урок | Звучащие картины. | 30.01.2019 | 04.12.2018 | 04.12.2018 | | | |
13 урок | Разыграй песню. | 06.02.2019 | 11.12.2018 | 11.12.2018 | | | |
14 урок | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | 13.02.2019 | 18.12.2018 | 18.12.2018 | | | |
15 урок | Добрый праздник среди зимы. | 07.11.2018 | 25.12.2018 | 25.12.2018 | | | |
16 урок | Обобщающий урок «Музыка вокруг нас». | 14.11.2018 | 15.01.2019 | 15.01.2019 | | | |
17 урок | Край, в котором ты живешь. | 21.11.2018 | 22.01.2019 | 22.01.2019 | | | |
18 урок | Поэт, художник, композитор | 28.11.2018 | 29.01.2019 | 29.01.2019 | | | |
19 урок | Поэт, художник, композитор | 05.12.2018 | 05.02.2019 | 05.02.2019 | | | |
20 урок | Музыка утра | 12.12.2018 | 12.02.2019 | 12.02.2019 | | | |
21 урок | Музыка вечера | 19.12.2018 | | | | | |
22 урок | Музыкальные портреты | 26.12.2018 | | | | | |
23 урок | Разыграй сказку («Баба-Яга», русская народная сказка) У каждого свой музыкальный инструмент. | | | | | | |
24 урок | Музы не молчали. Музыкальные инструменты. | | | | | | |
25 урок | Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня». Звучащие картины. | | | | | | |
26 урок | Музыка в цирке. | | | | | | |
27 урок | Музыка в цирке. | | | | | | |
28 урок | Дом, который звучит. Опера-сказка. | | | | | | |
29 урок | Дом, который звучит. Опера-сказка. | | | | | | |
30 урок | «Ничего на свете лучше нету». | | | | | | |
31 урок | «Ничего на свете лучше нету». | | | | | | |
32 урок | Афиша. Программка. Твой музыкальный словарик. | | | | | | |
33 урок | Заключительный урок-концерт «Я люблю тебя, музыка» | | | | | | |
Рассмотрено на заседании ШМО Учителей музыки, ИЗО, технологии _______________ /А.В. Соколова / Протокол № ____ «__» ________ 2018 г. | Согласовано Зам.директора по УВР ___________ /Г.А. Жукова/ «___» _________ 2018 г. |
| |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Городского округа Ступино Московской области
| УТВЕРЖАЮ: Директор МБОУ «СОШ №2» _________________ /Л. Н. Макаренко/ «__» ____________ 2018 год. |
Рабочая программа
по музыке
4 класс
Составитель: Зениренко Ирина Владимировна,
учитель музыки
2018 г.
Ступино
Рабочая программа составлена на основе:
- требований ФГОС НОО;
- основной образовательной программы МБОУ СОШ №2 с учётом планируемых к использованию учебно-методических материалов;
- методические рекомендации по составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС, рекомендованных управлением образования администрации Ступинского муниципального района 01. 06. 2016 г.;
-авторской программы Г.П. Сергеевой «Музыка 1-4 классы».
Программа рассчитана на 34 учебных недели при нагрузке 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 1 класс», Москва, «Просвещение», 2015 год.
Планируемы результаты 4-ый класс.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; – уважительное отношение к культуре других народов; – сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; – овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; – формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; – определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально- эстетической деятельности; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; – позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; – формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; – умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; – формирование общего представления о музыкальной картине мира; – знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; – формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; – формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; – умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: – воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности; – ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; – соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности; – общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; – исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально- пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); – определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; – оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Содержание курса 4 класс.
Раздел 1. «Россия — Родина моя». Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий». «В краю великих вдохновений...».Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм». Святые земли Русской. Праздники Русскому православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания ,сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре». Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов, жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале». Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» . Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Тематический план 4 класс.
№ | Разделы и темы | Кол-во часов |
1 | Россия-Родина моя | 3ч. |
2 | О России петь – что стремиться в храм | 1ч. |
3 | День, полный событий | 5ч. |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 1ч. |
5 | В концертном зале | 4ч. |
6 | День, полный событий | 2ч. |
7 | В музыкальном театре | 7ч. |
8 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 3ч. |
9 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 1ч. |
10 | О России петь – что стремиться в храм | 3ч. |
11 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 2ч. |
12 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 2ч. |
Всего: 34 часа
Приложение.
Календарно - тематическое планирование.
4 класс.
№ урока | Разделы и темы | Дата по плану | Дата по факту |
4а | 4б | 4в | 4а | 4б | 4в |
1 урок | Мелодия. Ты запой мне ту песню… | 05.09.2018 | 05.09.2018 | 03.09.2018 | | | |
2 урок | Как сложили песню. Звучащие картины. | 12.09.2018 | 12.09.2018 | 10.09.2018 | | | |
3 урок | Жанр песни-плача. Я пойду по полю белому… | 19.09.2018 | 19.09.2018 | 17.09.2018 | | | |
4 урок | Святые земли Русской. | 26.09.2018 | 26.09.2018 | 24.09.2018 | | | |
5 урок | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» Пушкин и музыка | 03.10.2018 | 03.10.2018 | 01.10.2018 | | | |
6 урок | «Что за прелесть эти сказки!!! Три чуда | 10.10.2018 | 10.10.2018 | 08.10.2018 | | | |
7 урок | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь | 17.10.2018 | 17.10.2018 | 15.10.2018 | | | |
8 урок | «Приют, сияньем муз одетый…» Светская музыка пушкинской поры | 24.10.2018 | 24.10.2018 | 22.10.2018 | | | |
9 урок | Обобщающий урок «Россия-Родина моя» | 07.11.2018 | 07.11.2018 | 12.11.2018 | | | |
10 урок | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 14.11.2018 | 14.11.2018 | 19.11.2018 | | | |
11 урок | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо | 21.11.2018 | 21.11.2018 | 26.11.2018 | | | |
12 урок | Старый замок. Счастье в сирени живет… Музыка природы | 28.11.2018 | 28.11.2018 | 03.12.2018 | | | |
13 урок | Мир образов Бетховена, Глинки, Чайковского | 05.12.2018 | 05.12.2018 | 10.12.2018 | | | |
14 урок | Царит гармония оркестра | 12.12.2018 | 12.12.2018 | 17.12.2018 | | | |
15 урок | Пушкин и музыка. Зимнее утро. Зимний вечер. | 19.12.2018 | 19.12.2018 | 24.12.2018 | | | |
16 урок | Музыка на новогоднем празднике | 26.12.2018 | 26.12.2018 | 14.01.2019 | | | |
17 урок | Инструментальная музыка. Опера «Иван Сусанин». | 09.01.2019 | 09.01.2019 | 21.01.2019 | | | |
18 урок | Инструментальная музыка. Опера «Иван Сусанин». | 16.01.2019 | 16.01.2019 | 28.01.2019 | | | |
19 урок | Песня – ария. Опера «Хованщина» | 23.01.2019 | 23.01.2019 | 04.02.2019 | | | |
20 урок | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы | 30.01.2019 | 30.01.2019 | 11.02.2019 | | | |
21 урок | Народные мелодии в современной трактовке. Балет «Петрушка» | 06.02.2019 | 06.02.2019 | | | | |
22 урок | Театр музыкальной комедии | 13.02.2019 | 13.02.2019 | | | | |
23 урок | Мюзикл. Сходство и различие жанров сценической музыки. | | | | | | |
24 урок | Мир музыки Рахманинова. Прелюдия. Исповедь души. | | | | | | |
25 урок | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | | | | | | |
26 урок | Мастерство исполнителя. Искусство фортепианной игры. Авторская песня. | | | | | | |
27 урок | Мастерство исполнителя. Искусство фортепианной игры. Авторская песня. | | | | | | |
28 урок | Праздников праздник, торжество из торжеств. | | | | | | |
29 урок | Родной обычай старины. Светлый праздник. | | | | | | |
30 урок | Славянские святые Кирилл и Мефодий. | | | | | | |
31 урок | Народные праздники. «Троица».Церковные песнопения. | | | | | | |
32 урок | Народные праздники. «Троица».Церковные песнопения. | | | | | | |
33 урок | В каждой интонации спрятан человек | | | | | | |
34 урок | Муз.сказочник. Муз.живопись. Образ Родины в музыке рус.композиторов. | | | | | | |
Рассмотрено на заседании ШМО Учителей музыки, ИЗО, технологии _______________ /И.В.Зениренко/ Протокол № ____ «__» ________ 2018 г. | Согласовано Зам.директора по УВР ___________ /Г.А. Жукова/ «___» _________ 2018 г. |