СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке 1-4 классы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке 1-4 классы»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по музыке 1-4 классы




Программа разработана на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы» , авторы: , Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, «Просвещение», 2011 г.






1.Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • обогащение знаний о музыкальном искусстве;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

  • изучение особенностей музыкального языка;

  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.


№ п/п


Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Музыка в жизни человека.

30 ч.

35 ч.

14 ч.

13 ч.

4 ч.

4 ч.

2.

Основные закономерности музыкального искусства

60 ч.

66 ч.

2 ч.

17 ч.

24 ч.

23 ч.

3.

Музыкальная картина мира.

30 ч.

34 ч.

17 ч.

4 ч.

6 ч.

7 ч.

4.

Резерв.

15 ч.







ИТОГО:

135 ч

135 ч

33 ч

34 ч

34 ч

34 ч



Тематическое распределение количества часов:

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов



Государственная программа

Рабочая программа


1 класс


33 ч.

33 ч.

I

Тема полугодия:

«Музыка вокруг нас»

16

16


1 четверть

9

9

1

«И муза вечная со мной»

1

1

2

Хоровод муз

1

1

3

Повсюду музыка слышна 

1

1

4

Душа музыки — мелодия 

1

1

5

Музыка осени

1

1

6

Сочини мелодию

1

1

7

«Азбука, азбука каждому нужна». Из русского былинного сказа

1

1

8

Музыкальная азбука

1

1

9

Обобщающий урок 1 четверти

1

1


2четверть

7

7

10

Музыкальные инструменты.

1

1

11

«Садко». Из русского былинного сказа.

1

1

12

Музыкальные инструменты.

1

1

13

Звучащие картины.

1

1

14

Разыграй сказку («Баба-Яга», русская народная сказка)

1

1

15

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины

1

1

16

Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.

1

1


Тема полугодия:

«МУЗЫКА И ТЫ».


17


17


3четверть

9

9

17

Край, в котором ты живешь.

1

1

18

Художник, поэт, композитор.

1

1

19

Музыка утра.

1

1

20

Музыка вечера.

1

1

21

Музыкальные портреты.

1

1

22

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

1

1

23

Музы не молчали.

1

1

24

Мамин праздник.

1

1

25

Обобщающий урок 3 четверти

1

1


4 четверть

8

8

26

Музыкальные инструменты.У каждого свой музыкальный инструмент.

1

1

27

Музыкальные инструменты.

1

1

28

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

1

1

29

Музыка в цирке.

1

1

30

Дом, который звучит.

1

1

31

Опера-сказка.

1

1

32

«Ничего на свете лучше нету»

1

1

33

Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

1

1


Итого:

33

33



Тематическое распределение количества часов:

Разделы, темы

Количество

часов


2 класс


Государст-

венная

программа

рабочая программа

I.

«Россия-Родина моя».

3

3

1

Мелодия.

1

1

2

Здравствуй, Родина моя!

1

1

3

Гимн России.

1

1

II.

День, полный событий.

6

6

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1

1

5

Природа и музыка.

1

1

6

Танцы, танцы, танцы…

1

1

7

Эти разные марши.

1

1

8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

1

1

9

Обобщающий урок 1 четверти.

1

1

III

О России петь – что стремиться в храм

4

4

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1

1

11

Святые земли Русской

1

1

12

Утренняя молитва

1

1

13

С Рождеством Христовым!

1

1

IV

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

5

5

14

Русские народные инструменты.

1

1

15

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

1

16

Обобщающий урок 2 четверти.

1

1

17

Проводы зимы.

1

1

18

Встреча весны.

1

1

V

«В музыкальном театре»

11

11

19

Сказка будет впереди. Детский муз. театр. Опера. Балет.

1

1

20

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера

1

1

21

Опера «Руслан и Людмила».

1

1

22

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

1

1

23

Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье.

1

1

24

Симфоническая сказка.

1

1

25

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.Обобщающий урок 3 четверти.

2

2

26

27

«Звучит нестареющий Моцарт».


1

1

28

«Звучит нестареющий Моцарт». Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

1

1

29

Волшебный цветик-семицветик.

И все это – Бах.

1

1

VI

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

5

5

30

Все в движении. Попутная песня

1

1

31

Музыка учит людей понимать друг друга

1

1

32

Два лада. Легенда. Природа и музыка.

1

1

33

Печаль моя светла. Первый.

1

1

34

Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.

1

1


итого

34

34


Тематическое распределение количества часов:

___

Разделы, темы

___________________________________________________

3 класс

Количество часов


Государст-венная

программа

рабочая программа

I.

