Пояснительная записка
1 класс
Рабочая программа по предмету «Музыка» для первого класса разработана на основе примерной программы по музыке - «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2018.
С учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 6 октября 2009 г. №373).
На учебный предмет «Музыка» отводится в 1 классе 33 часа (из расчета 1 час в неделю).
Рабочая программа по музыке для 1-4 классов составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным общеобразовательным стандартом содержания начального общего образования и отражённых в его примерной программе курса музыки.
Программа направлена на реализацию следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка».
1 КЛАСС
Предметные
Учащиеся научатся:
основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:
узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
выполнять творческие музыкально-композиционные задания;
пользоваться вместе с взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
Личностные
У учащихся будет сформировано:
положительное отношение к урокам музыки;
Чувство гордости за свою Родину, российский народ;
Уважительное отношение к культуре других народов.
Учащиеся получат возможность для формирования:
мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;
эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
вносить коррективы в свою работу;
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей.
Познавательные
Учащиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;
сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Разделы программы
Раздел I «Музыка вокруг нас» (16 ч.) Раздел II «Музыка и ты» (17 ч.)
Основное содержание программы
Раздел 1 «Музыка вокруг нас». (16 ч) Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2 «Музыка и ты». (17 ч) Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Перечень учебно-методических средств обучения:
Описание материально-технического обеспечения
Пианино
Магнитофон
Аудиозаписи детских песен CD-дисках
Классические произведения для слушания (CD)
Таблицы: нотные, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп, расположение партий в хоре
Комплект детских музыкальных инструментов: флейта, бубен, треугольник, маракасы, кастаньеты, ложки, трещотки тон-блок, клавесы. Дирижерская палочка
Перечень используемого учебно-методического комплекта
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2018.
2. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 1 класс» /Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина/ - 3 СD, mp3.
Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Раздел - «Музыка вокруг нас» | 16 | 1 А | 1 Б | 1 В |
1. | «И Муза вечная со мной!» Урок – путешествие. | 1 | 03.09 | 02.09 | 02.09 |
2. | Хоровод муз. Урок – экскурсия. | 1 | 10.09 | 09.09 | 09.09 |
3. | «Повсюду музыка слышна…» Урок – игра. | 1 | 17.09 | 16.09 | 16.09 |
4. | Душа музыки – мелодия. Урок – путешествие. | 1 | 24.09 | 23.09 | 23.09 |
5. | Музыка осени. Урок - экскурсия. | 1 | 01.10 | 30.10 | 30.09 |
6. | Сочини мелодию. Урок-игра. | 1 | 08.10 | 07.10 | 07.10 |
7. | «Азбука, азбука каждому нужна» Урок - игра. | 1 | 17.10 | 16.10 | 16.10 |
8. | Музыкальная азбука Урок - викторина. | 1 | 22.10 | 21.10 | 21.10 |
9. | Музыкальные инструменты (свирель, рожок, гусли). Урок - игра. | 1 | 05.11 | 04.11 | 04.11 |
10. | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 | 12.11 | 11.11 | 11.11 |
11. | Музыкальные инструменты. | 1 | 19.11 | 18.11 | 18.11 |
12. | Звучащие картины. | 1 | 26.11 | 25.11 | 25.11 |
13. | Разыграй песню. | 1 | 03.12 | 02.12 | 02.12 |
14. | Пришло Рождество, начинается торжество. | 1 | 10.12 | 09.12 | 09.12 |
15. | Родной обычай старины. | 1 | 17.12 | 16.12 | 16.12 |
16. | Добрый праздник среди зимы. | 1 | 24.12 | 23.12 | 23.12 |
2 | Раздел – «Музыка и ты» | 17 | | | |
17. | Край, в котором ты живешь. | 1 | 14.01 | 13.01 | 13.01 |
18. | Художник, поэт, композитор. | 1 | 21.01 | 20.01 | 20.01 |
19. | Музыка утра. | 1 | 28.01 | 27.01 | 27.01 |
20. | Музыка вечера. | 1 | 04.02 | 03.02 | 03.02 |
21. | Музыкальные портреты. | 1 | 18.02 | 17.02 | 17.02 |
22. | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 | 25.02 | 24.02 | 24.02 |
23. | У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 | 04.03 | 03.03 | 03.03 |
24. | Музы не молчали. | 1 | 11.03 | 10.03 | 10.03 |
25. | Мамин праздник. | 1 | 18.03 | 17.03. | 17.03 |
26. | Музыкальные инструменты | 1 | 01.04 | 31.03 | 31.03 |
27. | Чудесная лютня. | 1 | 08.04 | 07.04 | 07.04 |
28. | Музыкальные инструменты. Звучащие картины. | 1 | 15.04 | 14.04 | 14.04 |
29. | Музыка в цирке. | 1 | 22.04 | 21.04 | 21.04 |
30. | Дом, который звучит. | 1 | 29.04 | 28.04 | 28.04 |
31. | Опера-сказка. | 1 | 06.05 | 05.05 | 05.05 |
32. | «Ничего на свете лучше нету». | 1 | 13.05 | 12.05 | 15.05 |
33. | Урок- концерт | 1 | 20.05 | 19.05 | 19.05 |