РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке 1-4 классы
Программа разработана на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы» , авторы: , Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, «Просвещение», 2011 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
Цели программы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам |
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
1. | Музыка в жизни человека. | 30 ч. | 35 ч. | 14 ч. | 13 ч. | 4 ч. | 4 ч. |
2. | Основные закономерности музыкального искусства | 60 ч. | 66 ч. | 2 ч. | 17 ч. | 24 ч. | 23 ч. |
3. | Музыкальная картина мира. | 30 ч. | 34 ч. | 17 ч. | 4 ч. | 6 ч. | 7 ч. |
4. | Резерв. | 15 ч. | | | | | |
| ИТОГО: | 135 ч | 135 ч | 33 ч | 34 ч | 34 ч | 34 ч |
Тематическое распределение количества часов:
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов |
| | Государственная программа | Рабочая программа |
| 1 класс | 33 ч. | 33 ч. |
I | Тема полугодия: «Музыка вокруг нас» | 16 | 16 |
| 1 четверть | 9 | 9 |
1 | «И муза вечная со мной» | 1 | 1 |
2 | Хоровод муз | 1 | 1 |
3 | Повсюду музыка слышна | 1 | 1 |
4 | Душа музыки — мелодия | 1 | 1 |
5 | Музыка осени | 1 | 1 |
6 | Сочини мелодию | 1 | 1 |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна». Из русского былинного сказа | 1 | 1 |
8 | Музыкальная азбука | 1 | 1 |
9 | Обобщающий урок 1 четверти | 1 | 1 |
| 2четверть | 7 | 7 |
10 | Музыкальные инструменты. | 1 | 1 |
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 | 1 |
12 | Музыкальные инструменты. | 1 | 1 |
13 | Звучащие картины. | 1 | 1 |
14 | Разыграй сказку («Баба-Яга», русская народная сказка) | 1 | 1 |
15 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины | 1 | 1 |
16 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. | 1 | 1 |
| Тема полугодия: «МУЗЫКА И ТЫ». | 17 | 17 |
| 3четверть | 9 | 9 |
17 | Край, в котором ты живешь. | 1 | 1 |
18 | Художник, поэт, композитор. | 1 | 1 |
19 | Музыка утра. | 1 | 1 |
20 | Музыка вечера. | 1 | 1 |
21 | Музыкальные портреты. | 1 | 1 |
22 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 | 1 |
23 | Музы не молчали. | 1 | 1 |
24 | Мамин праздник. | 1 | 1 |
25 | Обобщающий урок 3 четверти | 1 | 1 |
| 4 четверть | 8 | 8 |
26 | Музыкальные инструменты.У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 | 1 |
27 | Музыкальные инструменты. | 1 | 1 |
28 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 1 | 1 |
29 | Музыка в цирке. | 1 | 1 |
30 | Дом, который звучит. | 1 | 1 |
31 | Опера-сказка. | 1 | 1 |
32 | «Ничего на свете лучше нету» | 1 | 1 |
33 | Обобщающий урок. (Урок-концерт.) | 1 | 1 |
| Итого: | 33 | 33 |
Тематическое распределение количества часов:
№ | Разделы, темы | Количество часов |
| 2 класс | Государст- венная программа | рабочая программа |
I. | «Россия-Родина моя». | 3 | 3 |
1 | Мелодия. | 1 | 1 |
2 | Здравствуй, Родина моя! | 1 | 1 |
3 | Гимн России. | 1 | 1 |
II. | День, полный событий. | 6 | 6 |
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1 | 1 |
5 | Природа и музыка. | 1 | 1 |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 1 | 1 |
7 | Эти разные марши. | 1 | 1 |
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | 1 | 1 |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | 1 |
III | О России петь – что стремиться в храм | 4 | 4 |
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 | 1 |
11 | Святые земли Русской | 1 | 1 |
12 | Утренняя молитва | 1 | 1 |
13 | С Рождеством Христовым! | 1 | 1 |
IV | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 5 | 5 |
14 | Русские народные инструменты. | 1 | 1 |
15 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 | 1 |
16 | Обобщающий урок 2 четверти. | 1 | 1 |
17 | Проводы зимы. | 1 | 1 |
18 | Встреча весны. | 1 | 1 |
V | «В музыкальном театре» | 11 | 11 |
19 | Сказка будет впереди. Детский муз. театр. Опера. Балет. | 1 | 1 |
20 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера | 1 | 1 |
21 | Опера «Руслан и Людмила». | 1 | 1 |
22 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | 1 | 1 |
23 | Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье. | 1 | 1 |
24 | Симфоническая сказка. | 1 | 1 |
25 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.Обобщающий урок 3 четверти. | 2 | 2 |
26 |
27 | «Звучит нестареющий Моцарт». | 1 | 1 |
28 | «Звучит нестареющий Моцарт». Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». | 1 | 1 |
29 | Волшебный цветик-семицветик. И все это – Бах. | 1 | 1 |
VI | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». | 5 | 5 |
30 | Все в движении. Попутная песня | 1 | 1 |
31 | Музыка учит людей понимать друг друга | 1 | 1 |
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. | 1 | 1 |
33 | Печаль моя светла. Первый. | 1 | 1 |
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. | 1 | 1 |
| итого | 34 | 34 |
Тематическое распределение количества часов:
№ ___ | Разделы, темы ___________________________________________________ 3 класс | Количество часов |
Государст-венная программа | рабочая программа |
I. | Россия-Родина моя. | 5 | 5 |
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 | 1 |
2 | Природа и музыка. | 1 | 1 |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава. | 1 | 1 |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 | 1 |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 | 1 |
II. | День, полный событий. | 4 | 4 |
6 | Утро. | 1 | 1 |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 | 1 |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 | 1 |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | 1 |