Россия-Родина моя.

5

5

1

Мелодия – душа музыки.

1

1

2

Природа и музыка.

1

1

3

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

1

1

4

Кантата «Александр Невский».

1

1

5

Опера «Иван Сусанин».

1

1

II.

День, полный событий.

4

4

6

Утро.

1

1

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

1

8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

1

1

9

Обобщающий урок 1 четверти.

1

1

III.

«О России петь – что стремиться в храм».

4

4

10

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

1

1

11

Древнейшая песнь материнства.

1

1

12

Вербное Воскресение. Вербочки..

1

1

13

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1

1

IV.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

3

14

Настрою гусли на старинный лад… (былины).

1

1

15

Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…»

1

1

16

Обобщающий урок 2 четверти.

1

1



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1

1

17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

1

1

V.

В музыкальном театре.

5

5

18

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

1

1

19

Опера «Орфей и Эвридика».

1

1

20

Опера «Снегурочка». «Океан – море синее»..

1

1

21

Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу.

1

1

22

В современных ритмах (мюзикл).

1

1

VI.

В концертном зале.

4

4

23

Музыкальное состязание (концерт).

1

1

24

«Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

1

1

25

Музыкальные инструменты (скрипка).

1

1

26

Обобщающий урок III четверти.


1

1


В концертном зале.

2

2

27

Сюита «Пер Гюнт».

1

1

28

Мир Бетховена «Героическая! Призыв к мужеству.

1

1

VII

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

6

6

29

Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

1

1

30

Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева.

1

1

31

Певцы родной природы.

1

1

32

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

1

1

33

«Радость к солнцу нас зовет».

1

1

34

Обобщающий урок. Заключительный урок – концерт.

1

1


итого

34

34


Разделы, темы


4 класс

Количество часов


государст-венная программа

рабочая программа

I.

Россия-Родина моя.

3

3

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».

1

1

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

1

3

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»

1

1

II.

«О России петь, что стремиться в храм» ( 1 ч.)

1

1

4

«Святые Земли Русской».


1

1

II.

День, полный событий.

5

5

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

1

6

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

1

1

7

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1

1

8

«Приют, сияньем муз одетый…».

1

1

9

Обобщающий урок I четверти

1

1


III.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»


2

2

10

«Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России».

1

1

11

«Оркестр Русских Народных Инструментов. Творческие коллективы Кубани.

1

1

IV.

«В концертном зале» ( 5 часов)


5

5

12

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

1

1

13

«Старый замок». «Счастье в сирени живет….»

1

1

14

Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы.

1

1

15

«Патетическая соната. Годы странствий». Царит гармония оркестра.

1

1

16

Обобщающий урок II четверти.

1

1

V.

«День, полный событий» (1 ч.)

1

1

17

Зимнее утро. Зимний вечер.


1

1

VI.

«В музыкальном театре» (6ч ).

6

6

18

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля.

1

1

19

Опера «Иван Сусанин». « Сцена в лесу».

1

1

20

Опера «Хованщина» - «Исходила младешенька».

1

1

21

Русский Восток. Сезам, откройся. Восточные мотивы.

1

1

22

Балет «Петрушка».

1

1

23

Театр музыкальной комедии.



VII.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»


3

3

24

Прелюдия. Исповедь души.

1

1

25

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

1

26

Обобщающий урок III четверти.

1

1

VIII. «О России петь – что стремиться в храм».

3

3

27

Праздников праздник, торжество из торжеств.Ангел вопияше.

1

1

28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

1

29

Кирилл и Мефодий.

1

1

IX.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1

1

30

Народные праздники. Троица.

1

1

X.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

4

4

31

В интонации спрятан человек.

1

1

32

Музыкальный сказочник.

1

1

33

Опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке»

1

1

34

Обобщающий урок IV четверти. Заключительный урок – концерт.

1

1


итого

34

34


3. Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

4. Описание места учебного предмета.

В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

6. Результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

  • уважительное отношение к культуре других народов:

  • эстетические потребности, ценности и чувства

  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

  • Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

1.Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной

  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

2.Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм

  • построения музыки;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

3. Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

7. Содержание программы учебного предмета «Музыка»

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.

«Музыка в жизни человека». 35 ч.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.

« Основные закономерности музыкального искусства» .66ч.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

«Музыкальная картина мира».34 ч.

Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты.

учебно-методическое обеспечение

1. Дополнительная литература для учителя.

1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.

2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.

Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.

2. Информационно-коммуникативные средства.

1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

3. Наглядные пособия.

1. Портреты композиторов. 2. Альбомы с демонстрационным материалом.

4. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru