Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
городского округа Реутов
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «СОШ №5»
____________И.К. Евдокимова
«_____» ________2021 г.
Рабочая программа учителя Костюченко Н.А.
по музыке, 1-В класс
(базовый уровень)
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса составлена учителем начальных классов Костюченко Натальей Августовной на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Рабочая программа учебного предмета «Музыка» на уровень начального общего образования МБОУ СОШ №5 г. Реутова.
2.Календарный учебный график школы на 2021/2022 учебный год.
Цель программы: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Место курса в учебном плане
На изучение учебного предмета «Музыка» в 1 классе начальной школы выделяется 1 час в неделю, 33 часа в год.
Характеристика 1-В класса
В классе 29 учеников, 12 мальчиков и 17 девочек. Уровень подготовки обучающихся позволяет начать освоение программы и не требует корректировки в содержании.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Ученик к концу 1 класса научится:
укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
расширять музыкальный кругозор;
формировать положительное отношение к учению;
внимательно слушать музыку, анализировать её;
сочинять простейшие мелодии к песенкам – попевкам;
уважительно относится к чувствам и настроениям другого человека;
интересоваться отдельными видами музыкально-практической деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик к концу 1 класса научится:
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
выбирать способы решения проблем поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
выполнять учебные действия в качестве слушателя;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выполнять учебные действия в качестве композитора;
выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Ученик получит возможность научиться:
преобразовывать познавательную задачу в практическую;
составлять план и последовательность действий;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Ученик научится:
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять и выделять необходимую информацию;
осуществлять поиск необходимой информации;
осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы);
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
формулировать собственное мнение и позицию;
слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Ученик получит возможность научиться:
ставить вопросы;
обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
формулировать свои затруднения.
проявлять активность в решении познавательных задач.
Предметные результаты:
Ученик научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
соотносить выразительные и изобразительные интонации;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
развивать художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
развивать художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
размышлять о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мир.
Содержание программы
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» 16 ч.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «Музыка и ты» 17ч
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Музыка вокруг нас | 16 ч. |
2 | Музыка и ты | 17 ч. |
3 | ИТОГО | 33 ч |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
Музыка. 1 класс
№ | Тема урока | План. дата | Факт. дата | Примечание |
| «И Муза вечная со мной!» | 01.09-03.09 | | |
| Хоровод муз. | 06.09-10.09 | | |
| Повсюду музыка слышна. | 13.09-17.09 | | |
| Душа музыки – мелодия. | 20.09-24.09 | | |
| Музыка осени. | 27.09-01.10 | | |
| Сочини мелодию. | 11.10-15.10 | | |
| «Азбука, азбука каждому нужна…» | 18.10-22.10 | | |
| Музыкальная азбука. | 25.10-29.10 | | |
| Музыка вокруг нас. | 01.11-05.11 | | |
| Музыкальные инструменты (народные инструменты). | 08.11-12.11 | | |
| Народный сказ о певце-гусляре Садко. | 22.11-26.11 | | |
| Музыкальные инструменты: флейта, арфа. | 29.11-03.12 | | |
| Звучащие картины. | 06.12-10.12 | | |
| Разыграй песню. | 13.12-17.12 | | |
| Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | 20.12-24.12 | | |
| Добрый праздник среди зимы. | 27.12-30.12 | | |
| Образ Родины в музыке. | 10.01-14.01 | | |
| Художник, поэт, композитор. | 17.01-21.01 | | |
| Музыка утра. | 24.01-28.01 | | |
| Музыка вечера. | 31.01-04.02 | | |
| Музыкальные портреты. | 07.02-11.02 | | |
| Разыграй сказку. | 14.02-18.02 | | |
| Образы защитников Отечества в музыке. | 28.02-04.03 | | |
| Мамин праздник. | 07.03-11.03 | | |
| Музыкальные инструменты. | 14.03-18.03 | | |
| Музыкальные инструменты. | 21.03-25.03 | | |
| «Чудесная лютня». Звучащие картины. | 28.03-01.04 | | |
| Музыка в цирке. | 11.04-15.04 | | |
| Дом, который звучит. | 18.04-22.04 | | |
| Опера-сказка. | 25.04-29.04 | | |
| Музыка для мультфильмов. | 02.05-06.05 | | |
| Музыка для мультфильмов. | 09.05-13.05 | | |
| Обобщающий урок. | 16.05-20.05 | | |
9