III. | «О России петь – что стремиться в храм». | 4 | 4 |
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 | 1 |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 1 | 1 |
12 | Вербное Воскресение. Вербочки.. | 1 | 1 |
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 | 1 |
IV. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | 3 |
14 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). | 1 | 1 |
15 | Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» | 1 | 1 |
16 | Обобщающий урок 2 четверти. | 1 | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 1 | 1 |
17 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | 1 | 1 |
V. | В музыкальном театре. | 5 | 5 |
18 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. | 1 | 1 |
19 | Опера «Орфей и Эвридика». | 1 | 1 |
20 | Опера «Снегурочка». «Океан – море синее».. | 1 | 1 |
21 | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | 1 | 1 |
22 | В современных ритмах (мюзикл). | 1 | 1 |
VI. | В концертном зале. | 4 | 4 |
23 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 | 1 |
24 | «Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 | 1 |
25 | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 | 1 |
26 | Обобщающий урок III четверти. | 1 | 1 |
| В концертном зале. | 2 | 2 |
27 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 | 1 |
28 | Мир Бетховена «Героическая! Призыв к мужеству. | 1 | 1 |
VII | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 6 | 6 |
29 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 | 1 |
30 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. | 1 | 1 |
31 | Певцы родной природы. | 1 | 1 |
32 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 | 1 |
33 | «Радость к солнцу нас зовет». | 1 | 1 |
34 | Обобщающий урок. Заключительный урок – концерт. | 1 | 1 |
| итого | 34 | 34 |
№ | Разделы, темы 4 класс | Количество часов |
государст-венная программа | рабочая программа |
I. | Россия-Родина моя. | 3 | 3 |
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». | 1 | 1 |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 | 1 |
3 | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 1 | 1 |
II. | «О России петь, что стремиться в храм» ( 1 ч.) | 1 | 1 |
4 | «Святые Земли Русской». | 1 | 1 |
II. | День, полный событий. | 5 | 5 |
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 | 1 |
6 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | 1 | 1 |
7 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 | 1 |
8 | «Приют, сияньем муз одетый…». | 1 | 1 |
9 | Обобщающий урок I четверти | 1 | 1 |
III. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 2 | 2 |
10 | «Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России». | 1 | 1 |
11 | «Оркестр Русских Народных Инструментов. Творческие коллективы Кубани. | 1 | 1 |
IV. | «В концертном зале» ( 5 часов) | 5 | 5 |
12 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 1 | 1 |
13 | «Старый замок». «Счастье в сирени живет….» | 1 | 1 |
14 | Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы. | 1 | 1 |
15 | «Патетическая соната. Годы странствий». Царит гармония оркестра. | 1 | 1 |
16 | Обобщающий урок II четверти. | 1 | 1 |
V. | «День, полный событий» (1 ч.) | 1 | 1 |
17 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 | 1 |
VI. | «В музыкальном театре» (6ч ). | 6 | 6 |
18 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. | 1 | 1 |
19 | Опера «Иван Сусанин». « Сцена в лесу». | 1 | 1 |
20 | Опера «Хованщина» - «Исходила младешенька». | 1 | 1 |
21 | Русский Восток. Сезам, откройся. Восточные мотивы. | 1 | 1 |
22 | Балет «Петрушка». | 1 | 1 |
23 | Театр музыкальной комедии. | | |
VII. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 3 | 3 |
24 | Прелюдия. Исповедь души. | 1 | 1 |
25 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 1 | 1 |
26 | Обобщающий урок III четверти. | 1 | 1 |
VIII. «О России петь – что стремиться в храм». | 3 | 3 |
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств.Ангел вопияше. | 1 | 1 |
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | 1 |
29 | Кирилл и Мефодий. | 1 | 1 |
IX. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 1 | 1 |
30 | Народные праздники. Троица. | 1 | 1 |
X. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 4 | 4 |
31 | В интонации спрятан человек. | 1 | 1 |
32 | Музыкальный сказочник. | 1 | 1 |
33 | Опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» | 1 | 1 |
34 | Обобщающий урок IV четверти. Заключительный урок – концерт. | 1 | 1 |
| итого | 34 | 34 |
3. Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
4. Описание места учебного предмета.
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
6. Результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
7. Содержание программы учебного предмета «Музыка»
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.
«Музыка в жизни человека». 35 ч.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.
« Основные закономерности музыкального искусства» .66ч.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
«Музыкальная картина мира».34 ч.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты.
учебно-методическое обеспечение
1. Дополнительная литература для учителя.
1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.
2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.
Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.
2. Информационно-коммуникативные средства.
1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
3. Наглядные пособия.
1. Портреты композиторов. 2. Альбомы с демонстрационным материалом.
4. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru